Libmonster ID: RU-16416
Автор(ы) публикации: М. Мещанинов

На протяжении многих десятилетий Монголия остается для России важным торговым партнером в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Давние традиции добрососедских отношений, экономических связей содействуют дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества.

Особое место Монголия занимает во внешнеторговой деятельности приграничных регионов России, таких как Республика Бурятия, Республика Тыва (ранее - Тува), Республика Алтай, Алтайский край, Иркутская, Кемеровская, Читинская области и другие российские территории (протяженность российско-монгольской границы составляет 3543 км). Так, Читинская область (Забайкалье) имеет довольно протяженный участок границы с Монголией и поддерживает связи с тремя соседними аймаками - Селенгинским, Хэнтэйским и Восточным. Общая граница связывает Баян- Ульгийский, Кобдоский и Убсанурский аймаки с Бурятией, Иркутской областью, Алтайским краем, Республикой Алтай, Республикой Тыва. Монголия является традиционным поставщиком разного рода сырья для предприятий соседних российских территорий. Вместе с тем она налаживает и развивает связи с другими регионами России.

До 1990 г. торгово-экономическое сотрудничество между СССР и Монголией осуществлялось в централизованном порядке - на общегосударственном уровне, когда взаимные поставки товаров регулировались пятилетними планами, а в их рамках - годовыми планами. Но оно постоянно дополнялось торгово- экономическими связями на межрегиональном и приграничном уровнях. Оборот регионального сотрудничества был частью общего советско- монгольского товарооборота. Наиболее яркими примерами приграничной торговли можно назвать поставки Гусиноозерской гидроэлектростанцией электроэнергии в Монголию и монгольские поставки мяса на Иркутский мясокомбинат. В 1980-х гг. приграничное сотрудничество двух стран набирало заметные темпы, закладывая, таким образом, основы для дальнейшего укрепления советско-монгольских отношений. Так, Читинская область, с советской стороны, и Восточный и Хэнтэйский аймаки Монголии, с другой, установили между собой непосредственные и весьма разнообразные контакты: прямые связи с родственными коллективами двух соседних аймаков Монголии поддерживали более сорока промышленных предприятий и учебных заведений. Наиболее успешным было сотрудничество между животноводами. К примеру, несколько тысяч голов тонкорунных овец, переданных Читинской областью Восточному аймаку, позволили начать там весьма перспективное разведение этой породы. При помощи Читинской области в окрестностях монгольского города Чойбалсана было создано крупное откормочное хозяйство на полторы тысячи голов скота. Кроме того, в монгольских аймаках стали довольно широко использоваться методы


Мещанинов Максим Борисович, аспирант Института востоковедения РАН.

(c) 2003

стр. 56


читинских земледельцев по улучшению кормовой базы животноводства, в частности, технология выращивания многолетних трав - рапса и люцерны 1 .

Развитие земледелия в Монголии вызвало к жизни сотрудничество монгольских приграничных полеводческих госхозов Селенгинского аймака МНР и колхозов Бурятской АССР. Пионерами в этой области стали колхоз "Мир" Джидинского района Бурятии и госхоз "Зэлтэр" Селенгинского аймака, расположенные в непосредственной близости от границы.

При помощи СССР в приграничных аймаках МНР сооружались промышленные предприятия, жилые поселки, устанавливались средства связи, в том числе, телевизионные антенны и т.д.

После окончания "холодной войны" и распада Советского Союза условия торгово-экономического сотрудничества между Россией и Монголией изменились.

Во-первых, в начале 1990-х гг. и в России, и в Монголии произошли события, направившие развитие этих государств по пути создания современной демократической политической системы и рыночной экономики. "Российско- монгольские отношения в то время определялись не только общностью целей, но и состоянием российской и монгольской экономик, все еще не вышедших на прямую стабильного экономического роста. Поэтому экономический кризис в России временно привел к фактическому прекращению с ее стороны материально-финансовой и других видов помощи развивающимся странам, в том числе и Монголии, во многом предопределив резкое ухудшение внутриполитической обстановки в тогдашней МНР" 2 . В результате, в самом начале переходного периода Монголия, если и не выпала из системы внешнеполитических приоритетов РФ, то столкнулась с резким падением объемов экономического взаимодействия и разрывом многолетних интеграционных связей между двумя странами в целом, регионами и областями, в том числе.

Во-вторых, поспешный перевод внешнеторговых сделок на расчеты в твердой валюте, острый недостаток которой испытывали обе стороны, пагубно сказался на выполнении взаимных обязательств и привел к резкому падению товарооборота и сужению других форм экономического сотрудничества. Так, в конце 1980-х - начале 1990-х гг. поставки мяса в Россию были прекращены и возобновились только в 1994 г. 3 .

В-третьих, ухудшение экономического положения приграничных российских и монгольских регионов породило бартерную торговлю, что не дает возможности произвести точную стоимостную оценку взаимного товарооборота, особенно до 1995 г. В общем Россия утратила прежние позиции на монгольском рынке, подобно тому, как это произошло на рынках других бывших социалистических государств.

В-четвертых, возобновление торгово-экономического сотрудничества происходило в обстановке острой конкуренции со стороны появившихся у Монголии новых серьезных торгово-экономических партнеров в лице Китая, Японии, США, Республики Корея, стран-членов Европейского Союза. Приграничное сотрудничество также перестало быть монополией России, так как восстановление монгольско-китайских отношений, последовавшее за выводом советских войск с территории МНР, стимулировало не только активную приграничную торговлю Монголии с Китаем, но и быстрое завоевание китайским бизнесом монгольского рынка в целом. В этом случае России, еще только начавшей переходить на рыночные принципы хозяйствования, пришлось столкнуться с достаточно мощным конкурентом, значительно опередившим ее на этом пути. В целом двусторонняя торговля России и Монголии как основная форма их сотрудничества в течение последнего десятилетия развивалась нестабильно, а объемы ее оставались на низком уровне. Желанная тенденция к устойчивому росту устанавливается медленными темпами. В 2001 г. в структуре монгольского экспорта на долю России приходилось 10,3%, тогда как на Китай - 55,1%. В монгольском импорте удельный вес России составлял менее

стр. 57


40% 4 . Товарооборот за 2000 г. равнялся 1241,4 тыс. долл. США, а российский экспорт в Монголию - 1182,8 тыс. долл. США 5 По другим данным, на начало 2002 г. доля России составляла менее четверти торгового оборота Монголии, в том числе немногим более 20% импорта и всего 8% экспорта 6 . Но, так или иначе, несмотря на некоторые расхождения в статистических данных, вероятно, следует согласиться с тем, что в целом уровень внешнеэкономических связей между РФ и Монголией к началу 2000-х гг. фактически соответствовал уровню и темпам развития их национальных экономик, отражающих специфику переходного периода на данном этапе 7 .

Обоюдная заинтересованность в возобновлении и развитии двусторонних отношений России и Монголии проявилась как на общегосударственном, так и на региональном уровнях. Первым шагом в этом направлении стал официальный визит в Москву первого президента Монголии П. Очирбата в январе 1993 г., в ходе которого монгольским президентом и президентом РФ Б. Ельциным 20 января был подписан Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией. В статье 8-й этого Договора было записано, что стороны будут проводить в отношении друг друга открытую экономическую политику и развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество. В этих целях они обязуются взаимно предоставлять для участвующих в коммерческой, промышленной и финансовой деятельности государственных и негосударственных предприятий, индивидуальных лиц и других субъектов режим наибольшего благоприятствования. Стороны будут поощрять инвестиционное сотрудничество, в том числе с участием партнеров из третьих стран 8 . При этом особой строкой выделено положение о том, что "Стороны всемерно будут содействовать развитию приграничной торговли и сотрудничества (подчеркнуто автором)" 9 . Таким образом,. Договор от 20 января 1993 г. создал правовую основу для всех форм торгово- экономического сотрудничества России и Монголии, активизировал налаживание торговли между регионами двух стран. В ходе рабочих визитов глав российских регионов - Бурятии, Алтайского края, Тывы, Иркутской, Читинской, а также Свердловской областей с монгольской стороной были подписаны протоколы и соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Большую роль в приграничном сотрудничестве играет транспортная инфраструктура. Прямые связи были установлены между Улан-Баторской и Восточно-Сибирской железными дорогами.

Таким образом, началось формирование новой правовой среды для приграничного сотрудничества; оживилась работа Российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно- техническому сотрудничеству (МПК). В ее рамках стала активнее действовать подкомиссия по региональному и приграничному сотрудничеству, в задачи которой входит координация внешнеэкономической деятельности прилегающих к границе с Монголией российских регионов. На первом заседании подкомиссии, состоявшемся в Улан-Удэ 9 - 10 мая 1997 г., была принята Программа регионального и приграничного сотрудничества между Россией и Монголией, которая затем была обсуждена администрациями заинтересованных субъектов РФ. На заседании подкомиссии были одобрены прямые связи между субъектами РФ и аймаками Монголии, подписанные ими двусторонние протоколы о сотрудничестве и обмене рабочими визитами. Отношения между приграничными регионами России и Монголии регулируются Протоколом первого заседания подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству МПК от 10 мая 1997 г. и Перечнем проектов регионального и приграничного сотрудничества между Россией и Монголией. В декабре 1998 г. в г. Барнауле состоялось заседание Координационного совета по внешним связям ассоциации "Сибирское соглашение", которое рассмотрело состояние торгово-экономического сотрудничества сибирских регионов с Монголией. Необходимо также отметить, что и Россия, и Монголия предприняли необходимые меры, в результате которых

стр. 58


было создано более двух десятков пограничных пропускных пунктов, в том числе действующих круглогодично. Это позволяет регулировать трансграничные торговые потоки, упорядочить и ускорить передвижение грузового и другого автомобильного транспорта.

Правовая среда, в которой развивается региональное сотрудничество двух стран, продолжает пополняться новыми законами. К примеру, в 2002 г. Великий государственный хурал Монголии (парламент) принял закон о создании на северной границе Монголии свободной экономической зоны Алтанбулак 10 .

Согласованная политика в области торгово-экономических отношений России и Монголии в целом и в области приграничного сотрудничества, в частности, отражена в Уланбаторской декларации 2000 г., подписанной президентом РФ В. Путиным и президентом Монголии Н. Багабанди во время визита российского президента в Монголию. В пункте третьем данного документа было сказано, что стороны приветствуют развитие региональных и приграничных контактов и приложат усилия для совершенствования правовых основ дальнейшего их расширения и углубления. Монгольская сторона заинтересована также в активном взаимодействии с региональными структурами Российской Федерации, в том числе с ассоциацией "Сибирское соглашение".

После этого приграничное сотрудничество двух стран получило новый импульс. В ноябре 2001 г. в Иркутске состоялась встреча сибирских губернаторов и президентов республик РФ, граничащих с Монголией, с представителями монгольских правительственных и деловых кругов. На повестке дня стоял вопрос о расширении торгово-экономического сотрудничества России и Монголии и участии в нем регионов двух государств. По итогам встречи был подписан меморандум. Особое внимание интенсификации регионального, в том числе приграничного сотрудничества, было уделено на девятом заседании МПК, которое состоялось в Москве 17 - 21 декабря 2001 г. На нем были рассмотрены выполнение решений 8-го заседания МПК, региональное и приграничное сотрудничество, ход работы над либерализацией двусторонней торговли, сотрудничество в области сельского хозяйства, геологии, инфраструктуры, науки и образования. Были выработаны соответствующие решения о взаимодействии совместных предприятий, о сотрудничестве в 2002 г., уделено внимание урегулированию вопроса, связанного с российской недвижимостью в Монголии. В числе приоритетных рассматривались перспективы совместного участия в международном геологическом проекте по оценке залегания руд в Центральной Азии, проведение картографической съемки, геоэкология. Особо указывалось на необходимость развития сотрудничества в области геологии на региональном уровне. Первые результаты претворения на практике решений 9-го заседания МПК уже достигнуты. Во время форума инвесторов (сентябрь 2002 г., г. Улан-Батор) представители иркутского бизнеса выдвинули предложение о создании туристического центра в окрестностях монгольского озера Хубсугул. А 30 сентября того же года министр промышленности и торговли Монголии Ч. Ганзориг и председатель правительства Республики Алтай РФ М. Лапшин подписали Протокол о совместном освоении на территории Монголии Асгатского месторождения серебра (разведанные ресурсы месторождения оцениваются в 12 тыс. тонн серебра) 11 . У Республики Алтай особый интерес к Асгату, поселку, с которым связан общей судьбой поселок Акташ в Горном Алтае. Освоение Асгатского месторождения даст возможность наладить переработку серебряного концентрата на бездействующем металлургическом заводе Акташа.

В настоящее время Монголия является поставщиком для предприятий, ориентированных на монгольское сырье, а также представляет собой рынок сбыта товаров упомянутых выше российских регионов. В 2000 г. более половины торгового оборота с Монголией приходилось именно на приграничные регионы (более 70%) 12 , и эта доля продолжает увеличиваться.

стр. 59


В приграничном сотрудничестве задействованы такие отрасли как сельское хозяйство (переработка мяса, зерно и удобрения, ветеринария), транспорт, энергетика, добыча и разведка полезных ископаемых, машиностроение и производство товаров широкого потребления. Наиболее активно Монголия сотрудничает с Бурятией, Алтайским краем и Иркутской областью. В Монголии открыты представительства этих регионов.. По данным представителя Иркутской области в Монголии (представительство области открылось в Улан- Баторе в марте 2001 г.), от 38 до 40 процентов российского экспорта в Монголию приходится на этот российский регион 13 . Еще в годы второй мировой войны крупнейший в Азии Иркутский мясоперерабатывающий комбинат принимал монгольский скот и направлял изготовленную из него продукцию на фронт. В настоящее время Иркутский мясокомбинат поддерживает деловые отношения со многими монгольскими партнерами, включая "Мах импэкс", "Разноимпэкс", "Буян". В 1996 г. Иркутская торгово- промышленная палата заключила договор о сотрудничестве с Монгольской торгово-промышленной палатой. На ежегодной ярмарке в Иркутске по старой традиции принимают участие и монгольские бизнесмены. Иркутская область приобретает в соседней Монголии мясо, шерсть, кожи и реализует нефтепродукты, электроэнергию, оборудование для горнодобывающей промышленности. В 1997 г. взаимный торговый оборот составил 47 млн. долл., а за первые восемь месяцев 1998 г. - 29,6 млн. долл. 14 Последнее время возник обоюдный интерес к развитию туризма, к сотрудничеству в области химической промышленности и производства некоторых видов продовольствия.

Так, на основе подписанного в сентябре 1997 г. Соглашения о торгово- экономическом сотрудничестве между Министерством сельского хозяйства и промышленности Монголии и администрацией Алтайского края существенно вырос экспорт в Монголию муки, алкогольных напитков, табачных изделий, взрывчатых веществ. В свою очередь из Монголии возобновились поставки мяса и сырьевых материалов. В 1999 г. в г. Улан-Баторе организовано монголо- российское совместное предприятие для торговли продукцией края, в г. Кобдо (Кобдоский аймак) - совместное предприятие по заготовке и переработке мяса. По контрактам в Монголию поставляются рубероид, семена, дизельные генераторы. Кроме того, контракты на экспорт в Монголию комбикормов и сена заключены между компаниями Алтайского края и Баин-Ульгийским аймаком. Перспективным считается и такое направление сотрудничества как поставки Алтайским краем горюче-смазочных материалов и запасных частей для тепловой дизельной электростанции в г. Ульгий. С Алтайским краем Монголия ведет переговоры о создании свободной экономической зоны.

В апреле 1993 г. в г. Горно-Алтайске (административный центр Республики Алтай) был подписан Протокол о намерениях по развитию прямых связей между Монголией и Республикой Алтай, которая вместе с Алтайским краем является с российской стороны участником промышленной разработки угольных месторождений в Дзабханском аймаке Монголии.

Большую роль в сотрудничестве приграничных регионов России и Монголии играет Республика Бурятия. Развитие Республикой Бурятия внешнеэкономических связей с Монголией получило поддержку на федеральном уровне. Только за 2001 г. объем двусторонней торговли двух регионов увеличился на 35% по сравнению с 2000 г. и достиг почти 26 млн. долл. США, что составило 14% всего товарооборота внешней торговли Бурятии. Доля последней в торговле России с Монголией составит более 11% в том числе в импорте - более 30%. Экспорт республики в Монголию имеет для последней стратегическое значение. Это - электроэнергия, продукция машиностроительного комплекса и продукты питания. В 2001 г. Бурятия экспортировала в соседнюю страну более полутора тыс. тонн макаронных и кондитерских изделий и более 3 тыс. тонн муки, а в 2002 г. ожидалась поставка в Монголию 2 тыс. тонн семян рай-

стр. 60


онированных и качественных зерновых 15 . Монголия поставила Бурятии в 2001г. около 16 тыс. тонн мяса. По предварительным расчетам, в ближайшее время Монголия сможет ежегодно экспортировать 40 тыс. тонн мяса. Правительство Бурятии считает торгово-экономическое сотрудничество с Монголией приоритетным и перспективным 16 . Республика Бурятия и Монголия сейчас заинтересованы в создании свободной таможенной зоны, которая могла бы привлечь отечественных и иностранных инвесторов к развитию производительных сил Бурятии и северных аймаков Монголии и в известной степени внести вклад в решение проблемы, тормозящей рост монгольско-российской торговли, - смягчения российского таможенного режима.

Укрепляются взаимоотношения между Монголией и Республикой Тыва. Это закономерно, так как протяженность их границы составляет 1 тыс. км - едва ли не четверть всей российско-монгольской границы. В приграничных районах Тывы говорят по-монгольски, а до Второй мировой войны в Туве было посольство МНР. Его отозвали, после того как Тува вошла в состав СССР. Сейчас со стороны Монголии широкие связи с Тывой поддерживает Убсанурский аймак 17 . О росте значимости связей сторон свидетельствует открытие 12 октября 2001 г. генерального консульства Монголии в административном центре республики - г. Кызыле (новое консульство одновременно обслуживает Республику Алтай, Алтайский край и Республику Хакасия). Торговый оборот Тывы и Монголии в 2001 г. составил 5 млн. долл. США 18 . Обе стороны неизменно подчеркивают, что у них имеются общие интересы в области экономики и экологии. К ним относятся, например, установление режима судоходства и защита уникальной природной среды в бассейне приграничного с Тывой монгольского озера Убса-Нур (по размерам оно больше Рыбинского водохранилища и немногим меньше Онежского озера). Есть данные о том, что правительство Республики Тыва приглашает монгольских специалистов для изучения опыта строительства микрогэс в поселке Кызыл-Хая.

Налаживается сотрудничество Монголии с Читинской областью В частности, сторонами изучается вопрос о возможности экспорта угля в Читинскую область и регионы Дальнего Востока из каменноугольного разреза Адуунчулуун, расположенного на территории Восточного аймака Монголии.

Кемеровская область также проявляет значительный интерес к сотрудничеству с Монголией в области торговли и экономики. Действует Соглашение о сотрудничестве между Баян-Ульгийским аймаком Монголии и Кемеровской областью. Дальнейшие перспективы выявились в ходе проведения в январе 1999 г. в г. Кемерово заседания ассоциации "Сибирское соглашение", а также во время вскоре последовавшего за ним визита в Улан-Батор по приглашению правительства Монголии кемеровского губернатора А. Тулеева. Сторонами было определено, что эффективными направлениями сотрудничества могут стать совместное предпринимательство в области переработки мяса, выделки шкур, первичной переработки шерсти, производства одежды и обуви. Была также высказана заинтересованность сторон в совместном освоении месторождений угля, вольфрама, драгоценных металлов, в реализации проектов дорожного строительства между Сибирью и Западными аймаками Монголии. В целях расширения приграничной торговли стороны договорились об открытии торговых домов, создании сети магазинов розничной торговли в Западных аймаках Монголии. Монгольская сторона одобрила предложение об открытии в Улан-Баторе представительства Кемеровской области, глава которого, будучи наделенным большими властными полномочиями (в ранге вице-губернатора области), станет непосредственно участвовать в организации партнерских отношений между Кузбассом и Монголией 19 .

Дальнейшее расширение межрегионального сотрудничества РФ и Монголии связано с увеличением числа российских регионов, проявляющих интерес к участию в этом процессе. К ним относится, например, Новосибир-

стр. 61


ская область. В г. Новосибирске, который представляет собой не только административный центр Сибирского федерального округа, но и один из крупнейших промышленных, научных и образовательных центров России, открыт Монгольский центр культуры и сотрудничества. Среди других регионов можно назвать Красноярский край. В марте 1998 г. представители администрации г. Красноярска посетили Монголию, заложив основы для организации двустороннего сотрудничества. К настоящему времени представители Красноярска провели переговоры с руководством министерства внешних сношений Монголии, министерства сельского хозяйства, министерства развития инфраструктуры. Конкретные предложения сибирских предпринимателей были переданы в Торгово-промышленную палату Монголии для изучения.

Россия и Монголия прилагают значительные усилия для дальнейшего упорядочения и расширения взаимной приграничной торговли. В Монголии действуют утвержденные Великим государственным хуралом Концепция внешней политики, Концепция национальной безопасности, Концепция зонального развития и ряд других документов, имеющих непосредственное значение для развития приграничных монгольских аймаков. В Концепции зонального развития ставится задача детального изучения и учета особенностей потребности каждого аймака, налаживания инфраструктуры, необходимой для развития производства, запасов сырья и рабочей силы, активизации сотрудничества с российской стороной в области ветеринарной науки, продолжения работы по созданию благоприятных условий для экспорта в Россию живого скота и мяса промышленного забоя. В 1997 г. президентом Монголии Н. Багабанди была выдвинута Концепция развития трех Западных аймаков, удаленных от основных развитых регионов и примыкающих к монгольско-российской границе. Концепция предусматривает разумное распределение перспективных отраслей по аймакам с целью обеспечения ускорения развития западного региона Монголии. Обращается внимание на возможности интенсивного развития в Кобдоском аймаке земледельческой отрасли, предприятий по производству цемента, строительных материалов, в Баян-Ульгийском аймаке - предприятий по переработке мяса, шерсти, кожи, освоению месторождений золота, серебра, вольфрама, в Убсанурском аймаке - предприятий по выпуску строительных и химических материалов, переработке фруктов и ягод. В Концепции развития трех Западных аймаков особое внимание уделяется ускоренному развитию инфраструктуры западного региона. Очевидно, что такая политика способна сыграть большую роль в обеспечении стабильности экономического и политического развития Монголии, поскольку способствует взаимодействию ее предприятий и отраслей с хозяйственными единицами на российской территории. В условиях, когда цены на медный концентрат и кашемир (основные статьи монгольского экспорта на мировой рынок), в настоящее время имеют тенденцию к падению, поставки в Россию животноводческого сырья на постоянной контрактной и долгосрочной основе могут стать определенной гарантией экономической безопасности Монголии.

Общим результатом обоюдных усилий России и Монголии в развитии сотрудничества стало подписание 14 ноября 2000 г. Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о принципах сотрудничества между местными администрациями Монголии и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В развитие этого соглашения был подписан Меморандум о сотрудничестве между Советом Сибирского федерального округа, ассоциацией "Сибирское соглашение" и монгольской частью Российско-монгольской межправительственной комиссии.

Однако развитию взаимовыгодных связей между регионами и предприятиями препятствуют многие еще не решенные проблемы. Они обсуждались в процессе переговоров в Улан-Баторе между представителем президента РФ в Сибирском федеральном округе Л. Драчевским и президентом Монголии Н.

стр. 62


Багабанди, в том числе вопрос о снижении транспортных тарифов, таможенных пошлин, о льготах для приграничного сотрудничества.

Кроме того, представители администраций российских регионов в качестве одной из причин, тормозящих приграничное сотрудничество, часто называют неплатежеспособность и ненадежность расчетов во взаимной торговле и по объектам экономического сотрудничества. Вместе с тем, существуют недостатки и в организации сотрудничества. Посол Монголии в РФ Санжаа Баяр приводит убедительные доводы, подкрепляя их конкретными примерами: "В Монголии чуть ли не переизбыток скота, - говорит он, - огромные стада которого уже не уменьшаются на наших пастбищах. Мясо не только дешевое, но и экологически чистое, без всякой химии. А в соседних сибирских областях, не говоря уже об остальной России, не каждый может себе позволить иметь мясо к столу, потому что оно здесь дорогое. Или другой пример. В Иркутской области самая дешевая в мире электроэнергия, ее иногда некуда девать. А в Монголии энергетическая проблема - одна из самых острых. Мы считаем, что надо устранить все препоны, все бюрократические и прочие рогатки, мешающие нашим взаимовыгодным отношениям" 20 . Добавим, что такую точку зрения разделяют и представители российских регионов. Так, администрация г. Бийска, где в расчете на поставки монгольского скота был сооружен крупный мясоперерабатывающий комбинат, считает, что импорт монгольского мяса тормозится тем, что он квотируется и лицензируется в Москве, что послужило одной из причин снижения объема торговли РФ и Монголии 21 .

По нашему мнению, неблагополучное положение дел складывается во многом из-за того, что реализация формально предоставленных регионам РФ широких прав в области их экономической политики на практике часто тормозится из-за несогласованных действий центральной и местных властей. Видимо, эта и другие проблемы приграничного сотрудничества еще ожидают решения на правительственном уровне. Сейчас Россия отводит Монголии важную роль в своей внешней политике на азиатском континенте. Успех этих отношений во многом будет зависеть от внутрироссийских отношений (регионы - центр - регионы) и собственной политики местных властей, как в России, так и в Монголии.

Уже имеющийся опыт приграничного сотрудничества Монголии и РФ дает основания для некоторых предварительных выводов.

1. Внешняя торговля двух государств на сегодняшний день является основной формой их сотрудничества в экономической области, приграничные связи являются главным торговым каналом для всей Монголии в целом.

2. Приграничные связи России и Монголии представляют собой сотрудничество двух государств, которые находятся в переходном периоде и испытывают во многом схожие проблемы - недостаток валюты, слабое развитие инфраструктуры и сферы услуг, неустойчивость внутренних рынков и т. д. Этим определяются организационные неполадки в налаживании более эффективных торгово-экономических связей приграничных территорий двух стран. В данном отношении у обеих сторон имеются значительные резервы для их улучшения.

3. Приграничное сотрудничество РФ и Монголии наталкивается на серьезную конкуренцию со стороны Китая, который также стремится укрепить свои позиции на внутреннем рынке Монголии через приграничные связи.

4. Перспективы сотрудничества российских приграничных регионов с Монголией в целом и с соседними монгольскими аймаками, в частности, зависят от следующих обстоятельств:

- от успехов в развитии экономики и решении задач переходного периода, стабилизации и эффективности экономического роста;

- от политической воли российского и монгольского народов и их руководства;

стр. 63


- от решения вполне конкретных проблем, препятствующих расширению двустороннего торгово-экономического сотрудничества (задолженность Монголии перед Россией, железнодорожные тарифы на перевозки монгольских грузов по российской территории, установление более тесных связей между отраслями промышленного и сельскохозяйственного производства).

5. Планируя дальнейшее развитие приграничного и регионального сотрудничества (первое выступает как органичная часть второго), Монголия, на наш взгляд, могла бы использовать некоторые свои существенные преимущества с немалой выгодой для себя. Результаты последних геологических исследований свидетельствуют о наличии на монгольской территории крупных залежей полезных ископаемых: флюорита, золота, меди, молибдена и др. Причем, одно из недавно открытых месторождений медно- молибденовых руд в Монголии по своим запасам превосходит знаменитое месторождение, эксплуатируемое ГОК "Эрдэнэт", входящее в первую десятку объектов такого рода в Азии. В то же время многие регионы Сибири, получив в начале 1990-х гг. свою долю суверенитета и пытаясь ее использовать, столкнулись с пассивностью иностранных инвесторов. Дело в том, что среди неосвоенных месторождений этих регионов богатых месторождений не так уж немного, а те, которые разрабатываются, имеют аналоги в других странах с более благоприятными природно-климатическими условиями 22 . Следовательно, сибирские регионы могли бы принимать участие в разработке более крупных месторождений на территории Монголии с участием третьих стран.

1 Новости Монголии. Улан-Батор. 1984. 28 сентября.

2 Яскина Г. С. Монголия и внешний мир. М. Институт востоковедения РАН. 2002. С. 139.

3 Азия и Россия. Экономические связи в 2000 году // Ежегодный статистический справочник. М.: Бизнес-пресс. 2001.

4 Интервью заместителя министра промышленности и торговли Монголии О. Эрдэнэ // Зууны мэдээ. 2002. 28 ноября.

5 Интервью посла Монголии в Российской Федерации Санжаа Баяра корреспонденту "Красной Звезды" Ярославу Ястребову // Пульс планеты 2002. 15 марта.

6 Яскина Г. С. Монголия и внешний мир. С. 139.

7 Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией // Дипломатический вестник, 2000, N 3.

8 Там же.

9 Монголия сегодня. Еженедельная независимая газета. Улан-Батор. 2002. 3 августа.

10 Агентство BnC\WPS, Бюллетень N 20(1370). 2002. 29 мая.

11 По данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

12 Новости Монголии. Улан-Батор. 2002. 29 июля.

13 Засгийн газрын мэдээ. 1998. 31 октября.

14 По материалам "АМИ-Центр".

15 Интернет: http:// www.buryatia\ gov\isp-vlass\press.

16 РИА "НОВОСТИ". 2001. 11 февраля.

17 Одрийн сонин. 2002. 28 сентября.

18 По материалам Медиахолдинга "Пионер". Все СМИ Иркутской области ОИЦ "Сибирь".

19 Азия и Россия. Экономические связи в 2000 году // Ежегодный статистический справочник.

20 Интервью посла Монголии в Российской Федерации Санжаа Баяра корреспонденту "Красной Звезды" Ярославу Ястребову // Пульс планеты 2002. 15 марта.

21 Интернет: http://www.amic.ru\data\2000\09\27\news\2913/shtml.

22 ЭКО. 1998. N 9. С. 98 - 100.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Проблемы-приграничного-сотрудничества-между-Россией-и-Монголией

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. Мещанинов, Проблемы приграничного сотрудничества между Россией и Монголией // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 23.01.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Проблемы-приграничного-сотрудничества-между-Россией-и-Монголией (дата обращения: 19.04.2024).

Автор(ы) публикации - М. Мещанинов:

М. Мещанинов → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
342 просмотров рейтинг
23.01.2021 (1182 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
12 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
18 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Проблемы приграничного сотрудничества между Россией и Монголией
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android