Автор: П. ТИЩЕНКО, заведующий Ростовским областным отделом народного образования.
ВОСПИТАНИЕ - самая сложная сфера человеческой деятельности. Оно требует не только большого терпения, такта, но и знания основ педагогики, психологии, этики, определенного опыта. Так что вполне закономерно, что в проекте неразрывно объединены две стороны проблемы: сначала - научить родителей воспитывать детей, формировать гражданина, а потом спрашивать с них за изъяны и недоработки.
У нас в области в городе Шахты был организован первый педагогический всеобуч родителей. В 1979 году подвели итоги эксперимента. Бюро Ростовского обкома партии одобрило опыт и рекомендовало развернуть повсеместное просвещение родителей. Для руководства им создали координационный совет. Такие советы теперь действуют во всех городах и районах. Всего в области работает около семи тысяч университетов и более двух тысяч двухсот лекториев. Их посещают папы и мамы из 56 тысяч семей, в которых воспитывается 720 тысяч детей.
Кроме учителей, родителей обучают врачи, тренеры, журналисты, писатели, режиссеры - тридцать тысяч преподавателей. Есть общие программы, единый день занятий - третья пятница каждого месяца. Постоянно действующий базовый университет оказывает помощь всем остальным, готовит методические материалы, обобщает передовой опыт.
Родительские школы - дело весьма непростое. Надо учитывать уровень образования слушателей, их родительский стаж, трудные семьи. Стараемся поэтому разнообразить приемы работы: лекции, беседы, диспуты, анкетирование, разбор житейских ситуаций, индивидуальные консультации, обсуждение итогов учительских научно-практических конференций...
Что дает такой всеобуч? Он способствует созданию более доверительных отношений между учителями и семьей, поднимает ее культуру и авторитет педагога, приучает мам и пап, дедушек и бабушек к регулярному чтению педагогической литературы. Кстати, спрос на нее за последние годы вырос в три раза!
Родители стали уделять больше внимания свободному времени детей, гораздо чаще вместе ходят в театр, на стадион. Заметны радующие сдвиги в организации трудовой практики школьников. Ежегодно около десяти тысяч передовиков производства, специалистов народного хозяйства вносят неоценимый вклад в летнюю работу школьников. В ней стало меньше барабанного формализма, больше конкретных дел.
О пользе педагогического всеобуча говорят и результаты исследований, проведенных учеными Ростовского педагогического института. Мнение многих родителей: они лучше узнали своих детей, увидели их склонности и интересы, сблизились, нашли новые способы влияния.
Четыре года массового педагогического просвещения - в масштабах целой области - подтверждают его жизненную необходимость. Мы целиком и полностью одобряем внесение этого положения в проект и надеемся, что оно приобретет силу закона, обязательного для всех.
Однако мы отдаем себе отчет в том, что дело предстоит поднимать на новый уровень. Оно требует более глубокого изучения духовного и нравственного воздуха семьи, более заинтересованного участия трудового коллектива в воспитании детей, более совершенных и гибких методических рекомендаций. Хотим думать, что, распространившись, став массовой, впитав колоссальный народный опыт, школа для родителей сделает семейное воспитание важнейшим слагаемым созидания гармонической личности.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |