Libmonster ID: RU-10404
Автор(ы) публикации: И. Ивашин

Сто лет назад выдающийся русский просветитель, профессор Московского университета Т. Н. Грановский начал читать публичные лекции. Московская образованная публика высоко оценила лекции Грановского1 . Отклики и высказывания о них были самого различного характера, но тон их был общий. "Грановский... выходит перед московским обществом, -писал Герцен, - не как адвокат средних веков, а как заявитель великого ряда событий в их органической связи с судьбами всего человечества"2 .

В тот период, когда Грановский был профессором Московского университета, научная деятельность университета привлекала внимание не только Москвы, но и всей России3 . Заслуга Грановского заключалась в том, что он СВОИМИ публичными выступ-


* Найденная рукопись лекций Грановского в записи одного из его слушателей, представляющая объёмистый том, находится в настоящее время в фондах Московского государственного Исторического музея.

1 Все образованные люди, писала Т., Пассен, стыдились не посещать лекций Грановского (см. "Воспоминания". Т. И, стр. 307. СПБ- 1906; "Русская старина". Т. XIX за 1877 г., стр. 463). По замечанию Анненкова, лекции привлекали внимание всей образованной Москвы, от девиц до стариков (см. его "Литературные воспоминания", стр. 234. СПБ. 1909). Не без некоторого ехидства. Языков заметил, что дамы и девицы, которые раньше не знали, что такое средняя история, теперь толкуют о ней на балах (см. "Вестник Европы" N12 за 1897г., стр. 638). Герцен так восторгался лекциями Грановского, точно праздновал свой юбилей, отмечал Анненков (см. его "Литературные воспоминания", стр. 241).

2 Герцен А. Соч. Т. НІ, стр. 280, ил" "Московские ведомости" N 142 за 1843 год.

3 См. "Русская старина" N 9 за 1887 г., стр. 641,

стр. 81

лениями "первые связал науку с обществом 1 .

Грановский выступал с публичными лекциями три раза. Самыми популярными были его лекции, прочитанные в 1843 - 1844 годах. Записи этих лекций не сохранились, и о них можно судить только по отзывам тех, кто их слушал2 .

Успех лекций 1843 - 1844 гг. был грандиозный. Хомяков заметил, что таких лекций ещё в РОССИИ не было со времён Калиты3 . Об исключительном успехе лекций Грановского говорила А. Панаева 4 . Не без насмешливого преувеличения И. Панаев говорил, что по окончании курса лекций дамы в пылу восторга бросали в воздух чепцы5 . Особенно восторгался лекциям" 1843 - 1844 гг. Герцен, посещавший их систематически. Он называл лекции Грановского замечательным событием6 . 1 марта 1844 г. он писал, что лекции Грановского проходят с чудовищным успехом 7 .

Вот наиболее яркие места из отзывов Герцена: "Вчера Грановский начал свои публичные лекции. Превосходно? Какой благородный, прекрасный язык, потому ймешю, что выражает благородные и прекрасные мысли... Его лекции, в самом деле, событие, - как говорит Чаадаев. И как современны они, какой камень в голову узким националистам! Словом, ничего подобного в Москве не было читано всенародно... Лекции Грановского продолжаются с чудовищным успехом, и он растёт, читая. Что за живой, широкий взгляд, что за язык - просто удивление... событие это чрезвычайно важно, я был прав, приветствуя их в саком начале".

Для самого Грановского успех оказался неожиданным. Он писал Фролову: "Успех был выше моих ожиданий"8 . Лекции Грановского приобрели общественный характер, вокруг них шли всевозможные споры. "Хвалят " ругают не в меру"9 , - писал Грановский одному из своих друзей. Но это его не смущало. Он заявил в одном из писем, что желает "полемизировать " ругаться".

Второй раз с публичными лекциями Грановский выступал в 1845 - 1846 гадах. Читал он, сравнительную историю Англии и Франции. Общественное мнение снова было оживлено. Герцен писал: "Курс Грановского начинается в будущую среду: везде толки, крики pro и contra; партия "рубашка сверх порток" приумолкла. Шевырев выжил из ума, а Погодин -из тела"10 . "Грановский начал новый публичный курс. Вся Москва опять собралась около его кафедры, опять его пластическая задумчивая речь стала потрясать сердца"11 . "Лучшее общество Москвы снова наполнило аудиторию, где снова наслаждалось сильною и задушевною речью Грановского. Чтения продолжались и заключались с прежним успехом, с прежним восторгом слушателей".

Успех лекций Грановского в значительной мере был обусловлен художественной формой их изложения. Грановский, по единодушному признанию его современников, был крупнейшим мастером лекторского искусства. Его иногда называли Пушкиным в истории12 . Нам сейчас трудно судить об этом. Каткое, Крылов и Чичерин давно засвидетельствовали, что записи лекций Грановского и печатные его труды не отражают в полной мере всю силу речи Грановского 13 . Судя по напечатанной лекции его о Людовике IX, Грановский действительно был мастером художественной отделки своих речей.

Из свидетельств современников приведём только два, так как они лучше отражают характер отзывов о лекциях Грановского. "Чудные образы, - писал Катков, - вставали перед слушателями из истических могил со своими заветными думами, с своею скорбью, своим торжеством" 14 , "Народы и поколения, - говорил " своей актовой речи Соловьёв, - являлись не мёрт-


1 См. "Волжский листок" N 42 - 43 за 1893 г.; Катков М. "Памяти Т. Н. Грановского" (газета Гатцука N 35 за 1884 г.); "Московские ведомости" N 120 за 1855 г., стр. 1065 - 1066; "Воспоминания Чичерина", стр. 7. M. 1929; Кареев Н. "Историческое миросозерцание Грановского", стр. 2. СПБ. 1896; "Московские ведомости" N 122 за 1855 год.

3 О курсе публичных лекций Грановского (1843 - 1844) см. статью Т. Пассек в журнале "Русская старина". Т. XIX за 1877 г., стр. 452 - 454; Самария Ю. Соч. Т. ХII, стр. 45. М, 1911; Барсуков Н. "Жизнь и труды М. П. Погодина". Т. VII, стр. 113 - 115, 123, 125, 436. 1898. "Москвитянин" N 12 за 1843 г., стр. 528, 529; Ветринский В. "Т. Н. Грановский и его время", стр. 224. СПБ. 1905; Герье В. "Т. Н. Грановский", стр. 27, 28, 29, 54, M. 1914.

3 Хомяков А. Соч. Т. VIII, стр. 69; "Русский архив" МИ, кн. 3-я за 1897 г., стр. 314.

4 См. Панаева А. " Воспоминания", стр. 202 - 203. Л. 1929.

5 См. "Современник" N 10 за 1861 г., стр. 456.

6 См. Герцен А. Соч. Т. III, стр. 403.

7 См. там же, стр. 129, 143 - 147, 183, 284, 294, 295, 302, 312, 315, 324, 389, 390, 393; "Былое и думы", стр. 317. "Академия". 1932.

8 "Т. Н. Грановский и его переписка", стр. 417, и об этом же, стр. 460. М. 1897.

9 Там же, стр. 460.

10 Герцен А. Соч. Т. IV, стр. 194.

11 Герцен А. "Былое и думы". Т. II, стр. 490. М. 1937.

12 См. Ветрянский В. "Т. Н. Грановский и его время", стр. 143.

18 См. "Московские ведомости" N 120 от 6 октября 1855 г., стр. 1065 - 1066; "Воспоминания Чичерина", стр. 45. "Журнал для воспитания". Т. III га- 1858 г. стр. 248.

19 "Московские ведомости"N 120 от 6 октября 1855 года.

стр. 82

выми цифрами для решении известных исторических задач: они оживлялись перед слушателями" 1 .

Успех лекций Грановского объясняется в значительной мере новизной идеи публичных лекций: до Грановского они практиковались редко. Между тем умственные запросы общества возрастали с каждым днём. Соловьёв отметил, что Грановский выступал с лекциями тогда, когда молодые умы России заняты были решением вопросов о законах развития и судьбах русского общества 2 .

Изложение курса лекций Грановский начинал с указания, что в средине века между разными народами существовали связи ( Англия - Франция, Россия - Польша, Германия - Италия, Норвегия - Дания - Швеция), и в то же время отмечал борьбу между ними на протяжении веков. "Возникновение и развитие этой борьбы, - говорил Грановский, - будет предметом моих лекций" 3 .

Говоря о происхождении английской и французской наций, Грановский подчеркивал разнообразие этнических истопников в "образовании французской нации. "В этом-то разнообразии элементов заключается загадка богатого разнообразия Франции, её великое значение" (л. 5). Перевес в этом разнообразни "мел кельтский элемент. Именно он послужил основанием для исторического развития Франции (л. 5). Показав особенности разных провинций Франции, Грановский подчёркивал прогрессивный характер процесса их объединения (л. 5).

В вводной лекции Грановский отмечал особенности истерического процесса Англии, Он останавливался на природных географических условиях, быте отдельных провинций я т. д. Англия, замечал лектор, как и Франция, не имела этнического единства. Давая отпор германским шовинистам, Грановский указывал: "Народов чистой крови нет " Европе... Каждый народ Европы принял в себя бесчисленное множество элементов, и этим объясняется могущество и богатство идеи в европейской цивилизации" (л. 7).

Во второй лекции Грановский на основе указаний античных писателей характеризовал общественные порядки древней Британии и Галлии. Далее он показывал Галлию в составе Римской империи, характеризуя порядки и учреждения последней.

Довольно подробно Грановский говорил в этой лекции о колонах: "Но колон был прикован к земле, он не мог отлучаться. Хотя он не был рабом, но владелец мог продать его вместе с землёй" (л. 21-22), "Но колон законом прикован был к почве так, что ничто не могло его вывести из этого положения... Есть что-то дикое, свирепое в постановлениях о- колонах" (л. 28). Грановский делал попытку вскрыть источники колоната. Он отметил сложность его происхождения. В ряды колонов, по его представлению, вливались самые различные социальные элементы. Исторически колонат представлял, с точки зрения Грановского, переходное сословие: "Эти колоны составляли переход от рабов к свободным и развивались в средние века"4 .

В лекциях Грановского мы находим яркую характеристику положения рабов. Во время одной из публичных лекций он обратился к своим слушателям с вопросов: "Что же можно сказать о рабах?" И на основе проанализированных источников ответил: "Положение рабов было невыносимо, ужасно" (л. 20).

Чтобы сильней оттенить свою мысль, Грановский сравнивал положение рабов с положением римской аристократия: "У них (т. е. у римских аристократов. - И. И.) были поместья, рабы. Они были избавлены от налогов, которые тяготели на других классах" (л. 28). И с огромной силой звучал перед аудиторией приговор Грановского: "Многие смотрят с завистью на древний мир, на его общественную жизнь, на роскошь и ставят его выше современности. Но стоит только вглядеться, и мы увидим, какими страшными жертвами покупал он возможность этой роскоши и блеска немногих лиц" (л. 29).

Грановский отмечал разложение римской культуры и нравов аристократии, подчёркивал реакционность римских законов IV- V веков. "Одним словом, - заявлял он, - римский закон стремится к учреждению каст, он хочет увековечить эту старую, дряхлую империю" (л. 29). Но Грановский, как проницательный учёный, видел, что в этом реакционном законодательстве нашли отражение и прогрессивные элементы, вызревавшие в римском мире. С понятным для 40-х годов восторгом он отзывался в попытках римского государства смягчить участь рабов. "Клавдий, этот полоумный, пьяный правитель, издал первые смелые постановления, которыми ограничивалась власть римских господ над радами, - говорил Грановский. - Этими поставдалениями у них отнималось право по произволу наказывать рабов смертью. Господин, бросивший больного раба без призрения, терял право на владение этим рабом. Это было нововведение неслыханное. Если сличим эти постановления с прежними, то они покажут нам, какой огромный путь соверши-


1 "Журнал министерства народного просвещения" ("ЖМНП") N 2 за 1856 г., стр. 59.

2 Там же, стр. 58.

3 Публичные лекции 1845 - 1846 годов. Сравнительная история Англии и Франции. Рукопись, хранящаяся в Московском государственном Историческом музее, ф. 345, единица хранения 19, л. I. (Дальше указания на -листы рукописи - в тексте.)

4 Грановский имел в виду этот переход через крепостничество. Так как интересующее нас место в рукописи публичных лекций записано неудачно, мы заимствуем в данном случае аналогичную запись из университетского курса Грановского, прочитанного в 1843 - 1844 гг. "Историй средних веков". Рукопись, хранящаяся там же, ф. 345, един. хран. 17, л. 103.

стр. 83

ло человечество от блестящих времён республики до этого времени видимого упадка, до существенного перехода к новым требованиям" 1 . В условиях николаевского режима Грановский в этой лекции в косвенной форме пропагандировал идею отмены крепостничества и проведения аграрных реформ в России.

Яркими штрихами рисовал Грановский в своей лекции восстания рабов и колонов, потрясавшие Рим: "Повсюду, на всех точках империи начинаются восстания народные. Восстают багауды, восстают рабы, восстают сельские жители, которым не остаётся более никаких средств, и к этим сельским жителям присоединяются другие еле мен ты. Мы видим людей образованных, которые становятся во главе этих восстаний" (л. 30).

Большой интерес представляют мысли Грановского, высказанные им в лекциях о древних германцах. Он подверг критике шовинистские измышления немецких реакционных историков ХІХ в., которые тенденциозно преувеличивали роль древних германцев и степень их культурного развитая. В одной из своих лекций Грановский заявял: "Напротив, немецкие писатели и их школа кладут в основание всех явлений германский элемент. Нельзя принять в науку этого мнения, которое силится поставить немецкое племя во главе всех народов. В наше время о таком избранном, особенно предназначенном народе не может быть речи. Каждый народ идёт туда, куда ведёт его провидение, каждый несёт свою лепту, свой дар в историю. Один может быть выше другого только вследствие случайных исторических обстоятельств, но между ними такого различия нет... Немцы основывают своё мнение на превосходстве германских учреждений, на героическом периоде германцев, но здесь должно заметить, что у всех народов есть свой героический период, притом все доблести германского периода суть только отрицательные" (л. 22). Дальше он говорил: "На почве Галлии и Италии они (германцы-завоеватели. - И. И.) были подавлены превосходствам римской образованности... германцы были материалом в образование новых европейских государств" (д. 22).

В другой лекции Грановский с замечательным мастерством показал тяжёлое положение средневекового крепостного крестьянства: "Они (крепостные. - И. И.) отличались от рабов тем, что платили только подати... Для него (феодала. - И. И.) разницы между вилланами и рабами не было. И тот и другой были его подданными, он их судил своим дворянским правом. Перед воротами своей башни он поставил виселицу, на которой он вешал их. Он подчинил их многим безобразным постановлениям... Когда у бедного... ничего не было, чем платить подать, тогда посылался сыщик, который отрубал ему правую руку и приносил господину... Несчастным жаловаться было негде, управы было неоткуда ждать; одним словом, единственным предлогом власти владельца был его произвол" (лл. 57 - 58). Эти слова звучали для современников крепостников как суровый и справедливый обвинительный приговор.

Анализ рукописи публичных лекций Грановского показывает, что главной причиной их успеха были передовые имели, которые им проводились с кафедры. Именно поэтому Белинский оценил преподавательскую деятельность Грановского как гражданский подвиг. В этих публичных лекциях, по замечанию Герцена, выступала рвавшаяся вперёд смелая общественная мысль.

Грановский выступал против русского крепостничества с высоты средневекового замка.

Лекции Грановского были пропитаны духом исключительной человечности и глубоким сочувствием к угнетённым. Когда Грановский говорил о бесправии римских рабов и средневековых крепостных, он шел в виду русских крестьян. Когда же он с негодовавнием говорил о произволе рабовладельцев и феодалов, то явно намекал на русских крепостников.


1 Ввиду неразборчивости почерка автора записок публичных лекций в интересующем нас месте эту цитату мы даём по курсу лекций Грановского 1845 - 1846 гг., опубликованному в книге Милюкова "Из истории русской интеллигенции", стр. 235 - 236. 1903. 2-е изд.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РУКОПИСЬ-ПУБЛИЧНЫХ-ЛЕКЦИЙ-Т-Н-ГРАНОВСКОГО

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Svetlana GarikКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Garik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. Ивашин, РУКОПИСЬ ПУБЛИЧНЫХ ЛЕКЦИЙ Т. Н. ГРАНОВСКОГО* // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 08.11.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РУКОПИСЬ-ПУБЛИЧНЫХ-ЛЕКЦИЙ-Т-Н-ГРАНОВСКОГО (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. Ивашин:

И. Ивашин → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Svetlana Garik
Москва, Россия
1467 просмотров рейтинг
08.11.2015 (3063 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
5 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
РУКОПИСЬ ПУБЛИЧНЫХ ЛЕКЦИЙ Т. Н. ГРАНОВСКОГО*
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android