Улья Нова. Инка
М.: FreeFly, 2004
Странноватый псевдоним 28-летней московской писательницы, понятно, больше подходит экзотическому повествованию, чем ее подлинное "революционное" имя - Мария Ульянова. Жанр книги, входящей в серию "Русская линия", определен автором как городской (кофейно-мистический)роман. Кофе неслучайно любимый напиток главной героини - его густая ароматная пенка таит в себе столько загадок! Не зря на кофейной гуще гадают. Полно загадок, предзнаменований и тайн само повествование.
Инка - имя юной хрупкой москвички и название древней цивилизации, так близкой ей по духу. После окончания школы Инка ушла из дома, сняла квартиру на другом конце большого города и устроилась на работу в турфирму. Она совсем не карьеристка, работа нужна ей лишь для того, чтобы оплачивать свои тихие радости: отдыхать в кофейнях, растягивая во времени эспрессо, латте или что придется; совершать набеги и странствия по бутикам центральных бульваров и площадей, отыскивая причудливые наряды; ходить по воскресеньям на базар дышать ароматами маринованного чеснока и квашеной капусты. У нее нет друзей, за исключением, пожалуй, личного виртуального астролога. Как испуганный зверек, сторонится она внешнего мира, закрывая один глаз длинной челкой, а на другой натягивая козырек от кепки. Больше всего ей хотелось бы найти какую-нибудь затаенную улочку, чтобы там затеряться. Всех людей Инка делит на: мумиеподобных; цепляющихся, как репьи, за чужие спины; имеющих особую связь с дождем; окутанных ароматом Kenzo; болтливых; иных; довольных властителями; жующих резину; несущих кредитную карточку в сумке; знающих, что хотят; мифических; глухих; случайно заблудших [в турфирму], чтобы задать кучу глупых вопросов и уйти ни с чем; жадных; напевающих себе под нос; не поддающихся пониманию; шуршащих целлофановыми пакетами; придирчивых.
Есть в Инкиной жизни тайна - это Уака, таинственный островок, дымкой покрытая земля, омываемая морями, обдуваемая ветрами... А самый главный кошмар ее жизни - это мучающий сон про то, как на ее остров подплывают случайные люди и врываются в ее жизнь. Сначала осторожные, а потом бес-
стр. 21
страшные, дерзкие пришельцы стараются обустроить жалкий клочок земли, выжать из него максимум пользы.
22 декабря, в большой праздник инков, в офисе, где работает Инка, появляется незнакомец с волшебным именем Уаскаро. Таинственный перуанец оказывается Заклинателем Встреч. Он научит Инку, как найтись в Океане Людском, и полностью перевернет ее жизнь.
В романе необычно всё: обложка, которая выглядит как твердая, но оказывается мягкой и приятной для рук; причудливые письмена, появляющиеся внезапно прямо посредине слова; тайные знания и древняя магия инков, которыми пронизано повествование; яркие метафоры и необычные эпитеты. Чтобы помочь читателю разобраться в незнакомых реалиях, книга снабжена комментариями специалиста в области индейской культуры Д. Матерновского. Обложка украшена лестными для автора отзывами Л. Юзефовича и Посла Перу в РФ Умберто Альвареса.
Журнал "Афиша" назвал "Инку" "одним из лучших романов в жанре магического реализма, написанных молодыми".
К. Мару
Отрошенко В. Персона вне достоверности
М.: FreeFly, 2005
Издательство "FreeFly" представляет новый проект "Русская линия". Роман Владислава Отрошенко, входящий в эту серию, состоит из пяти чрезвычайно затейливых абсурдистских повестей. В одном и том же здании, в одной и той же комнате голами существуют два учреждения и не замечают друг друга... В зимней столице королевства Бутан, в отсутствие двора и Его Величества друк-гьяпло, профессор истории тамбурмажорного искусства читает публичную лекцию о великом русском тамбурмажоре Сальвадоре Романо, который ненавидел путешествовать. Читает, естественно, на русском, и слушатели убеждены, что это такая медитация... Среди донских степей неведомо как возникает город, в котором сидит монгольский император и рассматривает карту своих владений - тех же самых, которые занимает империя российского царя... Бильярдный шулер оказывается сначала всемирно известным знатоком мертвого языка, потом плагиатором, затем прадедушкой главного героя... и так далее, и тому подобное (или неподобное, как хотите).
Фантасмагории в духе Гоголя (ближе всего "Записки сумасшедшего"), Борхеса или Итало Кальвино, изящно стилизованные под документы XIX века (со всеми составляющими подобной игры - глубокомысленными "научными" комментариями и архивными ссылками), разворачиваются на сочном фоне донской казачьей столицы Новочеркасска (сочинитель родом донской казак, и донские реалии несказанно украшают книгу), - ну, и королевства Бутан, конечно (некоторые критики подозревают, что сочинитель творит в Бутане). Известно.., что войсковой атаман Павел Иванович Мищенко на своем экземпляре "Гражданских новостей" (он получал их в 7.30 утра) прямо на объявлении Кутейникова написал огромными буквами, синим карандашом "Тю!!!" и послал на Атаманскую, 14 дежурного вахмистра с конным отрядом.
Разумеется, никакого издательства ни в доме N 14, ни в соседних домах вахмистр не нашел. В рапорте атаману он, однако же, доложил, что ему "удалось обнаружить некоторую невразумительность в ехидной фигуре француза Ж. М. де Ларсона, которая производит на Атаманской, 14, фотографические портреты
стр. 22
лиц всех сословий, сама же по себе никакого устойчивого лица не имеет и может представиться в натуральном виде не токмо что французским фузилером, но даже хорошенькой маркитанткой. А так как означенный дом совершенно дьявольским образом погрузился в обманчивость сгинувшей жизни и невозможных времен, то и фигура упомянутой маркитантки..." Впрочем, нет нужды цитировать далее этот нелепый рапорт: вахмистр, согласно донесению караульного сотника, сочинял его "уже сильно нетрезвый", на гауптвахте...
Наипричудливейшее из повествований пронизывается множественными неуловимыми, паутинными смыслами, так что возникает на редкость странная литературная ткань. При этом автор предлагает собственные фантастические теории. Например, временно-пространственную: не существует ни прошлого, ни будущего, есть одно сплошное Настоящее - круг бытия, бесконечного и безначального. Как говаривал мессир Воланд, теория стоит любой другой - и солидная, и остроумная.
Несовершенный человеческий разум, уязвленный бессмысленным страхом смерти и охваченный беспрерывной текучестью чувств, возомнил, что он движется в океане этого неизбывного Настоящего, да еще в некотором направлении - от прошлого к будущему. Наподобие тусклого светильника он, т.е. разум, высвечивает ничтожное пятнышко света на поверхности необозримого океана времени и не видит весь круг своего бытия, составленный из мириадов этих ярко освещенных пятнышек, слитых воедино.
Выходит, можно научиться одновременно находиться как во всем круге своего бытия, так и в любой его отдельно взятой точке, проживая за раз множество жизней. И означенная книга - то есть "Персона вне достоверности" - как раз и показывает, как оно бывает.
Это, безусловно, одна из самых оригинальных книг, вышедших у нас в последнее время. Впрочем, основная ее часть написана довольно давно и уже издавалась как у нас, так и за границей (там раньше), и даже была награждена итальянской литературной премией "Гриндзани Кавур-Москва" и отечественной премией имени И. П. Белкина. Сейчас, дополненный еще двумя сюжетами, роман завершен и предстал перед читателем во всей своей красе.
В. М. Бокова
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |