Libmonster ID: RU-8706
Автор(ы) публикации: Б. В. АХЛИБИНИНСКИЙ, А. Ф. ИВАНОВ

(М.: "Наука", 2001. 280 с.)

В рецензируемой монографии делается попытка рассмотреть одну из центральных проблем философского понимания мира. Сама по себе постановка такой проблемы и ее детальное обсуждение представляет несомненный интерес. За последние годы внимание к этому кругу вопросов существенно уменьшилось. Между тем, это фундаментальные вопросы, с ними так или иначе связана любая более или менее существенная проблема философии.

Автор предлагает совершенно новый, отсутствующий в мировой философии и науке взгляд на понимание качества. Он ставит перед собой задачу "... обозначить категориальную структуру, отображающую всеобщий инвариант целостного качества предмета" (с. 4). В общем виде под целостностью предмета автор понимает субстанцию, у которой содержательную сторону составляет качество, а формальную - количество. При этом, отступая от принятой традиции, он не ограничивается рассмотрением качества только как определенности предмета. Предмет, по его мнению, существует "... и в аспекте того, что он есть (определенность), и в аспекте того, как, каким образом есть (способ существования), и вместе эти две стороны составляют то, что характеризует целостность его субстанции, содержание которой охватывается категорией "качество"" (с. 5). Говоря короче, качество есть существующее нечто (определенность), а также и то, что характеризует проявление этого нечто (способ существования).

Монография состоит из трех разделов, каждый из которых включает по три главы. Первый раздел ("Определенность") раскрывает понятие качества в основном в традиционном плане. Во втором разделе ("Относительность и абсолютность") качество исследуется под углом зрения способа существования предмета. В третьем разделе ("Движение") автор рассматривает качество как целостное субстанциальное содержание предмета.

Монография А. Н. Арлычева является многоплановой. Проблема качественного аспекта мира исследуется последовательно в двух аспектах: онтологическом и гносеологическом. Анализ ведется на основе критического осмысления обширного историко-философского материала. Автор подвергает основательному анализу ряд фундаментальных теорий классического и современного естествознания, затрагивающих качественную суть природных явлений.

стр. 264


Кроме того, в работе рассматриваются методологические условия научного познания, связанные с постижением качественного аспекта мира.

В первых трех главах монографии (Глава 1. Видовое отличие. Глава 2. Внешнее и внутреннее. Глава 3. Определенность как целое) автор хотя и анализирует традиционное представление о качестве, однако уже здесь он стремится выявить и по возможности изложить свою точку зрения, существенно отличающуюся от того понимания проблемы, которое можно найти в работах многих мыслителей, начиная от античности и заканчивая современными. Два классических подхода к качеству как определенности предмета: аристотелевский и гегелевский. Автор справедливо называет аристотелевский подход формально-логическим, а гегелевский - диалектическим. Важно отметить, что у Аристотеля отмечается два аспекта качества: качество как покой (видовое отличие) и качество как изменение (состояние) - подчеркивая, что первое понимание основное, а второе - второстепенное, ибо, как это показано в последующих главах книги, Аристотель приверженец философии покоя, но не процесса. У Гегеля автор также отмечает два вида качества: определение и свойства. Определение - это внутреннее, свойства - внешнее качество предмета. Именно в отношении определения (внутреннего) и свойств (внешнего) автор усматривает диалектическую трактовку качества. Однако, по мнению автора, Гегель такое понимание не довел до логического конца. Категории внутреннего и внешнего, считает автор, следует рассматривать как изначальные противоположные моменты определенности предмета, охватывающие все стороны: 1) внутренняя определенность - это отношение ядра (внутреннее) и оболочки (внешнее); 2) внешняя определенность - это отношение свойств ядра (внутреннее) и свойств оболочки (внешнее) и, наконец, 3) определенность в целом - это отношение внутренней определенности (по Гегелю - определение) и внешней (свойств). По мнению автора, Гегель коснулся только последнего пункта отношений внешнего и внутреннего в определенности. Наибольший интерес в этом разделе представляет последний параграф третьей главы "Познание определенности от внешнего к внутреннему". На примере истории научного познания атома в физике и товара в политэкономии автор показывает последовательное от этапа к этапу все более углубленное постижение их качественной определенности, начиная от познания внешнего проявления и кончая внутренним строением предмета.

стр. 265


Во втором разделе (Глава 4. Состояние или относительный способ существования предмета. Глава 5. Бытие и ничто. Глава 6. Процесс) монографии А. Н. Арлычев выдвигает принципиально новый подход в исследовании качества, а именно: качества как способа существования предмета. Как и в трактовке определенности автор выделяет внешнюю и внутреннюю стороны. Первая - это способ существования свойств, а вторая - способ существования строения предмета. Так как реализация свойств возможна лишь через отношение предмета с внешней средой, подобный способ существования автор называет относительным. Со стороны внутреннего строения существование предмета представляется как нечто данное, и потому этот способ существования рассматривается как абсолютный.

Свойства как таковые, по мнению автора, являются имманентной принадлежностью предмета, но их реализация, обусловленная необходимостью взаимодействия последнего с внешней средой, протекает в условиях модификации. Процесс модификации, названный автором как состояние предмета, характеризует относительный способ его существования. Далее анализируется логический способ описания состояния предмета. В отличие от определенности, которая фиксируется родовидовыми определениями, состояние предмета описывается условными суждениями ("если..., то..."). Автор отмечает, что классическая наука, начиная с механики Ньютона, фактически исследует состояние предмета, способ описания которого представляет собой систему условных суждений, получивший название функционального описания. Придавая важное значение этому способу описания, вместе с тем показывается его принципиальная ограниченность (с. 49 - 52).

Абсолютный способ существования рассматривается на двух уровнях: на уровне анализа имеющихся в истории философии различных взглядов на проблему мирового абсолюта и на уровне того, как абсолютный способ существования того или иного конкретного предмета исследуется на разных этапах развития научного познания. Автор пытается обозначить специфические черты абсолютного существования, выделяя безотносительность, трансцендентность и инвариантность (с. 52 - 57).

Проблема мирового абсолюта, по мнению автора, в истории философии традиционно связана с раскрытием содержания таких фундаментальных философских категорий, как "бытие" и "ничто" и их взаимосвязи, причем подчеркивается, что доминирующими являются крайние позиции, раскрывающие содержание абсолюта либо через бытие, либо через ничто. При этом под бытием обычно пони-

стр. 266


мается определенность предмета, а под ничто - неопределенность. Сведение абсолюта к бытию (определенности) более всего свойственно рационалистической традиции европейской философии, которая, начиная с античности (Парменид, пифагоризм, Демокрит, Платон, Аристотель и др.) вплоть до конца XVIII в., была исключительно рационалистической. Существенный удар по этой традиции нанесла критическая философия И. Канта, которая убедительно показала неспособность человеческого разума рассматривать абсолют с позиции одной лишь определенности. Эта критика, в частности, вызвала к жизни иррационализм, который в лице Якоби, Шопенгауэра, Кьеркегора, экзистенциализма и др. стал рассматривать абсолют с противоположной позиции - с точки зрения ничто (неопределенности). Но, как справедливо подчеркивает автор, это лишь другой односторонний подход во взглядах на абсолют, ибо действительный мир не является абсолютно неопределенным, как он не является и абсолютно определенным.

Однако в истории философии наметился третий подход к проблеме абсолюта, когда он рассматривается как отношение бытия и ничто. Если два других подхода, по мнению автора, сводят абсолют к покою, то в данном случае речь идет об абсолюте как процессе. Такое понимание абсолюта в древнегреческой философии представлено Гераклитом, который, по мнению автора, очень точно уловил суть процесса (названного Логосом), заключающего в себе одновременно неопределенную чувственную динамику и определенную логическую структурность. Это целостное понимание процесса, как отмечает автор, в философии нового времени как бы раздвоилось на два противоположных направления: диалектический логицизм (немецкая классическая философия и, прежде всего, панлогизм Гегеля) и диалектический интуитивизм иррационалистов в лице С. Кьеркегора, К. Ясперса и особенно А. Бергсона. "Если первое учение существенно углубило логический аспект гераклитовской философии, то второе, напротив, отбросив этот аспект, придает исключительное значение чувственно неопределенной стороне процесса" (с. 94). Автор считает, что необходимо возродить гераклитовский взгляд на процесс, учитывая, конечно, все положительное, содержащееся у других представителей философии диалектической ориентации.

В определенном смысле гераклитовский подход, как отмечает автор, реализуется в научном познании. Хотя наука в отличие от философии не решает напрямую проблему мирового абсолюта, ибо ее первоочередной задачей является описание и объяснение отдельных конкретных явлений, однако на теоретическом уровне перед ней всегда встает непростой вопрос поиска абсолютно-

стр. 267


го способа существования соответствующего вида явлений и, как правило, она его находит. Так, в классической механике роль абсолюта выполняет принцип инерции, в термодинамике - понятие энтропии, в электродинамике - постоянная скорость света, в теории относительности - пространственно-временной континуум, в квантовой механике - квант действия и т. п. По мнению автора, научное понимание абсолюта выгодно отличается от большинства философских концепций тем, что он в науке всегда представляется как процесс, причем учитывается в нем одновременно чувственная динамичность и логическая структурность. Такой подход, по мнению автора, позволил современной науке приоткрыть тайну мирового абсолюта. Автор считает, что в качестве такового с полным правом можно рассматривать известный в квантовой теории поля феномен физического вакуума.

Однако на пути познания мирового абсолюта встает следующая задача - понять внутреннюю природу физического вакуума. Но эту задачу, как считает автор, современная наука по причине господства в ней феноменологического метода решить не может. Феноменологический подход позволил ученым описать внешнюю специфику физического вакуума, но он не в состоянии определить его физическую природу как таковую. Автор предлагает свой подход в решении этой проблемы (с. 103 - 115).

В последнем, третьем разделе (Глава 7. Изменение. Глава 8. Процесс и покой. Глава 9. Взаимодействие) книги автор пытается воспроизвести целостное понимание качества предмета. Интегрирующим выступает понятие движения, которое рассматривается как единый комплекс трех типов отношений: 1) отношение абсолютного и относительного, выражаемого понятием изменения как модификации абсолюта; 2) отношение покоя и процесса или, по-другому, как отношение определенности и неопределенности; 3) отношение устойчивости и изменчивости, выражаемое понятием взаимодействия как отношение процессов. Используя материалы современной ядерной физики, автор пытается предлагаемый подход проиллюстрировать на примере качественной природы физических полей, элементарных частиц и строения атома (с. 224 - 244). В ходе анализа микропроцессов выдвигается ряд неожиданных идей по интерпретации квантов электромагнитного и слабого полей, природы кварков, ядра атома и т. д.

В заключительном параграфе книги (с. 251 - 276) автор подводит итог широко представленному в предшествующих главах анализу методологических проблем познания качества предмета. При этом он четко разграничивает философские и научные методы. Философские методы, но мнению автора, определяют гносеоло-

стр. 268


гические ориентиры познающего субъекта, тогда как научные методы выражают объективные характеристики познаваемого объекта (с. 270). В отношении философских методов автор заключает, что в истории имеют место четыре различных методологических подхода к познанию качества предмета: догматизм, феноменологизм, диалектика и интуитивизм. Каждый из них ориентирует субъекта на познание одного из реальных аспектов качества, но в то же время ни один из названных методов не может претендовать на исчерпывающее решение этой проблемы. Отсюда делается вывод, что при целостном познании качества они могут быть использованы как взаимодополняющие.

Что касается научных методов, то в истории науки их также насчитывается четыре, причем три из них относятся к так называемой классической науке - редукционизм, эволюционизм и системный подход, а четвертый - это метод познания самоорганизующихся систем (метод синергетики). При этом автор подчеркивает принципиальное различие между всеми классическими методами и методом синергетики. "Если вся прежняя наука, - пишет автор, - рассматривала качество в аспекте внешнего проявления предмета, принимая во внимание только его состояние (модификацию или изменение свойств), то синергетику качество интересует как его внутренняя организация, выражаемая динамикой (преобразованием) его структуры" (с. 265). Этот метод автор называет методом структурного эволюционизма, который выгодно отличается от классического эволюционизма тем, что носит нелинейный характер, ибо необратимость изменения структуры предполагает не один, а несколько вариантов. Кроме того, подчеркивается, что структурный эволюционизм содержит в снятом виде все классические методы.

Однако автор считает, что метод структурного эволюционизма все же в полной мере не отвечает требованиям целостного познания качества. Синергетика схватывает качество и соответственно самоорганизацию предмета лишь в контексте структурности, не учитывая при этом другой важный момент качества - внутреннюю динамику (процессуальность) предмета. Предмет в целом не есть только структура, но и отношение структурности и процессуальности, причем, как отмечает автор, при ведущей роли процессуальности по отношению к структурности. А потому качество предмета должно быть понято не просто как его структура, а как названное отношение. Так как при таком подходе учитываются обе противоположные стороны (структура и процессуальность), а его суть рассматривается в их отношении, то автор подобный подход предлагает назвать методом предметного эволюционизма. На с. 270 - 276 дается подробная характеристика этого метода.

стр. 269


Монография А. Н. Арлычева является оригинальной попыткой решения целого комплекса философских проблем как с точки зрения объективного основания мира, так и методов его познания. Она несомненно вызовет интерес у философов и ученых и, по всей видимости, оставит заметный след в разработке проблем философии и методологии науки.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-А-Н-АРЛЫЧЕВ-КАЧЕСТВЕННЫЙ-АСПЕКТ-МИРА-И-ЕГО-ПОЗНАНИЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Tatiana SvechinaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Svechina

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Б. В. АХЛИБИНИНСКИЙ, А. Ф. ИВАНОВ, Рецензии. А. Н. АРЛЫЧЕВ. "КАЧЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТ МИРА И ЕГО ПОЗНАНИЕ" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-А-Н-АРЛЫЧЕВ-КАЧЕСТВЕННЫЙ-АСПЕКТ-МИРА-И-ЕГО-ПОЗНАНИЕ (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - Б. В. АХЛИБИНИНСКИЙ, А. Ф. ИВАНОВ:

Б. В. АХЛИБИНИНСКИЙ, А. Ф. ИВАНОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Tatiana Svechina
Yamal, Россия
1361 просмотров рейтинг
10.09.2015 (3123 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
7 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Рецензии. А. Н. АРЛЫЧЕВ. "КАЧЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТ МИРА И ЕГО ПОЗНАНИЕ"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android