Libmonster ID: RU-7049
Автор(ы) публикации: В. ДИТЯКИН

Документы по истории папства XV-XVI веков. Вводная статья и примечания проф. С. Г. Лозинского. М. ГАИЗ. 1939. 242 стр. 5 р. 40 к.

История папства, этого основного руководящего центра католицизма, представляет громадный интерес для каждого культурного человека. В течение многих веков "наследники св. Петра" встречаются на каждой странице мировой истории то с претензиями на мировое господство, то как крупнейшие представители всякого рода реакции - политической, экономической и идеологической. И хотя давно уже канули в вечность те времена, когда от одного слова папы падали коронованные владыки и миллионы людей обрекались да дикие мучения, но и теперь еще "узник Ватикана" пытается влиять на мировую политику. Ведь не кто иной, как "ныне здравствующий" папа Пий XII (бывший кардинал Пачелли), начал энергично проводить политику англо-французского блока, политику натравливания на СССР бешеных псов империализма. Он выдвинул проект созыва "конференции пяти держав", призывая всех и вся объединиться против "очага безбожья"; 1 сентября 1939 г. он произнес пылкую (списанную с пожелтевших рукописей Иннокентия III) речь о Польше как "защитнице христианства на востоке Европы"; 18 октября он убеждал Литву остаться "твердыней христианства против окружающего ее безбожья"; в ноябре и декабре 1939 г. в Ватикане была издана антигерманская энциклика; составлялись молитвы о даровании победы белофиннам (хотя они, как известно, даже не католики).

Папа лучше кого бы то ни было сознает безнадежность мечтаний о крестовом походе против СССР - ведь это уже не первый проект - и все же пытается: а вдруг что-нибудь выйдет! Вот почему нам следует знать хорошо этого ненавистника нашей страны. Лучшим средством, помогающим ознакомиться с историей папства, хорошо понять дух и существо его, является не простой исторический очерк (которых, кстати сказать, за исключением сильно устаревшей, стоящей на неправильных теоретических позициях книги проф. С. Г. Лозинского "История папства" (т. I. М. 1934) у нас и нет), а собственные свидетельства людей, близко стоявших к папскому престолу и знавших многие тайны его. В этом отношении знаменитые "Дневники" Инфессуры и Бурхарда почти не имеют себе равных, и издательство ГАИЗ сделало большое культурное дело, приблизив их к нашему широкому читателю.

Секретарь римского сената в 1487 - 1500 гг., республиканец, влюбленный в былые вольности своего родного великого города, человек большого ума и тонкой наблюдательности, ярый ненавистник папства, давившего и разорявшего его родину, Сте-

стр. 121

фано Инфессура (родился около 1441 г., умер около 1500 г.) пишет свои дневники ("Diaria rerum romanarum suorum temporum") с глубоким чувством и страстью. Ненавидя папство, он тщательно собирает все факты, свидетельствующие о гибельности для страны его господства, все, что говорит о слабости, пустоте широких притязаний пап, о низости и мерзости их. Автор другого дневника ("Diarium sive rerum urbarum commentarii 1483 - 1506"), Иоганн Бурхард (ок. 1450 - 1506), - человек совсем другого склада, и это еще более, подчеркивает справедливость нарисованной обоими авторами яркой картины разложения папства. Бурхард - каноник страсбургского кафедрального собора, переселившийся в Рим, где он с 1483 г., стал (за 450 золотых дукатов) церемониймейстером главной папской капеллы, и в этой, весьма почетной и доходной должности он пребывал до самой своей смерти. Любитель "безгрешных доходов", далекий от всякой политики, целиком, с головой погруженный в обработку сложнейших церемониалов церковных служб, Бурхард холодно, беспристрастно, спокойно регистрирует все более или менее значительные события в жизни "святого престола". И это спокойствие и равнодушие его, человека, безусловно, глубоко верующего, действует на читателя прямо ошеломляюще. Какой же извращенностью должен был обладать человек, видевший все эти описанные им мерзости и гнусности, видавший их изо дня в день и все же продолжавший спокойно нести в свою нору золото и подарки!

Изданные в этом томе отрывки "Дневников" охватывают историю папства от избрания Бонифация VIII (1294) и кончая началом понтификата Юлия II (1505), главнейшее же место занимают описания деяний пап Сикста IV, Иннокентия VIII и Александра VI Борджиа (1471 - 1503).

Буквально почта каждая строка "Дневников" кричит о низости, подлости, разврате, предательстве, убийствах из-за угла и о прочих "святых делах", совершаемых "ради чести и славы святой церкви". Кардиналы призывают бретонские наемные банды, чтобы устроить римскому народу большую кровавую баню (стр. 35); папы грабят население непомерными налогами, спекулируют на торговле хлебом, отчего "многие семейства умерли от голода" (стр. 39, 89). Казни восставших, беспрерывные восстания (1404 - 1405, 1414, 1432, 1434, 1438 гг. и т.д.), скова удвоение всех налогов на съестные припасы (стр. 47), снова восстания - вот картина правления пап в первую половину XV века. Бесстыдная, открытая торговля церковными должностями скоро была введена в систему и стала одним из основных источников пополнения вечно пустой папской казны. Постоянно встречаются фразы: "тысячу дукатов обещал дать папе" (стр. 80), "на этом деле (создании новых 52 должностей пломбаторов. - В. Д. ) он (папа) собрал 26000 дукатов" (стр. 108), "создал 24 секретарских должности... от продажи этих новых мест папа получил 60000 дукатов" (стр. 115). Безумная, доходящая - до мелкого мошенничества жадность, широкая распродажа экспектанций (документ на будущее место после его освобождения) пачками, тысячами. "В субботу 30 апреля 1495 г., - меланхолично замечает Бурхард, - были изготовлены камерой первые экспектанции папы Александра VI в количестве 15000 или около того" (стр. 180, см. далее записи от 8 и 11 мая). Вот бывший сиенский купец Вентуре Бенассай, купивший за 5 тыс. дукатов архиепископство Козенцы (стр. 203), вот длинный - 12 имен - перечень новых кардиналов с указанием цен кардинальской шапки (от 5 до 25 тыс. дукатов) (стр. 210). Бурхард приводит целиком знаменитую грамоту Александра VI об обложении народа новым громадным налогом на нужды борьбы с "вероломнейшими турками, врагами христианского имени", а в действительности - на покрытие бесконечных расходов по кутежам и авантюрам потомства папы - Чезаре, Лукреции и других Борджиа (стр. 206 - 209). Интересный материал сообщает Инфессура о канонизации папой Иннокентием III. в 1485 г. по просьбе императора за 15 тыс. дукатов прославившегося лишь основанием монастырей маркграфа Леопольда (1073 - 1136) (стр. 100). А сколько сцен дикого разврата, творившегося в "священных покоях" Ватикана, описывают эти верующие авторы "Дневников"! Содомия, убийства людей, чтобы насладиться картиной их казни (стр. 88, 91, 213 и др.), отравления неугодных или опасных папскому режиму людей. И все это - не памфлет, не пасквиль, а дневниковая запись верующего" близко стоящего к папскому престолу человека.

Интересные сведения сообщают "Дневники" и о некоторых других событиях, происходивших в это время в Италии: об упомянутых уже выше войнах римского народа с папами, истории Савонароллы (стр. 191 сл.), борьбе римских феодальных родов Орсини и Колонна за власть, истории внешней политики папства в XIV-XVI вв., в том числе и о любопытной, крайне типичной для беспринципных пал истории союза Александра VI с "злейшим врагом рода христианского" - турецким султаном.

Бурхард приводит полностью письма, которыми обменялись папа и турецкий султан Баязет II (стр. 173 - 175). Опасаясь," что французский король Карл VIII захватит принца Джема, папа просит у султана поддержки, "взаимной доброй дружбы" и скорейшей очередной присылки 40000 венец, дукатов. Султан в свою очередь просит папу "уморить" принца Джема (в котором султан видит претендента на престол) и обещает ему за это 300000 дукатов, "чтобы ваше могущество могло на них купить своим сыновьям какое-нибудь имение"(!). 25 февраля 1495 г. уже находившийся в руках французского короля принц Джем "расстался с жизнью от пищи или питья, несообразного с его природой и непривычного". Сделка была выполнена. "Владыка христиан" и "великий турок" взаимно служили друг другу.

стр. 122

Читатель прочтет с большим удовольствием текстуально приведенный Бурхардом (стр. 215 - 219) анонимный памфлет некоего гуманиста, направленный против Александра VI и дающий прекрасное представление о подготовившем реформационное движение недовольстве и смятении умов.

Таково в общих чертах содержание этих "Дневников". Ценность их издания ясна, каждый культурный человек найдет в них много интересного и поучительного, историку-преподавателю и антирелигиознику-пропагандисту это издание будет исключительно полезно в их повседневной работе.

К сожалению, издательство отнеслось к своей работе недостаточно вдумчиво. Издавая, по существу, отрывки из "Дневников" (например дневнику Бурхарда, достигающему в полном издании 1800 страниц, отведено 80 страниц), надо было выбирать действительно важное, опуская ненужные, утомительные мелочи. А таких мелочей, которые можно было бы без всякого ущерба выпустить, дано немало, например стр. 33, 48, 49, 157 - 160, 166 - 170 и др.

Такое издание особенно нуждается в хорошей вступительной статье и тщательно составленных примечаниях. Ни того, ни другого нет! Вступительная статья проф. С. Г. Лозинского несмотря на свою обширность (28 стр.) дает очень мало и для понимания эпохи и для понимания "Дневников". Статья наполнена старыми, избитыми, ненаучными рассуждениями представителей буржуазной, идеалистической историографии (К. Бурдах, А. Дживелегов и др.) об итальянском Возрождении. Один пример: "под германизмом следует разуметь не простое изучение античного мира... (так перестали думать по крайней мере 80 лет. - В. Д. ), а стремление к такому изучению древнего мира..." (стр. 7). Начало Возрождения автор в прямом противоречии с Марксом и Энгельсом, но зато в полном согласии с реакционером К. Вурдахом находит "уже в XII веке" (стр. 8). Повторяя шаблонные рассуждения буржуазных историков о "противоречивости" эпохи ("вся она проникнута противоречиями"), автор игнорирует прямые указания Энгельса, забывает о том, что мировоззрение Возрождения не было и не могло быть единым, целостным. Ожесточенная классовая борьба в Италии XII-XVI вв. находила свое отражение в различных классовых идеологиях, и сваливать их в одну кучу при марксистском анализе нельзя. "Язычество" и христианство, увлечение античной философией и поклонение религиозным догматам, монархизм и республиканизм - все это отражает настроения и идеи различных общественных групп. Совершенно фантастичны рассуждения проф. Лозинского о религиозности эпохи. "Леонардо да Винчи, Рафаэль... и другие громкие имена Возрождения, - пишет он, - с одинаковым правом могут быть причислены к выразителям как светской, так и религиозной мысли" (стр. 18). Это именно то, на чем настаивает реакционная школка Тоде - Бурдаха! Как можно говорить о "религиозной нейтральности" эпохи всей в целом (как это делает тов. Лозинский), зная имена Джордано Бруно, Телезно, Ванини и др.?! Непонятны и рассуждения автора об "итальянском национализме" XIII в. (стр. 8), "национализме отдельных республик, герцогств и коммун" (стр. 16 и др.), так далеко отстоящие от обычного, марксистского понимания нации и национального вопроса. Такова эта путаная, ничего не дающая читателю вступительная статья. Примечания носят случайный характер, в них объяснена едва ли десятая часть встречающихся в "Дневниках" имен, в силу чего читатель - неспециалист-историк - очень многие факты вынужден будет просто пропускать. Вместо много раз репродуцировавшихся, известных карикатур следовало бы дать снимки с рукописей "Дневников", портреты виднейших пап, карту Италии XV в., виды Рима - это значительно помогло бы усвоению содержания книги.

Наконец, в заключение два слова о деятельности ГАИЗ. Выпускать такие книги, как "Дневники" Инфессура и Бурхарда, - дело хорошее и нужное. Но не пора ли издательству, учитывая громадное политическое значение хорошо поставленной антирелигиозной пропаганды у нас, взяться за работу по созданию массовой книги по истории церкви и атеизма? Надо взяться за эту работу серьезно, вдумчиво, привлечь интересный опыт газеты "Безбожник", в течение двух лет уже систематически помещающей небольшие статьи по этим вопросам и собравшей вокруг себя большой коллектив авторов. Созданием такой книги ГАИЗ оказал бы огромную помощь в деле разоблачения религии как орудия классового угнетения.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-История-средних-веков-ИНФЕССУРА-С-БУРХАРД-И-ДНЕВНИКИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Svetlana LegostaevaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Legostaeva

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. ДИТЯКИН, Рецензии. История средних веков. ИНФЕССУРА С., БУРХАРД И. ДНЕВНИКИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-История-средних-веков-ИНФЕССУРА-С-БУРХАРД-И-ДНЕВНИКИ (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. ДИТЯКИН:

В. ДИТЯКИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Svetlana Legostaeva
Yaroslavl, Россия
1237 просмотров рейтинг
18.08.2015 (3168 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
38 минут назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Рецензии. История средних веков. ИНФЕССУРА С., БУРХАРД И. ДНЕВНИКИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android