Саранск: Мордовское книжное издательство, 2004. 320 с.
Труды Н. Ф. Мокшина, одного из крупнейших российских этнографов, хорошо известны в этнографической и исторической науке. Это прежде всего ряд оригинальных и пользующихся высоким научным признанием работ по этногенезу, этнической истории и традиционной культуре мордовского народа, издававшихся не только в Саранске и Москве, но и за рубежом (в США, Финляндии, Венгрии, Эстонии). Поэтому книгу Н. Ф. Мокшина, посвященную мифологии мордвы, с большим интересом прочтут многие российские этнографы и другие специалисты в области гуманитарных наук.
В рецензируемой книге впервые в этнографической науке, опираясь на широкий круг источников (полевых, архивных, фольклорных, литературных и др.), автор дает глубокий аналитический обзор основных понятий, образующих мордовскую традиционную религиозно-мифологическую картину мира как систему. Книга представлена в форме справочника, содержащего около полутора сотен словарных статей, сообщающих о религиозных верованиях и обрядах мордвы, мордовском дохристианском пантеоне, других мифологических персонажах, межэтнических связях, так или иначе отразившихся в этой важной сфере духовной жизни народа.
В последнее время наблюдается значительный рост интереса народов России, в том числе мордвы, к своим историческим корням, этногенезу и этнической истории, родному языку и культуре, традиционным верованиям и самобытной мифологии, т. е. ко всему тому, что прежде составляло традиционный образ их жизни. Недавно изданная книга Н. Ф. Мокшина поможет заинтересованному читателю глубже осмыслить, достовернее интерпретировать те фрагменты, реликты, отголоски, пережитки седой старины, которые сохранились до наших дней, но порой трудно объяснимы неискушенному в таких тонких научных вопросах читателю.
Знакомство с мифологией как существенным пластом самобытной духовной культуры мордвы будет способствовать лучшему осознанию ценностей современной мордовской культуры (в том числе и профессиональной), связанной с традиционной народной культурой тысячами видимых и невидимых нитей. При этом следует учитывать, что тайны мордовской мифологии представляют интерес не только для читателя-мордвина или специалиста-финноугроведа: культура мордвы на протяжении многих веков аккумулировала отдельные элементы культур, созданных живущими по соседству уральскими, алтайскими, индоевропейскими и другими народами; творчески перерабатывая их, Н. Ф. Мокшин отмечает, что на это неоднократно обращали внимание ученые.
Например, известный отечественный этнограф и религиевед П. И. Мельников, являвшийся также видным писателем, публиковавшим свои литературные труды под псевдонимом Андрей Печерский, указывая на большое сходство дохристианских верований мордвы и русских, говорил о важности их изучения для выяснения верований и обрядов русского народа. "Мордва крещена не так давно и еще помнит старинную свою веру. По сохранившимся у мордвы религиозным обрядам и по преданиям об их религии можно объяснить многие русские обычаи и обряды", - писал он (Мельников 1981: 107 - 108).
Понимание значения мифологии для объяснения многих сторон нынешней жизни побудило многих ученых активизировать исследование мифотворчества народов мира, в том числе финно-угорских и шире - уральских и урало-юкагирских. В России, в частности, вышла в свет двухтомная энциклопедия "Мифы народов мира" (М., 1997). Н. Ф. Мокшин с сожалением отмечает, что "мордовская мифология в ней представлена фрагментарно и поверхностно" (с. 3). В настоящее время российские ученые совместно со специалистами из Венгрии, Финляндии и Эстонии разрабатывают международный проект по созданию энциклопедии "Мифология
Павел Иванович Пучков - доктор исторических наук, профессор, руководитель группы этнической и конфессиональной картографии и советник Института этнологии и антропологии РАН.
стр. 137
уральских народов", в состав редколлегии которой входит и Н. Ф. Мокшин. Рецензируемый справочник можно рассматривать как один из этапов подготовки указанной фундаментальной работы (хотя он, безусловно, имеет и самостоятельное значение).
Помимо собственно словарной части - словаря с алфавитным расположением статей и системой взаимных ссылок - справочник содержит три очерковых раздела: в первом дается краткая, но емкая характеристика мордовского этноса, во втором - обзор источников, а также истории изучения и современного состояния мордовской мифологии, в третьем - анализ мифологии мордвы как системы, отражающей традиционную картину мира и образ мышления этого народа. Справочник содержит также списки источников и литературы и условных сокращений.
Необходимо отметить, что автор понимает термин "мифология" весьма широко. Под мифологией он подразумевает не только разного рода мифы (космогонические, антропогонические, этногонические, нормативные и т.д.), но и произведения устного народного творчества о сверхъестественном, вобравшие в себя сказки, песни, загадки, былички, заговоры, а также традиционную обрядность. Такой методологический подход позволил Н. Ф. Мокшину показать на широчайшем конкретном материале необъятность мира народной культуры мордвы, ее воздействие на современный быт, культуру, идеологию и нравственность народа.
Словарные статьи характеризуют тщательный отбор, оригинальность, историко-этнографическая, филологическая и этимологическая обоснованность. Практически везде учтена не только общемордовская (этническая), но и мокшанская и эрзянская (субэтническая) специфика описываемых явлений и фактов. Отмечаются также иноэтнические истоки и параллели, фразеология с употреблением данного словарного термина. Читатель знакомится с широким кругом собственных имен духов, божеств, фольклорных персонажей, узнает названия обрядов, обычаев, праздников, так или иначе связанных с мифотворчеством и мифологическим мировидением мордвы.
Значительное место занимают статьи, посвященные окружающей природной среде, такие как "Ведь" (вода), "Мастор" (земля), "Менель" (небо), "Варма" (ветер), "Ков" (луна), "Тол" (огонь). Много внимания уделено и абстрактно-философским понятиям: "Кулома" (смерть), "Чопача" (призрак, привидение), "Сюдома" (проклятие), "Ойме" (душа) и т.д.
Словарные статьи, как и весь текст книги, написаны на высоком научном уровне и в то же время очень хорошим литературным языком. Весьма полезны приводимые эрзя-мордовские и мокша-мордовские оригинальные тексты и выражения, что способствует лучшему пониманию как общих черт, присущих мордовской культуре, так и особенностей мокшанской и эрзянской субкультур. Книгу обогащают оригинальные, нередко выполненные самим автором во время экспедиционных выездов фотографии.
Все отмеченное позволяет считать справочник ценнейшим, уникальным пособием не только по мифологии мордвы - самого крупного по численности финно-угорского народа Российской Федерации, но и по культуре финно-угорских народов в целом. Он будет весьма полезен преподавателям, студентам вузов и ученикам средней школы, как и всем, кто считает себя принадлежащим к мордовскому народу или проявляет интерес к мордовским традициям и культурным ценностям.
Можно с уверенностью сказать, что подготовкой этой книги Н. Ф. Мокшин еще более закрепил за собой репутацию одного из крупнейших российских этнографов, одинаково сильного как в теоретической этнографии, так и в полевых этнографических исследованиях. Хочется также отметить, что рецензируемая книга убедительно свидетельствует не только о богатстве и оригинальности древней мифологии мордвы, но и о том, что мифология эта жива и в наши дни, будучи частью как обыденной, так и праздничной жизни народа.
Литература
Мельников 1981 - Мельников П. И. (Андрей Печерский). Очерки мордвы. Саранск, 1981. С. 107 - 108.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |