Иллюстрации:
Libmonster ID: RU-7500
Автор(ы) публикации: В. И. АВДИЕВ

(Земля и вода в орнаменте, рисунке и письменности древнего Египта)*

Основными элементами древневосточного общества являются, с одной стороны, пережиточные формы родового строя, с другой - типические элементы новой социально-экономической формации, зарождающейся на развалинах родового строя - формация рабовладельческой. Сельская община как пережиточная форма родовой коммуна продолжала в своей закостенелой форме существовать в государствах древнего Востока в течение тысячелетий, будучи одной ив основных причин необычайной застойности древневосточного общества и древневосточного деспотизма. На это значение общины, упорно тормозящей развитие исторического процесса на Востоке, неоднократно указывали в своих трудах еще в середине XIX в. основоположники марксизма

В письме к Энгельсу от 14 июня 1868 г. Маркс писал об общине в Индии: "(Я полагаю, что трудно придумать) более солидную основу для застойного азиатского деспотизма"1 . А в "Капитале" Маркс уже отчетливо формулирует эту мысль: "Простота производственного механизма этих самодовлеющих общин, которые постоянно воспроизводят себе в одной и той же форме и, будучи разрушены, возникают снова в том же самом месте, под тем же самым именем, объясняет тайну неизменности азиатских обществ"2 . Наконец в "Анти-Дюринге" Энгельс ясно указывает на то, как долго существовала сельская община в качестве пережиточной и закостеневшей формы родовой коммуны: "Восточный деспотизм и сменяющееся господство кочующих завоевателей в течение целых тысячелетий не могли уничтожить древнего общинного быта"3 .

Но наряду с пережитками родового строя в древневосточном обществе мы уже ясно видим основные элементы формирующегося рабовладельческого общества, что ясно говорит о том, что вслед за формацией первобытного коммунизма следует формация рабовладельческая. На возникновение домашнего патриархального рабства и на наличие его в условиях распадающегося родового строя указывал еще Маркс в одном из своих писем к Энгельсу: "Должность Potail (в Индии - В. А.) обычно наследственна. В некоторых из этих communities [общин] земли village cultivated in common [обрабатываются сообща], в большинстве случаев each oceupant tills its own field [каждый обрабатывает свой собственный участок]. Внутри общины продолжают существовать рабство и кастовый строй"4 . Продолжая и развивая ту цепь мыслей Маркса, Энгельс в "Происхождении семьи, частной собственности и государства" дал значительно более полный анализ социально-экономической структуры этой эпохи распада родового строя.

"Первое крупное общественное разделение труда при данных общих исторических условиях вместе с обусловленным им увеличением производительности труда, а следовательно богатства, и вместе с сопровождающим его расширением поля производительной деятельности с необходимостью влекло за собой и рабство. Ив первого крупного общественного


* Доклад, прочитанный в ГМИИ в Москве 20 мая 1934 г.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXI, с. 501.

2 К. Маркс, Капитал, т. I, изд., 8-е Партиздат, М. 1932 г., с. 270 - 271.

3 Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, изд. 4-е, М. 1931 г., с. 160.

4 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXI, с. 601.

стр. 70

разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса - господ и рабов, эксплоататоров и експлоатируемых"5 .

И наконец Ленин в своей лекции "О государстве" дал отточенно ясную характеристику этого процесса, указав на то, что в развитии всех исторических обществ царят общая "закономерность, правильность, последовательность этого развитая таким образом, что вначале мы имеем общество без классов - первоначальное патриархальное, первобытное общество, в котором не было аристократов; затем общество, основанное на рабстве, общество рабовладельческое"6 .

Таким образом наличие пережитков родового строя и в тоже время новых элементов рабовладельческого общества позволяет нам установить место древневосточного общества в цепи развития социально-экономических формаций. Перед нами несомненная форма перехода от родового строя к рабовладению. На некоторые специфические черты этой переходной эпохи указывал еще Маркс в III томе "Капитала": "При рабовладельческих отношениях, при крепостных отношениях, при отношениях, в основе которых лежит обложение данью (поскольку имеется в виду первобытная община), присваивает, а следовательно и продает продукты рабовладелец, феодал, взимающее дань государство".

И несколько дальше:

"При указанных прежде способах производства главные владельцы прибавочного продукта, с которыми имеет дело купец - рабовладелец, феодальный сеньер, государство (напр. в лице восточного деспота) - являются представителями потребляющего богатства..."7

Таким образом нам становится совершенно ясным, что Маркс не находил возможным полностью вдвигать древневосточное общество в рамки рабовладельческой формации.

Изучение конкретно исторических фактов, рисующих социально-экономическую структуру древнеегипетского общества, блестяще подтверждает эту концепцию, так ясно и отчетливо формулированную основоположниками марксизма. Больше того, ми имеем уже теперь возможность на ряде строго установленных исторических фактов иллюстрировать основные специфические элементы древневосточного общества эпохи перехода от родового строя к рабовладению, схематически намеченные классиками марксизма. Этими элементами являются:

1. Наличие закостеневшей формы сельской общины как пережиточной формы родовой коммуны

2. Появление древнейших форм рабства и рабовладельческой эксплоатации.

3. Появление плужного земледелия, основанного на искусственном орошении.

4. Древневосточная деспотия как продукт непримиримых классовых противоречий. Наиболее ясно выступают перед нами пережитки древнего родового строй в формах древних родовых советов, советов старейшин, может быть родоначальников, родовладык.

Древнеегипетский язык и целый ряд исторических, историко-религиозных и иных текстов сохранила нам термины "джаджат" и "кенбет" (см. на таблице I - II), в которых мы можем распознать тускнеющие силуэты этих древних родовых советов.

Термин "джаджат" (см. на таблице I) тесно связан с религиозными установлениями, восходящими к глубокой древности и преемственно сохраняющими обычаи глубокой старины в закостенелых формах глубоко консервативного религиозного быта. Так, мы знаем, что в эпоху Древнего царства "джаджат" функционируют в заупокойных поселениях фараонов Хуфу и Менкаура, причем их обязанностью является регистрация актов продажи и наблюдение за выполнением обязанностей чиновников, заведующих царскими пожалованиями. Самый термин "джаджат" встречается уже в "Текстах пирамид", где о царе говорится: "Этот великий мощный посох среди великой "джаджат" Илиополя"8 .

В текстах гробниц Древнего царства мы находим указаний на то, что в заупокойных припирамидных поселениях существовали "джаджат" ведавшие храмовым хозяйством


5 Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства. М. 1932 г., с. 162.

6 Ленин, О государстве, Соч., изд. 3-е, т. XXVI, с. 366.

7 Маркс, Капитал, т. III, с. 227 - 228. 231.

8 K. Sethe, Pyrarnidentexte 1319. Sami Gabra Conseils des tonctionnaires. Le Caire, 1929. p. 9.

стр. 71

и гражданским судопроизводством9 . Наконец эта же "джаджат", как гласят тексты, "стояли во главе воды", т. е. должны были следить за поддержанием в порядке системы искусственного орошения, конечно в пределах данной области10 .

Наряду с термином "джаджат" мы находим в древнеегипетских текстах другой термин "кенбет" (см. II), который детерминируется гиероглифом угла, очевидно указывающим на тот почетный угол, где заседал древний общинный совет. Этот древний общинный совет, который постоянно сохранял функции местной власти, ведал гражданским судопроизводством и разбором дел, главным образом связанных с семейным правом, в частности споров о праве наследства. Наконец этот же древний совет "кенбет" был органом административной власти на местах, причем в его компетенцию входили заботы о поддержании в порядке ороси тельной сети. Целый ряд текстов, начиная с эпохи 6-й династии, ясно говорит об этом. Так например, в гробнице Анх-теф-нехет мы читаем:

"Номарх призывает кенбет начальника юга, чтобы решить спор".

Далее в папирусе Присс упоминается этот же совет кенбет:

"Если ты действуешь в качестве сына члена кенбет, как посланный для успокоения толпы, взвешивай свои слова и будь беспристрастен"11 .

На судебные функции кенбет указывают хатиубские и абидосские тексты:

"Я делаю так, что два брата уходят удовлетворенные благодаря решению кенбет"12 .

"Ибо сын человека, который сделает это [воровство или несправедливость], подвергнется тому, что его отец [покинет его] перед кенбет".

"Я не брал вещей из наследства, я свободен от обвинений перед кенбет"13 .

А инструкция визиря, сохранившаяся в гробнице Рехмира, ясно говорит нам о том, что в обязанности кенбет входили дела местного управления и поддержание в порядке оросительной сети:

"Это он посылает членов кенбет округа, чтобы сделать каналы во всей стране. Это оп призывает членов кенбет округа. Это он их посылает, чтобы они ему сказали то, что касается ихместных дел"14 .

Таким образом здесь перед нами выступает следующий основной элемент древневосточного общества, его экономическая база - развитие плужного земледелия, основанного на искусственном орошении, главным образом в крупных речных долинах аллювиального происхождения. Классики марксизма неоднократно указывали в своих трудах на крупное значение этого факта в экономике древневосточного общества. Так, Маркс писал:

"Условия климата и почвы, особенно огромные пространства пустыни, тянущиеся от Сахары через Аравию, Персию, Индию и Татарию до возвышенностей азиатского плоскогорья, сделали систему искусственных орошений при помощи каналов и водных сооружений основой восточного земледелия. Подобно тому, как в Египте и в Индии пользуются наводнениями для орошения полей, точно так же в Месопотамии, Персии и других местах пользуются высоким уровнем воды для того, чтобы наполнить водой оросительные каналы. Эта элементарная необходимость экономического и совместного использования воды, которая на Западе толкнула частную предприимчивость соединяться в добровольные ассоциации, как во Фландрии и в Италии, - на Востоке, где цивилизация была на слишком низком уровне и где размеры территорий слишком обширны, чтобы вызвать к жизни добровольные ассоциации, повелительно требовала вмешательства централизующей силы правительства. Отсюда та экономическая функция, которую вынуждены были выполнять все азиатские правительства, а именно функция организации публичных работ"15 .

Та же мысль выражена Энгельсом в его письме к Марксу от 5 июня 1863 г., где он пишет:

"Земледелие здесь построено главным образом на искусственном орошении, а это орошение является уже делом общины, области или центральной власти... Это искусственное опло-


9 Mariette, Mastabas, р. 138, Sami Gabra, Op. cit., p. 34.

10 Sinuhe, Ed. Maspero, p. 17, 1. 10. Sami Gabra, Op. cit., p. 35.

11 Pap. Prisse, p. 13, 11. 1 - 2.

12 Anthes, Hatnub, p. 35, 1. 5. Sami Gabra, Op. cit., p. 15.

13 Petrie Flinders, Abydos, Vol. 3, pi. 22, Sami Gabra, Op. cit., p. 15.

14 Urk, IV, p. 1111. Sami Gabra, Op. cit.. p. 20.

15 "Летописи марксизма", т. III, с. 41.

стр. 72

дотворение почвы, которое немедленно прекращается как только портится водопровод, объясняет и без того любопытное явление, что целые пространства земли, покрытые некогда пышной растительностью (Пальмира, Петра, развалины в Йемене и ряд местностей в Египте, Персии и Индостане) сейчас представляют собой голую пустыню"16 .

Нет никакой необходимости приводить здесь все те хорошо известные конкретно-исторические факты, которые говорят о значении искусственного орошения на древнем Востоке, в частности в древнем Египте. Достаточно привести лишь те из них, которые менее известны и которые представляют для нас специфический интерес в связи с характеристикой древневосточного общества как общества эпохи перехода от родового строя к рабовладению. Выше уже указано, что поддержание в порядке искусственного орошения в пределах данной области лежало на обязанности местных советов, но наряду с ними были и особые чиновники, может быть входившие в систему центрального управления; это те чиновники, звание которых встречается в тексте энциклопедии папируса Вильбура w'tj iw mw (см. III) и в одном тексте из Эдфу, где упоминается "писец канала Фив", как переводит этот текст Шпигельберг17 . Интересно отметить, что в более древних шумерийских текстах мы также встречаем особое название должности чиновника "a-da-ba", которое может быть означает "распределитель воды, ороситель" или нечто подобное18 .

Большой интерес с точки время истории техники представляют те технические приспособления, которые применялись при искусственном орошении земли на древнем Востоке. Нам хорошо известны большие журавли, которые под названием шадуфов до сих пор еще применяются в Египте и которые были известны еще в древности, свидетельствуя о том что на древнем Востоке применялась система рычага первого рода. Наряду с этими шадуфами еще в древности, как и теперь, пользовались и водоперегонными колесами, которые теперь носят название "сакие". На берлинском "ушебти N 10814 мы встречаем указание на это водяное колесо, которое в этом тексте носит название "skdw=t". Текст гласит: "Для того, чтобы орошать поля водяным колесом (skdwt) и берега, "тадуфом"19 , Применение этого водяного колеса было так широко распространено в Египте, что оно даже вошло в поговорку и таким образом отразилось даже в таком позднем и далеком произведении, как Второзаконие, где мы читаем: "Ибо земля, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею, не такова, как земля египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал [ее] при помощи ног твоих, как масличный сад"20 .

Искусственное орошение в пределах области было делом общины, а в своей совокупности делом центральной власти. О крупных оросительных сооружениях, о проведении новых каналов мы нередко читаем в шумерийских и вавилонских надписях. Так например, Эаннатум сообщает о своих победах над "внушающими ужас горами Элама" и о своих заботах по укреплению оросительной сети страны. Из надписей эпохи Энтемены мы узнаем, что Энтемена завоевав Умму, "приводит там в порядок водяные сооружения". В Эриду он строит храм, а в Ниппуре проводит водяные сооружения"21 . Тексты эпохи Хаммурапи говорят о крупной организационной деятельности государственной власти в этом отношении. В одной надписи по случаю сооружения одного из больших каналов Хаммурапи ставит себе в особую заслугу, что этим мероприятием он "сделал страну удобной для обработки подобно житнице, наполненной зерном... собрал в землю Шумер и Агадэ рассеянное население, напоил и накормил его, поселил его в изобилии и довольстве"22 . А в административной переписке Хаммурапи мы находим много указаний на деятельность центральной власти в этом отношении. Так, в своих письмах чиновникам Хаммурапи пишет:

"Прикажи людям, владеющим полями на" берегу канала Даманум, очистить канал Даманум. В продолжение этого месяца пусть они окончат очистку канала Даманум". "Очищенный


16 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXI, с. 494.

17 Brugsch, W. B. 5. S. 303. W. Spiegelberg, Zwei Kalksteinplatten mit aegyptichen Texten. A. Z. 1912, S. 35.

18 Никольский, Документы хозяйственной отчетности, т. I, с. 85.

19 Spiegelberg, A. Z. 53, S. 113.

20 Второзаконие, 11. 10. H. Schaefer, Tretmaschinen zur Bewaesserung im alten Aegypten. A. Z. 64, S. 140, 141.

21 Б. А. Тураев, Классический восток, т. I, Л. 1924 г., с. 161.

22 Волков, Законы вавилонского царя Хаммурапи, М. 1914 г., с. 8.

стр. 73

канал очищен не сплошь до города Эреха, и потому суда не могут войти в город... Эта работа не [очень] велика для людей, находящихся в твоем распоряжении... Когда ты получишь ату таблицу, то с помощью находящихся в твоем распоряжении людей очисти в течение трех дней канал, находящийся в Эрехе. [А] когда очистишь этот канал, произведи работу, о которой я тебе написал"23 .

В текстах этой эпохи мы находим указания также и на сооружение новых каналов. Так, Хаммурапи соорудил новый канал, дав ему имя "Хаммурапи, благословение народов"24 . Наконец, ярким доказательством забота государственной власти о поддержании в порядке сети искусственного Орошения является судебная охрана ее, установленная ст. ст. 63 - 60 кодекса Хаммурапи. Статьи эти гласят:

"53. Если кто-нибудь поленится укрепить свою плотину и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв и водой будет затоплен полевой участок, то тот, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить уничтоженный им хлеб.

54. Если он не в состоянии возместить хлеб, то продают его и его имущество за деньги и [их] делят между собой хозяева полевых участков, хлеб которых затоплен водой.

55. Если кто-нибудь, открыв свой водоем для орошения, по небрежности допустит, что водой будет затоплено соседнее поле, то он обязан отмерить хлеб сообразно с приростом у своего соседа.

56. Если кто-нибудь выпустит воду [и] водою будет затоплено обработанное поле его соседа, то он должен отмерять ему десять кур хлеба за каждый ган"25 .

А специальная статья (N 269) этого кодекса устанавливала неприкосновенность черпальных ведер и штраф за их покражу:

"Если кто-нибудь украдет черпальное ведро с поля, то должен уплатить хозяину черпального ведра 5 сиклей серебра"26 .

Вполне естественно, что эти важнейшие элементы социально-экономической структуры древневосточного общества должны были найти свое отражение в идеологической надстройке, вискусстве, а письменности и в религии, начиная с древнейшей эпохи, с эпохи архаики, когда орнамент, рисунок и картинный гиероглиф еще составляли некое органическое единство, некий единый графический, художественный и смысловой комплекс, тесно связанный с религией, в частности с ее наиболее древними формами: тотемизмом и магией27 .

Орнаменты глиняных сосудов, найденных в погребениях доисторической эпохи, рисунки понесенные иногда на стенки этих сосудов, в древнейшие гиероглифические надписи эпохи первых двух династий и так называемой додинастической эпохи ясно указывают на то внутреннее родство, которое существовало между этими тремя видами графического искусства. В виде примера можно указать на архаический прототип гиероглифа (см. IV), обнаруженный в гробнице фараона Ка-ап28 . Этот древнейший прототип египетского гиероглифа отличается от своего позднего потомка классической эпохи большей полнотой деталей рисунка, изображающего геральдическое растение Верхнего Египта, один из видов тростника. Мы видим здесь помимо основных частей растения - стебля и листьев - еще корень и цветы. Рисунка на глиняных сосудах той же эпохи дают нам такие же схематизованные и плоскостные изображения растений или деревьев, в которых художник ограничивается лишь тем, что намечает одними лишь линиями ствол и ветки дерева или стебель и листья растения.29 . Наконец на целом ряде сосудов этого же времени мы видим типичный "елочный"


23 Волков, Законы вавилонского царя Хаммурапи, с. 8.

24 Тураев, Цит. соч., с. 195.

25 Волков, Цит. соч., с. 29.

26 Там же, с. 46.

27 Б. Б. Пиотровский. Семантический пучек в памятниках материальной культуры ("Изв. ГАИМК", т. VI, вып. 10, Л. 1930, с. 1 - 2).

28 Petrie Flinders, Abydos. VoL I, pl. 1 - 2.

29 В. И. Авдиев. Производства и художественные ремесла в древнем Египте, М. 1930 г." стр. 11. L. Capart, Les debuts de l'art en Egypte Bruxelles 1904, p. 115, 114, 106. A. Scharff, Grunzuge zur aeguptischen Vorgeschichte. 1927. Taf. G-f.

стр. 74

орнамент, который несомненно, восходя к схематизованному изображению дерева или растения, является лишь бесконечной ритмизацией одного и того же графического прототипа30 .

Если бы мы обладали достаточным количеством гиероглифических надписей этой же древнейшей эпохи, то могли бы сопоставить гиероглифические прототипы этого времени с одновременными рисунками и орнаментами. Но так как гиероглифическая система письма только возникала в эту древнюю эпоху, то вполне понятно, что от этого времени сохранилось только очень небольшое количество надписей. Поэтому мы принуждены сопоставить другие архаические орнаменты и рисунки с более поздними гиероглифами. Мы это в праве сделать, так как знаем, что внешний вид каждого гиероглифа почти не менялся в течение тысячелетий, являясь не чем иным, как схематизованным плоскостным рисунком какого-либо предмета, получившим свою закостеневшую типическую форму в эпоху Древнего царства. А так как вполне понятно, что все эти сотни гиероглифов ее могли возникнуть внезапно как deus ex machina в своей классической форме, то необходимо признать, что они должны были иметь свои прототипы в известных и неизвестных нам архаических гиероглифах, восходя, как иероглиф, о котором сказано выше (см, IV), в своей основе к чисто образному никтографическому письму, тесно связанному с рисунком и орнаментом.

В архаическую эпоху, когда начал совершаться переход от родового строя к рабовладению в экономике древнего Египта, стадо постепенно занимать все более крупное место земледелие, которое в естественных условиях аллювиальной долины Нила было возможно лишь при наличии системы искусственного орошения. И так как древний художник запечатлевал в своих рисунках и орнаментах те формы природы, которые определяла развитие экономики той эпохи, то в рисунках и орнаментах, покрывающих глиняные сосуды этого времени, мы видим все чаще и чаще изображения земли и воды. Земля изображалась им в виде соединенных между собой треугольников, а вода в виде волнистых линий или отдельных звеньев разбитых волн.

Древнейшим схематизованным изображением земли в широком смысле этого слова, или, вернее, местности или почвы, являются те треугольники, которые мы довольно часто встречаем на глиняных сосудах архаической эпохи. Очевидно художник в этом примитивном строго геометрическом рисунке пытался изобразить гористый пейзаж, окружавший его в ту отдаленную эпоху, когда он еще жил на высоких нагорьях, окаймляющих долину Нила с запада и с востока, и вел там охотничий образ жизни, постепенно переходя к земледелию в оазисах и в долине реки. Такие треугольники, изображающие горы, мы находим на, многих глиняных сосудах, в частности на московском блюдце с изображением охотника ведущего на привязи четырех зверей (может быть собак). Гористый пейзаж изображен здесь в виде пяти треугольников, причем четыре из них образуют две группы. Каждая из этих групп состоит из двух соединенных между собой треугольников, изображающих две гори между которыми пролегает долина31 . В форме таких же треугольников древней художник изобразил горы на одном архаическом сосуде, хранящемся в Берлинском музее (N18686) Здесь условный схематизованный рисунок, почти чертеж двух гор, между которыми пролегает долина, входит в состав большой пейзажной композиции, довольно часто встречающейся на архаических сосудах. Центральной частью ее является большая лодка, плывущая по реке. На берегах реки мы видим зверей, людей, деревья и эти типичные изображения "двойных" гор32 . Такой схематизованный способ изображения гористой местности очевидно настолько укрепился в древнеегипетском искусстве, что мы его находим даже в стенописи Среднего царства. Так, в гробнице Интеф-икера художник изобразил, как этот знатный аристократ охотится в пустыне на диких зверей, причем гористый пустынный пейзаж он передал в виде ряда треугольников с мягкими, уже пологими склонами, в нем выразилась реалистическая тенденция египетского искусства классической эпохи. Ритмическое


30 A. Scharff, Die archaologischen Ergebnisse des vorgeschiehtlichen Graberfeldes von Abusir-el-Meleq nach dem Aufzeichnungen G. Moellers. Lpz. 1926, Taf. 12, N 49. Quibell, Archaic Objects, Vol. 2, pl. 21.

31 Авдиев, Цит. соч., с. 11.

32 A. Scharff, Die archaologischen Ergebnisse... N 32, S. 21.

стр. 75

повторение монотонной вереницы треугольников, изображающих гористую местность, привело к превращению рисунка гор в тот типичный орнамент, который мы так часто находим на стенках глиняных сосудов архаической эпохи. Это постепенное превращение рисунка гор в "губчатый" узор мы ясно видим на рисунке, покрывающем стенки берлинского сосуда N 19334. Здесь вместо двойных треугольников художник изобразил уже целую цепь; она должна представлять гористую, пустынную местность, по которой идет вереница каких-то рогатых зверей, может быть антилоп или газелей. Если бы на этом рисунке художник не изобразил этих зверей, мы не могли бы в этой зубчатой линии треугольников распознать строго геометризованный пейзаж и должны были бы увидеть в них лишь геометрический узор. Так, рисунок гор постепенно превратился в своеобразный типичный узор, который встречается довольно часто на архаических сосудах33 .

Тот же схематизованный рисунок гористой пустынной местности ясно проступает в трех гиероглифических знаках, обозначающих понятия местности, обозначаемой одним двумя или тремя треугольниками или холмами (см. V). Уже то обстоятельство, что этот гиероглиф, начиная с эпохи Древнего царства, сохранился во всех трех основных числовых видах единственного, двойственного и тройственного или множественного числа, причем двойственное и множественное число даны механическим удвоением и утроением основного знака горы или насыпи, указывает нам на то, что эти гиероглифы в своей древнейшей основе восходят к архаической эпохе чисто картинного письма, когда в системе письменности еще не существовало абстрактных способов обозначения двойственного и множественного числа посредством отвлеченных детерминативов. Ведь древнейшим способом обозначения двойственного и множественного числа в египетской письменности было механическое удвоение и утроение знака, как например: "две страны" (см. VI) и "боги" (см. VII), причем этот архаический способ обозначения числа пережиточно сохранился даже в эпоху Среднего и Нового царства34 . И действительно уже в надписях первых династий я в надписях архаической эпохи мы находим гиероглифы "местности" в виде слитного изображения двух или трех соединенных вместе гор. Гиероглиф двух гор (см. VIII) сохранился в одной надписи на алебастровом сосуде из гробницы фараона Дена35 , а гиероглиф слова "местность" в виде трех гор (см. IX) встречается в целом ряде архаических надписей36 , причем этот гиероглиф в форме двойственного числа вошел в состав имени одного древнего фараона, фараона Семти, имя которого может быть дешифровано как "иноземец", "горец" или "пустынник"37 . В одной из этих надписей мы даже ясно видим древнюю картинную основу этого гиероглифа, обозначающего "гористую пустынную" местность, - художник обозначил песок пустыни на этом гиероглифе в виде точек, совершенно так же, как на рисунке пустыни в гробнице Интеф-икера38 .

Семантический анализ слов, в состав которых входят эти гиероглифы местности (см. V); ясно показывает нам, что с этими гиероглифами всегда связывалось представление о возвышенной местности. Первичная и простейшая форма этого гиероглифа восходит к эпохе Древнего царства в встречается в Текстах пирамид, в Мейре и в гробнице Птахотепа. Окрашенный в черный, зеленый или серый цвет этот гиероглиф восходят к схематизованному рисунку естественной или искусственной земляной насыпи аллювиальной почвы. Испещренный точками, как например в Мейре39 , этот гиероглиф приобретает семантически уже несколько иное значение, так как здесь мы уже ясно различаем его древнюю картинную природу - рисунок профиля пустынных гор. Картинные детерминативы и значение слов, в состав которых,


33 W. Wreszinski, Atlas zur altagyptischen Kulturgeschichte, B. I, Taf. 216; A. Scharff, Die archaologischen Ergebnisse... S. 21, N33. Scharff, Grundzuge zur aegyptischen Vorgeschichte, Taf. 5-c. Qnibell, Op. cit., Vol. 2, pl. 23. Capart, Op. cit., p. 110 - 113. Т. Бороздина-Козьмина, Глиняные сосуды и чаши архаического Египта б. собр. В. С. Голенищева ("Памятники Гос. музея изящных искусств", вып. 5, М. 1926, табл. I, N 2 - 3; табл. 2, N 1).

34 A. H. Gardiner, Egyptian Grammar, Oxford 1927, p. 69.

35 Petrie Flinders, Royal tombs, Vol. 2, pl. 7.

36 Jbid., pl. 5, 7. Petrie Flinders, Abydos, Vol. I, pl. 11.

37 Petrie Flinders, Royal tombs, Vol. 2, p. 38.

38 Wreszinski, Op. cit, B. I, Taf. 215.

39 Meir, Vol. II, 17. N 36 - 37.

стр. 76

входит этот гиероглиф, указывают на то, что он всюду имеет смысловое значение "возвышенной местности". Так, в текстах Древнего царства этот гиероглиф встречается в двух словах (Pyr, M. 202 и L. D. III. 24), детерминированных в одном случае гиероглифом треугольной горы (см. X), а в другом - лестницы (см. XI) и обозначающих понятия "высокая почва", "высокое место", "груда" или "возвышенность". В эпоху Среднего царства в одном бенихассанском тексте мы находим этот гиероглиф в слове, детерминированном иероглифом оросительного канала и обозначающем "высокая почва" (см. XII), Таким образом этот гиероглиф (V, 1) и по своей внешней форме, восходящей в определенному картинному прототипу, и по своему семантическому значению является обобщенным обозначением возвышенной местности как в гористой, пустынной, так и в плодородной, орошаемой части страны.

В своей удвоенной форме мы встречаем этот гиероглиф (см. VIII) в текстах всех эпох египетской истории. В гробнице Птахотепа времени Древнего царства ясно подчеркнута картинная основа этого гиероглифа40 . Художник тщательно, хотя и весьма схематично изобразил здесь два мягких склона пустынной горы, покрытой красными пятнами, обозначающими выступы красного камня. Нижний край, состоящий из прямоугольника, заштрихованного вертикальными полосками и окрашенного в зеленый цвет, обозначает плодородную долину, пересеченную оросительными каналами. С этим гиероглифом обычно чаще всего связывалось представление о возвышенной пустынной местности, окаймляющей долину, так как он входит в состав слова (см. XIII), сохранившегося в коптском том - "гора", "холм", "скала", со специфическим значением "зло", "бесполезный", что ясно видно и" гиероглифа (см. XIV).

Утроение гиероглифа "возвышенность" (см. V, I) дало широко распространенный в гиероглифической письменности гиероглифический знак (см. IX), обозначающий в своей картинной основе горную песчанную местность на краю зеленой плодородной долины, как мы это ясно видим в надписях Древнего царства, как например в гробнице Птахотепа41 . Здесь в картинном гиероглифе ясно обозначен волнообразный контур горной местности, пустынный характер которой подчеркнут красными пятнами, обозначающими скалы. А нижний край гиероглифа, окрашенный в зеленый цвет, должен был очевидно обозначать орошаемую долину, лежащую у подножия пустынных гор. Семантика этого гиероглифа подчеркивается значением тех слов, в состав которых он входит. Мы встречаем этот гиероглиф в качестве идеограммы или детерминатива в слове "горная местность", "чужая страна" (см. XV), далее в слове "пустыня", "некрополь" (см. XVI), затем в слове "горная скалистая гробница" (см. XVII) и наконец в слове "восток" (см. XVIII). Так как Египет был окружен пустынями, то слова пустыня и чужая страна обозначались одним гиероглифом (IX). Название Сирии (см. XIX) детерминируется именно этим гиероглифом. Поэтому и имя бога пустынной чужой страны (см. XX) детерминировалось тем же самым знаком. Наконец этот же гиероглиф мы видим в названии 6-го нома Нижнего Египта Ксоиса (XXI), где он встречается на обычном штандарте нома рядом с гиероглифом быка, вступая таким образом в тот гиероглифический комплекс "ном, область, округ", где мы обычно привыкли видеть гиероглиф обработанной и орошаемой каналами местности (см. XXII).

Земледелец живет землей и на земле. Он пашет землю, бросает в нее семена, и на земле собирает свою жатву. Его кормит земля, и весь круг его жизни определяется неизменным круговоротом времен года и сменой земледельческих сельскохозяйственных работ. Первое крупное общественное разделение труда, отделение земледелия от скотоводства, вызванное ростом земледельческой техники, переходом от мотыжного к плужному земледелию и увеличением удельного веса земледельческого производства во всей системе экономики оказало сильное влияние на изменение социальной структуры. В связи с этим стоит появление обмена между членами различных племен, имущественная и социальная дифференциация, постепенно разлагающая древний родовой строй и создающая новые социальные отношения. "Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение


40 N. de G. Davies, The Mastaba of Ptahhetep and Akhethetep at Saqqarah, London

41 Ibid, N 212.

стр. 77

общества на два класса - господ и рабов эксплоататоров и эксплоатируемых" (Энгельс). Эта новая социально-экономическая структура эпохи перехода от родового строя к рабовладению даже в своей самой архаической форме наложила резкий отпечаток на искусство и на религию этого времени, вызвав к жизни новый условный схематический стиль, новую специфическую тематику и новую систему религиозно-магических верований.

В связи с новыми формами экономики, основанными в значительной степени на оросительном земледелии, в эпоху перехода от родового строя к рабовладению, в эпоху образования древнейшего классового общества, в искусстве появляется новая художественная тема "вода и водный пейзаж", нашедшая свое выражение в рельефе, рисунке, орнаменте и картинной системе письма.

На одном из интереснейших памятников архаической эпохи, на обломке булавы оксфордского Эшмолин-музея изображена торжественная сцена - церемония начала сельскохозяйственных работ. Царь, украшенный высокой коровой Верхнего Египта, держит в руках древнейшее земледельческое орудие - мотыгу, готовясь очевидно провести первую борозду. Позади царя стоят слуги или рабы с высокими опахалами, а перед царем низко склонившийся, маленький человек держит в руках корзину, из которой он готовится высыпать семена в первую борозду, проложенную царем. Действие протекает на берегу навала. Вода в канале изображена в виде ряда волнистых линий, Тут же виднеются маленькие фигурки пахарей в корма корабля, очевидно плывущего по воде реки или канала. Эта сцена представляет для нас большой историко-художественный и исторический интерес; здесь мы видим одно из древнейших изображений земледельческой техники и "пейзажа воды", характерного для эпохи оросительного земледелия, и в то же время яркое проявление классовой пропаганды, стремившейся изобразить царя в качестве "организатора хозяйства", который своим священным авторитетом обоготворяемого правителя освящает земледельческий труд эксплоатируемых масс. Классовое расслоение ясно показано здесь масштабом фигур. Над маленькими, согнувшимися телами "маленьких" людей-рабов, реалистически изображенных почти в профиль, гордо возвышается грандиозная фигура высшего представителя правящего класса-аристократии обоготворенного царя42 . Не менее характерен и другой пейзаж, пожалуй более архаический, чем только что описанный. Я имею в виду роспись одного архаического глиняного сосуда, где изображены большие лодки которые некоторые исследователи считают погребальными барками, " другие - хуторами. Но как бы то ни было, эти лодки изображены на фоне пейзажа, в состав которого входят горы, нарисованные в виде треугольников, и вода каналов или реки, изображенной опять в виде ряда волнистых линий. Весь этот сильно схематизованный пейзаж оживлен фигурами зверей, страусов и людей, которые заполняют почти все пустоты между горами, водой и лодками43 . Постоянное повторение однообразных волнистых линий, создающее впечатление зрительного образа зыбящейся поверхности води, водной ряби, волны, привело постепенно к превращению рисунка воды в волнообразный орнамент. Иногда даже нет возможности отделить рисунок от орнамента, так что подчас бывает трудно сказать, где орнамент переходит в рисунок, а где рисунок превращается в быстро убегающий и постоянно повторяющийся узор. Трудно сказать, какой элемент искусства здесь является исходным, а какой вторичным. Ясно лишь то, что и в основе орнамента и в основе рисунка лежит тот же принцип; художник, схематически и бесконечно упрощая, изображает природу, которую он постоянно видит вокруг себя, в данном случае воду реки, воду канала, в виде бесконечных волнистых линий. Особенно характерен в этом отношении сосуд Берлинского музея N 20304, изданный Шарффом. Этот сосуд покрыт росписью, воспроизводящей обычный сюжет: лодку, горы и воду, но гори и вода здесь уже изображены в форме чисто орнаментальных полос44 . Так же узорчато изображена вода в виде ряда бесконечно уходящих волнистых линий наряду о зигзагами гор и редкими изображениями деревьев и птиц на каирских сосудах N 11564 и 11565, изданных Квибеллем в каталоге Каирского музея наряду с целым рядом других со-


42 Capart, Op. cit., p. 243.

43 Ibid., p. 118.

44 A. Scharff. Orundzuge zur aegyptischen Vorgeschichte, 1927. Tal. o-c.

стр. 78

судов, покрытых аналогичными орнаментами45 . Наконец на одном глиняном архаическом сосуде ГМИИ мы уже видим чисто орнаментальную форму волнообразного узора, в основе которого несомненно лежит рисунок воды46 .

И тот факт, что волнистая линия в древнеегипетском рисунке всюду семантически, художественно и орнаментально изображаем воду, подтверждается тем, что в течение всей древнеегипетской истории художники всегда рисовали воду волнистой линией или рядами однообразных волн. Этот способ изображения воды с архаической эпохи настолько закрепился в консервативных формах египетского искусства, что мы находим его в архаически закостеневшей форме вплоть до поздней эллинистической эпохи. Изображая сцены земледельческого быта, например скот, идущий вслед за пастухами через канал, художник времен Древнего царства воду рисовал в виде ряда вертикальных волнистых линий47 . И через две тысячи лет в гробнице Сеннеджема художник эпохи Нового царства в сцене пахоты и жатвы также изобразил воду в виде таких же монотонных волнистых лишай48 . В картинах рыбной ловли, столь часто встречающихся на стенах древнеегипетских гробниц, особенно в эпоху Нового царства, мы всегда видим, как художник, рисуя "водный пейзаж", постоянно вращается в кругу стандартных, древних формул искусства, изображая воду в виде монотонных рядов волнистых линий, сплошь заполняющих поверхность канала или реки49 . Иногда лодка скользит как бы по краю воды, как например на рисунке рыбной ловли из гробницы Менены50 . иногда весь фон заполнен этим архаичным рисунком воды, как например в гробнице Ипуи51 , но принцип схематического изображения воды в виде волнистых линий всюду остается неизменным. И всюду, где мы видим лодки, плывущие по реке или по каналам, корабли, груженые товарами или перевозящие людей, всюду мы видим этот типичный и всегда неизменный строго архаизированный рисунок воды52 . Изображая пруды и водоемы в садах знатных аристократов53 , обсаженные деревьями, пруды, из которых иногда берут воду, необходимую для изготовления кирпичей, как мы это видим на одной фреске из гробницы Рехмира54 , человека, молящегося перед пальмой и водой55 , или даже просто струю воды, текущую из горлышка кувшина56 , древнеегипетский художник всегда изображал воду в виде одной или многих волнистых линий, образующих как бы некий непрерывный волнообразный орнамент. Так стиралась грань между узором и рисунком, ибо семантика художественного изображения всюду оставалась неизменной.

Древнеегипетская гиероглифическая письменность, выросшая из рисунка и нередко приобретавшая строго орнаментальные формы, в семантике языка и письма ясно вскрывает структуру внутреннего родства между узором, рисунком и гиероглифом в одной простой волнистей линии, в одном простом гиероглифе.

Гиероглиф, обозначающий алфавитный знак "н" несомненно восходит в своей картинной основе к рисунку волнообразной поверхности воды, ряби на воде. Этот знак встречается уже в надписях первых династий, входя в состав имени фараона Дена (XXIII)57 . В качестве фонетического знака этот гиероглиф входит в состав древних слов, обозначающих воду - "изначальная вода" (см. XXXV) и "поток воды" (см. XXV). Этот же гиероглифический знак волнистой линии входит существенным элементом в слово "вода" (см. XXVI)58 , причем в этом слове понятие воды детерминируется тремя волнистыми линиями, древнейшей формой собирательного числа, простейшим collectiva, которое так же, как и множественное число, в древнейшей системе письменности обозначалось утроением данного гиероглифа. На этом


45 Quibell, Op. cit., Vol. 2, pl. 23, 21, 22.

46 Т. Бороздина-Козьмина, Цит. раб., табл. 3 Б. N 4.

47 Д. Г. Брестел, История древнего Египта, т. I, с. 97.

48 Wreskinski, Op. cit., B. I, Taf. 19.

49 Ibid., Taf. 2, 250, 364.

50 Ibid., Taf. 2.

51 Ibid., Taf. 864.

52 Ibid., Taf 42, 308, 387, 410.

53 Ibid., Taf. 3, 66, 92, 222.

54 Ibid., Taf. 319.

55 Ibid., Taf. 111.

56 Schaefer, Von aegyptischer Kunst besonders der Zeichenkunst, 1922 Taf 43, 2.

57 Petrie, Royal tombs, Vol. II, pl. 7.

58 Sethe, Alphabet, pl 153.

стр. 79

же принципе основывается и начертание слова "вода" (XXVII), в его самом обычном виде, в виде трех волнистых линий, которому соответствует фонема "mw", сохранившаяся в коптском MOOY. Таким образом здесь фонема слова "вода" теснейшим образом связана с семантической основой картинного гиероглифа трех волнистых линий. И особенно характерно для нас то обстоятельство, что в данном случае это слово таит в себе одновременно два числа как множественное, так и единственное, обозначая слова "воды, жидкость, семя, сын, вода"59 . Прекрасные чисто орнаментальные формы этого гиероглифа сохранились в надписях гробницы Птахотепа эпохи Древнего царства, в Бени-Хассане времен Среднего царства а в Дейр-эль-Бахри, таким образом относясь уже к периоду 18-й династии60 .

С этим гиероглифом воды тесно связан другой гиероглифический знак, изображающий водоем, наполненный водой, или может быть оросительный канал (XXVIII). Этот гиероглиф обычно рисуется в форме прямоугольника, заполненного вертикально зигзагообразными линиями и окрашенного в голубой цвет, обозначая таким образом пространство, заполненное водой. Продолговатые прямоугольники сверху и снизу также окрашены в голубой цвет и обозначают берега, окаймляющие водоем, - неопределенное пространство земли. Этот гиероглиф мы встречаем в его упрощенной схематической форме в надписях архаической эпохи в частности в звании чиновника (XXIX), которое обычно переводят "местный правитель" и которое Бругш вполне справедливо истолковывал как "надзиратель каналов". Вполне естественно, что в ту эпоху, когда поддержание в порядке оросительной сети имело громадное значение в хозяйственной жизни страны, являясь делом общины, области или центральной власти, местные чиновники, стоявшие во главе древних областей, номарха начиная с эпохи архаики, должны были направлять свою деятельность главным образом на эту важнейшую отрасль хозяйственного функционирования. В "Царских гробницах первых династий" Петри насчитал 15 случаев упоминания этого очень древнего чиновничьего и в то же время аристократического звания61 . Этот гиероглиф является идеограммой в слове (XXX) "канал" и детерминирует понятия "река", "озеро", "море", например "море", буквально "великая зелень" (см. XXXI) или Нил (см. XXXII). Начиная с эпохи Древнего царства, этот гиероглиф довольно часто встречается в сложном комбинированном детерминативе, обозначающем "реку", "море", "озеро" (XXXIII), например "река" (см. XXXIV) или "ручей", "ключ" (XXXV).

Вариантной формой этого гиероглифа является другой гиероглиф обозначающий тот же оросительный канал, но слегка изогнутой формы (XXXVI). Наконец чрезвычайно наглядно сохраняет древнюю картинную форму рисунка гиероглиф, изображающий четырехугольный водоем или пруд, заполненный волнистыми линиями, изображающими воду. Этот гиероглиф входит в состав слов - озеро, пруд, водоем (см. XXXVII), а также слова - "орошенная страна", которое звучит в несколько иной форме (см. XXXVIII) - "орошенная земля", а затем переносно - "единица измерения земля и поверхности - арура"62 . Таким образом здесь гиероглиф "вода" теснейшим образом связан с семемой "орошенная земля", что указывает на тесное переплетение знаков "вода" и "земля" и соответствующих представлений и резко подчеркивает значение искусственного орошения в земледельческом хозяйстве древнего Египта.

Но если в гиероглифической письменности знаки, связанные с представлениями о воде и земле, как по своей внешней изобразительной форме, так и по своему значению тесно связаны друг с другом, то такая же внутренняя связь должна была соединять и древнейшие формы соответствующего орнамента и неразрывно связанного с ним рисунка. И действительно, на многих архаических сосудах мы находим своеобразные орнаменты, характерные именно в этом отношении63 . Эти орнаменты состоят из треугольников, заполненных прямыми парал-


59 Erman-Grapow, Aegyptisches Handworterbuch, Lpz. 1921, S 63.

60 Davies, Op. cit, VoL I, pl. 11, N 211. Griffith, Hierogl, pl. 11, N 176, 1 bid., pl 2, N 12.

61 Petrie, Royal tombs, vol 2 р., 53, N 24, 49, 66, 64 - 167, 84, 149, 153, 154, 158, 161, 163, 178.

62 Urk, IV. 172. I.

63 Capart, Op. cit., 110, 117. Quibell, Op. cit, Vol., 2, pl. 21, N11551, 11535. Scharff, Die archaologischen Ergebnisse... Taf. 12, N 47. S. 21, N 33, Бороздина-Козьмина, Цит. раб., табл; 1, N 2 - 3; табл. 2, N 2.

стр. 80

лельными или параллельными и пересекающимися линиями, а иногда из квадратов или прямоугольников, затянутых внутри такой же шашечной сеткой. То обстоятельство, что эти шашечные узоры входят в состав больших пейзажных композиций, как например на московском блюдце64 , где эти заштрихованные внутри треугольники несомненно изображают гористую местность, где охотится охотник, или на берлинских сосудах NN 19334 и 21098 из Абусир-эль-Мелека65 , где прямоугольники, заполненные шашечным узором, перемежаются с изображениями зверей и гор, ясно говорят о том, что здесь мы имеем перед собой не один лишь монотонный узор, а попытку художника изобразить формы окружающего его мира в данном случае землю, пересеченную оросительными каналами или разделенную на сетку участков. Наше предположение целиком подтверждается сличением этих так называемых "шашечных" орнаментов или "полушашечных" рисунков с аналогичными гиероглифами, восходящими к седой древности египетской истории. Особенно интересен в этом отношении гиероглиф "область", "округ", "ном" (см. XXII). Этот гиероглиф встречается уже в эпоху архаики на табличке из черного дерева времени Депа-Сетун, где мы читаем интереснейшую историческую надпись66 : "Владыка этот идет, царь Верхнего и Нижнего Египта Семти, захвативший 30 областей". И этот же гиероглиф "ном" мы находим и на целом ряде других предметов этой же эпохи67 , причем почти всюду он обычно пишется в виде прямоугольника, заполненного вертикальными параллельными линиями, почти совпадая в своей форме со знаком "озеро" или "канал". Хорошие образцы этого гиероглифа, сохраняющего все типические черты эпохи архаики, мы находим вплоть до времени Древнего царства; в частности еще в гробнице Птахотепа68 встречаются гиероглифы "ном" в форме прямоугольника, заполненного вертикальными параллельными линиями, которые очевидно обозначали оросительные каналы. Но классической формой этого гиероглифа является именно та его форма, которая особенно близка к "шашечным" орнаментам и рисункам, - прямоугольник, разделенный пятью или шестью вертикальными и одной горизонтальной полосой на 8 или 10 маленьких правильных прямоугольничков. Этот гиероглиф мы уже находим в текстах пирамид (Pyr. 126), но особенно отчетливо он изображен в прекрасных гиероглифических надписях Среднего царства в Эль-Берше и в Бени-Хассане, где он входит в состав названия того или иного округа (нома). Этот гиероглиф, конечно, является не чем иным, как картинным знаком плоской земли, разделенной на участки оросительными каналами. Обычно он является идеограммой или детерминативом в слове обозначающем округ, область, ном (см, XXXIX) и в слове "ном", (см. XL). Названия номов, в состав которых входят священные тотемные штандарты, очень часто соединяются с этими картинными знаками местности ила области, разбитой на участки. А так как древнеегипетские номы в своей древнейшей форме восходила к закостеневшим общинам, которые в эпоху перехода от родового строя к рабовладению были пережитками древнейшего общинного строя, то эти гиероглифы "области" изображающие "землю", разделенную "оросительными каналами" на участки, тесно связанные с соответствующими орнаментами и рисунками на архаических сосудах, вскрывают социально-экономическую структуру древнейшего этапа в развитии древневосточного общества, когда основой хозяйства было земледелие, базирующееся на искусственном орошении которое было делом "общины, области ила центральной власти" (Энгельс), и когда сель, екая община еще существовала в эту переходную эпоху, образуя "солидную основу для застойного азиатского деспотизма" (Маркс).

Этот социально-экономический процесс мы наблюдаем не только в одном Египте, но и во всех тех странах, которые входят в круг древневосточного и древнезападного мира эпохи перехода от родового строя к рабовладению, когда происходят первые крупные общественные разделения труда, когда появляется обмен и первая форма рабовладельческой эксплоатации труда, когда возникает классовое общество, когда широкое развитие получает плужное земледелие, основанное на искусственном орошении, когда впервые развивается металлургия и в то же время достигает высокого совершенства техника обработки камня, в частно-


64 Авдиев, Цит. раб., с. 11.

65 Scharff, Die archaologiscchen Ergebnisse... S. 21, N 33.

66 Petrie, Royal tombs, Vol. I, pL 5. N 16 - 18.

67 Ibid., VoL 2. pl. 5, N 12.

68 Davies, Op. cit., Vol. I, pL 11, N 206,

стр. 81

сти в грандиозных мегаллитических сооружениях, когда на базе резкого классового расслоения как продукт непримиримых классовых противоречий возникает централизованная бюрократическая деспотия. В эту эпоху, когда все эта явления мы можем в той или иной мере наблюдать в различных частях земного шара, мы видим появление и развитие своеобразных форм орнамента, которые мы можем сравнить с соответствующими рисунками и гиероглифами. Эти орнаменты мы видим и можем изучать на керамике древнего Кипра, Крита, в древнем Шумере, на глиняных сосудах, найденных в Эламе, в пределах восточного Ирана, в Персия, в Армении, в Туркменистане (Анау), наконец даже в долине Инда, в Пенджабе и в далеком Белуджистане69 , Общие принципы, которые мы установили типологически на основе детального изучения древнеегипетского материала, должны быть подтверждены детальным исследованием тех новых грандиозных в историческом значении культур, которые на наших главах встают из седой дали тысячелетий, образуя единый древневосточный и древнезападный культурный мир, тесно связанный между собой единством социально-экономической структуры и культурного взаимодействия и развития.


69 Cesnola, Cypern, Vol. 2, Taf. 39, 42, 45, Vol. I, pl. 5, p. 13; Perrot et Chipies, Cypte, p. 689, fig. 493, p. 695; Fimmen, Kretisch Mykenische Kultur, S. 84 - 86, Abb. 66 - 67; Evans, Palace of Minos. Vol. I, p. 63, fig. 27, p. 74, fig. 42, p. 113, fig. 80-a; Fimmen, Op. cit., S. 132 - 133, Abb. 128. Багаевский, Крит и Минены, рис. 53; Обермайер, Доисторический человек, с. 613 - 615; Gordon Childe, Nores on some Indian and East Iranian Pottery - (Ancient Egypt and the East. 1933, Nr. 1 - 2, p; 23, fig. 8, p. 17, fig. 2, p. 20). Morgan, Mission... en Perse, Vol. 4, p. 109, fig. 114, 3, p. 116, fig. 121, p. 117, fig. 122, 3; Pumpelly, Expedition in Turkestan, VoL I, p. 133, Nr. 106,113; King, History of Sumer and Akkad, p. 366, fig. 69; Кобранов, Анау. 1927, табл. 13 - 14 (см. рец. В. Авдиева в "Печ. и рев." 1928, N 3, 133 - 134); Кобранов, Анау, табл. 36.

См. подлинные фрагменты керамики в Гос. музее антропологии в Москве. Сборы Букинича в Туркмении близ Каакха, Nr. 62/N, 62/31, 62/34, 62/35.

См. Древнекипрские сосуды в ГМИИ NN I, 1, a, 6915, 6293, 6296; II, 1, 5, 47.

См. образцы гиероглифического обозначения возвышенной местности в виде двух соединенных вместе треугольников в хеттской письменности.

Jensen, Geschichte der Schrift, S. 62 и в критской письменности у Evans, Palace of Minos. VoL 1, fig. 214, Nr. 114;

См. образцы гиероглифичеекого обозначения возвышенной местности в виде трех треугольников в архаической шумерийской письменности. Deimel, Liste der archaischen Keil-schriftzeichen von Fara. Lpz. 1822, S. 48, Nr. 461.

См. образцы гиероглифического обозначения воды и родственных понятий в китайской письменности; в виде одной волнистой линии - гиероглиф гуань "ручеек", в виде двух волнистых линий - гиероглиф гуай - "река", в виде трех волнистых линий - гиероглиф чуань - "поток воды", река, течение которой поддерживается многочисленными потоками, в виде трех волнистых линий, пересеченных поперечной полосой, - гиероглиф дзай - "река, огороженная плотиной", "бедствие".

В виде трех волнистых линий, пересеченных поперечной полосой над кружком с крестом посередине, - гиероглиф дзы - "невозделанные земли, опустошенные наводнением" (Вигер, Курс кит. гиерогл., перев. Итыгина, М. 1931, стр. 22 - 25).

См. гиероглифическое обозначение воды в архаической шумерийской письменности: в виде двух волнистых линий (Meissner, Babylonien und Assyrien, B. 2, S 337), в виде комплекса клинообразных знаков, восходящего к пиктограмме трех волнистых линий (Deimel, Op. cit., S. 22, Nr. 194).

См. гиероглифическое обозначение поля, разделенного на грядки в виде прямоугольника, пересеченного прямыми вертикальными линиями, в шумерийской архаической письменности (Meissner, Babylonien und Assyrien, B. 2, S. 839).

См. гиероглифическое обозначение поля в канала, обозначающего слово "наводнение" в виде прямоугольника, разделенного двумя перпендикулярными линиями на 4 квадрата и окруженного схематическим изображением канала в архаической шумерийской письменности (Meissner, Op. cit., B. 2, S. 339).

См. в китайской письменности гиероглифический комплекс, состоящий из гиероглифов воды и поля и обозначающий "большие воды", а также несколько иной комплекс, состоящий из гиероглифов воды в виде трех линий и земли в виде двух точек между ними и обозначающий слово "округ" (по справке проф. А. И. Иванова).

стр. 82


См. гиероглифическое обозначение слов "поле, деревня" в китайской письменности в виде квадрата, разделенного на четыре части двумя перпендикулярными линиями и изображающего борозды, проведенные по рисовому полю, - гиероглифянь (Вигер, Цит. раб., стр. 526);

См. гиероглифическое обозначение поля, разделенного на участки оросительными каналами в архаической шумерийской письменности (Deimel, Op. cit., S, 12).


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СЕЛЬСКАЯ-ОБЩИНА-И-ИСКУССТВЕННОЕ-ОРОШЕНИЕ-В-ДРЕВНЕМ-ЕГИПТЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. И. АВДИЕВ, СЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА И ИСКУССТВЕННОЕ ОРОШЕНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СЕЛЬСКАЯ-ОБЩИНА-И-ИСКУССТВЕННОЕ-ОРОШЕНИЕ-В-ДРЕВНЕМ-ЕГИПТЕ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. И. АВДИЕВ:

В. И. АВДИЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
3276 просмотров рейтинг
22.08.2015 (3142 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
СЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА И ИСКУССТВЕННОЕ ОРОШЕНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android