Libmonster ID: RU-9125
Автор(ы) публикации: Д. Б. Айванов

Каково происхождение слова "человек"? Слово это имеет два корня - чело и век. Славянское слово "чело" имеет несколько переводов на современный русский язык, среди них "лицо" и "слово". Возможными значениями слова "век" является вечность, бесконечность. Таким образом, наши предки считали своей сущностью лик или слово, обращенное в вечность, или слово, обращенное из вечности. Надо сказать, что такое представление хорошо согласуется с воспринятой позднее православной антропологией и, наконец, с представлениями современной нейропсихологии. Итак, человек = словек.

* * *

Словек в религиозной антропологии. Словом Божьим из ничего были сотворены два мира - мир духовный и мир материальный. Оба этих мира по своей природе совершенно противоположны друг другу, так что материальный мир не имеет никакого сродства в мире духовном, а духовный мир не имеет никакого сродства в мире материальном. Для соединения этих миров и приведения мира материального к миру духовному был создан человек, соединяющий в себе дух и материю, нетленное с тленным. Создается человек по образу и подобию Божьему. Ясно, что подобным Богу создается не тленное тело, ибо Бог есть чистый Дух, не имеющей тела, но дух [1]. Для понимания того, что есть душа человека и каково его отношение к телу, обратимся к определению Бога, данного в Евангелии от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог. Все через Него начало быть, и без него ничего не начало быть" (Ин. 1,1 - 3). Значит, Бог есть Слово, создающее мир

стр. 82

и управляющее им посредством Слова. Подобно и душа человека, вероятно, управляет телом посредством слова.

Словек современной нейропсихологии. Современная нейропсихология считает субстратом высшей нервной деятельности человека мозг и в особенности его кору. В коре выделяют сенсорные, моторные и ассоциативные зоны. Сенсорные зоны делятся на первичные и вторичные. Нейроны первичной коры возбуждаются под действием сигналов, исходящих от органов чувств. Нейроны вторичной коры возбуждаются, если в исходном возбуждении присутствуют определенные признаки. Так, возбуждение определенных нейронов вторичной зрительной коры соответствует форме, фактуре, цвету наблюдаемого объекта. Если человек лишается части сенсорной коры вследствие болезни или ранения, то он лишается и зрения, слуха или другого чувства, за которое отвечала потерянная кора.

Моторные зоны также делятся на моторные и премоторные. Возбуждение нейронов первичных зон предшествует сокращению определенных мышц. Нейроны премоторных зон воздействуют на нейроны моторных зон, управляя сложными движениями. Так во время нейрохирургической операции на открытой коре был обнаружен нейрон, возбуждение которого приводит к повороту головы. Разрушения частей премоторной коры ведет к потере возможности использовать определенные группы мышц.

Ассоциативная кора состоит из фронтальной и нижнетеменной коры.

Нижнетеменная кора активизируется, когда человек воспринимает целостный объект через различные органы чувств и сопоставляет воспринятому объекту слово или, напротив, сопоставляет слову целостный объект во всем многообразии его модальностей. Она также активизируется при восприятии внутренней или внешней речи, посылая команды на моторную кору.

Фронтальная кора активизируется при генерации человеком внутренней речи или внутреннем диалоге. Предполагают, что она посылает команды в премоторные зоны, вызывая движения, и в нижнетеменную кору, активизируя нейроны, отвечающие за формирование символов - слов - гештальтов. Такая активизация может восприниматься как осознанное мышление, внутренний диалог.

Речи принадлежит ведущая роль в организации волевого поведения. Это выглядит так, как будто психическая функция разделена между двумя людьми. Один дает речевые инструкции, другой их исполняет. Человек использует для управления своим поведением те же стимулы, которые он использует для управления другими

стр. 83

людьми. Предполагается, что субстратом генерации внутренней речи является фронтальная кора [2].

Состояние современной нейропсихологии. Сформировавшаяся как наука в прошлом столетии современная нейропсихология находится в самом начале своего развития, открывая для пытливого ума многочисленные неразрешенные загадки. Ставя перед исследователями многочисленные вопросы и вскрывая различные, чрезвычайно интересные явления, выдвигая любопытные гипотезы и догадки, она пока не дает оконченных теорий, объясняющих явления с математической строгостью современной теоретической физики. Многие, если не сказать - почти все гипотезы, пока принимаются лишь потому, что необходимо объяснить или хотя бы как-то систематизировать имеющиеся экспериментальные факты. Хуже всего исследованной областью мозга человека сегодня является фронтальная ассоциативная кора и происходящие в ней процессы, о которых, несмотря на многочисленные прикладываемые усилия, мы почти ничего достоверно не знаем. Современной религией нейропсихологии является материализм, унаследованный ею из более точных естественных наук, таких как физика и химия и вместе с воспринятыми экспериментальными методами исследования и методами обработки результатов эксперимента. Следует, однако, помнить, что даже в такой строгой науке, как теоретическая физика усложнение системы приводит к появлению принципиально новых свойств и способов описания объекта. Так, объединения нейтронов, протонов и электронов в атом вскрывает принцип Паули, не известный для отдельных элементарных частиц. Объединение в ансамбль множества элементарных частиц приводит к появлению на свет физики твердого тела и термодинамики. Изменение скоростей и размеров объекта привело к появлению релятивистской и квантовой механики. Сложные неравновесные системы описываются в терминах неравновесной термодинамики и синергетики. Огромное количество научных данных получается в областях, лежащих между различными дисциплинами. Кто знает, быть может, именно объединение естественнонаучного, психологического и религиозно-догматического подходов даст нам возможность лучше понять истинную сущность человека.

Словек ортодоксального богословия и современной нейропсихологии. Попытка синтеза. Во всяком междисциплинарном исследовании мы пытаемся исследовать и описать методами одной науки то, что не удается описать и исследовать методами другой. Современной нейропсихологии удается вполне успешно иссле-

стр. 84

довать и описывать сенсорные и моторные процессы, процессы идентификации и распознавания образов. Впрочем, несмотря на все успехи в этой области, не удается создать компьютер, способный безошибочно отличить мужское лицо от женского, определять эмоции, хорошо воспринимать устную речь. В области понимания функционирования фронтальной коры успехи более чем скромные, несмотря на многочисленные предпринимаемые в этой области усилия. Нет никаких оснований утверждать, что эта система, являющаяся наиболее сложной из всех известных современному человечеству, не обладает особыми свойствами, проявляющимися в синергетическом взаимодействии её различных элементов. Почему мы полностью исключаем возможность возникновения гештальта, появление новой сущности, не свойственной отдельным элементам системы? Рассматривая фронтальную кору как окно в духовный мир, как радиостанцию, связывающую духовное и телесное начала, в человеке мы можем соединить материализм с идеализмом. Мы можем позволить религии описывать дух, оставляя за наукой право описывать материю. Представляется, что именно такой междисциплинарный синтез наиболее оправдан при описании духовно-материального объекта, которым является человек. Интересно, что даже такой выдающейся нейрофизиолог как Дж. Экклс отказался от возможности связать психическую деятельность с активностью мозга и предложил существование разных миров, находящихся в совершенно разных пространствах, но взаимодействующих между собой через лобный отдел мозга [3].

Однако на призыве к сотрудничеству естествознания и богословия нельзя остановиться. Дело в том, что современное научное и в особенности естественнонаучное сознание материалистично. И поэтому утверждение о том, что материя не является субстратом души, требует ответа на два вопроса: почему известные нам материальные структуры головного мозга не могут объяснить наблюдаемые свойства разума; каков возможный физический механизм взаимодействия материального и нематериального мира. Попробуем дать ответы на эти вопросы.

Реактивность нейронных сетей и активность личности. Принцип реактивности был введен Рене Декартом в первой половине XVII в. Декарт полагал, что человека можно рассматривать как биологическую машину, управляемую рефлексами. Идеи Декарта были развиты выдающимся русским физиологом Павловым. Павлову удалось объяснить некоторые виды поведения животных и даже людей в терминах условных и безусловных рефлексов.

стр. 85

Именно такое поведение может быть хорошо объяснено на уровне нейронной сети и ее модификации в ходе обучения.

Декарт, однако, понимал несостоятельность такой модели для описания поведения человека. Именно поэтому для объяснения сложных поведенческих актов вводилось понятие нематериальной души. Конечно, представления психофизиологии в начале XVII в. были весьма поверхностны, и поэтому идея Декарта о взаимодействии души и тела кажется нам сегодня наивной.

Интересно, какими путями современная нейропсихология пытается уйти от несостоятельного принципа реактивности, полагая субстратом психических процессов принципиально реактивную нейронную сеть?

На смену принципу реактивности вводится принцип активности, т. е. направление деятельности не только человека, но и любой живой материи на будущее. Если рассматривать нейроны как биологически реализованные логические микросхемы, принцип реактивности преодолеть нельзя [4]. Поэтому приходится наделять каждый отдельно взятый нейрон "свободой воли", вводить понятие мотивации нейронов и даже строить своеобразную нейронную социальную психологию. Каждый нейрон становится как бы личностью, гражданином государства нашего Я (интересно, что население такого государства превышает население земного шара). Такой подход кажется абсурдным только на первый взгляд. Достаточно рассмотреть, какие забавные штуки выделывают простейшие одноклеточные в поисках пищи и уклонении от опасностей, чтобы понять, что такая логика не столь абсурдна. А ведь у одноклеточных вообще нет никакой нервной системы. Таким образом, нейропсихологи и психофизиологи "отдают пас" биохимикам и молекулярным биологам. Если последним удастся свести клетку к логическим элементам (неважно, с какой реализацией), то клетку придется признать реактивной, а это не устроит нейропсихологов и психофизиологов, которым нужны активные клетки. Следовательно, активными элементами, обуславливающими свободу воли, мы вынуждены признать органеллы? молекулы? атомы? элементарные частицы? Кто сидит в них и определяет нашу активность, являясь ее субстратом? Рассуждая так, приходим к социальной психологии элементарных частиц. Кстати, квантовая механика с ее вероятностными предсказаниями чем-то напоминает вероятностные выборки социологии. На этом рассуждения о социальной психологии элементарных частиц и материальном субстрате свободы воли представляется целесообразным закончить в связи с явной

стр. 86

непродуктивностью и перейти к рассмотрению механизма взаимодействия материального и нематериального мира,

"Случайное" или свободное мышление как слово души, обращенное к телу. Нейрон, являющийся элементарной базой нашей нервной системы, и сам является чрезвычайно сложным объектом. Иногда он ведет себя достаточно просто, иногда чрезвычайно сложно. У отдельного нейрона так же как у человека или животного можно выработать условный рефлекс. У нейронов также экспериментально обнаружено привыкание - ослабление поведенческой реакции при повторных, не подкрепленных предъявленьях стимула и сенситизация - усиление рефлекторной реакции под действием подкрепляемого стимула.

Внутри нейрона протекают сложнейшие биохимические реакции. Именно эти реакции, как принято сегодня считать, обуславливают формирование долговременной памяти и процессы мышления. В процессе запоминания и извлечения информации из памяти происходит экспрессия генов и синтез специфических белков. Возможно, отдельные акты химических реакций принципиально влияют на поведение человека. По крайне мере на те виды поведения, которые не являются условно рефлекторным и потому жестко детерминированными. Сами единичные акты химических реакций являются событиями, описываемыми квантовой механикой. Такие события принципиально недетерминистические, т. е. наука говорит лишь о вероятности их наступления. Значит, возникновение той или иной мысли можно предсказывать как некоторую вероятность с позиции естественных наук.

Что определяет возникновение определенных мыслей и образов и тем самым нашу свободу воли? Методами естествознания ответить на этот вопрос принципиально невозможно. Однако богословие отводит эту роль душе - нематериальной субстанции, управляющей телом. Кстати, условные рефлексы до своего закрепления также функционируют вероятностным образом. Это похоже на то, как программист создает программу. Он сначала всесторонне обдумывает алгоритм (как это происходит, нам не известно) и только потом пишет код, который выполняет детерминированные действия. Таким образом, метафору о том, что душа подобна человеку, управляющему повозкой, можно заменить на метафору человека, управляющего автомобилем, причем этот автомобиль оснащен чрезвычайно мощным компьютером, который может выполнять определенные детерминированные вычисления, упрощая задачу водителя.

стр. 87

ЛИТЕРАТУРА

1. Несмелов В Л. Догматическая система святого Григория Нисского. СПб., 2000.

2. Данилова Н. Н. Психофизиология. М., 2000.

3. Батуев А. С. Физиология высшей нервной деятельности. СПб., 2005.

4. Психофизиология / Под ред. Ю. И. Александрова. СПб., 2007.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СЛОВЕК-РЕЛИГИОЗНОЙ-АНТРОПОЛОГИИ-И-СОВРЕМЕННОЙ-НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Galina SivkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sivko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Д. Б. Айванов, СЛОВЕК РЕЛИГИОЗНОЙ АНТРОПОЛОГИИ И СОВРЕМЕННОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СЛОВЕК-РЕЛИГИОЗНОЙ-АНТРОПОЛОГИИ-И-СОВРЕМЕННОЙ-НЕЙРОПСИХОЛОГИИ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Д. Б. Айванов:

Д. Б. Айванов → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Galina Sivko
Краснодар, Россия
1756 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3119 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
22 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
СЛОВЕК РЕЛИГИОЗНОЙ АНТРОПОЛОГИИ И СОВРЕМЕННОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android