Libmonster ID: RU-15208
Автор(ы) публикации: Б. В. СОКОЛОВ

Южная Африка традиционно привлекает внимание советских историков. Можно даже сказать, что прежде всего на ее материале происходило становление советской африканистики. С самого начала в центре ее внимания оказался и национальный вопрос. В Южной Африке в силу исторических причин он стоит едва ли не наиболее остро во всем мире. При господстве системы апартеида более 80% коренного населения лишены здесь элементарных политических прав и свобод и подвергаются нещадной эксплуатации со стороны белого меньшинства. В данном обзоре упор сделан на отражении в советской литературе истории межнациональных отношений, формировании национального самосознания и национальной культуры народов Южной Африки, на роли национального вопроса в классовой борьбе трудящихся.

Исследователь, занимающийся национальным вопросом в Южной Африке, сталкивается с рядом трудностей. Местная статистика не дает ясного представления об этническом составе населения, подменяя этническую принадлежность расовой и исключая из числа жителей ЮАР население ряда "независимых" бантустанов. Наши исследователи испытывают также недостаток материала, касающегося социальной структуры африканского населения, особенностей его национального самосознания, характера его политических организаций. Поэтому основными источниками для изучения национального вопроса в ЮАР служат наряду с ее правительственными публикациями материалы южноафриканской прессы и публицистика. Кроме того, немало материала по национальным проблемам ЮАР можно почерпнуть из работ южноафриканских и западных авторов при условии их критического осмысления.

Анализ довоенной советской историографии Южной Африки уже дан в книге А. Б. Давидсона1 . Первые советские работы о Южной Африке появились в начале 20-х годов. В 1925 г. была опубликована статья Ф. Ф. Раскольникова и Н. Петрова, которые сделали вывод, что "начавшееся экономическое движение туземных рабочих рано или поздно перерастет в движение политическое, поставит себе задачи национально-революционного порядка"2 . В работах Ю. Гернгроса, Э. Шика, А. А. Зусмановича и др. рабочее движение и расовые проблемы Южной Африки - также рассматривались, как правило, еще нерасчленепно. Выделение круга проблем, связанных с национальным вопросом в Южной Африке, произошло лишь в послевоенный период. Однако в 20 - 40-е годы была показана взаимосвязь расовой проб-


1 Давид сон А. Б. Южная Африка. Становление сил протеста. 1870 - 1924. М. 1972, с. 40 - 49.

2 Петров Н., [Раскольников Ф.] Национальный вопрос и рабочее движение в Южной Африке. - Коммунистический Интернационал, 1925, N11 (48).." с. 156.

стр. 107


немы и классовой борьбы. Основное внимание уделялось при этом коренному населению Южной Африки, происходящим в его среде социальным сдвигам, участию африканцев в борьбе против расизма.

Рассмотрение социально-экономических и политических проблем неевропейского, в первую очередь африканского населения было большой заслугой советских ученых. Вместе с тем "настойчивое стремление увидеть ростки революционной борьбы приводило нередко к тому, что различным факторам, определявшим развитие событий на юге Африки, уделялось неодинаковое внимание, а некоторые из них вообще оказывались вне поля зрения"3 . Африканское население нередко рассматривалось как единое целое, не всегда учитывались противоречия между различными социальными, этническими и расовыми группами небелого населения.

Как известно, в 1948 г. к власти в Южной Африке пришла африканерская Националистическая партия, установившая режим апартеида - жестокую расовую дискриминацию всех небелых жителей страны, территориальную сегрегацию различных расовых групп, ограничение доступа небелых к квалифицированным видам труда и к предпринимательской деятельности4 . Доктрина апартеида, согласно официальному определению, означает признание различий расовых (по цвету кожи) и по уровню цивилизации, которые служат препятствием для ассимиляции; сохранение индивидуальности различных "цветных" групп населения и их раздельного развития в соответствии с их индивидуальностью, традициями и способностями, также препятствующими интеграции. Политика апартеида направлена на увековечение социальных различий между национальными и расовыми группами населения и ставит своей целью разобщить трудящихся по этническому и расовому признакам, обеспечить жестокую эксплуатацию небелого большинства населения.

Первой работой, в которой рассматривался национальный вопрос в Южной Африке после прихода к власти Националистической партии, была книга И. П. Ястребовой. В ней отмечалось, что "политика расовой дискриминации способствует сохранению докапиталистических форм эксплуатации... и является серьезным препятствием на пути развития ее производительных сил". Эта политика сокращает покупательную способность основной массы населения и тормозит внедрение передовых методов производства, т. е. делает неевропейцев почти даровой рабочей силой. В книге показано, что расовая дискриминация направлена на раскол трудящихся по национальному признаку, насаждение шовинистических настроений среди белых, что апартеид является логическим развитием системы расовой дискриминации, основы которой были заложены на юге Африки в конце XIX века.

Пожалуй, впервые в советской историографии И. П. Ястребова уделила значительное внимание белому населению, отметила его национальную и социальную неоднородность. Наиболее многочисленные среди белых - африканеры (буры) - потомки переселенцев из Европы, в основном из Голландии, обладали в послевоенный период языковым единством и некоторой общностью культуры, но британская колониальная политика препятствовала их самоопределению, тормозила процесс формирования африканерской нации. По мнению автора, в этническом отношении среди белого населения существовали две тенденции. Часть бурских националистов блокировалась с англоязычным населением и частично смешивалась с ним, стремясь обеспечить себе господствующее положение в стране, чтобы угнетать народы других рас и национальностей. Другая часть африканеров выступала с антибританскими лозунгами и начала "противопоставлять себя другим национальным группам населения европейского происхождения", прежде всего англоязычным белым. Вместе с тем, как показано в книге, все буржуазные партии европейского населения выступают по отношению к коренным жителям единым фронтом. Южно-африканские правители делают все, чтобы сохранить пережитки феодальных и племенных отношений, еще имеющие широкое распространение в африканской деревне, разжигают межрасовую и межэтническую рознь среди небелых, пытаясь про-


3 Давидсон А. Б. Ук. соч., с. 48.

4 См. Витухин И. В. Апартеид в Южно-Африканской Республике. В кн.: Критика буржуазных теорий национализма и расизма. М. 1976, с. 172.

стр. 108


тивостоять росту национального самосознания и стремлению коренного населения объединить свои усилия против национально-колониального гнета5 .

Национальные процессы в Южной Африке в тесной связи с ее социально- экономическим и политическим положением были рассмотрены в капитальном труде И. И. Потехина. Южно-Африканский Союз (ЮАС) был охарактеризован автором как "доминион особого, колониального типа", где в отличие от Австралии или Канады коренные жители не были истреблены и составляют около трех четвертей населения. В Южной Африке метрополия и колония как бы сосуществуют на одной и той же территории, докапиталистические отношения соседствуют с развитыми капиталистическими, и европейское меньшинство угнетает другие расовые группы6 . В отличие от И. П. Ястребовой И. И. Потехин выявил в среде белого населения наличие двух подходов к отношениям с небелыми жителями страны - стремление африканерской Националистической партии еще более ужесточить расовую дискриминацию и сегрегацию и намерение ряда оппозиционных партий, опирающихся на англоязычное белое население, несколько расширить участие в выборах верхних слоев африканцев и других угнетенных расовых групп. В книге показано, что среди белого населения существуют демократические силы, выступающие за равноправие всех жителей ЮАС, независимо от национальной и расовой принадлежности7 .

И. И. Потехин установил, что среди африканских бантуязычных народов Южной Африки идет процесс образования единой национальной общности, который тормозится политикой апартеида, стремлением властей законсервировать феодальные и дофеодальные структуры, этническую раздробленность африканцев. Он справедливо отметил, что в ЮАС отсутствуют предпосылки формирования единой нации из африканцев (банту), белых и мулатов ("цветных"). В отношении европейского населения автор высказал мнение, что идет процесс образования единой национальной общности - англоафриканеров, а африканеры и англичане не составляют в ЮАС отдельных наций. "Цветных" И. И. Потехин без достаточных оснований считал примыкающими к англоафриканерам не только по языку и формам культуры, но и по самосознанию. Он не учел, что в условиях жесткой расовой дискриминации нарастает отчуждение между белым и небелым населением, даже говорящим на одном языке. Индийцев автор выделил при этом в "совершенно особую группу"8 .

И. И. Потехин обратил внимание на выдвигавшиеся еще на рубеже 40- 50-х годов белой буржуазной интеллигенцией проекты превращения ЮАС в федеративное государство, состоящее из "европейской", "туземной" и "индийской" частей. Эти псевдонезависимые "туземные государства" есть не что иное, как прообраз современных бантустанов, призванных предоставить африканцам видимость независимости и самоуправления вместо реальных политических и экономических прав.

Особое значение придается в книге такому важному признаку национальной общности, как национальное самосознание. И. И. Потехин показал постепенное отмирание у банту племенного самосознания, на смену которому пришло осознание принадлежности к отдельным народностям - зулу, коса и другим. В книге подчеркнуто, что "национальное самосознание банту формируется в условиях, когда национальная буржуазия банту развита еще слабо, а рабочий класс уже многочислен, когда не буржуазия, а рабочий класс является руководящей силой национально-освободительного движения". Объективным условием для появления единого национального самосознания у африканцев автор считает то, что у них общий враг - расистское государство9 . Вместе с тем идея национальной общности банту распространяется и укрепляется в сознании широких народных масс, хотя "нет


5 Ястребова И. П. Южно-Африканский Союз после второй мировой войны. М. 1952, с. 48, 88, 91 - 93, 152 - 153.

6 Потехин И. И., Формирование национальной общности южно- африкапских банту. М. 1955, с. 14 - 15.

7 Там же, с. 104 - 100.

8 Там же, с. 241 - 242

9 Там же, с. 222.

стр. 109


еще достаточно проверенных объективных показателей для утверждения, что он" стала всеобщим достоянием"10 .

Однако, по мнению И. И. Потехина, предпосылки для слияния всех народностей банту в единую нацию уже имеются, поскольку они занимают единую территорию, говорят на языках, "настолько родственных и близких, что их можно рассматривать как диалекты единого языка", имеют общую культуру и "осознают себя принадлежащими к одной национальной общности". Но все же такой нации, как и единого литературного языка, еще нет. Более того, существуют предпосылки для слияния басуто, бечунов, пбапеди, с одной стороны, и зулусов, свази и коса - с другой, в две отдельные нации11 .

В целом в советских работах 50-х годов была вскрыта национальная неоднородность расовых групп Южной Африки, проанализированы возможные направления развития национальных процессов в стране, показана взаимосвязь национального' и классового самосознания африканского населения. В то же время европейское, азиатское и метисное население ЮАС было изучено явно недостаточно. Развитие национальных процессов в этих группах трактовалось подчас упрощенно. Считалось бесспорным, что европейское население формируется в единую англоафриканерскую нацию, к которой будут примыкать метисы. Что касается индийцев, то вопрос об их национальном развитии практически не ставился. В этих работах также еще по-настоящему не учитывалось влияние послевоенной политики апартеида на национальные процессы в стране. Если в довоенный период этническое развитие действительно шло в направлении складывания единой англоафриканерском нации, в состав которой со временем при условии смягчения расовой дискриминации могли войти и "цветные" (метисы), то с ужесточением расовой дискриминации и сегрегации после принятия доктрины апартеида среди белых наряду со сформировавшейся ранее африканерской нацией образовалась из англоязычного населения нация англоафриканцев. Что же касается "цветных", то среди них стало крепнуть национальное самосознание, понимание коренного отличия своих интересов от интересов белого меньшинства.

Работы, появившиеся в 60-е годы, отразили эти особенности развития национальных процессов в Южно-Африканской Республике - так с 1961 г. стал называться ЮАС. В книге В. П. Городнова было показано, что белая южноафриканская буржуазия смогла привлечь на свою сторону подавляющее большинство белых рабочих. Сказалось при этом то, что к 50-м годам среди них стали преобладать африканеры12 . Автор подчеркнул, что африканский национализм в ЮАР не является монолитным и однородным. Хотя африканское население еще не имеет ярко выраженной эксплуататорской верхушки, в его среде есть носители реакционных националистических тенденций.

Если в ходе антиколониальной борьбы народов большинства африканских стран национализм играл прогрессивную роль, объединяя все антиимпериалистические элементы, а реакционные националистические тенденции стали проявляться только после освобождения, отмечает автор, то в ЮАР "в силу специфических исторических условий... африканский национализм уже в ходе борьбы за политическое освобождение приобретает двойственный характер". На усилении националистической тенденции в африканском национализме сказывается обратное воздействие национализма африканеров, трансформировавшегося в расизм эксплуататорского белого меньшинства.

В развитии африканского национализма после второй мировой войны В. П. Городнов выделил три этапа. На первом, завершившемся принятием Африканским Национальным конгрессом (АНК) Хартии свободы в 1955 г., преобладала прогрессивная тенденция. На втором этапе - во второй половине 50-х годов - происходила поляризация двух направлений в связи с организационным оформлением реакционной тенденции в лице раскольнической группировки Панафриканский конгресс (ПАК). Третий этап, начавшийся в 60-е годы после ужесточения репрессий вла-


10 Там же, с. 237.

11 Там же, с. 242.

12 Город нов В. П. Южно-африканский рабочий класс в борьбе против реакции и расизма (50 - 60-е годы XX века). М. 1969, с. 24 - 25.

стр. 110


стей и запрета всех демократических организаций, характеризуется крахом ПАК, объединением прогрессивной части националистов вокруг АНК и переходом к немирным формам борьбы против режима апартеида.

Многорасовый характер единого освободительного фронта, как показано в книге, ни в коей мере не противоречит его социальной направленности. В условиях ЮАР классовая борьба трудящихся направлена прежде всего против буржуазии, как правило, в лице белых поселенцев. Значение классовой борьбы внутри других угнетенных расовых групп из-за слабости африканской, "цветной", да и индийской буржуазии несравненно меньше. Роль борьбы между белой буржуазией и белыми рабочими также невелика, поскольку большинство последних превратилось в рабочую аристократию, поддерживающую политику угнетения небелого большинства13 .

Положению индийского населения ЮАР была посвящена работа П. М. Шаститко. Он отметил его социальную неоднородность, борьбу демократических сил в лице Южно-Африканского Индийского конгресса с соглашательскими буржуазными партиями. В книге подчеркнуто, что проведение политики апартеида стало возможным, с одной стороны, из-за слабости африканской и индийской буржуазии, плохой организованности африканского и индийского рабочего класса, отсталости и забитости сельского пролетариата и крестьянства, противоречий между национальными и расовыми группами, а с другой - в силу того, что в распоряжении колонизаторов находятся основные средства производства и мощный аппарат насилия14 .

В работе Д. М. Мухаммедовон рассмотрены причины иммиграции, классовый состав и юридический статус индийцев ЮАС, дан анализ направленной против них системы расовой дискриминации. Вызывает, однако, возражения тезис автора, что действительная причина дискриминации кроется не в опасении конкуренции со стороны небелой буржуазии и рабочих, а "в расовом предупреждении и в расовой ненависти по отношению к местному населению колонии"15 . Таким образом затушевывается социально-экономическая природа расовой дискриминации, тот факт, что негативное отношение белых к небелым в ЮАР имеет не биологические, а прежде всего социальные причины.

В статье Н. А. Ерофеева обращается внимание на то, что ряд аспектов национального вопроса в Южной Африке не получил еще должного раскрытия. Автор особо остановился на проблеме бурского (африканерского) национализма, выделив внешние факторы его формирования: стремление к господству над коренным населением и противоборство с Англией. В борьбе за существование бурской нации в период англо-бурских войн, по мнению Н. А. Ерофеева, "следует искать истоки той психологии "окружения" (Leager psychologie), которой характеризуется нынешний национализм африканеров". При этом подчеркнуто, что антианглийские чувства буров имели экономическую основу, поскольку выходцы из Великобритании и их потомки занимали и в значительной мере сохраняют вплоть до настоящего времени господствующее положение в экономике страны. Автором показана также роль протестантской религии в становлении бурского национализма и в обосновании доктрины апартеида. В статье отмечается связь между политикой угнетения коренного населения и антианглийскими элементами африканерского национализма: в период ужесточения расовой дискриминации значительно ослабевали нападки африканеров на Великобританию и англоязычное население Южной Африки16 .

Заметным явлением в изучении национальных проблем ЮАС стала книга


13 Там же, с. 98 - 100.

14 Шаститко П. М. Сто лет бесправия (Положение индийцев в Южно- Африканском Союзе. 1860 - 1960 гг.). М. 1963, с. 104, 156 - 157.

15 Мухаммедова Д. М. Из истории расовой дискриминации индийцев в Южной Африке. Ташкент. 1965, с. 112.

16 Ерофеев Н. А. ЮАР и Англия. В кн.: Против расизма и неоколониализма за освобождение Юга Африки. М. 1971. Вместе с тем Н. А. Ерофеев считает, что выход ЮАР из британского Содружества наций "является столь же законным и естественным результатом освободительной борьбы, как и другие события такого же рода на африканском континенте" (с. 276). Между тем власти ЮАР вышли из Содружества под нажимом афро-азиатских стран, осудивших апартеид.

стр. 111


А. Б. Давидсона, позволившая в ряде аспектов по-новому взглянуть на положение в стране. Автор впервые использовал ряд архивных материалов и устных источников - записей бесед и воспоминаний участников борьбы против расистского режима. В книге показано, что АНК и в ранний период своего существования не был, как утверждал И. И. Потехин, организацией "феодально- компрадорского приспособленчества к империализму", а являлся "по тому времени наиболее передовой организацией африканцев". Племенные вожди, игравшие большую роль в основании АНК, в большинстве своем не были компрадорами, да и лидеры конгресса, принадлежавшие к интеллигенции, не были простыми марионетками в руках традиционной верхушки. Создание АНК "впервые воплотило в конкретной организации идею единства африканского населения, и сам конгресс стал первой организацией, выступавшей не от какого-либо одного племени или народа, а от лица всего африканского населения"17 .

В работе отмечено, что образование доминиона ЮАС в 1910 г. во многом уравняло статут одних и тех же расовых групп на территории всей страны. "В сущности, - пишет А. Б. Давидсон, - основные различия были даже не в реальном статуте, а в тех взглядах на свое будущее, которые возникали у людей под воздействием официальной пропаганды". В английских колониях, Капской и Натале, власти рисовали перед небелыми отдаленную перспективу получения полных гражданских прав, а власти бурских республик Трансвааль и Оранжевая в принципа отрицали такую возможность. С созданием ЮАС и ужесточением расовой дискриминации "все сколько-нибудь радужные надежды рушились и неизбежно, хотя и не сразу, зарождалось ощущение единства положения, а следовательно, и единства интересов". В то же время барьеры между отдельными расовыми группами в результате принятия законов апартеида стали более резкими. Так, в частности, произошло с африканцами и метисами Капской колонии18 .

К концу рассматриваемого автором периода (в середине 20-х годов), как показано в работе, революционные силы Южной Африки были сильнее, чем в любой другой стране континента, но они ослаблялись расовыми предрассудками, сознательно усиливаемыми государственной политикой. В то же время их противник, сплоченный осознанием общности классовых интересов и "тождеством положения колонизаторов перед лицом угнетенного ими населения", был неизмеримо более могущественным. К тому же "белый лагерь" опирался тогда на всю мощь Британской империи. В дальнейшем подкуп белых рабочих за счет эксплуатации небелых трудящихся и политика "бантустанизации", направленная на то, чтобы "раздробить складывающееся национальное единство африканского населения страны, возродить племенную раздробленность и изжившие себя формы общественного строя", все усиливающийся террор и подавление демократических сил крайне затруднили "возможность ослабления этнических предрассудков в условиях действия естественных закономерностей социально-экономического развития, "переваривания" людей в котле единой хозяйственной жизни", и, следовательно, создание предпосылок для революционных сдвигов в обществе19 . Таким образом, А. Б. Давидсон выявил основные особенности связи национального вопроса с революционной борьбой народа Южной Африки, действующие вплоть до наших дней.

Проблему национализма африканеров и национальные процессы среди белого населения ЮАР рассмотрел И. В. Витухин. Он считает, что для буров еще во время конфликтов с Голландской Ост-Индской компанией в XVIII в. была характерна "четкая буржуазная позиция", заключавшаяся в требовании свободы колонизации земель Южной Африки. Тем самым зарождение бурского национализма может быть отнесено еще к XVIII веку. Однако, по мнению автора, этот национализм не нашел своего законченного воплощения в образовании африканерского национального государства и формировании буржуазной нации африканеров. И. В. Витухин полагает, что образование ЮАР покончило с национальными устремлениями африканеров. С этого времени все белое население, несмотря на вспышки английского


17 Давидсон А. Б. Ук. соч., с. 255 - 257.

18 Там же, с. 258.

19 Там же, с. 476 - 477.

стр. 112


и африканерского национализма, представляет собой единую экономическую общность и занимает положение "господствующей империалистической нации"20 .

Здесь автор, по сути дела, свел понятие "буржуазная нация" к понятиям "буржуазное государство" и "господствующие классы". Это тем более легко сделать в условиях ЮАР, где классовое разделение во многом совпадает с расовым и национальным. Водь подавляющее большинство белых - это буржуазия и "рабочая аристократия", исполняющая в значительной мере управленческие и инженерно-технические обязанности, тогда как подавляющее большинство африканцев относится к эксплуатируемым классам - промышленному и сельскохозяйственному пролетариату и традиционному крестьянству. Таким образом, определение нации лишилось важной составной части - общности языка и культуры. Между тем африканеры и англоязычные белые в ЮАР сохраняют свой язык и особенности культуры. Как показали проведенные в 70-е годы социологические опросы, они не осознают себя единой этнической общностью, а составляют две отдельные общности - африканерскую и апглоюжноафриканскую21 .

Л. А. Демкина в своей работе подчеркивает, что "членение на несколько напиональных общностей", является принципиальной и сущностной характеристикой социальной структуры южноафриканского общества, "поскольку важнейшие процессы и тенденции развития, включая классообразование, модернизацию экономики, эволюцию государственно- правовой и институциональной системы, протекали специфично и неравномерно в различных этнонациональных" отсеках "одной страны". В то же время автор как будто затрудняется определить, являются ли те или иные этнические группы буржуазными нациями. Так, признавая буржуазной нацией африканеров, Л. А. Демкина отказывает в этом другой многочисленной группе белого населения - англоюжноафриканцам, полагая, что англоязычные буржуазия и рабочий класс в большей мере были связаны с внешним рынком и метрополией, чем со своей новой родиной, и не могли стать "массовой социальной базой для складывания единой этнонациональной общности"22 . Это утверждение не согласуется с данными социологических опросов, о которых шла речь выше.

Политика апартеида как современная форма внеэкономического принуждения рассмотрена И. П. Ястребовой. Эта политика, отмечает она, рассчитана на то, чтобы "деформировать и тормозить процессы социального и этнического развития в масштабах всей страны". Ставшая составной частью апартеида политика бантустанизации, по мнению автора, "означает попытку препятствовать этнической консолидации среди африканского населения, изолировать отдельные этнические группы одну от другой, возродить и закрепить их былую племенную раздробленность". Власти ЮАР стремятся ускорить социальную дифференциацию среди населения бантустанов, чтобы привлечь к сотрудничеству их социальную и административно-политическую верхушку. Политике бантустанизации противостоит объективный ход социально-экономического развития, процесс урбанизации среди африканского населения: "В результате вовлечения африканцев в круговорот современной жизни подрываются традиционные устои отдельных этнических групп африканского населения, возрастает потенциал его политической активности". И. П. Ястребова подчеркивает роль рабочего класса как социальной и общенациональной силы освободительной борьбы южноафриканских народов, поскольку он "в силу своей природы менее всего отягощен настроениями этнической обособленности"23 .

Анализ внутриполитического положения в ЮАР содержится в книге Ан. А. Громыко. Апартеид охарактеризован им как геноцид, "насильственное расчленение страны на ряд псевдонезависимых этнических районов" и попытка расколоть освободительное движение страны. В работе рассмотрена начатая в 1977 г.


20 Витухин И. В. Ук. соч., с. 172 - 173, 187 - 188.

21 См. English-speaking South Africa Today. Proceedings of the National Conference. July 1974. Cape Town. 1976, pp. 12, 99, 101, 111.

22 Демкина Л. А. Социальная структура южноафриканского общества и основные направления ее трансформации. М. 1986, с. 10, 105.

23 Ястребова И. П. Социальные аспекты стратегии и тактики апартеида и расстановка движущих сил борьбы в Южно-Африканской Республике. В кн.: Южноафриканский империализм и проблемы национально-освободительного движения на Юге Африки. М. 1976, с. 18, 22, 25.

стр. 113


расистскими властями ЮАР подготовка к "конституционной реформе". В соответствии с нею, в стране должен был быть образован парламент с отдельными палатами для белых, индийцев и "цветных". Поскольку африканское население при этом исключается из выборов под предлогом того, что в политическом отношении оно связано со своими бантустанами, а в парламенте белые должны сохранить подавляющее большинство, "конституционная реформа", как справедливо подчеркивает автор, "отвергает какую-либо возможность для небелых добиваться справедливой системы правления большинства... Затевая "игру в парламент", расисты стремятся отколоть "цветных" и индийцев от африканцев и тем самым ослабить фронт антирасистской борьбы"24 .

Проблеме африканского национализма уделено много внимания в работе А. А. Макарова. Он пишет, что в условиях ЮАР под воздействием системы апартеида и расистской пропаганды "националистические, трайболистские идеи легко проникают в сознание людей, принимая форму устойчивых стереотипов". В национализме африканского населения наряду с его прогрессивным антиимпериалистическим содержанием проявляется также абсолютизация национальных особенностей и интересов, на базе чего возникает тенденция к обособлению, сепаратизму и даже "черному" расизму.

Рассматривая действовавшее с конца 60-х и вплоть до второй половины 70-х годов движение "черного самосознания", А. А. Макаров показал, что в целом оно носило мелкобуржуазный характер и опиралось главным образом на учащуюся молодежь, часть интеллигенции и мелкобуржуазных слоев города. Это движение ставило задачу "возрождения национального достоинства африканцев" и других угнетенных этнических групп, однако шло оно в полной изоляции от белого населения, в том числе и от его демократических сил. Руководители движения отрицали необходимость революционного преобразования общества, делая упор на культурно-психологические аспекты единства всех угнетенных ЮАР. Вместе с тем, как подчеркивается в книге, "призывы участников движения к утверждению чувства собственного достоинства и национальной гордости угнетенных, их раскрепощению от психологии рабского подчинения угнетателям, стремление к единству и сплоченности всех расовых групп, подвергающихся дискриминации", способствовали росту политической активности масс и подъему освободительного движения в стране. Так, восстание в Соуэто в июле 1976 г., начавшееся во многом под влиянием лозунгов "черного самосознания", переросло в крупнейшее выступление против режима апартеида и вызвало отклик среди всех расовых групп, в том числе и среди демократически настроенной части белых.

В монографии показано коренное отличие национализма деятелей "черного самосознания" от национализма племенной верхушки бантустанов, чьи противоречия с режимом не имеют антагонистического характера. Эти противоречия, считает А. А. Макаров, следует рассматривать прежде всего как стремление правящей элиты бантустанов к большей власти и к "равноправному" участию совместно с правящими классами белого населения ЮАР в эксплуатации африканцев25 . Нам представляется, что в "черном самосознании" необходимо различать мелкобуржуазное националистическое движение и реально возникающее среди угнетенных этнических групп ЮАР осознание общности своего положения и своих интересов. В последнем случае "черное самосознание" играет роль метаэтнического (наднационального) самосознания у африканцев, индийцев и "цветных" ЮАР. Наличие подобного самосознания единодушно отмечают южноафриканские авторы, весьма далекие от идей этого движения26 .


24 Громыко Апат. А. Конфликт на Юге. Африки. Международный аспект. М. 1979, с. 197 - 224, 200, 201. В августе 1984 г. власти ЮАР провели выборы в индийскую и "цветную" палаты нового парламента. Несмотря на то, что свыше 80% "цветных" и индейцев-избирателей бойкотировали выборы, с сентября 1984 г. в стране введена новая конституция с президентской системой правления и трехпалатпым парламентом.

25 Макаров А. А. Борьба африканского населения ЮАР (70-е годы XX в.). М. 1981, с. 14 - 15, 196 - 197.

26 См., напр.: Survey of Race Relations in South Africa 1979. Johannesburg. 1980, p. 29; Jenkins Т.. Tobias Ph. V. Nomenclature of Population Groups in Southern Africa. - African Studies, 1977, vol. 36, N 1, pp. 51 - 54.

стр. 114


Интересная попытка проследить социальные, культурные и психологические последствия урбанизации африканского населения предпринята В. П. Городновым на примере Соуэто - крупнейшего "черного" пригорода Иоганпесбурга. Автор рассматривает жителей Соуэто как "своеобразный социальный организм, эволюция которого продолжается по мере дальнейшей урбанизации африканского населения". Он отмечает растущую роль этнопсихологического и социально-психологического факторов в связи с происходящей в процессе урбанизации африканцев сменой традиционных трайбалистско-этнических привычек и воззрений ценностной ориентацией современного капиталистического общества. В условиях ЮАР африканцы, в отличие от населения большинства освободившихся стран континента, вступают в контакт с колонизаторами-европейцами, живущими в одном с ними городе, что стимулирует ускорение процесса аккультурации. Особенно значительное развитие он получил в Соуэто, где во взаимодействии традиционной и современной культур "формируется личность африканца- горожанина, большей частью - рабочего, пролетария, человека с новым мировоззрением".

Вместе с тем в ходе культурно-психологической урбанизации африканцев ЮАР наряду с детрайбализацией, стиранием племенной и этнической разобщенности, действует и противоположная тенденция, означающая возврат к традиционным нормам и обычаям, восстановление некоторых элементов трайбализма. Ретрайбализация активно поддерживается властями ЮАР, стремящимися расколоть африканцев по племенному и этническому признаку. Однако она объективно обусловлена также и теми значительными трудностями, с которыми сталкиваются африканцы в адаптации к городской жизни. Ретрайбализация сильнее проявляется в городах в обстановке относительного политического спокойствия, в то время как при обострении политической ситуации, как показали события в Соуэто, верх берет тенденция к преодолению межплеменных и межэтнических различий перед лицом общего врага - расистского режима.

В целом ретрайбализация, по заключению В. П. Городнова, в большей мере проявляется в сфере духовной и гораздо слабее - в сфере материальной культуры и производственных отношений. Автор делает обоснованный вывод, что именно городские африканцы, а не жители бантустанов, могут составить ударную силу освободительного движения, поскольку они уже втянуты в структуру современного капиталистического производства, восприняли многие формы европейской организации и культуры, осознают общность своих интересов и активно участвуют в выступлениях против апартеида. Достижение национального освобождения, в свою очередь, откроет возможность для благоприятного и взаимообогащающего взаимодействия африканской и европейской культур, для более полного восприятия африканцами достижений современной цивилизации27 .

В коллективном труде Института Африки АН СССР, посвященном современному положению на юге Африки, дана оценка "конституционной реформы" 1984 г, как попытки сохранить в ЮАР при помощи новых методов основы господства белого меньшинства. Здесь же подчеркивается, что возможности реформировать систему апартеида сверху весьма ограниченны, поскольку любые ощутимые уступки угнетенным расовым группам в политической области могут привести к краху господства белых. Вместе с тем "отсутствие реальных прав и свобод все более вызывает антагопизм небелого населения, включая его наиболее состоятельные слои, которые стремятся упрочить свое положение и добиться подлинного равноправия". Политика реформ, вызвав оппозицию крайне правых политических партий белого- населения, не удовлетворила запросов "ни одной сколько-нибудь значительной группы небелого населения", кроме, возможно, традиционной элиты и зародившейся в бантустанах бюрократической буржуазии. Это предвещает обострение социальной напряженности в стране28 .

Итак, в послевоенной советской литературе изучены различные аспекты национального вопроса в ЮАР. В то же время практически нет работ, освещающих


27 Гор од нов В. П. Черные жители белого города. Жизнь и борьба африканского гетто. М. 1983, с. 10 - 13, 204 - 206.

28 Кризис на юге Африки. М. 1984, с. 4, 68.

стр. 115


место южноафриканских "цветных" (метисов) в системе апартеида и прежде всего в социально-экономической и политической жизни страны. Особенности сложных национальных процессов в Южной Африке на современном этапе нуждаются в дальнейшем углубленном изучении. К настоящему времени только два народа ЮАР сформировались в буржуазные нации - это африканеры и англоюжноафриканцы, причем вторые консолидированы в меньшей степени, чем первые. "Цветное" население, подавляющее большинство которого составляют "капские цветные", живущие в районе Кейптауна, близки к африканерам по языку, культуре и образу жизни. У части "цветных" (из их более состоятельных слоев) наблюдается стремление считать себя "коричневыми африканерами", тогда как у большинства под воздействием политики апартеида усиливается осознание принадлежности к соответствующей расовой группе, а также "черное самосознание". У индийского населения страны чувство принадлежности к отдельным индийским народам постепенно сменяется осознанием принадлежности к более широкой индийской или (для мусульман) пакистанской этнической общности. В настоящее время индийцы и пакистанцы в ЮАР представляют собой специфическую этническую группу, во многом объединенную общностью своего положения в системе апартеида.

Наиболее сложны этнические процессы, происходящие среди африканского населения ЮАР. Африканцы-горожане, многие из которых утратили память о своем племенном или этническом происхождении, а некоторые даже свои прежние языки, постепенно сплачиваются в единую африканскую этническую общность, пользующуюся в качестве "лингва франка" креолизированным английским, ставшим в Южной Африке языком освободительного движения и обладающим в этом качестве значительным престижем среди африканского населения. В то же время в бантустанах продолжается процесс консолидации отдельных народностей, в первую очередь наиболее крупных и развитых - зулу и коса29 .

Настала пора для создания обобщающего труда по национальному вопросу в ЮАР, который, подобно работе И. И. Потехина более 30 лет назад, подвел бы итоги изучения национальных процессов в стране в 50 - 80-е годы и дал бы научный прогноз развития различных народов и этнических групп, показал бы их роль в продолжающемся противоборстве демократических сил с расистским режимом.


29 Мнение автора данного обзора по национальному вопросу в ЮАР изложено в работах: Соколов Б. В. Иммиграция в ЮАР в XX в. - Народы Азии и Африки, 19S4, N 2; его же. Иммигрантское население ЮАР. - Советская этнография, 1984, N 6: его же. Влияние конституционной реформы на национальные процессы в ЮАР. В кн.: IV Всесоюзная конференция африканистов. Тезисы докладов и научных сообщений. Вып. IV, ч. 1. М. 1984.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СОВЕТСКАЯ-ЛИТЕРАТУРА-О-НАЦИОНАЛЬНОМ-ВОПРОСЕ-В-ЮАР-50-80-е-годы

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Б. В. СОКОЛОВ, СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА О НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ В ЮАР (50-80-е годы) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 03.03.2019. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СОВЕТСКАЯ-ЛИТЕРАТУРА-О-НАЦИОНАЛЬНОМ-ВОПРОСЕ-В-ЮАР-50-80-е-годы (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Б. В. СОКОЛОВ:

Б. В. СОКОЛОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
655 просмотров рейтинг
03.03.2019 (1853 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА О НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ В ЮАР (50-80-е годы)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android