Libmonster ID: RU-14175
Автор(ы) публикации: Валерий ВЯЛЬЦЕВ


ОНА РОДИЛАСЬ в 1896 году. Родители назвали ее Фаиной. Сценическую деятельность начала, в 1918-м. Ее самый первый спектакль. Участие в массовке на сцене дачного театра в Малаховке. Странная, смешная барышня вдруг падает в обморок!

Над него склонился великий Илларион Певцов, встревоженный и изумленный: как это можно по-настоящему лишиться чувств от любви и сострадания к герою спектакля?

- Вспомните мое слово. - говорит Певцов, - . она станет настоящей артисткой!

ЕЕ СЕМЬЯ была настолько богатой, что сразу же после залпа "Авроры" все погрузились на собственный пароход и отбыли в более благополучные края. Все. кроме Фаины: "В России революция. Как я могу уехать? И потом я уже два года играю в провинциальных театрах. Оставить все это? Бросить святое искусство?!"

...В Смоленске Фаина сыграла горничную в "Любови Яровой". Ее фраза "Пустите Дуньку в Европу!" вызвала шквал оваций зала - и пошла гулять по России.

Через какое-то время Раневская оказалась в Москве. Каждый свободный вечер Фаина проводит в каком-нибудь театре. Ее унылая носатая физиономия всовывалась в окошечко администратора и. заглядывая в металлические глаза, печальным контральто произносила: "Извините меня, пожалуйста, я провинциальная артистка, никогда не бывавшая в хорошем спектакле". Это действовало безотказно. Фаина блаженствовала до самозабвения. До чего доходило! "Вишневый сад" во МХАТе. После спектакля она очнулась на галерке. "Барышня, вам пора идти" - "Куда же я пойду?..".

. Однажды, правда, прокололась. пытаясь во второй раз попасть в один и тот же театр: "Вы своим лицом очень запоминаетесь", - разлилось из окошка.

"Ах. запоминаюсь? Так это же замечательно!".

...В КАМЕРНЫЙ театр Фаина приехала из Баку. Режиссер Таиров: "Как ваша фамилия?" - "Раневская". - "Ага. кхм... Ну да..." - "Совершенно верно, из "Вишневого сада" моего земляка Антон Палыча Чехова". - "А что вы умеете?" - "Проверьте".

Репетирует. Вся труппа, только прибывшая из Парижа, с удивлением смотрит из зала на немыслимо убого одетую актрису. Раневская чувствует себя ужасно. Она не может быть нахальной. Но Таиров все понял. "Учитесь у нее, - обратился он к залу. - Смотрите, как она ищет".

Таиров не ошибся. Роли пошли одна за другой. Сатирические. Драматические. Гротескные, Бытовые... И уже с первых ее спектаклей зрители почувствовали: это настоящее! Еще не высший профессионализм, но искреннейшая эмоциональности до ясной откровенности. Если горе - так горе, если спесивость - так спесивость, если доброта - так доброта...

- Публика повалила "на Раневскую". "Как она играет!" - восхищались они. Правда. сама актриса не признавала этого слова. Пусть, говорила она. дети играют. Пусть играют музыканты. Актер на сцене должен жить.

Прихода популярности она не заметила: чувство постоянной неудовлетворенности сделанным сопровождало ее всю жизнь. В то же время она всегда так упорно отстаивала свое видение роли, что сам Ю. Завадский т раз говорил: "Фаина, ты упрямая, как телеграфный столб!".

Ей ВСЕГДА хотелось большего. Однажды она собрала свои театральные фотографии и послала на "Мосфильм". Оттуда их вернули со словами: "Это никому не нужно". Отчаялась ли она? Как бы не так!

Отдыхая в Доме творчества "Абрамцево", Раневская случайно узнала, что находившийся здесь Михаил Ромм пишет сценарий "Пышки" по Мопассану. И набралась храбрости: "Вы знаете, Михаил Ильич, я огромная поклонница вашего творчества. обожаю ваши картины "Третья Мещанская", "Предатель". "Бухта смерти". Я мечтаю сыграть госпожу Луазо. Очень прошу, пригласите меня".

Тот расхохотался: "Фаина Георгиевна, дорогая, я не тот знаменитый Роом! Я совсем другой Ромм. И это моя первая картина". Раневская смутилась. Тем не менее она быстро подружилась с Роммом, и он пригласил ее на роль. "Играла она превосходно", - вспоминал впоследствии режиссер.

Не так давно "Пышку" показали по ТВ. Время оказалось безвластно над талантом актрисы. Она мастерски воплотила образ воинствующей. своекорыстной обывательницы с душой жандарма, которая не имела никаких жизненных принципов. Подло вынудив главную героиню удовлетворить гнусную похоть пруссака-захватчика. госпожа Луазо тут же выказала ей бесконечное презрение.

Апофеоз предательства.

ПРИ ВСЕЙ насыщенности творческими исканиями и блистательными обретениями, личная жизнь Раневской, увы, была окрашена бесконечным одиночеством. На первый взгляд это покажется странным. Фаину Георгиевну отличала необычайная влюбчивость. Она поклонялась Луначарскому. обожала Михоэлса, была без ума от критика А. Зоркого (с последним прожила вместе некоторое время. "Вы дивный рэдактор!" - с неподражаемой интонацией говорила она Зоркому. - Мой неглубокие мысли вы превращаете в пучину"). Тем не менее всякий раз очередной роман завершался неизменным разрывом. В чем тут дело?

Скорее всего, в неординарности натуры. В нежелании жить с человеком ниже себя по интеллектуальному уровню. От одиночества ее спасали театр, поэзия Пушкина. драматургия Чехова - и врожденное чувство юмора. Как-то Раневская застряла в -лифте с хорошим знакомым. После этого часто шутила: "Дорогой, теперь вы должны мне отдаться. Так требуют правила хорошего тона".

Ее выручало также общение с братьями по цеху. особенно дружба с Верой Марецкой, письма почитателей таланта актрисы. А еще - беспредельная любовь к животным.

Уже в довольно солидном возрасте Раневская на Тверском бульваре увидела бродягу типа лайки, погибавшую от голода. Спасла. Назвала Мальчиком. Он прожил у нее много лет. "Вы знаете, - говорила она гостям, - Леонардо да Винчи, а я ему абсолютно доверяю, писал. что собаки все понимают. Когда я уезжаю на спектакль. Мальчик лает мне: "Куда же ты? Вернись! Я все прощу!". И остается на подоконнике ждать. Мой Мальчик живет, как Сара Бернар. Это я живу, как собака....

РОЛЬ госпожи Луазо в фильме "Пышка" поразила глубоким реализмом, разоблачительной силой сатиры, высоким драматизмом. И в последующих киноролях зрителей не переставали удивлять щедрое богатство бытовых красок, остро, смело найденная Раневской характерность героев.

...Фрау Вурст из фильма "У них есть родина". Лицо" набрякшее от пива. Сальная челка над жирными глазками. Настоящая властительница пивной. Ее зло - беззастенчивое. земное и откровенное. что подчеркивается неандертальской ступней...

...Исполинская Мачеха в "Золушке". Ну кто бы еще мог так ярко. Гротескно, с вызывающим ненависть ледяным равнодушием к несчастной девчушке и беспредельной любовью к дочерям, сыграть эту роль?

-.Тетка из "Человека в футляре": здоровенная, грубая бабища примеряет перед зеркалом чужое подвенечное платье и фату...

Да, не героиня. Не красавица. Но ведь кроме них есть и другие персонажи повседневной жизни. без которых она, эта жизнь, просто невозможна. И эту "нишу" блистательно заполняла Раневская.

Неповторимая спекулянтка Королева Марго из "Легкой жизни". Попадья из "Думы про казака Голоту"... Десятки, десятки ролей! Невольно поражаешься: "Боже, чем она только не занималась в кино! Сдавала меблированные комнаты. Играла с жильцами в лото. Тяжелыми руками рылась в чужом комоде, где под бельем хранились деньги. Травила служанку. Ссорилась с извозчиками. Склочничала. Страдала из-за копейки. Спасала из тюрьмы сына. Третировала одних, становилась жертвой других, любила третьих...".

Как женщина во всех ипостасях. она бывала и трогательной, беззащитной, как з "Весне". Не тощее извлечение из жизни, а сама жизнь. Трудно передать интонацию, с какой милейшее существо спрашивает молодую ученую: "Аннушка, у меня есть к вам один деловой вопрос: вы когда-нибудь сгорали от любви?".

Она умирала от любви, а зрительный зал - от хохота.

...ШЛИ ГОДЫ. Ею восхищались не только Ахматова и Пастернак, но и Брехт, и Марина Влади. В 1992 году Британская энциклопедия назвала Раневскую (вместе с Мордюковой) в числе 20 лучших актеров мира. Опоздали. Еще в 1943 году президент США Рузвельт, посмотрев кинофильм "Мечта", сказал: "Это лучшая из драматических актрис. которых я когда-либо видел".

Однажды, посмотрев телепередачу о Раневской, писатель Л. Леонов позвонил Фаине Георгиевне: "Неужели все это были вы одна?".

И еще один парадокс: несмотря на то. что Раневская играла в основном отрицательные роли. она умела возвысить их до масштаба положительных. Достаточно назвать фильм "Подкидыш". Фраза Лели - "Муля, не нервируй меня!" - стала крылатой, с нею связана масса реальных и анекдотических случаев. Например, когда актриса появлялась на улице, за нею сразу увязывалась толпа мальчишек с криками: "Муля, Муля!". и актрисе приходилось отмахиваться: "Дети, идите к черту!".

Годы спустя еще молодой и бодрый Брежнев. вручая актрисе в Кремле орден Ленина. не удержался и выпилил: "Муля, не нервируй меня". "Леонид Ильич, - обижено сказала Раневская. - так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы". Будущий генсек смутился. покраснел и пролепетал, оправдываясь: "Простите. Фаина Георгиевна. но я вас очень люблю!".

Есть среда редчайших кадров кинохроники эпизод: самые именитые деятели театра принимают у себя в гостях Юрия Гагарина. Яблочкина, Завадский. Царев. Гоголева. Пашенная... Весь генералитет. И вдруг - восхитительное мгновение: первый космонавт Земли почтительно и нежно целует Фаину Георгиевну Раневскую!

...Орден и поцелуй. Вот и вся, казалось бы, жизнь на документальной кинопленке, Но представишь себе бесконечную галерею созданных ею художественных образов. память о волшебной игре, вошедшую в благодарное сознание нескольких поколений. я саму личность актрисы. которая была нетерпима к банальности, к ординарности, всем своим благородным обликом как бы живя в прошлом веке... Нет, Раневская - навсегда!


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СОКРОВИЩА-РОССИИ-РАНЕВСКАЯ-НАВСЕГДА-Фрагменты-из-жизни-великой-актрисы

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Valeriy ShaboldinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shaboldin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Валерий ВЯЛЬЦЕВ, СОКРОВИЩА РОССИИ. РАНЕВСКАЯ - НАВСЕГДА! (Фрагменты из жизни великой актрисы) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 07.07.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СОКРОВИЩА-РОССИИ-РАНЕВСКАЯ-НАВСЕГДА-Фрагменты-из-жизни-великой-актрисы (дата обращения: 19.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Валерий ВЯЛЬЦЕВ:

Валерий ВЯЛЬЦЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Valeriy Shaboldin
Владивосток, Россия
841 просмотров рейтинг
07.07.2017 (2447 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ПРОБЛЕМЫ ИНДИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ
Каталог: Экономика 
17 часов(а) назад · от Вадим Казаков
Учебное пособие предназначено для слушателей Военно – ветеринарного института, курсов усовершенствования и переподготовки офицеров запаса (по профилю ветеринарный врач - ветсанэксперт). Оно предназначено для пользования специалистами ветеринарно-санитарной службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативному регулированию в области обороны. Учебное пособие может быть полезным специалистам ветеринарной (ветеринарно-санитарной) службы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере внутренних дел (исполнения уголовных наказаний, государственной охраны, обеспечения безопасности Российской Федерации) в пределах своей компетенции.
Каталог: Военное дело 
2 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Рассказ о замечательном военно-ветеринарном враче, высшей категории, изумительном и высококвалифицированном специалисте в области кинологии. Выпускнике Военно-ветеринарного Факультета при Московской Ветеринарной академии имени К.И. Скрябина, майоре полиции Республики Казахстан Юрии Павловиче Тропине
Каталог: Военное дело 
3 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Энергия и масса в современной астрофизике имеют не однозначные определения. Энергия и масса, это взаимодействие сущностей частиц в энергетических средах, которую создают все частицы Вселенной. При своём взаимодействии, частицы создают термодинамический объём (ТО) в макроскопическом мире, аналогичен физике и в микроскопическом мире. Важность определения ТО в микроскопической физике, позволяет доказать Бюроканскую концепцию, распада сверхплотного объекта на фрагменты, которые зажигаются звёздами.
Каталог: Физика 
3 дней(я) назад · от Владимир Груздов
В октябре 2020 года исполнилось 100 лет со дня основания кафедры продовольственного обеспечения, а также предметно-методической комиссии кафедры материального обеспечения Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва.
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Комплементарная психология (психология взаимной дополнительности) — это научно-практическое направление, впервые сформировавшееся на рубеже XX–XXI веков в российской научной школе координационной психофизиологии, психологии развития и педагогики комплементарности И.М.Мирошник. С точки зрения комплементарной психологии, воссоединение Крыма и России — закономерный процесс объединения комплементарных, взаимно дополняющих народов, обусловленный их единым культурно-историческим, духовно-нравственным цивилизационным кодом.
8 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
Руководители высших военно-ветеринарных учебных заведений России
Каталог: Военное дело 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Стихи, пейзажная лирика
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА Н. МОДИ: ИТОГИ ЗА ДВА ГОДА
Каталог: Политология 
10 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Произведём энергетические определения частиц. Энергия потенциала частицы E_CVn. Энергия потенциала взаимодействия частицы 〖sE〗_n. Полная энергия частицы E_nP. Применим эти определения для расчёта Нейтронного ядра Вселенной. Найдём их взаимозависимость в энергетических средах. Уточним размерность энергетической среды. Получим треугольник расширения Вселенной, который связывает энергии частицы и исключает выделение энергии частицей при расширении Вселенной. Расширение Вселенной, это преобразование сущностей частиц, перемещение частиц с высокого уровня энергии на низкие уровни энергии.
Каталог: Физика 
12 дней(я) назад · от Владимир Груздов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
СОКРОВИЩА РОССИИ. РАНЕВСКАЯ - НАВСЕГДА! (Фрагменты из жизни великой актрисы)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android