Libmonster ID: RU-7979
Автор(ы) публикации: Л. МАНДЕЛЬШТАМ

Маркс и Энгельс, опираясь на открытые ими законы общественного развития, применив метод диалектического материализма к изучению общественных явлений, раскрыли тайну возникновения, развития и исчезновения государства, вскрыли его подлинную классовую природу и его роль в классовой борьбе. Они блестяще показали, что машина буржуазного государства должна быть разрушена, сломлена в пролетарской революции и что рабочий класс на его месте утверждает свою диктатуру, создает свое новое, пролетарское государство. Наконец, Маркс и Энгельс дали общую формулу об отмирании пролетарского государства.

Величайшая историческая заслуга Ленина и Сталина состоит в том, что они не только отстояли и сохранили в борьбе с вратами социализма во всей чистоте учение Маркса и Энгельса о государстве, но практически претворили его в жизнь, осуществляя как вожди рабочего класса руководство победоносной социалистической революцией в СССР. Опираясь на опыт пролетарской революции и социалистического строительства в пределах гигантской страны, они двинули это учение вперед. Ленин открыл и обосновал советскую власть как государственную форму диктатуры пролетариата. Ленин и Сталин по-новому разработали вопрос о государстве и демократии вообще и о советском государстве и социалистической демократии в особенности, о роли и задачах государства в строительстве социализма, о мерах укрепления государства переходного периода от капитализма к коммунизму.

Бессмертная заслуга товарища Сталина заключается в дальнейшей марксистской разработке вопроса о государстве, в том, что он выполнил то, чего не успел завершить Ленин. Товарищ Сталин разработал вопрос о фазах и функциях государства переходного периода от капитализма к коммунизму, о роли социалистического государства в условиях капиталистического окружения и по-новому поставил вопрос о путях отмирания социалистического государства на высшей фазе коммунизма.

Трудами товарища Сталина марксистско-ленинское учение о государство обогащено и поднято на новую, высшую ступень.

1

Исследуя вопрос о государстве в условиях общества, расколотого на антагонистические классы, марксизм-ленинизм учит, что всякое государство есть организация господствующего класса, "орган классового господства, орган угнетения одного класса другим"1 . Этот тезис является центральным пунктом в марксистско-ленинском учении о государстве.

Именно в свете этого положения раз-


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XXI, стр. 373.

стр. 1

облачается вся ложь различных буржуазных "учений" о государстве, пытающихся скрыть подлинную классовую, эксплоататорскую сущность буржуазного государства и придать ему надклассовый характер. Общими фразами о "всеобщих интересах", о "народном благе" и тому подобными бессодержательными словечками буржуазные ученые пытаются представить дело таким образом, будто угнетательская государственная машина бескорыстно служит интересам всего общества в целом, служит в одинаковой степени как эксплоататорам, так и эксплоатируемым. Не трудно понять, что здесь ученые слуги буржуазии выполняют только социальный заказ своих господ - завуалировать классово угнетательскую природу государства, дать философское освящение насилию и "обосновать" незыблемость эксплуататорского строя.

Пролетарская революция никогда не могла бы победить и закрепить свою победу, если бы Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин не вооружили рабочий класс строго научным, выдержавшим все испытания учением о государстве.

"...вопрос о государстве, - говорил Ленин, - есть один из самых сложных, трудных и едва ли не более всего запутанных буржуазными учеными, писателями и философами"1 .

Нам нет необходимости подробно останавливаться здесь на рассмотрении различных псевдонаучных и просто фантастических построений, при помощи которых эксплоататорские классы в зависимости от исторических условий своего времени теоретически "об'ясняли" происхождение своей политической власти, своего государства. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры египетские властители - фараоны - об'явили себя сыновьями бога, которым должны беспрекословно подчиняться все подданные.

Как известно, теологические об'яснения происхождения государственной власти, как правило, получили официальное хождение в рабовладельческом и крепостническом обществах. С развитием промышленного капитализма эти фантастические богословские построения уступают место различным буржуазным учениям. Представитель революционной мелкой буржуазии Жан-Жак Руссо об'яснял происхождение государства, исходя из идеи общественного договора.

По мнению мелкобуржуазного теоретика Е. Дюринга, причину возникновения государства надо искать в факте насилия, путем которого одна часть общества порабощает другую. Из этой же предпосылки, по существу, исходил и буржуазный юрист Л. Гумилович, утверждавший, что государство возникло путем насилия, причем победители образовали правящий класс, а побежденные и порабощенные - класс рабочих и служащих.

В основном такова же и точка зрения ренегата Каутского, который также видел, причину возникновения государства в факте насилия, в воине. До Каутскому, выходит, что та организация принуждения, которую победитель налагает на побежденного, и становится государством.

Теория насилия несмотря та всю свою внешнюю, кажущуюся революционность в действительности насквозь фальшива и реакционна. Марксизм не отрицает факта насилия, но выводит его из материальных причин общественного развития. Насилие, взятое вне этой связи, как самодовлеющий фактор, превращается в пустышку, приводит прямой дорогой к идеализму.

Раскрыть подлинную сущность государства и его классовое назначение можно только на базе марксистского материализма, применив метод диалектического материализма к изучению государства, или, другими словами, подойдя к его изучению исторически, т. е. рассматривая государство в стадиях его зарождения, развития и исчезновения.

В своей знаменитой работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Энгельс дал глубочайший исторический анализ возникновения и развития государства, а также общую формулу его отмирания. Государство существовало не извечно: когда человеческое общество не было еще расколото на классы, не было и государства. "Были общества, - пишет Энгельс, - которые обходились без него, которые понятия не имели о государстве и государственной власти"2 .

В истории человеческого общества был длительный период, растянувшийся на многие тысячелетия, когда люди жили в условиях так называемого родового строя. "Родовое устройство выросло из общества, не знавшего никаких внутренних противоречий, - пишет Энгельс. - ...Оно не обладало никакими другими средствами принуждения, кроме общественного мнения"3 Но родовой быт соответствовал тому периоду, когда человеческое общество еще стояло на весьма низкой материальной и культурной ступени своего развития.

Однако разделение труда и рост его производительности, а также развитие обмена привели к возникновению частной собственности на средства производства, подорвали устои первобытного коммунистического общества, разрушили общественные


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XXIV, стр. 362.

2 Ф. Энгельс "Происхождение семьи, частной собственности и государства", стр. 175. Партиздат. 1932.

3 Там же, стр. 170.

стр. 2

связи родового строя и открыли эпоху классового общества. Появилась эксплоатация человека человеком. Общество раскололось на эксплоататоров и эксплоатируемых, на свободных и рабов. Это- было первое крупное историческое разделение общества на антагонистические классы. "А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общества в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, повидимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах "порядка". И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство"1 .

Здесь Энгельсом совершенно ясно сформулирована основная идея марксизма по вопросу об исторической роли и значений государства, которая, но словам Ленина, заключается в том, что "государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия об'ективно не могут быть примирены"2 .

Ленин указывает, что именно по этому важнейшему и коренному пункту идет фальсификация, и извращение революционного марксизма. В частности мелкобуржуазные филистеры трактуют государство как организацию "порядка" и вопреки ясному смыслу учения Маркса ж Энгельса понимают под "порядком" гармоническое примирение антагонистических классов, в то время как на языке революционного марксизма создание "порядка" означает только узаконение и упрочение господства одного класса над другим, а "умерять столкновение" классов значит не примирять их, а отнимать у угнетенных классов средства и способы борьбы за свержение угнетателей.

Центральный тезис в марксистском учении о государстве сформулирован Энгельсом в следующих словах: "Так как государство возникало из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникало в самых столкновениях этих классов, то оно, по общему правилу, является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплоатации угнетенного класса"3 .

Энгельс в "Происхождении семьи, частной собственности и государства" дает блестящий образец марксистско-исторического анализа происхождения государства. На широком фактическом материале он показывает, как в связи с изменениями условий материальной жизни людей складываются и изменяются формы семьи, происходит разложение родового быта, появляется частная собственность, возникает экономическое и социальное неравенство между людьми, образуются классы, а с ними и государство. Энгельс подробно анализирует процесс разложения родового строя у древних греков, римлян и германцев и показывает, как на развалинах родового строя в зависимости от различных исторических условий складывается и вырастает государство. В наиболее своей чистой и классической форме этот процесс образования государства совершался в Афинах, ибо Афинское государство возникло непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, в результате экономической диференциации развившейся внутри самого родового общества.

Но и в древнем Риме, как и у германских победителей Римской империи, государство никак не представляет собой силы, извне навязанной обществу: оно везде возникает на известной ступени развития как продукт общества, как продукт непримиримости его классовых противоречий. А это и есть главное в марксистском учении о происхождении государства.

Вся история человеческого общества со времени раскола его на классы полностью подтверждает это положение марксизма-ленинизма. История дает нам обильный фактический материал о том, как возникали, развивались и падали государственные образования, она иллюстрирует смену государственных форм и показывает их преходящий, исторический характер. Но какие бы исторические формы ни принимало государство в классовом, антагонистическом обществе, сущность его неизменно оставалась одной и той же: оно оставалось органом господствующего класса, органом подавления одного класса другим, орудием эксплоатации угнетенного класса. "Так, античное государство было преимущественно государством рабовладельцев для подчинения рабов, как феодальное государство - орган дворянства для подчинения и обуздания крепостных и зависимых крестьян, а современное представительное государство - орудие эксплоатации наемного труда капиталом"4 . В своей лекции о государстве, прочитанной в 1919 году в


1 Ф. Энгельс "Происхождение семьи, частной собственности и государства", стр. 171 - 172.

2 В. И. Ленин. Соч. Т. XXI, стр. 372.

3 Ф. Энгельс "Происхождение семьи, частной собственности и государства", стр. 173 - 174.

4 Там же.

стр. 3

Свердловском университете, Ленин говорил: "Форма господства государства может быть различна: капитал одним образом проявляет свою силу там, где есть одна форма, и другим - где другая, но по существу власть остается в руках капитала: есть ли цензовое право или другое, есть ли республика демократическая, и даже чем она демократичнее, тем грубее, циничнее это господство капитализма"1 .

Марксизм-ленинизм покончил с лицемерной буржуазной легендой о надклассовом характере государственной власти, с мифом о том, что государство эксплоататоров является выразителем всеобщей воли народа.

Эксплоататорское государство есть политическая надстройка классового общества, выросшая из его непримиримых экономических противоречий и поставившая себя над ним лак особая сила для подавления. Закрепляя порядки, угодные эксплоататорским классам, государство опирается на специальный разветвленный аппарат, состоящий из армии, полиции, чиновничества, судов и тюрем. Этот эксплуататорский государственный аппарат еще более совершенствуется в эпоху промышленного и в особенности финансового капитала. Утвердившись у власти и захватив в свои руки феодально-монархическую государственную машину, буржуазия еще более усовершенствовала систему организованного государственного насилия путем централизации государственной власти и создания мощного чиновно-бюрократического и военного аппарата. Государство, как говорит Маркс, превратилось в "национальное орудие войны капитала против труда".

Как исторически складывалось это централизованное паразитическое государство буржуазии, Маркс блестяще показал на анализе опыта революции 1848 - 1851 годов в своей гениальной работе "18-ое Брюмера Луи Бонапарта".

Только пролетариат, в силу экономических условий своего существования, в борьбе за разрушение основ капиталистической эксплоатации и буржуазного общества, может осуществить свержение господства буржуазии путем насильственной революции. Уже в "Коммунистическом Манифесте" (1847 год) Маркс и Энгельс дают блестящее описание общих фаз развития пролетариата, показывают, как более или менее скрытые формы классовой борьбы внутри буржуазного общества превращаются в открытую революцию и пролетариат, насильственно ниспровергая буржуазию, закладывает основы своего политического господства.

Какие же задачи ставит пролетарская революция перед рабочим классом в отношении буржуазного государства? На этот вопрос Маркс дал ответ в своим "18-ое Брюмера Луи Бонапарта". Здесь он впервые сформулировал свой знаменитый тезис о том, что пролетарская революция должна поставить перед собой задачу не улучшения, а разрушения, слома государственной машины буржуазии.

Правильность этого теоретического вывода марксизма история полностью подтвердила еще при жизни Маркса. Героический опыт Парижской коммуны доказал, что рабочий класс не может просто овладеть готовой государственной машиной и пустить ее в ход для своих собственных целей, а должен ее сломать.

Таким образом, буржуазная государственная машина не отмирает, а уничтожается в пролетарской революции. Если все прежние революции в той или иной степени только совершенствовали государственную машину, то задача пролетариата заключается в том, чтобы разбить, сломать ее. В этом главное, основное в марксистско-ленинском учении о государстве.

Не приходится удивляться, что именно этот кардинальный пункт также является предметом извращения со стороны буржуазных и социал-предательских фальсификаторов науки. В частности ренегат Каутский положил немало труда для того, чтобы "доказать", что Маркс якобы выступал только против "буржуазно-милитаристской формы" государственного аппарата, а не против его буржуазно-демократической формы и что поэтому пролетариат может использовать в деле своего освобождения исторически унаследованную ими буржуазно-демократическую форму государства, а, следовательно, обойтись и без слома буржуазной государственной машины.

С этих же позиций отрицания необходимости слома государственной машины буржуазии боролся с революционным марксизмом и ряд других видных теоретиков II интернационала: Гильфердинг, Кунов и другие. Эти агенты буржуазии в рабочем движении пытались уговорить рабочих, что в условиях всеобщего избирательного права, парламентского режима, -словом, в обстановке буржуазной демократии рабочий класс якобы даже заинтересован в сохранении буржуазного государства и может идти к социализму без насильственных действий, мирным путем.

Эти, как и другие антимарксистские я враждебные пролетариату "теории", были до конца разоблачены Лениным ж Сталиным.

Бесспорно, буржуазная демократия, несмотря на всю свою классовую ограничен-


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XXIV, стр. 375.

стр. 4

ность и отрицательные стороны, представляет собой исторически прогрессивное явление, по сравнению, например, с феодально-абсолютистским режимом, и должна быть в современных условиях широко использована в борьбе против фашизма. Но пролетариату, для тот чтобы осуществлять свою историческую миссию, нужна своя, социалистическая государственность - диктатура пролетариата.

В своей гениальной работе "Государство и революция" Ленин показал, что правильность марксистского положения о сломе буржуазной государственной машины подтверждается всем ходом исторического развития; что эпоха империализма "показывает необыкновенное усиление "государственной машины", (Неслыханный рост ее чиновничьего и военного аппарата в связи с усилением репрессий против пролетариата как в монархических, так и в самых свободных, республиканских странах" и что "всемирная история подводит теперь, несомненно, в несравненно более широком масштабе, чем в 1852 году, к "концентрации всех сил" пролетарской революции на "разрушение" государственной машины"1 .

2

Между капитализмом и коммунизмом лежит переходный период, когда, рабочий класс, захвативший революционным путем власть, создает свое государство, "...государство этого периода, - говорит Маркс в "Критике Готской программы", - не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата"2 .

Величайшая историческая заслуга Ленина и Сталина состоит в том, что они не только отстояли во всей чистоте учение Маркса и Энгельса о диктатуре пролетариата, но и как подлинно великие революционные мыслители двинули его вперед, теоретически обобщив опыт новой исторической обстановки.

Говоря о диктатуре пролетариата под углом зрения вопроса о союзниках рабочего класса, Ленин определяет диктатуру пролетариата как особую форму классового союза между пролетариатом, являющимся руководителем и авангардом трудящихся, и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся, в целях полного подавления сопротивления буржуазии и окончательной победы социализма.

Товарищ Сталин дает глубочайший анализ исторических задач, стоящих перед диктатурой рабочего класса, до конца раскрывает формы и методы классовой борьбы в переходный период от капитализма к коммунизму и дает классическую, носящую программный характер характеристику трех основных сторон диктатуры пролетариата:

"1) Использование власти пролетариата для подавления эксплоататоров, для обороны страны, для упрочения связей с пролетариями других стран, для развития и победы революции во всех странах.

2) Использование власти пролетариата для окончательного отрыва трудящихся и эксплуатируемых масс от буржуазии, для упрочения союза пролетариата с этими массами, для вовлечения этих масс в дело социалистического строительства, для государственного руководства этими массами со стороны пролетариата.

3) Использование власти пролетариата для организации социализма, для уничтожения классов, для перехода в общество без классов, в общество без государства"3 .

Отсюда уже ясно, что государство в переходный период от капитализма к коммунизму может быть только государством диктатуры пролетариата, которое концентрирует всю полноту политической власти рабочего класса для осуществления великих задач, поставленных истерией перед диктатурой пролетариата.

Разрабатывая учение Маркса о диктатуре пролетариата, Ленин открыл и теоретически обосновал советскую власть как государственную форму диктатуры рабочего класса. На основе глубокого анализа исторического опыта двух революций в России Ленин с исчерпывающей полнотой доказал, что не парламентская демократическая республика, а республика советов рабочих и крестьянских депутатов является наилучшей политической формой диктатуры пролетариата.

Эти гениальные идеи были вначале сформулированы Лениным в его исторических апрельских тезисах (1917 год), а затем подробно развиты летом того же года в его работе "Государство и революция".

Вопреки всяким оппортунистическим заклинаниям история шла по пути, предначертанному гениальным Лениным. Великая Октябрьская социалистическая революция превратила, пролетариат в господствующий класс. Рабочий класс в союзе с беднейшим 'крестьянством вдребезги разбил военно-бюрократическую буржуазную государственную машину и создал государство диктатуры пролетариата - Республику советов.

"Советская власть, - учит товарищ Сталин, - является новой формой


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XXI, стр. 391.

2 Карл Маркс. Избранные (произведения. Т. II, стр. 419. Партиздат. 1937.

3 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 112 - 113.

стр. 5

государственной организации, принципиально отличной от старой, буржуазно-демократической и парламентарной формы, новым типом государства, приноровленным не к задачам эксплоатации и угнетения трудящихся масс, а к задачам полного их освобождения от всякого гнета и эксплуатации, к задачам диктатуры пролетариата"1 .

С победой Октябрьской социалистической революции осуществилось на практике гениальное предвидение Ленина, сформулированное им еще в разгар первой мировой империалистической войны: "Теперь надо смотреть не назад, а вперед, к замене буржуазной демократии пролетарскою"2 . Советы выполнили роль могильщика буржуазной государственной машины в нашей стране и открыли новую эпоху социалистической демократии.

"Советский строй, - учит ленинизм, - есть максимум демократизма для рабочих и крестьян и в то же время он означает разрыв с буржуазным демократизмом и возникновение нового, всемирно-исторического, типа демократии, именно: пролетарского демократизма или диктатуры пролетариата" 3 .

Сталинская эпоха ознаменована дальнейшим ростом мощи диктатуры рабочего класса, ярким расцветом социалистического демократизма, окончательным укреплением экономических и политических позиций СССР - единого союзного социалистического государства. Великие победы социализма в СССР законодательно закрепила Сталинская Конституция.

3

Историческая заслуга в деле дальнейшей разработки марксистско-ленинского учения о государстве принадлежит великому теоретику и вождю коммунизма - товарищу Сталину. Опираясь на богатейший опыт советского государственного строительства, накопленный за два десятилетия в СССР, и исходя, как и Ленин, из глубочайшего существа революционного марксизма, товарищ Сталин всесторонне разработал вопрос о государстве переходного периода от капитализма к коммунизму, раскрыл пути и формы дальнейшего развития социалистического государства и окончательно разрешил вопрос о судьбе государства на высшей фазе коммунизма в условиях капиталистического окружения.

Маркс и Энгельс, подвизавшиеся в эпоху домонополистического капитализма, естественно, не могли ставить еще перед собой задачу разрешения проблемы развития и отмирания государства в период перехода от капитализма к коммунизму во всем ее многогранном, конкретном своеобразии. История еще не давала материала для постановки вопроса о путях развития конкретного социалистического государства в той или иной стране. Поэтому основоположники научного социализма исследуют вопрос о развитии социалистического государства вообще как общую и абстрактную проблему.

В более позднюю историческую эпоху - в эпоху империализма и пролетарских революций - великий Ленин поднял на высшую ступень марксистское учение о государстве, разработав вопрос о диктатуре пролетариата и ее советской государственной форме. Гениальная работа Ленина "Государство и революция" посвящена главным образом защите учения революционного марксизма о государстве от извращений буржуазных фальсификаторов и в первую голову Каутского. В послесловии к первому изданию этой книги, которая была написана в августе 1917 года, Ленин пишет, что он уже составил план продолжения работы над книгой, где он думает изложить "Опыт революций 1905 и 1917 годов". Во второй части "Государства и революции" Ленин предполагал на основе использования опыта существования советского государства еще дальше двинуть вперед марксистское учение о государстве. К сожалению, Ленин так, и не успел выполнить эту исключительной важности сложную задачу.

То, чего не успел сделать Ленин, выполнил великий Сталин. Гениальными представитель творческого марксизма товарищ Сталин сделал ценнейший теоретический вклад в марксистско-ленинскую науку я поднял на новую, высшую ступень учение о государстве.

Победа пролетариата в социалистической революции не может быть закреплена без мощного аппарата государственной власти. Марксизм квалифицирует анархические вымыслы о том, что всякое государство есть "абсолютное зло", что государство ненужно рабочему классу и т. п., как прямую измену пролетариату. Известно, что враг социализма Бухарин еще в 1916 году, стоя на позициях отрицания государства в переходный период от капитализма к социализму, пропагандировал анархические бредни о "взрыве государства", о якобы "принципиальной враждебности" рабочего класса ко всякому государству вообще. Эта антимарксистская, контрреволюционная бухаринская "теория" была разоблачена Лениным и Сталиным.

Государство необходимо пролетариату для экспроприации буржуазии, для подавления


1 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 32.

2 В. И. Ленин. Соч. Т. ХХIII, стр. 361.

3 В. И. Ленин. Соч. Т. XXVII, стр. 26.

стр. 6

сопротивления свергнутых классов, для организации военной защиты и внутренней безопасности социалистического строя, для государственного руководства трудящимися со стороны рабочего класса, для упрочения связей с пролетариатом и трудящимися капиталистических стран, для дальнейшего социалистического строительства, полного уничтожения классов и создания всех предпосылок для перехода к высшей фазе коммунизма.

Марксизм - ленинизм всегда учил, что государство является не вечной, а исторической категорией. Когда социалистическое государство до конца исчерпает свои исторические задачи, он "заснет" и отпадет окончательно.

Марксизм-ленинизм обусловливает сложный и длительный процесс отмирания социалистического и коммунистического государства рядом социально-экономических предпосылок. Проанализировав основную, общую линию этого процесса, в книге "Государство и революция", Ленин пишет в 1917 году: "...мы и в праве говорить лишь о неизбежном отмирании государства, подчеркивая длительность этого процесса, его зависимость от быстроты развития высшей фазы коммунизма и оставляя совершенно открытым вопрос о сроках или о конкретных формах отмирания, ибо материалу для решения таких вопросов нет"1 .

Одним уничтожающим, гениальным замечанием Ленин опрокинул претенциозно-пошлое, вражеское извращение Бухарина, которое последний выдавал за якобы "марксистскую схему отмирания государства". По бухаринской схеме выходило так, что "внешне принудительные нормировки начнут отмирать: сперва отомрет армия и флот, как орудие наиболее острого внешнего принуждения; потом система карательных и репрессивных органов; далее - принудительный характер труда и проч..." На полях, около этого места, Ленин делает мудрое ироническое замечание: "Не наоборот-ли: сначала "далее", затем "потом" и наконец "сперва"?"2 .

Как далеко предугадывал Ленин ход исторических событий, видно из его замечательных высказываний, сделанных им в "Военной программе пролетарской революции" еще в 1916 году. Исходя из своей новой, законченной теории социалистической революции, теории о возможности победы социализма в отдельных странах, Ленин предсказал неизбежность стремлений буржуазных государств к военному разгрому социалистической страны. "В этих случаях война с нашей стороны, - писал Ленин, - была бы законной и справедливой. Это была бы война за социализм, за освобождение других народов от буржуазии"3 .

В связи с этим Ленин особо подчеркнул, что до тех пор пока пролетариат не обезоружит буржуазию, он не сможет сложить оружия.

Внутренняя связь этих ленинских идеи с лаконическим замечанием Ленина по поводу антимарксистской бухаринской схемы отмирания государства очевидна. Эти же ленинские идеи получили дальнейшее развитие в работах товарища Сталина, который дал новую постановку и решение проблемы о путях развития и отмирания социалистического государства.

Теоретические работы товарища Сталина развеяли впрах троцкистско-бухаринские измышления, направленные к подрыву мощи диктатуры пролетариата и социалистического государства. Товарищ Сталин гениально развернул марксистско-ленинское учение об уничтожении классов, о построении бесклассового общества и отмирании государства в период коммунизма. "Уничтожение классов, - учит товарищ Сталин, - достигается не путем потухания классовой борьбы, а путем ее усиления. Отмирание государства придет не через ослабление государственной власти, а через ее максимальное усиление, необходимое для того, чтобы добить остатки умирающих классов и организовать оборону против капиталистического окружения, которое далеко еще не уничтожено и не скоро еще будет уничтожено"4 .

Под руководством товарища Сталина социализм уже в основном построен в нашей стране и СССР вступил в новую полосу развития - завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода к высшей фазе коммунизма.

В своем историческом докладе на XVIII с'езде ВКП(б) товарищ Сталин дал глубочайший анализ развития форм и функций социалистического государства, охватывающий весь опыт советского государственного строительства в нашей стране. Товарищ Сталин показал, что со времени Великой Октябрьской революции советское социалистическое государство прошло в своем развитии две главные фазы.

"Первая фаза, - говорит товарищ Сталин, - это период от Октябрьской революции до ликвидации эксплоататорских классов. Основная задача этого периода состояла в подавлении сопротивления свергнутых классов, в организации обороны страны от нападения интервентов, в


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XXI, стр. 436.

2 Ленинский сборник XI, стр. 400.

3 В. И. Ленин. Соч. Т. ХIХ, стр. 325.

4 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 509.

стр. 7

восстановлении промышленности и сельского хозяйства, в подготовке условий для ликвидации капиталистических элементов"1 . В соответствии с основной задачей этого периода наше государство осуществляло две основные функции: первая - подавление свергнутых классов внутри страны и вторая - оборона страны от "нападения извне. Этим наше государство, указывает товарищ Сталин, внешним образом напоминало предыдущие государства. Но за этим внешним покровом нельзя не видеть принципиальной разницы, всей пропасти, лежащей между эксплоататорскими и социалистическим государствами, обусловленной их глубоко различной классовой природой.

Но почему именно эти две функции: подавление свергнутых классов и военная оборона страны - составляли основную задачу этого периода? К чему конкретно сводились эти функции подавления, осуществляемые государством первой фазы? Уже "на другой день" после победы пролетариата перед социалистическим государством встала задача - подавить, сломить сопротивление свергнутых, экспроприированных социалистической революцией помещиков и капиталистов, ликвидировать их попытки, направленный к реставрации капитализма в нашей стране.

"А буржуазия имеет свои основания, - говорит товарищ Сталин, - делать попытки к реставрации, ибо она после своего свержения надолго еще остается сильнее свергнувшего ее пролетариата"2 .

Диктатура пролетариата означает не прекращение классовой борьбы, а, наоборот, ее продолжение в новых, еще более острых формах. Ленин указывал на "две основные задачи (и, соответственно, две новые формы) классовой борьбы при диктатуре пролетариата:

1) подавление сопротивления эксплуататоров (и всякого рецидива, возврата к капитализму и к капиталистическим традициям).

2) систематическое руководящее воздействие (тоже = борьба, но особого рода, преодоление известного, правда, совсем иного сопротивления и совсем иного рода преодоление) на всех трудящихся, кроме пролетариев"3 .

Свергнутые эксплоататоры бросаются в бой за возвращение своих привилегий, за возвращение отнятого у них "рая", "с удесятеренной энергией, с бешеной страстью, с ненавистью, возросшей во сто крат"4 .

Как показал исторический опыт классовой борьбы в СССР, свергнутые классы мобилизовали и пустили в ход все средства борьбы с советской властью и социалистической революцией. Методы явного и скрытого саботажа, террористические акты и организация диверсий, широкая система вредительства, подготовка и руководство контрреволюционными восстаниями, бесчисленные антисоветские заговоры., шпионаж, провокация и просто бандитизм - все эти формы, начиная от антисоветской агитации и кончая открытыми вооруженными контрреволюционными актами и выступлениями, - все было пущено в ход свергнутыми классами в целях восстановления власти капитала.

Всей этой внутренней контрреволюционной борьбе свергнутых эксплоататорских классов оказывали прямую поддержку капиталистические государства.

Разве не ясно, что, только последовательно осуществляя функцию - беспощадного подавления свергнутых классов, можно сломить и парализовать их контрреволюционное сопротивление и борьбу за восстановление своего утраченного господства? Эту функцию подавления, как известно, с успехом осуществляло государство диктатуры пролетариата первой фазы, которое разрушило контрреволюционные планы свергнутых классов и подготовило все условия, необходимые для ликвидации капиталистических элементов.

Но одной только функции подавления было бы недостаточно для того, чтобы обеспечить и закрепить победу социалистической революции в СССР. Уже с первых дней установления диктатуры пролетариата в нашей стране помещики, капиталисты, белогвардейские генералы вступили в сговор с иностранной буржуазией для организации военной интервенции Антанты против Страны советов. Для того чтобы защитить страну от иностранного нашествия, нужно было поднять рабочих и крестьян "на отечественную войну против иностранных захватчиков и буржуазно-помещичьей белогвардейщины. Советская республика и ее Красная армия разбивают одного за другим ставленников Антанты - Колчака, Юденича, Деникина. Краснова, Врангеля, вышибают из Украины и Белоруссии еще одного ставленника Антанты - Пилсудского и, таким образом, отбивают иностранную военную интервенцию, изгоняют вон ее войска из пределов Советской страны"5 .


1 И. Сталин. Отчетный доклад на XVIII с'езде партии о работе ЦК ВКП(б), стр. 56. Госполитиздат. 1939.

2 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 26.

3 Ленинский сборник III, стр. 494.

4 В. И. Ленин. Соч. Т. XXIII, стр. 355.

5 "Краткий курс истории ВКП(б)". стр. 236.

стр. 8

Для того чтобы дать отпор иностранному нашествию на Советскую страну, социалистическое государство должно было осуществить в полном об'еме свою вторую основную функцию - оборону страны от нападения извне.

"Вторая фаза - это период от ликвидации капиталистических элементов города и деревни до полной победы социалистической системы хозяйства и принятия новой Конституции"1 .

Характеризуя основную задачу этого периода, товарищ Сталин указывает на ее следующие четыре важнейшие стороны: а) организацию социалистического хозяйства по всей стране, б) ликвидацию последних остатков капиталистических элементов, в) организацию культурной революции и г) организацию вполне современной армии для обороны страны.

Но организовать социалистическое хозяйство - это значит окончательно ликвидировать капиталистическую систему хозяйства как в городе, так и в деревне, уничтожить эксплоатацию человека человеком и утвердить социалистическую собственность на орудия и средства производства и социалистическую систему хозяйства как экономическую основу общественного устройства. Мы знаем, что эта историческая задача под руководством товарища Сталина уже полностью осуществлена в нашей стране.

Подводя итоги первой пятилетки, товарищ Сталин в своем докладе на январском Пленуме ЦК и ЦКК партии в 1933 году указал, что социалистическая система хозяйства ликвидировала капиталистические элементы в области промышленности и ликвидировала кулачество как класс в области сельского хозяйства и стала единственной системой хозяйства в промышленности и господствующей силой в сельском хозяйстве2 .

А сообразно с этим не могли не измениться и функции советского социалистического государства. В связи с изменением классовой структуры советского общества, с окончательным уничтожением эксплоататорских классов, у советского государства "отпала - отмерла функция военного подавления внутри страны, ибо эксплуатация уничтожена, эксплуататоров нет больше и подавлять некого. Вместо функции подавления появилась у государства функция охраны социалистической собственности от воров и расхитителей народного добра"3 .

Это означает, что наш социалистический правопорядок незыблемо стоит на страже социалистической собственности, что всякий поднявший свою грязную лапу на социалистическую собственность ставит себя под удар советского правосудия.

"Очевидно функции государства по охране и укреплению общественной, социалистической собственности, как фундамента нашего строя, могут отмереть только тогда, когда у нас каждый человек будет работать по способностям и получать по потребностям, когда воровство и хищения потеряют всякий смысл. А если и тогда будет еще существовать капиталистическое окружение, то сохранятся и эти функции государства, но только они будут направлены своим острием уже не во внутрь страны, а во вне ее, против внешних врагов"4.

В связи с фактом наличия капиталистического окружения Советское государство полностью сохранило функцию военной защиты страны от нападений извне, при этом, как указывал товарищ Сталин, наша армия, карательные органы и разведка "своим острием обращены уже не во внутрь страны, а во вне ее, против внешних врагов"5 .

Анализируя сущность социалистического государства первой фазы, товарищ Сталин указал, что наряду с двумя основными функциями нашему государству была свойственна также еще новая, третья функция, которая в тот период не получила серьезного развития, - это хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная работа государственных органов. Эта функция не только сохранилась у социалистического государства второй фазы, но и получила свое полное развитие.

Товарищ Сталин отметил, что организация культурной революции была одной из важнейших сторон основной задачи этого периода. Несомненно, что только социалистическая революция открывает все возможности и создает все условия для широкого привлечения всех масс трудящихся к культурной жизни, превращает подлинно культурные ценности в достояние всего народа. А социализм, говорил Ленин, начинается там, где к культуре приобщаются миллионы. Но культура - это также фронт классовой борьбы, ибо рабочий класс


1 И. Сталин. Отчетный доклад на XVIII с'езде партии о работе ЦК ВКП(б), стр. 57.

2 См. "Краткий курс история ВКП(б)", стр. 305.

3 И. Сталин. Отчетный доклад на XVIII с'езде партии о работе ЦК ВКП(б), стр. 57.

4 М. Калинин. Речь на XVIII с'езде ВКП(б), стр. П.

5 И. Сталин. Отчетный доклад на XVIII с'езде партии о работе ЦК ВКП(б), стр. 57.

стр. 9

создает свою социалистическую культуру в ожесточенной борьбе с чуждыми ему влияниями.

"Период диктатуры пролетариата и строительства социализма в СССР, -учит товарищ Сталин, - есть период расцвета национальных культур, социалистических по содержанию и национальных по форме"1 . Советский строй обеспечивает трудящимся всех национальностей право на образование, он поднимает и приобщает широчайшие слои народа к общественной, политической и государственной жизни страны, открывает перед ними необозримые перспективы всестороннего культурного развития.

"С точки зрения культурного развития народа, - говорил товарищ Сталин в своем докладе на XVIII с'езде партии, - отчетный период был поистине периодом культурной революции. Внедрение в жизнь всеобщеобязательного первоначального образования на языках национальностей СССР, рост числа школ и учащихся всех ступеней, рост числа выпускаемых высшими школами специалистов, создание и укрепление новой, советской интеллигенции, - такова общая картина культурного под'ема народа"2 .

При этом товарищ Сталин подчеркнул, что именно "...нарождение этой новой, народной, социалистической интеллигенции является одним из самых важных результатов культурной революции в нашей стране"3 .

Нашей интеллигенции принадлежит почетное и ответственное место в деле построения бесклассового, коммунистического общества. Осуществляя дальнейшее развертывание культурной революции, мы все более приближаемся к разрешению исторической задачи уничтожения противоположности между трудом умственным и трудом физическим, для чего, конечно, недостаточно одной или двух пятилеток.

Главное теперь заключается в коммунистическом, в идейном, марксистско-ленинском воспитании советской интеллигенции, в воспитании коммунистического, сознательного отношения к труду, в воспитании всех тех необходимых личных качеств, которыми должен обладать каждый подлинный советский патриот.

Все это поднимает на новую высоту всю работу по коммунистическому воспитанию трудящихся.

"Теперь основная задача нашего государства, - говорил товарищ Сталин, - внутри страны состоит в мирной хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работе"4 .

Подводя итоги, товарищ Сталин приходит к выводу, что "мы имеем теперь совершенно новое, социалистическое государство, не виданное еще в истории и значительно отличающееся по своей форме и функциям от социалистического государства первой фазы"5 .

Таким образом, товарищ Сталин открывает новую главу в марксистско-ленинской науке о государстве - учение о фазах социалистического государства. Это новое сталинское учение, теоретически обобщающее пройденный путь социалистического государства, освещает исторические перспективы его дальнейшего развития и дает исчерпывающую программу нашей практической работы по укреплению мощи социалистического государства.

Сталинское учение о фазах и функциях социалистического государства органически связано с проблемой его отмирания.. Исследуя вопрос о развитии форм и функций социалистического государства, товарищ Сталин рассмотрел вопрос об его отмирании на конкретной исторической основе и тем самым осветил всю проблему с новой стороны.

Как известно, общая классическая формула марксизма об отмирании государства переходного периода от капитализма в коммунизму говорит о том, что процесс "засыпания", или отмирания, государства будет происходить одновременно с уничтожением классов, а вместе с отменой классов произойдет и отмена государства6 , или, другими словами, полное отмирание государства произойдет лить при полном коммунизме, когда оно становится ненужным.

В этом же духе Энгельс дает классическую формулу отмирания государства в своем знаменитом "Анти-Дюринге"7 .

Но истина всегда конкретна, она зависит от условий места и времени. Товарищ Сталин, раскрывая под новым углом зрения проблему развития социалистического государства, раз'яснил, что эта формула Энгельса является правильной при условии, если вести изучение процесса отмирания государства, отвлекаясь от международного фактора, т. е. только в плоскости внутреннего развития страны, или же если исходить из предположения, что социализм уже одержал победу в основных, решающих странах.

А из этого предположения основоположники научного социализма в середине XIX


1 И. Сталин "Вопросы ленинизма". стр. 426.

2 И. Сталин. Отчетный доклад на XVIII с'езде партия о работе ЦК ВКП(б), стр. 33.

3 Там же, стр. 36.

4 Там же, стр. 57.

5 Там же, стр. 58.

6 См. В. И. Ленин. Соч. Т. XXI, стр.410.

7 См. Ф. Энгельс "Анти-Дюринг", стр. 202. Партиздат. 1933.

стр. 10

столетия исходили потому, что, "изучая доимпериалистический капитализм, Энгельс и Маркс пришли к. выводу, что социалистическая революция не может победить в одной, отдельно взятой, стране, что она может победить лишь при одновременном ударе во всех или в большинстве цивилизованных стран"1 .

Исходя из теории марксизма, Ленин на основании данных об империалистическом капитализме, изложенных в его замечательной книге "Империализм, как высшая стадия капитализма", "...дал новую теоретическую установку, в силу которой одновременная победа социализма во всех странах считается невозможной, а победа социализма в одной, отдельно взятой, капиталистической стране признается возможной"2 .

Товарищ Сталин отстоял ленинскую теорию социалистической революции в борьбе со всеми и всякими врагами социализма, он дал ей новую всестороннюю разработку и показал, что первая и вторая фазы коммунизма могут быть осуществлены в нашей стране и в условиях капиталистического окружения. Исходя из этого, товарищ Сталин разрешил важнейший теоретический вопрос о путях развития социалистического государства в условиях капиталистического окружения.

Теоретические высказывания товарища Сталина на XVIII с'езде ВКП(б) новым светом озаряют всю эту сложную проблему, "...нельзя распространять общую формулу Энгельса, - учит товарищ Сталин, - о судьбе социалистического государства вообще на частный и конкретный случай победы социализма в одной, отдельно взятой стране, которая имеет вокруг себя капиталистическое окружение, которая подвержена угрозе военного нападения извне, которая не может ввиду этого отвлекаться от международной обстановки и которая должна иметь в своем распоряжении и хорошо обученную армию, и хорошо организованные карательные органы, и крепкую разведку, следовательно, должна иметь свое достаточно сильное государство"3 .

До тех пор, пока не уничтожена опасность военных нападений извне, пока не ликвидировано капиталистическое окружение, до тех пор, пока оно не будет заменено окружением социалистическим, - социалистическое государство будет сохраняться также и в период коммунизма.

При этом товарищ Сталин подчеркнул, что на второй фазе дальнейшее развитие нашего государства не останавливается. Социалистическое государство будет и впредь видоизменяться в соответствии с внутренней и международной обстановкой. "Мы идем дальше, - сказал товарищ Сталин, - вперед, к коммунизму"4 .

Таково сталинское решение проблемы социалистического государства.

Товарищ Сталин прямо указал, что на почве недоработанности и недостаточности некоторых общих положений учения марксизма о государстве у нас возникла недооценка роли и значения буржуазных государств и их разведывательных органов, а также недооценка роли и значения нашего социалистического государства и его органов, необходимых для защиты страны социализма от нападения извне.

Сталинское учение о социалистическом государстве, ликвидировав теоретическую недостаточность некоторых общих положений учения марксизма о государстве, тем самым окончательно покончило с недооценкой механизма капиталистических государств и подняло на новую высоту всю работу социалистического государства, его военных, карательных и разведывательных органов.

Это гениальное учение товарища Сталина вооружает советский народ, его большевистскую партию и социалистическое правительство мощным теоретическим оружием борьбы за дальнейшее укрепление советского социалистического государства.

Только злейшие враги социалистического народа могут в целях ослабления мощи государства диктатуры рабочего класса ставить вопрос об отмирании нашего социалистического государства в современных условиях.

Социалистическое государство рабочих я крестьян достигло такого могущества и силы, которым могут позавидовать самые великие державы капиталистического мира.

Советское социалистическое государство пользуется величайшим доверием и любовью со стороны всех трудящихся СССР, всех угнетенных и эксплоатируемых, всего передового и прогрессивного человечества.

Дальнейшее всемерное укрепление организованности и мощи социалистического государства, этого решающего оружия борьбы за коммунизм, - такова важнейшая задача советского народа.


1 "Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 341.

2 Там же, стр. 163.

3 И. Сталин. Отчетный доклад на XVIII с'езде партии о работе ЦК ВКП(б), стр. 53 - 54.

4 Там же, стр. 58.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СТАЛИНСКИЙ-ЭТАП-В-МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ-НАУКЕ-О-ГОСУДАРСТВЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Л. МАНДЕЛЬШТАМ, СТАЛИНСКИЙ ЭТАП В МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ НАУКЕ О ГОСУДАРСТВЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СТАЛИНСКИЙ-ЭТАП-В-МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ-НАУКЕ-О-ГОСУДАРСТВЕ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Л. МАНДЕЛЬШТАМ:

Л. МАНДЕЛЬШТАМ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
1405 просмотров рейтинг
28.08.2015 (3157 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
21 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
СТАЛИНСКИЙ ЭТАП В МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ НАУКЕ О ГОСУДАРСТВЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android