Нарзикулова Ф.Б.,
доктор философии по психологическим наукам (PhD), доцент кафедры «Педагогики,
Психологии и образовательных технологий» Самаркандского Регионального Центра Повышения
и Переподготовки Квалификации Работников Народного Образования, Узбекистан
firuza-narzikulova@mail.ru
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ
В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога. Рассмотрены структура профессионального имиджа и принципы его построения.
Ключевые слова: Имидж, профессиональный имидж, имидж педагога, психолого-педагогическая модель имиджа современного педагога, педагогическое мастерство, образ.
ESSENCE OF THE CONCEPT PROFESSIONAL IMAGE
IN PSYCHOLOGICAL SCIENCE
The article presents the main idea of the science of imageology - as a special science of the man, whose main goal is an individual self-realization. The article presents the analysis and the modern concept of terms as “image”, “professional image”, “image of a teacher”. Analysis of psychological literature led to the conclusion that the essence of the concept of “image” is presented through the categories: “image”, “thought”, “judgment”, “presentation”, “development” and others. The article reveals the psychological and pedagogical aspect of image formation in the professional activity of a teacher. The structure of the professional image and the principles of its construction are considered.
Keywords: Image, professional image, image of a teacher, psychological and pedagogical model of the image of a modern teacher, pedagogical skills, image.
Профессиональный имидж, как социально-психологическая проблема, имеет давнюю историю и более активно исследовалась в политической, культурной, экономической и др. направлениях деятельности. Вместе с тем, в педагогической деятельности, исходя из обобщения научно-исследовательского опыта, проблема профессионального имиджа, несмотря на ее возрастающую актуальность, еще недостаточно изучена. Причины, осложняющие научное познание профессионального имиджа в педагогической сфере достаточно различны, среди которых, в качестве первоочередной вступает неоднозначность подходов к пониманию сущности и разноплановой интерпретации изучаемого явления.
Проведенный нами анализ научной литературы, в рамках задач нашего исследования по изучаемой проблеме показывает, что на сегодняшний день наблюдается значительный рост исследовательского интереса к вопросам формирования и развития профессионального имиджа различных специалистов, среди которых особое место занимают современные педагогические кадры. Вместе с тем, несмотря на относительное обилие научных изысканий, данный термин трактуется неоднозначно, разнопланово, существует множество подходов раскрывающие его понимание. В связи с этим, в рамках настоящего исследования, полагается целесообразным рассмотреть более подробно сущность и понятие изучаемого явления.
Изучение состояния разработки в науке особенностей формирования имиджа и состояния их практического использования показывает назревшее противоречие между необходимостью теоретико-методологического осмысления сущности, природы и особенностей имиджа личности и уровнем его реализации в профессиональной педагогической деятельности. Указанное противоречие и вызвало необходимость исследования теоретико-методологических основ и особенностей формирования имиджа профессионально педагогического. Разрешение данного противоречия и недостаточная разработанность психолого-педагогической теории и практики развития имиджа педагога и определили выбор темы нашего исследования. Объектом нашего исследования является личность педагога в процессе развития профессионального имиджа. Предметом нашего исследования являются социально-психологические условия и сам процесс создания позитивного профессионального имиджа педагога. Целью исследования является изучение сущности и особенностей профессионального имиджа, как психолого-педагогическое явление, а так же разработка теоретических и научно-практических основ развития профессионального имиджа педагога и технологии его реализации в практической деятельности. Методы исследования. Для решения поставленных нами задач, в нашем исследовании мы предусматриваем использование анализа общепсихологической, социально-психологической, педагогической и философской литературы по данной проблеме исследования; методы экспериментального исследования, такие как: наблюдения, изучение и анализ документов, анкетирование, интервьюирование и ряд специфических методов, таких как: социометрия, экспертная оценка личности, рейтинг, шкалирование, ранжирование, самооценка, самоанализ, тестирование и т.д.; а так же методы статистической обработки и многие другие.
Результаты анализа литературы нам показывают, что одно из первых научное определение и обоснование сущности понятия имидж замечено преимущественно в трудах зарубежных психологов. В частности, Э. Бернейз под данным термином подразумевал процесс создания профессиональной репутации человека с целью его идентификации и привлечения необходимого внимания [14]. Исследователи Е.Г. Виноградова, М.В. Жижина и др., раскрывают профессиональный имидж, как совокупность представлений, знаний и предположений человека об объекте из его окружения [3, 6]. Согласно утверждениям В. Маценко, привлечение внимания к понятию профессиональный имидж в различных областях знаний обусловлено необходимостью выделения действенных механизмов влияния положительного образа субъекту деятельности с целью достижения успеха в условиях конкуренции. Кроме того, ученый констатирует, что существует предположение, что понятие имидж происходит из английского языка. Он передает как минимум, пять значений (образ, статуя/идол, метафора, икона, сходство). Но, учитывая факт существования этого термина еще в древние времена, невозможно с уверенностью утверждать, что имидж является производным от французского или английского языков, скорее всего, является заимствованным, как показывает трансформация его содержания годами и почти одновременно позднее появление в обоих этих языках [10].
В свою очередь, необходимо отметить, что природу имиджа в целом, его понятие и формирование в символах, образах групповых норм, были заложены еще в античные времена (Аристотель, Сенека, Сократ, Платон и др.), во времена Средневекового Востока (Аль Фароби, Ибн Сино, Аль Бируний, Алишера Навои, Джалаладдина Руми, Махмуда Замахшари и др.) и в эпоху Возрождения (Л. Валла, М. Финчио, Н. Макиавелли, Пикко делла Миладонна и др.). Они представлены в контексте вопросов взаимодействия души и тела, человека и общества, общения и нравственного самосовершенствования, красоты и гармонии. Именно в античной философии формируется представление о том, что познание каждой вещи начинается с внешнего вида, ведь, как правило, именно по внешнему виду начинается первичное описание чего-либо. Образ вещи (телесная оболочка), по мнению античных философов, не случайно, она (телесная оболочка) закодирована выражением его идеи. В древние времена имидж не только сформировался как социальный феномен, но и оказывался в двух формах: реальной, т.е. настоящий; фиктивной, т.е. искусственной.
Он представлял собой определенный элемент культуры, так как основывался на моральных качествах личности, был неотъемлемой частью национальных обрядов, отражал базовые общественные представления о том, как человек должен взаимодействовать с людьми, которые ее окружают. Уже тогда имидж был мощной силой, которая формировала поведение человека в различных ситуациях [7, 11].
По результатам проведенного исследования М.Б. Чумаков пришел к выводу, что теория и практика исследования имиджа, в том числе и профессионального, как правило, базируется на соответствующем опыте человечества, что в течение своей истории создавало различные имиджи и пользовалась ими. Обобщая в этом плане различные исследования, автор выделяет несколько хронологических периодов возникновения и развития данной проблемы: первый, донаучный период распределяет существующие исследования на прямые и косвенные. К прямым относятся спонтанные исследования древних философов, историков, теологов и других специалистов, которые решали задачи по выделению понятие имиджа тех или иных лидеров. Косвенные исследования более четко представлены в художественной литературе, при описании событий, связанных со сменой общественного, личного статуса. Среди них отдельные мысли в виде афоризмов и формы поведения, направленные на создание имиджа;
второй, научный период связан с четким определением системного подхода в познании имиджа, который в начале двадцатого века стал исследоваться учеными различных отраслей научных знаний [13].
Согласно утверждениям Л.О. Васильевой, первоначальное понятие профессиональный имидж преимущественно понималось в смысле внешнего проявления, т.е. одежды, внешности, манеры говорить. В такой интерпретации, на уровне внешних атрибутов, сущность этого понятия трактуется весьма поверхностно. Вплоть до середины девяностых годов прошлого тысячелетия относительно принятия и трактовки понятия имидж, в отечественной литературе проявили себя две основные тенденции. Первая из них указывала на активизацию национальных приоритетов социальной жизни, в связи с чем возникла проблема противостояния западным стандартам образа жизни и резкой критики заимствования и переноса других стандартов в национальные, что коснулось и феномена имидж. Другая тенденция, наоборот, указывала на все возрастающую восприимчивость в национальном информационном пространстве до пассивного, автоматического переноса и некритического использования целого ряда новых терминов и понятий иноязычного происхождения, что означали и в некоторой степени объясняли суть объективно существующих новых реалий сугубо отечественного происхождения, проявившие себя на стыке тысячелетий. Эти тенденции, породили противоречия: между требованиями обновления, творчества, инициативы, с одной стороны, и инерцией, бюрократизмом и консерватизмом взглядов на явления нашего общества, которые кардинально обновляются, переходят на условия функционирования в рамках новой - рыночной экономики - с другой. В связи с этим заимствование и распространение диапазона адекватного использования понятия имидж в отечественном обращении и литературных источниках было значительно затруднено [2].
С.М. Грачева отмечает, что довольно часто в трудах политического направления случается полное или частичное отождествление понятия имиджа, в том числе и профессионального с такими терминами, как мнение, авторитет, репутация и др. Анализируя соотношение понятий имидж и мнение, автор утверждает, что мнение приобретает целостной реализации собственного потенциала только с помощью перевода в языковой контекст. Имидж в этом аспекте не является зависимым от высказывания, определенных суждений, имея преимущественно характер представления, основанного на образе, следовательно, может существовать в психике человека только на основании ощущений. Таким образом, близким по значению к имиджу является термин авторитет. Иногда категории авторитет и имидж употребляются вместе, но в основном такое употребление вызвано не целью определения специфики каждой из двух социально-психологических реалий, обозначенных этими терминами, а необходимостью избежать тавтологии во время выражения мнения. В отличие от авторитета, имидж в своей основе имеет другие социально-психологические закономерности, которые не только основываются на непосредственном контакте с носителем, но и формируются с помощью, например, средств массовой информации, слухов. Важным условием формирования имиджа является оценка внешнего вида и проявлений личности. Разница между авторитетом и имиджем находится в плоскости культуры, где искусственные произведения доминируют над природными, знаково-символические системы - над их реальными прототипами. В свою очередь, характеризуя понятие репутация, исследователь отмечает, что их объединяет почти одинакова сущность, основу которой составляет дефиниция обоих понятий как общественного мнения. Таким образом, на основании анализа приведенных выше близких по значению слов можно утверждать, что понятие профессиональный имидж является специальным термином с собственной семантикой и характерными признаками, но полного его понимания можно достичь только с помощью детального изучения в контексте философских, психологических и других наук с последующим применением в конкретном практическом аспекте [5].
Интересно мнение, на наш взгляд ученого, по мнению которого, профессиональный имидж имеет многозначные трактовки. Из толкований этого понятия можно выделить своеобразные свойства, которые будут определять его как результат и идеальную форму отображения присущих объекту моральных и профессиональных качеств, психофизических особенностей в его собственном сознании и сознании окружающих. Имидж связан как с внешностью человека, так и внутренним содержанием, его черты соответствуют запросам общества. К имиджу относятся не только природные свойства человека, но и специально выработанные [9].
Ученые трактуют профессиональный имидж, как своеобразную программу социального поведения людей и их объединений. Она закреплена в символах и образах групповых нормах, ориентирует поведение субъекта на желаемое впечатление. Имидж функционально необходим в социальном взаимодействии и носит ролевой характер, а наличие у индивида множества ролей, в свою очередь предопределяет возможность и необходимость владения несколькими соответствующими имиджами [1].
Согласно позиции А.Н. Шевцовой, стремление приблизить Я-концепцию к Я идеальному служит универсальным мотивом для создания имиджа, как образа себя для других. Данный процесс может также происходить и ради прагматических целей, никак не связанных с мотивом реализации преимуществ в пользу своего Я. Впервые с этой проблемой сталкивается подросток, который заявляет о себе, как о самостоятельной единице общества. Затем, на пути самореализации, снова и снова решают эту проблему специалисты самых различных профессий. Автор отмечает, что у каждой личности может быть и, как правило, бывает несколько имиджей. Наибольшее количество имиджей встречается у людей, которые находятся в возрасте активной социализации, это примерно в 14-23 года, а также в возрасте, для которого обычно характерно особое разнообразие социальных связей, и соответственно выполнение социальных ролей, в возрасте 33-37 лет. При этом профессиональный имидж человека не изолированный и по своему символичному составу может частично сочетаться [15].
И.П. Шкуратова рассматривая понятие, профессиональный имидж отмечает, что в научной литературе, в ходе наиболее близкой трактовкой толкования данного понятия, акцент, как правило, делается на статусе образа личности и определяется, как:
совокупность представлений общества о том, каким должен быть тот или иной специалист в соответствии со своим профессиональным статусом;
стандартизированный стереотип, который имеет интенсивный эмоциональный, оценочный эффект, основанный на психологическом механизме персонификации;
стереотип, который определяет апробированные пути идентификации соответствующего объекта;
типаж, персонифицированный образ самой профессии, общий образ типичного профессионала [16].
Интересный подход профессионального имиджа выделяет М.К. Камышев с точки зрения конгруэнтности, которую рассматривает, как согласованность информации, одновременно передаваемой человеком вербальным и невербальным способом, а также непротиворечивость его речи, представлений, убеждений между собой и т.д. По мнению исследователя, конгруэнтный имидж как сложный многоплановый процесс постоянного подтверждения внутреннего самоощущения внешним восприятием образа личности другими, который сопровождается ощущением подлинности. Конгруэнтный имидж - это соответствие внутреннему опыту, самоощущению и внешним проявлением этого в поведении. Такой имидж всегда функциональный, то есть решает практические задачи, напрямую зависит от социума и социальных ожиданий. Его ядро составляет устойчивое образование, генезис которого тесно связан с социальной группой, ее социальным статусом, спецификой профессии. Такой имидж, в свою очередь, имеет относительно устойчивые компоненты, которые определяют его нейтрально выраженные качества (социальный и поведенческий уровне, его личностно-деловые качества) и двигательные (активные) компоненты[8].
В.В. Хороших рассматривая психологическую сущность профессионального имиджа раскрывает его как целенаправленно создаваемый особый образ-представление, которое с помощью ассоциаций наделяет соответствующего специалиста дополнительными ценностями и благодаря этому, способствует более эмоциональному его восприятию социальным окружением. Кроме того, по мнению автора имидж может отличаться как личным, так и сугубо профессиональным характером. Первый может не нести профессионального стереотипа и выражаться преимущественно в неформальной обстановке (в поведении с семьей, друзьями, коллегами и пр.). В свою очередь, второй, прежде всего, несет стереотипные нагрузки, соответствующий образ-представление и имеет требования определенной отрасли к его созданию. Также, имидж может быть управляемый и неуправляемый, что зависит от механизма его формирования [12].
Рассматривая проблему профессионального имиджа Г.П. Гaлинa отмечает, что обстоятельное исследование изучаемого феномена возможно лишь с точки зрения научного анализа, так как труды по различным отраслям знаний дополняют целостное представление о сущности, механизма создания и восприятия имиджа, его характеристики и предпосылки возникновения, ключевым среди которых, как правило, определяются:
имидж всегда социально обусловлен;
формирование определенного позитивного Я-образа является одним из самых ранних естественных социальных практик;
профессиональный имидж функционально необходим в социальном взаимодействии и обязательно должен иметь ролевой характер;
сознание является тем естественным монитором, на котором формируется профессиональный имидж;
профессиональный имидж возникает только тогда, когда субъект-прообраз имиджа становится публичным, т.е. субъекты его непосредственного или опосредованного восприятия;
профессиональный имидж характеризуется устойчивостью, ведь как созданный образ он способен существовать при отсутствии субъекта, являясь его прообразом;
профессиональный имидж влияет на поведение субъектов, его восприятие и одновременно зависимость от содержания социальных представлений и стереотипов всех субъектов взаимодействия;
профессиональный имидж гибкий и одновременно существует его относительная устойчивость как независимость от ситуативных обстоятельств;
профессиональный имидж возникает и функционирует в процессе интерсубъектного взаимодействия всех участников этого процесса [4].
Таким образом, исходя из вышеизложенного можно заключить, что на сегодняшний день, в условиях стремительного развития образовательной сферы, активизации конкурентной среды, все чаще в поле зрения ученых попадает проблема профессионального имиджа современного учителя. Данная тенденция в большей степени обусловлена стремительным ростом потребностей применения коммуникационного пространства, где происходит продвижение различных продуктов педагогической деятельности. Кроме того, актуализация исследования профессионального имиджа происходит вместе с познанием группового поведения, а возрастающая активность коммуникационных технологий способствует еще большему выделению проблемы по изучаемому явлению в отдельную науку со своей спецификой, теоретико-методологической базой, технологиями и техниками.
Опираясь на обобщенные подходы различных исследователей, с учетом цели и задач настоящего исследования, полагается целесообразным под профессиональным имиджем учителя понимать целостный, всегда социально обусловленный, относительно устойчивый эмоционально окрашенный образ-представление сложившиеся в сознании определенного социума, который обеспечивает достижение субъектом-прообразом профессионально-значимых целей, а также способствует и саморазвитию.
Список использованной литературы
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |