Libmonster ID: RU-8664
Автор(ы) публикации: А. В. ПАНКРАТОВ

Автор: Я думаю, вы обратили внимание на характер всех наших предыдущих бесед 1 : мы двигаемся последовательно, рассматривая шаг за шагом темы, которые приближают нас к формулировке нашей главной проблемы - новой научной парадигмы.

Философ: Странно, я понимал главную проблему иначе. Как создание формулы союза религии и науки.

Автор: Но согласитесь, что формула союза невозможна без создания новой научной парадигмы. Разве не так?

Ученый: Послушайте, я вообще не принимаю разговор о религии. Вы пригласили нас на разговор о движении.


1 См.: Философские исследования. 1998. N 2, 4; 1999, N 2, 4; 2002. N 1, 2.

стр. 127


Автор: Мы и подходим к этому. Наша последняя беседа была посвящена проблеме эволюции. Эта большая тема была нами разрешена только потому, что мы сумели определиться с постановкой вопроса. Помните, вопрос был поставлен очень конкретно - какова эволюция телеологических систем? Так и сегодня - нельзя обсуждать тему телеологии движения, не определив для себя постановку вопроса. Давайте четко определимся с задачей. И я предлагаю так подходить к определению задачи: прежде чем говорить о телеологическом понимании движения, давайте поймем сначала - в чем сущность научного понимания движения?

Философ: Но я хотел бы еще дальше отойти от темы и все-таки, хотя бы кратко, напомнить, как понимается движение в философском дискурсе. Движение, если очень коротко, это изменение материи вообще. Существуют формы движения материи, низшие и высшие, не буду их перечислять. Причиной движения материи являются противоречия. Все это слишком хорошо известно, чтобы об этом говорить.

Автор: Но я все-таки продолжу ваши слова: если движение понимать, как изменение материи, то можно сказать, что материя обладает способностью самодвижения, или так: материи свойственна самоорганизация. Самоорганизация - это уже научная терминология, более того, широко распространенная сегодня, например в синергетике. Вот мы от философского понимания возвратились к научному пониманию движения. Движение как самоорганизация материи. При всей сложности того, что такое самоорганизация, остается бесспорным одно - это движениематерии, самодвижение. Движения вне материи нет.

Тогда, если считать это правильным, то научное понимание движения формулируется в энергетическом дискурсе, в форме термодинамики - классической, с ее 2-м законом, или неклассической, термодинамики неравновесных систем. Для нашей задачи это различие не имеет значения. Важно одно - самоорганизация понимается в контексте энергетической парадигмы. Смысл энергетической парадигмы состоит в том, что движение необратимо, и необратимость (или направленность) передается энергетическими критериями: минимумом свободной энергии Гиббса  G<0 в одной ситуации и максимумом энтропии  S >0 в другой.

Ученый: Все это элементарная истина, я не понимаю, зачем мы об этом говорим.

Автор: Вот видите, понимание движения как самодвижения вам кажется элементарным. Но мы собственно и говорим о том, что все это далеко не так. Эта картина движения вовсе не является столь элементарной, как это считается. И неэлементарность состоит в том, что в термодинамике как классической, так и неклассической, снимается вопрос о причине. В чем причина 2-го закона термодинамики?

Ученый: Я вообще не понимаю, о чем вы говорите.

стр. 128


Автор: Я говорю о причине направленного движения. Или о причине самоорганизации. А не понимаете вы потому, что мыслите в энергетической парадигме. Движение- это общее свойство материи, почему мы ограничили понимание движения энергетической точкой зрения?

Ученый: А какой еще? Я, например, не знаю другой.

Автор: Прекрасно знаете. Механистическая парадигма, вы ее забыли?

Ученый: Не забыли, конечно, но пережили. Мы от нее ушли. Не вижу причин возвращаться в XVIII век.

Автор: Я и хочу показать, что причины есть. Вспомните историю науки: как примирить Карно и Джоуля?

Философ: Я тоже не знаю этого, что-то очень старое.

Автор: Вопрос состоит в том, что Джоуль подметил в известных работах Карно одну важную их особенность. Он сказал, что Карно, рассуждавший в терминах теплорода - механистической парадигмы, иначе он мыслить и не мог, не заметил одну проблему. Теплота переходит в работу, но это значит, что теплород исчезает. Теплота вращает колеса, создавая работу, точно так же, как вода крутит мельницу, но ведь вода при этом не исчезает. Теплота в терминах теплорода подобна воде, куда же исчезла теплота? Фактически это есть вопрос о причине перехода хаотического движения в направленное. В энергетической парадигме утверждается эквивалентность разных форм энергии, переход теплоты в работу есть свойство материи обладатьразными формами энергии, вопрос о причине перехода одной формы в другую не разрешается, а снимается. Но ведь сама по себе проблема причины от этого исчезает лишь в мышлении, но не в природе.

Философ: Вы хотите сказать, что ложная парадигма теплорода поставила правильную проблему причины перехода хаотического движения в направленное. Разве так может быть? Впрочем, в истории такое было, вспомним, например, об эпициклах Птелемея.

Автор: Давайте не будем отвлекаться. Я хочу лишь, чтобы, обсуждая проблему движения, мы не были связаны энергетической парадигмой.

Так, определив сущность научного понимания движения, мы подошли к нашей постановке вопроса. Вопрос ставится так: правильно ли понимание движения как самодвижения материи?

И чтобы это обсуждать, надо конкретизировать мысль: отойти от движения материи вообще и обратиться к движению в природе. Приведу несколько возражений против движения как самоорганизации (самодвижения) материи.

Первое. Вдумаемся в понятие самоорганизация. Понимание движения материи как самоорганизации означает сведение ее к некоей системе, которая сама себя организует. Мы с вами рассматривали этот вопрос еще в нашей первой беседе. Из 2-го закона термодинамики следует, что открытые и закрытые системы ведут себя по-разному. В открытых

стр. 129


системах, когда возможно действие внешних по отношению к системе сил, процесс стремится к минимуму энергии, т. е. к равновесию, условно скажем - к порядку; в закрытых системах, когда невозможно действие внешних сил и система развивается за счет собственных внутренних сил, т. е. буквально в случае самоорганизации, процесс идет к максимуму энтропии, к хаосу, к гибели. Отсюда следует, что никакой самоорганизации системы не существует. Внутри самой системы заложены лишь способности к несамоорганизации, к разрушению. Термин самоорганизация весьма неудачен, его надо понимать прямо наоборот, как несамоорганизация. Такие неудачные термины в науке встречаются, название не так существенно, но важно понимать подлинный смысл названия: самоорганизации не существует, т. е. нет движения природной системы в сторону организации (условно: порядка) за счет собственных внутренних сил системы, движение в сторону организации происходит за счет внешних сил универсума.

Второе возражение. Самоорганизация, представляющая собой движение, неизбежно рассматривается в энергетической парадигме. Энергетическая парадигма действительно распространена в науке как универсальная. Принято считать, что процессы в природе определяются изменением энергии. Это положение применимо, хотя и с большими оговорками, к направленным процессам. Но в природе протекают отнюдь не только направленные процессы. Широко распространены также циклические процессы. Вспомним глобальный биогеохимический цикл, природные циклы углерода, азота, серы, металлов, смену сезонов. Все это - основные явления природы, обеспечивающие жизнь на Земле. Можно определенно утверждать, что циклические процессы, а вовсе не направленные, представляют собой основной тип движения в природе. Как изменяется энергия в циклах? Цикл - это кругооборот вещества и энергии, все повторяется, не изменяясь. Энергетическая парадигма с ее критерием изменения энергии не применима к циклическому движению. Но тогда и понятие самоорганизации не применимо к циклическим процессам.

Третье возражение. Положение, что самоорганизация связана с изменением энергии, ведет к важному следствию. При самоорганизации происходит обесценивание энергии, что записывается в виде минимума функции Гиббса или максимума энтропии. Но тогда, раз так, движение неизбежно ведет мир к его гибели.

Философ: Вы говорите о тепловой смерти Клаузиуса, но эта старая мысль давно опровергнута.

Автор: Нет, я не говорю об этом. Я пропускаю известную проблематику максимума энтропии Клаузиуса и флуктуации Больцмана и сразу перехожу к современному пониманию темы нестабильности мира. Я имею в виду пригожинское понимание самоорганизации. Поскольку самоорганизация связана со стремлением к минимуму энергии, то не-

стр. 130


стабильность мира неизбежно отсюда вытекает. И тогда Пригожин приходит к заключению, что наш нестабильный мир существует лишь в силу наличия в природе случайности. Случайность каким-то образом сохраняет мир.

Ученый: Между пригожинской физикой и его же философией нет соответствия. Его знаменитый "порядок из хаоса" научно не обоснован.

Автор: Но я и обращаюсь к пригожинской физике, но не к его философии. Его нестабильный мир строго вытекает из стремления энергии к минимуму. Утверждается, что при достижении минимума энергии наступает равновесие, но что дальше? Как продолжать движение? Для этого необходима энергия. Случайность Пригожина, как и флуктуации Больцмана, возвращает миру энергию. Случайность необходима как компенсация потери энергии. Случайность определяет существование нашего мира: он существует все-таки, но - цитирую Пригожина: "он слишком хрупок и рискует снова обратиться в ничто" 2 . И, заметьте, это не экология, это онтология.

Философ: Но ведь мир-то все-таки уж никак не нестабилен. Он существует миллиарды лет. Какой же тогда вывод из всех ваших трех возражений против самоорганизации?

Автор: А вывод тот, объединяя все три возражения, что в идее самоорганизации материи скрывается какая-то ошибка. Даже если отбросить противоречивый термин "самоорганизация" и говорить о самодвижении, то и в этом понимании движения скрывается ошибка. А, следовательно, ошибка в понимании движения как изменения материи вообще. Что-то здесь не так.

Философ: Но вы понимаете, что вы подвергаете сомнению?! Фундамент философии! Так движение - это изменение материи или нет? Я не люблю прямолинейности, но тут и я воскликну: да или нет?!

Автор: Вспомните, как в предыдущей беседе вы сами определили сущность эволюции. Не в категории "или - или", а "и - и". Эволюция отражает и действующую и целевую причинности.

Философ: Я, кажется, начинаю вас понимать... Но обоснуйте эту вашу мысль.

Автор: Моя мысль состоит в том, что идея самоорганизации (или лучше, самодвижения) материи и соответственно идея движения как изменения материи не неправильна, но недостаточна. Только так нельзя понимать движение. Вспомните все три возражения, которые я приводил против самоорганизации материи. Самоорганизация не протекает только за счет внутренних сил материи. Самоорганизация не отражается только в дискурсе энергии. Самоорганизация неизбежно требует компенсирующего действия со стороны случайности, но такого действия


2 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. С. 386.

стр. 131


нет. Вывод отсюда один - движение нельзя понимать как самодвижение материи, это понимание должно быть дополнено. И это можно сделать.

В наших предыдущих беседах мы доказали онтологический статус целевой причинности и допустили наличие телеологического взаимодействия, - это фундамент нашей позиции, в этом состоит основа новой научной парадигмы, к которой мы стремимся. Вообще, введение целевой причинности многое изменяет в картине мира, изменяется и понимание движения. Если мы вводим целевую причинность, то мы имеем основание считать, что движение представляет собой изменение материи, происходящее как за счет внутренних сил материи, так и за счет внешних сил универсума.

Философ: Две формы движения?

Автор: Нет, никоим образом. Когда мы уйдем от этих форм движения? Но, действительно, двойственное понимание, или лучше - противоречивое понимание, соединение противоположностей. И вот тут полезно возвратиться к вопросу о примирении Карно и Джоуля, о той проблеме, которую, хотя и в ошибочных терминах, но правильно поставило механистическое мировоззрение - почему исчез теплород? Ответ дала классическая термодинамика. Потому что энергию надо понимать двойственно - как содержащую в себе две "составляющие" - "полезную" и "бесполезную". Конечно, надо пробиться сквозь условности языка: составляющие, полезная, бесполезная - все это хотелось бы сказать иначе, но других слов, кажется, нет, если не возвращаться к Аристотелю, к его энергии и энтелехии. Но я хочу остваться в рамках термодинамики. Тогда бесполезная часть энергии это энтропийная компонента, это TAS; полезная - это гиббсовская компонента (- G). В термодинамике записывается энергия (изменение энтальпии)  H = T S +  G. Энтропийная компонента это то, что присуще самодвижению, гиббсовская - то, что приходит от универсума, это направленная, телеологическая составляющая. Если гиббсовская, связанная с воздействием универсума, телеологична, то мы вправе эту компоненту движения соотносить с целевой причинностью (можно увидеть некую аналогию с аристотелевской энтелехией), тогда как энтропийную - с действующей причинностью. "Исчезает теплород" потому, что в движении материи была изначально заложена тенденция достижения цели. В этом состоит причина 2-го закона термодинамики. Понимание причинности, как и движения, также двойственно, в единстве действующей и целевой причинности, но этот вопрос требует отдельного рассмотрения.

Ученый: Может быть все и так, но вы прекрасно знаете, что мне не понятны эти общие рассуждения. Я как физик всегда требую примеров.

Автор: Я и хочу перейти теперь к примерам, к рассмотрению природных процессов. Итак, понимание движения должно отражать эту двойственность. В движении существуют как силы внутри природных

стр. 132


систем, так и внешние силы. Внутренние силы это, по-видимому, в основном энтропийное воздействие, оно описывается термодинамикой с ее энергетическими критериями. Внешние силы - это не воздействие окружающей среды на развивающийся объект, это действие универсума, понимаемое как явление целевой причинности, это область телеологии, развитие процессов направленно к предзаданной цели, к природным аттракторам. Примеры? Но их было уже очень много. Вспомните все, что мы говорили об эволюции, все многочисленные процессы, которые можно отнести к термину "эволюция", мы описали в этом двойном действии самодвижения и внешних телеологических сил универсума. Очень много примеров в наших статьях о природных аттракторах: линеаменты в геологии, циклические процессы в природе. Очень важно понимание циклических природных процессов. Понимание природных циклов достигается в терминах телеологии и невозможно в энергетических представлениях.

И наконец, очень важный пример - это все факты, связанные с проявлением случайности. В науке постоянно прибегают к идее случайности. Вопрос ставится так - раз направленные процессы представляют собой рассеяние энергии, то случайность неизбежна для компенсации потери энергии. Идея случайности абсолютно необходима в этой системе мышления. Идея случайности - очень странная идея. Мое решение очень простое - в дискурсе телеологии идея случайности вообще устраняется.

Философ: Вы знаете, это крайне интересно. Я подумал сейчас, не посвятить ли теме случайности нашу следующую беседу.

Ученый: Подводим итог?

Автор: Понимание движения состоит в том, что оно представляет собой изменение материи, протекающее в результате как собственного внутреннего, так и внешнего целеполагающего действия. Собственное внутреннее действие - это область действующей причинности, внешнее - целевой причинности. Движение дуалистично, оно отражает сочетание как действующей, так и целевой причинности. Движение становится не только свойством материи, но также и свойством Универсума в целом. Движение, представляющее собой самодвижение материи, как проявление только действующей причинности, следовательно, не существует. Самоорганизация поэтому отрицается.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ТЕЛЕОЛОГИЯ-ДВИЖЕНИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Iosif LesogradskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Lesogradski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. В. ПАНКРАТОВ, ТЕЛЕОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ТЕЛЕОЛОГИЯ-ДВИЖЕНИЯ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - А. В. ПАНКРАТОВ:

А. В. ПАНКРАТОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Iosif Lesogradski
Москва, Россия
737 просмотров рейтинг
09.09.2015 (3124 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ТЕЛЕОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android