Libmonster ID: RU-8756
Автор(ы) публикации: О. А. ЧУБИНИН

Размышление о целостности личности

Наш жизненный опыт и образовательный уровень не дают гармоничного представления о составляющих частях личности. Мы лучше понимаем, что такое тело и сознание и очень слабо то, что называем духом и душой, и это, несмотря на то, что эти категории давно известны. До недавнего времени особой необходимости постижения личной духовности и не было. Материализм в этом не нуждался. Казалось, будет материальное благополучие в государстве, а из него и духовность человека вырастет. Материальное "потребление" ставилось выше духовной "ценности". В результате сформировалось агрессивное общество потребителей, где каждый сам за себя, а государственный эгоизм как "ценность" охраняется законом. Почему так получилось? Чтобы ответить на этот вопрос, по-видимому, нужно переосмыслить проблему самого человека. Стоит обратить пристальное внимание теперь уже не на материальную, а на духовную половину человека. Смутность нашего представления о духе и душе и их соотношении с телом и сознанием нуждается в современном толковании. Есть все основания считать, что в нарушении гармонии человека причина людского разброда.

Переосмыслим категории "тело и сознание, дух и душа" в их связи, в единстве подхода. Но для этого мы не будем выжимать сущность из различных источников, традиционно погружаясь в критику и систематизацию толкований, как принято в конкретной науке. Используем феноменологический принцип работы. Начнём с другого конца. Не будем сомневаться в истинности духа и души, тела и сознания личности. Утверждение единства и рассмотрение сущности идеи начнем с признания исторического факта. Как никак этим понятиям уже тысячи лет. И если они устоялись, значит,

стр. 115


в них есть нечто, ещё не понятое современниками. Конкретизируем их по мере возможности, рассмотрим, в чем смысл каждого из них и как это единство функционирует. Поэтому все особенности интересующих нас категорий используем в ограниченном объеме, необходимом для получения их системного единства.

Понимание "одухотворённости" мысли и её "сердечности" не является с точки зрения современной ортодоксальной науки наукой. Не будем спорить, а воспользуемся этим. Ведь мы все равно будем жить: творить и переживать, не догадываясь, что делаем это не научно. Поэтому пусть это будет работа творческая, в которой идея превращается в истину художественным (умозрительным) образом, а не доказательным способом. У художника, как известно, реализованная в полотне истина не понимается , а переживается . То же самое и у философа, но истина изображается не в формах и красках, а в мыслях.

Разберемся с помощью философских рассуждений, здравого смысла, примеров из жизни и из народной мудрости, что такое тело и сознание, дух и душа. Разведем эти понятия по своим местам и уточним их смысл. После чего, вероятно, станут понятны истоки возникновения многих современных противоречий.

Тело

Существование "тела" человека определяется по внешним признакам и по тому, разворачиваются ли в телодвижениях инстинкты, осуществляется ли движение перемещения или внутреннего преобразования чего-либо. Даже когда человек спит, осуществляется инстинктивная работа тела. В свою очередь какое-либо движение возникает, если у человека есть соответствующее желание к его осуществлению. Если потребностей и телодвижений нет, то не существует и живого тела человека, а есть труп в состоянии разложения.

Инстинкты удовлетворения потребностей определяют работу внешних и внутренних органов тела, что выражается в изменениях положения тела, внутренних и внешних преобразованиях. Система органов оформлена внешностью организма. Внешность и инстинкты определяют тело - человека или животного. Это исходные и противоположные составляющие существования тела, его телесное существо.

Выразим типичное соотношение основных категорий смысловой формулой.

стр. 116


ТЕЛО (существование)

ВНЕШНОСТЬ

(орган, работа)

ИНСТИНКТ

(потребность, удовлетворение)

Словесная формула. Тело - это единство внешности и инстинктов (или: существование - это работа органов по удовлетворению потребностей).

Предметность существования тела человека слишком очевидна, чтобы углубляться в толкование его смысла, чего не скажешь о других составляющих человека. Тем не менее, следует обратить внимание на обязательность гармонии в соотношении слагающих частей. При дисгармонии вероятность выживания минимальна. Невозможность сделать необходимое в случае физического уродства, как и слабо выраженные инстинкты, приводят к проблемам существования. Так, в условиях отсутствия или избытка удовольствий исчезает стимул активизации жизни, теряется бдительность, лень шевельнуться - "ничего нет и не надо" или "по щучьему велению, по моему хотению" всё есть.

Сознание

В сознании "отражается" процесс существования человека. Все ощущения фиксируются и выражаются образным мышлением, эмоциями и/или описываются условным языком, знаками(кодируются). Эту часть отражения можно выразить одним термином - "образование". Имея множество образованных в сознании картин, мы вынуждены как-то их упорядочить, связать по смыслу, систематизировать. Такое можно осуществить, если образы или знаки обобщить (абстрагировать). Что и делаем. Этот регулярный процесс абстрагирования мы оформляем в условном виде какзнание . Знать - иметь описания, иметь сведения (сведённые образы).

В отличие от "существования тела" "отражение" статично и дискретно, поскольку отражает в форме, в застывших понятиях совершённое ранее действие. Сознание обусловлено, наведено потребностями тела. Оно фиксирует этап бытия и направлено из настоящего в прошлое. В отражении мы фиксируем только информацию, знание о процессах и объектах, не больше того. Это описание того, что происходило и стало, т.е. уже произошло. Перераба-

стр. 117


тывая в памяти полученную информацию, мы мысленно разделяем целостный процесс на составляющие. Происходит анализ события. Теперь можно передать эти знания другому.

В обучении ученик вначале узнает, запоминает информацию, получает образы, не рассуждая, для чего они, просто потому, что так хочет учитель. Поэтому обучение существует как процессобразования . А учитель расширяет кругозор, наполняет голову ученика знаниями, готовя его к следующему, качественно другому шагу, поскольку "знание - это только половина ума".

"Знать" - это еще не "понимать". Мысль древняя. "Много знать еще не означает много понимать" (Гераклит). "Понимание " в отличие от "знания" - это определение сущности. "Понимание" в процессе объяснения часто вслух или мысленно сопровождается возгласом и фразой: "А - а, так вот в чем смысл!". Что означает - смысл схвачен, сущность определилась. Этого и добивается учитель от ученика в обучении. Объясняя, он показывает путь мысленных рассуждений, чем укорачивает время соображения и добивается в итоге от ученика понимания. "Понимание" без "знания", без предварительного описания фактов невозможно. Понять, значит вскрыть противоречие и схватить смысл события. При этом, чем сложнее содержание понимаемых процессов, тем больше нужда в обобщении, в упрощении (в абстрагировании отражения). А чем выше уровень абстракции, тем сложнее организовано сознание человека.

Синтез "знания" и "понимания" - наш "разум" . "Образование" и "разум" - это необходимые составляющие для определения "сознания" как их синтеза. Необходимые, поскольку без "образования" невозможна фиксация фактов бытия, а без "разума", без понимания смысла происходящего дальнейшее его накопление становится бессмысленным.

Способность "отражать" в образах, кодировать "существование тела" в понятиях и сохранять отражение в памяти - это свойство сознания, эволюционное адаптационное средство организма. Смысл "сознания" в росте устойчивости существования организма за счет его точного приспособления к меняющимся условиям жизни. Благодаря "отражению" происходит совершенствование "существования тела". Органичность тела человека формируется сознанием. Поэтому "тело" и "сознание" можно считать объективными составляющими организма человека.

Смысловая формула сознания.

стр. 118


СОЗНАНИЕ (отражение)

ОБРАЗОВАНИЕ

(ощущения, образы)

РАЗУМ

(знание, понимание)

Словесное выражение. Сознание - это синтез образования и разума .

Если "образование" работает намного лучше, чем "разум", т. е. у человека образное мышление, то у него натура художника, лирика. Если лучше разум (рассуждение, абстрактное мышление), то этот человек по натуре больше аналитик. Такие люди нуждаются в гармонии и дополняют друг друга.

Материальность сознания - не открытие и за последние столетия вжилось в наше научное атеистическое мировоззрение. Это материалистическое толкование реальных процессов в известных понятиях и в пределах бытия и сознания. Сознание стало материальным в нашем представлении, при этом включило в себя и то, что религия называет духом и душой. Попали они в сознание закономерно, поскольку другого места для них не нашлось, а оно по материалистическим соображениям должно быть у всего, что существует . И если дух и душа есть, то место им только в сознании, в психике. Если нет, то это "чистой воды идеализм, религия и прочее мракобесие".

Да, всё, что связано с духом и душой, это основа религии, веры, но мракобесие ли это? Не отражается ли в этих понятиях субъективность человека?

Дух

Материализм не выходит за пределы бытия и сознания, считая дух и душу, как уже сказано, особенностями сознания, а их самостоятельность порождением идеализма. Естественно, в этих пределах утверждается первичность бытия и вторичность сознания. И это очевидно. Чтобы что-то отразить, надо, чтобы это существовало. Но мир богаче логики разума. А где бессилен разум, начинается вера. Посмотрим внимательней на содержание понятий.

Живой человек отличается поведением. Основывается оно, прежде всего, на объективном знании и понимании. Однако в его поведении обнаруживаются факты, выходящие за пределы теле-

стр. 119


сного бытия. Собственно это уже и не факты, а нечто, без чего невозможно само бытие. Оказывается, поведение человека невозможно без некоторых, внешне невидимых субъективных условий . Каждое даже самое малое действие требует ориентира в виде идеала и веры в его достижение. Без такой надежды все потуги теряют смысл и становятся случайными. Вера охватывает всё обучение человека, так как успешность образования основана, прежде всего, на вере учителю. Поскольку человек не в состоянии лично приобрести весь накопленный человечеством опыт, он верит через преподавание и книги даже в реальность, в истину, верит в знания, добытые другими людьми, во всё то, что по идее и сам бы мог проверить, но делать этого не будет. Если вдуматься, то любое действие содержит в себе веру в успех, в достижение цели, а если это маловероятно, то надежду на чудо. Без надежды на удачу нет уверенности в поведении.

Вера в идеал - важнейшее свойство активизации человечества. В идеал хочется верить. Достаточно появиться идеалу счастливой жизни (и уж тем более "научно обоснованному", такому, например, как коммунизм), как этот идеал сразу становится знаменем верящих в него. Такой идеал активизирует людей на подвиги. Вера в лучшую жизнь, в справедливость была формой всех социальных конфликтов, революций, восстаний, бунтов, в то время как содержанием были, конечно, экономические причины. Вера не исчезнет при любом уровне развития науки, поскольку находится за её пределами. Разум ищет истину в прошедших событиях, вера из этих истин творит идеальное будущее. Представленное в воображении некое будущее не существовало ранее. Его нельзя было узнать. Его еще нет. В него можно только верить , к нему можно только стремиться.

Вера по своей природе нацелена на будущее. Предполагаемая веро ятность будущего события - это "целеполагание", область веры. Цель ограничивает свободу действий. Работа, если не имеет цели, если не ограничена тем самым в свободе, неэффективна. Концентрация внимания и усилий на главном - условие решения всякой проблемы. В необходимости такого самоуправления причина появления воли, её смысл. Воля появляется как следствие веры в идеал, как инструмент его достижения. Известная всем решительность действия, внешне - сжатые кулаки, скрежет зубами, не сама воля, а внешние признаки волевого самоуправления поведением.

Воля, сила воли, концентрация внимания, самоограничение тела, по В. Далю, это "нравственная мощь". Это способность чело-

стр. 120


века выполнять необходимую работу в течение длительного времени. Почти что физика. Заметим, что и с материалистической точки зрения воля - специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности (Философский энциклопедический словарь, 1983). Без воображения цели, без концентрации сил достижение успеха маловероятно.

Таким образом, есть нечто очень важное, что участвует в психической работе, и что в целом мы называем "одухотворением". "Отражение" доставляет к осмыслению образы реального мира, а "воображение" фантазирует, сочиняет идеалы и вдохновляет волю на их достижение.

Идеалы, ценности в течение жизни меняются. Мы последовательно их достигаем. В отличие от образования (обучения поиска истины) приучение к выдуманным и принятым идеалам, к тому, что мы называем хорошо, а что плохо, даже силовое их насаждение, это процесс воспитания . В своём пределе "воспитать" значит сделать человека идеальным.

Одухотворение связывается с представлениями о духе. В предложенном понимании "воображение" воспроизводит (индуцирует) "вдохновение", которое утверждается в результатах творчества (идеях и творениях). Это содержание работы духа. Дух воспринимается как форма проявления этой работы. Мы верим в совершенство идеала (в могущество Бога, в Святой Дух, присутствующий всюду и всегда) и по вере своей с помощью воли добиваемся духовных высот.

В человеке духовное управление проявляется как ограничения произвольности, в детстве внешними силами, родителями (управление рядом с человеком, но не в нем). Эта внешняя сила организует действие тела, и по этой причине ребёнок может существовать без собственного управления. Например, если ограничение действия осуществляется со стороны (шлепок, тычок или невзгоды судьбы), то это не проявление собственного духа. Это воздействие фактора среды, управление извне. Оно необходимо при воспитании болевым действием воли в субъекте будущего самоуправления. Это временное замещение еще слабой воли, не обладающей должным опытом. Воображение идеала и необходимые запреты ради его осуществления формируются в виде способности самоуправления, что выражается возрастными различиями силы духа и степенью вдохновения. Человек, убеждённый в своих идеалах, как правило, имеет твёрдую волю и способность к управлению. Что и отмечает народная мудрость: "Не управишь собою, не управишь и другим".

стр. 121


При таком понимании соотношения сознания и воли снимаются противоречия теорий воли, утверждающих единственность одной из крайностей - либо воля вне сознания, либо внутри него. Ни вне, ни внутри. Вполне логично считать, что "воля" проявляется в пределах "духа", который в одном ранге с "сознанием". А сознание хоть и связано с духом, но не то же самое.

Из христианских заповедей вспоминается, что главное назначение духа (точнее, воли) -противостоять соблазнам, страстям, разврату, силам, которые рассеивают внимание, направленное на достижение благой цели. Но много ли внимания мы уделяем воспитанию воли в современной жизни? Если нет, тогда о нас другая мудрость: "Безвольным человеком управляют страсти".

Итак, сравним сухой остаток в работе сознания и духа.

Сознание отражает реальность. Дух воображает идеи.

Отражается прошлое. Воображается будущее.

Сознание постигает смысл события. Дух утверждает идеал и стремится к нему.

Сознание идеализирует бытие в образах. Дух материализует идеи.

Самостоятельность духовных свойств трудно воспринимается, что вполне понятно, поскольку сознание по определению отражает реальность , которую можно лицезреть, читать и даже пощупать, а идеалы, ограничения и цели только воображаются (информация о духовности не есть она сама). Из рассуждений следует, что сознание и дух относительно независимы и в одном ранге. Можно сознавать запрет, но не выполнять его, если "не хватает духа". Или благодаря воле сделать такое, что "уму непостижимо".

Таким образом, утверждается:

1. Дух не является следствием сознания.

2. Дух не сводим к бытию и сознанию.

3. Дух обязательное условие осуществления бытия тела и сознания.

4. Дух одухотворяет бытие и мысли.

Изначально дух существует вне объекта (как внешняя сила, закон), со временем овладевает им (сосуществуя в нём в виде воли как способность принятия и реализации решения), превращая тем самым объект в субъект.

В примере с обучением проявлению духа соответствуют действия учителя. Его действия не действия ученика. Они параллельны, поскольку учитель движется вместе с учеником, и перпендикулярны в виде наставлений в каждой точке познания ученика. Учи-

стр. 122


тель не тянет ученика за собой. Он объясняет, показывает ему дорогу к умению, находясь всегда рядом, оставляя за учеником право выбора. Подзатыльником, конечно, можно помочь в этом деле, привлечь внимание, но не научить. Ученик сам идет, осваивает чужие идеи, учебные действия по правилам. Усвоенные лично, правила или этические законы как абстрактно выраженные внешние ограничения поведения становятся волей человека, само ограничением в удовлетворении даже самых важных потребностей в пище, тепле, безопасности. Что закрепляется жизненным советом: "Не живи, как хочется, а живи, как надо".

Как видим, ограничения - это не только внешнее противодействие рассеянности (подзатыльником), но и самоограничение правилами жизни, соблюдение условий сосуществования . Это открытые ученику законы жизни, что будет, если.., что нельзя, что можно делать и как. Это воображение, что будет , если не убежишь (тебя уже не будет). Ужас - стресс, мобилизующий все резервы организма на возможное спасение. Это технология принятия волевого решения. При этом правила существуют как бы параллельно сознанию, хоть известны, но в то же время они не являются отражением и пониманием собственного опыта. Правила "живут" среди людей. Они пришли извне, из воображаемого мира сосуществования, вызваны общественной необходимостью и приняты на веру как некие идеальные сущности. С другой стороны, и осуществляются они человеком только в социальной среде и при волевом усилии.

С возрастом и по мере консолидации социума самоограничения ужесточаются и оформляются как степень духовности. Общественные ценности идеализируются и становятся личными. Стремление стать сильнее, умнее, важнее, лучше - движущие мотивы личного совершенства. Вырабатывается упорство в достижении цели, характер. Появляется авторитет. Все это результаты духовного воспитания личности. С ними усваивается главная наука - умение жить среди людей. Но без целевого общественного влияния это умение под вопросом. Сегодня воспитание отдано на откуп улице, случаю. Приоритетно образование, что не логично. Главное в жизни все же научиться жить , а не знать природу вещей. Мы же не клубы учёных в будущем хотим иметь, а мирное сосуществование людей. Всеобщее образование и тем более высшее без приложения к жизни, а лишь для эрудиции, это, конечно, хорошо, но это роскошь для небогатой страны. Необходимым условием общественной жизни является воспитание и профессиональное образование в той

стр. 123


С возрастом и по мере консолидации социума самоограничения ужесточаются и оформляются как степень духовности. Общественные ценности идеализируются и становятся личными. Стремление стать сильнее, умнее, важнее, лучше - движущие мотивы личного совершенства. Вырабатывается упорство в достижении цели, характер. Появляется авторитет. Все это результаты духовного воспитания личности. С ними усваивается главная наука - умение жить среди людей. Но без целевого общественного влияния это умение под вопросом. Сегодня воспитание отдано на откуп улице, случаю. Приоритетно образование, что не логично. Главное в жизни все же научиться жить , а не знать природу вещей. Мы же не клубы учёных в будущем хотим иметь, а мирное сосуществование людей. Всеобщее образование и тем более высшее без приложения к жизни, а лишь для эрудиции, это, конечно, хорошо, но это роскошь для небогатой страны. Необходимым условием общественной жизни является воспитание и профессиональное образование в той мере, в какой оно помогает жить, добывать средства к существованию.

Запишем смысловую формулу духа.

ДУХ (воображение)

ВОСПИТАНИЕ

(вера, идеал)

ВОЛЯ

(концентрация, внимание)

Дух - это синтез воспитания и воли. В гармонии этих составляющих - одухотворённость нормального человека.

Если воспитание отсутствует, воля явно преобладает, то этот человек опасен в своей непредсказуемости. У него нет яркого, однозначного идеала, но есть большая активность сделать что-то "выдающееся" для привлечения внимания к своей персоне, и без должных ограничений вполне возможно в его делах восторжествует злой дух. Если же воспитание выражено сильнее, чем воля, то человек романтик, излишне доверчивый. У безвольного к тому же и цели недосягаемы. Он неудачник.

Душа

Самое загадочное у человека - душа. Если с духом материализм боролся как с прогнившим идеализмом, то с душой сложней. Хоть материалисты и не верят в Бога, но скажите, кто хочет быть бездушным? Так просто это понятие не выкинешь из жизни. Мы все хотим иметь душу. Это то, что делает нас людьми, но не знаем, что это, где она у человека, откуда появилась и из чего состоит. Душу не подменить сознанием, что делает материализм. Мы не роботы, и разумное поведение не заменит наших переживаний . Душа никак не укладывается в прокрустово ложе "отражения сознания". Когда человек нарушает нравственную норму, "сердце ёкает, бьется неровно от испуга или сильного волнения" (В. Даль). В каждом человеке в этот момент просыпается страх или совесть. Можно сказать, совести столько в человеке, сколько раз ёкнет. В этой связи, в шутку или в правду, как хотите, есть предложение измерять совесть "ёками". Если "ёков" много - "Совесть без зубов, а загрызет". Причем "сердцу не прикажешь" не грызть. Получается, что "своя воля страшней неволи". Думаю, не стоит прятать голову в песок и уходить от субъективности в объективность. Быть может,

стр. 124


эта субъективность - самое дорогое человеческое приобретение в эволюции.

Поднять весь материал рассуждений о душе никому не под силу. Это вся художественная литература. Именно писатели считаются инженерами человеческих душ в таком понимании. В калейдоскопе образов все возможные душевные отношения. Есть кое-что о душе и у философов (начиная с Платона и Аристотеля), почти нет у психологов (за редким исключением). Понять это можно. Поскольку психология академическая наука. А она становилась, материализовалась в противоборстве с идеализмом, раскапывая объективность, закономерность, патологию психики, не замечая при этом душу.

Теперь попытаемся представить феномен души человека в соответствии с принятым в работе соотношением составляющих личности.

Душа отдает себе отчет о нравственности притязаний при утверждении духа. В отличие от решительности и твердости духовного управления, нацеленного на достижение успеха, душа оценивает доброту устремлений, их пользу для соплеменников. Действия, направленные на поддержание жизни, на повышение устойчивости рода расцениваются как добро, как хорошие. Действия, разрушающие условия существования, угрожающие жизни, воспринимаются как зло, как плохие. Без наличия души невозможно полноценное существование духа. Неспособность духа различать добро и зло без помощи души в конечном счете приведет к непроизвольному самоуничтожению тела. Душа направляет устремления духа только на добро. Она исключает произвол управления.

В индивидуальных душевных переживаниях выражается общественная оценка действиям человека. Как бестелесная идеальность душа обнаруживается, прежде всего, в работе совести. Совесть проявляется в представлениях о грехе и стыде. Совесть - внутренняя оценка, нравственная ответственность за свое поведение (В. Даль). Работа совести связана с добровольным признанием (стыд) нарушения нравственной нормы (грех) и следующим за этим искуплением греха добрым делом - очищение духа. По В. Далю,

стыд - осознание предосудительного, уничижение, самоосуждение, раскаянье и смиренье, внутренняя исповедь перед совестью. Стыд совести укор. Возмущение всяким нарушением непорочности, целомудрия и замыслов разврата. Это нравственное чувство свойственно только человеку, ни одно животное не показывает и следа его. (Замечание В. Даля в отношении животных спорно - Ч. О .) Стыду,

стр. 125


как и совести, противно нахальство, наглость, разврат, как позору, унижению противны почести, почет, честь (людская), слава и пр. По С. Ожегову, стыд, сильное смущение - осознание вины, греха, предосудительности поступка. Стыдить - вызывать раскаяние. Реализованная цель сравнивается с принятым эталоном нравственной чистоты, и в страданиях проявляется оценканеблаговидности духовного устремления.

В раздражении говорят о ком-то: "ни стыда, ни совести". Связь этих нравственных понятий очевидна и известна давно. "Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет". Более того, замечена связь души с духом через страх. Страх перед всепроникающей, всевидящей, все действующей (даже за пределами жизни) высшей силы. "В ком есть страх, в том есть и Бог. В ком есть Бог, в том есть и стыд". "Кто Бога не боится, тот и людей не стыдится". По наружным признакам проявления стыд обнаруживается простым способом. "Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет", причем не только покраснеть, со стыда можно и "сгореть". Что-то делать "не за страх, а за совесть" свойственно душевным людям.

Люди с совестью не рождаются. В безбожном мире такие люди реликт, исключение. "Моральный кодекс" дает знание правил, но не силу духа выполнять эти правила, не страдание души при их невыполнении. В этом просчёт материалистов. Нет веры, значит, нет страха, нет стыда, а потому и совести нет. Мир, в котором добро и зло перепутано, недолговечен. Сам понимать это начинаешь тогда, когда почти вся жизнь позади, а к этому времени "грешное тело и душу съело". Вообще-то такое изобилие поговорок и пословиц на эту тему говорит о пристальном (если не сказать центральном) внимании людей к этому свойству человеческой личности. Видно, много от души зависит.

Совесть появляется с верой в идеальное - дух и душу. Но если дух реализуется в силе воли, то душа - в работе совести. Если дух воспитывают, насаждают, то душу прививают, как к дичку породу. Нравственные нормы вынашивались веками, и существуют они в обществе, вне индивида . Их передача возможна только в процессе прививки, которое в русском языке хорошо выражается приставкой "со". Душа формируется в сочувствии к слабым и беззащитным, в соболезновании больным и ущербным, в сострадании чужим бедам, в сопереживании и помощи нуждающимся людям, что в конечном счете делает душу идеалом "Я" . Душа растет в страданиях. Нет страданий, нет и роста души.

Что ж получается, если пришла беда, то это к добру?!. Нет,

стр. 126


конечно, не всегда. Но все же стоит признать, что "во всяком худе не без добра", что "при худе худо, а без худа и вовсе худо". Всякая личная беда, как правило, есть следствие неблаговидности собственных устремлений духа. Именно поэтому можно сказать, что "беды мучат, да учат". В этом процессе проявляется не совесть, а воля, поскольку осуществляется управление поведением человека извне в ответ на его нерадивость. Это область духа. В этом случае в соотношении добра и зла есть незримая мера благополучия. Совсем другое дело, если человек узнает о трагедии или становится свидетелем случайной беды с другими людьми и вообще с живым существом. Лишь в подобной ситуации возникает возможность формирования сострадания в душе. И дело наставника не создавать страдания искусственно, а использовать каждую возможность, вызывая в молодой душе сострадание к ближнему.

Отношение души к духу аналогично отношению сознания к бытию. Это парные категории. Сознание отражает бытие в описании, осмысливает его, сохраняя в памяти. Душа оценивает духовное устремление и, обнаруживая грех в случае неблаговидности поступка, переживает содеянное, очищает дух в страданиях, следит за благородством, создает основу будущему духовному совершенству. Только оценив содеянное, отказавшись от заблуждений ради высших духовных ценностей и получив должную меру страданий за причиненное зло, человек поднимается на очередную ступень духовного совершенства.

Если ограничения (проявление духа) в виде отказа от какого-то соблазна, например, от славы, несущей почет, удовольствия и красивую жизнь, нужны для достижения высшей духовной цели, то поиск душевного равновесия между своим и общественным представлением о причине славы выражается страданием, переживание которого облагораживает дух. Общество видит причину успеха в человеке. А человек, при наличии совести, несмотря на общественное требование принять овации, ощущает , что его достижение - это проявление в нем божьего дара, а потому нет оснований для славы. Он лишь проводник высших сил. В человеке это чувство выражается как скромность.

В примере с обучением ученика душа проявляется через совесть как стыд (ощущение вины, греховности в самоуверенности, гордости, помысле славы), как страдания (в невозможности отказаться от славы успеха). Ведь с принятием похвалы молодой человек воодушевляется, укрепляет дух, что тоже нужно. Нащупать эту нравственную меру ему очень сложно. Удержаться от соблазна, проде-

стр. 127


монстрировать свое умение, похвалиться своим преимуществом, своей исключительностью, талантом, одаренностью вообще трудно, а в молодости почти невозможно, по причине еще слабого духа.

Безгрешных нет. "Без стыда лица не износишь". Страдания души, связанные с несоблюдением принятых норм общественной жизни, приводят к необходимости искупления грехов и очищению духа. Очищение духа - это доброе дело, наказание за соответствующий по значимости проступок, грех. В случае стремления ученика к демонстрации, к похвале, к славе очищение духа происходит в еще большем труде, что в результате ведет к развитию таланта. Если же в тело пробралась лень, апатия, уныние, то верующему достаточна молитва. Она очистит и укрепит дух, вселит уверенность в успехе предстоящего дела. Тем, кто не верит в пользу молитвы, стоит обратить внимание на то, что в психологии ученые нашли этому близкое выражение в виде нейролингвистического программирования и пришли к выводу об эффективности психотехнологии в укреплении силы воли.

Является ли душа частью сознания, ведь говорим же "осознал", "признал", в смысле "почувствовал" вину? Вопрос не простой. Если оставаться на принятом вначале определении сознания как отражении реальности, то о какой реальности можно говорить в случае сопереживания чужому горю. Ведь тело не испытывает беды. Беда вне тела. Можно пройти и не обратить внимания на чужую беду, что в безбожном мире сплошь и рядом. Многие ли из нас помогут нуждающемуся. И наоборот, не пройдут мимо, а соберутся, как на зрелище. Обратите внимание, как много любопытствующих около автотрагедии или любой другой. Это знак, предвестник беды, душевной болезни общества! Тех, кто отдаёт кровь после трагедии, намного меньше тех, кто смотрит на неё со страстью. Если же принять, что сознание отражает не только реальность, но и свойства идеальности духа (воли) и души (совести), сразу же возникнут трудности в понимании процессов управления поведением со стороны (шлепки) и переживания вне разума - покраснение, сердце ёкает и т.д. В процессах переживания главное не описание, не понимание, что отличает рациональное сознание, а чувства , которые могут быть вызваны и гормональными процессами, т.е. они более глубоко сидят в человеке, они в подсознании.

Высшее состояние нравственности - это сочувствие, сострадание чужой беде и благодарность любому человеку просто за то, что он есть. Это состояние известно как любовь в самом широком смысле. В русском языке нет специфических понятий различным видам

стр. 128


любви. Поэтому приходится в каждом случае давать пояснения. Но и любовь к детям, родителям, другу, подруге это тоже благодарение, жертва себя. Это не просто "хочу и поэтому люблю". Это состояние, когда "не могу жить без тебя!". Это всепрощающая любовь Христа, Спасителя человеческих душ. Единство совести и любви составляет душу человека.

Смысловая формула (работы) души.

ДУША (переживание)

СОВЕСТЬ очищение

(стыд, покаяние)

ЛЮБОВЬ жертва

(сочувствие, благодарение)

Душа - это совестливая любовь. А одушевление - это очищение жертвой (принесение себя в жертву). Когда гармония нарушена, например, мало совести (бессовестная любовь), то человек - ревнивец, нахал, наглец, подлец. Если мало любви (совесть без любви), то человек безжалостен, жесток к себе и другим. В обоих случаях он малодушен.

"Дух" и "душа" - это идеальное в человеке, его духовность. Они составляют сущность личности . Они не сводимы к представлениям о "теле" и "сознании" и раскрываются в воображении и переживании. Миротворящая роль духа и души в жизни человека таковы, что если бы их не было, их надо было бы выдумать и обосновать, что, собственно и произошло в истории человечества, когда проблема "общего жития" стала критической. Когда объединение больших групп людей уже не могло быть на основе язычества. Единственный способ сохраниться социальной целостностью - это всем жить по нравственным нормам. Языческая вера в добрых и злых духов, богов консолидируется по образу и подобию социальной структуры в единую упорядоченную пирамиду совершенства, на вершине которой человекоподобный Бог. А проводники единобожия явились из общественных глубин там и тогда, где и когда потребовалось изменение веры. Пророк Заратустра (зороастризм). Основатели Авраам и Моисей (иудейство). Просветленный Будда (буддизм). Пророк Мухаммад (ислам). Спаситель Христос (христианство). "Я свет миру; кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (слова Иисуса в Евангелии от Иоанна 8.12).

Можно утверждать, что все религии основаны на идеале чело-

стр. 129


века, ставят его выше человека и обожествляют идеал каждая по-своему. А при разделении идеала на "дух" и "душу", на идеал "вне" (Бог) и идеал "внутри" себя (душа) создаётся полная гармония отношений человека в мире и с собой. В этом смысл религии.

В подобном виде в человеке проявляется мировая закономерность отношения идеального и материального. Поскольку одно без другого невозможно, вопрос о первичности материального или идеального в таком мировоззрении теряет смысл.

Односторонность мировоззрения человека в период атеизма стимулировала развитие естествознания, но в наше время такая узость ослабляет авторитет науки. В то же время, только полностью отказавшись от духа и души в атеизме, развалив воочию духовное единство в обществе, потеряв в рационализме представления о совести, мы выстрадали их необходимость в личности и в обществе в целом.

Подведем итоги .

Сведем в систему и свяжем по смыслу рассыпанные по тексту развернутые абстрактные понятия о человеке

Человек - синтез материального и идеального, объективного и субъективного, органичности и духовности. Это - представление о человеке в самых общих категориях. Более конкретно можно обрисовать человека в проблемах, которые он вынужден решать в течение жизни телом, сознанием, духом и душой, делая соответственно выбор между тем, что трудно - легко, умно - глупо, хочу - должен, хорошо - плохо.

ЧЕЛОВЕК

ОБЪЕКТИВНОЕ (организм)

СУБЪЕКТИВНОЕ (характер)

ТЕЛО

СОЗНАНИЕ отражение

ДУХ воображение

ДУША переживание

ВНЕШНОСТЬ

ИНСТИНКТ

ОБРАЗОВАНИЕ

РАЗУМ

ВОСПИТАНИЕ

ВОЛЯ

СОВЕСТЬ

ЛЮБОВЬ

Орган

Функция органа

Потребность

Удовлетворение

Ощущение

Образ

Знание

Понимание

Вера

Идеал

Концентрация

Внимание

Стыд

Покаяние

Сочувствие

Благодарение

стр. 130


Получается, что левая часть системы - это те свойства человека, которые от него требует природа. Правая часть - те свойства, которые от него требует жизнь в обществе.

Можно спорить о терминах и их расположении, но трудно не признать, что существует, пусть даже интуитивно ощущаемая, строгая иерархическая взаимозависимость между свойствами человека, некая объективная закономерность. Выражаясь сухо и строго, субъективность индивида стала объективным законом в обществе, в системе высшего порядка. Категории определения системы: "целое", "противоположности", "соподчинение", "соразмерность" (см. статью в сборнике "Система, что это и зачем") нашли своё выражение во вполне человеческих понятиях:

Человек в течение жизни должен:

1. быть (бытие определяет, фиксирует целостность);

2. сознательным (сознание разделяет мир на внешний и внутренний);

3. одухотворенным (воспитание и воля создают порядок вокруг);

4. одушевленным (переживание восстанавливает симметрию внешнего и внутреннего мира, создают покой в душе и единство в обществе).

Отсюда смысл жизни человека в идеализации (в одухотворении, в одушевлении) себя и окружающего мира. А идеализированный внутренний и внешний мир наполняет смыслом и материализует жизнь человека. Творя добро, человек приближает идеал мироустройства. Творя зло, разрушает идеал и свое существование.

И в заключение... парадокс души.

Чтобы человек стал Человеком с большой буквы, личностью, попробуйте пожелать любимому вместо традиционного счастья больше страданий. Ведь все хотят быть душевными, но величие души растёт в страданиях и как их пожелать? Язык не поворачивается...


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ТЕЛО-И-СОЗНАНИЕ-ДУХ-И-ДУША

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Polina YagodaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Yagoda

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

О. А. ЧУБИНИН, ТЕЛО И СОЗНАНИЕ, ДУХ И ДУША // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ТЕЛО-И-СОЗНАНИЕ-ДУХ-И-ДУША (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - О. А. ЧУБИНИН:

О. А. ЧУБИНИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Polina Yagoda
Kaliningrad, Россия
4282 просмотров рейтинг
10.09.2015 (3122 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
24 часов(а) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев
ПРОБЛЕМЫ ИНДИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ
Каталог: Экономика 
10 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ТЕЛО И СОЗНАНИЕ, ДУХ И ДУША
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android