Libmonster ID: RU-9110
Автор(ы) публикации: З. У. Цораев

ТИПОЛОГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОДОВ*

В последнее время возрос интерес к проблематике социокультурного кода, которая рассматривается, как правило, в мифоэпической ретроспективе1. Социокультурный код, как атрибут любой культуры, вписывает её в контекст бытия природы и социума, перерабатывает и хранит накопленный человечеством опыт и является в целом отличительным признаком вида homo sapiens.

Особую актуальность проблематика социокультурного кода приобретает в современном мире, когда происходит смешение различных культурных традиций, этнических и гражданских, цивилизационных и глобальных ценностей. В этих условиях философский анализ призван выявить скрытые от непосредственного наблюдения культурные феномены, разнесённые в пространстве и времени, и восстановить глубинные смысловые связи, существующие между ними. Детальная разработка отдельных кодов диктует необходимость и формулировки оснований их типологии. Сформулировав такие основания, можно было бы более строго определять иерархию кодов и соответственно распознавать истоки и особенности их формирования.

Рамки настоящей статьи не позволяют всесторонне рассмотреть указанную проблему, поэтому мы постараемся наметить лишь общие контуры типологии социокультурных кодов на примере скифской модели мира.


* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно исследовательского проекта РГНФ "Эволюция мировоззренческих структур" (на материалах Нартского эпоса), проект N 09 - 03 - 37314а/Ю.

1 См.: Михайлин В. Ю. Золотое лекало судьбы: пектораль из Толстой Могилы и проблема интерпретации скифского звериного стиля // Власть. Судьба. Интерпретация культурных кодов. Саратов, 2003; Раевский Д. С. Модель мира скифской культуры. М., 1985.

стр. 76

С общетеоретической точки зрения анализ скифской культуры имеет большое значение, так как она играла особую роль в формировании духовного пространства Евразии, а её следы и сегодня исследователи находят в традициях и обычаях народов, населяющих этот континент. Некоторые события скифской истории будоражат умы не одного поколения учёных, стремящихся детально проанализировать духовные основания этой культуры2.

Структура скифского общества складывалась под непосредственным воздействием мифических представлений. Мифологи, анализирующие содержание и смысл легенды о происхождении скифов, воспроизведённой Геродотом3, часто обращают внимание на этиологическую функцию мифа, оставляя в стороне вопрос о реальных предпосылках и последствиях его возникновения, его роли в организации социума.4 Очевидно, что за приведённой Геродотом легендой кроются какие-то важные для скифского социума события, определившие его историческую судьбу. Мифоэпическое сознание зафиксировало эти сложные исторические зигзаги, различные этапы формирования природного и социального Космоса в актуальной событийно-схематической последовательности.

В легенде о происхождении скифов исследователи, как правило, выделяют два события. Первое из них связано с происхождением трёх страт: жрецов, воинов и производителей материальных благ. Второе - с политогенезом, с происхождением института царской власти. Не следует забывать, что здесь имеет место ещё одно событие - происхождение родоначальника скифов Таргитая. Таким образом, по числу событий (3) мы имеем полную картину проявления троичности - важнейшего принципа скифского мира. Этим принципом изначально задаётся мировоззренческое основание для осмысления внешнего мира природы, мира общения племён и социальных групп, а также внутреннего мира человека. Мифическое сознание скифов производит и осмысливает трёхчленное деление общества, осознаёт его предназначение и связь с общей структурой космоса, с функциями человеческого тела. Впервые на это обратил внимание французский исследователь Ж. Дюмезиль. В мифологии скифов, как и в Нартском эпосе, он обнаружил черты троичной


2 См.: Бессонова С. С. Религиозные представления скифов. Киев 1983; Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990; Раевский Д. С. Модель мира скифской культуры. М., 1985.

3 Геродот. История в девяти книгах (IV, 5 - 7).

4 Бессонова С. С. Религиозные представления скифов. С. 13.

стр. 77

идеологии. Размышляя о смысле легенды Ж. Дюмезиль писал: "...Две триады братьев в двух следующих одно за другим поколениях не могут дублировать друг друга ...Первое поколение - а именно сыновья Таргитая, которое появляется лишь в связи с трифункциональными предметами, упавшими с неба, представляет прототипы (предков, выражаясь языком легенд) носителей трёх функций в жизни каждого скифского общества ...второе поколение - сыновья Колаксаиса, которые не имеют отношения к предметам, но получают царства: один как сюзерен, другие как вассалы, - оправдывает территориальное деление Скифии на три части"5.

Комплекс золотых предметов, хранимых правителями скифов, символизирует, по мнению Ж. Дюмезиля, трифункциональное мышление индоиранцев: "Чаша - орудие культа и празднеств, секира - оружие, плуг и ярмо напоминают о земледелии ..."6. Эта идеальная модель регулировала реальные социальные отношения в скифском обществе. Правда, к тому времени, когда Геродот зафиксировал эту легенду, она действительно могла быть только воспоминанием о делении общества, существовавшего тысячелетием раньше.

Практически все исследователи отмечают сходство скифского и иранского мифологического сюжетов (что подчёркивает его древность), где говорится о том, что Ахура-Мазда передал Йиме, первому обоготворённому человеку, царю золотого века, магические золотые предметы, которые тот использовал для расширения границ земли7. Колаксаис, получивший священные золотые дары с неба, как и Йима, становится владельцем фарна, небесной благодати, составляющей основу царского могущества. Скифские роды, указанные Геродотом, - это социальные группы, а трифункциональная структура - это архетип социальной модели, которая воспроизводится в различных исторических условиях у арийских народов. В мифе о сыновьях Колаксаиса отражен факт возникновения царских династий и административно-территориального деления скифских просторов. Две триады братьев, делает вывод Ж. Дюмезиль, играют неодинаковые роли: "...Раз первая триада, и только она, недвусмысленно приведена в контакт с набором функциональных предметов, а вторая триада, и только она, имеет


5 Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990. С. 138.

6 Там же. С. 133.

7 См.: Видевдат // Авеста в русских переводах. Изд. 2-е, испр. СПб., 1998. П. С. 6 - 11.

стр. 78

отношение к географическому распределению земель, значит, первые определяются функциями, вторые - территориями"8. Таким образом, эта мифическая конструкция определяла сословное и административное устройство общества.

Постепенно у исследователей складывалось представление о духовном ядре мировоззрения скифов, а вместе с этим формировалась идеальная модель скифского общества, в основе которого была троичная структура: жрецы, воины и производители материальных благ. Жреческая, военная и хозяйственная функции на протяжении тысячелетий развивались и совершенствовались, но не утрачивали при этом своей изначальной специфики. Сформировавшаяся мифорелигиозная система представляла собой реальный стержень этнической культуры, её особый социокультурный код, распределённый во множестве других кодов.

Перед историками культуры возникла задача выделения разнообразных кодовых структур и определения их места в реконструируемой модели скифского общества. Например, Д. С. Раевский писал: "Наряду с персонификационным кодом, реализуемым в сюжетных мифах, представлены такие коды, как пространственный (топографический), космический, социальный, а также вещный (предметный)..."9. Выделение трёх событий в целостной мифологической системе позволило Д. С. Раевскому определить три главных кода: космогонический, антропогонический и социогонический. Космогонический код несёт информацию о происхождении и взаимоотношениях Папая, Таргитая и Апи; антропогонический - о происхождении трёх братьев - Липоксаиса, Арпоксаиса и Колаксаиса, как основоположников трёх родов, племён и социогонический код - о происхождении функциональных сословий: царского (жреческого) - паралаты, военного - авхаты, хозяйственного (земледельцы и скотоводы) - катиары и траспии. При этом важно было ответить на вопрос: как эти коды соотносятся между собой и какой из них является определяющим? Д. С. Раевский отмечал: "По содержанию и функционально скифская генеалогическая легенда с полным основанием может быть трактована как космогонический миф (во всей полноте этого понятия, с включением в него мотивов антропо - и социогенеза)"10. Как видим, он поставил в качестве определяющих космогонические мотивы.


8 Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. С. 139.

9 Раевский Д. С. Модель мира скифской культуры. С. 27.

10 Там же. С. 48.

стр. 79

Однако следует отметить, что здесь события космогонического, антропогонического и социогонического характера получают свою значимость с точки зрения общегенетического подхода, так как во всех трёх моделях речь идёт о происхождении мира, человека или общества. В этом смысле генетический код представляет собой концептуальную основу для осмысления последовательной цепочки событий, идущей к началу мироздания, от настоящего к прошлому. Если рассматривать скифскую модель как целостную идеологическую систему, то вряд ли её можно охарактеризовать исключительно как космогонический проект, по крайней мере, на момент фиксации последовательной триады событий. На наш взгляд, космогонические, антропогонические и социогонические мотивы реализуют прежде всего общий генетический код, который конкретизируется в каждую эпоху в зависимости от господствующих интересов этнических и социальных групп. В свою очередь, генетический код является одним из типов социокультурного кода, представляющего собой универсальную форму упорядочения социальной реальности. К середине I тыс. до н.э. генетическая мотивация проявилась в качестве социогонического кода, который стал определяющим и структурообразующим принципом, включившим в себя космохонические и антропогонические мотивы, принципом, регулирующим взаимодействие между этносами и группами и упорядочивающим иерархические отношения в целостном бытии социума.

Все коды скифской модели мира строятся в соответствии с принципом трифункциональности или тричастности, а трифункциональная структура распределяется по значимости и встроенности в космическую вертикаль в соответствии с её дроблением на верхний, средний и нижний уровни. Однажды познанная трёхмерная структура космоса обнаруживается повсюду. Глубинная семантика и структурная характеристика мифоэпической системы сказываются не только на представлениях о потусторонних и посюсторонних силах и энергиях, но и на организации социума, на содержании традиций и обычаев. Древнейшим ядром скифской легенды является миф о божественном происхождении героев. Любые социальные события с этой точки зрения получают мифоэпическую семантику и трансформируются в обобщённую картину прошлого, в которой они сплющиваются в единый мифологический образ.

Становление скифского этноса, захватившее жизнь десятков поколений в условиях господства мифосознания, осмысливалось и структурировалось в соответствии с новыми идеологическими

стр. 80

потребностями возникающих сословий и династий. Для скифов, как, впрочем, и для всех иранцев, была характерна теократическая идея: царь - центр Вселенной, внутренне связанный с Востоком, с восходом Солнца и лишь после этого со всеми сторонами света. Он соединял в себе трёхмерное пространство мира и царствовал во вверенных ему владениях. В одном правителе персонифицировались все социально значимые функции и социальные страты, а он сам наделялся сверхчеловеческими качествами и становился живым богом. Обоснование единства происхождения всех скифов и божественной природы царской власти придало мифу черты развитой идеологической модели.

Всё вышесказанное позволяет заключить, что с методологических позиций в исследовании различных кодов культуры было бы правильно отталкиваться от общетеоретического понятия социокультурного кода, которое может служить основой для определения различных таксономических уровней. В первую очередь, опираясь на пространственно-временное основание, необходимо выделить генетические, функциональные и эсхатологические коды, определяющие происхождение и динамику социума в соответствующих проекциях: вертикальной, горизонтальной и трансцендентной. Понятно, что в сложном и динамичном социуме все указанные типы кодов находятся в неоднозначной и противоречивой взаимосвязи: взять тот же трифункциональный код, который может в одном социокультурном контексте проявляться как генетический, а в другом - как функциональный. В конечном счёте, только практические цели и необходимость организации дифференцирующегося социума обусловливают генеалогическую схему, соединяющую настоящее бытие с мифическим временем, с истоками и перспективами бытия человека. Даже сегодня актуальные проблемы по сакрализации возникающих социально-политических структур и институтов нередко решаются с помощью различных типов социокультурных кодов, уходящих своими корнями иногда и в архаику. Это придаёт существующим учреждениям, нормам, обычаям некую фундаментальность и укоренённость в бытии всеобщего, в целостности космоса.

Резюмируя всё сказанное о соотношении различных кодов и об основании их типологии можно отметить:

1. Понятие социокультурного кода имеет важное методологическое значение, так как оно является концептуальной основой для выделения трёх типов кодов - генетических, функциональных и эсхатологических.

стр. 81

2. Различные коды функционируют в исторически обусловленных иерархических отношениях, что предполагает выделение доминирующих на данном этапе развития кодов.

3. Необходим тщательный анализ генетических, функциональных и эсхатологических кодов, включающих в себя порядок возникновения, жизнедеятельности и предназначения индивида и социума.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ТИПОЛОГИЯ-СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ-КОДОВ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Galina SivkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sivko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

З. У. Цораев, ТИПОЛОГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОДОВ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ТИПОЛОГИЯ-СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ-КОДОВ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - З. У. Цораев:

З. У. Цораев → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Galina Sivko
Краснодар, Россия
3516 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3118 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
22 часов(а) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев
ПРОБЛЕМЫ ИНДИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ
Каталог: Экономика 
10 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ТИПОЛОГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОДОВ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android