Libmonster ID: RU-8853
Автор(ы) публикации: Б. КАФЕНГАУЗ

Происхождение текстов. Изд. АН СССР. М. и Л. 1941. 254 стр. 14 руб.

Труд проф. М. Н. Тихомирова посвящен изучению важнейших проблем, связанных с Русской Правдой, - именно происхождению текстов и возникновению основных редакций этого памятника. В советской литературе впервые даётся столь капитальное, подробное и тщательное исследование, где по-новому, на высоком научном уровне освещаются основные вопросы изучения Русской Правды. Выводы, к которым приходит в своём труде М. Н. Тихомиров, будут, несомненно, иметь большое значение в нашей науке.

Имеющаяся обширная литература о происхождении Русской Правды справедливо не удовлетворяет М. Н. Тихомирова. С наибольшей полнотой была изучена до сих пор Краткая Правда, но большие разногласия среди учёных вызывает более поздняя и более подробная Пространная Правда: до сих пор исследователи не пришли к устойчивым выводам о времени, причинах и обстоятельствах её возникновения.

Автор различает три редакции памятника - не только Краткую и Пространную Правду, но наряду с ней выделяет Сокращённую редакцию. В этом заключается одна из важных и оригинальных сторон труда М. Н. Тихомирова, так как ни Н. В. Калачов в своей знаменитой работе о Русской Правде, ни другие исследователи не останавливались с таким вниманием на Сокращённой редакций, которая обычно рассматривается лишь как позднейшая перещелка или выдержка из нашего памятника, сделанная в XVII столетии.

Краткую редакцию Русской Правды М. Н. Тихомиров делит на три части, видя в них три основных её источника: первые 17 старей, или Древнейшая Правда, затем последующая часть, начинающаяся особым заголовком о составлении её на съезде сыновей Ярослава и их мужей, и, наконец; третья часть, или "поход вирный", говорящая о доходах сборщиков штрафов, или вир. Автор весьма убедительно показывает лингвистические особенности каждой части, не встречается в аналогичных случаях во второй и т. п.

Автор подвергает подробному анализу Древнейшую Правду, или первые 17 статей Краткой редакции. Новыми наблюдениями он подтверждает уже высказанный до него взгляд о новгородском происхождении этой части Правды, указывая на обилие чисто новгородских терминов, как "видок" вместо "послух", "поручник" (поручитель), "извод", "мьзда", "сбор" (в смысле денег), "мир" и т. д. В этой связи автором произведено интересное сближение Древнейшей Правды с договором Новгорода с немцами 1195 года. Также весьма ценным следует признать" подтверждение заимствования в Древнейшей Правде из "Закона судного людям", памятника, возникшего в Болгарии в X веке. Автор приводит по неизвестной прежде рукописи интересное поучение, приписываемое Василию Великому, но, несомненно, новгородского происхождения, в котором содержится изложение ряда положений "Закона судного людям". Это наблюдение позволяет утверждать о распространении этого болгарского памятника на Руси, особенно в Новгороде. Сопоставление всех относящихся сюда данных позволяет М. Н. Тихомирову высказать предположение, что Древнейшая Правда возникла в среде духовенства скорее всего в 1036 г., при новгородском епископе Луке Жидяте. Она представляет собой запись обычного права Новгородской Руси с некоторыми дополнениями и "Закона судного людям", Древнейшая Правда не является однородным памятником, первые статьи её могут быть признаны более древними и отнесены к 1016 г., к летописному рассказу о восстании новгородцев против варягов, а вторая часть - к 1036 г., когда она сложилась как особый, более или менее цельный памятник. М. Н. Тихомиров по-новому подтверждает на обильном и в значительной части впервые привлечённом материале вывод, сделанный ещё Н. И. Стратоновым, который считал, что Краткая Правда впервые составлена в 1016 г. я дополнена в 1035 - 1036 годах.

Но особенно интересно и свежо трактует М. Н. Тихомиров вопрос о возникновении второй части Краткой редакции, или Правды Ярославичей. В заголовке к ней говорится, что она составлена на съезде сыновей Ярослава. Автор считает возмож-


Книга проф. М. Н. Тихомирова была издана Академией наук в Ленинграде накануне Великой отечественной войны. В связи с блокадой Ленинграда эта работа только недавно стала достоянием широкой научной общественности.

стр. 83

ным связать её составление со съездом Ярославичей в 1072 г., происходившем, согласно летописи, в Вышгороде по случаю перенесения мощей Бориса и Глеба. В Вышгороде в момент этого церковного торжества находились, как гласит летопись, княжеский дружинник Чудим и старейшина Никулла, которых можно отожествить с теми же именами княжеских дружинников, участников совещания, о котором говорится в Русской Правде.

Далее М. Н. Тихомиров указывает на возможную связь Правды Ярославичей с обострением классовой борьбы, с народными восстаниями, имевшими место в 1068 - 1071 годах. Этим объясняется включение им в состав Правды статьи о наказании за убийство княжеского конюха и сталей о повышенных штрафах за убийство княжеских дружинников. На съезде в Вышгороде была составлена первая часть Правды Ярославичей: статьи 18 - 26, а с 27-й статьи ищут дополнения к ней, вероятно, составленные в Новгороде, и притом в более позднее время. Наконец, вслед за Стратоновым М. Н. Тихомиров выделяет на Краткой редакции последние две статьи (42 и 43) - "покои вирный" и устав о мостниках - как трелью и последнюю её часть. Устанавливается церковное происхождение этих статей, где речь идёт о сборе "десятины" в пользу церкви и употребляются характерные для духовенства термины - "говеяне", "овен" и др. Забота о мостах и мостовых также лежала на церкви в Новгороде.

В анализе последней части "Краткой Правды автор считает возможным повторить мнение В. О. Ключевского о возникновении памятника в этой его части в среде духовенства. Таковы три составные части Краткой редакции.

Далее автор делает ценную попытку выяснить время и обстоятельства возникновения этого памятника в целом, и в этом отношении он даёт также оригинальное построение. По его мнению, в целом Краткая редакция, составившаяся из этих трёх источников, окончательно сложилась в первой половине XII столетия, до 1136 г., в Новгороде, в церковной среде, может быть, в Юрьевом монастыре, в окружении Новгородского князя Всеволода Мстиславича, с именем которого связан известный церковный устав. Автор даёт своё объяснение той перестановке имён князей ("Изяслав" Всеволод, Святослав"), вопреки действительному старшинству, которая наблюдается в заголовке Правды Ярославичей и на которую обращал внимание ряд учёных. М. Н. Тихомиров объясняет её тем, что памятник редактировался при Мономаховичах потомками Святослава и что поэтому Всеволод поставлен прежде Святослава.

В анализе Краткой редакции автор во многом опирается на своих предшественников, немало сделавших для её объяснения. Вместе с тем он даёт много нового и ценного; в особенности следует признать убедительным и оригинальным предположение о составлении Правды Ярославичей на съезде князей в Вышгороде в 1072 г. посте ряда народных восстаний, в связи с которыми она находится в той или иной степени. Точно так же весьма ценным надо считать указание на вероятность последней переработки или редактирования памятника около 1136 г. в среде новгородского духовенства при князе Всеволоде. Изыскания М. Н. Тихомирова в целях раскрытая времени и условий возникновения Краткой редакции Русской Правды, несомненно, являются весьма значительным научным достижением.

Не менее ценна его работа и для выяснения Пространной редакции Русской Правды. При этом следует учитывать меньшую изученность Пространной редакции и её больший объём и большую сложность, что затрудняет исследование этого памятника.

Обилие дошедших до нас списков Пространной редакция побуждает при исследовании её идти другим путём. Автор изучает группы списков, их виды, или изводы, связанные с теми литературными сборниками, большей частью юридического содержания, в которых сохранилась Пространная редакция Русской Правды. Древнейшей датированной рукописью Русской Правды является так называемый Синодальный список, входящий в состав Кормчей. Автор не отклоняется в основном от своих предшественников, датируя рукопись 1280 г. (вместо обычной даты 1282). Интересно данное им объяснение своеобразного расположения статей во второй части Синодального списка: он объясняет это тем, что листы его оригинала были перепутаны писцом. Считающийся лучшим из списков Русской Правды Троицкий список относится к XIV в. и входит в состав сборника разнообразного содержания под названием "Мерило Праведное". Автор наследует не только текст Русской Правды, но даёт историю тех литературных сборников, в составе которых она дошла до нас. Мерило Праведное сложилась первоначально в первой четверти XII в., при Владимире Мономахе, а окончательный состав его с включением Русской Правды относится к концу XIII века. Изучая ряд списков Русской Правды и Кормчих, автор приходит к выводу о близости Синодального и Троицкого списков к первоначальному тексту или к протографу Пространной редакции.

Не буду останавливаться на детальном анализе автором состава и возникновения тех сборников, в которых сохранились другие важнейшие списки Русской Правды, укажу лишь, что на основе этого анализа автор восстанавливает протограф Русской Правды и даёт его в приложении к книге. Протограф весьма близок и хорошо известному Троицкому списку. Но в нём на основании других списков удаётся выправить явные ошибки, восстановить пропущенные слова и т. п. Благодаря этому восстановленным текстом Пространной редакции можно будет пользоваться для учебных и научных целей как наиболее исправным и полным текстом.

стр. 84

Совершенно новым является предложенное М. Н. Тихомировым понимание так называемой Сокращённой редакции Русской Правды. Она отмечает отличия в Сокращённой (редакции по сравнению с Пространной, именно в статьях о "муже кровавом" и об убийстве, и одновременно отмечает сходство этих статей с Краткой редакцией. И в Сокращённой и в Краткой редакциях Встречается новгородский термин "видок", отсутствующий в Пространной Правде. Ряд наблюдений приводит автора к признанию Сокращённой Правды особой редакцией, возникшей независимо от Пространной. Изучая состав Кормчей, в которую входит Сокращённая редакция, он приходит к выводу, что она могла быть составлена в Пермской земле в конце XIV или в начале XV в. на основании более древнего источника, может быть, новгородского происхождения.

Весьма интересные наблюдения автора над Сокращённой редакцией, несомненно, возбудят внимание к ней, заставят продолжить и проверить проделанную автором работу. Гипотезу об особом источнике Сокращённой редакции более древнего происхождения, чем Пространная редакция, можно признать довольно вероятной, но всё же требующей дополнительной разработки и доказательств. Предполагаемый протограф Сокращённой редакции явился, по мнению М. Н. Тихомирова, одним из источников Пространной Правды.

Переходя к вопросу об источниках Пространной редакции Русской Правды, автор прежде всего останавливается на заимствованиях в ней из Краткой редакции. Составители Пространной Правды подвергли этот свой источник переработке. Например 2-я статья Пространной Правды, где говорится о совещании Ярославичей по поводу отмены кровной мести, является переработкой заголовка Правды Ярославичей из Краткой редакции, так же как оттуда же в переработанном виде перенесены пени в 40 и 80 гривен за убийство. Такой же переработкой Краткой редакции являются статьи о "локоне вирном" в Пространной Правде, об убийстве рабов, кормилицы и ремесленников, статьи о наказаниях за оскорбление действием или за нанесение увечья и статьи о краже. Эта переделка возникла в среде, близкой к князю, так как в Пространной Правде защита князя и княжих мужей всюду поставлена на первый, план и старые штрафы, взимавшиеся в пользу потерпевшего, заменены в ней штрафами в пользу князя. Пространная Правда особенно интересуется боярским хозяйством и боярскими тиунами, рядовичами и холопами, что указывает на развитие феодальных отношений. Другим источником Пространной Правды наряду с Краткой признается устав Владимира Мономаха, о котором упоминает Правда, - это устав о процентах и о зависимых крестьянах, или "закупах". Устав возник в связи с восстанием в Киеве в 1113 г., как это достаточно уже выяснено в исторической литературе.

В итоге Пространная редакция рисуется автором как компилятивный сборник, в котором можно различать три компактные части, обязанные своим возникновением трём важнейшим её источникам - Краткой Правде, уставу Владимира и протографу Сокращённой редакции. Кроме того составители Пространной Правды пользовались и другими источниками, в результате которых появились дополнительные статьи, например статьи об уплате виры общиной в случае убийства ("дикая вира"), об уплате городникам за сооружение крепостной стены, статьи об испытании железом и т. п., не находящие себе аналогии в указанных основных её источниках.

В заключение автор останавливается на важнейшем допросе - о времени, месте и причинах возникновения Пространной Правды. И здесь он приходит к выводам, с которыми последующим исследователям придётся серьёзно считаться. Прежде всего следует отметить решительный отказ автора от распространённого в литературе мнения о частном происхождении Русской Правды, подкреплённого авторитетами Н. В. Калачова и В. О. Ключевского. Напротив, он обращает внимание на тот хорошо известный факт, что Русская Правда преимущественно занята интересами князя, установлением его доходов от суда и много внимания уделяет княжим людям, как дружинникам, так и княжеским смердам. Всё это свидетельствует о составлении её в близкой к князю среде, а не в церковных кругах, как предполагал В. О. Ключевский. Это же подтверждает и аналогия с летописями, составление которых являлось крупной задачей политического характера и в известной мере было должностным поручением. Автор соглашается лишь признать, что Пространная Русская Правда является проектом закона, а не самим законодательным памятником, может быть, не получившим официальной санкции.

Подробно обосновывает автор сближение Смоленского немецкого договора 1229 г. с Русской Правдой, что помогает ему в датировке нашего памятника. М. Н. Тихомиров выдвигает предположение о составлении Пространной Правды в начале XIII в. в Новгороде. Автор связывает составление Пространной Правды с определённым моментом новгородской истории, отмеченным усилением классовой борьбы, - именно с народным восстанием 1209 года. Это восстание было направлено против тиранического правления посадников из новгородской боярской семьи Мирошкиничей, которых обвиняли в том, что они собирали с новгородцев серебро, с купцов - "дикую виру", а с волостей незаконно взимали "куры", или "куны", что можно сблизить с содержанием, некоторых статей Русской Правды. Восстание вызвало необходимость составления сборника законов, что возможно отнести к 1210 - 1215 гг., ко времени княжения популярного в Новгороде Мстислава Мстиславича. Составлением Русской Правды в Новгороде объясняется обилие в ней указаний на торговлю и

стр. 85

ростовщичество, вообще на развитую городскую жизнь.

Таковы содержащие и важнейшие выводы исследования М. Н. Тихомирова. Подводя итоги, надо оказать, что это исследование не является этюдом, посвящённым какому-либо частному вопросу, как это преобладает в обширной литературе о Русской Правде. Перед нами крупное, законченное исследование, охватившее большой круг вопросов, и притом наиболее важных, без решения которых нельзя двигаться вперёд в работе над этим памятником. Трудов такого широкого характера очень немного (работы Н. В. Калачова, К. Л. Гётца, отчасти Н. А. Максименко). В заслугу штору надо поставить большую смелость его построений: он ставит ряд труднейших вопросов, как например только что отмеченный вопрос о времени возникновения Пространной и Краткой редакций Русской Правды. Предлагаемые им решения этих проблем подкреплены большим привлечённым материалом, не только неизданным, печатным, но и остающимся в рукописях (главным образом из собрания Государственного Исторического музея).

Особенно следует отметить, что в работе М. Н. Тихомирова установлена тесная связь составления Русской Правды как в её Краткой редакции, так и в Пространной с острыми проявлениями классовой борьбы, с народными восстаниями. Русская Правда рисуется теперь как памятник, возникший в определённой классовой среде в целях защиты княжих людей от народных масс.

Наиболее обоснованными я наиболее разработанными в книге являются главы, трактующие Краткую Правду. Они должны войти целиком в научный обиход. В отношении Пространной редакции автор высказал ряд оригинальных и ценных гипотез. Особенно следует отметить вопрос о древнем происхождении Сокращённой редакции, датировку Пространной редакции и предположение о возникновении последней в Новгороде, тогда как обычно она признаётся составленной в Киевской Руси. Эти гипотезы требуют ещё дальнейшей разработки и подтверждения. Концентрируя своё внимание на крупнейших проблемах Русской Правды, автор также осветил ряд частных вопросов, дал своё толкование отдельных спорных мест памятника.

М. Н. Тихомиров подготовил новое учебное издание Русской Правды и разработал подробный комментарий к ней1 . В этом издании каждая статья Русской Правды сопровождается подробным и нередко оригинальным комментарием, приведены словарь к Правде и тексты ряда памятников, необходимых для её понимания, как "Закон судный людям", проект договора Смоленска с немцами и Правосудие митрополичье. Изданию предпослана большая вводная статья автора, излагающая выводы его исследования о редакциях и происхождении Русской Правды.

Исследование проф. М. Н. Тихомирова и выполненное им издание Русской Правды являются ценным вкладом в советскую историческую наужу.


1 "Русская Правда". Вступительную статью и комментарий к текстам составил М. Н. Тихомиров. Московский Государственный институт истории, философии и литературы имени Н. Г. Чернышевского М. 1941. 120 стр.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ТИХОМИРОВ-М-Н-ИССЛЕДОВАНИЕ-О-РУССКОЙ-ПРАВДЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Valentin GryaznoffКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Gryaznoff

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Б. КАФЕНГАУЗ, ТИХОМИРОВ М. Н. ИССЛЕДОВАНИЕ О РУССКОЙ ПРАВДЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 11.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ТИХОМИРОВ-М-Н-ИССЛЕДОВАНИЕ-О-РУССКОЙ-ПРАВДЕ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Б. КАФЕНГАУЗ:

Б. КАФЕНГАУЗ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Valentin Gryaznoff
Ufa, Россия
4582 просмотров рейтинг
11.09.2015 (3122 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
15 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ТИХОМИРОВ М. Н. ИССЛЕДОВАНИЕ О РУССКОЙ ПРАВДЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android