Libmonster ID: RU-8510
Автор(ы) публикации: Т.Э. КАФАРОВ

Известно, что любой период развития общества содержит в себе как инерцию прошлого, так и механизмы адаптации к будущему, что обеспечивает неразрывность духовной связи поколений. К тому же, развитие общества в условиях смены социально-политической и экономической парадигмы, актуализирует вопросы преемственности и новаторства в различных сферах жизни. Ведущей тенденцией исторической преемственности является типизация и наследование наиболее общезначимых, ценных, духовно-практических качеств. В этом плане преемственность поколений - необходимое условие общественного прогресса, его духовная основа. Преемственность и возникновение нового в человеческом обществе входят в число тех основных процессов, без которых ни одна социальная система не может существовать сколько-нибудь длительный срок, поскольку жизнь безотносительно к формам ее проявления может существовать лишь благодаря аккумуляции и передаче социально-духовного опыта. Прошедшее - самый надежный вид бытия, поскольку становясь прошедшими наши возможности уже никогда не исчезнут бесследно - только нереализованные возможности уходят навсегда. Тому, что сохранено в прошлом, не грозит кануть в небытие. Совершенно не выглядит безосновательным тезис, что действительность спасается от исчезновения, становясь прошлым. Вместе с тем объективное познание достижимо лишь при наличии исторической дистанции. Суть какого-либо явления, его подлинное содержание, выделяется из актуальности преходящих обстоятельств лишь с течением времени, когда "отстоится" и закрепится в виде традиции. Представляется, что традиции - важнейший способ передачи и освоения культурного наследия, в них заключена многовековая мудрость житейского опыта, неповторимые особенности народа. Собственно говоря, каждый народ и сохраняет себя благодаря духовному наследию: традициям, нравственной культуре, укладу жизни.

Традиции - не только механизмы наследования опыта прошлых поколений, но и специфический способ развития человеческой культуры. Кроме того, они выступают и как форма функционирования общественных отношений, выполняют роль стабилизирующего фактора в постоянно изменяющейся социальной жизни. Традиция является одной из важнейших категорий теории и истории культуры. Всеобщность и универсальность этой категории определяется тем, что традиции присутствуют

стр. 142


во всех без исключения сферах общественной жизни. Они присущи всем территориально-географическим культурным регионам и этническим комплексам. Особое значение традиции состоит в том, что заложенные в ней ценности (общечеловеческие, гуманистические) не подвержены ветшанию и забвению, в них живет такая внутренняя энергия воздействия, что ценности эти способны оживать вновь и вновь, становиться объектом все нового восприятия и освоения. Не лишено основания утверждение, что "миф, поэтическая легенда, предание глубже подтверждает историческую реальность нашего сегодняшнего существования" 1 . Таким образом, "условием традиции является исторический "смысл"", существующий не только в прошлом, но и в современном (Элиот), поэтому интерес к прогрессивным традициям диктуется не по чьей-либо прихоти или чьему- либо велению, а в силу неумолимой потребности современности.

В этом контексте, очевидно, и следует понимать смысл выражения "современная культура шире культуры, созданной сегодня" (Д. Лихачев).

Традиция может объединить разновременные по своему происхождению элементы и далеко не всегда самые "старые" из них обладают наименьшей актуальностью. Благодаря традиции преодолевается пространственно-временная разъединенность людей, обеспечивается их общность на определенных нравственных началах. Скорее всего в этом контексте можно рассматривать время как "солидарность человеческих поколений, сменяющихся и возвращающихся, подобно временам года" 2 . Следует учитывать, что традиция, будучи устойчивым общественным отношением, в некоторых случаях допускает интерпретацию в качестве "старого", поскольку последнее предполагает в определенном смысле нечто устоявшееся, сложившееся. Вместе с тем "старым" может быть и то, что противоположно традиции - нечто эфемерное, случайное, единичное, неповторимое. Таким образом, "традиция" и "старое" выступают как "перекрещивающиеся", а не "покрывающие" друг друга по объему понятия. Кроме того, под старым понимается и устаревшее, тормозящее прогресс, как вредный пережиток прошлого 3 .

Творчество - самый важный момент и самый динамичный фактор культуры. Способность человека к творческой деятельности является одной из самых существенных, определяющих его черт. Каждый человек в большей или меньшей степени в зависимости от социально-исторических условий является творцом. Потенциальные культурные


1 См. Якименко Л . // Вопросы литературы. 1971. N 9. С. 30-31.

2 См. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 110.

3 Понятие "пережиток" ввел в социологию Э. Тэйлор, который употреблял его, помимо прочего, в смысле "обычай", "традиция". (Тэйлор Э. Первобытная культура, М., 1939. С.10).

стр. 143


ценности, заключенные в человеческом бытии и сознании, становятся актуальными, реальными, культурными ценностями благодаря творческой деятельности. Творчество - "стержень" внутренней динамики культуры, ее прогресса. Человек - единственное существо, способное к непрестанному новаторству, он - уникальный творец истории, придающий ей смысл через регулярную смену символов. Творчество воплощает собой скачок от "природного" к "человеческому". Оно тем богаче, чем глубже осмысливается и обобщается традиция, на которую опирается. Разумеется, процесс духовного творчества менее всего напоминает механическое приращение все новых и новых манифестаций человеческой активности 4 . Если бы процесс культурного творчества реализовывался плавно, без поворотов и мучительных мутаций, человечество располагало бы сегодня разветвленной монокультурой. Однако в истории постоянно меняются социальные реалии, рождаются новые духовные абсолюты.

"Распад старых форм жизни и появление новых ценностных мотивов, - подчеркивает В. Виндельбанд, - приводят в результате к возбужденному состоянию поиска и нащупывания, к интенсивному брожению, которое требует своего выражения" 5 .

Нововведения являются одним из важнейших факторов развития современного мира в нашу динамическую эпоху структурных измерений. Успехи отдельных людей и организаций, целых народов и обществ в значительной мере зависят от способности создавать, воспринимать и адаптировать разного рода нововведения.

Под воздействием закономерных тенденций и процессов в обществе формируются новые потребности, которые не могут быть удовлетворены за счет наличных способов и продуктов деятельности людей. Возникают инновативные проблемы, решения которых возмещались определенной инновационной деятельностью людей. Эта деятельность и составляет сущность любого нововведения - научно-технического, организационно-управленческого, социально-культурного. Инновационная (т.е. творческая) деятельность, раз возникнув, начинает затем воспроизводиться


4 Русский историк литературы и общественной мысли М. Гершензон использует образ Гольфстрима (теплых течений в северной части Атлантического океана) для метафизического выражения мощных сдвигов в культуре. Вопреки позитивистскому представлению о том, что культура есть едва ли не арифметическое приращение все новых и новых духовных достояний, он выдвигает парадоксальную идею: древняя культура значима не менее, чем современная. В глубине веков был добыт весь существенный опыт человечества. Подобно тому. как за многие тысячелетия не изменилось тело человека, не сменились и первообразы культуры, некие ее фундаментальные основания. Первобытная мудрость содержала в себе все религии и все науки. По мысли М. Гершензона. когда-то в неисследуемой глубине духа зародились вечные течения, текущие от пращуров до нас и дальше в будущее (Гершензон М. Гольфстрим. Лики культуры. Альманах. М., 1995. Т.1, С 7).

Виндельбанд В. Философия немецкой духовной жизни XIX столетия, М., 1993. С. 83

стр. 144


по имеющимся или новым, ею создаваемым механизмам репродуцирования 6 . Вместе с тем инновация, особенно в области культуры, может иметь значение, если она войдет в традицию, впишется в ее контекст. Некоторыми исследователями кризис современной культуры интерпретируется именно как нарушение гармонии между традициями и инновациями, между культурой как социальной средой и культурой как горизонтом исторической эпохи. Основной источник кризиса составляют, как полагает канадский философ Ф. Дюмен, индустриализация и технизация культуры, которые посредством современных СМИ и рекламы превратили культуру в мозаику зрелищ 7 . Взаимодействие традиций и новаторства раскрывает динамику развития культуры, отображает диалектический процесс создания нового на основе достижений прошлого опыта культурной деятельности. Как отмечает Дарендорф, "общество имеет два одинаково реальных облика: один облик - устойчивости, гармонии и единодушия, а другой - облик перемен, конфликтов и напряженности 8 . В конечном счете критерием культурного прогресса является степень участия народа как в усвоении (приобщении к культурному наследию), так и в освоении (непосредственном участии в творческой деятельности, в создании новых культурных ценностей) культуры. В этом смысле традиция - прежде всего форма сохранения духовного наследия, а наследие в свою очередь выступает исходной базой развития любой культуры. В основе каждой традиции лежит опыт той социальной области, которая ею располагает и поддерживает ее, вне зависимости от времени накопления и характера выработки: в результате целенаправленной деятельности или путем проб и ошибок. Кроме того, традиция относится к нормативно-оценочному отражению, которое обобщает и подводит под общее правило и оценочные понятия единичные поступки людей, т.е. оценивает эти акты поведения с точки зрения общих принципов и ценностей.

Как правило, "законополагающей" властью в традициях обладает сама социальная общность, исторически сложившийся способ ее существования. При обосновании таких норм и требований люди могут апеллировать только к самим историческим условиям, формам своего жизненного бытия. Основанием нормы (традиции) становится сам факт ее существования - то, что она принята данной общностью, и каждый индивид, как ее исполнитель и проводник является равным со всеми представителями общности. Традиция проявляется в разнообразных стерео- типизированных действиях, соотносится с такими близкими по


Лапин Н.И. Социально-культурные аспекты будущего и научно-технических ново-ведений // Философия и культура. М., 1987. С. 155.

7 Философия и культура. М., 1987. С. 71.

Darendorf R. Out of Utopia: Toward a Reorientation of sociological Analysis. - "American Journal of Sociology", 1958. N 64. P. 127.

стр. 145


значению явлениями, как обычай, обряд, ритуал, этикет. Все они содержат определенные программы поведения в той или иной ситуации. Например, всеобщность традиции гостеприимства сочетается с разнообразными ритуалами действий у разных народов.

Мы придерживаемся мнения, что традиция является родовым понятием, охватывающим собой весь класс социально-стереотипизированных форм деятельности. В этом плане традиция рассматривается как система, где выделяется ряд аспектов или срезов. Первый, деятельностный - закрепление способов поведения группы и индивида посредством обычаев, обрядов, ритуалов. Второй, эмоциональный - передача и закрепление способов эмоционального реагирования и переживания, способов выражения чувств, что связано с социально-психологическими механизмами: внушением, подражанием, взаимозаражением. Третий, рациональный - трансляция (передача) определенного способа интеллектуального освоения мира, способа мышления, что связано с такими явлениями как духовная атмосфера общества, группы, общественное мнение, умонастроение и др. 9 . Разумеется, все эти аспекты взаимосвязаны и взаимообусловлены, хотя не всегда проявляются в одинаковой мере.

Еще в глубокой древности было замечено, что обычаи (традиции) суть законы. Пиндар и Геродот, представляя обычай как закон, называют его "царем и повелителем мира". Обычай у Софокла - "от века установленный закон". Стихийные наблюдения людей нашли отражение в языке: "традиция", "обычай" у многих народов означают "закон". Например, древнегреческое слово nomos переводится одновременно и как "закон", и как "обычай". Такой же смысл, помимо других, вкладывается в древнегреческий термин dice. В Древнем Египте слово ma'at означало, в частности, "закон", "обычай", "порядок". Подобным образом переводится и древнеиндийское dharma и древнекитайское fa. Известно, что стремление к постоянству важнейшая черта древневосточной (китайской и индийской) мысли. "...Небу свойственны постоянные явления, земле свойственна постоянная форма, человеку свойственны постоянные нравы. Однажды созданные, (они) не меняются; это называется тремя постоя нствам и" 10 . Отсюда значительная роль, которая отводится ритуалу (знаменитые китайские церемонии) и чувству долга. Чтобы достичь согласия и устойчивости в быстротекущем мире, китайцы нашли способ, аналогичный медитации индийцев, но вполне земной. С его помощью текучее становится неподвижным. "Ритуал - высшая мера поведения людей, как безмен - высшая мера веса" 11 , - писал Сюнь-цзы. Ритуал признает только те поступки, которые освящены и проверены


Уледов А.К. Актуальные проблемы социальной психологии. М., 1981. С. 81.

10 Древнекитайская философия в 2-х томах. М., 1973: Т. 2. С. 15.

11 Там же. С. 179.

стр. 146


традицией, при этом цель его добиваться не только внутрисоциальной гармонии, но и гармонии с природой. По Конфуцию, если жень (человеколюбие) - общий принцип отношений между людьми, то ритуал - его конкретное воплощение. "Сдерживать себя, с тем, чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала - это и есть человеколюбие..." 12 , - заключает другой китайский мыслитель.

Идеал человеческого существования заключен в древности, поскольку она (древность) задает норму и образец достойного поведения. Даже в средние века у германских народов заимствованный из латыни термин lex (закон) означал "обычай".

На то обстоятельство, что термин "закон" употреблялся первоначально в морально- этическом смысле, в связи с человеческим поведением, указывает ряд авторов 13 . Русское слово "закон" происходит от славянского "кон", означающего: а) граница, предел; б) порядок. В этом же значении в древнерусских летописях и исторических документах употреблялся термин "покон", имевший смысл обычая, изначального порядка, закона предков. Исследователи установили, что во многих случаях "закон" также означал у славян "обычай" 14 . При всей близости этих понятий, очевидно, что у каждого есть своя специфика функционирования. Достаточно определенно в этом плане высказался Ш. Монтескье: "...Законы являются частными и точно определенными установлениями законодателя, а нравы и обычаи - установлениями народа в целом" 15 .

Высказавший немало интересных и оригинальных идей о характере человеческой истории, немецкий просветитель Гердер называл традицию матерью языка и культуры, религии и священных ритуалов, чувств и влечений людей, и даже человеческое счастье - детищем традиции и привычки. "Где существует человек, там существует и традиция", - заключает он 16 .

Значительное влияние обычаев на формирование личности и оценку ее поступков со стороны общества отмечает М. Монтень. Нередко люди настолько подпадают под власть обычая, полагает он, что всякие отклонения от него начинают казаться отклонениями от разума 17 .

Представитель русской социологической школы В.М. Хвостов писал: "Если не было бы традиций, то людям трудно было бы что-нибудь


12 Там же. С. 12.

13 См. например: Спекторский Е. Понятие общества в античном мире. Варшава, 1911. С. 4; Будагов Р.А. Борьба идей и направлений в языкознании нашего времени. М., 1987. С. 17.

14 Сергеевич В. Значение обычного права в княжеской и царской России // Наблюдатель. 1882. N 2. С. 216; и др.

15 Монтескье Ш. Избр. произв. М.,1995. С. 416.

16 Гердер И Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 206, 221, 231.

17 Монтень М. Опыты. Кн. 1-2, М., 1979. С. 108-109.

стр. 147


предусматривать в общественных отношениях и строить какие-нибудь планы на будущее" 18 .

Некоторые исследователи, гипертрофируя роль традиций и обычаев, отождествляют их с самим обществом. Например, X. Ортега-и-Гассет пишет: "Обычаи сочленяются между собой и основываются одни на других, образуя огромное здание. Эта огромная общедоступная архитектура и есть общество" 19 .

Проблема традиций - это проблема отношения индивида к существующему обществу, в котором тот непосредственно обитает. Каким образом закон жизни социального целого становится законом жизни отдельного человека?

Ответом на этот вопрос стали интенсивные исследования тех социальных регуляторов, которые непосредственно направляют поведение и мышление человека. Начиная со второй половины XIX в., на данную тему было написано множество трудов. Интерес к ней был не случайным. В это время значительно ускорился процесс ломки традиционных устоев, характерных для быта сельского жителя, обитателя провинциальных захолустных городишек и окраин больших городов. Индустриа- лизация и урбанизация жизни срывала людей с насиженных мест, по-новому устраивала их быт, попутно расшатывая ветхозаветные привычки, патриархально- семейные связи и непререкаемую власть узкого мирка общины над индивидом.

Личность в этих условиях как будто бы должна становиться все более самостоятельной в своих решениях и поступках. Но обнаруживается нечто противоположное - все возрастающая власть окружающей среды, локальной группы и общества в целом над индивидом. Западная социология обогащается целым набором терминов и понятий, выражающих эту зависимость.

Уже в середине второй половины XIX в. английский исследователь Уолтер Бэджхот заметил в социальной жизни явление устойчивой групповой "сплоченности", причину которого он объяснил с помощью понятия "подражания". В конце XIX в. французский социальный психолог Габриэль Тард объявляет подражание, бессознательное повторение множеством людей наблюдаемых ими действий универсальным законом, образующим структуру и единство общественной организации. Американский социолог Альбион Смолл в начале XX в. увидел в основе поведения отдельного человека чувство "принадлежности" к той или иной социальной группе. Другой представитель американской социологии того времени Уильям Самнер показал, что поведение и мышление индивида жестко регулируются системой групповых обычаев, о наличии


18 Хвостов В.М. Основы социологии. Элементарный очерк. М., 1920. С. 50.

19 Orteda-y-Casset. El hombre у la gent. T. II, Madrid. 1962. P. 68.

стр. 148


которых люди часто даже не знают, но которые составляют определяющую причину их убеждений, верований, чувств. Вводятся понятия "группового духа" (Уильям Мак- Дугэлл), "сознания рода" (Франклин Гиддингс), "коллективного сознания" (Эмиль Дюркгейм), общественных и групповых "установок" (Флориан Знанецкий). Все эти понятия по-разному выражают одну и ту же идею: индивид, живущий в обществе, пользуется как готовыми определенными формулами, правилами поведения, так и стереотипными идеями, выработанными группой и обществом. Эти формулы выступают как социальные предписания, требования, нормативы 20 . Хотя, в силу своего символического характера, как отмечает Ю. Бромлей, обрядовые действия лишены непосредственной целесообразности, но, в конечном счете, они выполняют функции непосредственного приобщения индивидов к господствующей в данном обществе системе нормативных требований 21 .

Природа традиций не может быть раскрыта достаточно глубоко, если не будут изучены их функции и, соответственно, системный анализ в его статическом аспекте не будет дополнен динамическим, функциональным. Необходимость такого анализа продиктована тем, что традиции имеют системно-функциональную природу, и в функциях проявляется действительное бытие традиции. Эти проблемы достаточно широко освещены в литературе 22 .

Традиции обеспечивают устойчивость изменяющихся и развивающихся отношений между людьми. Без устойчивости не может быть развития и вообще изменения, стало быть, без традиции не может быть развития и изменения общественных отношений. Обеспечивая устойчивость и стабилизацию последних, традиция тем самым служит непременным условием социального бытия. Перефразируя Аристотеля, можно сказать: традиция - нечто, что обусловливает движение, само пребывая неподвижным.

В традиции постоянно изменяющиеся общественные отношения закрепляются, переходят из эфемерного в устойчивое покоящееся состояние. Благодаря традиции происходит воспроизводство, своеобразная регенерация прошлых отношений в настоящем и будущем: каждое новое поколение имеет возможность как бы перенестись назад, в глубь веков, пережить былое.

Французский социолог Э. Дюркгейм писал, что "обычай представляет собой правила, которые люди находят готовыми в обществе, и которые побуждают, регулируют поведение. Наказание, следующее за нарушением


20 Подробнее см.: Дробницкий О.Г. Мир отживших предметов. Проблемы ценности в марксистской философии. М., 1967. С. 351.

21 Ю.В. Бромлей. Очерк теории этноса. М.. 1983. С. 134.

22 См., например: Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М" 1976; Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. М., 1982; и др.

стр. 149


обычая, представляет собой охранительное средство, помогающее сохранить единство групп" 23 . Однако здесь дело не столько в наказании, сколько в самой природе традиций, существование которых объективно, необходимо объединяет людей в одну определенную общность и защищает ее от распада.

Традиция служит едва ли не уникальным средством не только конструирования системы общественных отношений, но и обобществления человеческого опыта. Благодаря ей становится возможным перевод личного опыта в групповой, массовый, трансформация индивидуального в общечеловеческое достояние. Вместе с тем в процессе актуализации традиции тот или иной индивид, отдельная группа людей овладевают социальным опытом, причем, что особенно ценно, сразу в синтезированном, концентрированном виде. Человек, чтобы утвердиться в качестве нравственной личности, должен победить самого себя как обособленного, эмпирического индивида. "Каждый отдельный индивид, поднимающийся от своей природной сущности в сферу духа, находит в языке, обычаях, общественном устройстве своего народа заданную субстанцию, которой он желает овладеть, как это бывает при обучении речи" 24 . В этом плане традиция, безусловно, сыграла, да и по сей день играет исключительно важную роль в процессе исторического развития человечества. Следуя традиции, люди идентифицируются (при всех своих индивидуальных различиях), становятся социально причастными. В процессе своего онтогенетического развития, следуя традиции, индивид не только приобщается к социальному опыту, включается в систему общественных отношений, но и формируется как личность. В процессе субъективной интериоризации традиции "присваиваются" индивидом и становятся личностным законом, "этносом человека" (наилучший наставник во всем - обычай, - отмечает древнеримский историк Плиний старший). Кроме того, традиция в нормативном аспекте выступает как специфическая форма социальной информации. На уровне социальной формы движения материи информация в своем наиболее общем виде может быть представлена как социальный опыт. Способность традиции аккумулировать социальный опыт основана на общем свойстве информации. В традиции - особой разновидности социальных норм - информация спрессовывается в компактную матрицу, в таком виде может сохраняться на века, воплощая общественную память 25 . На наш взгляд,


23 Дюркгейм Э.О. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. С. 81.

24 Цит. по: Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. Пер. с немец. М., 1988. С. 56.

25 Нам представляется вполне удачным определение социальной памяти как накопленной в ходе социального развития информации, зафиксированной в результатах практической и познавательной деятельности и передаваемой от поколения к поколению с помощью социально-культурных средств ( Ребане Я.К. Принцип социальной памяти // Философские науки. 1977. N 5. С. 100).

стр. 150


здесь уместна следующая аналогия. По мнению исследователей, клетка злокачественной опухоли отличается от нормальной, прежде всего, тем, что она лишена генетической информации, необходимой для того, чтобы быть полезным членом сообщества клеток организма. Она не имеет специальной структуры и размножается безудержно и нагло, так, что опухолевая ткань, проникая в соседние, еще здоровые ткани, врастает в них и разрушает их. Точно так же, личность, социальная группа, лишенные социально-культурной информации, отчужденные от глубинных традиций народа, становятся фактором социальной дестабилизации, распространяя метастазы деструктивности в общественном организме. Ведь отбор духовных ценностей происходит после основательного испытания на протяжении веков и тысячелетий. В этом смысле, на наш взгляд, вполне резонно утверждение, что традиция выполняет в развитии культуры ту же задачу, какую в развитии вида выполняет ген 26 .

От других средств трансляции традиция отличается рядом особенностей. В частности, будучи общественным отношением, она не содержит в себе ни вещественных, ни энергетических элементов, и в этом существенная разница между традицией и, скажем, техническими средствами трансляции, хотя в последних могут найти воплощение те или иные традиции, поскольку средства трансляции помимо вещественных и энергетических элементов содержат в себе опредмеченные общественные отношения.

Традиции в качестве средства трансляции существуют и будут существовать ровно столько, сколько и само человечество. На протяжении истории меняется лишь содержание транслируемых отношений. И то обстоятельство, что с появлением книг, журналов, газет, а затем технических средств трансляции (радио, телевидение, компьютеры) традиция как специфически социальный "инструмент" передачи человеческого опыта в форме непосредственного общения, обучения, навыков, устных преданий, как бы отходит на второе место, не меняет существа дела.

Некоторые авторы высказывают мнение, что традиции - исторически преходящие образования, характерные главным образом для ранних этапов общественного развития и обреченные в будущем на исчезновение. Очевидно, что на ранних стадиях развития общества традиции выступали как едва ли не единственное средство передачи культуры народа (нравственно-эстетических норм, правил и навыков хозяйственной деятельности, устройства жилища, способов воспитания детей и т.д.). Замкнутость культурной жизни, ограниченность перемен, отсутствие или слабое развитие письменности, способствовали усилению роли традиций. Представляется, что с развитием общества, с одной стороны,


26 Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы фи-лософии. 1992. N 3. С. 45.

стр. 151


сужается география традиций, а с другой - происходит быстрая "ломка" устоявшихся норм. При всей значимости традиций как способа аккумуляции и передачи народного опыта, необходимо учитывать конкретно-исторический контекст их бытования, не впадая в идеализацию патриархальности. Поскольку в народной культуре отражаются не только прогрессивные тенденции, раскрывающие богатство народного творчества, но и предрассудки, суеверия и т.д. Несомненно, устаревшие традиции выступают тормозом общественного развития. Скорее это и имел в виду Ф. Энгельс, отмечая: "Традиция - это великий тормоз... в истории" 27 . Очевидно, вопрос о роли традиций в обществе нужно рассматривать с точки зрения их общечеловеческого потенциала.

Будучи по своей природе консервативным явлением, традиции вместе с тем являются фактором ускорения развития, придавая ему определенную направленность, избавляя от излишних "блужданий", неоправданных вариаций и отклонений. Таким образом, устойчивость и изменчивость, непрерывность и дискретность, преемственность и новаторство - таковы общие контуры диалектики развития традиций как средств трансляции прошлого опыта.

Такова роль традиции в общеисторическом развитии человечества, имеющем в целом прогрессивную направленность. Таким образом, традиции - несомненный атрибут (свойство, признак) общества. Однако в конкретной исторической действительности они претерпевают те или иные метаморфозы.

Стремление опереться на корневые основы человеческой природы (сохранить истоки) и потребность собственного пересотворения (расширить сферу созидания) - две важнейшие взаимосвязанные тенденции развития культуры.


27 См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22. С. 318.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ТРАДИЦИЯ-КАК-СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ-ФЕНОМЕН

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Larisa SenchenkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Senchenko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Т.Э. КАФАРОВ, ТРАДИЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ТРАДИЦИЯ-КАК-СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ-ФЕНОМЕН (дата обращения: 23.04.2024).

Автор(ы) публикации - Т.Э. КАФАРОВ:

Т.Э. КАФАРОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Россия
1689 просмотров рейтинг
09.09.2015 (3150 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
час назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
20 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ТРАДИЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android