Libmonster ID: RU-9324

Гигантские финансовые империи - транснациональные банки (ТНБ) действуют во многих странах мира. Располагая огромными активами, ТНБ контролируют валютные и финансовые потоки между государствами и экономические процессы внутри отдельных стран. В своей экспансии они опираются на мощную государственную поддержку.

В результате процесса концентрации капитала транснациональные банки превратились в универсальные банковские комплексы. Внутри них постепенно стираются границы между коммерческими, инвестиционными банками, страховыми и другими учреждениями финансовой сферы.

Транснациональные банки аккумулируют огромные денежные средства в разных валютах, предоставляют кредиты на любой срок, осуществляют операции с ценными бумагами на международном уровне, используют разнообразные формы финансирования производства и внешней торговли, проводят доверительные операции. Промышленные монополии получают от ТНБ коммерческую информацию, рекомендации и консультации по поводу организации производства, структуры управления, обзоры перспектив развития рынков тех или иных товаров и т. д.

Главный принцип деятельности транснациональных банков - мобилизация средств там, где это наиболее удобно и дешево, и перевод их туда, где они могут быть задействованы с наибольшей выгодой. Неудивительно, что значительная часть депозитов крупнейших банков, например в США, представлена капиталами неамериканского происхождения, а в Японии И американских транснациональных банков сосредоточили в своих филиалах более 2/3 всех депозитов иностранных банков1.

В условиях усилившейся нестабильности мировой валютной системы крупнейшие банки вынуждены контролировать колебания стоимости своих ресурсов. Для этого они перебрасывают их между подразделениями и одновременно переводят из одной валюты в другую. Подобное маневрирование позволяет ТНБ не только уберечь от обесценивания часть вкладов, но и совершать выгодные валютные спекуляции. Транснациональные банки реализуют такую важную для рыночной экономики функцию, как свободный перелив капитала между отраслями разных стран.

При составлении рейтинга банков журнал The Banker осуществляет их ранжирование по критерию "капитал первого уровня" - по части капитала, которая может быть использована на покрытие реальных или потенциальных убытков. Этот показатель основан на методике Базель-


1 Bankers Almanac: World Ranking / RBI. 2004.

стр. 114


ского комитета банковского надзора и, по мнению экспертов, наиболее объективно отражает реальное финансовое состояние банков.

Крупнейшим банком мира в 2004 г. признан американский Citigroup, на втором месте - французский Credit Agricole, на третьем - британский HSBC. По количеству банков в Тор-1000 лидирует Евросоюз (271 банк), затем идут США (211) и страны Азии (152). В то же время на европейские и американские банки в совокупности приходится 75% прибыли всех банков, вошедших в рейтинг The Banker, а на азиатские - 7,9%.

Виды услуг, предоставляемые ТНБ

Предоставление кредитов остается главным источником прибыли ТНБ2. Их клиентами могут являться:

- импортеры и экспортеры, нуждающиеся в финансировании своих международных торговых операций;

- корреспондентские банки, которым требуются денежные средства для финансирования торговых или инвестиционных операций своих клиентов;

- крупные международные фирмы, испытывающие потребность в фондах для зарубежных инвестиций, контроля над процентным и валютно-курсовым рисками;

- иностранные правительства, которым необходимы денежные средства для финансирования дефицита платежного баланса или реализации программ развития.

При этом транснациональный банк осуществляет международную кредитную деятельность в нескольких формах: предоставляет фонды непосредственно заемщику; помещает их на депозит в корреспондентский банк; заключает с клиентом контракты о предоставлении ресурсов в течение некоторого будущего периода; страхует сделку, то есть дает обязательство возвратить средства другому кредитору (третьей стороне), если клиент не сможет этого сделать.

Помимо валютного кредитования транснациональные банки предлагают различные виды некредитных финансовых услуг и инструментов, получивших широкое распространение под влиянием жесткой конкуренции со стороны нефинансовых институтов. Международные коммерческие банковские услуги, с одной стороны, не слишком отличаются от услуг, предоставляемых на национальных рынках, а с другой - имеют существенную специфику. Можно выделить следующие агрегированные категории таких услуг:

- принятие депозитов на зарубежных и евровалютных рынках;

- осуществление международных дилинговых операций с иностранной валютой, межбанковскими депозитами, драгоценными металлами;

- предоставление услуг по финансированию международной торговли и денежному менеджменту;


2 Круглов В. В. Основы международных финансовых и кредитных отношений. М., 1999. С. 264.

стр. 115


- оказание международных инвестиционных банковских услуг в форме андеррайтинга и торговли международными эмиссиями капитальных, долговых и производных ценных бумаг;

- обеспечение трастовых услуг для институциональных и состоятельных частных клиентов, а также осуществление розничного международного банкинга в различных формах, например в виде эмиссии туристских чеков или кредитных карточек.

Раньше высокоприбыльные сделки с ценными бумагами были прерогативой инвестиционных фирм и банков. Но по мере своего роста коммерческие банки стали превращаться в учреждения универсального типа. Кроме того, под влиянием интернационализации банковской деятельности в крупных банках получали развитие нетрадиционные виды операций.

Так, если промышленная корпорация, являющаяся клиентом банка, нуждается в дополнительном капитале, то в этих целях могут привлекаться не только кредитные ресурсы, но и средства за счет эмиссии и продажи облигаций, в том числе на международном рынке. ТНБ активно занимаются подобными операциями. Но многие из них запрещены национальным банковским законодательством. Например, коммерческие банки США в соответствии с положениями Закона Гласса-Стигала до недавнего времени не могли принимать участие в биржевом бизнесе3. ТНБ обычно имеют в своей структуре специальные подразделения, которые вправе осуществлять покупку и продажу акций и облигаций на заграничных биржах.

Деятельность ТНБ стала включать и другие виды операций, ранее для нее не характерные, в том числе сделки по аренде оборудования, или лизинг. Примером являются специализированные лизинговые подразделения Bank of America Corp. в Японии и Мексике. В данном случае банк либо выступает прямым совладельцем лизинговых компаний, либо кредитует подобные операции. Транснациональные банки активно участвуют в операциях с землей и другой недвижимостью и на национальном, и на международном уровне. Начиная со второй половины 1970-х годов быстро развиваются так называемые "гонорарные" операции, то есть новые виды деятельности, не связанные с приемом депозитов и выдачей кредитов. За определенный гонорар банки предоставляют консультационные услуги по финансовым вопросам, выступают посредниками при покупке ценных бумаг, земли, отдельных предприятий и целых компаний в международном масштабе.

Стратегии развития транснациональных банков

Деятельности транснациональных банков присущ ряд специфических особенностей. Важнейшими из них являются следующие.

Международный характер операций ТНБ. Он обеспечивается за счет формирования мощных филиальных сетей в различных странах


3 Rose P.S. Commercial Bank Management. N.Y., 1999. P. 73, 361 (в марте 2000 г. вступил в силу Закон Грема-Лич-Блайли, отменяющий положения Закона Гласса-Стигала, которые запрещали коммерческим банкам создавать дочерние компании для работы на рынке ценных бумаг и в области страхования).

стр. 116


мира и освоения новых информационных технологий, позволяющих совершать операции в глобальном масштабе.

Универсализация деятельности ТНБ. Транснациональный банк превращается в так называемый "финансовый супермаркет", в котором клиент может получить практически любую финансовую услугу, существующую в мире.

Высокая степень защищенности практически всех операций ТНБ. Благодаря предоставлению гарантий на совершаемые сделки обеспечивается надежная защита от возможных рисков в данной области. В этих целях осуществляются селекция высоконадежных клиентов, а также выбор надежной страны для размещения филиалов и проведения операций на зарубежных рынках. Важную роль играет здесь оценка страновых рисков.

Поскольку большинство российских банков развивается в настоящее время достаточно высокими темпами, основная их масса придерживается стратегии роста. Именно поэтому изучение бизнес-стратегий транснациональных банков представляет большой интерес. К числу наиболее адекватных для банковского дела вариантов стратегии роста относится матрица "товары-рынки" американского экономиста И. Ансоффа4. Она предполагает использование четырех альтернативных стратегий для увеличения сбыта: проникновение на рынок; развитие рынка; разработка нового товара; диверсификация.

Согласно стратегии проникновения на рынок, ТНБ выходит на уже сложившийся рынок и предлагает на нем тот же продукт (услугу), что и конкуренты. Такая стратегия предпочтительна, если целевой рынок растет или еще не насыщен. Она широко распространена в России. Возможны три варианта данной стратегии: увеличение существующих масштабов использования продукта; переманивание клиентов у конкурентов; привлечение новых клиентов.

Стратегия развития рынка означает, что транснациональный банк стремится расширить рынок сбыта оказываемых услуг на основе создания новых рынков или рыночных сегментов. В рамках этой стратегии существуют следующие направления: выявление новых областей использования банковских продуктов; продвижение имеющихся продуктов в новые сегменты; географическая экспансия.

В соответствии с первым направлением при выявлении новых областей применения хорошо известного продукта/услуги его начинают приобретать другие группы потребителей. В отечественном банковском деле такой процесс особенно бурно протекал во второй половине 1980-х годов, когда в ходе коммерциализации госбанков они начали предлагать населению услуги, которые прежде оказывались только предприятиям. Практически все коммерческие банки вводят и активно рекламируют новые направления потребительского кредита. Тем самым банк косвенно воздействует на характер спроса и привлекает новых клиентов.

Стратегия продвижения продуктов в новые сегменты применяется в случае, когда вновь введенный продукт был успешно принят на


Ansoff I. The New Corporative Strategy. N.Y., 1998.

стр. 117


исходных целевых рынках. Так, услуги, ориентированные изначально только на состоятельных потребителей (например, пластиковые карточки), ТНБ постепенно начинают предлагать и целевым группам с более низким уровнем доходов.

Проникновение транснационального банка на новые географические рынки в прошлом осуществлялось посредством открытия новых филиалов, представительств, дочерних компаний. В настоящее время при предоставлении целого ряда традиционных услуг имеется возможность выходить на новые рынки благодаря установке банковских автоматов и применению современной телекоммуникационной техники.

Стратегия разработки нового продукта/услуги рассчитана на уже завоеванные ТНБ рынки. Она использует прежде всего сложившийся имидж банка и означает производство новых продуктов/услуг с микроинновациями, позволяющими улучшить их качество в глазах потребителей.

Стратегия диверсификации направлена прежде всего на расширение предоставляемого ТНБ ассортимента продуктов/услуг и подразделяется на следующие виды:

а) концентрическая диверсификация, предполагающая производство новых продуктов/услуг, которые в технологическом и рыночном отношениях аналогичны уже существующим;

б) горизонтальная диверсификация, то есть внедрение новых продуктов/услуг, технологически не связанных с существующими, но рассчитанных на сложившийся круг потребителей;

в) конгломератная диверсификация, основанная на предложении новых продуктов/услуг, в технологическом и рыночном отношениях не имеющих ничего общего с существующими.

Стратегии транснациональных банков опираются на активное использование банковских инноваций. Можно выделить три их вида: адаптивная; функциональная; фундаментальная5.

Адаптивная инновация - наиболее простой вид, предполагающий минимальные изменения в продукте или услуге и не требующий никаких изменений в поведении потребителей. В то же время ее легко копировать конкурентам. Примером может служить формирование взаимосвязанных пакетов из уже знакомых потребителям банковских услуг.

Функциональная инновация предусматривает сохранение функции продукта, но характер ее реализации меняется. Покупатели получают возможность лучше и по-новому удовлетворять свои потребности. Тем самым этот тип инновации требует определенных изменений в их привычках.

Фундаментальная инновация - наиболее сложный вид, в котором воплощается новая концепция или идея, в результате чего возникают прежде не существовавшие функциональные качества. Внедряемый продукт является абсолютно новым и удовлетворяет потребность, которая раньше либо не замечалась, либо не удовлетворялась в должной мере. Применительно к России здесь можно назвать предложение индивидуальных сейфов и другие новые услуги.


5 Doyle. P. Marketing. Management and Strategy. N.Y., 1999.

стр. 118


В качестве примера стратегической деятельности транснациональных банков рассмотрим опыт Citibank.

Citibank - изначально небольшой коммерческий банк в Нью-Йорке - возник в 1812 г. Благодаря способности определять перспективные тенденции на рынках финансовых услуг он сумел стать одним из крупнейших транснациональных банков мира. В 1960 -1970-е годы Citibank проводил стратегическую перестройку своей деятельности, которая оказала значительное влияние на весь рынок финансовых услуг в США. Успешной работе банка во многом способствовал правильный выбор его организационной структуры. Форма холдинговой компании позволяла, не вступая в конфликт с американским законодательством, преодолевать географическую ограниченность рынка США и приобретать дочерние предприятия и фирмы по всему миру, а также создавать принципиально новые структуры.

В начале 1970-х годов Citibank коренным образом пересмотрел свою стратегию и из американского коммерческого банка с отделениями в США и за границей превратился в организацию транснационального масштаба, деятельность которой в настоящее время охватывает весь мир. Под влиянием усиления конкуренции на рынке финансовых услуг со стороны нефинансовых институтов (пенсионных фондов, инвестиционных компаний и страховых фирм) в 1980-е годы Citibank еще больше расширил спектр предлагаемых продуктов, определив свою деловую философию как решение всех финансовых проблем для всех видов потребителей. Стратегия развития Citibank реализуется на основе структуры, состоящей из трех дочерних банков мирового класса: инвестиционного банка - одного из ведущих участников мирового рынка капитала; институционального банка, обслуживающего финансовые нужды правительств и крупных корпораций; индивидуального банка, работающего с частными потребителями по всему миру.

Вхождение банка в страховой бизнес было логически предопределено. В 1985 г. на него приходилось 40% стоимости всех финансовых услуг в мире, кроме того, отсутствие собственного страхового подразделения не позволяло создать комплексную систему финансовых услуг для всех видов потребителей. Законодательство США запрещало американским банкам заниматься страховым бизнесом внутри страны. Поэтому в 1986 г. Citibank получил разрешение от Федеральной резервной системы США на создание страхового бизнеса в Великобритании, поскольку это не противоречило ее законодательству. В результате анализа рынка финансовых услуг для населения Великобритании специалисты банка пришли к выводу, что они делятся на пять категорий: ведение текущих счетов; прием депозитов; финансирование строительства или покупки жилья; предоставление займов; страхование.

В 1998 г. произошло слияние коммерческого банка Citicorp с компанией Travelers (материнской компанией Salomon Smith Barney - ведущей международной инвестиционной фирмы). На этой основе в последующем была образована крупнейшая финансовая корпорация Citigroup. Таким образом, стратегические цели, поставленные перед банком, были в основном достигнуты.

Основные способы снижения рисков

Главным критерием для транснациональных банков при принятии решения о вхождении на рынок той или иной страны является наличие благоприятного экономического и политического климата. Поэтому оценка соответствующих страновых рисков занимает центральное место в маркетинговых исследованиях ТНБ. Особое внимание уделяется учету экономических рисков, связанных с платежным балансом страны. Не менее важна и оценка политического риска. Применительно к ней транснациональные банки исследуют влияние ряда факторов:

стр. 119


- политическая нестабильность, которая ассоциируется с внезапными изменениями режима страны, включая войну и другие потрясения;

- нестабильность экономической политики страны, и прежде всего в таких областях, как валютный режим;

- нестабильность обменного курса, обусловливающая сильную зависимость ТНБ от его колебаний и снижение уровня прибыльности;

- другие элементы инвестиционного климата.

Возможны следующие способы снижения политического риска для транснационального банка: уход от риска (банк воздерживается от участия в рискованных проектах и работы в ненадежных странах); его уменьшение (страхование риска силами самого банка, например через резервные фонды); диверсификация риска (рассредоточение портфеля зарубежных активов банка); предотвращение убытков и контроль за ними; перевод риска (использование неакционерных форм собственности, например франчайзинга).

Транснациональные банки имеют возможность прибегать к помощи государственных служб и организаций для страхования политического риска. В США подобную функцию выполняет Эксимбанк.

ТНБ уделяют особое внимание оценке рисков в стране пребывания, поскольку они осуществляют высоконадежные операции и при вхождении на рынок той или иной страны учитывают ее политическую и экономическую стабильность. Например, в России многие представительства и дочерние структуры транснациональных банков участвовали в сделках с ГКО, которые всего лишь за несколько месяцев до наступления кризиса августа 1998 г. считались низкорискованными. Можно сделать вывод, что оценка рисков в данной ситуации оказалась недостаточно квалифицированной.

Слияния и поглощения в банковском секторе

Транснациональные банки стремятся к максимальному увеличению своих активов. Существуют два способа укрупнения банков: постепенное наращивание капитала и активов; объединение на основе слияния (поглощения). Первый носит эволюционный характер. В целом для банков характерно высокое значение "рычага" (отношения заемных средств к собственным), и на увеличение капитала они идут лишь для того, чтобы обеспечить соблюдение действующих нормативов, поскольку эмиссия акций - наиболее дорогой для банка вариант привлечения средств. Второй способ, в последние годы получивший широкое распространение, - это неординарное, "штучное" событие, практическое осуществление которого требует нестандартных подходов, а результаты (как позитивные, так и негативные) проявляются в течение длительного времени.

Если расширение деятельности входит в планы руководства ТНБ, то решение о поглощении местного банка вырабатывается, как правило, на основе сопоставления издержек поглощения с затратами на открытие нового филиала, аналогичного по своим возможностям,

стр. 120


местоположению, специализации деятельности и характеру услуг. При этом принимаются во внимание все прямые и косвенные вложения в создание нового филиала с учетом периода их окупаемости.

Общемировая тенденция дерегулирования финансовых операций заметно усиливает стремление банков к универсализации. По признанию специалистов ведущих консультационных агентств, сопровождающих сделки слияния, будущий успех финансовых организаций определяется прежде всего расширением спектра предоставляемых ими услуг (причем не обязательно чисто банковских), что требует консолидации капиталов. Важную роль здесь играет эффект масштаба, например выигрыш за счет экономии на условно-постоянных издержках, большей загрузки информационно-аналитической инфраструктуры и т. п.

Идеология слияний (поглощений) опирается на известный парадокс синергии, согласно которому целое может представлять собой нечто большее (или меньшее), чем сумма своих составляющих. Положительная синергия банковских слияний создается благодаря целому ряду факторов, в частности в результате слияния увеличиваются собственный капитал и активы ТНБ, что позволяет расширить масштабы его операций и повысить мобильность перераспределения имеющихся средств.

Существенный источник положительной синергии - возрастающая диверсификация деятельности ТНБ (в том числе географическая), что снижает общую рискованность операций. Это служит серьезным стимулом для слияний банков, специализирующихся в разных областях, поскольку крупная организация обладает большим рыночным влиянием. Как показывает опыт многих стран, размеры банка сами по себе являются гарантией его надежности. Государство в силу ряда социально-экономических причин вынуждено "опекать" наиболее крупные банки, поэтому они получают дополнительные конкурентные преимущества. Распространение качественного менеджмента на поглощаемый банк и привнесение более совершенных технологий управления финансовыми потоками способны стать важными факторами успеха объединенной структуры.

В то же время нужно учитывать и возможные отрицательные синергетические эффекты поглощения, когда дополнительные доходы не покрывают всех издержек процесса объединения. Последние включают как прямые затраты, в частности связанные с приобретением акций, выкупом обязательств и увольнением персонала, так и косвенные, например первоначальное снижение управляемости объединенной структуры и ухудшение качества работы из-за неизбежного повышения морального напряжения среди сокращаемых сотрудников.

Еще один мотив осуществления поглощений в банковской сфере связан со спецификой эгоистического поведения менеджеров. Время от времени захваты проводятся с целью создания иллюзии процветания в глазах акционеров. Волна слияний и поглощений в американской банковской индустрии в 1980-е годы частично объясняется стремлением управляющих продемонстрировать хорошие показатели (рост курсов акций, оборотов и капиталов). Как правило, в таких ситуациях принятые решения оказываются неудачными, что, однако, выявляется обычно лишь через несколько лет после поглощения.

стр. 121


Объективную (но не безошибочную) оценку результатов слияния банков дают котировки фондового рынка, отражающие усредненные ожидания дисконтированного потока доходов от сделки. Если рыночная капитализация объединенной структуры возрастает по сравнению со стоимостью слившихся организаций, то объединение характеризуется положительной синергией. К сожалению, этот простой и наглядный метод вряд ли может быть применен в современной России, поскольку примерно 3/5 отечественных банков по форме своей организации являются паевыми, и даже ценные бумаги подавляющего большинства акционерных банков (кроме квазисекьюритизированных просроченных долгов) нигде не котируются. Поэтому критерии эффективности каждой конкретной сделки, связанной со слиянием, представляются трудноопределимыми.

В недавних исследованиях американских ученых, проанализировавших сделки слияния и поглощения крупных банковских структур США в 1983 - 1991 гг., рассматривается ряд аспектов консолидации банковского капитала6.

Во-первых, результаты слияния похожих банков, оперирующих на одних и тех же рынках, как правило, оказываются намного лучше, чем относительно разнородных организаций. Тем самым утверждается, что диверсификация (пожалуй, кроме географической) препятствует экономии на издержках и, следовательно, как фактор синергии имеет ограниченное значение (по крайней мере, в краткосрочном плане).

Во-вторых, чем хуже результаты деятельности поглощаемого банка (естественно, до определенного предела), тем лучше будут итоги слияния. Это происходит вследствие оперативной расшивки "узких мест" и повышения эффективности управления на основе мероприятий по оздоровлению менеджмента.

В-третьих, как показывают результаты обследований, важнейшим условием успешности поглощения является уровень профессиональной подготовки управленческого персонала банка-объекта.

Наконец, что особенно значимо для ТНБ, вопреки сложившемуся мнению, нет оснований ожидать большой отдачи от слияния самых крупных банков. Действительно, они обычно не самые прибыльные, к тому же проводить необходимую после объединения реорганизацию управления для них очень сложно. Кроме того, позитивные результаты слияния проявляются далеко не сразу, что вызвано огромными одномоментными издержками самой процедуры объединения (около 70% крупных банковских слияний и поглощений первоначально приводили к снижению отдачи на капитал).

Существуют различные формы поглощения в банковской сфере, которые активно используются ТНБ. Первая - преобразование банка в филиал другой структуры с прекращением его самостоятельного функционирования. Вторая - скупка акций (открытая либо скрытая) с целью получения контрольного пакета банка-объекта и превращения его в дочерний банк. В некоторых случаях возможна дополнительная


6 Houston J. F., Ryngaert M. D. The Overall Gains from Large Banks Mergers; Madura J., Wiant K. J. Long-Term Valuation Effects of Bank Acquisitions // Journal of Banking and Finance. 1999. Dec.

стр. 122


добровольная эмиссия акций для выкупа поглощающим банком (она также часто используется потенциальным объектом в качестве защиты от недружественного поглощения). Третья форма - приобретение реальных банковских активов, например филиалов банка-объекта, представляющих особый коммерческий интерес (частичное отчуждение активов). Наконец, своеобразный способ косвенного поглощения заключается в переманивании выгодных крупных клиентов.

Консолидация банковского капитала в России - процесс объективный и в целом позитивный. Несмотря на внешнее сходство с аналогичными тенденциями в развитых странах, он имеет свои специфические черты. Выделим в их числе следующие:

- неразвитость фондового рынка и традиции ведения двойной бухгалтерии, определяющие скрытый характер трансформации собственности;

- доминирование внутрирегиональных объединений, по крайней мере в краткосрочной перспективе;

- возможность установления ЦБ РФ преференциального режима для банков, поглощающих неплатежеспособные банковские структуры в случае обострения проблем сектора.

Активное проникновение ТНБ на российский рынок несет в себе немало угроз для отечественных банков из-за несопоставимости их масштабов и возможностей. Не следует забывать опыт ряда стран Центральной и Восточной Европы, в которых национальные банковские системы фактически перешли под контроль иностранных ТНБ. Поэтому в ходе переговоров о вступлении России в ВТО необходимо отстаивать интересы отечественного банковского сообщества и в то же время стимулировать процесс консолидации капитала в секторе.

* * *

Транснациональные банки играют важную роль в современных международных экономических отношениях. Деятельность ТНБ оказывает заметное воздействие на мировую экономику, усиливая тенденции глобализации, способствуя растущей взаимозависимости транснациональных управленческих структур и государств. Изучение особенностей их функционирования представляет интерес и для российских банков, и для национальных органов государственного управления.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ-БАНКИ-И-ФИНАНСОВЫЕ-ИНСТИТУТЫ-СУЩНОСТЬ-И-СТРАТЕГИИ-РАЗВИТИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Elena CheremushkinaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Cheremushkina

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. ЯКОВЛЕВА, аспирантка ГУ-ВШЭ, ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ И ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ: СУЩНОСТЬ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 17.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ-БАНКИ-И-ФИНАНСОВЫЕ-ИНСТИТУТЫ-СУЩНОСТЬ-И-СТРАТЕГИИ-РАЗВИТИЯ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. ЯКОВЛЕВА, аспирантка ГУ-ВШЭ:

А. ЯКОВЛЕВА, аспирантка ГУ-ВШЭ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Elena Cheremushkina
Актобэ, Казахстан
3735 просмотров рейтинг
17.09.2015 (3116 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
23 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ И ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ: СУЩНОСТЬ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android