Libmonster ID: RU-8189
Автор(ы) публикации: П. ДЕРКАЧ

1

Рабочему классу и всем трудящимся Советской республики в годы гражданской войны пришлось выдержать натиск империалистов всех стран, пытавшихся совместно с белогвардейской контрреволюцией уничтожить первое в мире государство победившего пролетариата.

Враги сжимали кольцо фронтов. В стране свирепствовала разруха и голод. Рабочий класс, трудовое крестьянство и Красная Армия напрягали все силы для уничтожения врага и под руководством Ленина и Сталина героически сражались на многочисленных фронтах, одерживая победу за победой. В этих славных победах большую роль сыграл тыл Советской республики.

Тыл контрреволюционных армий был непрочен и подрывал устойчивость фронта, потому что царские генералы: Деникин, Колчак, Юденич и другие - несли народу помещичье-капиталистический гнет, отдавали народные массы в кабалу иностранному капиталу. Трудящиеся повсюду относились враждебно к белогвардейским правительствам, организовывали восстания в тылу.

Непрочность тыла контрреволюционных армий объяснялась социальным характером белогвардейского правительства, которое создало эти армии.

В ином положении находился советский фронт.

Одна из причин побед Красной Армии в годы гражданской войны над армиями интервентов, как указывает "Краткий курс истории ВКП(б)", заключалась в том, что советская власть сумела поднять весь тыл, всю страну на службу интересам фронта.

Красная Армия, созданная рабочим классом и трудящимся крестьянством, располагала самым прочным тылом, пополнялась надежными кадрами и с первого же дня своего рождения встречала самое любовное и заботливое отношение со стороны народных масс.

Наша Красная Армия в отличие от белогвардейских полчищ имеет общие классовые интересы со всем народом, составляет с ним одну семью.

Каждый боец нашей армии, идя в бой, был воодушевлен сознанием, что он защищает свое дело, свода землю, свода власть.

Рабочие в тылу проявляли чудеса трудового героизма в дело укрепления обороноспособности Красной Армии, терпели лишения, шли на большие жертвы, вдохновляясь сознанием того, что это необходимо для победы пролетарского государства над капиталистическим миром.

Выступая на первом съезде колхозников-ударников, товарищ Сталин говорил:

"Я мог бы вам рассказать некоторые факты из жизни рабочих в 1918 году, когда целыми неделями не выдавали рабочим ни куска хлеба, не говоря уже о мясе и прочих продуктах питания. Лучшими временами считались тогда те дни, когда удавалось выдавать расточим Ленинграда и Москвы по восьмушке, фунта, черного хлеба и то наполовину со жмыхами. И это продолжалось не месяц и не полгода, а целых два года. Но рабочие терпели и не унывали, ибо они знали, что, придут лучшие времена и они добьются решающих успехов".

Рабочий класс и трудящиеся советского тыла были теснейшим образом связаны с фронтом, оказывали ему активную материальную помощь в по первому зову партии Ленина - Сталина выставляли новые пополнения для укрепления боевой мощи Красной Армии.

Весной 1919 года, когда наступление колчаковской армии на восточном фронте создало чрезвычайно грозную опасность для Советской республики, Центральный Комитет большевистской партии в тезисах, написанных Лениным, оросил клич: "Все на борьбу с царским адмиралом Колчаком!"

Рабочий класс и трудящиеся, организованные в профессиональные союзы, горячо откликнулись на этот призыв и по собственному почину объявили мобилизацию 10% членов профсоюзов.

Эта мобилизация дала фронту, помимо мобилизации, проведенной государством, около 100 тысяч человек.

стр. 27

Миллионы оставшихся в тылу под руководством большевистской партии и профсоюзов принимали все меры к укреплению красного фронта, к обеспечению своей армия всем необходимым. Рабочие и трудящиеся в ответ на призыв партии Ленина - Сталина оказать помощь Красной Армии организовали во главе с коммунистами на фабриках и заводах Советской республики коммунистические субботники и воскресники.

"И вот эти голодные рабочие, окруженные злостной контрреволюционной агитацией буржуазии, меньшевиков и эсеров, устраивают "коммунистические субботники", работают сверхурочно без всякой платы и достигают громадного повышения производительности труда, несмотря на то, что они устали, измучены, истощены недоеданием" (Ленин. Т. XXIV, стр. 341).

Зародились замечательные формы помощи тыла фронту, больным и раненым красноармейцам и их семьям. Это "неделя помощи фронту", "неделя красного бойца", "неделя Западного и Южного франта", "неделя раненого и больного красноармейца" и т. д.

В январе 1920 года по инициативе Ленина по всей Советской республике была" организована "неделя помощи фронту". Центральный Комитет партии обратился ко всем партийным организациям тыла и фронта и ко всем трудящимся с письмом, в котором призывал в решающий момент гражданской войны, "когда рабоче-крестьянская республика приближается к победе над всеми белогвардейцами", напрячь все силы тыла "на поддержку красного фронта, Красной армии".

Трудящиеся республики приняли горячее участие в проведении "педели фронта". Все заводы и фабрики, красноармейские казармы, квартиры рабочих превратились в одну громадную мастерскую, работающую на фронт.

В Москве "неделя фронта" началась 14 января 1920 года грандиозным общегородским субботником. Предприятия всех отраслей промышленности в "неделю" работали с удвоенной энергией; рабочий класс знал, что главная помощь фронту - увеличение продукции.

Рабочий день был увеличен добровольно до 10 и 12 часов. Плату за сверхурочную работу отчисляли в фонд помощи фронту.

Рабочие и мастеровые депо Москва - Бутырки, обсудив на митинге вопрос о помощи фронту, постановили: "Дабы не быть безучастными зрителями в великой борьбе пролетариата, борющегося за освобождение человечества от гнета эксплуатации капитала, отчислить однодневный заработок и выпустить из ремонта один паровоз сверх задания". Через три дня из ремонта вышел паровоз N 2755 с надписью: "Паровоз, выпущенный в пользу фронта, от мастеровых и рабочих Москва - Бутырки".

Железнодорожники Московско-Курской железной дороги, собравшись на первый дорожный съезд, постановили: "В знак братской солидарности с героями Красной Армии, отремонтировать в подарок красному фронту 5 паровозов и 200 вагонов".

Рабочие завода "Динамо" устроили в "неделю фронта" общезаводской субботник и работали с 9 до 3 часов без перерыва. Весь заработок за этот день и часть полученного пайка (кофе, крупа, табак, папиросы, спички и другие продукты) рабочие отчислили в фонд "недели фронта".

Рабочие и служащие Военно-броневого автомобильно-ремонтного завода отчислили в помощь фронту однодневный заработок и работали три вечера сверхурочно.

Большую помощь оказали фронту, больным и раненым красноармейцам и их семьям женщины тыла. Работницы текстильных, швейных, кондитерских и других фабрик организовали под руководством отдела работниц при Московском комитете РКП(б) коммунистические субботники по пошивке одежды и белья для фронта.

Помимо этого в каждом районе Москвы рабочие и работницы, служащие и домохозяйки в свободное от работы время устраивали коммунистические субботники: собственными средствами ре монтировали и приводили в порядок красноармейские казармы, госпитали и больницы. Женщины стирали белье и одежду, стригли красноармейцев, мужчины ремонтировали в лазаретах водопроводы, отопление, пилили и кололи дрова и т. д. Рабочие и работницы швейных мастерских собирали в казармах и лазаретах белье и одежду красноармейцев для починки.

Кроме того в районах были организованы временные швейные мастерские и прачечные, где работницы и домохозяйки чинили и стирали одежду и белье.

На предприятиях рабочие и работницы, помимо отчислений заработной платы в фонд помощи фронту, отчисляли из своих скудных продовольственных пайков продукты, собирали одежду, обувь, табак, папиросы и т. д.

В Петрограде "неделя фронта" началась 21 января. В лишенном: всего необходимого, голодном городе рабочие, работницы, краснофлотцы и красноармейцы по примеру московских пролетариев нашли самые разнообразные формы помощи фронту. Рабочие заводов: Путиловского, Александровского, Арсенала, Обуховского, Балтий-

стр. 28

ского судостроительного и других - 25 января провели субботник. Весь заработок от субботника, отчислили в фонд помощи Красной Армии. Путиловцы 25 января, ремонтировали для фронта паровозы, вагоны, автомобили. В этот день производительность труда была выше обычной на 150%.

По примеру пролетариев Москвы и Петрограда развернулась помощь фронту во всех городах, губерниях и республиках Советской страны.

Рабочие Верещагинских мастерских (Пермской железной дороги) в "неделю западного фронта" организовали сверхурочные бесплатные работы и отремонтировали в подарок западному фронту паровоз N 91 и 20 вагонов. На отремонтированном составе была сделана надпись: "Трудовой подарок борцам западного фронта от верещагинских железнодорожников".

Собрав подарки, рабочие отправились с этим поездом к екатеринбургским железнодорожникам. На совместном митинге верещагинские железнодорожники призвали своих екатеринбургских товарищей последовать этому примеру. Екатеринбургские рабочие в ответ на призыв верещагинцев постановили: в знак искреннейшей благодарности Красной Армии отремонтировать сверхурочно, бесплатно в течение месяца 1 паровоз и 90 вагонов, проложить железнодорожный путь для стоянки паровозов.

Рабочие-кожевники Симбирска объявили работу в "неделю помощи южному фронту" показательной. Они обязались перевыполнить производственную программу, данную им губернским советом народного хозяйства, работать не 8, а 10 часов, провести два всеобщих коммунистических субботника, не иметь ни одного прогула и опоздания. В резолюции рабочих говорилось: "Рабочие-кожевники должны показать в эту "неделю" пример, как нужно работать все время на пользу Республики".

Организовали помощь фронту и трудящиеся крестьяне. Они собирали средства для Красной Армии и проявляли большую заботу о семьях красноармейцев. На субботниках крестьяне обрабатывали землю семей красноармейцев, собирали семена для посева, ремонтировали избы, сараи, заготовляли дрова на зиму и т. п.

Вместе с рабочими фабрик и заводов оказывали посильную помощь фронту и их дети. В Петрограде дети-школьники в котом из домов устроили по своему почину детский спектакль и вырученные средства передали в фонд помощи Красной Армии. Дети-школьники работах Подольского завода изготовили для красноармейцев кисеты. Таких примеров было много.

"Неделя фронта" дала громадную помощь фронту, больным и раненым красноармейцам и их семьям. Горняки Сибири сообщали Владимиру Ильичу Ленину о результатах "недели фронта" в Анжерско-Судженском районе: "Общая добыча угля в эти дни выразилась в 1273319 пудов, из них на рудниках Судженском - 572490 пудов, Анжерском - 665069 пудов, Новосудженском - 35760 пудов. Средняя добыча угля в сутки была достигнута выше среднесуточной добычи, даваемой до "недели фронта": по Судженскому руднику на 47415 пудов, или 98,8%, и по Анжерскому - на 48579 пудов, или 77,8%. Средняя производительность рабочего-забойщика поднялась на Судженском с 221 пуда до 286 пуд., т. е. на 23%, и на "Анжерке" с 254 пуд. до 504 пуд., т. е. на 98,5%. Количество невыходов на работу понизилось по Сунженскому на 29%, по Анжерке на 7%".

Железнодорожники депо Красноярск (3249 человек) в "неделю фронта" выпустили из ремонта 82 паровоза, дали под поезда 73 вагона, отправили на усиление других участков 54 классных вагона и 300 товарных, оборудовали 388 теплушек, 106 вагонов для перевозки лошадей.

Тыл оказывал большую материальную помощь фронту денежными средствами, продуктами, одеждой и т. п.

Рабочие и служащие Трехгорной мануфактуры на коммунистических субботниках и воскресниках заработали 1215924 рубля 35 копеек. По постановлению обще-то собрания все эти деньги были переданы в фонд помощи фронту.

В Москве, по далеко не полным сведениям, за один только январь рабочие и служащие отчислили в фонд, помощи Красной Армии 16579885 рублей деньгами. Кроме того было собрано 829 пудов хлеба, 141 пуд муки, 2 пуда крупы, 65 пудов мяса, 6 пудов сала, 20 фунтов масла, 64 пуда сахару, 13 тысяч бутылок сироту, 2 пуда чаю, 23 фунта кофе, 6 1/2 пудов мыла простого, 2 тысячи кусков мыла туалетного, 5 пудов табаку, 10 пудов махорки. Вещами собрано: 281 портсигар, кальсон - 3686 штук, фуфаек - 86, рубах - 3660, гимнастерок - 48, брюк - 55 штук, сапог - 500 пар, туфель - 320 пар, шинелей - 5, материи разной - 648 аршин, ложек металлических - 4500, много книг, канцелярских принадлежностей и т. п.

Московские работницы и домохозяйки поз руководством Отдела работниц Московского комитета партии провели в помощь фронту 4 коммунистических субботника. В

стр. 29

этих субботниках принимали участие 11245 человек, которыми сшито 4139 шинелей, 13833 рубашки, 5526 штук кальсон, 186 халатов, 1953 рукавицы, 4785 гимнастерок, 10553 штуки шаровар, 1037 шапок, 120 костюмов, 365 одеял, 2046 наволочек, 100 матрацев, связано 195 пар носок, починено 134 шинели, 267 гимнастерок, 1765 штук шаровар, 1895 рубах, 1296 штук кальсон.

В Воронежской губернии в "неделю фронта" рабочие и трудящиеся собрали для фронта продовольствия: хлеба - 9638 пудов, картофеля - 467 пудов 35 фунтов, жиров - 13 пудов 10 1/2 фунтов и много других продуктов. Вещами было собрано: холста и полотна - 2800 1/2 аршин, перчаток и носок - 1700 пар, много валенок, шинелей и прочих вещей.

Перечисленные факты далеко не дочерпывают ту громадную помощь фронту, которая оказывалась и различных формах в годы гражданской воины. Но они чрезвычайно ярко отражают беззаветную любовь и заботу трудящихся о каждом бойце Рабоче-крестьянской Красной Армии.

"Нигде в мире нет таких любовных и заботливых отношений со стороны народа к армии, как у нас. У нас армию любят, ее уважают, о ней заботятся. Почему? Потому, что впервые в мире рабочие и крестьяне создали свою собственную армию, которая служит не господам, а бывшим рабам, ныне освобожденным рабочим и крестьянам.

Вот где источник силы нашей Красной Армии" (И. Сталин "О трех особенностях Красной Армии", стр. 5. Воениздат. 1938).

2

1919 год был для Страны советов решающим годом разгрома контрреволюции. Славная Красная Армия под руководством Ленина и Сталина ликвидировала, Колчака, Юденича, Деникина и очистила север и юг Советской республики от полчищ международного империализма.

Товарищ Сталин, находившийся на фронтах гражданской войны, на самых ответственных се участках, непосредственно руководил операциями по разгрому всех вооруженных сил контрреволюции.

Одержав победу над наиболее опасными врагами, Советская республика получила временную передышку и могла отдавать больше сил хозяйственному строительству. Партия получила возможность больше заниматься хозяйственными вопросами. Главные усилия страны были перенесены с военных фронтов на борьбу с экономической разрухой. В то же время армия не была демобилизована, страна продолжала оставаться в боевой готовности. Военная опасность еще не миновала. С апреля 1920 года началась борьба с последышем контрреволюции бароном Врангелем и польскими панами.

В конце марта 1920 года был созван IX съезд партии, который принял развернутый план хозяйственного возрождения страны. IX съезд призвал всех коммунистов, беспартийных рабочих и всех трудящихся Страны советов взяться со всей революционной энергией за поднятие производительности труда на основе трудового соревнования между предприятиями, районами, цехами, мастерскими, а также отдельными рабочими для быстрейшего восстановления разрушенного народного хозяйства, ликвидации голода, топливного кризиса и эпидемий в стране.

Наибольшему разрушению из всех отраслей народного хозяйства подвергся железнодорожный транспорт. Эксплуатируемая длина, железнодорожной сети в стране сократилась до 29516 верст в 1919 году против 63749 верст в 1913 году. Количество больных паровозов дошло до 60%, число неисправных вагонов, превысило 20% всего подвижного состава.

В годы гражданской войны белогвардейцы и интервенты взорвали и разрушили свыше 21 тысячи верст рельсовых путей, более 4 тысяч железнодорожных сооружений. Одних железнодорожных мостов было разрушено 3672, водокачек - 466, депо и железнодорожных мастерских - 381, около 3 тысяч стрелочных переводов, большое количество телеграфного и телефонного имущества, гражданских сооружений и т. п.

В результате этих разрушений Советская республика в конце 1919 года казалась перед полным крахом железнодорожного транспорта.

Только благодаря революционной энергии, беззаветному героизму, самопожертвованию и выдержке большевистской партии и рабочего класса удалось не только приостановить разрушение железнодорожного транспорта, но и достигнуть громадных для того времени результатов по его восстановлению.

Ленин еще накануне IX съезда партии, призывая коммунистов и беспартийных рабочих и трудящихся на борьбу с хозяйственной разрухой, указывал:

"Чтобы победить нужду и нищету, голод и бедствия, вызванные этими войнами, нужно твердо запомнить, хорошенько усвоить себе и во что бы то ни стало провести повсюду в жизнь правило:

"Коль война, так по военному..."

стр. 30

Первый и основной шаг к этому, - говорил Ленин далее, - немедленное, во что бы то ни стало с революционной энергией проводимое, с военной решительностью, сплоченностью, быстротой, беззаветностью осуществляемое восстановление транспорта" (Ленин. Т. XXV, стр. 24 - 25).

IX съезд партии, выполняя эти, указания Ленина, постановил, по его предложению, мобилизовать на транспорт 10% своего состава; Центральный Комитет партии дополнительно мобилизовал и перебросил на транспортную работу 5 тысяч коммунистов. Примеру партии последовали Советы рабочих и крестьянских депутатов и профессиональные союзы всей республики.

Московский совет РК и КД мобилизовал 20% своего состава; в ряде других мест тысячи лучших партийных, советских и профсоюзных работников были брошены на работу по восстановлению транспорта.

Рабочий класс, руководимый большевистской партией, горячо откликнулся на призыв Ленина и IX съезда партии и организовал для скорейшего восстановления железнодорожного транспорта "неделю транспорта" и "неделю ремонта" железнодорожного хозяйства по всей Советской республике. В городах, на заводах, фабриках, в железнодорожных депо и мастерских рабочие увеличили добровольно свой рабочий день до 10 и более часов, организовали коллективную бесплатную сверхурочную работу.

Кроме этого рабочие и служащие в ряде мест вместе со своими семьями устраивали субботники и воскресники на железных дорогах. Рабочие и служащие металлопредприятий Рязани по окончании своего рабочего дня проводили субботники на транспорте, а 22 февраля все члены союза металлистов Рязани устроили общегородской субботник на железной дороге.

Рабочие и служащие депо станции Витебск, Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, обжались отремонтировать в "неделю транспорта" на субботниках и о Сверхурочное время 1 паровоз и 40 вагонов. Рабочие станции "Лев Толстой", Рязано-Уральской железной дороги, работали в "неделю транспорта" ежедневно по 3 часа на субботниках вместе со своими семьями.

Коммунисты депо Москва-Сортировочная, Московско-Казанской железной дороги, 25 мая, выполняя постановление партийного собрания, взяли из паровозного кладбища паровоз N 530, отремонтировали его в течение 8 коммунистических субботников, без участия мастеров и администрации, и сдали паровоз после испытания в эксплуатацию.

Коммунисты и передовые рабочие в борьбе с хозяйственной и транспортной разрухой проявляли величайший героизм. Как на фронтах гражданской войны коммунисты шли впереди, поднимая настроение бойцов, так и на железнодорожном фронте коммунисты были в первых рядах, героически дрались за каждый паровоз и вагон, за каждый метр восстанавливаемого пути.

Рабочий класс одной рукой строил, а другой - защищал свою социалистическую родину. В стране свирепствовали голод, холод и эпидемии.

В этих тяжелейших условиях героический рабочий класс под руководством партии Ленина - Сталина одерживая победу за победой в борьбе с хозяйственной разрухой.

В помещичье-буржуазной России в последние годы ее существования и в Советской республике в годы гражданской войны не было нового производства рельсов. Несмотря на это за 3 героических года (1918 - 1920) в Стране советов было уложено свыше 5 тысяч километров новых железнодорожных путей, что составляет десятую часть длины всех железных дорог, проложенных в царской России за 80 лет.

В годы гражданской войны были вновь построены и закончены строительством железнодорожные линии Казань - Екатеринбург, Арзамас - Канаш и ряд других.

К концу 1920 года героическими усилиями железнодорожного пролетариата совместно с пролетариатом всей Советской России удалось произвести капитальный ремонт 1481 железнодорожного сооружения и временный - 1500 сооружений. Несмотря на вредительство и саботаж белогвардейцев, меньшевиков и эсеров, проводившиеся при поддержке троцкистско-бухаринских предателей, рабочие добились громадных результатов в деле восстановления транспорта. В июле 1920 года по плану требовалось отремонтировать 810 паровозов, отремонтировано же было 1032; в августе по плану - 810, выполнение - 1042; план ремонта вагонов на июль - 7200, выполнение - 10122; план на август - 7200, выполнение - 10889. Эксплуатационная длина железнодорожной сети возросла до 53216 верст, среднесуточный пробег паровозов и вагонов увеличился, нагрузка на вагон поднялась. Общее количество здоровых паровозов и вагонов намного увеличилось. Если в 1919 году было в эксплуатации 4815 здоровых паровозов, то в 1920 году их уже стало 7372, вагонов в 1919 году было 204710, а в 1920 году стало 290398 и т. д.

стр. 31

3

В годы гражданской войны и хозяйственной разрухи, в самое тяжелое для Советской республики время, партия Ленина - Сталина взрастила и воспитала немало героев, самоотверженных борцов и строителей социалистического общества.

Передовые рабочие и работницы, коммунисты и беспартийные, показавшие образцы добросовестной, самоотверженной работы, награждались орденами Советской республики1 , заносились на красные доски, получали премии.

С симулянтами, лодырями и рвачами на производстве велась ожесточенная борьба, их заносили на черные доски, фамилии их опубликовывались в печати, а злостные дезорганизаторы производства предавались общенародному суду.

Приведем некоторые из многочисленных примеров самоотверженности и героизма, проявленных рабочими да трудовом фронте.

В Александровске-Грушевске (Донецкий бассейн), на Надеждинской шахте N 3, в начале ноября 1920 года засорился пласт. Шахте угрожало затопление. По инициативе ячейки РКП(б) был немедленно организован коммунистический субботник. После своей основной работы 9 коммунистов и 5 беспартийных рабочих (среди них был 60-летний рабочий А. М. Тишкин) спустились в шахту и в течение 4 1/2 часов по пояс в воде и грязи вычерпали свыше 3 тысяч ведер воды и 11 вагонеток грязи. За самоотверженную работу все они были премированы и занесены на красную доску.

Во Владикавказских железнодорожных мастерских тов. Воинов, 53 лет, не пропустил ни одного коммунистического субботника. В мае он заболел. Несмотря на запрещение врача он работал сверхурочное время. За добросовестную работу тов. Воинов был занесен ячейкой РКП(б) на краевую доску. Старейшие рабочие Пермских железнодорожных мастерских тт. Прокофьев, Рыбаков и Терехов, несмотря на свой преклонный возраст, явились организаторами и застрельщиками борьбы с разрухой на транспорте. Они были занесены на красную доску и премированы.

На Урале рабочие Верхне-Синечихинского завода, Алапаевского округа, героическим коллективным трудом добились пуска на своем заводе домны производительностью в 4 тысячи пудов в сутки.

В день пуска домны вечером состоялся торжественный митинг рабочих завода и спектакль. После третьего действия, в театре, в 11 часов вечера, было получено известие, что на станцию прибыли 14 вагонов дров для завода и что нет рабочих для их разгрузки. Все присутствовавшие на спектакле рабочие, не колеблясь ни одной минуты, отправились на станцию и принялись за работу. Через полчаса вагоны были разгружены и отправлены снова за дровами, а рабочие пошли обратно в театр смотреть четвертое действие пьесы.

Немало было и таких случаев, когда на собрании, по обсуждаемому политическому или экономическому вопросу вместо резолюции принималось решение устроить коммунистический субботник. 10 июня 1920 года в Иваново-Вознесенске открылся IV губернский съезд профсоюза рабочих-текстильщиков. По первому пункту порядка дня делегаты съезда единодушно постановили: не заслушивать доклада по текущему моменту и не выносить резолюции, а отправиться немедленно всему составу съезда на железнодорожную станцию для проведения коммунистического субботника. Делегаты в количестве 146 человек приняли активное участий в субботнике и проделали следующую работу: для фронта было погружено 8 вагонов мануфактуры, 2 вагона соли, 2 вагона овса, несколько вагонов муки.

Рабочие, служащие, административный и комиссарский состав Московско-Казанской железной дороги, выполняя по-революционному свой долг перед рабоче-крестьянской республикой, в "неделю борьбы с разрухой железнодорожного транспорта и хозяйства" одержали большую победу на транспорте и были удостоены великой чести - благодарности В. И. Ленина, - а их героическая работа была отмечена специальным постановлением Совета обороны республики.

Рабочие и трудящиеся горячо приветствовали все начинания партии и советского правительства по восстановлению народного хозяйства и активно проводили их в жизнь.

На IX съезде партии Ленин предложил отметить в 1920 году День международного пролетарского праздника, 1 Мая, коллективным трудом, устроить Всероссийский коммунистический субботник по борьбе с хозяйственной разрухой в стране. Съезд постановил превратить международный пролетарский праздник 1 Мая в грандиозный всероссийский субботник.

Призыв Ленина и решение партийного съезда вызвали в массах исключительный трудовой энтузиазм. Не было ни одного уголка в стране, где бы в день 1 Мая не


1 Орден Красного знамени был учрежден в 1918 году, Орден Трудового Красного знамени - в 1920 году.

стр. 32

были проведены субботники. На первомайский коммунистический субботник явились положительно все трудящиеся, от старого до малого. В ряде мест субботники проводились не только 1, но и 2 мая. Субботник 2 мая был проведен в Нижнем Новгороде и губернии по инициативе товарища В. М. Молотова. Всероссийский первомайский субботник проходил всюду с величайшим трудовым подъемом и принес стране большую пользу.

В июле того же года партия организовала для помощи сельскому хозяйству "неделю крестьянина". Рабочие многих фабрик и заводов объявили себя мобилизованными для работы в помощь сельскому хозяйству. На предприятиях в эту "наделю" были проведены субботники и воскресники. В ряде городов и губерний коммунистические субботники проводились не только в "неделю крестьянина": целые месяцы были посвящены добровольной и бесплатной работе в помощь сельскому хозяйству. В села были посланы бригады рабочих по ремонту сельскохозяйственного инвентаря. Красная Армия на фронтах, рабочий класс и трудящиеся массы в тылу, руководимые большевистской партией во главе с Лениным и Сталиным, были едины в стремлении уничтожать врага и ликвидировать хозяйственную разруху, голод и холод.

"Главная же причина того, - говорил Ленин, - что нам сейчас дало победу, главный источник - это героизм, самопожертвование, неслыханная выдержка в борьбе, проявленная красноармейцами, которые умирали на фронте, проявленная рабочими и крестьянами, которые страдали, особенно промышленные рабочие, которые за эти три года в массе страдали сильнее, чем в первые годы капиталистического рабства. Они шли на голод, холод, на мучения, чтобы только удержать власть. И этой выдержкой, этим героизмом они создали тыл, который оказался единственно крепким тылом, который существует между борющимися силами в этот момент. Поэтому-то мы сильны и прочны, в то время, как Антанта разваливается и разваливается у нас на глазах" (Ленин. Т. XXV, стр. 476).

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ТРУДОВОЙ-ГЕРОИЗМ-И-САМООТВЕРЖЕННОСТЬ-РАБОЧИХ-ТЫЛА-В-ГОДЫ-ГРАЖДАНСКОЙ-ВОЙНЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анастасия КольцоКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kolco

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

П. ДЕРКАЧ, ТРУДОВОЙ ГЕРОИЗМ И САМООТВЕРЖЕННОСТЬ РАБОЧИХ ТЫЛА В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 30.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ТРУДОВОЙ-ГЕРОИЗМ-И-САМООТВЕРЖЕННОСТЬ-РАБОЧИХ-ТЫЛА-В-ГОДЫ-ГРАЖДАНСКОЙ-ВОЙНЫ (дата обращения: 23.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - П. ДЕРКАЧ:

П. ДЕРКАЧ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Россия
1946 просмотров рейтинг
30.08.2015 (3160 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
7 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ТРУДОВОЙ ГЕРОИЗМ И САМООТВЕРЖЕННОСТЬ РАБОЧИХ ТЫЛА В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android