Libmonster ID: RU-9007
Автор(ы) публикации: В. П. КОЛКУТИНА

Представленный здесь анализ работы может рассматриваться как развитие и совершенствование концепции постиндустриализма, рамки которой видятся иногда искусственно зауженными. Обратим внимание на то, что, начиная со второй половины 80-х годов можно видеть некий ренессанс теории постиндустриализма. Так, гораздо меньшим влиянием сегодня пользуются не только введенные в 70-е и 80-е г.г. "позитивные" понятия, но и весьма влиятельная ранее теория постмодернизма. Последняя, на наш взгляд, сегодня вступила в так называемый "синтез" с теорией постиндустриализма и стала представлять ее сущностный социокультурный уровень. Тенденцию к данному положению вещей можно проследить и на примере работы Жана Бодрийяра, французского философа, одного из теоретиков постмодернизма. Состояние западной цивилизации 70-х г.г. он характеризует как искусственное, неподлинное бытие. Рассуждая о труде и материальном производстве, Бодрийяр оперирует понятием "симулякр" в контексте сформулированных им трех ценностных законов. По его мнению, начиная с эпохи Возрождения, западная цивилизация жила на основе закона естественной ценности. Промышленная революция установила в обществе закон рыночной стоимости. В современном мире функционирует структурный закон ценностей. Что представляет собой современное общество сквозь призму работы французского философа?

Древнее понятие "симулякр" - несхожая видимость, подобие - Бодрийяр использовал для образного обозначения современной реальности. Она в огромном количестве вырабатывает симулякры третьего порядка. Соответственно, общество рыночных отношений

стр. 27


продуцировало симулякры второго порядка, а общество, жившее по закону естественных ценностей, вырабатывало симулякры первого порядка. Чем выше порядок, тем совершеннее общество.

Основу естественной дифференциации общества, живущего по рыночному закону стоимости, составляет труд. Он становится не только измерим, но привносит в жизнь общества прибавочную стоимость. Современное западное общество живет согласно структурному закону ценностей. Этот период характеризуется "концом производства" и безраздельным социальным господством капитала. Это господство растворено всецело и бескровно в окружающих нас знаках, что и есть символическое насилие.

Конец производства связан напрямую с концом труда: труд больше не сила, он - знак среди знаков. Теперь он не производительный, а воспроизводительный. Предначертанность к труду - установка целого общества, которое и само уже не знает, хочется ли ему что-то производить. Конец производства, конец труда, конец политической экономии открывает эру симуляции, эру взаимной подстановки знаков, которые раньше были противоречивыми или диалектически противоположными.

Для Бодрийяра труд - это служба на благо общества. Труд присутствует в каждом индивидууме как рефлекс, как мораль, как принцип реальности. Глобализация экономики, автоматизация и компьютеризация производства породили операторную абстрактность трудового процесса, и какой-нибудь рабочий, оператор станка с числовым программным управлением в Корее может и не знать, что сделанная им деталь будет вставлена в машину в США, а эксплуатироваться будет в Египте. Но если для конкретного рабочего изготовление детали - это труд, то для Жана Бодрийяра - грандиозный ритуал знаков труда. И на этом основании он утверждает, что рабочая сила - уже не сила, а характеристика, ее реальное оперирование в процессе труда есть не что иное, как дублирование этой характеристики в операциях кода.

Отталкиваясь от идеальной модели труда прошлого (эйдоса), французский философ прослеживает его изменения уже в виде симулякров. Прежде, отмечает он, труд мог обозначать реальность некоего общественного производства, накопления богатств как общественной цели. Прежде труд был пронизан целенаправленностью, труженик не переживал процесс производства как безумное повторение. Прежде труд был персонифицирован, всегда существовала потребность в нужном человеке на нужном месте.

Теперь от человека не требуется производить, теперь он не

стр. 28


преодолевает себя в трудовом усилии, а "социализируется". Человек функционирует как знак в рамках общего производственного сценария. Вместо собственных значений того или иного вида труда существует так называемая трудовая система и взаимозаменяемость. Общество озадачено лишь тем, чтобы поместить каждого в социальную сеть. Люди повсюду должны быть приставлены к делу - в школе, на заводе, на пляже, у телевизора и т.д., что Жан Бодрийяр называет "режимом постоянной всеобщей мобилизации". Мобильность - необходимое условие при приеме на работу сегодня, еще одно качество вашей личности, повышающее рейтинг в глазах работодателя. Физическая мобильность может быть врожденным качеством, тогда как социальная мобильность - то чему надо учиться, как неплохо было бы научиться плавать и ездить на велосипеде. Для такого функционирования созданы все условия: сдельная оплата труда, гибкое рабочее расписание, подвижность кадров, переквалификация, постоянное трудовое обучение, децентрализация трудового процесса. Даже если по каким-либо объективным причинам человек не может работать, ему назначают пособие по безработице. Главное, чтобы каждый человек являлся окончанием целой сети, пусть ничтожно малым окончанием, но все же включенным в сеть. Такое положение вещей приводит к концу производства, ибо оно включается в знаковую систему потребления. Это состояние труда Бодрийяр называет "посмертным существованием". Критикуя постиндустриальное общество, он отмечает, что сегодня насилие капитала над человеком происходит не на бытовом уровне, мол, отдай мне свою рабочую силу по максимуму, а на уровне знака. Даже если бы настал конец злополучной прибавочной стоимости, даже если бы отменили зарплату, человек остался бы отмечен трудом как обреченностью на производство. Таинством труда человек пронизан насквозь, как полом. Это место звучит у Жана Бодрийяра особенно по-французски: "Нет, труженик уже не человек, даже не мужчина или женщина: у него свой особенный пол - рабочая сила, предназначающая его для определенной цели; он отмечен ею, как женщина отмечена своим полом..., как негр отмечен цветом своей кожи: они тоже суть знаки, ничего кроме знаков"1.

Если прежде капитал нуждался в живом труде, образно говоря, труд хотя бы формально участвовал в установлении правил игры с капиталом, то в современном обществе произошла полная победа


1 Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 1996.

стр. 29


капитала над трудом. Теперь уже капитал и "коллективная машинерия" производят себе цель и вырабатывают труд. Бесконечно отражающиеся друг в друге категории симулякров третьего порядка дают основание Жану Бодрийяру говорить о конце политэкономии, о полном царстве системы кода. Пытаясь выйти за пределы политэкономии, Бодрийяр особое внимание уделяет таким категориям, как непроизводительный труд и свободное время. В постиндустриальном обществе развитие знаний, перекладывание тяжелого, механического труда на плечи машин и автоматов, увеличение количества свободного времени привели к росту в общественном производстве так называемого непроизводительного труда. Поэтому он предлагает уравнять понятия "труд" и "услуга". В этом случае под трудом в широком смысле слова будет пониматься отдача своего физического тела, своего времени, пространства, серого вещества. Производится при этом что-нибудь или нет, не имеет значения по сравнению с этой зависимостью. Господство капитала над личностью расценивается как тотальное закабаление и закрепощение. Слияние "труда" и "услуги" привело к тому что, труд более ничем не отличается от своей противоположности - свободного времени, его просто не остается в специфическом смысле термина. И далее французский мыслитель рисует нам мрачную картину будущего: труда больше нет, поскольку он достиг своей завершенной формы, своего принципа, соединившись с другими принципами, исторически выработанными в других социальных пространствах - таких, как больницы, тюрьмы, гетто, приюты и т.п. "Всегда будут существовать, - пишет он, - природные заповедники и индейские резервации, чтобы скрыть, что ни животных, ни индейцев больше нет, что мы сами все стали индейцами. Всегда будут существовать заводы и фабрики, чтобы скрыть, что труд умер, что производство умерло, или же оно теперь всюду и нигде"2.

Неразличение труда и свободного времени привело к тому, что вся жизнь - это труд. Поэтому, считает Жан Бодрийяр, труд - это медленная, отсроченная смерть. Единственная альтернатива труду - не свободное время, а жертвоприношение. Капитал обрекает трудящихся на бесконечное унижение - жить в труде. В этом Жан Бодрийяр перекликается с раннехристианским положением о том, что труд дан человеку свыше в наказание. Человек должен хорошо трудиться, жить праведно, и тогда он попадет после смерти в рай. Сравнивая символическое отношение субстанции труда и эксплу-


2 Иноземцев В. За пределами экономического общества. М., 1999.

стр. 30


атации, Жан Бодрийяр выходит на гегелевскую тему Господина и Раба. Господин дарует Рабу труд в обмен на отсроченную смерть. Капитал дает трудящемуся труд в обмен на медленное умирание. Дарение труда со стороны власти и получение зарплаты со стороны трудящегося есть код социального господства. Приобретая на зарплату товары, трудящийся становится над ними Господином, а вещи живут отложенной смертью. Таким образом, формальный выкуп власти осуществляется через громадный механизм труда, заработной платы и потребления.

Разумеется, наш обзор - лишь квинтэссенция основательной попытки Бодрийяра убедить читателя в завершении эпохи политэкономии, в смерти труда и производства, и не может передать все многообразие авторских сравнений и эпитетов, многослойных образов, красоты мышления. Однако его, надеемся, достаточно, чтобы согласиться или не согласиться с автором. На наш взгляд, автор не случайно рассматривает труд и производство, лишь начиная с эпохи Возрождения. Исследование данного вопроса с более раннего времени внесло бы серьезные коррективы в "симулякры Бодрийяра".

Утверждая о смерти труда, автор как бы устанавливает верхнюю границу, за которой начинается эпоха без политэкономии Маркса. В этом стремлении Жан Бодрийяр не одинок - многие постмодернисты (например, Э. Тоффлер) рассматривают нынешнее состояние западной цивилизации как переход к качественно новому пониманию роли труда в обществе. Но при этом пока никто не создал для развития материального производства более убедительной категории, чем прибавочная стоимость. Другой вопрос, каковы будут трудовые функции человека в постиндустриальном обществе, будет ли установлен минимальный отрезок времени для занятия общественно-полезной деятельностью и т.д.

Возможно, исследуя абстрактное понятие "труд", следует вести речь о расширении его философского понимания. Ведь ценность труда состоит не только в его связи с производством и распределением материальных богатств. До сих пор никто не опроверг теорию о роли труда в происхождении и развитии человека как существа разумного! Пока же исследования в области труда и общества, на наш взгляд, не могут носить императивный характер, так же как и исследование теорий ценностей, а в данной работе производится анализ именно тех явлений и сущностей, которые снова и снова возвращают нас к философской системе их объяснения: общество, ценности, культура. Надо заметить, что когда человек заболевает, в борьбу с вирусами в его организме вступает лимфатическая си-

стр. 31


стема. Лимфоузлы оттягивают на себя болезнетворные бактерии, воспаляются, сигнализируя человеку о необходимости заняться здоровьем. В нашей работе Ценности играют роль таких лимфоузлов. Анализ ценностей делает актуальным анализ роли и места стоимостных отношений в условиях формирования постиндустриального общества, и этот анализ - центр нашего внимания в последующих исследованиях.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ТРУД-КАК-ЦЕННОСТЬ-СКВОЗЬ-ПРИЗМУ-РАБОТЫ-Ж-БОДРИЙЯРА-СИМВОЛИЧЕСКИЙ-ОБМЕН-И-СМЕРТЬ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Galina SivkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sivko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. П. КОЛКУТИНА, ТРУД КАК ЦЕННОСТЬ (СКВОЗЬ ПРИЗМУ РАБОТЫ Ж. БОДРИЙЯРА "СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБМЕН И СМЕРТЬ") // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ТРУД-КАК-ЦЕННОСТЬ-СКВОЗЬ-ПРИЗМУ-РАБОТЫ-Ж-БОДРИЙЯРА-СИМВОЛИЧЕСКИЙ-ОБМЕН-И-СМЕРТЬ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. П. КОЛКУТИНА:

В. П. КОЛКУТИНА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Galina Sivko
Краснодар, Россия
1884 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3119 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
20 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ТРУД КАК ЦЕННОСТЬ (СКВОЗЬ ПРИЗМУ РАБОТЫ Ж. БОДРИЙЯРА "СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБМЕН И СМЕРТЬ")
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android