Трезвый голос в буржуазной историографии о коренном населении Америки
"American Historical Review". New York. 1975, N3.
Профессор истории университета в Санта-Барбара (Калифорния) Уилбор Р. Джекобе - специалист по ранней истории США. Основная область его интересов - взаимоотношения индейцев и белых в колониальный период. В статье "Как современная американская историческая наука освещает прошлое" Джекобе пишет о новых тенденциях в американской буржуазной историографии данной проблемы. Один из наиболее существенных признаков этого, по мнению автора, усовершенствование методов обработки источников и главным образом междисциплинарный подход, предусматривающий совокупное изучение антропологических, этнографических, археологических, исторических, литературных источников и памятников искусства.
Представители "новой социальной истории", для которых междисциплинарный метод является основополагающим, стараются представить историю американского общества, в частности коренных жителей континента, как историю изменений этнической и демографической структуры этого общества, причем социальная мобильность населения рассматривается в качестве одного из решающих факторов развития страны. Говоря о работе последователя Ф. Тернера Р. А. Биллингтона1 , Джекобе справедливо подчеркивает, что пересмотр истории индейцев северо-востока есть признание того, что они имеют свою историю, достойную изучения, есть знамение времени. Даже редакторы начавшей выходить в связи с 200-летием США серии "Новая американская нация" включили в свое издание том "Индейцы в Америке", написанный У. И. Уошбёрном2 .
Специальное внимание Джекобе уделяет истории договоров федерального правительства с индейскими племенами сиу. Соответствующая документация была подготовлена адвокатами, выступавшими на стороне индейцев во время процесса о событиях в Вундед Ни в 1974 году. Эти документы использовались для подтверждения "высшего права индейцев на землю", поскольку сохранение земельных ресурсов индейских племен - одна из основных задач, которую ставят индейцы на современном этапе. Широкое обращение индейских журналистов и историков к подобным темам направлено на то, чтобы связать "настоящее и прошлое во имя мобилизации индейского сопротивления на борьбу с насилием белых". Крупным до-
4 В. И. Ленин. ПСС. Т. 39, стр. 114- 115.
1 R. A. Billington. Westward Expansion: A History of the American Frontier. N. Y. 1974.
2 W. E. Washburn. The Indian in America. N. Y. 1975.
стр. 198
стижением индейских историков называет Джекобе выход в свет книг таких авторов, как Скотт Момадей, Вайн Делориа (мл.), Кирк Кикинбёд (Кайова) и Карен Дюшено (Сиу)3 .
В поле зрения ведущих исследователей истории индейцев (Д'Арчи Мак Никл, У. Брандо и Дж. Г. йоргенсен4 ) находятся проблемы духовного развития коренных жителей Америки за последние 200 лет. Применяя междисциплинарную методику, эти авторы опровергают традиционные для американской буржуазной историографии представления о взаимоотношениях между индейцами и белыми и, в частности, концепции "страдающего белого" (Мак Никл), "ленивых индейцев" (У. Брандо). Последний показывает, что "алчность и жадность в квадрате со стороны белых, другими словами, - всемогущий доллар лежит в основе девяти десятых всех наших несчастий с индейцами" (стр. 599). На этнографо-историческом материале к тому же выводу пришел и Дж. Г. Йоргенсен, который приводит убедительные доказательства об обширных и глубоких природных способностях индейцев в сфере духовной культуры. Ряд авторов (Э. Золла, Б. В. Шихан, С. Эби, Л. Р. Мэрфи5 ) пытаются по-новому подойти к проблеме взаимоотношений индейцев и белых. Они, в частности, признают порочность концепции "прогресса, идущего вслед за цивилизацией", оправдывающей геноцид в отношении индейцев, стремившихся обеспечить сохранение своей самобытной культуры в процессе ее активного разрушения белыми. Джекобс считает, что в США выходит мало глубоких исследований по проблемам истории индейцев. Это, по его мнению, объясняется усиливающейся тенденцией "американского романтизма", который "препятствует интенсивному и серьезному изучению культурных особенностей и течений в угоду консервативным и даже реакционным научным направлениям" (стр. 605). В своем обзоре автор уделяет особое внимание публикациям источников по истории индейцев, ибо "какие бы методы ни использовали историки, они, вероятно, никогда не смогут обойтись без традиционных документальных свидетельств" (стр. 605). В числе этих публикаций он называет "Indian Treaties, 1778 - 1883" под редакцией Ч. Дж. Капплера6 , и 4-томную коллекцию правительственных документов по истории коренных жителей Америки под ред. У. И. Уошбёрна7 . Документальные источники, пишет Джекобс, свидетельствуют о том, что белые колонисты руководствовались идеями расового превосходства, алчным стремлением захватить и присвоить принадлежащие индейцам земли и полезные ископаемые. Даже филантропия превращалась при этом в оружие насилия, американизации и ограбления.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |