Libmonster ID: RU-13944
Автор(ы) публикации: З. П. Соколова

Шорцы - тюркоязычная народность, живущая в отрогах Кузнецкого Алатау, в бассейне среднего течения р. Томь и ее притоков Кондомы и Мрас-Су (Таштагольский, Мысковский и Кузедеевокий районы Кемеровской области). Численность шорцев, по данным переписи 1970 г., составляет около 16,5 тыс. человек1 . В XVII-XVIII вв. рус-


1 "Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года". Ч. IV. М, 1973, стр. 11.

стр. 207


ские называли их "кузнецкими татарами", "кондомскими и мрасскими татарами", "абинцами". Сами себя они называли ранее по именам родов (Карга, Кый, Кобый), либо волостей и управ (Таяш-Чоны - Таяшская волость), либо рек (Мрас-кижи - мрасские люди, Кондым-чоны - кондомский народ). За пределами родных мест они именовали себя Аба-кижи (аба-род, кижи-люди), чыш-кижи (люди тайги). По наименованию рода "шор" алтайцы, хакасы и другие соседи обычно звали их шорцами. Этот термин получил распространение в XIX в., а позднее стал общеупотребительным2 .

Проблема происхождения шорцев сложна и не полностью решена. Складывание народности шорцев проходило на территории с населением сложного этнического состава, где на протяжении многих веков сменялись различные этнические волны. И хотя в археологическом отношении Алтае-Саянское нагорье достаточно изучено, вопрос о соотнесении многих археологических культур с тем или иным этносом еще ждет своего разрешения. Антропологическое исследование шорцев позволяет говорить об общности элементов, лежащих в основе физического типа шорцев, хантов и манси. По происхождению шорцы близки северным алтайцам. При знакомстве с материальной и духовной культурой шорцев обнаруживаются многие черты, свидетельствующие об их сходстве с обскими уграми, самодийскими народами и кетами. Таким образом, в основе складывания, шорцев как народности лежат, видимо, аборигенные элементы, общие - и для угров, самодийцев и кетов, связанные, по всей вероятности, с существованием в прошлом (VI-IV тыс. до н. э.) обширной уральской общности. Гораздо позднее (в VI-IX вв.) шорцы подверглись тюркизации древнеалтайскими, уйгурскими и енисейско- киргизскими племенами, в результате чего произошло их частичное смешение с тюркскими и монгольскими племенами, которое не могло не сказаться, на их языке, принадлежащем к тюркской семье. В XVII-XVIII вв. в состав шорцев влились пришедшие с севера (с Иртыша, из Кулундинской и Барабинской степей) телеуты - кочевники-скотоводы, принесшие шорцам некоторые черты монгольского обихода и элементы сходства с алтайцами и хакасами, особенно в фольклоре.

По методам ведения хозяйства, по культурному развитию и по некоторым этнографическим особенностям можно выделить среди шорцев две группы: северные, или степные, и южные, или таежные. Их различия между собой определяются "разными факторами: с одной стороны, типом хозяйства (большее значение придается скотоводству и земледелию у северных, охоте и рыболовству - у южных шорцев), с другой - большей степенью усвоения русской культуры северными шорцами. Население Южной Шории до Великой Октябрьской социалистической революции влачило особенно жалкое существование, что нашло отражение в их материальной культуре (типы жилищ, одежда, пища). Главным занятием шорцев было Кузнечное дело. Они добывали и плавили железную руду, изготовляя из нее кованые изделия, которые обменивали у кочевников на скот, войлок и пушнину, а в XVIII в. сбывали железные изделия русским купцам. Часто и дань они платили в виде котлов, таганов, оружия и доспехов. Именно этот род занятий шорцев и послужил основанием для наименований "кузнецкие люди", "Кузнецкая земля". Собирать с них дань означало "ходить в кузнецы". "Сии татары были прозваны кузнецами потому, - писал Г. Ф. Миллер, - что они железную руду плавят и из выплавленного железа делают всякую домашнюю посуду и принадлежащее к звериному промыслу орудие"3 . Плавильные печи устраивали в глиняном полу зимнего жилища; применялись примитивные ручные меха. Железоделательной продукций изготовлялось сравнительно много, но к концу XVIII в. вследствие прекращения связей шорцев с кочевниками, а также из-за конкуренции русских кузнечных изделий шорское кузнечное производство почти исчезло.

Занимались шорцы и охотой, рыболовством, собирательством и примитивным земледелием. Охотились на крупного зверя (марала, оленя, лося, косулю) с помощью загородей, самострелов, облав и ям. До XIX в. посредством лука и железных стрел, а позднее ружей, полученных от русских купцов, добывали белку, соболя, лисицу, колонка, выдру, горностая, рысь. На пушного зверя ставили ловушки, петли и самострелы. В большинстве шефских хозяйств


2 Л. П. Потапов. Очерки по истории Шории. "Труды" Института востоковедения АН СССР. Т. XV. М.-Л. 1936, стр. 6 - 7, "Народы Сибири". М.- Л. 1956, стр. 493.

3 Г. Ф. Миллер. Описание Сибирского царства. СПБ. 1787, стр. 334 - 335.

стр. 208


охота имела значительный удельный вес (от 75 до 90%). "Звериная ловля, - свидетельствовал И. Г. Георги, - есть главное их дело, потому наипаче, что всякая дичина полезна им в рассуждении как шкур, которыми они подушный свой оклад очищают, так и мяса"4 . Зимой охотились шорцы на лыжах, которые были двух типов - голицы и подшитые или подклеенные камусом из шкуры лошади, марала и оленя. Изготовлялись лыжи из черемухи, березы или тальника. Охотник тащил на себе в тайгу ручную нарту либо волокушу со съестными припасами. Промышляли зверя артелями по 4 - 7 человек, уходя на 50-200 км от селения и устраивая в тайге общий шалаш. Хотя на зверя ходили по 1-2 человека, однако добычу делили поровну. Принципы первобытно- родового коллективизма сохранились и в распределении добычи при коллективном промысле: ею наделялся даже тот, кто не принимал участия в охоте, но встретился с возвращавшимся с промысла охотником или просто подошел к нему во время преследования зверя. Этот обычай отражен в фольклоре: "Два брата, загнав оленя..., его убили. Убив, шкуру содрали, мясо в шкуру обернули и к селению поволокли. Когда в селение возвращались, один человек огромного роста по снегу бежал. Близко подбежав, спрашивает: "Одну долю дашь ли?". Те два брата скупые люди были - не дали... Дома им отец сказал: "Хорошо не будет!". В том же году, когда два брата сеть на выдру ставить пошли, старший брат под воду ушел. Хозяин воды его утянул - так говорят"5 .

Элементы коллективизма сохранялись и в рыболовстве, которое служило источником питания. На Мрас-Су оно составляло в общем хозяйственном балансе менее 40%, на Кондоме - более 70%, в низовьях рек было основной отраслью6 . Хариуса, тайменя, язя, щуку, налима ловили удочками, сетями и неводами, которые плели из крапивы, а также ловушками, плетеными из тальника, били острогой и стреляли из лука. Маленькие речки перегораживали. По реке передвигались с помощью шестов на лодках- долбленках и лодках-берестянках. Еще в XVIII в. шорцы-охотники сельским хозяйством не занимались. Они дополняли охоту и рыболовство собирательством: "Понеже они к хлебопашеству не имеют способного случая, а скотом очень скудны, то все их пропитание сверх промысла зверей состоит из одних диких кореньев"7 . Весной женщины собирали клубни, корни, луковицы и стебли различных дикорастущих растений - сараны, кандыка, черемши, дикого лука, борщовника, дикого пиона (марьин корень) и др. Орудием для выкапывания корней и клубней служила корнекопалка "озуп", состоявшая из черенка длиною 60 см с поперечной перекладиной-педалью для ноги и железным лезвием-лопаткой на конце. Луковицы заготавливали на зиму в сушеном виде, корни и стебли закапывали в землю. Занятие собирательством нашло яркое отражение в шорских преданиях и сказках: "Та женщина со своим ребенком жила в верховьях реки Томи. В тайге кандык, сарану выкапывала. Так живя, ребенка своего кормя, выращивала"; "прежде брат и сестра жили. Старшая сестра кандык, сарану выкапывала, так питалась. Младший брат, в великой тайге зверя, птицу убивая, самострелы ставя, петли наставляя, охотился - так питался"8 .

Широко практиковался сбор ягод и кедровых орехов для личного потребления, но с XIX в. они собирались для сбыта. За орехами отправлялись в тайгу семьями или артелями, оставаясь там на несколько недель и живя в шалашах. Тут же в лесу делали из дерева и бересты орудия и приспособления для промысла - молоты-колотушки, терки, сита, веялки, лукошки. Орехи сбывали торговцам или отдавали взамен за товар, в погашение долгов, за взятые ранее продукты. Сбор меда в дуплах был известен шорцам давно. От русских они перемяли пчеловодство. Разводили пчел в долбленых из дерева колодах или дуплянках, изредка в ульях.

Еще до XVII в. некоторые шефские хозяйства занимались земледелием. Очистив от леса с помощью огня и топора место для пашни, шорцы взрыхляли землю мотыгами (абыл). Они сеяли ячмень, пшеницу и коноплю, из волокон которой изготовляли холст. Молотили зерно цепами, мололи его на ручных каменных мельницах. В северной части Шории, куда активнее проникала русская культура, земледелие было плужным. Для пахоты здесь использовали дере-


4 И. Т. Георги. Описание всех в Российском государстве обитающих народов. СПБ. 1776. стр. 163.

5 "Шорский фольклор". М. -Л. 1940, стр. XVII.

6 Там же, стр. XXI.

7 П. С. Паллас. Путешествие по разным провинциям Российского государства. Ч. III, половина 1-я. СПБ. 1778, стр. 514.

8 "Шорский фольклор", стр. XXI.

стр. 209


вянную соху с железным сошником, для боронования - деревянную борону, для жатвы - серп, зерно мололи на водяных мельницах, У северных шорцев были в употреблении русская упряжь, телега и сани. Навыки скотоводства северные шорцы усвоили от русских крестьян. Оно носило оседлый, стойловый характер. Кобылиц не доили, не изготовляли молочных продуктов. В стаде преобладали лошади.

До вхождения в состав Российского государства (XVII-XVIII вв.) предки современных шорцев находились на положении данников тюркских каганов, уйгурских ханов, киргизских правителей, монгольских или калмыцких феодалов. Вхождение в состав России способствовало избавлению шорцев от этой даннической зависимости, развитию их хозяйства и культуры, особенно благодаря сближению их с русским крестьянством. О нелегкой жизни до установления Советской власти шорцы вспоминали так: "Жить было трудно и голодно. Зверя в ясак отдавали, за долги торговцам, есть нечего было. Ячменя сеяли мало, тайга мешала, скота не держали, все больше промышляли. Женщины помогали мужчинам добывать зверя. Зимой уходили семьями в тайгу в там жили в деревянных шалашах... Летом жили по речкам и занимались рыбной ловлей..."1 .

Обитали шорцы в небольших селениях-улусах (аал), чаще всего в маленьких и низких срубных четырехугольных домах-юртах с берестяной крышей. Отапливались они глинобитным очагом типа открытого сибирского камина- чувала. С конца XIX в. шорцы стали строить избы русского типа, особенно быстро распространившиеся на севере Шорни. У богачей были двухэтажные дома, крытые тесом или железом. Но еще в XVIII в. почти повсеместно зимним жилищем служила срубная полуземлянка, а в качестве сезонного жилища использовали шалаши различной конструкции (одаг и агыс). Одаг сооружался из бревен или жердей наподобие конического шалаша; агыс - каркасное шатровое жилище из бревен, досок, жердей, крытое ветвями или берестой, с земляным полом и костром в центре. Дым выходил в щель, которая находилась в крыше постройки. Жилище строилось в форме усеченной пирамиды и имело сходство с некоторыми вариантами подобного рода жилищ у других народов Сибири (хантов, манси, кетов, селькупов).

Такое жилище возводили на пашне или в тайге на время земледельческих работ или охоты, заготовки орехов. Однако бедное население Южной Шории нередко использовало эти временные жилища в качестве постоянных зимних, утепляя их с помощью бересты и слоя земли. Охотничий шалаш-одаг сооружался чаще всего из молодых деревцев и веток, прислоненных к дереву, с земляным полом, устланным пихтовыми ветвями. Продукты, зерно, снасти хранили на помостах или в срубных свайных амбарах, также имевших много схожего с обско- угорскими10 .

Различалась одежда южных и северных шорцев. Так, если северные шорцы шили ее чаще всего из покупных тканей, овчины или носили покупную одежду русского образца (особенно зажиточные), то южные - из домотканых, изготовлявшихся из волокон конопли и кендыря. Мужская и женская одежда мало отличалась друг от друга и состояла из рубахи, штанов и халата (шабур) с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. Зимой надевали несколько халатов. Их носили, запахивая слева направо и подпоясывая кушаком (тюркская черта), или нараспашку, как у обско-угорских народностей. На севере Шории мужчины зимой носили овчинные шубы, крытые материей. На ноги, предварительно обмотав их специально заготовленной мягкой травой - осокой, надевали кожаные сапоги-чирки с длинными голенищами (у бедных - из кендыря). Головным убором женщинам служили платки, мужчинам - картузы из ткани, кожи и даже из бересты либо своеобразные круглые холщовые шапки типа усеченного колпака с круглой, нередко вышитой тульей, на макушке собранной в сборки, пришитые к кружку из ткани. Для зимы на тулью нашивали шкуру кабарги11 . Холст ткали на примитивных станках из волокон не только конопли и кендыря, но и крапивы. В домашних условиях обрабатывали шкуры животных. Выделывая из шкур кожи, их вымачивали, сушили, смазывали особым составом, мяли в самодельных кожемялках, продымливали в земляных печах или на костре. Из бересты и дерева изготовляли посуду и прочую утварь. Домашнее произ-


9 Л. П. Потапов. Указ. соч., стр. 23.

10 "Историко-этнографический атлас Сибири". М. -Л. 1961, стр. 137 - 147.

11 Л. П. Потапов. Одежда алтайцев. "Сборник" Музея антропологии и этнографии (МАЭ). Т. XIII. М. -Л. 1951; "Народы Сибири", стр. 509 - 510; "Историко-этнографический атлас Сибири", Стр. 234, 285, 334.

стр. 210


водство лежало в основном на плечах женщин. Мужчины же были заняты промыслами, а также некоторыми домашними работами, связанными с обработкой дерева, рога, кожи.

Шорские предания свидетельствуют о том, что в старину основным продуктом питания было мясо зверей: "Давным-давно тому назад было. У подножья тайги, на берегу воды, юрту поставив, мать и ребенок жили. Мясо зверей и птиц на огне жаря, в берестяном казане снег оттаивая, питаясь, жили"12 . Рыба, дикорастущие растения тоже широко употреблялись в пищу. Лук, черемшу, кандык и др. ели сырыми, кандык, сарану варили в воде иди молоке, сарану пекли в золе, черемшу солили. Корни дикого пиона сушили и варили несколько раз, чтобы уничтожить их ядовитость (если они были собраны не ранней весной, когда менее ядовиты), растирали на ручной мельнице и готовили кашицу или лепешки. С развитием земледелия у северных шорцев в их рационе стали преобладать мука и крупа из ячменя. Из них варили кашу (саламат), добавляли их в суп, кусочки теста варили в воде, иногда с рыбой или мясом, либо в молоке; пресные лепешки варили в кипятке и ели с супом или ухой. Из ячменной муки делали брагу. У степных шорцев большую роль в пище играли молочные продукты: блюда из кислого молока, сыр, творог, масло13 . Мясо ели редко, главным образом добытое на охоте. Конину могли покупать только зажиточные слои населения.

В середине XIX в. основной единицей шорского общества являлась большая семья (тöль). Но еще тогда в общественной жизни шорцев, особенно южных, были сильны первобытнообщинные отношения. Границы волостей или административных единиц совпадали с территорией расселения родов, в селении жили представители одного рода, ясак и подати раскладывались внутри рода, родовые пережитки сохранялись в обычаях, обрядах, семейно-брачных отношениях, религиозном культе. Хотя род был основан на отцовском праве, бытовали и остатки материнского права. Члены одного рода называли себя "карындаш" (единоутробный). Обнаруживаются также следы матрилокального брака. Охотничьи угодья были закреплены за отдельными родами ("вся местность обитания черневых татар разделена на отдельные "тайги", и в каждой хозяйничает тот или другой род"14 ), а позднее, с разложением рода, они перешли в пользование "фамилий", или больших семей. В большие семьи входили 2 - 3 поколения близких родственников, которые жили вместе, имели общую собственность и вели совместное хозяйство. К концу XIX - началу XX в. в среде северных шорцев стали развиваться территориальные связи. Большое влияние на развитие новых отношений оказывали рост производительности труда благодаря внедрению технических новинок (ружей, пил, топоров высокого качества и пр.), торговля, замена натурального обмена денежными отношениями. Большая семья стала распадаться на малые, начали развиваться даже классовые отношения. Среди шорцев выделились богатые торговцы и ростовщики, скупщики пушнины, родовая администрация, эксплуатировавшие своих соплеменников. Таким образом, накануне Великой Октябрьской социалистической революции шорцы находились на стадии перехода к классовому обществу.

До Великого Октября шорцы были почти полностью неграмотны. В 1900 г. грамотность среди них не превышала 1%. Эти немногие представители шорцев- богачей обучались в церковно-приходских и миссионерских школах, а также в миссионерском училище, готовившем школьных учителей, миссионеров, псаломщиков. Русские миссионеры для их обучения приспособили русский алфавит к шорскому языку. Издавалась для этой цели только церковная литература.

Шорцы выработали собственные, нередко фантастические представления о мире, природе. Они хорошо знали местную географию, топографию, особенности и повадки животных, имели познания в области народной фенологии и народной медицины, пользовались лунным календарем, установили свои меры веса и длины.

У шорцев были развиты богатый фольклор и изобразительное искусство (резьба, выжигание по кости, вышивка). Характерные для шорского фольклора охотничьи рассказы и легенды, рисуют предков шорцев как пеших охотников- звероловов. Среди северных шорцев бытуют и героические


12 "Шорский фольклор", стр. 289.

13 Л. П. Потапов. Пища алтайцев" "Сборник" МАЭ. Т. XIV. М. -Л. 1953.

14 А. В. Адрианов. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 г. "Записки" Русского географического общества по общей этнографии. Т. XI. 1888, стр. 317.

стр. 211


былины, созданные в XV-XVIII вв. и занесенные к ним тюркоязычными телеутами. Их рассказывают речитативом под аккомпанемент двухструнного музыкального инструмента-комыса. Широко были распространены у шорцев ранние формы религиозных представлений15 , имевшие отношение к промысловому культу, родовому культу гор, шаманизму. К промысловому культу, тесно связанному с охотничьим промыслом, относятся культ медведя, обряды, посвященные его умилостивлению и возрождению. Для умилостивления духов-хозяев гор, тайги и рек приносили в жертву лошадей, а в более раннюю пору, как гласят легенды, и людей. Шаманские камлания устраивались для достижения удачи в промысле или по случаю болезни. Бедняки должны были отрабатывать шаману за камлание. Шаманы, пользуясь невежеством населения, эксплуатировали низы широкого общества.

В условиях Советской власти появилась возможность реконструировать отсталое хозяйство и быт, развивать культуру, здравоохранение, просвещение шорцев. Им была оказана большая помощь со стороны Советского государства, выразившаяся в денежных, ссудах, снабжении семенами, скотом, сельскохозяйственными машинами, отправке в Горную Шорию специалистов сельского хозяйства. Эти мероприятия, а также коллективизация хозяйств способствовали укреплению экономической жизни шорцев. Большое значение для Горной Шории имела индустриализация края, выразившаяся в широком промышленном развитии Кузбасса. Для шорцев была создана письменность и введено обучение на родном языке. В 1927 г. вышел первый шорский букварь, издана учебная литература на шорском языке. Создавались национальные кадры. Уже в 1935 г. в шорских школах преподавали 64 учителя-шорца. На шорский язык были переведены произведения русской классики. Благодаря этой системе мероприятий за годы Советской власти выросла шорская интеллигенция (учителя, врачи, работники культурно-просветительных учреждений и др.). Появилась и стала развиваться шорская литература. В 1938 г. вышел сборник произведений местных поэтов "Новая Шория". Интересно творчество талантливого шорского поэта Ф. С. Чеспиякова, члена Союза писателей СССР.

Шорцы быстро прогрессируют и в социально-экономическом отношении. Среди них появилось много рабочих. Шорцы являются первооткрывателями крупных месторождений железа. Например, известный Таштагольский рудник открыт шорцем В. Скворцовым, знаменитый Шарагашов рудник - шорцем А. Шарагашовым. Шорцы работают на рудниках наравне со специалистами других национальностей. Известны имена видных мастеров-проходчиков шорцев В. Табаргина и Д. Пожлакова, которые не только были отличными мастерами своего дела, но и обучали молодых рабочих. Больших успехов достигло у шорцев сельское хозяйство. Они получили современную технику. Многие хорошие специалисты выросли из среды шорского крестьянского населения. Помимо колхозов я совхозов, в которых работают шорцы, созданы промысловые хозяйства, объединяющие бригады охотников. Для них в тайге организованы промысловые базы и избушки. В тайгу охотников доставляют вертолеты. Самолеты привозят им свежие газеты, журналы. В годы Великой Отечественной войны шорцы, как и весь советский народ, доблестно защищали Родину и трудились в тылу. Среди Героев Советского Союза, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Отчизны, есть и шорец М. М. Куюшев.

Сейчас шорцы двуязычны: они пользуются родным языком в семейном быту, но используют русский язык в повседневной работе, в общении с представителями других национальностей и в процессе повышения культурного уровня. Коренным образом изменился быт шорцев: они живут в современных электрифицированных и радиофицированных поселках, в новых домах; их одежда, обувь, мебель, утварь - общегородского типа. Социалистическая жизнь и быт современных шорцев - это наглядная реальность сегодняшнего дня.


15 См. рец. Л. П. Потапова на книгу "Шорский фольклор" (М. -Л. 1940). "Советская этнография", 1948, N 3.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/У-ИСТОРИЧЕСКОЙ-КАРТЫ-НАРОДОВ-МИРА-ШОРЦЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander PetrovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Petrov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

З. П. Соколова, У ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТЫ НАРОДОВ МИРА. ШОРЦЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 25.05.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/У-ИСТОРИЧЕСКОЙ-КАРТЫ-НАРОДОВ-МИРА-ШОРЦЫ (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - З. П. Соколова:

З. П. Соколова → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Petrov
Volgodonsk, Россия
1038 просмотров рейтинг
25.05.2017 (2499 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
1 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев
ПРОБЛЕМЫ ИНДИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ
Каталог: Экономика 
10 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
У ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТЫ НАРОДОВ МИРА. ШОРЦЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android