Libmonster ID: RU-10584
Автор(ы) публикации: А. Ю. МИНАКОВ

Феномен нечаевщины должен быть переосмыслен

Появление статьи Ю. А. Бера "Страницы биографии революционера (С. Г. Нечаев)" в N 4 "Вопросов истории" за 1989 г. - факт сам по себе отрадный, ибо впервые за многие годы делается попытка не просто осветить какой-либо эпизод нечаевского дела, а дать картину этого чрезвычайно противоречивого явления в русском революционном движении. Но, к сожалению, далеко не во всем можно согласиться с автором. Явно прослеживается его стремление оспорить тех историков, у которых личность Нечаева "до сих пор не вызывает симпатий", поскольку они "делают упор на негативных фактах его жизни и прежде всего на следовании принципу "цель оправдывает средства" (с. 138). Судя по всему, автор явно не считает это достаточным для того, чтобы признать справедливость устоявшейся в историографии оценки Нечаева и нечаевщины.

Если исходить из содержания статьи Бера, то отдельные цитаты из произведений В. Фигнер, В. Бонч-Бруевича или М. Гернета призваны "подкрепить" авторскую версию нечаевского дела. Но ведь можно взять и взаимоисключающие друг друга высказывания Ф. М. Достоевского и А. И. Успенской, П. Н. Ткачева и Александра И, Л. Тихомирова и Н. К. Михайловского. Едва ли можно дать объективную оценку нечаевского дела, даже если суммировать все высказывания современников о Нечаеве, а тем более если ограничиться рассмотрением лишь двух-трех свидетельств определенного рода.

Кроме того, не в оценке личности Нечаева заключается основная проблема. Необходим принципиально иной подход к исследуемой теме. Нечаевщина должна быть понята как достаточно устойчивая и непрерывная авторитарно- деспотическая традиция русского революционного движения, носителями которой могли выступать как отдельные личности, так и целые организации (например, П. Заичневский, ишутинский "Ад", "Общество народного освобождения" и "Набат" Ткачева и ряд других). Нечаевское дело, таким образом, не может быть сведено к деятельности одного Нечаева и его окружения, напротив, сама эта деятельность может быть объективно исследована лишь как яркое проявление вышеупомянутой политической традиции.

Только на основе такого подхода можно объяснить то обстоятельство, что многие программные установки Нечаева, сформулированные в "Катехизисе революционера" и в статье "Главные основы будущего общественного строя", в той или иной степени реализовались в качестве сущностных черт таких масштабных явлений, как "военный коммунизм" и сталинщина. Кроме того, исходя из такого понимания нечаевщины можно решить вопрос о социальных и гносеологических корнях тех оценок деятельности Нечаева, которые утвердились в советской науке в 20 - 30-е годы, согласно которым Нечаев являлся "предтечей большевизма", "гениальным сверхреволюционером" и т. д.

Новая трактовка нечаевщины наметилась в недавних публикациях Г. Водолазова, Е. Плимака и ряда других исследователей истории русского революционного движения1 . Согласно этой трактовке нечаевское дело выступает лишь как одна из начальных стадий становления авторитарно- деспотической революционной традиции, реализация и расцвет которой пришлись на гораздо более позднее время. К примеру, Плимак видит в сталинском режиме "чудовищную смесь якобинизма с бонапартизмом и неча- евщиной"2 . Теоретический анализ "военного коммунизма" и сталинщины выступает в данном случае как своего рода методологический ключ при анализе нечаевского дела. При таком подходе проблема оценки личности Нечаева не имеет особого значения.

Русское революционное движение второй половины XIX в. предпочло не заметить тех проблем, которые поставил перед ним своей деятельностью создатель "Народной расправы". От кровавого опыта нечаевщины дружно отмахнулись представители и революционного и либерального лагеря, представившие нечаевское дело как некий случайный, изолированный и малозначащий эпизод русского революционного движения. Почему произошла такая аберрация зрения у революционеров и либералов - проблема особая.

Бер вроде бы собирался "оценивать деятельность Нечаева... учитывая всю его жизнь" (с. 138). Но мы не найдем в его статье ни одного упоминания о таких программных для Нечаева документах, как "Катехизис революционера", содержащий развернутое обоснование принципа "цель оправдывает средства", который определял всю его политическую деятельность. Ни разу не упомянул Бер и о другом, не менее важном документе, вышедшем из-под пера Нечаева - статье "Главные основы будущего общественного строя", появившейся в N 2 "Народной расправы" за 1870 г., которая была в свое время охарактеризована основоположниками марксизма как "прекрасный образчик военного коммунизма"3 . Статья эта выделяется в истории русской революционной мысли тем, что представляет собой, пожалуй, первое и притом весьма яркое изложение исходных принципов авторитарно-деспотического строя, долженствующего установиться в России в результате кровавой и "повсюдной" революции. Многие совре-


1 См. Социализм: между прошлым и будущим. М. 1989, с. 125 - 126; Пантин И. К., Плимак Е. Г., Хорос В Г. Революционная традиция в России. М. 1986, с. 204 - 224.

2 К двухсотлетию Великой Французской революции. - Знание - сила, 1989, с. 35.

3 Гаагский конгресс первого Интернационала. Протоколы и документы. М. 1970, с. 530.

стр. 186


менные исследователи, занимающиеся изучением "реального социализма", характеризуют его именно как разновидность "казарменного коммунизма", причем связывают возникновение последнего в основном с попыткой реализации марксовой модели нетоварной экономики. Анализ же писаний Нечаева позволил бы между тем взглянуть на проблему несколько глубже.

Большая часть статьи Бера представляет собой описание бесспорно мужественного поведения Нечаева на суде и в заключении. Эта страница биографии Нечаева была исследована еще в 20-е годы П. Щеголевым в его книге "Алексеевский равелин". Поведение Нечаева не имело аналогов в истории русского революционного движения: будучи заключенным в одиночную камеру, он распропагандировал почти всех солдат караульного гарнизона и связался с их помощью с народовольцами. Но в отличие от Щеголева. Бер не пишет о тех специфических приемах, какими Нечаев пользовался для того, чтобы привлечь на свою сторону караульных солдат равелина. Щеголев, например, отмечал: "Пользуясь исключительностью своего положения, наводившего солдат на мысль, что перед ними находился какой-то очень важный человек, Нечаев намекал на своих товарищей, на свои связи, говорил о царе, о дворе, намекал на то, что наследник за него"4 . Успех пропаганды Нечаева, таким образом, зиждился прежде всего на мистификации. Не упоминает также Бер и об авантюристических планах, вынашиваемых в заключении Нечаевым, который собирался при помощи лично преданных ему солдат караульного гарнизона овладеть Петропавловским собором, "заключить в тюрьму царя и провозгласить царем наследника"5 . Не говорит Бер и о предложении Нечаева, которое он сделал народовольцам: пустить в ход подложные царские манифесты с тем, чтобы вызвать всенародное восстание. В основе всех этих действий и намерении Нечаева лежал как раз принцип "цель оправдывает средства".

Бер стремится во что бы то ни стало доказать, что "характеристика Нечаева частью русских революционеров была неправильной" (с. 146). Этими словами В. Бонч-Бруевича заканчивается статья. Апелляция к авторитету одного из соратников В. И. Ленина достаточно ясно показывает, что Бер разделяет в самом общем виде ту оценку деятельности Нечаева, которая сложилась в 20-е годы в исторической науке. Именно в те годы, одновременно с преодолением точки зрения дореволюционной историографии, согласно которой нечаевское дело рассматривалось как некий изолированный эпизод революционного движения, во многом была неправомерно пересмотрена оценка нечаевского дела как "монстра" (выражение Михайловского), был утрачен пафос морального неприятия нечаевщины.

Не случайно вопрос о реабилитации Нечаева был поставлен сразу же после Октябрьского переворота, ознаменовавшего значительный сдвиг в системе традиционных нравственных ценностей. Для историографии 20 - 30-х годов характерна "размытость" нравственных оценок нечаевщины, а то и оправдание ее ссылками на объективные условия, в которых приемы Нечаева становились якобы необходимыми и неизбежными. Это, конечно, можно объяснить лишь тем, что историки 20 - 30-х годов были детьми своего времени, "эпохи двадцатых", в лоне которой стремительно вызревал тот период в жизни страны, когда принцип "цель оправдывает средства" реализовался на уровне государственной политики с невиданным еще в истории размахом.

Хотя оценка деятельности Нечаева, которая характерна для первых послереволюционных лет, была затем преодолена в советской исторической науке, обращение журнала к этой теме можно лишь приветствовать. Другое дело, что феномен нечаевщины должен быть переосмыслен с учетом прежде всего того нового концептуального подхода к истории русского революционного движения, который за последние годы в основных чертах достаточно четко выявился (пока в основном на уровне публицистики).

Воронеж


4 Щеголев П. Алексеевский равелин. М. 1989, с. 233.

5 Там же, с. 247.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ФЕНОМЕН-НЕЧАЕВЩИНЫ-ДОЛЖЕН-БЫТЬ-ПЕРЕОСМЫСЛЕН

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

German IvanovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Ivanov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. Ю. МИНАКОВ, ФЕНОМЕН НЕЧАЕВЩИНЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПЕРЕОСМЫСЛЕН // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 15.11.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ФЕНОМЕН-НЕЧАЕВЩИНЫ-ДОЛЖЕН-БЫТЬ-ПЕРЕОСМЫСЛЕН (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - А. Ю. МИНАКОВ:

А. Ю. МИНАКОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
German Ivanov
Moscow, Россия
3494 просмотров рейтинг
15.11.2015 (3058 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ФЕНОМЕН НЕЧАЕВЩИНЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПЕРЕОСМЫСЛЕН
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android