Libmonster ID: RU-8551
Автор(ы) публикации: А. Ю. БУТОВ

Воспитание и образование достигают своей цели к моменту социального созревания человека, которому в целом соответствует окончание срока обучения. Поэтому проблема цели воспитания как его смысла и значения неизбежно становится проблемой не только педагогической, но и философской.

Понимание временной отнесенности целей образования и воспитания при неизбежном влиянии условий общественного развития в течение сравнительно длительного времени беспокоит теоретическую педагогическую мысль. Насколько сама цель может быть достигнута в процессе воспитания, если она отстоит от настоящего времени более чем на десятилетие?

И как эта цель может измениться в последующем в сознании самого учащегося, который в большинстве случаев изначально не осознает ни самой цели, ни даже необходимости обучения и воспитания? На эти непростые, но крайне важные для педагогической мысли вопросы И. Ф. Гербарт попытался ответить, подразделив основные цели воспитания на две группы: цели возможные и цели необходимые.

К числу необходимых целей им были отнесены задачи, определяемые самим преподавателем по ходу осуществления его деятельности и призванные обеспечить результативность учебно-воспитательного процесса. Это цели скорее для преподавателя, чем для учащегося. Стремление утвердить личность как субъект процесса воспитания и обучения привело Гербарта к необходимости разработки другой группы целей, охарактеризованных им как возможные. Смысл этих целей - в идее перспективного планирования. Под возможными понимались цели, которые способен или пожелает в будущем поставить перед собой сам воспитанник, когда он сможет осознанно относиться к процессу собственного развития. Задача педагога в данном случае не столько предугадать цели ученика, сколько готовить последнего к ситуации сознательного выбора.

Временная удаленность результата, растянутость самого процесса формирования личности является одним из наиболее существенных факторов, препятствующих осознанному осуществлению образовательно-воспитательного процесса. И здесь в равной мере важны как социальные факторы, так и факторы возрастного созревания индивида.

стр. 25


В период, когда ребенок обладает наибольшей пластичностью психики, наибольшими способностями для восприятия учебных дисциплин, он не является еще в полной мере субъектом социальной деятельности и, соответственно, не может заниматься самовоспитанием. Пластичность его психики значительно утрачивается по мере того, как он овладевает достижениями социальной культуры и превращается в субъект воспитательной деятельности. Способность ребенка к изменению обратно пропорциональна его реальным возможностям в плане самовоспитания. Вследствие этого воспитанию суждено, очевидно, оставаться всегда преимущественно внешним фактором воздействия на развитие личности.

Необходимость устойчивости социального развития в процессе достижения целей воспитательной деятельности обусловливает консерватизм, внутренне присущий образованию. Очевидно, что вероятность достижения цели в процессе обучения и воспитания тем выше, чем устойчивее общественные условия, постоянно содержание образования. В данном случае педагогическая деятельность с уверенностью может рассматриваться в роли важнейшего фактора наследования традиции, общественного опыта. В современной общественной науке принято выделять традиционные общества и социумы, вышедшие за рамки традиционной культуры.

Наличие традиции обусловливается не только устойчивой преемственностью знания от поколения к поколению, но и самим характером этого знания. В основном это знания антропологического, мифологического, "природного" характера, являющиеся малоизменными в течение длительного времени и образующими то информационное пространство, в которое включен индивид. Такое общество не нацелено на социальные или технические преобразования. Его задача - развитие индивида путем его приспособления к природным условиям, как правило, обожествляемым. Устойчиво передающиеся, зачастую изустным путем, из поколения в поколения знания адресованы каждому индивиду, который должен их усвоить и претворить в жизнь. Здесь нет идеи прогресса или развития социума, ибо весь прогресс и смысл существования ограничен до масштабов конкретного индивида, его образования и воспитания. Человек стремится усвоить многовековое знание, в чем и состоит единственно возможный "прогресс" для его личности. Законы природы и личности неизменны, а эволюции в явном виде принадлежит исключительно социальное начало.

Отрицание традиции связано с развитием социального начала, в наибольшей степени воплотившегося в идее научно-технического прогресса. Если традиция передает человеку устойчивый и относительно неизменный взгляд на мир, развитие которого в личном бытии индивида она контролирует, то утверждение прогресса предполагает лишь частное понимание окружающего для решения практических, социальных, технических задач. Здесь традиция переходит в свою противоположность - изменчивость приобретаемого знания, отнюдь не затрагивающего фундаментальных основ

стр. 26


бытия, но позволяющих человеку эффективно приспосабливаться к его постоянным, но частным и порою достаточно поверхностным, изменениям. Безусловно, следует отметить, что в данном случае мы также встречаем начало традиционности, которое, однако, переносится с человека на ценности и условия социальной жизни. Традиция полагается основой воспитания личности в известной мере во временном и внеисторическом контексте, поэтому она и основывается на антрополого-мифологическом знании. Для прогрессистски настроенного общества более важна сама возможность нового развития и изменения, что полагается, разумеется, не применительно к природным условиям, а к результатам собственно человеческой, социальной деятельности. Поэтому образование в данном случае направлено преимущественно на изучение и достижение результатов социально-технической деятельности, а воспитание акцентировано на идею прогресса.

Однако существуют общества, еще не сделавшие в полной мере свой выбор между традицией и прогрессом. По существу традиция ни в коей мере не мешает действительному прогрессу, но только обеспечивает ему устойчивую и надежную в лице универсально сформированной личности, нуждаясь преимущественно во внешних, социальных целях организации общественной деятельности.

К числу социумов, не обладающих ярко выраженной радиционалистической или прогрессистской ориентацией, принадлежит и Россия, что сильно затрудняет решение - проблемы межпоколенческого наследования. В подобных социумах постепенно утрачивается основа традиционного знания, тогда как система социально-прогрессистских ценностей является еще сравнительно недостаточно сформированной. По причине возникающей нестабильности процесс и результат воспитания являются в значительной мере оторванными друг от друга. Иными словами, практически все поколения, ныне живущие в России, воспитывались применительно к качественно иным условиям, нежели те, в которых им пришлось жить. Наиболее крупномасштабными, отраженными не только в научной, но и в художественной литературе, явились, в частности, преобразования общественного строя, произошедшие в результате революции 1917 г., в корне изменившие все ценности образования и воспитания. Однако период революционного порыва с его стремлением к единой трудовой школе и идейному воспитанию при сравнительно слабой образовательной подготовке сменился периодом новой экономической политики 1921 г. с его так называемыми мелкобуржуазными ценностями - обращением к достижениям западной, преимущественно американской, с социокультурных позиций во многом инородной, педагогической мысли.

С наступлением эпохи 30-х годов основные ценностные ориентации вновь претерпевают значительные изменения - происходит утверждение идей построения социалистического общества "на внутренней основе", в одной, отдельно взятой стране. Образовательная тенденция в эти годы

стр. 27


заметно усиливается, а идеи либерализма эпохи нэпа утрачиваются. Активные и самостоятельно действующие люди не были уже столь необходимы как прежде.

В 40-е годы возрастает интерес к многовековым ценностям российской истории и культуры, включая и церковь, который, в свою очередь, в известной степени подавляется на волне либерализации второй половины 50-х - начала 60-х годов. Господствующий в этот период техницизм в образовании занимает одну из лидирующих позиций на мировой арене, пытаясь произвести на свет символы для внезапно опустевшей идеологической ниши эпохи.

В последующие, особенно 80-е годы, в содержании учебной деятельности стремительно развивается гуманитаризм, не в последнюю очередь связанный с либерализацией общественной жизни и предчувствием общественных изменений. В этот период гуманитарное образование и культура в России достигают в целом своего, пожалуй, наивысшего за все послереволюционные годы уровня развития. Идеологические каноны были поколеблены, и это позволило развиться широте мировоззрения и светскости воспитания. Однако эта тенденция была прервана с завершением эпохи перестройки, носившей несколько идиллический характер. В 90-е годы основной интерес приковывают к себе преимущественно функциональные, прикладные сферы знания - экономика и юриспруденция. Образовательный и общекультурный кругозор в условиях кризиса воспитательных ценностей существенно сокращается. Ценность фундаментального образования снижается, оно приобретает функциональный характер.

Как видно из приведенного выше анализа, кардинальные изменения в жизни общества и образовательно-воспитательной деятельности происходят примерно в хронологических рамках взросления одного поколения. В результате этого существенно понижается степень готовности и приспособленности поколений к тем жизненным условиям, в которые они вступают. Очевидно, речь может идти о нарушении применительно к духовной сфере механизма воспроизводства поколений и межпоколенческого наследования.

Отмеченные особенности, однако, отнюдь не являются присущими исключительно ХХ столетию, они уходят своими корнями в век ХVIII и объясняются феноменом противостояния двух культур. На исходе ХVII столетия светское общегуманитарное образование и воспитание, приближающееся по своим основам к романско-католическому типу, сменяется узким техницизмом, функционализмом и практицизмом эпохи Петра I. Развитие общегуманитарного образования и воспитания усиливается к периоду царствования Екатерины II, но опять отрицается Павлом I. Непродолжительный в целом период его царствования был сменен эпохой Александра I, наиболее ярким воплощением педагогических идей царствования которого стал Царскосельский лицей.

стр. 28


Однако все последующее царствование Александра I, а также его брата и преемника Николая I, происходило постепенное отступление от ценностей светского воспитания в сторону узкоклассического образования, а затем - религиозно-православного воспитания. Эта тенденция в развитии школы, достигшая своих крайних пределов в эпоху Николая I, была поколеблена в результате Крымской войны, вернувшей школу к идеям гуманизма и светской образованности. Тем не менее почти на протяжении всей второй половины XIX в. идеи гуманистического образования и воспитания снова отрицаются классицизмом в сфере официальной школьной политики и нигилизмом и вульгарным материализмом в плане распространяющегося общественного мировоззрения. Стремление правительства укрепить пошатнувшуюся общественную мораль приводит в 80-е годы к развитию узкогуманитарного, по существу профессионально-филологического образования путем исключения из последнего всех мировоззренчески значимых дисциплин.

Однако естественное развитие мировой и российской педагогической науки в лице таких ее представителей, как К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, К. Н. Венцель привело к формированию новой, гуманистически ориентированной педагогической мысли, ставившей своей задачей воспитание самодеятельной, инициативной, способной к осуществлению практической деятельности личности. Труды этих мыслителей и педагогов были во многом перечеркнуты изменением общественного строя в 1917 г.

В целом в России можно представить несколько основных, закономерно повторяющихся этапов развития образования и воспитания, представленных в отношении строгой последовательности.

На первом этапе происходит утверждение системы преимущественно традиционно-духовного, тоталитарного по своему характеру, мировоззрению воспитания при крайне незначительной роли светского образования. Воспитание является всецело идеологизированным и отрицательно настроенным по отношению к ценностям светской жизни и социальной свободы.

Этот этап представляет собой своего рода базовую, социокультурную основу образования и воспитания, незримо, в снятом виде присутствующую во всех последующих.

В течение второго периода утверждаются идеи и ценности функционально- технического подхода к образованию при принципиальной неизменности основных воспитательных ценностей и ориентиров (изменения носят скорее частный, нежели общий характер). Это наименее идеологизированное и в то же время самое узкое образование, с помощью которого система пытается перейти к реализации целей светского, государственного строительства. Наиболее ярким проявлением этого периода служит петровская эпоха (первая четверть ХVIII в.).

На третьем этапе происходит утверждение общегуманитарного образования, в русле которого начинается развитие системы светских вос-

стр. 29


питательных ценностей. Отличием этого этапа является присущая воспитанию мировоззренческая широта и стремление создать новую, принципиально иную воспитательную основу, которой не было уделено достаточного внимания в предшествующий период. Однако в целом образовательная идея является господствующей. Наиболее ярко представлена эпохой екатерининского времени и правления Александра I (вторая половина ХVIII - первая четверть ХIХ вв.).

Обращение к ценностям гуманитарной культуры необходимо ставит задачу реализации светской воспитательной деятельности, проявляющейся, в частности, в тенденции ее гуманизации. Развитие гуманитарного образования в этот период достигает своих наибольших масштабов, сопровождаясь утверждением в целом европейской культуры и мировоззрения.

Завершением этого этапа является возврат к ценностям функционально- технического образования, как наиболее нейтрального в контексте рассматриваемой культуры. Проблема формирования нового человека сменяется задачей подготовки общественно необходимого специалиста преимущественно технического профиля, в силу чего техническое образование в значительно меньшей мере требующее специальных воспитательно-мировоззренческих основ, получает устойчивое преимущество в своем развитии над гуманитарным.

Общегуманитарное образование нуждается в мировоззренческом обосновании светского типа, что ведет к смене общемировоззренческих устоев. В связи с этим светское воспитание, как и общегуманитарное образование, не получает повсеместного развития. Наиболее распространенным и развитым видом образования остается техническое образование, относительно нейтральное в целом по своему характеру.

В российской культуре, таким образом, явственно прослеживаются три основных этапа эволюции образования - практический, культурный и собственно духовный. Однако в России эволюция происходит в системе изначально духовной культуры, что обусловливает ее преимущественно образовательный характер. Переход к ценностям светской культуры и, соответственно, развитие системы светского воспитания в известной мере противоречат базовым основам духовного мировоззрения, что придает процессу эволюции образования своего рода возвратный характер.

Стремление достичь гуманистической формы культуры как первой действительно светской с ярко выраженным индивидуальным самосознанием, встречает противодействие со стороны базовых культурных основ, в силу чего воспитание в целом носит предгуманистический характер. Оно эволирует в целом в образовательной сфере, не доходя в полной мере на практике до ценностей гуманистического воспитания. Однако это развитие не носит устойчивого характера, в связи с чем с течением времени набирает силу тенденция возврата образования в лоно духовной культуры, находящего

стр. 30


известный компромисс в утверждении функционально-технических форм организации знания.

В развитии образования и воспитания в России, таким образом, непосредственно соприкасаются и взаимодействуют две основные тенденции, одна из которых связана с утверждением основ светского, гуманистического воспитания, другая же предполагает возврат к традициям и ценностям воспитания духовного. Попытка сохранить и упрочить основы традиции духовного воспитания нашла свое выражение в феномене многочисленных контрреформ, а также трудах и деятельности представителей консервативного направления общественно- педагогической мысли России второй половины ХIХ в., в центре внимания которых находились проблемы воспитания. Проблематичность развития этого направления заключалась в принципиальной трудноосуществимости на его основе задач светского образования. Духовное воспитание в России всегда сопрягалось с задачами светского образования исключительно в лоне духовных, а не светских, целей и ценностей. Таким образом, стремление к усвоению достижений европейской культуры при сохранении в то же время традиционно духовных основ мировоззрения в целом обусловило возникновение специфического - функционального - подхода к целям и задачам образовательной деятельности, с утверждения которого и началось развитие светского профессионального образования в России в первой четверти ХVIII в.

Пришедший на смену функциональному подходу гуманитаризм явился наиболее полным и последовательным выражением собственно образовательной идеи. Присущий гуманитаризму образовательный идеализм, непосредственно сопряженный как с религиозно-духовными основами культуры, так и с сущностью самого феномена образования, явился основополагающим принципом мировоззренческой политики России в XIX в. в сфере образования и воспитания. Он способствовал абсолютизации идеи всемогущества разума и волевого изменения общественной жизни. В то же время, следует отметить, что традиции светского гуманистического воспитания, являющейся закономерным и своего рода заключительным этапом в эволюции российской школы не был присущ, однако, устойчивый и продолжительный характер, вследствие чего реализация гуманистических подходов в сфере образовательно-воспитательной деятельности являлась сравнительно кратковременной.

Важно подчеркнуть, что основной целью консервативного направления общественно-педагогической мысли России являлось утверждение и сохранение основополагающего для русской культуры педагогического феномена духовного воспитания, что делало его представителей главными выразителями российской педагогической традиции, обуславливая их повышенный интерес к проблемам преимущественно нравственно-мировоззренческого, воспитательного плана и идеальной целевой и содержательной ориентации. По этой причине консерватизм был обращен к проблемам социума и куль-

стр. 31


туры как идеально-содержательным основам образовательно-воспитательной деятельности, рассматривая сущность образования как процесс трансляции социокультурных ценностей. Сам процесс развития теории и практики светского образования в рамках концепции консерватизма носил ярко выраженный необходимостный характер и был вызван задачами сохранения существующей культуры и ее духовно-государственных основ в условиях современного экономического и отчасти политического развития. В связи с этим применение и утверждение образовательных концепций непосредственно предполагало и их общую идеальную направленность (ориентацию). В то же время важно отметить, что взаимодействие консервативного и демократического направлений общественно-педагогической мысли представляет собой в целом единый процесс с необходимым разделением как собственно педагогических, так и общественных функций, в котором представителям демократического лагеря преимущественно принадлежит заслуга непосредственного осуществления инновационного начала, разработка нового в целях осуществления прогресса. Цель деятельности консерваторов, в свою очередь, заключалась по преимуществу в адаптации этого нового, как и любого другого полезного опыта, к специфике российских социокультурных условий, интеграции его в контекст российской культуры, поскольку только в этом случае, с позиции практики, можно говорить о действительной новизне и инновационности педагогического знания. Являясь, таким образом, защитниками идеалистической мировоззренческой ориентации и во многом абстрактного содержания образования, консерваторы проявили себя как жесткие прагматики в плане непосредственного утверждения вышеупомянутых начал.

Различие в исходной ориентации обусловливало специфику самих способов влияния каждого из отмеченных направлений на процесс развития школы и педагогической мысли в России. Вследствие обращенности консервативного направления общественно-педагогической мысли к всеобще-идеальным, духовным ценностям педагогические инновации его представителей носили по преимуществу частный характер и были направлены на сферу идеологического обеспечения образовательной деятельности, а также усвоения адекватного педагогического опыта в целом, что оказало значительное влияние на развитие теории и практики образования и воспитания не только прямым, но и своего рода косвенным путем.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ФЕНОМЕН-ОБРАЗОВАНИЯ-И-ВОСПИТАНИЯ-В-СИСТЕМЕ-МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОГО-НАСЛЕДОВАНИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Larisa SenchenkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Senchenko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. Ю. БУТОВ, ФЕНОМЕН ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОГО НАСЛЕДОВАНИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ФЕНОМЕН-ОБРАЗОВАНИЯ-И-ВОСПИТАНИЯ-В-СИСТЕМЕ-МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОГО-НАСЛЕДОВАНИЯ (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - А. Ю. БУТОВ:

А. Ю. БУТОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Россия
541 просмотров рейтинг
09.09.2015 (3124 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
9 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ФЕНОМЕН ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОГО НАСЛЕДОВАНИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android