Libmonster ID: RU-9096

Основоположником философии истории был Гегель (1870 - 1931). До него делались попытки рассматривать историю как процесс развития, имеющий объективный характер. Так, итальянский учёный Викб (1668 - 1744) трактовал историю как круговорот, имеющий объективные основания, а немецкий философ Гердер (1744 - 1806) рассматривал историю как органическое развитие мира, как продукт человеческого разума, а не божественного начала.

Гегель, создавая свою всеохватывающую философскую систему, естественно, не мог не включить в неё историю человеческого общества По Гегелю, история есть воплощение в действительность абсолютного духа. Она развивалась по мере роста самосознания. Поэтому этапы развития исторического процесса соответствуют степени развития духа. Так, Древний Восток был воплощением младенческого состояния духа, Греция - его юности, Рим - зрелости, германский мир - старости, но не дряхлости (простим Гегелю его преданность прусской монархии). Заметим, что первобытное общество он исключил из истории.

Абсолютный дух является синтезом субъективного и объективного духа На этом основании можно отделить науку истории (субъективный дух) от философии истории (объективный дух). В общей категориальной системе философии их соотношение определяется как сущность и явление.

Среди ряда характеристик общественного развития Гегель обратил внимание на сущность общественного отношения "господин - раб" (здесь термин "раб" имеет нарицательный смысл). Суть этого отношения, по Гегелю, свидетельствует о невозможности ото-

стр. 66

рвать его участников друг от друга. Дело в том, что в определённом смысле они меняются местами: господин становится рабом из-за своей зависимости от раба, обеспечивающего его существование, а раб благодаря тому, что жизнь господина находится в его руках, сам становится господином. Так у Гегеля появилось типичное базовое общественное отношение, которое связывало его участников не только как противоположности, но и устанавливало их единство (правило инверсии). Заметим, что Маркс (разумеется, и Энгельс) не обратил внимания на эту трактовку, имеющую принципиальное значение для понимания закономерностей истории. Это упущение привело Маркса к заблуждению об исторической закономерности, приводящей общество к коммунистической формации.

Маркс был последователем философии Гегеля, переводя её, как это известно, на материалистическую основу. Это было естественно, так как формирование капитализма, проходящее на его глазах, демонстрировало основополагающую роль в его возникновении и развитии экономики. Исходным пунктом философии истории у Маркса стало выделение общественно-экономических формаций как ступеней развития общества. Каждая формация основывается на соответствующей экономике. А каждая экономика находит своё выражение в бинарном общественном отношении, которое анализировал Гегель. Переход от одной формации к другой проходил через социальную революцию. Революция, по Марксу, включала коренные экономические и политические изменения. Но "механизм" такого изменения остался вне его поля зрения.

Как известно, исторически первой формацией был первобытный родоплемешюй строй. Он возник 35 - 40 тысяч лет тому назад как переход от биологической эволюции человека к историческому его развитию (Homo стал Homo Sapiens). С этого времени образовались две ветви истории человечества: одна из них формировалась как развитие Древнего Востока, а другая, Европейская ветвь, своим истоком имела античный мир - Древнюю Грецию и Древний Рим.

На территории Балканского и Апеннинского полуостровов в X - V вв. до н. э. возникла новая формация - рабовладельческая, пришедшая на смену первобытному обществу. Этот переход следует назвать рабовладельческой революцией. В истории она называлась по-разному. Например, в Афинах - реформой Солона (594 г. до н.э.). В V - IV вв. до н.э. успешно развивались города-полисы. В этих рабовладельческих системах базовым общественным отношением было: рабовладелец (господин) - раб (здесь этот термин имеет прямой смысл).

стр. 67

Рабовладельцами стали те граждане полисов, которые обладали имуществом (размер которого определял классовую принадлежность граждан), а рабы комплектовались из числа обедневших соплеменников и захваченных во время войн пленных. История рабовладения продемонстрировала нерасторжимость участников базового общественного отношения. Естественно стремление рабов освободиться от своих владельцев. Это подтверждают многочисленные известные истории восстания рабов. И однажды в Египте восставшие рабы-мамлюки в 1256 г. захватили власть и основали свою правящую династию. Они правили страной, сохранившей, однако, всё ту же социальную структуру (произошла лишь персональная замена в отношении "рабовладелец - раб"). В 1517 г. Египет был включён в Османскую империю.

Рабовладельческий строй в Древней Греции и Древнем Риме исчерпал свои возможности в V в. н.э. На смену ему шел феодализм. В Западной и Центральной Европе переход к феодализму, по-видимому, был обусловлен обстоятельствами, подобными библейской истории Иосифа. Суть этих обстоятельств в том, что жители Египта постоянно оказывались в тяжелом положении, когда на смену урожайным годам приходили неурожайные. И если египтяне жили благополучно в урожайные годы, то они бедствовали и даже голодали б годы неурожайные. Иосиф в урожайные годы создавал резервный страховочный фонд продовольствия и в неурожайные годы использовал этот резерв, раздавая продукты бедствующим.

Первобытные племена, занимающиеся земледелием и скотоводством, также испытывали невзгоды в неурожайные годы. Поэтому в конце концов вожди и старейшины начали создавать резервные фонды в урожайные годы и в неурожайные делили их среди соплеменников. Стало удобно не только предоставлять вождям и старейшинам право на такую деятельность, но и предоставлять в их распоряжение земельные угодья. А соплеменникам было тоже удобно работать на этих участках, получив гарантию помощи при бедственном положении.

Так в V-X вв. формировался феодализм, рекрутируя феодалов из бывших рабовладельцев (при переходе от рабовладения к феодализму), вождей и старейшин (при переходе от первобытного общества к феодальному). Крестьяне комплектовались из числа бывших рабов и обнищавших соплеменников. Феодальная система власти основывалась на принципе вассалитета, сутью которого было базовое отношение "фео-

стр. 68

дал - крестьянин". Постепенно входило в жизнь насилие как способ внеэкономического принуждения. В этих условиях крестьянство, по существу, стало именоваться презрительно: в Англии - виллонами, в Каталонии - ременсами, во Франции и Италии - сервами и т.д. Расцвет феодального общества в Европе относится к XII- XIII вв. Феодализм в своей развитой форме был жесткой системой, регламентирующей все сферы жизни. Значительная властная роль принадлежала церкви и её инструменту - инквизиции. Индивид не мог жить вне какой-либо корпорации: сельской общины, ремесленного цеха, религиозной общины, купеческой гильдии, монашеского ордена и т.п. Феодальное общество в качестве государственного образования имело княжескую власть.

Феодализм также продемонстрировал невозможность отделения друг от друга феодала и крестьянина Многочисленные восстания крестьян обычно подавлялись. Но однажды в 206 г. в Китае восставшие крестьяне захватили власть. В результате возникла новая императорская династия Хань. Императором стал Лю Бан, бывший староста деревни. Эта династия была у власти до 220 г., так ничего и не изменив в феодальной системе.

Античное рабовладельческое общество в III-V вв. стало обнаруживать свою экономическую несостоятельность. Истощение земли, для культивации которой требовались большие средства, уменьшение численности рабов, цены на которых постоянно возрастали, - всё это вело к убыточности хозяйства В результате возникла система колоната, по которой владельцы земли (плантаций) делили её на небольшие участки и сдавали их в аренду, обязывая арендаторов (колонов) считать себя связанными с землей и обязанными её обрабатывать. Так рабовладельцы становились феодалами, а колоны крестьянами. Феодализм в Европе продержался до XIV-XV вв., когда в его недрах появилось новое, не аграрное, а мануфактурное производство изделий, имеющих товарную ценность. Весь период феодализма был обозначен термином "Средневековье". Этот период ограничен концом V - серединой XVII в. На смену изжившего себя феодализма пришла новая эпоха - эпоха Возрождения (XIV- XVI вв.). Эта эпоха внесла коренные изменения в жизнь европейских народов, открыла путь к новой общественной формации - капитализму.

В эпоху Возрождения была сломлена власть церкви и ликвидирована инквизиция. Индивид приобрёл право на самостоятельность в различных сферах жизни, право самому принимать жизненно важные решения. Он становился личностью, избавившись от по-

стр. 69

ложения подданного и став гражданин1. Положение гражданина давало ему возможность влиять на судьбы общества, формировать самодеятельность народа, ведущую к созданию гражданского общества, на базе которого стал возможным новый политический режим - демократия.

Следует заметить, что все эти характеристики эпохи Возрождения изначально более присущи свободным людям Древней Греции. Поэтому там процветали культура, искусство, науки, философия, на много лет опередившие другие европейские народы. Так, Древняя Греция стала колыбелью европейской культуры и истории. А Древний Рим принёс европейским народам свое толкование права, которое стало источником его репетирования.

Как уже было сказано, капитализм утвердился в Европе с XVI в. В начале его развития шел процесс первоначального накопления капитала, и возникло новое базовое отношение: предприниматель (капиталист) и наёмный работник (рабочий, пролетарий). К концу XIX - началу XX в. возникло крупное промышленное производство. Развитие капитализма вело за собой социально-политические изменения в обществе. Начался переход от феодализма к капитализму путём буржуазных революций. Социальные революции всегда, а буржуазные, в частности, решали вопрос о власти. С этой точки зрения каждому этапу развития капитализма соответствовала определенная задача революции. На ранней стадии развития капитализма произошла Нидерландская революция (1566 - 1609). Она имела местное значение и добилась для буржуазии доступа к власти. Позднее,


1 Граница между подданством и гражданственностью обнаруживает себя в поведении индивида Поведение, элементом которого является поступок, имеет внешнюю и внутреннюю стороны (у юристов во всяком деянии, т. е. действии или бездействии, фиксируется внутренняя сторона в качестве мотива). Мотив - побудительная причина поведения (поступка). Он формируется комплексом сознания, воли и эмоций (этот комплекс в психологии именуется интенцией).

У подданного индивида определяющей стороной является внешняя, так как в поступке индивид должен проявить себя в качестве исполнителя воли власти. В таком случае мотивация подчинена внешней стороне поступка.

У гражданина модель поступка диаметрально противоположна. У него определяющую роль играет мотив как результат принятия самостоятельного решения (разумеется, в пределах поля морали и права). Мотив, таким образом, диктует линию поведения индивиду.

стр. 70

уже в XVII в. состоялась Английская революция. Она имела своей основой уже достаточно развитую экономику и обрела общеевропейское значение. Хотя она была вынуждена после ряда перипетий восстановить монархию, всё же добилась юридического признания частной собственности и расширила доступ буржуазии к властным структурам. Завершила эту череду революций Французская революция 1789 - 1794 гг. Она ликвидировала всё еще остающиеся очаги феодализма, дала буржуазии полную власть. Каждая "основная" революция имела своё продолжение в политических революциях, корректирующих соответствие власти требованиям развивающейся экономики. Такие революции были во Франции (1818 - 1848), в Великобритании (1846), в Германии (1918).

Развитие капитализма проходит ряд стадий. Современные социологи называют после первой стадии первоначального накопления капитана индустриальную и постиндустриальную стадии. Ныне отмечают формирование общества потребления и массовой культуры2.

Капитализм является органической системой, способной к саморазвитию на собственной основе. Этим он коренным образом отличается от носивших механический характер систем рабовладения и феодализма. Поэтому базовому отношению капитализма нет альтернативы. Во-первых, при капитализме нет силы, способной внутри него создать контротношение, как это было при рабовладении и феодализме. Попытка представить буржуазную революцию как пролетарскую основана на предположении о том, что пролетариат сумеет разорвать базовое отношение и сможет создать новое общество (коммунизм). Такая попытка трактовать события в России 1917 г. обнаружила свою утопичность. Во-вторых, любое противоречие, возникающее в процессе развития капитализма (экономический кризис, трудовые конфликты, локальные войны и др.) разрешаются в рамках этой же системы.

Установление капитализма родило особую отрасль права - конституционное (публичное) право. Оно регламентирует форму


2 Общество потребления характеризуется превалированием предложения над спросом. За счёт внедрения новейших достижений науки и техники создаются новые виды продукции, увеличивается ассортимент предложений и поэтому объём потребления увеличивается.

Общество массовой культуры, при условии увеличения объёма и средств информации предлагает два варианта развития культуры: либо уровень культуры масс поднимается до уровня её высших образцов, либо этот уровень опускается до обыденного сознания.

стр. 71

государственного правления и политический режим. Для буржуазного общества оптимальной формой правления является республика (президентская или парламентская). При этом в некоторых государствах в силу традиции сохраняется монархия. В этих случаях монархия носит внешний характер, тогда как фактически за этой внешней стороной стоит республика. Такая форма правления определяется как парламентская монархия.

Буржуазное общество, утверждая себя как гражданское, породило необходимый ему политический режим - демократию. Гражданское общество сформировало основу демократии - разделение властей. Этого ранее не было. Согласно конституционному праву три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - существуют независимо друг от друга и в то же время уравновешивают друг друга. На этой основе существуют различные права (слова, печати, демонстрации и т.п.), гарантированные принципом разделения властей. Другие режимы - тоталитарный, авторитарный, теократический - не соответствуют исторической закономерности.

Таким образом, европейские народы, достигнув рубежа высокого развития демократического капитализма, пришли к необходимости интеграционных процессов. Все европейские страны, достигшие этого уровня развития, нуждаются в объединении в различных областях жизни - политической, экономической, культурной и т.д. в целях противостояния тем угрозам, которые дают о себе знать постоянно (демократии США и Канады следует рассматривать как составные части европейской цивилизации, так как они порождены перенесением на североамериканский континент всех ступеней европейского развития).

Этих угроз по крайней мере две. Первая. Изменение климата Земли. Речь в данном случае идёт не об изменениях на уровне микроклимата (эти изменения зависят от деятельности людей), а об изменениях макроклимата (они определяются космическими обстоятельствами, по-видимому, связанными с изменением положения Солнечной системы в Галактике после Ледникового периода). Поэтому общей заботой демократических государств должна стать выработка научных рекомендаций, учитывающих этот процесс.

Вторая. Очевидно противостояние иудохристианской цивилизации исламскому фундаментализму. По существу идёт необъявленная третья мировая война. Она не имеет обычной линии фронта, а проходит внутри европейских государств и носит хронический характер. На этом этапе войны объединенный фронт фундамен-

стр. 72

тального исламизма фиксируется в международном терроризме. В этой войне судьба Европы прямо связана с противостоянием этих сил на Ближнем Востоке.

Для противостояния этим угрозам современный политический режим демократии необходимо реформировать, чтобы избежать политической импотенции власти. Для этого по крайней мере государственная власть должна взять на себя роль дирижёра, сочетающего средства убеждения и принуждения для защиты своих интересов.

На этом историческом контексте и следует рассматривать историю России.

В заключение необходимо подчеркнуть следующее.

Наука истории оказывается бессильной без опоры на философию истории. Последняя является теоретическим фундаментом для трактовки исторических событий и фактов. Без этой основы наука истории перестаёт быть наукой и становится средством политических или националистических манипуляций. К сожалению, в настоящее время восторжествовало невежество, отбросившее научные теории Гегеля и Маркса.

Важнейшим принципом науки истории является принцип историзма. Суть его заключается в том, что любой факт или событие в истории должны рассматриваться в контексте тех исторических условий, в которых они состоялись. Игнорирование этого принципа ведёт, например, к грубому искажению реформ Петра I, ленинской политики НЭПа и т.п.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ФИЛОСОФИЯ-ИСТОРИИ-ОСНОВА-ПОНИМАНИЯ-ИСТОРИЧЕСКОГО-ПРОЦЕССА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Galina SivkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sivko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ю. С. Архипов, Я. З. Хайкин, ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - ОСНОВА ПОНИМАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ФИЛОСОФИЯ-ИСТОРИИ-ОСНОВА-ПОНИМАНИЯ-ИСТОРИЧЕСКОГО-ПРОЦЕССА (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ю. С. Архипов, Я. З. Хайкин:

Ю. С. Архипов, Я. З. Хайкин → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Galina Sivko
Краснодар, Россия
1049 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3140 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
15 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
20 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - ОСНОВА ПОНИМАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android