Libmonster ID: RU-8517
Автор(ы) публикации: И.М. ПОДЗИГУН

В конце XX в. человечество все больше осознает ценностно- мировоззренческую уязвимость исходных постулатов индустриальной западной цивилизации. Начавшийся переход к постиндустриальному обществу радикально, качественно не меняет базисные принципы функционирующей цивилизации, хотя и вносит в нее ряд важных корректив. Постиндустриализм еще более ускоряет темпы социально- технологического развития, не меняя фундаментальные целевые установки индустриального общества. Между тем общепризнана необходимость качественно новой модели взаимоотношения человека и природы для выхода из стратегического тупика. Это обстоятельство принимается как данность исследователями самых разных философских ориентации. В футурологической работе П. Кеннеди "Вступая в XXI век" доказывается, что индустриализм, как исходная цель, поставил "под угрозу само существование человечества" 1 . По мнению Дж. Сороса "рыночный фундаментализм сделал систему мирового капитализма ненадежной" 2 .

За всеми этими оценками, число которых можно увеличить, стоит беспокойство сложившейся ситуацией, особенно стоящими за ней глобальными проблемами. Тем более, что согласно отдельным прогнозам "проблемы современных обществ не случайны и не обратимы, современность переживает заключительную фазу "одряхления" 3 . Подобная позиция разделяется многими художниками, писателями, философами, религиозными деятелями, которые фиксируют упадок общей человеческой культуры, глобализацию утилитарно-прагматического отношения ко всему, что происходит в жизни. Так, наиболее проницательные представители гуманитарной интеллигенции отмечают падение нравственности. Вот например, диагноз, поставленный XX в. Фазилем Искандером: "Я считаю, что цивилизация зашла в тупик. И не только наша, а вообще - в мировом масштабе. И если гуманитарная интеллигенция, люди гуманитарной идеи не будут прямым образом влиять на власть, нас всех ждет ката-


1 Кеннеди П. Вступая в XXI век. М., 1997. С. 386.

2 Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. М. 1999. С. XVII.

3 Ласло Э. Век бифуркации // Путь. 1995. N 7. С.85.

стр. 5


строфа. Происходит одичание человечества, которое маскируется колоссальными техническими достижениями" 4 .

Между тем, в обществе падает роль гуманитарной культуры. Примечательны в этой связи процессы, происходящие в России, где свобода слова, в условиях отсутствия гражданского общества, обернулась вседозволенностью. Стремясь всеми средствами выжить, наука и образовательная система основной упор делают на решении сиюминутных тактических задач, готовят огромное число юристов и экономистов, об уровне знания которых трудно говорить, считая во многом второстепенным вопрос о гуманитарной составляющей образования. Отсюда гонения на философию, культурологию и другие "невыгодные" специальности. Не только в России, но и в мире в целом падает авторитет книги, поэзии, серьезной классической литературы, философии. Как отмечает один из ведущих философов XX в. М. Хайдеггер "люди уже не думают, они "занимаются философией". В соревновании таких занятий философии публично щеголяют в виде броских "измов" и стараются перещеголять друг друга. Господство подобных клише не случайно. Оно опирается, особенно в Новое время, на своеобразную диктатуру общественного мнения" 5. Отмеченное господство общественного мнения, в формировании которого большой вклад вносят средства массовой информации, приводит к возрастанию роли "массового человека" 6 . Все эти процессы привели к возникновению глобальных проблем, влияние которых растет со временем очень быстро.

Из многочисленных характеристик того, что произошло с человеком и человеческим обществом, приведем мысли, высказанные совершенно различными по мировосприятию людьми, а именно Э. Фроммом - одним из классиков западной философской культуры XX в. и отечественным физиологом Е.А. Аркиным в начале XX в. в работе "Мозг и душа". По мнению Э. Фромма человек "развил свой ум до того, что справляется с загадками природы, и уже освободился от слепой власти природных сил. Но в момент его величайшего триумфа на пороге нового мира он подпал под власть созданных им же самим вещей и организаций. Он изобрел новый метод производства вещей и превратил производство и распределение в нового идола. Он поклоняется делу рук своих, а себя низвел до положения прислужника вещей. Он поминает всуе такие слова, как Бог, свобода, человечность, социализм; он гордится своей мощью, воплощенной в бомбах и машинах, чтобы замаскировать свое человеческое банкротство; он хвастается своей разрушительной мощью, чтобы спрятать человеческую несостоятельность" 7 .


4 Мир за неделю. N 12(12). 13-20.11.1999.

5 Хайдеггер М. Время и бытие. М.. 1993. С. 194.

6 Ортега-и-Гассет Хосе. Избранные труды. М.. 1997. С. 105.

7 Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 372- 373.

стр. 6


Согласно Е.А. Аркину, человеческой жизнью стал руководить "всесильный принцип выгоды и пользы", который проникает "во все поры нашего духовного существования", окрашивая "особым цветом всю нашу жизнь, все наши стремления и помыслы". Е.А. Аркин пишет: "В погоне за выгодой: за выгодным занятием, выгодным бра ком, выгодной службой, выгодными знакомствами - мы проводим все наши дни, и к ней мы подготавливаем наших детей с колыбели. Этот принцип, как всемогущее божество, безраздельно властвует над нашей жизнью, и, повинуясь ему, мы подавляем свою личность и влачим всевозможные цепи - семейные, общественные, государственные" 8 . В начале XX в., когда Е.А. Аркин писал эти строки, он надеялся, что человек сможет освободиться от этого всемогущего божества и начнет поклоняться богиням истины и красоты. Надежды не оправдались. Поклонение выгоде, пользе продолжает господствовать в культуре. Тем самым этот принцип оказался очень живуч и стремится, адаптируясь к изменяющимся условиям, стать универсальным. Разумеется, само поклонение выгоде приняло иные формы, оно стало более цивилизованным, получило юридическое оправдание. "Нецивилизованным" этот принцип себя проявляет в слаборазвитых и развивающихся странах, где борьба за прибыль идет не на жизнь, а на смерть.

Между тем, именно экономоцентризм, ставший ядром индустриальной цивилизации, формирует тот тип личности, который вызвал к жизни глобальные проблемы. Экономический человек рассматривает весь мир как большой рынок, где в конечном итоге все покупается и продается. Естественно, многое происходит не так схематично и прямолинейно, но в конечном итоге ведущей силой индустриального, равно как и постиндустриального общества, выступает прибыль.

Анализ произошедших в культуре радикальных трансформаций показывает, что утверждение человеком себя в мире было связано не только и не столько с развитием "своей биологии", силы, сколько с развитием интеллекта, формированием "второй природы", искусственной среды более, адаптированной к потребностям человека.

Разумеется, и сила совершенствовалась в процессе развития интеллектуальных способностей человека, но этот процесс был частью более общего процесса приспособления человеком к себе мира. Главное, что происходило в интересующем нас отношении, состоит в том, что в принципиальном плане не столько человек приспосабливался к объективной реальности, сколько он приспосабливал к себе эту реальность. Она принимала те формы, которые были необходимы человеку для своей самореализации. Происходило расширение смыслового пространства, уменьшение роли естественных факторов, возрастание технологиче-


8 Аркин Е.А. Мозг и душа. М.-Пг., 1923. С. 169.

стр. 7


ской вооруженности человека. Все это вело к возрастанию ценности человеческой жизни. Указанные процессы были взаимосвязаны и стимулировали друг друга.

В период формирования информационной цивилизации этот процесс вытеснения естественного искусственным становится доминирующим. Как отмечает И.Г. Корсунцев "Технологии и средства, при реализации которых интенсивно продуцируются виртуальные реальности, стали развиваться лишь в последнее время, в связи с появлением и использованием современных компьютерных средств. Это стало возможным также благодаря тому, что в настоящее время происходит бурное, взрывное формирование информационной среды" 9 . В подобной ситуации задача философского осмысления основных тенденций такого социокультурного развития не только в критике различных отрицательных последствий этого процесса, сколько в том, чтобы понять причины и логику функционирования подобной системы.

Чем более тесными становятся экономические, технологические, социокультурные связи между различными странами, регионами, цивилизациями, тем более сложным, взаимозависимым и динамичным становится общественный организм, называемый человечеством. Впервые термин "человечество" наполняется конкретным смыслом. Появляются общие цели, новые глобальные закономерности. Последние еще недостаточно ясны и изучены, поскольку новая глобальная система находится на стадии формирования. Но очевидно то, что процесс формирования этоса глобального мира активно идет 10 . В подобной системе многие прежние ценности классового, национального, религиозного характера приходят в движение и претерпевают значительные изменения. Место и роль этих ценностей в новой глобальной системе только предстоит выяснить. Очевидно лишь то, что человечество стоит перед решающими испытаниями. Ведь с ростом сложности растет элемент непредсказуемости, увеличивается роль случайных факторов. Неизбежен этап столкновения культурных традиций. Каким выйдет человек из этой напряженной ситуации во многом зависит от самого человека. Главное, чему учит история, в том, что будущее открыто, оно не предопределено и не гарантировано. Оно творится самим человеком. Человек - не пассивный, сторонний наблюдатель происходящих процессов, а активный участник и архитектор этого будущего. Тем самым растет его ответственность за свое будущее и будущее планеты. Глобальные проблемы свидетельствуют о принципиальной сложности систем "человек - природа", "человек - техника - природа", нелинейности социокультурных процессов, с которыми сталкиваются исследователи в конце XX в.


9 Корсунцев И.Г. Конечное в бесконечном. М., 1996. С. 131-132.

10 Этос глобального мира. М.: Горбачев-Фонд, 1999.

стр. 8


Ситуация резко осложняется тем, что приходят в противоречие две самоценные тенденции. С одной стороны, усиливается тенденция, связанная с унификацией культурных кодов под влиянием новейших информационных технологий, проникновением сети Интернет, а с другой, - по всей вероятности, будет расти стремление к самосохранению уникальных культурных, национальных, религиозных традиций. В этих условиях, когда. растет влияние глобальных тенденций по мнению А.Н. Кочергина, "необходима выработка такой глобальной системы ценностных ориентации, которая была бы принята всем населением планеты (по крайней мере, его подавляющим большинством), которая позволила бы забыть или отодвинуть на задний план своекорыстие групповых социальных, партийных, национальных и иных интересов, поскольку для решения глобальных проблем необходимы согласованные усилия, согласованные решения всех людей и всех стран" 11 .

Однако чтобы наметить контуры подобной системы глобальных ценностей, важно исследовать корни этих проблем, динамику происходящих процессов, понять объективное и субъективное в происходящем. Можно сделать вывод о том, что глобальный кризис в первую очередь является кризисом человека, форм его взаимоотношения с природой и другими людьми, кризисом норм утилитарно- прагматической морали. В сложившихся условиях требуется новое решение проблемы взаимоотношения знания (истины) и морали (добродетели), формирование иных представлений о прогрессе и гуманизме. Прежние представления о линейном характере исторического процесса и связанной с ними идеи гуманизма исчерпали себя. Как отметил Э. Фромм, "гуманизм как учение может воплотиться в жизнь в случае, если будут изменены существенным образом социальные, экономические и политические условия, если бюрократический индустриализм будет заменен гуманистическо- социалистическим индустриализмом, централизация - децентрализацией, организация людей - ассоциацией самостоятельных граждан, вооружение - всеобщим разоружением и направлением накопленных материальных богатств на конструктивные цели" 12 .

Вместе с тем приведенное выше утверждение А.Н. Кочергина нельзя трактовать так, будто в эпоху расширения сферы глобальных проблем можно не считаться с групповыми, социальными, партийными, национальными и т.д. интересами. Речь идет о другом. Речь идет о том, чтобы не противопоставлять локальные, частные интересы общим, не ставить их выше глобальных интересов, признать приоритет последних над первыми в силу общей угрозы, исходящей от глобальных проблем. Пока же реальная ситуация не дает оснований предполагать, что все или ведущие


11 Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. М., 1996. С. 13.

12 Фромм Э. Сущность человека, его способность к добру и злу // Это человек. Антология. М., 1995. С. 49.

стр. 9


страны мира осознали, принципиальную значимость глобальных процессов, поскольку не только продолжается, но и углубляется противостояние между индустриально-развитой частью мира и другими странами. Как отметил А.И. Неклесса "за последние десятилетия соотношение уровней доходов богатых и бедных, "золотого" и "нищего" миллиардов планеты не только не сократилось, но и заметно увеличилось: с 13:1 в 1960 г. до 60:1 в настоящее время. ... Таким образом, в мире помимо североатлантической цивилизации соприсутствует ее гораздо менее заметный, темный двойник: "четвертый", зазеркальный мир, населенный голодным миллиардом " 13 . Голодным же трудно думать о глобальных проблемах.

Таким образом, сложившаяся ситуация свидетельствует о глубоком кризисе человека, форм его самосознания, кризисе его целевых установок. Как отметил Э. Фромм "мы стоим перед угрозой серьезного кризиса современного человека. Мы уже не можем попросту ждать событий и терять время. Если мы немедленно не начнем готовить проведение необходимых реформ, мы можем безвозвратно упустить свой шанс. Пока еще есть надежда, поскольку существует реальная возможность вернуть человеку его права и сделать технологическое общество гуманизированным" 14 .

Принципиальное отличие нынешнего кризиса человека и всей культуры от предшествующих кризисов состоит в том, что "в настоящее время существует угроза не только классовым интересам определенных кругов, а жизни и здоровью всего человечества" 15 . Тем самым уникальность сложившейся кризисной ситуации связана с тем, что если до сих пор кризисные моменты служили источником следующего этапа развития, то современный глобальный кризис человека может привести к всеобщей катастрофе, исчезновению человека как вида. Это накладывает особый отпечаток как на саму ситуацию, так и людей, вызвавших своими действиями этот кризис. Усиливается не только динамизм, напряженность в системе "человек - общество", "человек - общество - природа", но и ответственность культуры за будущее. При этом меняется смысл "ответственности" и будущего, поскольку современный человек отвечает не только за себя, свои собственные действия, но и за прошедшие поколения, ибо он может "подвести черту" под это прошлое, равно как и под будущее. Будущее впервые может не быть в том отношении, что оно будет без человека 16 . Тем самым в экзистенционально-личностном плане человек может уничтожит время и будущее. В этих


13 Неклесса А.И. Глобализация в контексте этики // Этос глобального мира. Горбачев-Фонд. М., 1999. С. 32.

14 Фромм Э. Революция надежды. СПб., 1999. С. 244.

15 Там же.

16 См. :К.Х. Делокаров. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис // Общественные науки и современность. 1994. N 2.

стр. 10


условиях актуализируются мысли древних философов о необходимости заботы о духовном обогащении человека, опасности утилитарно-прагматического отношения к миру, поскольку только это может остановить процесс глобальной катастрофы. Вот почему и сегодня актуальны слова Сократа: "Не стыдно ли тебе заботиться о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разуме, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она была как можно лучше?" 17 . Именно превращение человека из морально-духовного в преимущественно рационально-экономического существо привело к столь тяжелым последствиям.

Известный немецкий философ К. Ясперс, характеризуя состояние социальных процессов в XX в., писал: "Все охвачено кризисом, необходимым и непостижимым в своих причинах, кризисом, который нельзя устранить, а можно только принять как судьбу, терпеть и преодолевать" 18 . Диагноз К. Ясперса в начале нового столетия не только сохраняет свою силу, но и приобретает еще более реальные очертания. Отчетливым выражением этого кризиса выступают глобальные проблемы, влияние которых со временем растет. В этих условиях большинство исследователей, которые обращаются к данной проблемной ситуации, стремятся определить, их причину, понять динамику и закономерности развития и, главное, пытаются найти методы решения глобальных проблем 19 .

В ситуации углубления глобального кризиса, роста числа общепланетарных проблем, не имеющих решения в рамках функционирующих социальных институтов, не правомерен ли вопрос об опасности стремительного динамизма современной индустриальной и еще больше постиндустриальной, информационной цивилизации? Нельзя ли задуматься над тем, что замедлит темпы технологических трансформаций, не стимулируя столь стремительное развитие фундаментальных наук? Ведь именно фундаментальные достижения науки в области физики, математики, генетики, кибернетики привели к созданию современной цивилизации с ее глубочайшими противоречиями. "Образование, направленное на развитие науки, - как отметил Г.С. Померанц, - ведет к мысли, которую Сент-Экзюпери назвал дробной, все дальше и дальше уходящей от Целого" 20 . В этих условиях наука становится не только орудием познания природы, но и новых угроз, которые ставят будущее человечества под вопрос и не оставляют миллионам простых людей, далеких от науки, выбора.


17 Платон. Сочинения в 3-х томах. М., 1986. Т. I. С. 68.

18 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 155.

19 Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990; Делокаров К.Х. Философия и человек в век глобальных проблем. М., 1998; Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994.

20 Этос глобального мира. М., 1999. С. 137.

стр. 11


В основе стремительного развития индустриальной части современного мира лежат ряд взаимосвязанных друг с другом причин. Непрерывно убыстряется темп научно-технического развития, при котором рост научных знаний опережает рост технических инноваций, а фундаментальные науки развиваются быстрее, чем прикладные. Главная опасность связана с недооценкой социогуманитарной культуры, которая к тому же становится операционально-утилитарной и "работает" на дальнейшее увеличение скорости преобразований.

В сложившейся ситуации актуализируется вопрос о том, хватит ли у человечества воли к жизни? Этот вопрос содержателен, поскольку обострение экологической и демографической ситуации, равно как и углубление и расширение сферы влияния других глобальных проблем, автоматически не ведет к адекватной, равной возрастающим угрозам реакции. Человечество продолжает жить по старым стереотипам, воюя друг с другом, разрушая природные основания своего бытия. Между тем глобальные проблемы ставят под вопрос не отдельные элементы функционирующей экономической, политической, технологической, социокультурной системы, а основания всей системы, ее исходные ценностные представления. Это заставляет задуматься над выбором, который сделала современная индустриальная цивилизация в эпоху Просвещения, а возможно и раньше. Речь идет о мировоззренческих постулатах современного человека, наиболее четко выраженных Ф. Бэконом и Р. Декартом в имеющих глубокий смысл метафорах: "Знание - сила", "Я мыслю, следовательно, я существую", дополненных и развитых в области социальной мысли "Левиафаном" Т. Гоббса и либерализмом Дж. Локка. Если из первых двух ценностно-мировоззренческих и методологических установок во многом выросли наука и функционирующая в индустриально развитой части мира форма рациональности, то Т. Гоббс и Дж. Локк способствовали становлению современного гражданского общества и утверждению самоценности индивида. Тем самым наука и формирующиеся социальные отношения оказались взаимодополнительными, стимулировали развитие друг друга. Последствия такого процесса известны.

Никогда еще человечество не стояло перед такими трудноразрешимыми глобальными проблемами как в конце XX в. Никогда ведущие философы самых разных ценностно-мировоззренческих ориентации не были столь едины в необходимости отказаться от прежних стереотипов, основанных на всемогуществе человека, неизбежности прогресса, неограниченных ресурсах природы.

И вместе с тем. философы никогда не были столь бессильны изменить или радикально повлиять на ход событий, поскольку многие из них, утверждая примат научного разума над всеми остальными формами бытия человека, способствовали наступлению индустриальной цивили-

стр. 12


зации, которую теперь пытаются остановить. Бессилие мысли связано также с всесилием технологического разума, эффективно решающего многие частные вопросы и помогающего определять основное направление исторического развития. Экономические, геополитические, информационно-технологические преимущества сложившейся системы ценностей столь значительны, что даже призывы конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г. не привели к радикальным переменам в поведении человечества. Успехи в области экономики и технологии только тогда оправданы, когда, они не подрывают природные и социально- антропологические основания бытия самих этих структур.

Между тем динамика современных индустриальных структур свидетельствуют о стратегической уязвимости всей функционирующей системы межчеловеческих, межцивилизационных отношений. Об этом говорят углубляющиеся экологические, энергетические, демографические глобальные проблемы. Ситуация осложняется тем, что факторы, обусловившие появление глобальных проблем, не исчезли, наоборот, количество этих факторов растет, и это приводит, во-первых, к углублению этих проблем, и, во-вторых, появлению новых глобальных проблем.

Концептуально-исторический анализ сложившейся ситуации показывает возможность появления новых глобальных проблем. Как показывает практика, число глобальных проблем открыто. К сожалению, чем больше мир становится сложным и взаимозависимым, тем больше становится глобальных проблем. И это естественно, поскольку глобализируются локальные связи и ценности, что приводит не только к комфорту, благополучию и обогащению культур, но и новым проблемам, в том числе и трудно разрешимым и имеющим общепланетарный характер. Некоторые авторы относят к ним не только наркоманию и алкоголизм, но и СПИД. И это не случайно, поскольку в мире официально болеют этой болезнью 30 млн. человек. Считается, что их число на несколько миллионов больше, но они не зарегистрированы. И можно было бы считать подобную проблему в общепланетарном масштабе не столь угрожающей, если бы не темпы распространения болезни, особенно в слаборазвитых и развивающихся странах.

Необходимость дальнейшего философского анализа природы глобальных проблем, специфики их влияния на различные социокультурные традиции связана с тем, что в социально- политической и философско-методологической литературе имеет место не только разброс в трактовке природы и сути отдельных глобальных проблем, таких как соотношение природы и общества, роль роста народонаселения и т.д., но и существенные концептуальные различия в предлагаемых сценариях решения. И это объяснимо, поскольку речь идет о новых малоизученных сложнейших процессах, касающихся будущего цивилизации.

стр. 13


В этой связи представляют интерес возможные пути решения глобальных проблем. Обозначим их, не занимаясь систематическим рассмотрением существа предлагаемых решений:

1) изменение вектора и характера экономической деятельности современного общества, особенно ее индустриально развитой части;

2) пересмотр взаимоотношений между Севером и Югом, странами, живущими в индустриально-развитых странах мира ("золотым миллиардом") и остальной его частью, так называемыми развивающимися странами;

3) найти способ регулировать рост народонаселения, учитывая опасность бесконтрольного роста количества людей на планете, ведущего к усилению напряженности, борьбе за природные ресурсы, сферы влияния, "блоковому" мышлению;

4) прекращение траты огромной части материальных, финансовых, интеллектуальных сил человечества на разрушительные цели - вооружение, изобретение все новых, все более совершенных форм уничтожения людей;

5) научиться соотносить свои потребности с возможностями планеты; уметь формировать разумные, т.е. эколого- и глобально-оправданные потребности, учитывающие ограниченность природных ресурсов.

Для этого необходимы следующие меры:

1) информатизация общества, которая будет способствовать формированию новой более экологически ориентированной культуры, менее зависимой от природных ресурсов, вещества и энергии;

2) принятие новых законов по охране окружающей среды, учитывающих особенности тех или иных стран и регионов, но имеющих приоритетный характер по отношению к законам, действующим в отдельных странах;

3) открытие новых форм освоения энергии, что может привести к уменьшению энергетической напряженности. Это может уменьшит стратегическое противостояние различных геополитических структур из-за нефти, газа и других источников энергии;

4) сближение культурных традиций Востока и Запада, освоение индустриальной цивилизацией более экзистенциально-ориентированного восточного мировосприятия и уменьшение прагматико-технологического стиля западного человека в культуре;

5) формирование нового гуманизма, учитывающего уроки прошлого и реалии настоящего;

6) изменение положения мужчины и женщины в культуре и переосмысление ценностей социума, созданного мужчинами в первую очередь для мужчин, что может привести к изменению соотношения эмоционального и рационального в культуре, росту роли этического и эстетического в обществе.

стр. 14


Принципиально важно считаться с теми проблемами, которые встают перед многими народами, которые должны провести не только технологическую или даже экономическую и политическую, но и культурную модернизацию. Мир может и должен принять новейшую информационную технологию, поскольку без этого невозможно разрешить многочисленные проблемы, особенно экологического и экономического свойства, но он не обязан принять идеи культурной модернизации, если ядром подобной модернизации будет выступать западная модель постановки и решения всех проблем и тем самым перенесение западных, а в современных условиях, американских стандартов жизни в иную социокультурную среду, например, такие регионы, как Россия или Индия.

Следует считаться с тем, что ценностно-мировоззренческая и ментальная неповторимость - основа культурной, экономической, политической, военной и в целом национальной независимости таких влиятельных стран, как Индия, Китай, Россия и т.д. Тот факт, что эти страны еще не достигли того уровня информационно-технологического и экономического развития, которого достигли ведущие страны формирующейся постиндустриальной цивилизации, еще не означает, что такая ситуация сохранится надолго. И подобную ситуацию не стоит считать полностью негативной, поскольку при повторении ими западных моделей поведения, значительно увеличилось бы экологическое, энергетическое, промышленное давление на окружающую среду.

Таким образом, реальная глобализация только начинается. Она ставит множество проблем перед человечеством, поскольку не только меняет образ настоящего, но и образ будущего, ибо от трактовки глобальных проблем зависит это будущее. Глобализация по-новому ставит вопрос о статусе национальных образований и национальных социокультурных традиций. В подобной ситуации актуализируется роль стратегического мышления, что делает необходимым обращение к таким сложным философским проблемам, как место человека в мире и смысл исторического процесса. Все это дает основание полагать, что глобальная проблематика будет со временем занимать доминирующее положение в исследованиях политологов, философов и всех, кто пытается понять логику истории в период социальных трансформаций.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ФИЛОСОФИЯ-И-ГЛОБАЛЬНЫЕ-ПРОБЛЕМЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Larisa SenchenkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Senchenko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И.М. ПОДЗИГУН, ФИЛОСОФИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ФИЛОСОФИЯ-И-ГЛОБАЛЬНЫЕ-ПРОБЛЕМЫ (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - И.М. ПОДЗИГУН:

И.М. ПОДЗИГУН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Россия
1943 просмотров рейтинг
09.09.2015 (3124 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
9 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ФИЛОСОФИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android