Libmonster ID: RU-9036
Автор(ы) публикации: А. К. Ерохин

В рамках философии образования прагматизма XX в. особое место занимают идеи Дж. Дьюи. Его работы "Искусство как опыт", "Демократия и образование", "Опыт и природа", "Прогрессивное образование и наука образования", "Как мы мыслим" и другие стали базой философского обоснования новых систем образования в США и других странах. Эксперименты в школьном классе, наблюдения за ходом обучения и познания детей во многом послужили исходным материалом не только для формирования педагогической концепции Дьюи, но и для его размышлений о социальной роли образования в демократическом обществе.

В своих построениях Дьюи подвергает сомнению не только традиционную методологию, но и все области философского знания, содержащие в себе универсалистские претензии. Как он отмечает, традиционная метафизика ничего не сообщает человеку о реальности сверх того, чему его учит наука и опыт повседневной жизни. Ее "претензия могла бы быть основательной только в том случае, если бы философия обладала интуицией реальности, лежащей за той, которая открывается всем в повседневной жизни и специальных науках" [7. P. 23]. Такой интуицией реальности она не обладает.

В противоположность традиционной "интеллектуально ориентированной" эпистемологии, Дьюи кардинально меняет саму традиционную гносеологическую установку классической философии, для которой познание имело самодовлеющую непреходящую ценность. Область "опыта", обозначенная им как область познания, является предельным основанием, на котором строятся его эпистемологические и социально-этические конструкции. Опыт, как

стр. 19


говорит, Дьюи, "есть все", он охватывает как чувственный, так и рациональный жизненный мир и включает все, что человек делает, о чем он думает, как он осмысливает и чувствует окружающую его реальность. В значительной части философских систем опыт мог не совпадать с истиной, получаемой в ходе логического конструирования реальности, поскольку считался вторичным по отношению к интеллектуальной деятельности. В философии Дьюи не теория, а практический опыт становится первичным. Опыт связан с выполнением действий, а не с познанием объектов. Мышление, особенно мышление научное, становится всего лишь инструментом для решения чувственных и интеллектуальных проблем. Его появление запускает цепную реакцию мыслительной активности, направленную на поиск эффективного устранения трудностей, препятствующих жизнедеятельности организма.

Из понятия социального опыта вырастает и философская концепция образования прагматизма, а точнее, философия образовательных программ разного уровня обучения. Прагматики предлагают их спланировать как цепь хорошо организованных практик, представляющих ни что иное, как процесс качественного освоения нового мира. Формализованное обучение в таких программах ставит иную цель, чем приобретение статического знания, состоящего, как правило, из многих разделов. По мнению Дьюи, все предшествующие образовательные системы были рассчитаны прежде всего на сообщение учащимся огромного количества фактической информации без обучения средствам ее использования. Академические программы образования создают у школьников и студентов в большинстве случаев неверное представление о социуме и отношениях, складывающихся в нем. Учащихся пичкают опытом прошлого и совсем не готовят к встрече с проблемами в будущем.

Взамен традиционной модели образования Дьюи предложил новую, целью которой должно стать обучение методам решения проблем. Опыт, как говорит Дьюи, имеет практический и взаимный ("transactional") характер. По сути, это означает, что в опыте человечество строит "диалектические отношения" с окружающим миром и через него же создает определенные идеи. Люди действуют на основе идей и затем меняют свои действия в соответствии с последствиями этих идей. В зависимости от того, как повернутся обстоятельства, люди пересматривают свои первоначальные гипотезы. Дьюи отсылает нас "к завершенному акту мысли", включающему ряд последовательных элементов: определение трудностей текущей ситуации, последующий их анализ, принятие возможных

стр. 20


решений и проверка последствий предлагаемых решений [6. P. 1 - 15].

Дьюи предполагал, что человек, имеющий навыки принятия решения, намного лучше будет подготовлен к жизни в быстро меняющемся мире с его многочисленными трудностями и постоянно возникающими проблемами. Вместо того чтобы прививать учащимся ложные абсолюты, образование должно подготовить школьников и студентов к столкновению с проблемами, растущими вместе с их индивидуальным опытом.

Подход Дьюи находится в явном противоречии с классической моделью школьного планирования и образования, где дети рассматриваются как сырой материал, из которого учитель "лепит" личность, где используются репетиционные методы обучения и предметы отделены от социального содержания. В быстро изменяющемся обществе, утверждал Дьюи, жизненно необходимо не только универсальное, но и "новое обучение", основная установка которого заключается в том, что школа должна стать подготовкой к жизни.

Дьюи подчеркивает социальную и моральную природу школы и считает ее, как и Э. Дюркгейм, маленькой "миниатюрой" общества, особенно такого, которое поощряет развитие демократии и доступности образования. В связи с этим Дьюи выдвинул совершенно новую для его времени идею универсального, непрерывного образования для всех возрастных категорий. Все общество должно находиться в процессе постоянного обучения и переобучения. В работе "Демократия и образование" он пишет о том, что жизнь находится в развитии, поэтому образование должно быстро реагировать на изменения, происходящие в окружающей среде, пребывать в постоянной реорганизации, реконструкции, трансформации. "В противном случае члены общества будут подавлены изменениями, с которыми они столкнутся, не понимая их связей и значений" [4. P. 59]. Образование в новых условиях становится главным инструментом совершенствования, демократизации общества и обеспечения граждан равными возможностями.

В свете новых задач школы меняются набор и соотношение изучаемых дисциплин: вместо "сущностных" дисциплин вводятся "инструментальные" или же часть "сущностных" предметов следует значительно сократить. Дьюи считает, что науки, описывающие быстро меняющуюся социальную жизнь и ее проблемы, более важны для изучения, чем науки, исследующие внесоциальные феномены. "Инструментальные" дисциплины помогают студентам обу-

стр. 21


чаться подходам к решению жизненных проблем, в то время как "сущностные" поощряют к "широкому мышлению", не имеющему практического применения. Дисциплины с социально ориентированным содержанием готовят школьников и студентов к пониманию текучести, изменчивости человеческого опыта и разумному управлению данным процессом. Поэтому прагматизм предлагает принять их в качестве фундамента образования.

Очень многие западные и российские исследователи весьма положительно оценивают философию образования прагматизма. Так, например, Н. С. Юлина находит в ней широкие возможности для реализации человеком социальных инициатив и исследовательских навыков [11], американский прагматик Ричард Рорти - здравый противовес европейскому деконструктивизму и нигилизму [9. P. XVII - XVIII], а Ричард Бернштейн - идеи гуманизма и демократии [1. P. 58]. Действительно, специфическая аргументация прагматизма в защиту социальных наук создает иллюзию общей гуманитарной направленности его программы образования. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что прагматиков интересуют даже не социальные науки как таковые, а узкие актуальные проблемы современности в рамках определенных социальных дисциплин. Они-то, как предполагается, и должны составить ядро образования. Изучение злободневных социальных вопросов предлагается в виде кратких курсов, собственно и составляющих дисциплину. Что касается академических исследований, то среди них интерес представляют те, что дополняют знания по текущим современным проблемам. Например, это могут быть курсы и обзор исследований по проблемам современной семьи, тендерной асимметрии на рынке труда, борьбы с терроризмом, развития демократии и гражданского общества, создания предвыборных технологий и другие, которые строятся как широкие или усеченные в соответствии с возрастными особенностями учащихся и уровнем понимания социальных проблем.

Например, для учащихся средних школ могут быть полезны курсы, освещающие права человека, основы современной демократии, структуру современной семьи; для слушателей колледжей эффективными будут расширенные программы по экологии, урегулированию расовых, этнических, религиозных и тендерных проблем; для студентов вузов желательны специальные курсы по освещению международных отношений, разделам социологии, политики и т. п. Традиционным дисциплинам, таким как история или физика, также находится место в прагматической концепции об-

стр. 22


разования, но лишь постольку, поскольку они полезны для понимания и управления современным социумом. Как пишут Клеве Моррис и Янг Пай "в целом школьные и университетские программы будут отталкиваться от существенных вопросов, с которыми позднее индивиду, возможно, придется встретиться в жизненных ситуациях, в своих собственных жизненных ситуациях. Они инициируют жизненно разумные виды обучения в одной конкретной области или в междисциплинарных областях" [2. P. 92].

В соответствии с программами обучения Дж. Дьюи предлагает сменить и стиль преподавания. Вместо описания какой-либо ситуации или проблемы преподаватель должен попытаться разбудить в учащемся чувство любопытства, которое будет основным стимулом к учебе. При таком подходе учащийся становится ключевой фигурой образования, а роль преподавателя отходит на второй план. Прагматики убеждены в том, что образование станет полнее и глубже, а обучение продолжительнее и интенсивнее, если оно вырастет из собственных вопросов, интересов и нужд обучающегося. С этих позиций Дьюи критиковал школу и университет за замалчивание или игнорирование интересов учащихся; за использование "искусственного языка" (т. е. туманных рассуждений о будущем); за чрезмерное доверие к экзамену как к способу выявления глубины знаний; за стремление оценить студентов по их ментальным или физическим способностям (в зависимости от рода учебного заведения); за перегруженность программ абстрактными предметами вместо сообразования их с жизненным опытом и знаниями учащихся и студентов.

Традиционный логический метод педагогики состоял в систематизации и организации учебного материала. Его можно было бы назвать методом "предварительного изложения". Но Дьюи советует преподавателям сопротивляться "сильному искушению предполагать, будто самое превосходное изложение вопроса прокладывает магистральную дорогу в обучении" [4. P. 257].

Классическое образование направлено исключительно в прошлое, озабочено тем, чтобы заполнить в головах обучающихся моральный и умственный вакуум знаниями и принципами, добытыми предшествующими поколениями. В противоположность ему образование, ставящее своей целью подготовку к предстоящей жизни, должно быть ориентировано на настоящее и будущее. Оно должно сместить акценты на раскрытие мыслительного потенциала субъектов образования, на развитие их исследовательских навыков с тем, чтобы они могли справляться с задачами, возникаю-

стр. 23


щими в ходе меняющейся жизни, и приспосабливаться к новым условиям.

Новая школа создает и новый стиль преподавания, выражаемый в создании и проигрывании проблемных ситуаций, активном вовлечении всех обучающихся в процесс их понимания, принятия решений и обсуждения последствий принимаемых решений. Так индивид учится в действии. Прагматический метод, являющийся, по сути, психологическим методом, связывает предмет с жизненной ситуацией обучающегося и, тем самым, задает ему работу, продолжающуюся до тех пор, пока учащийся не приходит к ясному пониманию проблемы, творческому ее изложению и решению.

В первом приближении два центральных пункта прагматической философии: признание студента центральной фигурой образования и провозглашение любопытства в качестве основного мотива пробуждения интереса к учебе - видятся как правильные и желательные к внедрению в образование. Однако дальнейшее их рассмотрение приводит к пониманию серьезной опасности, таящейся в них. Концентрация образования на интересах студентов создает и у них, и у преподавателей иллюзию того, что, во-первых, желания и интересы студентов являются центром образовательной системы, и, во-вторых, что студенты являются почти автономными, независимыми от преподавателя агентами образовательного процесса.

Дж. Дьюи выражает удивление по поводу негодования академической философии, выражающей протест против "естественной" склонности молодежи к эгоцентричности и концентрированности на собственных проблемах и желаниях. Молодежь, заявляет он, в состоянии сама прийти к пониманию и оценке перспектив жизни и человеческой истории. К сожалению, опыт прагматического образования, доминирующий в общественных школах американской системы образования, не только вошел в плоть и кровь нескольких поколений американских студентов, но и навязывается системам образования стран Европы, России, Азии и Африки, тяготеющих к собственным философским основаниям и традиционно поддерживающим идею значимости педагога в процессе учебы.

Возможно, притягательность прагматизма для многих его теоретических и практических сторонников объясняется его ценностными аспектами. Дж. Дьюи рекомендовал не разделять, а тем более не противопоставлять моральные и интеллектуальные аспекты приобретенных знаний. Оба аспекта требуют навыков исследования и обоснованных рассуждений. Для того чтобы принять пра-

стр. 24


вильное социально значимое решение, недостаточно апелляции к вечным и абсолютным ценностям. Каждая ситуация, в которой принимается решение, уникальна и конкретна. Поэтому лучше перенести бремя решений на субъекта, его принимающего, и соотнести решение с конкретной ситуацией. Эту ответственность Дьюи и его последователи предлагают перенести на все сферы жизнедеятельности индивида, включая столь деликатные области, как этические и эстетические. Прагматики отвергают саму мысль о том, что в данных областях мы должны искать трансцендентные нравственные и художественные абсолюты. Вместо этого, заявляют они, необходимо исследовать вопросы ценностей в той сфере, где люди действительно развивают и используют их - внутри границ опыта.

Для прагматизма ценности являются всего лишь практическими суждениями, конструируемыми людьми. Высокие принципы, говорил Дьюи, не могут помочь обществу в современном быстроизменяющемся мире. Вместо ориентации на высокие идеалы блага и красоты, предлагаемые в школьных программах литературой и искусством, он рекомендует обратить внимание на общие предположения полезности, содержащиеся в нравственных и эстетических нормах и правилах. Этические и эстетические суждения выражают страстное желание человечества перестроить опыт или, по меньшей мере, отдельные его стороны в наиболее желательном направлении. Дьюи провозглашает: "Мы создаем новые идеалы и ценности перед лицом загадочного нового мира" [5. P. iii.]. Знание ценностей, принимаемых обществом в качестве правильных, справедливых и прекрасных, люди получают через приобщение к коллективному опыту. Дети учатся там и тому, где и чему их учили. Реальная жизнь со всеми ее проблемами и интересами, запретами и поощрениями, неудовлетворенными и удовлетворенными желаниями является гораздо лучшим катализатором для обучения, чем академическое образование с его дидактическими наставлениями.

В таком варианте принцип "что эффективно, то хорошо" означает не только то, что полезно для индивида, но и то, что полезно для общества. Поэтому каждый социальный институт, в том числе и образование, должны быть предметом проверки их основательного вклада в общественное и личное благо. Действия, выглядящие как приносящие пользу индивиду (например, ложь или воровство), имеют негативный эффект в обществе. Следовательно, они не являются реальной пользой. Поэтому преподаватель и внушает своим ученикам важность нравственных ценностей. Практический

стр. 25


опыт является "нитью Ариадны" в определении любой этической или эстетической стратегии, походящей к конкретному случаю.

Более того, если ученики обнаруживают слишком большие расхождения между их собственными духовными убеждениями и общественными нормами, то преподаватель имеет право посоветовать им изменить соответствующие общественные образцы. В то же время он должен предупредить их об ответственности, которая последует за принятием решений. Образовательным институтам вменяется в обязанность не просто знакомить обучающихся с существующими социальными практиками, но и обучать учеников, студентов, учащихся любого уровня навыкам разумной критики общественных стандартов.

Прагматическое представление о школе как зеркальном отражении общественной жизни требует внимательного критического осмысления. На наш взгляд, прагматизм превращает образование в основной институт социализации индивида и институт конструктивной критики общества, возлагает на него функции катализатора общественных изменений. Дж. Дьюи признает роль социальных групп в формировании личности, но в то же время настаивает на необходимости "помощи студентам со стороны преподавателей в осознании социальных действий, имеющих негативные последствия и указании конструктивных способов деятельности, позволяющих изменять общество в соответствие с теми социальными ролями, которые студенты предполагают выполнять в будущем" [10. P. 373].

В связи с вышеприведенным высказыванием Дж. Дьюи возникают, на наш взгляд, две проблемы. Первая из них заключается в отсутствии различимых групповых "соглашений" ("абсолютных ценностей"), по которым можно было бы судить о значимости и важности ценностей и целей в нашем изменяющемся мире. Вторая проблема прагматизма состоит в отсутствии для самого преподавателя ясных ориентиров, которые могли бы помочь ему сформировать интересы, цели, интеллектуальный мир ученика.

Оценивая прагматическую технологию и философию образования, можно сказать, что стремление прагматизма превратить образование в эффективный инструмент достижения полезных целей вполне выражает сущность современной американской жизни. Если допустить, что жизнь может стать лучше, то, значит, необходимо приложить усилия к ее совершенствованию и, следовательно, необходимо больше работать, чтобы достичь соответствующих улучшений. Прагматизм особенно подчеркивает важность демократии и человеческой свободы в социальном движении вперед.

стр. 26


В то же время прагматики усугубляют проблематичность постижения природы социальной реальности, так как заявляют, что она находится вне пределов человеческого понимания. Наш изменяющийся опыт является для нас поводом переделать социум и социальные идеи, в которых мы нуждаемся таким образом, чтобы они соответствовали требованиям современной жизни. Все, что не укладывается в стандарты нашего мышления, можно считать ложным. Как декларирует У. Джеймс, "истинными идеалами мы называем те, которые мы можем принять, считать удовлетворительными, подтвердить и проверить. Ложными идеями мы можем считать те, что нам не нужны" [8. P. 201].

Избирательный подход к истине, предлагаемый прагматизмом, весьма опасен. С этой точки зрения любое несоответствие чужого образа жизни, мнения, идеологии, моделей общественного развития выглядит как ошибка. Один из аргументов, который можно использовать в критике философии прагматизма, состоит в том, чтобы просто соотнести ее теорию истины с ее же собственным принципом релятивизма. Прагматические суждения сами по себе могут быть истинными для одних индивидов и ложными для других. Как отмечают критики прагматизма Авраам Стролл и Ричард Попкин, "...принцип "работающих истин" является слишком неопределенным. Если оценивать идеи и убеждения в соответствие с принципом - истинным является то, что "работает" в опыте и имеет удовлетворительные результаты, то остается неясным, как можно определить возможные последствия проверки идей и убеждений" [10. P. 373].

Спектр потенциальных последствий может оказаться слишком широким или отнесенным в отдаленное будущее, что делает весьма сомнительной глубокую проверку результатов прагматического подхода к истинности суждений.

Таким образом, мы приходим к выводу, что, во-первых, "согласование" интересов индивида с интересами социума становится ведущей идеей прагматической модели образования, заменяющей классическую идею обучения истине в виде объективных знаний о природе мира, ценностях, способах научного поиска. Во-вторых, в прагматической системе образования нивелируется роль преподавателя, вынужденного приспосабливаться к обстоятельствам, а не вести ученика к знаниям.

стр. 27


ЛИТЕРАТУРА

1. Bernstein Richard. Dewey, Democracy: The Task Ahead of Us // Post-Analytic Philosophy. Ed. by J. Rajcman and C. West. New York, 1985.

2. Cleve Morris Van and Young Pai. Philosophy and the American School: An Introduction to the Philosophy of Education. Boston: Houghton Mifflin, 1976.

3. Dewey John. Art as Experience. New York: Minton-Blach, 1934.

4. Dewey John. Democracy and Education. New York: MacMillan, 1916.

5. Dewey John. Experience and Nature. Chicago: Open Court, 1929.

6. Dewey John. How We Think. Boston: D. C. Heath, 1933.

7. Dewey John. Reconstruction in Philosophy. Boston: Beacon Press, 1957.

8. James William. Pragmatism. New York and London: Longmans, Green, 1959.

9. Rorty Richard. Consequences of Pragmatism. Minneapolis, University of Minnesota Press, 1982.

10. Stroll Avrum, Popkin Richard. Introduction to Philosophy. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1972.

11. Юлина Н. С. Джон Дьюи // Философы двадцатого века. М., 1999.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ФИЛОСОФИЯ-ОБРАЗОВАНИЯ-ПРАГМАТИЗМА-ИСКУШЕНИЕ-СОЦИАЛЬНЫМ-ОПЫТОМ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Galina SivkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sivko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. К. Ерохин, ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРАГМАТИЗМА: ИСКУШЕНИЕ "СОЦИАЛЬНЫМ ОПЫТОМ" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ФИЛОСОФИЯ-ОБРАЗОВАНИЯ-ПРАГМАТИЗМА-ИСКУШЕНИЕ-СОЦИАЛЬНЫМ-ОПЫТОМ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. К. Ерохин:

А. К. Ерохин → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Galina Sivko
Краснодар, Россия
2216 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3118 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
12 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРАГМАТИЗМА: ИСКУШЕНИЕ "СОЦИАЛЬНЫМ ОПЫТОМ"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android