Libmonster ID: RU-10014

Записки петебургских Религиозно-философских собраний (1901 - 1903)

М.: Республика, 2005

"Об отношении церкви к интеллигенции", "О свободе совести", О "силе и насилии в христианстве", "О насилии в деле совести", о "духе и плоти", "О догматическом развитии", "О браке" - доклады, прения, записки, обсуждения... Вспоминали и о литературе - о противоположности Достоевского и Толстого, о противостоянии Толстого и русской церкви, о Гоголе и отце Матвее... Докладчики - В. А. Тернавцев, Д. С. Мережковский, СМ. Волконский, А. В. Карташев, В. В. Розанов. Имена многих и сейчас на устах. Можно увидеть в книге исторический документ, можно - живую мысль того времени. Можно уловить в ней и голос эпохи. Мы сейчас слишком привыкли к названию "Серебряный век", забывая, что в то времена никто не ощущал себя живущим в веке "серебряном". Николай Бердяев предпочитал время рубежа веков называть "русским религиозным ренессансом", и это название, быть может, более соответствует тому, что происходило с культурой России в начале века. Почему Андрей Белый будет писать роман "Серебряный голубь", с темой русского сектантства? Почему Блок будет вздыхать: "Да и что за жизнь без клобука?" Почему в цикле "На поле Куликовом" засветится образ Богоматери? И какие странные судьбы слагались у людей этого времени: начинающий поэт вдруг бросает литературу и уходит в народ, чтобы создать свою собственную секту (Александр Добролюбов), философ, богослов и ученый в мире математики прозревает модель Божьего мира (П. А. Флоренский), писатели мечтают о преображении мира на религиозных началах (младосимволисты), о чем-то подобном грезит и один из лучших композиторов эпохи (А. Н. Скрябин). Врубель реставрирует росписи Кирилловской церкви в Киеве, и от его иконостаса и нескольких фресок исходит тот же свет, что и от старинных ликов. Петров-Водкин делает рисунки к Евангелию, и специалист живописи отчетливо видит, что религиозное начало здесь живет не только в теме, но и в ее исполнении. Полотна Нестерова начинают лучиться тем же "неотмирным" свечением, что и древние иконы.

Быть человеком верующим и даже религиозным в детские годы, рано пройти через отрицание бытия Божия, чтобы, повзрослев, почувствовать в себе новое пробуждение религиозного начала. Как часто мы встречаемся с этим в биографиях русских мыслителей начала века: В. В. Розанов, С. Н. Булгаков, Вяч. Иванов, Н. А Бердяев, С. Л. Франк... Когда-то подобный путь проделал Владимир Соловьев, посмертное присутствие которого в начале века трудно преувеличить. Но то же произошло и со всем русским обществом. На смену нигилистам-шестидесятникам, с их культом естественных наук и верой в революцию, пришли люди иного мироощущения. После богоборчества эпохи реформ пришло понимание пагубности всякого богоборчества. Появляются не только марксисты, ставшие идеалистами. Духовное беспокойство - и в народных толщах: хлысты, духоборы, бегуны...

Религиозное начало проникает в самые разные области жизни. Русь "бродит" в поисках истины. Время богоборчества сменилось богоискательством. И воздух этой эпохи - особенный. И все-таки шестидесятничество не могло смениться "воцерковлением" в один миг. Ведь и оно возникло не на пустой почве. Как-никак большая часть нигилистов вышла из среды священства. Почему бывший семинарист вдруг становился революционером и богоотступником?

стр. 76

К началу XX века назрело движение и в русском православии. Религиозно-философские собрания - место встречи "повзрослевшей" русской интеллигенции и людей церкви. Разговор только-только успел начаться, собрания скоро были закрыты. Через несколько лет появится религиозно-философское общество, их жизнь возобновится... Не слишком ли поздно? Розанов сразу уловит, как из собраний 1907 - 1908 уйдет прежняя атмосфера. О Божьем будут говорить много, но будут ли чувствовать?

Записки религиозно-философских собраний 1901 - 1903 годов - это не просто "речи" и "полемики". Это общая жажда сближения. Это особая атмосфера, которая могла пойти вширь. В то самое начало XX века, так много обещавшее. Случайно ли один из современников оставит о нем книгу воспоминаний со столь емким названием - "Бывшее и несбывшееся"? Но книга может ответить и на это: что не сбывается в одну эпоху, иногда становится насущным для более поздних времен.

С. Р. Федякин


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ФИЛОСОФИЯ-2015-09-29

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Konstantin SenatorovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Senatorov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

ФИЛОСОФИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ФИЛОСОФИЯ-2015-09-29 (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Konstantin Senatorov
Актобэ, Казахстан
1011 просмотров рейтинг
29.09.2015 (3125 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
20 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ФИЛОСОФИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android