Libmonster ID: RU-8752
Автор(ы) публикации: В. М. ПУЧИНСКИЙ

При исследовании функций мозга остается недоступной коренная особенность психического - субъективность. Вопрос в том, как психические явления (образы, мысли, чувства) непрерывно создаются, "содержатся" материальными механизмами (мозга, тела субъекта) в качестве явлений субъективных, сознательных, и не выделяется особо. Продуктами мозга мыслятся особенности психической содержательности, субъективность психического оказывается вне внимания исследователей. Когда же при общих воззрениях выделяется факт субъективности психического, то возникают мнения о принципиальной невозможности объяснить субъективное психическое через материальное. И. М. Сеченов писал: "Сущность психических явлений, насколько они выражаются сознательностью, останется во всех без исключения случаях непроницаемой тайной" [1. С. 243].

Ч. Шеррингтон говорил: "Строго говоря, мы должны вопрос об отношении ума и мозга рассматривать не только как нерешенный, но даже совершенно лишенный начала приступа к этой задаче" [2. С. 495].

Вопрос о субъективности, пожалуй, вообще единственный вопрос в науке, относительно которого существует мнение исследователей о принципиальной его нерешаемости. Сама возможность мнений о принципиальной нерешаемости свидетельствует об особом положении этого вопроса, которое объясняется характером взаимоотношения нашего объективирующего познания с особым предметом познания - субъективностью. Отсутствие "начала приступа" к задаче состоит в отсутствии определенных предпосылок о субъективном психическом как предмете объективного объяснения. Требуется общее критическое обсуждение возможности "начала

стр. 32


приступа" к объяснению субъективного психического через материальное. Не будет лишним установление, хотя бы в общем предположительном виде, того, как материальная система субъекта может создавать психическое в виде субъективного сознательного явления.

При рассмотрении с данной позиции психического следует выделять психическое познание, отделять его от общественного научного познания.

Общественное познание осуществляется общественной познающей системой, в которую встроены субъекты. В состав общественного познания входят процессы создания у субъектов способностей к теоретическому познанию [3. С. 212.]. Общественное познание стремится отразить бесконечно широкий и глубокий (мега, макро, микро) полный мир. Оно, используя теории и приборы, выходит за пределы чувственных данных в "слепые" физические структуры и процессы.

Психическое познание состоит в восприятии первичной действительности и примыкающих к нему представления и мышления. Оно ограничено, субъектно (субъективно). Во-первых, предметы в психическом познании выступают в "чувственных данных" (субъективных модальностях), которые объективно свойственны им (предметам объективно присущи цвет, запах и др.). Поэтому мир восприятия является особым объективным миром. Мир восприятия столь объективен, что субъект непрерывно живет и действует в нем. У человека, живущего на природе, мышление не выходит за пределы непосредственно воспринимаемых вещей (если не считать представлений о духах). Когда у Дерсу Узала спрашивали, что такое Солнце, то он думал, что над ним смеются, и говорил: "Посмотри, вот Солнце". Во-вторых, психическое познание выделяет, "вырезает" ограниченный аспект полного мира, именно его макроструктурность, изоморфную человеческим действиям. Субъект действует в мире и преобразует его как макросущество, он может воздействовать на микропроцессы через макродействия (с приборами, реактивами). Если бы субъект мог действовать на объекты исходящими из его тела полями и реактивами, то его восприятие не было бы макроструктурным. Объективность психического познания ограничена: объекты выступают как предметы действий субъекта.

Указанные особенности психического познания говорят о том, что в основе его лежат макродействия, которые превалируют над субъективностью ощущений. Психическому познанию свойствен-

стр. 33


ны две основные стороны - смысловая, основу которой составляют макродействия, и чувственная, базирующаяся на изменениях в процессах жизни тела субъекта [3. С. 83]. Именно благодаря действиям субъекта предметы являются объективными, хотя "облачены" в субъективные модальности.

Подтверждением приоритетности роли действий в структуре психического познания является тот факт, что простейшие натурные действия субъекта представляются как действия, хотя между материальными смысловыми процессами и субъективной стороной психики лежат изменения в процессах жизни тела, определяющие чувственность.

При обсуждении возможности объяснения субъективности прежде всего требуется выявить, что собой представляет субъективное психическое как предмет объяснения через внутреннее (мозга, тела) материальное. Можно утверждать, что таким предметом не являются "образы", "мысли", с очевидностью представляемые как особые невещественные, идеальные реалии. Именно представление психического как идеального и приводит к мнению о принципиальной необъяснимости психического, ибо идеальное не соизмеримо с материальным. Наша естественная обобщенная рефлексия образов, мыслей как особых реалий эффективно используется в жизни, но она не отражает действительную реальность психического, обусловленную внутренним материальным. В плане внутренних (мозга, тела субъекта) механизмов не существуют особые невещественные "образы", "мысли". Они лишь вынужденно представляются таковыми при нашей объективирующей рефлексии. В восприятии не дан невещественный "образ", воспринимается реальность предмета, совпадающего с образом. "Образ и есть сам предмет" [4. С. 153]. Этот факт более сильный, чем констатация невещественности образа. Никакое объяснение невещественности образа не может нас приблизить к пониманию того, что образ совпадает с реальным предметом.

Важно, что представление об идеальности, не отражая внутреннее психического, отражает, однако, внешние отношения психического, т.е. отношения общения, коммуникации, в которых результаты психического обращаются как особые реалии [3. С. 14].

Субъективное психическое не есть нечто особое, оно есть неотъемлемая сторона, род организации сложной материальной системы субъекта.

Прежде всего следует отметить, что отдельное психическое не имеет собственного существования, оно всегда входит в целостный

стр. 34


психологический процесс, в более обширное психическое - в поведение, деятельность. Как писал С. Л. Рубинштейн, "сам по себе образ вне психического процесса или деятельности ... и существовать не может" [5. С. 40]. Если при эксперименте мы выделяем отдельный образ, то он подчиняется вышележащим обстоятельствам, например, цели эксперимента.

Целостный психический процесс есть действие сложной целостной структуры субъекта, включающей как субъективные, так и материальные смысловые процессы, связанные между собой. Функционирование субъекта как активной целостности предполагает включенность в процесс взаимоотношения материальных сторон субъекта одновременно всей накопленной ранее информации о предмете или отдельных групп такой информации. Информация о предмете может помечаться, обозначаться как целое единым чувствованием [3. С. 127]. Проявлением целостности также являются сильные эмоции, поглощающие субъекта. Они являются двойственным образованием: с одной стороны, они чувственны (субъективны), а с другой, явственно связаны с изменением тела субъекта и его органов. Примером переходов между субъективностью и чистой материальностью являются творческие процессы. Длительная сознательная работа над проблемой приводит к настройке материальной смысловой стороны на решение проблемы, последующая бессознательная работа неожиданно оканчивается возникновением сознательного замысла решения.

Поведение и деятельность субъекта происходят в результате настройки целостности субъекта. При сложных препятствиях и задачах, задаваемых жизнью, возникает динамическая целостность субъекта, направленная на преодоление препятствий. С этой целостностью связан сложный эмоциональный, чувственный настрой, широкий комплекс интеллектуальных и моральных образований.

Субъективное психическое не есть особая реалия и не имеет собственных внутренних механизмов; его механизмы совпадают с механизмами активной деятельности сложной системы субъекта. Не мысль как таковая рождает действия, а целостная система субъекта, включающая мысль.

* * *

Предметом объяснения через внутренние (мозга, тела) механизмы не является идеальное психическое, но это не значит, что таким предметом является материальное психическое. Надо сказать, что положение о материальности психического бессмысленно.

стр. 35


С одной стороны, представление психического материальным, т.е. существующим объективно, вне субъекта, отрывает психическое от внутренних материальных механизмов. С другой стороны, этому представлению не свойственна естественность, самопроизвольность (свойственная представлению об идеальности); никто не рефлектирует образы, мысли как материальное образование.

Предметом объяснения через внутренние материальные механизмы является не идеальное, а субъективное психическое, ибо "субъективность" соизмерима с внутренними материальными структурами, выходит к ним. Психическое содержание не есть нечто особое, оно есть содержание понимаемое, сознаваемое, переживаемое и потому органически связанное с содержательностью субъекта; оно входит во внутренние материальные смысловые структуры, включает процессы внутреннего материального смыслового наполнения субъекта.

Субъективность во внутреннем плане можно обрисовать как неотъемлемое от субъекта (его внутренних структур) предстояние ему осмысленной действительности. Субъективность есть существенная особенность психического, обусловливаемая специфическим субъектным строением материальной системы субъекта. Субъект в виде мощных внутренних (мозга, тела) материальных смысловых структур, сформировавшихся при его развитии, содержит мощные возможности психики. Материальные структуры субъекта не сводятся к "нейтральным" физиологическим структурам, они представляют собой надфизиологические образования, несущие возможности психического познания и активного поведения.

Материальность внутреннего смыслового наполнения очевидна, поскольку возможность сознания и понимания сохраняется независимо от сознательной, субъективной деятельности и в отсутствии ее (во время сна, при потере сознания).

Главными образующими субъективности являются материальная система смыслов, обусловливающая осмысленность и предстояние действительности, и система жизни тела субъекта (ее нижнего уровня), обусловливающая чувственность, в частности, неотъемлемость от субъекта.

Субъективное предстояние предметов субъекту, проявляющееся как предстояние нашему Я-психическому, по существу состоит в предстоянии воспринимаемого массиву внутренних материальных смыслов. В самом деле, мы хотели бы сказать, что воспринимаемое предстоит нашему Я-психическому (состоящему в чувствовании

стр. 36


нашего тела, наших настроений, нашей памяти о прошедшем

и т.д.). Но Я-психическое не может быть последней инстанцией, ибо все чувствования, воплощающие это Я, при их регистрации сами выступают в предстоянии. Действительной последней инстанцией, которой предстоит действительность, является Я-материальное, основу которого составляют внутренние материальные смысловые структуры.

Внутреннее материальное смысловое наполнение можно разделить на системы разного уровня. Верхний уровень представлен социально ориентированной личностно-мотивационной системой (ЛМС), которая оценивает требования ситуаций и обстановок и определяет необходимость тех или иных действий, поведения, деятельности. ЛМС настраивает нижележащие структуры, в частности, систему смыслов, обусловливающую возможность действий, на решение важных жизненных задач (например, научных проблем) [3. С. 146]. ЛМС является уровнем структуры субъекта, поскольку она формируется в сфере социальной деятельности людей. Если главным образующим систему смыслов является "поле" действий предметов, то ЛМС имеет дело с верхним уровнем жизни - с социальной деятельностью людей. Социальная среда включает важные для жизни субъекта требования и обстоятельства, которые впечатляют субъекта через глубокие эмоции и осваиваются им в виде материальных структур ЛМС.

Возможность сознавания и понимания субъектом действительности и его активных действий локализована в его мозге (и теле) в виде мощной материальной системы смыслов (речесмысловой системы). В системе смыслов в виде материальных смысловых структур в ходе предыдущего развития субъекта отражен (в кодированной форме) мир объективных предметов действительности. Осознание (узнающее восприятие) действительности в общем происходит как отношение структуры предмета к структурам системы смыслов.

Кладя в основу осмысленности действия, следует материальные смысловые структуры субъекта определять как структуры, обеспечивающие возможность действий с предметом - действий натурных, действий представления или действий мышления. Соответственно осознанность предмета есть материальная настроенность субъекта на определенные действия с ним. Субъективную осознанность можно определить как совмещенное с восприятием, представлением, речью чувствование возможности множества различных действий с предметом (действий представления, мыслен-

стр. 37


ных, речевых) без указания на то, каковые эти действия. Осознанность есть возможность понимания, т.е. возможность актуальных психических (представления, мысленных, речевых) определенных содержательных действий.

Основу субъективного осознания и осмысленности составляет чувственность. Она базируется на низовых процессах (микропроцессах) жизни тела, которые составляют нижний уровень иерархии системы субъекта. Чувственность есть проявление отклонений в жизни тела субъекта, возникающих при воздействии процессов, происходящих в материальных смысловых структурах или при внешних воздействиях (ощущения) [3. С. 83 - 89]. Материальные смыслы есть те структуры, которые вызывают изменения в жизни тела, выступающие в виде субъективной чувственности, выражающей действительность. Работу системы смыслов можно определить как работу некоего компьютера, локализованного в системе мозг - тело субъекта. Эта работа не всегда оканчивается субъективной осмысленностью. В экстремальных случаях (при ограниченном времени), а также в стереотипных условиях она может оканчиваться неосознаваемыми натурными действиями. Но в важных обстоятельствах, определяемых ЛМС, эта работа может накладываться на процессы жизни тела и проявляться в чувствовании осознанности.

Осознанность может иметь различные уровни. Восприятие предметности (нижний уровень осознанности) можно определить как чувствование возможности непрерывного множества простых действий с вещью (касаний, захватов и др.). Отсюда главным является восприятие формы, а не окраски предмета (об этом свидетельствует опыт дальтоников и слепых). Смысл (содержание) определенного предмета можно определить как чувствование возможности множества действий с предметом (натурных или представления), соответствующих его назначению или устройству. Значение предмета можно определить как чувствование возможности множества высказываний о данном виде предмета (о "лампе", "книге").

Субъективно сознание есть род действия (субъекта), охватывающего предмет одновременным (параллельным) несодержательным чувствованием возможности разных действий с ним. Несмотря на отсутствие содержания в субъективной стороне осознанности, она неукоснительно действенна, ибо отражает действительные, т.е. материальные смысловые возможности субъекта.

Несодержательные, констатирующие чувства вообще составляют значительную долю субъективного психического. В субъектив-

стр. 38


ном психическом познании можно выделить две стороны - содержательную и констатирующую. Содержание предмета состоит либо в отношениях его внутренних элементов, либо в отношении предмета к системе, в которую он включен. Менее явна несодержательная констатирующая сторона психического, хотя она весьма важна. Она основывается на чувствовании фактов наличия в субъекте тех или иных материальных смысловых образований и их отношений без указания их содержаний. К констатирующим чувствам относится чувство реальности предмета, которое действует помимо чувствований содержательности (и в патологических случаях может утрачиваться, тогда как чувственность содержания сохраняется). К констатирующим чувствам относятся чувства ценности мысли, целостности (слова, высказывания, теории и др.), истинности и др., а также отмеченное выше чувство осознанности. Эти чувства обладают неукоснительной силой, так как отражают наличие материальных смысловых отношений, т.е. основы психического познания.

Во внутренней объективной стороне системы смыслов из "предметов" и их отношений под воздействием ЛМС создаются целостные материальные "картины", отражающие те или иные аспекты действительности. Эти "картины" являются возможностью действий (речевых, представления, натурных), из них эти действия разворачиваются во времени. Так, у опытного оратора создается целостная материальная картина его речи, которая реализуется "почти" без контроля сознания: высказывания "выталкиваются" некими общими чувствованиями, констатирующими соответствие высказываний общему замыслу. При творчестве ученого возникает общая материальная "картина" новой теории, которая субъективно в общем отражается замыслом изложения и является возможностью речевого формулирования ее. При замысле определенного поведения или деятельности также возникает материальная "картина", которая разворачивается в план действий и сами действия.

Объективная смысловая система является гарантом, "органом" отражения реальности. В своей низовой части, которая возникла в ходе восприятия предметов, их действий и отношений, она отражает непосредственную действительность, выражаемую представлениями. При развитии субъекта появляется надстройка объективной системы смыслов, вызванная речевыми действиями, смыслы которой носят опосредованный характер. Но этот верхний слой базируется на низовой части системы смыслов. Поэтому возникающие при творчестве интеллектуальные теоретические концепции,

стр. 39


основывающиеся на речесмысловой системе, не порывают связей с первичной действительностью.

Остановимся на одном важном моменте - на свойственной субъективному психическому способности к отражению целостности, общности.

Отражение общего свойственно психическому, ибо элементарное действие, являющееся основой осмысленности, само по себе не может составлять субъективную осмысленность, оно может входить в различные смыслы. Данное действие или предмет обретает определенный смысл только в вышестоящей системе (деятельности, поведения). Это верно и для интеллектуальных конструкций, теорий: понятия окончательно получают смысл при их обращении в содержании научного текста.

Рассматривая развитие ребенка, можно видеть, что он осваивает предметы и их свойства и одновременно включающие их вышестоящие структуры. Система смыслов при развитии ребенка впечатляется и предметами и ситуациями, в которых живут эти предметы. Отметим, что ребенок может совершенно не понимать вышестоящие ситуации, но он эмоционально привязан к ним действиями родителей и проигрывает их в наивных играх [3. С. 163].

Случаи субъективной обобщенности свидетельствуют о подчиненности частностей общему. Приведем примеры.

Характерным примером является конституирование смысла слова текстом: не зная определения понятия, мы правильно используем соответствующее слово в тексте. Есть пример характерного нарушения вследствие повреждения мозга. Больная свободно читала текст, но не могла узнавать отдельные буквы [6. С. 250]. Здесь ясно, что содержание слов конституировалось со стороны вышележащих структур, ответственных за содержание текста.

У А. Пуанкаре есть замечательное высказывание [7. С. 311]. Он говорит, что порядок расположения силлогизмов в доказательстве (т.е. его верхний уровень) более важен, чем сами силлогизмы. И поскольку он способен представлять этот порядок в целом, для него не составляет труда восстановить сами силлогизмы.

При творчестве в математике замысел новой теории обычно представляет собой некоторое соединение разных известных областей математики [7. С. 312]. Этот замысел возникает мгновенно после неосознаваемой работы и включает в себя сильную уверенность в его правильности, хотя правильность его может быть доказана только последующей текстовой формулировкой теории. Объяснить появление чувства правильности нераскрытого замыс-

стр. 40


ла можно только тем, что субъективная идея соединения областей (замысел) возникает тогда, когда в речесмысловой системе соединение их частностей дало новые частности, относящиеся к новой теории. Именно несодержательное чувствование их наличия дает уверенность в верности общего нераскрытого замысла.

Примером обобщения с помощью констатирующего чувства является чувствование единства рассуждения, длящегося во времени. Логико-грамматический процесс сам по себе не способен нести в себе единство длящегося. Это единство состоит в констатировании наличия материальной смысловой "картины", несущей множество смыслов.

По-видимому, основа обобщенного отражения заключена в материальной смысловой структурности. В структуры, отражающие общее, включены частности. Материальные смысловые образования лишены субъективного абстрагирования, отделяющего общее от частного. В материальных смысловых системах не существует расхождения между объемом и содержанием, характерным для субъективных понятий: материальные смысловые структуры, включающие частное, имеют и общий объем, и большее содержание. Обобщенность в материальных смысловых структурах состоит в том, что "частные" материальные структуры входят в систему, представляющую общее, и могут порождаться ею. "Общая" система, в свою очередь, может быть элементом, обращающимся наряду с другими в процессах более общего уровня.

Возникает вопрос: зачем необходимо субъективное психическое, сознание? Если все результаты психики рождаются в пределах материального субстрата, и не может быть допущено идеальное как нечто существующее вне этого субстрата и над ним, то можно ли представить себе гипотетического субъекта, поведение которого столь же осмысленно, как и субъекта реального, но который не имеет сознания, субъективного психического?

Общий ответ, по-видимому, следующий. Субъективность есть главная особенность такой материальной системы, которая способна осуществлять сложное активное поведение. Сложное поведение обусловливается, создается материальными механизмами психики (а не идеальным, не сознанием как таковым), но эти механизмы не были бы в состоянии обусловливать такое поведение, если бы они не были "организованы" по типу субъективности. Субъективное психическое не есть излишество, оно есть необходимая сторона высокоорганизованных специфических структур, обеспечивающих сложное активное поведение.

стр. 41


* * *

Остановимся на речевом уровне психики. Действительность, отраженная в материальных структурах речесмысловой системы, имеет две неразрывные стороны: внутреннюю (собственно системы смыслов) и обращенную наружу (речевую). Они составляют речесмысловую систему. Речевая система неотъемлемо связана с системой смыслов, "внедрена" в нее. Это проявляется в том, что ощущение слова входит в ощущение предмета, а грамматические отношения в тексте выступают как отношения реальных предметов. Можно сказать, что слова и грамматические отношения не являются знаками, безразличными обозначаемому, поскольку они входят в систему смыслов.

Речевая система подчиняется системе смыслов (осмысленности), которая вызывает речевое отражение в виде разворачивания во времени материальной смысловой "картины" в последовательность речевых действий. Смысл управляет самой грамматической структурой речи ("иерархией предикатов"). Речевая последовательность, а также входящие в нее слова и действия, бывают осмысленными, поскольку они непрерывно "отсылают" к системе смыслов. Система смыслов также определяет представления, сопровождающие речь (если они бывают).

Речевая система разных национальных языков по-разному входит в систему смыслов субъектов (разные лексики и грамматики). Однако, входя во внутреннюю систему смыслов, речевая система не нарушает ее возможности как системы, отражающей объективную действительность. Это объясняется тем, что различные национальные речевые системы лишь по разному категоризируют мир, представленный в объективной системе смыслов, по существу не меняя его. На разных языках выражается действительность, которая, однако, всегда представляется одинаковой разными носителями языка. Ибо действительность отражена в материальной системе смыслов, и речь лишь по-разному категоризирует ее. Благодаря материальной системе смыслов одна и та же действительность может быть выражена на разных языках, и одно и то же содержание может быть представлено "другими словами" данного языка.

Здесь важно то, что характер категоризации со стороны речевой системы отличается от характера объективной содержательности системы смыслов: речевая система категоризирует объективное наполнение системы смыслов по законам практической деятельности субъекта. Последовательное во времени изложение действительности в речи, подобное натурным действиям, субъективно-пре-

стр. 42


дикатное деление речи, грамматические отношения, которые указывают на определенные действия предметов друг на друга, на орудийные отношения и др. - все это можно рассматривать как средство "аранжировки" отраженной действительности для практической деятельности людей. Грамматический уровень речевого содержания выражает категоризацию первичной действительности, сложившуюся в истории данной нации.

Хотя речевое выражение действительности базируется на объективной системе смыслов, оно привносит нечто новое по отношению к объективной действительности. Во-первых, слова обозначают не только предметы, но и в виде особых предметов действия и свойства предметов и их отношения. Это есть некое удаление от реальной действительности (и ее отражения в системе смыслов), в которой действия и свойства не отделены от своих предметов. Выделенные словами предметы, их действия и свойства затем связываются синтезирующими логико-грамматическими отношениями в определенное изображение действительности, пригодное для практики. Такое преобразование действительности речью служит опосредованному выражению причинно-следственных зависимостей. Создаются теоретические картины действительности.

Во-вторых, речевое понимание схематизирует действительность: речь не отражает ее во всем ее многообразии, а выделяет через высказывания определенные линии (схемы) действительности. Когда мы говорим "поезд подходит к платформе", мы выражаем схему действия в отвлечении от реальной чувственной обстановки. Читая художественную литературу, мы можем представлять за связанной совокупностью частных схем реальную действительность и даже определенную идейность изображаемого (если к этому нас принудит хороший литератор). Научный текст также является последовательным изложением определенных частных схем (суждений, понятий, умозаключений), опирающихся на чувствование осознанности. Система высказываний может создавать целостную картину, чему служит, как отмечалось, чувствование материальных "картин" в системе смыслов. Система речевых действий как бы возвращает к целостности действительности, заложенной в материальной системе смыслов.

Особенностью речевого выражения действительности являются грамматические и логические отношения. Бесконечное количество речевых содержаний выступает через ограниченное количество видов грамматического и логического выражения. Это ограничение служит экономичности языка; неограниченный по структуре

стр. 43


язык по условиям человеческих возможностей не реализуем. Так как номенклатура грамматических и логических средств количественно ограничена, а они должны охватывать неограниченное количество разных содержаний, то они обобщены, т.е. данная форма может быть свойственной множеству содержаний. Положение об обобщенности вообще касается различных сторон речевой деятельности. Так, обобщенность свойственна словам (кроме собственных имен), обобщены высказывания, не привязанные к текущей реальности, обобщены грамматические средства (например, предложно-падежные отношения), обобщены виды интонации речи.

Обобщенность видов логического и грамматического выражения речевой содержательности обусловливает выделенность этих видов в логике и грамматике как особых форм, отделенных от содержания. Также машинистки и корректоры, при обработке непонятного им текста, рассматривают его как логико-грамматическое образование.

Но при выражении в жизни определенного содержания его форма не отделена от содержания. Различные высказывания, имеющие одинаковую форму, выражают разные содержания. Человек, не изучивший грамматику, говорит грамматически правильно, ибо выражает речевое содержание. Хотя грамматические отношения вследствие своей обобщенности могут быть выделены в виде форм, они не отделены от речевого содержания, представляя его верхний уровень, выражающий, как отмечалось, категоризацию объективной первичной действительности. Подобно этому в том ходе мысли, который мы называем логическим, необходимое возникновение нового содержания создается не логическими формами как таковыми, а самим оформляемым содержанием, коренящимся в материальной системе смыслов. Всякое рассуждение есть рассуждение содержательное.

Логические формы отличаются от грамматических большей общностью. Формы опосредованной мыслительной деятельности имеют организацию более высокого уровня, подчиняющего грамматические отношения. Формы мысли не зависят от национального языка, ибо отражают во времени те общие картины, которые складываются в материальной речесмысловой системе.

* * *

Речесмысловая материальная система является базой для самых абстрактных, например, математических теорий. Математика в отличие от других наук не имеет дела непосредственно с объек-

стр. 44


тивной действительностью, а с математическими структурами, которые возникают в сфере самой математики и представляют собственную предметность и реальность, отличную от реальности объективной действительности. Математика базируется не на первичной системе смыслов непосредственно, а исходит из свойственного речесмысловой системе выделения и соединения элементов, а также из схематизирующей особенности речи. Надо полагать, что в речесмысловой системе может выделяться слой или уровень, не связанный непосредственно с первичной системой смыслов ("органом" реальности), относительно свободный от нее. Первичная система смыслов как-то обобщенно управляет этим слоем. Наличием такого уровня объясняются математические способности. В этом слое создаются обобщенные материальные картины, соответствующие той или иной математической теории.

Можно предположить, что непосредственными факторами, впечатляющими ребенка при возникновении математических способностей, являются не предметы и их свойства, а процессы, движения, отношения.

Математика является порождением человеческого ума. Чистая математика в явном виде представляет собой направление (сторону) познания, идущее непосредственно от познающего субъекта (а не от объективной действительности), который создает теоретические конструкции и прилагает их к действительности. Это направление связано с познаваемой действительностью опосредовано, через создавание ею способностей субъектов к теоретическому научному познанию [3. С. 184, 212].

Порождающая роль разума видна на примере исходных идеальностей в геометрии, которые есть предметы вымышленные, в реальности не существующие. В природе нет точек нулевых размеров, прямых нулевого сечения и абсолютной прямизны, нет плоскостей нулевой толщины и абсолютной плоскостности. Такие характеристики служат для того, чтобы отношения между точками, прямыми, плоскостями были простыми и однозначными и чтобы их количество было минимальным. Через две точки можно провести только одну прямую, поскольку точки имеют нулевые размеры, а прямая - нулевое сечение и абсолютную прямизну. Исходные геометрические идеальности легко поддаются логическим связям. Они создаются не как имеющие значение сами по себе, а как составляющие более сложных структур и доказательств, служат развитию более сложных объектов. В определенном смысле можно сказать, что они создаются структурами, в которые они входят.

стр. 45


Направление познания от субъекта проявляется в том, что для математических построений характерны "насильственные" действия разума. Приведем примеры.

В природе нет абсолютно равных отрезков, углов и др. Абсолютное равенство назначается нашим разумом, чтобы возможно было при доказательстве равенства площадей и объемов вести однозначные логические рассуждения, опираясь, например, на положение о том, что равенство сохраняется при прибавлении (отнятии) равных частей.

Привносимым от ума является представление об актуальной бесконечности как о некой наличности. Но привносима и потенциальная бесконечность как мысль о бесконечном повторении, продолжении. В математике при доказательствах достаточной бывает мысль о бесконечном повторении действий, хотя реально бесконечное повторение действий невозможно. Например, мы можем мыслить о бесконечном последовательном делении отрезка пополам. Делаются критические замечания, что для бесконечного деления не хватит жизни человека, или что физики говорят о наличии в природе минимального "отрезка" пространства. Также при рассуждении мы можем мыслить о продолжении прямой в бесконечность, но критики говорят, что в бесконечности никто не был и нельзя сказать, как там поведет себя прямая. Существенно, что подобные критические замечания не имеют отношения к делу, ибо в математике имеет значение мыслимое, а не реальное.

А. Пуанкаре, рассматривая доказательство по принципу "полной индукции", восклицает: "Почему же это суждение стоит перед нами с непреодолимой очевидностью? Здесь сказывается только утверждение могущества разума, который способен постичь бесконечное повторение одного и того же акта, раз этот акт оказался возможным однажды" [7. С. 18].

Продуктом ума являются ассоциативный и коммутативный законы, которым подчиняются различные математические конструкции. Эти законы одновременно отражают возможные варианты, которые в действительности не реализуемы одновременно.

Интересно, что при построении современной чисто логической системы геометрии используются наглядные представления. Говорят: "Пространственные представления вместе с сопровождающими их чертежами играют роль лесов при постройке аксиоматического здания и свободно могут быть убраны без того, чтобы оно в какой-либо мере пострадало в логическом отношении" [8. С. 50]. При построении аксиоматической системы назначаются основные

стр. 46


объекты в виде представляемых идеальностей ("точка", "прямая", "плоскость") и основные представляемые отношения между ними ("инцидентность", "между", "движение"). Аксиомы есть определенные представляемые отношения между идеальностями. Вводимые определения (отрезок, треугольник и др.) - представляемые конструкции. Теоремы выводятся (доказываются) из аксиом (и ранее доказанных теорем) в виде логических действий (соотношений) с идеальностями. В ходе всего этого у субъекта создаются внутренние материальные смысловые "картины", соответствующие аксиоматизированной геометрии. Построенная аксиоматизированная геометрия может рассматриваться как совершенно не требующая наглядных представлений. Она выступает как система чисто логических связей между словами "точка", "прямая", "плоскость", "инцидентность", "между", "движение", содержанием которых может быть что угодно; требуется только, чтобы они удовлетворяли нижеследующей системе аксиом [8. С. 42].

Чисто логическое изложение исключает возможные нестрогости, которые могут вноситься представлениями, но оно, по существу, исключает пространство из геометрии. Это положение критикуется рядом математиков. Академик В. И. Арнольд пишет: "В середине двадцатого века сильная мафия левополушарных математиков сумела исключить геометрию из математического образования ... заменив всю содержательную математику тренировкой в формальном манипулировании абстрактными понятиями" [9].

Изложенная логическая система кажется объективированной от субъекта и строгой в силу логики самой по себе. Но логика субъекта не есть самосуществующий процесс, она базируется на внутренних материальных смысловых структурах. Об этом свидетельствует тот факт, что ребенок до определенного уровня развития не может освоить простейший силлогизм. Логика аксиоматической системы есть развернутая при речевом изложении во времени та вневременная структурность, которая свойственна внутренней материальной "картине", сложившейся у специалиста по аксиоматике. Логическая строгость и необходимость базируются на необходимости, свойственной материальным связям смысловых структур.

В то же время выраженные в речи логические отношения являются обобщенными формами, что дает возможность различной интерпретации строгого логического изложения. В свою очередь можно сказать, что строгое аксиоматическое изложение есть логическая интерпретация геометрического пространства.

стр. 47


При изложении геометрии с применением пространственных представлений в ходе доказательств производятся логические операции над геометрическими фигурами и телами и их частями. Наглядные представления более близки кодированной общей материальной "картине" теории.

Первичная роль материальных смысловых структур видна в следующем факте: бывает возможным воспринимать математическую структуру как строгую и необходимую через ее единое представление (а не через логические связи). Приведем примеры.

Положение о том, что произведение не изменяется при перестановке сомножителей, не очевидно. Нельзя сразу сказать, что сумма пяти семерок равна сумме семи пятерок. Но это непосредственно видно на прямоугольнике 5х7 (или любом другом), построенном на клетчатой бумаге.

Можно непосредственно увидеть, что сумма последовательных нечетных чисел (начиная с единицы) равна квадрату их количества. Для этого надо на клетчатой бумаге, начиная от какого-либо угла, последовательно выделять возрастающие квадраты.

Примером непосредственного усмотрения равенства плоских фигур и объемов тел является принцип Кавальери.

Наличие абстрактных теорий, использующих идеальные конструкции, свидетельствует об определенной отделенности рассудка от чувственной стороны психики. Как отмечалось, все психическое - от ощущений до самой абстрактной мысли - чувственно. Однако чувственность, эксплицирующая организацию абстрактной мысли, отлична по роду от чувственности внешних ощущений. Ибо рассудочная чувственность есть чувствование внутренних смысловых движений и изменений в теле субъекта, вызванных смысловыми преобразованиями системы смыслов, тогда как чувствование ощущений выражает внешние вторжения в тело через органы чувств. К области чувственности можно относить ощущения предметов, восприятия и представления, в которых проявляются непосредственные действия, свойства и отношения предметов. Хранителем этой чувственности является первичная материальная система смыслов, представляющая собой некую кодированную материальными структурами картину мира восприятия. Эта чувственность носит конкретный характер, отражает определенные предметности. Хранителем рассудка является речевой уровень речесмысловой системы, отражающий общее. Действием рассудка является обобщенное речевое содержание, которое есть некий закон действительности и схема для множества определенных высказыва-

стр. 48


ний, наполненных чувственностью. Надо полагать, что рассудок выражает общее, а соединение его с чувственностью дает определенные частные содержания. Так, высказывание чеховского персонажа "лошади кушают овес и сено", взятое само по себе, есть общий закон (для всех лошадей, всяких овса и сена). Это высказывание при соединении с определенной чувственной обстановкой приобретает совершенно иное, определенное частное значение (например: наши лошади сейчас кушают овес и сено).

Речесмысловая система может быть представлена в виде двух слоев. Первичным слоем является система смыслов, в материальных структурах которой непрерывно кодировалась система воспринимаемых и представляемых предметов мира с неотделенными от них действиями и свойствами. Вторичный, речевой слой в виде дискретной сетки, внедренной в первичную систему, словами и грамматическими отношениями обобщенно отражает сходные (соседствующие по смыслу) непосредственные чувственные смыслы и отделяют предметы от их действий и свойств.

Как отмечалось, в речесмысловой системе, главным образом на речевом уровне, возникает (под действием личностно-мотивационной системы) кодированная "картина", соответствующая теории. В рассудочные теории входят идеальности, схематизирующие действительность. Так, простая пропорциональная зависимость, обнаруженная в природе, обычно проявляется при измерениях в виде точек, расположенных вразброс вблизи идеальной прямой линии, которая является главной закономерностью. В случае абстрактной, например, математической теории "картины" строятся из возникающих материальных смысловых структур, оторванных от первичных смыслов. В частности, в математике действует собственная речевая система (преобразования на символическом языке).

Отметим, что точка зрения на психическое познание как на происходящее в основном в материальных смысловых структурах переносит сложность познания психического в область материальных смысловых структур и их отношений. Основные сложности психического падают не на субъективную сферу, а на материальную смысловую структурность. Например, наши мысли "про себя" обычно не таковы, какими они представляются. Они "фрагментарны", не являются полной развернутой экспликацией содержания, но в них входят констатирующие несодержательные чувства (истинности, соответствия и др.), проявляющие состоятельность мысли, "находящейся" в основном в материальной смысловой сфере [3. С. 94]. Понимание состоит в чувствовании моделирующих движе-

стр. 49


ний и изменений в теле субъекта, которые соответствуют чувствованию содержания понимаемого. Но это чувствование само по себе ничего не значит. Сложность в том, что сознательное понимание погружено в смысловые отношения материальной смысловой "картины" и всей системы смыслов субъекта; чувственно-смысловое отражение связано с целостностью субъекта. Эта погруженность проявляется в виде несодержательных констатирующих чувств осознанности, которые неукоснительно регистрируют отношения текущего психического с внутренним смысловым массивом или отношения "частей" смыслового массива. Воспринимая сознательно текст, мы воспринимаем его длящееся содержание, обобщенно воспринимаем соответствующую его целостности внутреннюю смысловую "картину", чувствуем осознанность входящих в него слов и отношений и осознанность всего текста. Все эти сложные материальные смысловые моменты требуют расшифровки. Весьма сложна настройка системы смыслов на решение определенной задачи. Она требует истолкования личностно-мотивационной системы как целостности субъекта.

Итак, благодаря речевой надстройке материальная система смыслов (речесмысловая система) обуславливает опосредованное теоретическое познание. Историческое развитие речесмысловых систем субъектов входит в процесс общественного познания [3. С. 212].

ЛИТЕРАТУРА

1. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.

2. Павлов И. П. Избранные произведения. М., 1951.

3. Пучинский В. М. К общей схеме механизмов субъективного психического. М., 2004.

4. Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого Я. М., 1976.

5. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

6. Доброхотова Т. А. Брагина Н. Н. Функциональная ассиметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М., 1977.

7. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

8. Костин В. И. Основания геометрии. М. 1948.

9. Арнольд В. И. Победное шествие антинаучной революции // Известия. 1999, 23 февраля.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Философия-и-наука-О-СУБЪЕКТИВНОСТИ-ПСИХИЧЕСКОГО

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Polina YagodaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Yagoda

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. М. ПУЧИНСКИЙ, Философия и наука. О СУБЪЕКТИВНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Философия-и-наука-О-СУБЪЕКТИВНОСТИ-ПСИХИЧЕСКОГО (дата обращения: 19.04.2024).

Автор(ы) публикации - В. М. ПУЧИНСКИЙ:

В. М. ПУЧИНСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Polina Yagoda
Kaliningrad, Россия
1340 просмотров рейтинг
10.09.2015 (3143 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
час назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
7 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Философия и наука. О СУБЪЕКТИВНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android