Учпедгиз. 1937. 407 стр. 5 р. 50 к.
Составители документальной хрестоматии по истории СССР сделали большое и полезное дело, подготовив и выпустив в свет ценное учебное пособие.
В целом хрестоматия, безусловно, заслуживает положительной оценки. Основное достоинство рецензируемой книги заключается в привлечении свежего материала, не использованного составителями предшествующих хрестоматий. Если сопоставить настоящую хрестоматию с лучшей из старых школьных хрестоматий, М. Н. Коваленского, то нужно отметить, что авторы новой хрестоматии отнюдь не свели свою задачу к переработке книги М. Н. Коваленского. Действительно, из 178 помещенных в новой хрестоматии документов 90 не входят в книгу М. Н. Коваленского. Вошедшие в настоящую хрестоматию новые материалы освещают два важнейших круга вопросов: народные движения и историю народов Средней Азии, Кавказа, Крыма, Сибири и Поволжья.
Другое достоинство новой хрестоматии - более тщательная чем в прежних хрестоматиях методическая обработка приводимых документов. При каждом документе дается, как правило, краткая справка о его происхождении и авторе. Непонятные термины раз'ясняются в примечаниях. Наконец, документы на старом русском языке приводятся и в подлиннике и в переводе.
Крупным достоинством рецензируемой хрестоматии является также наличие в ней подробной хронологической таблицы по истории СССР. Преподаватель истории СССР испытывал острейшую нужду в хронологическом справочнике, составленном авторитетными специалистами. "Хронологические таблицы по истории народов СССР (IX - XVII века)", опубликованные в журнале государственной академии истории материальной культуры1 , страдали серьезными недочетами, да к тому же они и не дошли до широких слоев советского
1 "Проблемы истории докапиталистических обществ" N9 - 10 за 1935 год, стр. 287 - 301.
учительства, затерявшись на страницах малораспространенного журнала. С выходом в свет хрестоматии В. И. Лебедева и др. советский учитель получает, наконец, первую часть хронологии истории СССР.
В "Хронологических таблицах" можно отметить, конечно, ряд пробелов (например в первой части выпали завоевания Александра Македонского, Тигран Великий, Багратиды в Армении), но все же ценность их бесспорна. Новая хрестоматия явится необходимым пособием для каждого преподавателя истории СССР.
При всем этом в рецензируемой хрестоматии имеется ряд существенных недочетов, которые затруднят использование ее в средней школе. Эти недочеты сводятся к следующему:
а) подобранные документы порой дают неполную, одностороннюю характеристику прошлого нашей страны, оставляя в стороне ряд существенных вопросов и фиксируя внимание на менее значительных; в) отбор документов часто сделан без учета характера курса истории в средней школе. Среди приведенных документов немало таких, которые в средней школе не смогут быть использованы. С другой стороны, материал повествовательный и описательный дан в меньшей степени, чем это нужно преподавателю средней школы. Почти вовсе отсутствуют памятники фольклора, представляющие очень большую ценность для ознакомления с тем, как отразилось прошлое нашей страны в памяти народа, с чаяниями и ожиданиями народными. В этом отношении рецензируемая хрестоматия делает шаг назад по сравнению с работой М. Н. Коваленского. Это также затрудняет использование хрестоматии в школьной практике.
Переходим к разбору отдельных глав хрестоматии.
1
В главе "Народы, населяющие территорию СССР до середины XI века" неудачно самое название: оно создает впечатление, будто до XI века на территории нашей страны не было государственных образований. В этой главе подбор документов далеко не в полной мере обеспечивает преподавателя необходимым материалом. Следовало бы дополнить ее хотя бы следующими материалами по истории рабовладельческих государств в нашей стране: отрывками из летописей царей Урарту (Аргишти и Сардура) и надписью о восстании Савмака; рассказ Геродота о народах, населяющих Скифию, нужно несколько продолжить, включив известные слова Геродота о "непобедимости и неприступности" скифов.
Для характеристики славян важно привести занимательный рассказ Маврикия о военных нравах славян, а также более позднее сообщение из "Записки" Ибн-Якуба о смелости и воинственности славян,1 иначе одна из очень важных черт славянских племен остается вовсе не отмеченной.
С другой стороны, часть имеющихся документов вряд ли удастся использовать. Документ N6 (Сюань-Цзянь. Казахстан и Средняя Азия в VII веке) дает чрезвычайно мало для суждения об общественном строе народов Средней Азии. Что интересного найдет, например, преподаватель в отрывке об озере Иссык-Куль (стр. 15)? К тому же этим малосущественным отрывком ограничиваются все материалы по истории Средней Азии до монголов.
Письмо хазарского царя Иосифа может без ущерба быть сокращено. Договор Игоря с греками дан только в подлиннике, тогда как прочие отрывки приводятся и в подлиннике и в переводе.
Существеннейшим недочетом второй главы ("Феодальные княжества XI - XII веков"), дающей много ценных документов по истории Киевской земли, является отсутствие материала по истории Ростово-Суздальской земли2 и Галицко-Волынского княжества. Вовсе не использована красочная Галицкая летопись.
Отсутствует в хрестоматии также и материал по истории современников Киевского государства в Закавказье и Средней Азии (Армения при Багратидах, Грузия времени Давида и Тамары). Так же, как в предшествующей главе, не использован фольклорный материал (нет ни одного отрывка из былин).
Много возражений вызывает обработка составителями текста "Русской правды". Она приведена в отрывках из Академического, Карамзинского и Троицкого списков. При этом ряд важных статей составители отбросили. Особенно пострадала краткая редакция, из которой выбраны только 6 статей из "Правды Ярославичей" и ни одной статьи из закона Ярослава (даже статьи о 40-гривенной вире). С другой стороны, статьи Троицкого списка в значительной степени повторяют приведенные раньше статьи Карамзинского списка.
Глава III - "Золотая Орда в XIII - XV веках" - в целом составлена удачно. В ней много свежего, интересного и ценного для школьных занятий материала. Однако здесь следовало бы, во-первых, привлечь в дополнение, а иногда и в замену записок П. Карпини записки В. Рубрука (описание занятий мужчин и женщин, жилищ монголов дано у Рубрука ярче и конкретнее чем у П. Карпини); во-вторых, необходимо было ввести для характеристики феодальных отношений такие интересные документы, как тексты ханских ярлыков. Желательно также расширить приведенный материал из книги Клавихо (свидание с Тимуром, описание построек) и включить отсутствующий фольклорный материал (отрывки из монгольского эпоса "Сокровен-
1 См. "Памятники истории Киевского государства IX - XII веков", стр. 66. Сборник документов. Соцэкгиз. 1936.
2 Дан только небольшой отрывок о восстании в Боголюбове и Владимире.
ного сказания", былины о татарском нашествии, песню о Щелкане).
Из главы III можно было бы исключить отрывок из Карпини об одежде (стр. 80) и "Менгу Темерово слово" (стр. 92).
Материал в главе IV - "Великий Новгород" - расположен не в исторической последовательности, а по какой-то надуманной схеме. Начинается глава с договорной грамоты Новгорода с Ярославом Тверским в 1270 году. Затем приводятся отрывки из Новгородской летописи о борьбе между "большими" и "меньшими" людьми с 1136 до 1418 года (т. е. без малого за 300 лет). Новгородские земли и торг характеризуются позднее.
Приведенный материал сам по себе интересен. Но в школе вряд ли удастся использовать документы за NN39 и 40, так как история позднего Новгорода (XV век) в средней школе детально не изучается. В то же время в этой главе отсутствуют материалы о борьбе новгородцев с иноземными захватчиками - с немцами и шведами, - нет ни одного отрывка из новгородских былин и т. д.
Глава V - "Образование Московского государства" - принадлежит к числу наиболее удачно составленных глав, однако и здесь есть недочеты. Так например здесь почему-то нет уставной Двинской грамоты, не переведена на современный русский язык жалованная грамота Савво-Сторожевскому монастырю (стр. 165 - 166). Приведенный в этой главе любопытный отрывок "Из Тверской летописи" (стр. 166 - 167) вряд ли пригодится в школьном курсе.
Глава VI - "Московское самодержавие XV и XVI веков" - в целом дает большой материал по истории Московского государства в этот период. Однако крайне незначительное внимание уделено опричнине. Здесь составители ограничились только отрывком об от'езде Ивана IV в Александровскую слободу. Не попал в хрестоматию даже известный рассказ Штадена о борьбе с земством. И в этой главе не привлечен фольклор.
Глава VIII сравнительно полно освещает классовую борьбу начала XVII века внутри страны. (Особенно хорошо представлено движение национальных меньшинств.) Но польско-шведская интервенция и борьба с ней русского народа освещены недостаточно.
Документ N114 следовало бы дать в переводе. Как и в других главах, здесь также не привлечен фольклор. Указ 1607 года (N109) назван почему-то указом о заповедных годах, что нельзя считать правильным.
В главе IX - "Московское государство XVII века" - дается много свежего, в значительной мере еще не опубликованного материала. Часть его представляет большую ценность для преподавателя истории (например документы NN121, 124, 128, 150).
Однако увлечение неопубликованным материалом привело составителей к тому, что они забыли о задачах хрестоматии. Иногда они заменяют ранее опубликованный документ новым, менее ярким. (Так, челобитная Филиппа Васильева боярину Морозову уступает по яркости известной челобитной Миронки.) Документы NN135 и 136 скорее рассчитаны на вузовцев чем на учащихся средней школы, документ N127 несколько растянут. В то же время выпали некоторые общеизвестные документы. Так, для полноценной характеристики Московского государства нужны акты Земского собора 1642 г., котошихинское описание приказа Тайных дел, грамота в Муром воеводам и приказным. Мало дано материала по культуре XVII века.
О городских восстаниях XVII века дан хороший материал. О восстании Разина есть много ценных документов, но отсутствует материал о расправе с восставшими. Неполно освещен процесс покорения народов Восточной Сибири. Ничего не дано об экспедиции Лежнева и походах Хабарова. Сильно чувствуется отсутствие в хрестоматии памятников фольклора (песни о Разине, казацкие думы, якутские сказки и пр.).
Глава X, посвященная народам Крыма, Кавказа и Средней Азии в XVI - XVII веках, естественно, вызывает очень большой интерес со стороны всех преподавателей. К сожалению, подбор материала в хрестоматии вызывает много возражений. Прежде всего непонятно, почему составители выделяют из истории Кавказа только XVI и XVII века. Народы Кавказа впервые фигурируют в хрестоматии в документе, датированном 1583 годом (N169). Вся предшествующая история феодальных государственных образований Закавказья, Армении и Грузии не представлена ни одним документом. Между тем она, во всяком случае, не менее интересна чем выделенные составителями XVI - XVII века. Но даже материал по XVI и XVII векам носит случайный характер. Здесь имеется интересный бытовой материал по Черкесии XVII века (N172), ценные описания города Шемахи и его торговых связей в XVII веке (N173), описание внешнего вида города Кутаиса и укрепленного монастыря Гелати (N171). Но нет никаких документов, характеризующих социальные отношения в это время в Грузии. Приводя описания русских послов, авторы хрестоматии совершенно не освещают важного вопроса о взаимоотношениях Москвы и Грузии. С какой целью было отправлено посольство из Москвы в Грузию в 1680 году? Давая два очень ценных документа (N169 и 170), характеризующих положение церкви как крупного феодала Грузии, авторы делают крайне затруднительным использование этих документов в классе из-за отсутствия необходимых комментариев. Читая эти документы, преподаватель остается в недоумении, какой месяц называется Зильхидж, кто такие Кетхуды, какова стоимость одного динара и одного батмана. В этих интересных, но довольно трудных документах не следовало бы ограничиваться комментарием отдельных слов, а надо было дать краткую справку о содержании текста, о Симоне I и Симоне II, об их взаимоотношениях с духовенством, о положении крестьян на землях светских и духовных
феодалов. Неясно, почему именно взяты эти две грамоты, а не какие-либо другие? Каково их место в истории Грузии?
И по другим разделам этой главы подбор материала проведен недостаточно тщательно. Например документы о Крыме ничего не говорят о положении основной массы населения - крымских крестьян - в XVI - XVII веках, о социальных и национальных противоречиях в Татарин в это время. Вместо этого приведен материал, совершенно ненужный для средней школы, например малоинтересная по содержанию грамота крымского хана Гази Гирея (N166), описание пути из Московского государства в Крым в XVII веке (N167). Из крымского материала представляет интерес только "Описание Татарии в 1634 году" (N168).
Несколько лучше представлен в хрестоматии материал по Средней Азии. Большая часть приведенных документов интересна и может быть использована в средней школе. Но все же и здесь мы имеем значительные недочеты. Очень интересный эпизод из истории борьбы узбеков за укрепление своего господства в Средней Азии (документ N174) требует дополнительного комментария.
В главе X также совершенно отсутствуют документы, характеризующие государственные образования и социально-экономические отношения в Средней Азии. Авторы не включили в хрестоматию бытовой материал, показывающий жизнь отдельных народов Средней Азии.
Итоговый вывод ясен. Составителям нужно безотлагательно взяться за переработку хрестоматии, чтобы новое издание этой очень нужной и полезной книги в полной мере учло запросы преподавателей истории в средней школе.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |