Libmonster ID: RU-7539

Изучение истории марийского народа в Марийском научно-исследовательском институте социалистической культуры

Марийский научно-исследовательский институт социалистической культуры существует уже много лет. Однако долгое время в нем орудовали замаскировавшиеся враги народа - буржуазные националисты. Они поднимали большую шумиху вокруг научных вопросов и, прикрываясь этим, занимались вредительством, срывая действительное изучение культурного наследства марийского народа.

Буржуазные националисты были разоблачены и удалены из Института. В Институт пришли молодые научные силы. Советская молодежь по-боевому принялась за преодоление последствий вредительства. Прошло три года напряженной работы молодого коллектива Института, можно уже подвести первые итоги достигнутым успехам и вскрыть имеющиеся недостатки.

В 1940 г. Институт выпустил два сборника научных трудов. Сборники эти являются первым итогом трехлетней научной работы Института. Наряду со статьями по языку, литературе и фольклору в сборниках помещены и статьи по истории марийского народа.

Истории революционного движения в Марийском крае в "Трудах" Института посвящены три статьи: Г. М. Залкинда "Волнения среди уржумских крестьян-марийцев в 1888 - 1889 гг.", П. В. Озерова "Мари в крестьянском восстании 1842 г. в Поволжье", М. М. Каликаева и Н. А. Мартынова "Участие народа мари в крестьянской войне под руководством Степана Разина в 1670 - 1671 гг.".

Достоинство статьи Г. М. Залкинда заключается в том, что для характеристики положения уржумских марийцев он извлек много интересных фактов из "Материалов по статистике Вятской губернии", а кроме того использовал малоизвестные материалы, опубликованные в "Нижегородском архиве" за 1931 год. Недостатком статьи является то, что автор ограничился освещением хронологически крайне узкого периода, почему вывод о том, что у марийцев в это время "при общем стихийном характере намечались некоторые руководящие и организационные начала, занесенные из больших городов, в которых рабочий класс уже выступал организованно в десятках стачек" (стр. 105), кажется недостаточно убедительным.

Статья П. В. Озерова освещает участие марийских крестьян в крестьянском восстании в Поволжье в 1842 году. Автор указал на неправильность давно установившегося названия этих событий - "картофельные бунты". В статье кропотливо собраны и критически освоены все сведения об участии марийских крестьян в крестьянском восстании 1842 г., разбросанные в многочисленных центральных и местных изданиях. Кроме того автор привлек новые архивные материалы, извлеченные из архивохранилищ Москвы, Ленинграда и Казани. В частности им использованы материалы "III отделения собственной его императорского величества канцелярии", "V отделения" и "канцелярии Казанского военного губернатора". Автору удалось доказать, что действительной причиной участия марийских крестьян в крестьянском движении в Поволжье в 1842 г. является усиление феодально-крепостнического гнета в предреформенное время. Основной недостаток статьи тот, что автор недостаточно полно осветил усиление национального гнета в Марийском крае в связи с разложением феодально-крепостнических отношений.

Две упомянутые статьи подготовлены для "Трудов" Института московскими научными работниками, статья же "Участие мари в крестьянской войне под руководством Степана Разина в 1670 - 1671 гг." написана молодыми научными сотрудниками Института - М. М. Каликаевым и Н. А. Мартыновым. Авторы попытались собрать и изучить опубликованные статейные, монографические и источниковедческие материалы, но дальше этого они не пошли. В своей работе они ссылаются на научный фонд Института, но этого фонда они не характеризуют. Авторам необходимо было заняться изысканием для своей статьи новых сведений в архивах. Есть в этой статье и методологические недостатки. Авторы недостаточно использовали труды классиков марксизма по этому вопросу. Например в ней не нашло отражения указание товарища Сталина о том, что крестьянская война под предводительством Степана Разина в сравнении с другими крестьянскими войнами является "разбойной и неорганизованной" 1 . Часто авторы ограничиваются только декларативной ссылкой на источники, употребляя такие выражения: "как видно, из источников" (стр. 6), "источники дают нам возмож-


1 См. Ленин и Сталин. Сборник произведений к изучению истории ВКП(б). Т. III, стр. 527. 1936.

стр. 152

ность" (стр. 15) и т. п., - но не показывают, что это за источники и где они находятся. Наконец, авторы местами недостаточно внимательно цитируют источники: не указывают года издания (стр. 8, 11, 14 и др.), страниц (стр. 9) и т. п. Так, приведя цитату из переписных книг Мироносицкого монастыря о переходе к монастырю земель марийских крестьян, авторы ссылок на источники не делают (стр. 7). В будущем авторам необходимо больше заниматься самостоятельным изучением источников, а не только собирать я обрабатывать уже известные данные.

Секция истории Института стала на верный путь, уделяя большое внимание изучению истории революционного движения марийского народа. Необходимо только отметить некоторую односторонность в этом отношении: секция преимущественно работает над темами, относящимися к XIX в., мало уделяя внимания XX в., в частности рабочему движению в Марийском крае и крестьянским волнениям, вызванным проведением столыпинской аграрной реформы, а также революционному движению в Марийском крае в период первой буржуазно- демократической революции в России. Недостаточное внимание уделяется изучению социалистической революции в Марийском крае, хотя это является центральной проблемой истории марийского народа.

Кроме истории революционного движения секция истории пытается разрабатывать и другие вопросы. Одной из таких попыток является статья Н. А. Мартынова "Пережитки религиозной секты "Кугу-Сорта" и ее реакционная роль в социалистическом строительстве" 1 . Автор поставил важную и ответственную задачу - показать реакционную роль пережитков марийской секты "Кугу-Сорта" в социалистическом строительстве нашей республики.

Но с поставленной задачей автор данной статьи "е справился. Прежде всего надо сказать, что содержание статьи не отвечает ее названию: из 10 страниц в статье только на одной странице говорится о пережитках секты и их реакционной роли в социалистическом строительстве, хотя этот вопрос являлся основной задачей автора. Статья начинается историографическим замечанием. Затем делается попытка выяснить общие условия возникновения секты (стр. 82 - 84). Здесь говорится о завоевании Иваном IV Поволжья, о положении марийского народа в XVII - XVIII вв., о национально-освободительном движении в Марийском крае, но конкретно- историческая обстановка, в которой возникла секта, не показана. Далее на трех страницах описываются обряды и моления сектантов, причем материалы полностью заимствованы из опубликованных работ Кузнецова и Васильева. Затем автор опять возвращается к происхождению секты (стр. 88 - 90). В трактовку вопроса автор вносит много путаницы, связывая происхождение секты то с пассивным протестом народа против национального гнета и помещичье-буржуазной эксплоатации, то с появлением марийской националистической буржуазии (стр. 88 - 90). Конкретно-исторические условия происхождения секты так и остались невыясненными. Кроме того автор статьи почти не делает ссылок на источники или же делает их небрежно. Например донесение миссионера протоиерея А. Покровского московскому митрополиту Филарету о восстании в 1830г. уржумских мари процитировано без ссылки на источник. Выдержки из работ Кузнецова и Васильева о секте "Кугу-Сорта" даются также без соответственных ссылок (стр. 84 - 85). Без указания на источник приведена молитва, произносимая сектантами при вынесении предметов для моления на двор (стр. 87). Встречаются в статье и неточности выражений. Например секта в нескольких местах названа религией "Кугу-Сорта" (стр. 85, 88).

Секция истории еще только развертывает работу, она имеет первые успехи, но имеет и недостатки. Одним из существенных недостатков является слабая связь с научной общественностью (республики. Будем надеяться, что секция истории Марийского научно- исследовательского института социалистической культуры предпримет практические шаги по объединению местных научных сил при Институте и еще шире развернет свою работу.

Н. Калистратов

Якутский институт языка и культуры

В 1935 г. при Совнаркоме Якутской АССР был открыт Якутский институт языка и культуры. Институт имеет своей задачей изучение истории развития языка народов, населяющих Якутскую АССР, а также изучение литературы, фольклора, истории и культуры этих народов. В соответствии со своими задачами Институт имеет три сектора: сектор языка и письменности, сектор литературы и фольклора и сектор истории.

Сектор языка и письменности занимается изучением вопросов якутской письменности, орфографии, терминологии и грамматики якутского языка, а также языка других народов, населяющих территорию Якутской АССР (луораветланов, овенов, эвенков, одулов и пр.). Сектор литературы и фольклора ставит своей задачей изучение якутской литературы - дореволюционной и советской, -собирание, изучение и публикацию материалов по якутскому фольклору; сектор истории занимается разработкой истории народов Якутии.

В руководство Института при его основании пробрались враги народа - буржуазные националисты, - в результате чего за 3 года работы Институт даже и не попытался разрешить ни одной из поставленных задач. Самым актуальным вопросом в эти годы был вопрос о якутской письменности


1 См. "Труды" Института. Вып. 1-й, стр. 82 - 92.

стр. 153

(алфавит). Но руководство Института осложнило этот вопрос беспредметным спором о путях развития якутской письменности, и вместо разрешения этот вопрос был еще более запутан, Только в 1938 г. решением директивных аргалов старое руководство было распущено и изменен самый устав Институте. В руководство Института были выдвинуты молодые кадры, которые взялись за разрешение наиболее актуальных проблем.

Надо сказать, что те два года, которые прошли после разгона вражеского руководства, не пропали даром. Особенно плодотворны были они в отношении разработки "опросов языка. Была проведена реформа алфавита: с латинской транскрипции алфавит переведен на русскую графику; разработала единая орфография якутского литературного языка; начата разработка терминологии якутского языка (составлены четыре учебно-терминологических словаря); разработан свод правил пунктуация в якутском языке; собран богатейший материал по изучению диалектов и говоров якутского языка; работа в этом направлении продолжается, а частности составлена, издана и разослана корреспондентам программа по сбору материалов по диалектам и говорам под названием "Диалектологический вопросник якутского языка"; также составлены Словари синонимов " омонимов якутского литературного языка, образных, парных и труднопереводимых слой; закончен первый том русско-якутского толкового словаря (всего предполагается издать два тома), преступлено к составлению словаря архаизмов якутского языка, готовится к печати специальный выпуск дополнений к словарю Пекарского.

Кроме этих "работ написан ряд научных статей по отдельным вопросам якутского языка и письменности: "Краткая история якутской письменности", "О классификации звуков в якутском языке", "О наречиях якутского языка", "Марр и якутский язык" и др.

Наряду с научно-исследовательской работой Институт ведет массовую работу по популяризации и внедрению нового алфавита в новой орфографии. Надо сказать, что основная задача, стоявшая перед Институтом в области языка я, письменности, - вопросы алфавита и орфографии - разрешена в основном удовлетворительно.

За последние годы Институтом собран богатейший материал по фольклору. Путем организации экспедиций, а также через корреспондентов записано более 50 вариантов якутского героического эпоса "Олонхо", собрано много народных песен, легенд, былин, сказок, пословиц, поговорок, материалов по верованиям, мифам, обрядам и народным повериям. За эти годы выявлено более 30 народных сказителей-олонхосутов. Собранные материалы публикуются в сборнике "Творчество ЯКУТСКОГО народа" объемом в 20 печатных листов, который уже еда" в печать. Составляется сборник "Якутские народные песий", первый том которого объемом в 20 печатных листов закончен и будет издай в течение 1941 года. Подготовляются к печати в русском переводе якутский народный эпос "Ала БУЛКУН" знаменитого якутского сказителя Тимофея Захарова и сборник "Якутские сказки". Работа по сбору материалов по якутскому фольклору продолжается. С конца 1940 г. преступлено к составлению сводного текста одного из вариантов ЯКУТСКОГО эпоса "Ньюргун Боотур". Эта работа будет закончена к концу 1941 г. и издана в начале 1942 года. В дальнейшем в области изучения литературы и фольклора Институт ставит своей задачей создание машссистской истории якутской литературы. Для разрешения ее Институт уже приступил в текущем году к написанию очерка истории якутской литературы.

По сектору историй Институт занимался выявлением материалов по истории Якутии. Необходимо отметить, что сотрудниками других научно-исследовательских учреждений СССР за эти годы написан ряд работ по историй Якутии, в частности проф. Токаревым - "Происхождение якутского народа", "Происхождение сельской общины у якутов", "Общественный строй якутов в XVII - XVIII вв." и "Очерк истории якутского народа", кандидатом исторических наук Ионовой написана "Борьба якутов против царизма в XVII - XVIII вв.". Все эта работы (кроме "Очерка историй якутского народа", изданного в центре) будут печататься в Якутске в течение 1941 г., и некоторые из них уже находится в производстве.

Одним из крупнейших мероприятий Института надо считать начало археологического изучения территории Якутии. В 1940 г. работала археологическая экспедиция проф. А. Н. Окладникова, организованная Институтом истории материальной культуры АН СССР совместно с Якутским институтом языка и культуры. Эта экспедиция сделала крупные открытия по древней истории ЯКУТИИ. До настоящего времени в исторической науке считалось не доказанным, что Якутия в своем развитии прошла каменный век. Экспедиция в самом начале своей работы произвела раскопки на территории самого города Якутска, и ею были получены данные, подтверждающие, что и Якутия прошла в своем развитии каменный и бронзовый века. На территории якутского стадиона на древней речной террасе найдены следы небольшой стоянки людей каменного века, обнаружены остатки очага, обломки пережженных костей диких животных, осколки кремневых орудий, каменный наконечник стрелы, черепки глиняной посуды и т. д. Этим находкам более 3 тысяч лет. На той же древней речной террасе сделана очень редкая находка: обнаружены остатки литейной мастерской и половинка глиняной формы, в которой отливались бронзовые топоры. Такие же находки потом были сделаны экспедицией у с. Покровска. Экспедиция открыла в долине реки Лены между Якутском и Олекминском 28 стоянок людей каменного века. Каменные орудия, осколки и фрагменты керамики, кости животных, найденные на этих стоянках, дают возможность представить жизнь древ-

стр. 154

нейшего населения Якутии на протяжения примерно 6 тыс. лет.

Экспедиция установила, что культура неолитического населения Якутии выросла на "байкальской основе", но вместе с тем имеет своеобразные черты, связывающие ее с культурой Амура, где жили племена южного происхождения.

Экспедицией раскопано древнее погребение, относящееся к моменту перехода от камня к металлу (около 4 - 3 тыс. лет тому назад). По костям найденного древнего человека антропологи смогут определить отношение этих древних людей к современным племенам и народам Якутии.

Этой же экспедицией положено начало изучению ленских наскальных изображений, которые, по словам проф. Окладникова, по своему выполнению, по стилистической манере и по сюжету прочно связывают Якутию с Дальним Востоком и с Енисеем, Все-эти открытия имеют очень важное значение в решении вопроса о происхождении самого якутского народа.

Таким образом, экспедиция выявила много данных об отдаленном прошлом Якутии и поставила первые вехи в древней истории народов Якутской АССР. Чтобы рассеять глубокий мрак, окутывающий появление в истории якутов-сахаларов и эвенов, и выяснить исторические процессы, происходившие в глубине веков, институтом будут продолжены столь удачно начатые раскопки.

Одним из крупных разделов работы по этой линий является изучение наскальных изображений по бассейнам рек Якутии. Начало этих работ положено в 1940 году. Сделаны первые снимки копий с изображений, выявлено их местонахождение. Расшифровка этих изображений прольет свет на вопрос о происхождении якутского народа. Такие наскальные изображения зарегистрированы по системам рек Лены, Алдана, Олекмы. Майи, Индигирки, Колымы и др. По своему исполнению они представляют рисунки, сделанные на скалах красной охрой, по содержанию представляют изображения людей (В большинстве шаманов с бубнами), природы (солнца, луны, звезд и растений), зверей (лося, медведя, лисицы и др.), домашних животных (быка лошади, коровы, оленя), построек и орудий, но наряду с ними встречаются некоторые графемы ввиде "палочек", "крестиков" и т. д. Эти графемы имеют некоторое сходство с буквами орхонокого рунического алфавита. Эти изображения ждут своего изучения и прочтения, и надо полагать, что они дадут ценный материал по изучению древней истории Якутии.

Первоочередной задачей Института по явний изучения история Якутии является Продолжение археологического исследований территория Якутии, на что уже отпущены соответствующие средства.

Р. Местников

Отдел истории в Якутском республиканском музее имени Емельяна Ярославского

7 июня 1941 г. исполняется 50 лет со дня основания Якутского республиканского музея имени Емельяна Ярославского.

Музей располагает 62 тыс. различных экспонатов. После реорганизации в соответствия с принятой новой структурой краеведческих музеев в Якутском музее сейчас три отдела: природы, истории я социалистического строительства.

Экспозиция отдела истории обнимает время от появления первых людей на территории края и до февральской революции 1917 г. включительно. Отдел делится на 5 разделов: 1. Первобытно- общинный строй. 2. Якуты до русских. 3. Завоевание Якутии. 4. Феодальный строй у якутов. 5. Эпоха капитализма. Последний раздел в свою очередь делится на три подраздела: а) Отмена крепостного права и развитие капитализма в России; б) Русско-японская война и первая буржуазно-демократическая революция в России и в) Первая империалистическая война и вторая буржуазно-демократическая революция и России.

Первый раздел благодаря новизне материала представляет особенно большой интерес. До сих пор историю Якутии начинали с момента русского завоевания; в экспозиции Музея сделана первая попытка документального показа древнейшего периода истории Якутии. В экспозиции представлено около 50 всевозможных шлифованных каменных орудий (неолитических), найденных в различных местах Якутии и относимых проф. А. П. Окладниковым ко времени 5- 3 тыс. лет тому назад. Из 16 неолитических стоянок, зарегистрированных и занесенных на карту, в экспозиции Музея представлена только одна, обнаруженная в 1940 г. в черте Якутска. Рядом со списком первобытных животных, живших на территории Якутии в эпоху палеолита, в Музее выставлен сборный скелет мамонта.

Бронзовый век (3 - 2 тыс. лет тому назад) представлен тремя хорошо сохранившимися бронзовыми наконечниками копий, бронзовой вазой, литейной формой бронзового топора и др.

Экспозиция этого раздела ясно показывает, чтоб-5 тыс. лет тому назад бассейн среднего течения р. Лены был довольно густо населен охотниками-рыболовами и оленеводами, которые поддерживали оживленную связь с кочевниками-скотоводами степей Южной Сибири и с Даурией и Приамурьем.

Во втором разделе - Якуты до русских - развернута картина высшей ступени варварства, на которой стояли якуты к моменту прихода русских. Прекрасную иллюстрацию этого можно видеть в якутском героическом народном эпосе "Олонхо". Основным занятием якутов в ту эпоху было разведение скота в долинах среднего течения рек Лены и Вилюя.

стр. 155

Первые казаки застали у якутов родовую общину на последней стадии разложения и складывающиеся феодальные отношения. Из имеющихся экспонатов наиболее интересны материалы раскопок якутских могил XVII и XVIII веков.

Третий раздел рассказывает языком архивных документов и вещественных памятников о процессе завоевания Якутии, о сопротивлении народов Якутии колониальной политике Московского государства, об экономических и культурных последствиях завоевания. В разделе представлено подлинное оружие казаков-завоевателей, найденное в черте старинных крепостей (три пушки с ядрами, ружья, сабли, знамя и др.), и оружие якутов, которое они могли противопоставить пришельцам (луки, стрелы, пальмы-батыйа, пики-юнгю, ножи-сабли кылыс и другие виды холодного оружия).

Интересна модель старинной казацкой крепости в Якутске, сделанная из мамонтовой кости. В этом разделе нашла место также история исследования и географического ознакомления русских с краем. Здесь можно видеть веши погибшей экспедиции путешественника Э. Толля: байдарку, весла, сани и др.

Четвертый-раздел показывает Якутию, находившуюся под двойным гнетом российского самодержавия и местных тойонов - феодалов, ставших верной опорой и союзниками царского правительства в XVIII ст. - начале XX столетия. Рядом с фигурой бедняка, задав ленного тяжестью всевозможных поборов и повинностей, в витринах красуются подарки царского правительства тойонам: великолепные кафтаны, почетное оружие, трости, золотые и серебряные медали и др.

Исключительно интересны выставленные в этом зале образцы якутского народного искусства: чеканка и гравировка по серебру, вышивки бисером и узорными нитками но материи, резьба по мамонтовой кости, но дереву и по бересте. Якутский народный орнамент поражает своей самобытностью, глубокой содержательностью, чистотой и совершенством рисунков.

По экспозиции отдела можно проследить эволюцию одежды, украшений и вместе с тем орнаментального искусства якутов по отдельным эпохам.

В пятом разделе показано возникновение капиталистических отношений в Якутии. Перед глазами посетителя проходят все поколения революционеров, побывавших в "ледяной тюрьме без решеток" - якутской ссылке, - начиная от декабристов и кончая большевиками. Среди них выделяются фигуры Чернышевского, Петра Алексеева, Вл. Короленко, Серго Орджоникидзе и Емельяна Ярославского.

В этом же разделе выставлены подлинные документы и вещи, относящиеся к кровавым событиям расправы царизма с политическими ссыльными "якутской трагедии - монастыревки" 1889 г. и "романовского протеста" 1904 года.

В документах и фотографиях в хронологическом порядке представлены события революции 1905 г, и февральской революции 1917 года. Особое место отведено показу революционной деятельности ссыльных большевиков.

В заключительной части раздела посетитель читает в раскрытой книге, носящей название "Память о якутской политической ссылке", прощальные слова пламенного Серго, написанные им в 1917 г. перед отъездом из Якутии: "Прощай, страна изгнания, страна-родина! Да здравствует Великая Российская Революция! Да здравствует Всемирная Революция! Да здравствует Социальная революция! Григорий Константинович Орджоникидзе (Серго)".

Вслед за этим в книге следуют слова Емельяна Ярославского: "За нами идет свежих работников строй, на подвиг великий готовый. М. И. Губельман. 21.V. 17".

Здесь же выставлены каталог коллекций Якутского музея, заявление, собственноручно написанное тов. Ярославским о своем желании заведовать Музеем, и три картины, лично выполненные им в 1916 г., в бытность его консерватором Якутского областного музея.

Такова экспозиция раздела. Надо отметить, что за недостатком площади для экспозиции Музей не может показать всего того, что он имеет. Экспозиция Музея страдает существенными недостатками, так например очень мало или, вернее, почти совсем не показана история других народностей (кроме русских), населявших и населяющих огромную территорию Якутии.

Из научной работы отдела истории Музея можно отметить обработку материалов археологических раскопок старинных якутских могил, преимущественно XVIII века. Сведения о материальной культуре народов Якутии, в том числе якутов, за прошлые века очень скудны. Архивные источники в обследованной на сегодня их части не заключают в себе сколько-нибудь точного и подробного описания отдельных предметов из бытовой обстановки. В трудах экспедиций и исследователей, как например Георги, Маана, Миллера, Миддендорфа и др., не могло быть уделено достаточно места для детального описания отдельных бытовых предметов, и поэтому составить по ним полное представление о вещи часто весьма затруднительно. Такое положение заставило Якутский республиканский музей предпринять ряд археологических изысканий на ближайших от Якутска старинных родовых кладбищах. Объектом раскопок были избраны погребения преимущественно XVIII столетия.

В результате раскопок (около 50 погребений), произведенных за 1924 - 1940 гг. в районах Амгинском, Чуранчинском, Мегино-Кангаласском и Орджоникидзевском (б. Западно- Кангаласский), Музей получил достаточное количество материалов, на основании которых можно составить всестороннее представление если не о полном комплекте, то, во всяком случае, об основных видах одежды, украшений и вооружения якутов XVIII в. и второй половины XVII века. Часть добытого вещественного материала почти полностью сохранилась в своем первоначальном виде, незначительная же

стр. 156

часть хотя и подверглась порядочной порче, но реставрация ее оказалась вполне возможной.

Музей при помощи художника-этнографа М. М. Носова в течение 1939 - 1940 гг. занимался - научной обработкой и описанием этих материалов, в результате оказалось возможным воспроизвести в цветных рисунках подробный вид добытой изысканиями Музея одежды XVII и XVIII ст. и одежды XIX ст. в специальной систематизации и разгруппировке. Рисунки эти собраны в двух художественных альбомах-монографиях; к каждому рисунку приложены чертежи выкроек и текстовое описание. Эту работу Музей предполагает издать к своему 50-летлему юбилею.

Добытая раскопками одежда представляет собою: головные уборы (шапки зимние, колпаки летние и всевозможные предохранители и защитные вещи для носа, лба, ушей и т. д.), шубы и дохи, камузы, телогреи, штаны и трусы, обувь, рубахи, рукавицы, кушаки, боа. Вся верхняя одежда изготовлена исключительно из выделанной оленьей кожи и кожи скота - ровдуги (род замши) - с нашитой на ней меховой подкладкой и опушкой. Нательная одежда в своем большинстве состоит из доброкачественного натурального шелка; незначительное количество ее сшито из старинного зипуна, торго и дабы. Украшения сделаны из серебра, олова, меди, монет (главным образом западноевропейских), бисера, одекуя и бус.

Одежда XVII и XVIII вв., если судить по добытым материалам, была совершенно отлична от одежды XIX столетия. Одежда XIX ст., представленная в своих основных образцах в экспозиции Якутского республиканского музея и отчасти в Ленинградском музее Академии наук, имела на всем протяжении столетия твердый единый стиль: шайки - джабака и ермолка, шубы - буттах и онолох сон, камзолы с буфами и безрукавки - кэссечки. А в XVIII и XVII ст. шапки имели пришитые к ним торчки- рожки, султаны из перьев, - бисерную отделку и спереди большие круглые серебряные пластины -тусахта. Шубы делались короткие и с прорезом сзади, с меховой опушкой и обшлагами; они нисколько не схожи с шубами буттах и онблох сон и сплошь отделаны бисером, металлическими подвесками и побрякушками. Узоры на отделке имеют элементы основных якутских орнаментальных стилей (кюсюрь, кымырдагас и куолай), преобладавших я в орнаменте XIX в., и отличаются от узоров этого столетия световой своей гаммой и построением рисунка. Описание отличительных свойств одежды и вещей XVII - XVIII вв. не встречалось до сих пор в научной литературе. Нужно также отметить, что отдел начал работу по составлению путеводителя по памятникам и историческим местам Якутска.

Г. Федоров

В Институте истории АН СССР

14 марта 1941 г. на заседании Ученого совета Института истории АН СССР обсуждался план научной работы Института истории Украины Украинской академии наук в целях координации работ обоих институтов. Все выступавшие на заседании одобрили мысль о необходимости научного общения между институтами. Было высказано пожелание, чтобы Институт истории АН не только принимал участие в обсуждении плана научной работы Института истории Украины, но чтобы вообще наиболее важные работы, а также особенно актуальные проблемы, возникающие перед работниками Института истории Украины, ставились на обсуждение научного коллектива Института истории АН СССР.

Центральное место в плане Института истории Украины на 1941 г. занимает работа над четырехтомным учебником для вузов по истории Украины под редакцией Петровского, Гуслистого, Оглоблина и Белоусова.

Из других крупных работ плана необходимо отметить следующие: Гуслистый "Борьба украинского народа против польских панов (1569 - 1638)"; "Происхождение и формирование украинской народности и затем народности в нацию" (коллективная работа); Ястребов "Шевченко и революционно-демократическое движение Украины 50 - 60-х гг. XIX в."; Премыслер "УССР в годы перехода к мирному труду по восстановлению народного хозяйства (1921 - 1925)" и ряд других.

У Института истории Украины есть филиал во Львове, работающий на основах известной автономии, но в то же время между Львовским филиалом и Институтом истории Украины поддерживается постоянная связь.

Львовским филиалом Института истории Украины намечен следующий план научной работы на 1941 г.: Герасимчук "Борьба украинского народа против захватнической политики Польши, Крыма и Турции (1660 - 1700)" (монография); Белецкий "Территория и административное деление Галицко-Волынского княжества до половины XIV ст."; Голинчук "Общественные и экономические отношения Галицкой земли в XV ст."; Крипякевич "История западно-украинских земель в первой половине XVII ст."; Терлецкий "Политическая история Галиции 1837 - 1851 гг."; Лютман "Крестьянское восстание в Галиции 1846 г.", "История рабочего и социалистического движения во Львове 1870 - 1890 гг." и "Библиография социальных движений в Галиции XIX - XX ст." (по 1914г.); Кравченко "Борьба против антинародной деятельности буржуазно- националистической партии в западных землях Украины"; Карпинец "Западно-украинские земли под гнетом панской Польши 1918- 1939 гг."; Голинчук "Иван Франко, как

стр. 157

историк гайдамачины"; Крипякевич "Библиография социальных движений на западно-украинских землях XVI - XVIII ст.".

11 апреля 1941 года на заседании Ученого совета Института истории защищали диссертации на степень кандидата исторических наук научный сотрудник Института истории А. Н. Насонов (диссертация "Монголы и Русь. История татарской политики". Изд-во АН СССР. 1940. 178 стр.) и аспирант Института истории Бободжан Гафуров (диссертация "История секты измаилитов с начала XIX в. до первой империалистической войны").

Официальными оппонентами на зашите тов. Насонова были чл. -корр. АН С. В. Бахрушин и акад. Ю. В. Готье. Помимо официальных оппонентов в диспуте принял участие тов. Булатов.

На защите диссертации Гафурова официальными оппонэнтами выступили проф. Рейснер и кандидат исторических наук Брагинский.

Кроме того в диспуте приняли участие тов. Климович, аспирант Института истории Искандеров, научный сотрудник Института истории Ильинский, поэт-драматург Таджикистана Гасим Лахути и научный сотрудник Института востоковедения АН Е. А. Беляев.

Ученый совет Института присудил тт. Насонову я Гафурову ученую степень кандидата исторических наук.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Хроника-ИСТОРИЧЕСКАЯ-НАУКА-В-СССР-2015-08-22

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Хроника. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В СССР // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Хроника-ИСТОРИЧЕСКАЯ-НАУКА-В-СССР-2015-08-22 (дата обращения: 24.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
1103 просмотров рейтинг
22.08.2015 (3168 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
21 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
Вчера · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Хроника. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В СССР
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android