Libmonster ID: RU-9744

Гоголь Н. В.

Мертвые души

М.: ОЛМА-ПРЕСС: Экслибрис, 2005

В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка... - фраза, знакомая с детства, неизменно рождающая в сознании диковинные гоголевские образы: сейчас из брички явится Павел Иванович Чичиков, не слишком толст, не слишком тонок , и с ним возникнет его неизбежная свита - Петрушка, вместе с его особенным запахом, и Селифан, чья простецкая ленца то и дело заставляет Павла Ивановича метаться, извергая ругань на голову нерасторопного своего холопа. Всплывают в памяти портреты помещиков - Манилова, Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина... За именем каждого особый мирок. А рядом - губернский город NN со своим распорядком. Жизнь невероятная, карикатурная и вместе с тем по-своему уютная. Мы настолько привыкаем к "школьному" Гоголю, что уже не замечаем обилия мелочей, рассыпанных по его творению, которые и составляют этот диковинный космос.

Когда экипаж въехал на двор, господин был встречен трактирным слугою, или половым, как их называют в русских трактирах, живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо. Он выбежал проворно, с салфеткой в руке, - весь длинный и в длинном демикотонном сюртуке со спинкою чуть не на самом затылке, встряхнул волосами и повел проворно господина вверх по всей деревянной галерее показывать ниспосланный ему Богом покой.

Тип обрисован настолько точными штрихами, что его начинаешь видеть, даже не зная, что такое половой и демикотонный сюртук. Но иногда все же хочется ощутить, "потрогать" и этот сюртук, и те столовые приборы, которыми пользовались герои Гоголя, "посидеть" в их креслах. Хотя бы даже для того, чтобы отчетливее представить зазор между миром Гоголя и миром реальным.

"Мертвые души" в серии "Энциклопедия русской жизни" - это не просто книга с роскошными иллюстрациями. Она именно дает ощутить атмосферу первой половины XIX века. Половой нарисован в русской косоворотке, в одной руке его поднос с графином водки и рюмками, в другой - полотенце и заварные чайники. У

стр. 33

Гоголя он одет чуть-чуть иначе, но прическа ("встряхнул волосами") по всей видимости та же, что на рисунке: волосы длинные, гладкие, спадают на обе стороны. Рядом - картина неизвестного художника: ресторан (совсем непохожий на нынешние), за столиками публика, возле стоят половые в длинных фартуках, готовые услужить. Книга населена рисунками и фотографиями - мужских и женских причесок, головных уборов, верхней одежды, стульев, кресел, столов, уставленных приборами, часов, ваз, платков, кошельков, подсвечников, интерьеров. Есть и арапник, и крестьянский треух, и зипун... Появится на гоголевских страницах сбитенщик - тут же дается литография И. С. Щедровского "Сбитенщик и извозчик", будет упомянута морда для ловли рыбы - тут же предстанет ее изображение. А помимо этого - невероятное обилие иллюстраций гоголевских типов художников А. А. Агина и П. М. Боклевского, портреты, сцены и пейзажи знаменитых живописцев П. А. Федотова, В. А. Тропинина, С. Ф. Щедрина, О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, А. Г. Венецианова, Г. Г. Мясоедова, И. Н. Крамского, М. Нестерова, И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, И. Е. Репина, В. Д. Поленова, И. И. Левитана. Рядом с ними множество малоизвестных или вовсе неизвестных художников. Чего только не отыщешь в иллюстрациях: русские цари, квартальный и извозчик, купцы, играющие в шашки, императорский фарфор, орден св. Анны, серебряная медаль в память 1812 года, походный само-ар М. И. Кутузова, канделябры, многочисленные лубки, объявления о продаже крепостных в газете "Московские ведомости"... И все это обилие "зримого мира" вместе с живописными шедеврами не только выполняют роль реального комментария к "Мертвым душам". Через портреты современников - Герцена, Белинского, Чернышевского и многих-многих других, что не на слуху, через обложки изданий гоголевских повестей и рисунок М. П. Клодта "Гоголь сжигает рукопись второго тома "Мертвых душ"" начинает светиться исторический и культурологический контекст книги. Через пейзажи Москвы, Выборга и других мест, через "Стог сена" В. А. Серова, "Вид помещичьего дома с садом" неизвестного художника и множество иных пейзажей открываются необъятные русские дали. Те самые, которые и сделали прозаическую книгу Гоголя - поэмой.

С. Федякин


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Штучная-работа

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Сева ПятовКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/BookTrader

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Штучная работа // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Штучная-работа (дата обращения: 20.04.2024).

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Сева Пятов
Moscow, Россия
981 просмотров рейтинг
22.09.2015 (3133 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Штучная работа
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android