Libmonster ID: RU-16244
Автор(ы) публикации: Н. В. Саввотеева

Экономическое положение Русской православной церкви вплоть до 1917 г. считалось стабильным. Ей принадлежали различные промышленные и торговые предприятия, земли, акции и ценности. Однако эти материальные богатства распределялись очень неравномерно между различными группами духовенства. Епископат и монастыри сосредоточивали в своих руках наибольшие денежные средства и земли, оказывая значительное влияние на экономику страны. Приходское же духовенство находилось в гораздо худшем положении. Конечно, существовали богатые приходы, обычно в крупных городах, получавшие большие платы за требы и службы. Основная же масса приходского-духовенства, особенно сельского, жила бедно.

Главным средством содержания духовенства должны были служить добровольные приношения. Первое время христианизации Руси, несмотря на необязательность, эти пожертвования вполне удовлетворяли церковные нужды. Кроме того, первоначально и высшая и низшая иерархия получали содержание от государства; для высшей иерархии была установлена десятина с государственных доходов. В дальнейшем порядок изменялся, установилась система обеспечения от паствы1. Долгое время все зависело от соглашения причтов с прихожанами, которые, приискивая к церкви священно-церковно-служителей, договаривались с ними относительно вознаграждения. Плата за службу выражалась в предоставлении земельных наделов на владельческой или крестьянской земле, определенной руги, денежной или хлебной. Отдельно совершались платы за требы.

По мере того как приходская общинная жизнь приходила в упадок, материальное положение духовенства утрачивало стабильность. Государство не раз предпринимало попытки упрочить положение священников (сокращение штатов, наделение землей, регламентирование платы за требы, выдача единовременных материальных пособий, введение льгот, освобождение от государственных налогов и т.д.), и во второй половине XIX в. благосостояние приходского духовенства несколько улучшилось. Однако экономические изменения начала XX в., постоянный рост цен свели наметившиеся улучшения к минимуму, и среди рядовых клириков все больше развивалось чувство своего экономического закрепощения, которое постепенно "перерождалось в чувство классовой горечи, обиды, социальной несправедливости"2.

Источники доходов духовенства и в начале XX в. оставались прежними: земля, плата за требы, государственные выплаты. Согласно указу 1765 г. о Генеральном межевании земель, каждой церкви с односоставным причтом полагался надел земли в 33 десятины 3. Эта земля навечно закреплялась за церковью, а причт получал только право пользования ею. Выходя за штат, клирик лишался права на землю. Хотя, по закону, причту полагалось отводить хорошую по качеству землю, в одном месте и


Саввотеева Наталия Викторовна - аспирант Коломенского государственного педагогического института.

стр. 136

недалеко от храма, на деле это правило почти нигде не выполнялось. Крестьяне отдавали церкви земли что похуже и подальше. Размер надела не всегда соответствовал норме, хотя в Московской епархии в большинстве уездов размеры причтовых земель были вполне приемлемыми. В Можайском уезде, например, если судить по описям церковного имущества 1919 г., количество земли колебалось от 34,5 до 43 десятин4. Ради пропитания, священник вынужден был пахать и сеять наравне со своими прихожанами, как и несколько веков назад. Причт имел много обязанностей, не связанных с землей. Он был обязан отправлять церковные службы и требы, а потому либо не полностью обрабатывал земли и получал меньший урожай, либо был вынужден нанимать работников или сдавать земли в аренду прихожанам. Все это сокращало доходы.

Другим источником доходов являлась плата за требы при крещении, венчании, погребении, а также второстепенные требы - молитва родильнице, соборование, различные молебны и т.д. Этот источник доходов был невелик и крайне унизителен, по мнению большей части сельских священников.

Денежные расчеты были камнем преткновения в отношениях с прихожанами, постоянно происходил торг, основанный на "компромиссе между желанием побольше взять и поменьше дать"5. С горечью вспоминал этот торг митрополит Евлогий: "Требы отцу давали мало. Ходит, ходит по требам, а дома посчитает - рубля два принес, а из них-то на его долю приходилось три части, а остальные двум псаломщикам. Годовой доход не превышал 600 рублей на весь причт. Много ли оставалось на долю отца? Были еще доходы "натурой" (их тоже делили на пять частей). Крестьяне давали яйца, сметану, зерно, лен, печеный хлеб (на храмовый праздник и на Пасху), кур (на Святках), но эти поборы с населения были тягостны для обеих сторон. Священнику - унижение материальной зависимости и торга за требы, крестьянам - тягостное, недоброе чувство зависимости от "хищника", посягающего на крестьянское добро. Бабы норовили дать что похуже: яйца тухлые, куру старую... Мой дядя, священник, рассказывал случай, когда баба, пользуясь темнотой в клети, подсунула ему в мешок вместо курицы ворону. Теперь это похоже на анекдот, а тогда подобный поступок был весьма характерным для взаимоотношений священника и прихожан"6.

В результате священники считали свою материальную зависимость от прихожан позорным игом, препятствием для достижения евангельского идеала. Большинство из них единственный выход из создавшегося положения видело в назначении определенного и вполне приличного жалования от казны или прихода.

Конечно, этот торг за требы навлекал на духовенство множество нелестных характеристик: "жадный поп", "с живого и мертвого дерет", "у попа глаза завидущи, руки загребущи" и т.п. Многим крестьянам казалось, что, имея землю, священник может прокормить себя сам, а все его поборы - от жадности. Однако реально оценить благосостояние сельского духовенства можно лишь хотя бы частично рассмотрев его расходы.

Значительной частью церковных денег ни причт, ни церковный староста, ни прихожане распоряжаться не могли, ибо все церкви облагались повинностями, устанавливаемыми Синодом либо епархиальными съездами. Самое значительное отчисление делалось на содержание духовных учебных заведений (четверть всех церковных доходов). Весь доход от продажи венчиков и разрешительной молитвы поступал в уплату за учение бедных учеников и на их содержание (указ 21 декабря 1870 года). С кошелькового и кружечного сбора один процент шел на уплату за лечение в больницах и вообще на пособия по болезни лицам духовного звания, а что оставалось неизрасходованным - поступало в особый капитал по епархии (указ 24 декабря 1876 года). Кроме всех этих отчислений, епархиальные съезды духовенства делали отчисления со всех доходов церквей на епархиальные женские и частью мужские духовные училища (указ 30 апреля 1873 г.)7. Из остающихся церковных денег могли производиться некоторые расходы на поддержание и украшение храма, покупку утвари, благотворительность.

Таким образом, по самым оптимистическим подсчетам, причту оставалась лишь половина денег. При этом среднестатистическая семья священника имела до четырех детей, которым надо было дать образование. Кроме того приходилось кормить и престарелого родича (заштатного священнослужителя), поскольку пенсионное обеспечение для духовенства предусматривалось минимальное. Как отмечал П. В. Знаменский, "почти каждое духовное лицо всегда считало своим неизменным долгом разделять свой иногда самый нищенский достаток с бедной родней и с первого же дня своей службы делалось тружеником-кормильцем большею частью огромной семьи лиц разного пола и возраста"8.

стр. 137

Оба источника доходов священников при нормальных условиях жизни в среднем были довольно устойчивы, но при бедствиях личных или общественных сразу же уменьшались. Например, в годы неурожаев сокращались доходы от используемой земли и вместе с тем поступало меньше доброхотных даяний от прихожан, также страдавших от бедствия. Духовенство в таком случае оказывалось в худшем положении, по сравнению со своими прихожанами, уже потому, что оно не пользовалось продовольственной помощью от правительства. Доходы могли сильно сократиться и в случае болезни9. В отдельных приходах положение было до того тяжелым, что поднимался вопрос о сокращении численности причта за счет перевода диакона на другой приход или упразднения должности диакона. "Все мы, пастыри Церкви, умоляем вас, владыко, написать статью об уничтожении штатных диаконов... Ведь это же трутни в буквальном смысле слова: они ничего не делают и только строят козни священникам; они не только не помогают священникам и не способствуют красоте богослужения, а напротив, будучи грубы и малообразованны, они своим выкрикиванием, небрежным служением раздражают иереев, возмущают молящихся... А между тем они получают 33 копейки с рубля и требуют жалования соответствующего. Где же взять средств?"10, - писал своему начальству священник из Сумского уезда Хабаровской губернии Д. Виноградский.

Доходы причта обычно делились между иереем, диаконом и псаломщиком в пропорции 4:2:1. Поэтому чаще всего, несмотря на то, что младшие члены клира имели больше возможностей для дополнительного заработка, их материальное положение было плачевно. В результате число псаломщических вакансий повсеместно росло.

Беднейшим приходам с 1829 г. назначалось государственное жалованье в размере 300 - 600 руб., составлявшее для казначейства расход в 500 тыс. руб. в год11. В дальнейшем сумма несколько раз увеличивалась, была установлена ежегодная государственная материальная помощь православному духовенству, достигавшая в 1914 г. 18 млн. руб., но для того, чтобы освободить приходское духовенство от необходимости взимать плату за требоисполнение, пришлось бы ассигновать еще 50 - 75 млн. рублей12.

Пенсионное обеспечение отслужившего духовенства было минимальным и зависело от выслуги лет, с градацией по трем срокам: от 20 до 30 лет - треть оклада, от 30 до 35 лет - две трети и более 35 - полный оклад. К 1916 г. полный пенсионный оклад священников составлял 300 руб., диаконов - 200 руб., псаломщика - 100 рублей13. Жить на эти деньги самостоятельно, без дополнительной помощи, не было возможности. Кроме того, священнослужителю, не прослужившему установленного срока из-за болезни или травмы, пенсии не полагалось (или она имела чисто символический характер). Пособия же для семей священнослужителей, потерявших кормильца, исчислялись мизерными суммами. По сообщениям епархиальных начальств, нередки были случаи, когда в поисках средств к существованию вдовы и сироты духовенства нанимались в прислуги, на стирку белья и т.п. к крестьянам своего же прихода. В случае же утраты собственной трудоспособности все такие лица, если не имели поддержки со стороны родственников, были обречены на нищенское существование, на выпрашивание подаяний14.

В начале XX в. духовное ведомство сделало попытку самостоятельно позаботиться о нуждающихся служителях. При каждой архиерейской кафедре создавались епархиальные попечительства, получавшие средства из добровольных пожертвований, кружечных сборов, в виде части доходов от свечной продажи, кладбищенских доходов, штрафных денег, части доходов от праздных и не занятых священнических и причетнических мест. Но большинство епархий не могло тратить на попечительство больше 5000 руб. в год - не считая Московскую, Петроградскую, Орловскую, Воронежскую и Екатеринославскую епархии, где этот расход составлял в 1912 г. от 29 тыс. руб. (Московская) до 49 тыс. (Екатеринославская). Обычно же лица духовного звания получали из епархиального попечительства пособия в 6 - 8 - 10 - 12 руб. в год15.

Бедственное положение части приходских священников, а также их вдов и сирот заставляло повсеместно создавать епархиальные кассы для оказания им помощи по старости или в случае смерти. Деятельность касс регулировали епархиальные съезды духовенства, на которых решался вопрос о целесообразности выдачи денег тому или иному лицу. Например, съезд депутатов духовенства Московской епархии 11 октября 1916 г. рассмотрел прошение вдовы диакона Преображенской церкви города Коломны Шумовой о выдаче ей посмертного пособия из кассы взаимопомощи и принял решение выдать 200 рублей ". Однако деятельность подобных касс не улучшала существенно положение пастырей и их семей.

Таким образом, православное сельское духовенство в начале XX в. находилось в бедственном положении - как во время служения, так и после прекращения служеб-

стр. 138

ной деятельности. Материальная необеспеченность духовенства ставила его в зависимость от прихожан - крестьян, а это подрывало доверие к священнослужителям и лишало их необходимого уважения, затрудняло выполнение ими своего пастырского долга17.


Примечания

1. ТИХОМИРОВ Т. С. На приходе. М. 2002, с. 600.

2. ФЛОРОВСКИЙ Г. Пути русского богословия. Вильнюс. 1990, с. 479.

3. ПСЗ-1. Т. 17. СПб. 1826, NN 12570, 12659.

4. Центральный государственный архив Московской области, ф. 66, оп. 18, д. 81, л. 100.

5. ТРОИЦКИЙ Н. Современные задачи сельского пастыря. Казань. 1904, с. 22.

6. Митр. ЕВЛОГИЙ (ГЕОРГИЕВСКИЙ). Путь моей жизни. М. 1994, с. 17 - 18.

7. КИЛЬЧЕВСКИЙ В. Богатство и доходы духовенства. СПб. 1908, с. 26.

8. Цит. по: СМОЛИЧ И. К. История русской церкви. Ч. 1. М. 1997, с. 369.

9. Записка с изложением сведений и соображений о вспомоществовании нуждающемуся духовенству (Приложение к циркулярному указу Святейшего синода от 27 января 1916 г. N 2), с. 2.

10. Государственный архив Российской Федерации, ф. 3431, оп. 1, д. 273, л. 32.

11. ТИХОМИРОВ Т. С. Ук. соч., с. 605.

12. ФИРСОВ С. Л. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия. СПб. 1996, с. 365; БАБКИН М. А. Свержение монархии в России в 1917 году и Православная церковь. Канд. дисс. М. 2003, с. 40; СКУТНЕВ А. В. Приходское духовенство в условиях кризиса РПЦ. Канд. дисс. Ижевск. 2005, с. 58.

13. Записка, с. 4.

14. Там же.

15. Там же, с. 7 - 8.

16. Журналы епархиального съезда депутатов духовенства Московской епархии 1916 года. Б.м. Б.г., с. 14.

17. ФЕДОРОВ В. А. Русская православная церковь и государство. М. 2003, с. 41.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Экономическое-положение-сельского-духовенства-в-начале-XX-в

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. В. Саввотеева, Экономическое положение сельского духовенства в начале XX в. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.11.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Экономическое-положение-сельского-духовенства-в-начале-XX-в (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Н. В. Саввотеева:

Н. В. Саввотеева → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
381 просмотров рейтинг
18.11.2020 (1227 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Экономическое положение сельского духовенства в начале XX в.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android