Libmonster ID: RU-8929
Автор(ы) публикации: Ю. ФРАНЦОВ

316 стр.; N216, 272 стр. Изд. Академии наук СССР. М. -Л. 1946.

Возобновление выхода "Вестника древней истории" является важным фактом развития советской исторической науки в послевоенный период. Редакция журнала (отв. редактор проф. А. В. Мишулин, зам. отв. редактора проф. А. Б. Ранович) сумела Объединить широкие круги советских исследователей в области древней истории. За

стр. 132

время своего существования журнал приобрёл прочную репутацию среди наших историков, и возобновление его выхода сыграет большую роль в дальнейшем развитии одной из важнейших отраслей советской исторической науки.

Первый том журнала за 1946 г. открывается статьёй о роли археологии в советской исторической науке. Труды советских археологов заслужили мировое признание и занимают важное место в развитии советской науки о древнем мире. Статья даёт общую характеристику развития археологических исследований в нашей стране, не останавливаясь, к сожалению, подробнее на вопросе, что именно дала работа советских археологов для развития науки о древнем мире. Здесь в первую очередь надо было обобщить материал о соотношении истории древнего Востока и древнейшей истории нашей родины, а также о проблеме связи древнейшей истории нашей родины с античным греко-римским миром. Соответственно теме передовой статьи, из девяти статей, помещённых в журнале, пять относится к археологии. Однако сочетание этих статей довольно случайно и не восполняет тех существенных пробелов, которые имеются во вступительной статье о советской археологии.

Статья проф. С. П. Толстова о его раскопках в 1940 г. в Хорезме содержит различные новые данные о культуре Хорезма, добытые советским археологом, и относится к первобытно-общинному периоду, к истории античного Хорезма и к средневековью. В статье Л. Евтюховой сообщается, что в 1940 - 1941 гг. в Хакасской автономной области, на среднем Енисее, было раскопано древнекитайское здание, относящееся к Ханьской эпохе (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). Исторические свидетельства и этнографические материалы содержат указания о проникновении китайцев в этот период на Енисей. Раскопки древнекитайского здания несколько обогащают эти сведения.

А. Смирнов публикует на страницах журнала сведения о восточном сосуде, найденном в Молотовской области и доставленном в 1944 г. в Государственный исторический музей. Автор сопоставляет этот сосуд с кувшинами греко-бактрийской культуры и датирует его III - IV в. нашей эры. Краткое сообщение Т. Бороздиной знакомит читателя с раскопками Мэкей городища Чанху-Даро в долине Нижнего Инда; эти раскопки дали картину густо населённого города с высокоразвитыми ремёслами и таким образом пролили новый свет на развитие индийской культуры в III тысячелетии до нашей эры. Половина обширного отдела критики и библиографии также посвящена разбору вышедших в 1940 - 1941 гг. книг по археологии. Здесь помещены: обстоятельный разбор акад. В. В. Струве исследования археолога Б. Б. Пиотровского о культуре; Урарту, статьи Т. С. Пассек о раскопках Б. А. Куфтина, Б. Гракова о сборниках отчётов по исследованию Ольвии и ряд других обзоров.

Другие статьи и рецензии посвящены различным вопросам истории древнего мира. Надо приветствовать возвращение журнала к разработке проблем истории античной культуры, имеющей большое значение в качестве древней основы современной культуры и продолжающей играть большую роль в развитии прогрессивной, гуманистической мысли. В этом направлении перед советской исторической наукой стоят большие задачи.

Статья проф. Н. Ф. Дератани "Эсхил и греко-персидская война" содержит разбор трагедии "Персы". Автор показывает, что Эсхил видит источник силы греков в их патриотизме, в том, что греки - не рабы, что они борются не из страха перед деспотом, а защищают свою родную землю. Противопоставление греческой свободы персидскому рабству - основная идея трагедии. В связи с этой идеей Эсхил рисует образ Ксеркса как корыстолюбивого авантюриста, принесшего беды и грекам и своему народу. Эсхил показывает вред тирании, деспотизма, в чём сказываются его политические настроения.

Некоторые замечания проф. Дератани представляются, однако, недостаточно обоснованными. Так, едва ли можно согласиться с тем, что уже у Гомера возникла "проблема индивидуализма и гражданских порывов" (стр. 13). Самое возникновение понятия гражданственности, "гражданских порывов" связано со становлением и развитием рабовладельческой демократии. Проблема индивидуализма связана с осознанием отрыва индивидуума, говоря словами Маркса, от пуповины родовых связей, что также происходит позднее гомеровской эпохи. Характеристика Эсхила как поборника "развития производительных сил афинского государства" (стр. 13) требует для своего обоснования характеристики экономических взглядов Эсхила, которые имели бы непосредственное отношение к анализу производительных сил.

История культуры древнего Востока представлена статьёй виднейшего советского семитолога Н. М. Никольского, посвященной разбору общинно-земледельческих культов Финикии. Предвоенные годы принесли новый богатый материал по истории культуры Финикии, меняющий многие установившиеся в науке представления, в значительной степени основанные на отрывочных сообщениях античных писателей. Автор так определяет задачу своего исследования: "Установление факта существования в Финикии общинного строя и общинной религии освещает новым светом всю древнейшую общественно-политическую и религиозную историю финикийских царств и окончательно дискредитирует попытки "причесать a la greeque" "финикийский общественно-политический строй" (стр. 59). Н. М. Никольский путём тщательного анализа показывает эти общинно-земледельческие элементы в финикийской культе, рассматривая земледельческий обряд вызывания дождя и борьбы с засухой. Однако автор не уделяет внимания новым элементам религиозной жизни классового древневосточного общества. Именно эти элементы отличают культ первобытно-общинной эпохи от культа классового общества. В разбираемом Н. М. Никольским тексте говорится о царе, о постройке города, имеются в виду жрече-

стр. 133

ство и другие элементы "государственного", а не "родоплеменного быта".

Исследование проф. А. Дьяконом "Известия Иоанна Эфесского и сирийских хроник о славянах VI - VII вв." содержит ряд денных наблюдений автора. Автор показывает, по данным хроник, как изменяется характер выступлений славян против византийской империи. Если в 40-х годах VI в. славяне участвуют в набегах кочевников-гуннов, а затем авар, то славяне, вторгшиеся в пределы империи в 581 г., по словам хрониста, "осели", "стали господами на земле", "осели на ней господами как на своей, без страха" (стр. 32), Автор показывает, что степные кочевники ставили целью своих набегов грабёж, в то время как славяне стремились осесть на занятых территориях. Отсюда автор выводит и различия в политике императоров по отношению к гуннам, аварам и славянам. Автор попутно отмечает некоторые конкретные обстоятельства, сопровождавшие эти выступления славян против империи. Так, он разбирает вопрос об участии славян в постройке моста через Саву, приводя свидетельство стратега VI - VII вв. Маврикия, что славяне и анты "опытны в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей".

Помимо перечисленных работ в номере напечатана статья В. Д. Блаватского "Битва при Фате и греческая тактика IV века до н. э", содержащая анализ развития тактических приёмов в истории военного искусства у древних греков.

Содержание первого номера "Вестника древней истории" позволяет высказать ряд пожеланий и критических замечаний. Редакция, несомненно, правильно делает, предоставляя страницы своего журнала для публикации новых материалов, в том числе археологических. Однако на страницах "Вестника древней истории" хотелось бы видеть необходимые для историка работы по археологии обобщающего характера. Публикацией отдельных памятников должен заниматься археологический журнал. Публикацию новых памятников, с другой стороны, нельзя ограничивать лишь археологическими материалами. В музеях Советского Союза хранятся различные письменные источники древней истории, в первую очередь папирусные коллекции. Организация их систематической публикации - важная задача журнала. Разумеется, главной задачей журнала является публикация исследований по основным проблемам древней истории в марксистско-ленинском освещении.

Редакция "Вестника древней истории" правильно подошла к задачам журнала, посвятив передовую статью второго номера общим вопросам истории древности и осветив основные проблемы, которые современная жизнь ставит перед советскими историками древнего мира. Редакция правильно подчёркивает, что "проблемы древней истории и археологии продолжают оставаться актуальными" (стр. 4). История общественных отношений древнего мира занимает значительное место в трудах классиков марксизма-ленинизма. Помощь древней истории необходима в разрешении таких проблем, как генезис наций, национальностей и исторических форм государства, генезис норм международного права, история социальных и политических учений и др.

Передовая подвергает справедливой критике перспективные планы Института истории и Института истории материальной культуры Академии наук СССР, внося в них ряд дополнений и уточнений, подчёркивая значение планирования для развития советской археологии и истории древнего мира.

Особенно подробно останавливается передовая статья второго номера журнала на задачах изучения древнейшей истории нашей родины. Новые исследования советских учёных позволяют заняться систематической разработкой этого вопроса, показать, что с самых отдалённых времён наша родина была вовлечена в культурную и политическую жизнь древнего мира, занимая своё место в древней истории человечества.

Во втором номере журнала два исследования относятся к истории древнего Востока, остальные работы посвящены изучению отдельных вопросов истории Греции и Рима.

Акад. Н. М. Никольский в своей статье "Финикийская жатвенная мифология и обрядность" продолжает сбои исследования в области финикийской религии. В печатаемой работе акад. Н. М. Никольский исследует и комментирует один из текстов, изданных Виролло, существенно изменяя и дополняя перевод и толкование текста. В своих историко-религиозных комментариях автор опирается главным образом на исследования Фрезером жатвенной обрядности в его "Золотой ветхи" (т. III). Однако эта работа акад. Н. М. Никольского страдает тем же существенным недостатком, что и статья в предыдущем номере журнала. Автор возводит финикийские религиозные представления к доклассовому обществу, не исследуя те изменения, которые внесло классовое общество в эти представления. В тексте, например, сказано: "И тогда Анат сокрушает: в долине она подсекает (или рубит головы) сынов селений, раздавливает народ берега моря, уничтожает людей восхода солнца" (стр. 26). Акад. Н. М. Никольский замечает, что упоминаемые здесь объекты "изображены двояко: с одной стороны - как люди, с другой - как злаки и виноград" (стр. 26) и возводит эти образы к "доанимистическим антропоморфным представлениям" (стр. 29). Из этой теории вытекает, что когда-то, видимо, в эпоху дикости, верили, что "колосья, покрывающие поле, это - "люди", "народ", т. е. живые существа. Им рубятся "головы", из которых Анат получает свою добычу - "груды зерна" (стр. 29). По нашему мнению, представления, согласно которым боги "рубят головы" "народу", возникают в классовом обществе. Этот текст красноречиво свидетельствует о трансформации древних верований.

Работа акад. А. И. Тюменева посвящена разбору термина "каль" в древнешумерском языке. Акад. Тюменев в течение ряда лет занят рассмотрением вопроса о характере социально-экономического строя древнего Востока. К этим исследованиям примыкает и

стр. 134

новая работа акад. Тюменева. Ряд западноевропейских учёных при их обычно довольно беззаботном отношении к социально-экономической терминологии переводят термин "каль" как "работник", "наёмный рабочий", некоторые - как "раб". В советской науке акад. В. В. Струве интерпретирует этот древний термин словом "раб". Акад. А. И. Тюменев, не соглашаясь с таким толкованием термина, путём изучения текстов приходит к выводу, что основное значение слова "каль" - общинник. Акад. А. И. Тюменев допускает, что в дальнейшем термин "каль" приобрёл значение "зависимого работника" (стр. 20). Однако автор, к сожалению, не уточнил при этом, какая форма зависимости имеется им в виду. После того как советская тука установила, что страны древнего Востока входят в рабовладельческую социально-экономическую формацию, изучение терминов, обозначающих рабов, является важной научной задачей. Единый термин "раб", видимо, появляется лишь в сравнительно развитом рабовладельческом обществе. Для общества с примитивными формами рабства, как показывает и этнографический материал, характерно обилие терминов, относящихся к рабству, в зависимости от самых разнообразных видов и отличий рабского состояния.

К изучению истории древнего Востока относится и работа П. Н. Ушакова "К походам урартийцев в Закавказье в IX и VIII вв. до н. э." Эта статья имеет принципиальное значение: она переводит изучение Урарту с чисто археологической и лингвистической позиций на позиции исторического исследования. Изучение всех стран древнего Востока неминуемо начиналось с археологического и филологического исследования, лишь впоследствии переходя к разрешению проблем политической, социально-экономической и культурной истории. Изучение страны Урарту даёт важный материал для древнейшей истории Закавказья. П. Н. Ушаков пытается установить связь между упоминаемыми урартскими надписями племенами Закавказья и народами, известными греческим авторам, стремясь этим путём добыть сведения по древнейшей истории Закавказья.

Истории древней Армении посвящена статья безвременно погибшего во время войны, блестящего ленинградского семитолога проф. А. Борисова. Автор по-новому ставит изучение надписей, найденных около озера Севан. Проф. А. Борисов показывает, что эти надписи, написанные на древнеараменском языке, принадлежат царю Артансию, или Арташесу первоначально сатрапу Селевкидов, а после 189 г. до и. э. самостоятельному правителю Восточной Армении с царским титулом. Вероятно эти надписи являются древнейшими царскими надписями Армении. Можно выразить глубокое сожаление, что смерть помешала проф. Борисову довести до конца своё исследование.

В номере втором "Вестника древней истории", в разделе, посвященном античной истории, привлекает внимание читателя статья проф. А. В. Мишулина "Идеи права в между эллинских отношениях". Как справедливо указывает передовая статья, "в настоящее время представляет особый интерес изучение истории международных норм права, идеи гуманности и справедливости в отношениях между государствами и народами" (стр. 5). Разрешению этой задачи и служит работа проф. А. В. Мишулина. В этой работе автор рассматривает следующие проблемы: гражданин и иностранец в греческом государстве, развитие новых идей в отношениях государств и право войны и мира. Автор показывает, что в древней Греции "идеи права, международные соглашения, новые правила и нормы войны свидетельствовали о том, как постепенно отмирали первобытные обычаи, эти спутники родового строя, пережитки старых времён" (стр. 65). Новые передовые идеи античной Греции в свою очередь "создавали основы для последующих теорий римского права, а отсюда вели к образованию норм международного права современных европейских народов".

Истории древнего Рима посвящено интересное исследование проф. А. Б. Рановича об эдикте императора Каракаллы 212 г., сохранившемся в гиссенском папирусе. А. Б. Ранович сочетает текстологический анализ с историческим исследованием, имеющим целью показать значение документа для характеристики общей тенденции развития Римской империи. Эдикт Каракаллы о даровании римского гражданства свидетельствует, как показывает А. Б. Ранович, путём всестороннего изучения документа, что в III веке принадлежность к римскому гражданству была уже обесценена. Эта реформа вызывалась потребностями "упорядочения громадного финансового хозяйства империи", развитием правовых норм, которые, отражая общественные изменения, в III веке имеют Дело с частным собственником, а не с гражданами или негражданами; вызывалась эта реформа и рядом финансовых и политических соображений (стр. 72 - 73). А. Б. Ранович устанавливает, "что эдикт Каракаллы имел всеобщий характер, что он коснулся максимально возможного числа неграждан" (стр. 73). Поэтому отпадают предположения, идущие ещё от Моммзена, что египтяне были изъяты из-под действия эдикта. По мнению А. Б. Рановича, из-под действия декрета были изъяты "только небольшие группы недавно покорённых племён, варваров, поселённых на римской территории на положении dediticii и вольноотпущенников по Lex Aalia Sentia (стр. 76). Специально вопросу о дедитициях в эдикте Каракаллы посвящено небольшое исследование Е. М. Штаерман, содержащее интересные материалы надписей с Рейна и Дуная. Один из вопросов экономической истории античности рассматривает статья Я. А. Ленцмана о хлебной торговле Делоса в III - II вв. до н. э. Автор выступает против переоценки в современной буржуазной историографии значения античной торговли; на примере острова Делоса с показывает, что не хлебная торговля, а торговля рабами в конце II и начале I г. подняла значение Делоса.

Отдел критики и библиографии продолжает главным образом разбор вышедших в 1940 - 1941 гг. советских изданий по истории древнего мира. К сожалению, в этом отделе отсутствует критический разбор многочисленных работ, вышедших за последние годы в Англии, Франции, США и других странах по вопросам древней истории.

стр. 135

Между тем одна из важнейших задач "Вестника древней истории" как раз состоит в том, чтобы вести борьбу с фальсификаторством и тенденциозностью буржуазной историографии, зачастую извращающей историю древности в угоду реакционным политическим и социологическим теориям современности.

Не следует забывать, что на Западе в статьях и книгах публицистов, в трудах социологов и историков вопросы истории древнего мира занимают в настоящее время очень большое место. Проблема возникновения цивилизации из недр варварства, проблема основных этапов развития древних цивилизаций, вопрос о причинах падения древних цивилизаций - все эти вопросы волнуют зарубежную интеллигенцию, так как имеют непосредственное отношение к выяснению закономерностей прогрессивного развития человечества и вызывают поэтому поток книг, статей, брошюр.

Отдел хроники заполнен интересными археологическими материалами, а также отчётами о работе кафедр древней истории Московского, Ленинградского университетов и сектора древней истории Института истории АН СССР. Сравнение первого и второго томов журнала "Вестник древней истории" за 1946 г. показывает, что советская историческая наука о древнем мире в послевоенный период продолжает развиваться, ставя перед собой большие задачи. Неуклонно следуя путём, который сформулирован в передовой статье второго номера журнала, "Вестник древней истории" окажет существенное влияние на дальнейшее развитие одной из отраслей исторической науки в СССР.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-ВЕСТНИК-ДРЕВНЕЙ-ИСТОРИИ-N-1-15

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexei ChekmanekКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Chekmanek

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ю. ФРАНЦОВ, "ВЕСТНИК ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ". N 1/15 // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-ВЕСТНИК-ДРЕВНЕЙ-ИСТОРИИ-N-1-15 (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ю. ФРАНЦОВ:

Ю. ФРАНЦОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexei Chekmanek
Южно-Сахалинск, Россия
1305 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3141 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
23 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
"ВЕСТНИК ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ". N 1/15
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android