Иллюстрации:
Libmonster ID: RU-7206
Автор(ы) публикации: С. БУШУЕВ

Стр. 584, Институт истории Академии Наук СССР. 1937.

Первый том документов "Дело петрашевцев" содержит богатый фактический материал для характеристики исторической роли петрашевцев на первом этапе освободительного движения в России (1825 - 1861 гг.).

Документы следствия по делу М. В. Буташевича-Петрашевского, Н. А. Момбелли, Ф. Н. Львова, Р. А. Черносвитова составляют содержание первого тома и дают материал для исследования разнообразных сторон деятельности петрашевцев.

Характеристика эпохи 40-х годов, биографические данные о петрашевцах, их "исповеди", воззрения, критика самодержавия, программные выступления по вопросу об освобождении крестьян и реформе судопроизводства, просветительство и ненависть к крепостному праву, отношение петрашевцев к самодержавию, наличие многочисленных оттенков утопического социализма в высказываниях петрашевцев, расправа самодержавия с петрашевцами - все эти вопросы документально представлены в материалах первого тома, значительная часть которых публикуется в таком полном виде впервые.

В ряде высказываний петрашевцы дают яркие характеристики крепостнической России эпохи 40-х годов XIX столетия с ее "мертвым молчанием кругом", "произволом властей", "жандармов и чиновников", беззащитностью обвиненного, с ее "мертвыми душами", "диким помещиком" и чиновником.

Слово "чиновник", по мнению Петрашевского, - это "почти то же, что мошенник или грабитель", "Россия - классическая страна взяточничества". В "страждущей России законы святы, да испол-

стр. 127

нители - лихие супостаты" (Львов). Среди помещиков, говорит петрашевец Кузьмин, господствуют "дикие и допотопные взгляды". Один из участников движения петрашевцев, Момбелли, указывал, что в крепостной России "десятки миллионов страдают, тяготятся жизнью, лишены прав человеческих или ради плебейского происхождения своего, или ради ничтожности общественного положения своего, или по недостатку средств существования, зато в то же время небольшая каста привилегированных счастливцев, нахально смеясь над бедствием ближних, истощается в изобретении роскошных проявлений мелочного тщеславия и низкого разврата, прикрытого утонченной роскошью" (Момбелли, стр. 291). Дальше Момбелли указывает на рабское молчание чиновников и на их "рабскую преданность престолу". Он не раз обращается с призывом к "несчастной России". И здесь его голос звучит в унисон с аналогичными высказываниями Пушкина ("Деревня"), Герцена ("Былое и думы"), Белинского ("Письмо к Гоголю"), Лермонтова ("Прощай, немытая Россия").

В документах данного тома читатель найдет немало фактов для характеристики жестокой, палочной дисциплины, которую установил в России Николай I.

По рассказу Момбелли, одному фельдфебелю было назначено наказание "шпицрутенами через тысячу человек пять раз". Он вынес три тысячи ударов и после этого упал замертво. Его отвезли в госпиталь для того, чтобы, когда он придет в себя, "снова подвергнуть его истязанию, т. е. провести через две остальные тысячи", (Дневник Момбелли, стр. 252). А "люди, пользующиеся протекцией и расположением, людей значительных, у нас не подвергаются законным наказаниям и могут творить всевозможные гадости" (там же, стр. 279).

Значительная часть петрашевцев по своему социальному положению принадлежала к дворянам (Буташевич-Петрашевский, Баласогло, Спешнев, Черносвитов, Момбелли и др.). Причем в составе петрашевцев, в отличие от декабристов, встречаются уже образованные представители либеральной " демократической интеллигенции, принадлежавшие к чиновничеству (Благовещенский, Тимковский и др.), мещанству, купечеству (Латкин). На пятницах (вечерах) Петрашевского бывали тогдашние передовые писатели: М. Е. Салтыков, Ф. М. Достоевский, Майков, - а также литераторы: В. А. Милютин, А. И. Пальм, С. Ф. Дуров, знатоки западноевропейской передовой мысли Ханыков и Данилевский.

Отсюда и крайнее разнообразие мнений, оттенков утопического социализма в воззрениях петрашевцев.

На вечерах Петрашевского "были суждения, речи, прения решительно обо всем: каждый долился своими сведениями и взглядами на ту науку, которой, он непосредственно занимался; перевес брали науки общественные; идеи были в самом огромном большинстве случаев, идеи, например, не одних фурьеристов, коммунистов, утопистов или конституционалистов, а вообще всех социалистов" (Баласогло). На вечерах Петрашевского обсуждались почти все системы "домарксовского социализма", но предпочтительнее всего система "гениального Фурье", который, по мнению Петрашевского, "освободил человечество" "от великого труда изобретательности и дал подлинное учение" (Петрашевский, стр. 522).

Петрашевцы в своих многочисленных речах, высказываниях, статьях, письмах, проектах разделяют все недостатки утопического социализма. Для последнего было характерно, как указывает Ленин, "непонимание материалистической основы исторического движения, неуменье выделить роль и значение каждого класса капиталистического общества, прикрытие буржуазной сущности демократических преобразований разными, якобы социалистическими фразами о народе", "справедливости", "праве", и т. п."1 . В той или иной степени это можно отнести к воззрениям и тактике петрашевцев.

Петрашевский полагал, что "если царь выскажет справедливые пожелания" и жизнь русского народа явит собой "стройную постепенность развития, и мы, русские", вкусим все плоды просвещения и общественности, не испытав ни одного из тех ужасных потрясений, которые далее являет история в жизни всех народов" (Петрашевский, стр. 28).

Петрашевский причислял себя и своих сторонников к "друзьям мирного развития". Он понимал под социализмом "вообще ученье об обществе", которое было "всегда в природе человека" (стр. 86). А отсутствие справедливости считал "первым источником всех революций и общественных потрясений" (стр. 124). Ему вторил и Баласогло: "Россия без монарха не может просуществовать".

Петрашевцы, как и их учителя (Фурье, Сен-Симон, Оуэн), не могли выделять роль и значение каждого капиталистического класса. Все они проповедуют "любовь к людям", все они "готовы прижать к своему сердцу весь мир" (Львов, стр. 396). Сам же Петрашевский крайне абстрактно и неисторично ставил вопрос о классах, сводя многоразличные отношения последних к "отношениям человека вообще: а) в каком отношении он находится к себе, б) к природе вообще, в) к человечеству вообще, г) к обществу вообще" (Петрашевский, стр. 538).

У всех почти петрашевцев "буржуаз-


1 Ленин. Соч. Т. XVI, стр. 331.

стр. 128

ная сущность демократических преобразований" прикрыта разными якобы социалистическими фразами и "народе", "справедливости", "праве".

Социализм и коммунизм отождествляются им с догматом христианской любви, которая якобы "ищет своего практического осуществления в современной нам действительности". И тут же за якобы социалистическими фразами о "народе", "справедливости", "праве" у Петрашевского и его единомышленников мы встречаем требования "свободы развития промышленности частных лиц" и "распределения богатств или дивиденда между производителями", "рациональных начал финансового управления", "дешевой системы пароходства и паровозства", "железной дороги между Доном и Волгой" (стр. 58).

Петрашевцы в своих программных и тактических выступлениях отражали влияние буржуазных и буржуазно-демократических движений Запада, особенно Франции. "Дух века мам громко говорил по всем", - утверждал Петрашевский, считая фаланстер Фурье "ключом" дли всех преобразований. Петрашевский "старался применить систему Фурье к России". Петрашевцы стремились "думать русским умом, опираясь на науку Запада" (стр. 54). Петрашевцы верили, что к идеи Франции", "идеи равенства перед законом", "полной независимости гражданина", "признание во всяком человеке прав и достоинств" распространяется не только в Европе, но и в России.

Петрашевцы были противниками крепостного права. На вечерах у Петрашевского не раз дебатировался вопрос об освобождении крестьян, а на одном из них даже был "зачитан проект об освобождении крестьян". Этот проект был написан Петрашевским. Самым простым и справедливым способом уничтожения рабства Петрашевский признавал "прямое безусловное освобождение крестьян без всякого вознаграждения за то помещика, на том основании, что род человеческий есть в совокупности обладатель земного шара" (стр. 515). Были и другие точки зрения на этот вопрос. Момбелли, признавая "полезность" освобождения крестьян, полагал, что сначала нужно способствовать распространению между крестьянами грамотности и на первый раз большего не затевать (стр. 28). Черносвитов тоже "желал, чтобы не было крепостного состояния в России", предлагая при этом целый ряд способов "тихих и благородных" (участие казны, заселение пустопорожних земель в Сибири крепостными людьми и т. д.). Защита интересов народных масс, искренняя вера в то, что отмена крепостного права принесет с собой "общее благоденствие", - все эти положения разделялись почти всеми петрашевцами "в их эпоху", когда демократизм и социализм сливались в одно неразрывное целое.

Они являлись горячими защитниками просвещения, свободы, европейских форм жизни. Как сыны народа, говорят они о распространении грамотности, развитии "русской науки", "русской литературы", "самостоятельной философской школы русской", издании энциклопедии.

Петрашевский утверждал, что когда "свет образованности будет разлит в обществе соответственно с его потребностями, тогда благосостояние не замедлится внедриться в оном" (стр. 54).

Тактический план Петрашевского состоял в "осуществлении фурьеризма" законным путем, "улучшая и направляя благоразумно законы".

Сторонником "радикальной", "насильственной" тактики был Спешнев. Он утверждал, что переворот в России должен быть "насильственный", с последующим "утверждением диктатуры". Спешнев предлагал составление "политического общества" с целью воспользоваться переворотом, который, по его мнению, должен был сам собой произойти в России через несколько десятков лет, подобно тому, как это случилось в "западных государствах" (стр. 108).

Петрашевский, придерживаясь "мирной", "законной" тактики, тем не менее полагал, что "радикальные реформы" не могут быть осуществлены "в лайковых перчатках". Он считал, что это дело "трудное и смелое", "будем, не истомляя своих сил чрезмерной поспешностью, помаленьку неукоснительно подвигаться и черепашьим шагом, быть может, обгоним быстроногих Ахиллов... Если история делает людей, то люди делают историю" (стр. 539). Этот вывод вытекал у Петрашевского из веры в будущее России. Ему, как и ряду просветителей этой эпохи, был свойственен "исторический оптимизм".

Петрашевцы верили, что их "трудное и смелое дело" будет осуществлено. "Мы не повесим уныло готовы в раздумьи, куда итти", - говорил Петрашевский. Он считал главным "возбудить, разбудить, вызвать чувство народности". Они были действительными патриотами России: "Мы любим свое родное, русское, и каждое нововведение близко нашему сердцу, как будто бы касалось нас самих" (стр. 552).

Петрашевцы были одним из отрядов освободительного движения в России эпохи 40-х годов XIX столетия, воззрения и тактика которых находились под влиянием идей утопического социализма. Документы настоящего тома дают основательный материал для ликвидации антимарксистских, антиленинских взглядов М. Н. Покровского, сводившего все движение петрашевцев к "бурному движению русской текстильной промышленности" (?).

стр. 129

Недостатком издания является тот факт, что во вводной статье не дано развернутой характеристики движения петрашевцев и его исторического места в освободительном движении.

В целом, первый том документов "Дело патрашевцев", с точки зрения полноты подбора материалов, издан неплохо, но снабжен неудовлетворительным введением. Совершенно отсутствует научный аппарат (указатели и комментарии). В самом археографическом введении нет подробной характеристики предшествующих изданий документов по истории петрашевцев. Этот вопрос нужно было бы затронуть шире " полнее.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-ДЕЛО-ПЕТРАШЕВЦЕВ-Т-I

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Svetlana LegostaevaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Legostaeva

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

С. БУШУЕВ, "ДЕЛО ПЕТРАШЕВЦЕВ". Т. I // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-ДЕЛО-ПЕТРАШЕВЦЕВ-Т-I (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - С. БУШУЕВ:

С. БУШУЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Svetlana Legostaeva
Yaroslavl, Россия
1897 просмотров рейтинг
18.08.2015 (3146 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
"ДЕЛО ПЕТРАШЕВЦЕВ". Т. I
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android