Libmonster ID: RU-7730

Т. I. Под редакцией профессоров А. Д. Удальцова, Е. А. Косминского и О. Л. Вайнштейна. Академии наук СССР. Институт истории. 1938. 589 стр. 50000 экз.

Издание учебника по истории средних веков для вузов является большим достижением Института истории Академии наук СССР. Чтобы правильно судить о значении проделанной работы, следует помнить, что буржуазная историческая наука в царской России так и не сумела создать подобного учебного пособия, студенты тогда вынуждены были пользоваться сомнительного научного достоинства литографированными курсами лекций профессоров, причем последние обыкновенно предпочитали отказываться от авторских прав, чтобы уклониться от ответственности за содержание этих курсов. Выдержавшие несколько изданий книги академика Д. М. Петрушевского по истории средних веков ограничиваются, как известно, освещением или отдельных проблем западноевропейского средневековья или истории одной только Англии, в них нет систематического и полного освещения истории средних веков, не говоря уже о том, что они содержат ряд методологических ошибок. Попытка профессора Казанского университета Осокина дать систематическое изложение курса истории средних веков оказалась неудачной1 . Дал беглый обзор политической истории средних веков в своих лекциях М. Н. Петров; но, обработанные в этой части проф. Надлером, а для второго издания - проф. А. С. Вязигиным, записи лекций М. Н. Петрова в настоящее время имеют некоторое значение только лишь в качестве библиографического справочника2 .

В учебнике по истории средних веков, составленном Институтом истории Академии наук СССР, впервые последовательно проведена подлинно научная периодизация всеобщей истории, основывающаяся на марксистско-ленинском, учении о социально-экономических формациях. В согласии с этой периодизацией история средних веков должна охватывать не только стадию зарождения и расцвета феодального общества, т. е. период с V по XV век, но и последнюю стадию в развитии феодализма, стадию его разложения и гибели под ударами буржуазных революций, т. е. период с XV до конца XVIII века.

В I томе учебника средних веков Института истории даны две первые стадии в развитии феодального общества; изложение исторических событий доводится до конца XV века. Во II томе этого учебника, который выйдет под редакцией проф. С. Д. Сказкина, будут рассматриваться исторические события с XV и до конца XVIII века.

Точно установив хронологические рамки как для I тома истории средних веков, так и для II тома, редакторы учебника не устанавливают, однако, никаких территориальных ограничений при изложении исторического процесса. Поэтому по точному смыслу названия учебника можно было бы ожидать, что ареной исторических событий, в нем изложенных, является весь мир. Марксистская методология, требующая от нас всестороннего изучения любого исторического явления во всех его связях и взаимозависимостях, предопределяет именно такую планировку содержания учебника. С тем большим сожалением приходится констатировать, что рецензируемый учебник средних веков не охватывает истории всех важнейших народов мира. Необходимым дополнением к этому учебнику должен явиться поэтому вновь создаваемый учебник по истории средневекового Востока.

Что касается истории отдельных европейских народов, то в этой области буржуазная историческая наука создала вредную традицию - выдвигать на первый


1 Осокин "История средних веков". Т. I - II. Казань. 1888 - 1889.

2 Петров, М. Лекции по всемирной истории. Т. II. 2-е изд. СПБ. 1906 - 1908.

стр. 158

план три - четыре наиболее крупных европейских народа; история остальных народов в буржуазных учебниках, как правило, оставалась в тени.

Нужно сказать, что эта вредная традиция буржуазной науки оказала влияние и на советских историков. Сошлемся на университетский курс покойного советского историка - П. П. Щеголева. Следуя буржуазной традиции, П. П. Щеголев сосредоточивает все свое внимание на истории Германии, Англии и Франции. Из двадцати семи глав он лишь две главы посвящает истории испанского народа и одну главу - великим географическим открытиям. О Швеции, Дании, Чехии в работе Щеголева говорится лишь в связи с историей Тридцатилетней войны. История Италии, Польши, Турции обойдена полным молчанием.

Достаточно просмотреть хотя бы оглавление рецензируемого учебника, чтобы убедиться, насколько полнее и разностороннее, чем это делалось до сих пор, дана в нем история средневековья.

В буржуазных странах Западной Европы наиболее распространенный тип учебника истории представляет собой простую компиляцию, в лучшем случае составленную с учетом результатов последних научных работ в соответствующих областях. Перед авторами советского учебника истории средних веков стояла более сложная и ответственная задача. В целом ряде случаев они не могли опереться на монографические труды советских историков просто за неимением пока таковых. Используя же лучшие работы представителей буржуазной науки, они обязаны были зачастую по-новому рассматривать и объяснять описываемые в них явления и события. В результате отдельные части "Истории средних веков" по своему характеру напоминают скорее научно-исследовательские монографии чем главы учебника.

В целом учебник производит положительное впечатление. По существу, это первый марксистски выдержанный, систематический курс истории средних веков. В кратком введении к I тому дана характеристика средневекового периода как эпохи "феодальных или крепостнических отношений". В марксистском понимании феодализма очень важным моментом является признание прогрессивности феодального способа производства по сравнению с рабовладельческим. В чем конкретно обнаруживается прогрессивный характер феодального способа производства? На этот вопрос введение дает, на наш взгляд, слишком общий ответ. Первоначальной формой феодальной ренты, как известно, мы признаем ренту отработочную, поэтому начать надо было с выяснения большей производительности барщинного труда по сравнению с трудом рабским. "Так как данная форма прибавочного труда, барщинный труд, - говорит Маркс, - покоится на неразвитости всех общественных производительных сил труда, на примитивности самого способа труда, то барщинный труд необходимо отнимает у непосредственного производителя, конечно, несравненно меньшую долю всего труда, чем при развитых способах производства и в особенности при капиталистическом производстве". "Предположим, например, - говорит дальше Маркс, - что барщинный труд на земельного собственника первоначально составлял два дня в неделю. Эти два дня барщинного труда в неделю таким образом установились, являются постоянной величиной, законно урегулированной обычным или писаным правом. Но производительность остальных дней в неделю, которыми может располагать сам непосредственный производитель, есть величина переменная, которая необходимо развивается в процессе его опыта, - совершенно так же, как новые потребности, с которыми он знакомится, совершенно так же, как расширение рынка для его продукта, возрастающая обеспеченность использования этой части его рабочей силы будут служить стимулом для усиленного напряжения рабочей силы, причем не следует забывать, что применение этой рабочей силы отнюдь не ограничивается земледелием, но охватывает и деревенскую домашнюю промышленность"1 .

Нам кажется, что только поняв это основное марксистское положение, студент поймет, почему "феодал покидает раба, как не заинтересованного в труде и совершенно неинициативного работника, и предпочитает иметь дело с крепостным, у которого есть


1 К. Маркс "Капитал". Т. III, стр. 698 - 699. 1936.

стр. 159

свое хозяйство, свои орудия производства и который имеет некоторую заинтересованность в труде..."1 .

Исследовательской глубиной и остротой критики враждебных нам, антимарксистских концепций отличаются в учебнике главы о древних германцах, о римских и германских истоках западноевропейского феодализма. Автор их (проф. А. Д. Удальцов) разоблачает расовые бредни фашистских изуверов, восхваляющих чистоту крови и великие исторические заслуги "северной расы" (стр. 47 - 48). Объективное изучение источников доказывает, что этнический состав древних германцев был пестрым. "Население древней "Германии" являлось смешанным из нескольких (4 - 5) физических типов, продолжая и в дальнейшем скрещиваться с различными другими этническими группами - кельтами, славянами, финнами, позднее евреями. Древние германцы представляли собой продукт сложного скрещения различных этнических и расовых типов" (стр. 28). Простой выдумкой оказывается "переселение всех арийцев со своей северной родины" (стр. 48), а также утверждение, что у германцев испокон веков существовала частная собственность на землю, "крестьянское дворянство", власть мужчины над женщиной (патриархат) и институт вождей. Во времена Юлия Цезаря "эти вожди представляли собою скорее атаманов разбойничьих шаек", а прославляемый их "патриотизм" не мешал многим из них в качестве военных наемников сражаться на стороне римлян против остальных германцев (стр. 49). Проф. А. Д. Удальцов, опасаясь, повидимому, быть голословным, во второй главе учебника - "Древние кельты, германцы и славяне" - дает подробное и всестороннее описание древних германцев, может быть, для учебника несколько даже и перегруженное фактическим материалом. Наоборот, материал о славянах в этой главе более чем скромен. Проф. А. Д. Удальцов, по существу, ограничился тем, что вырвал из главы восьмой часть материала о западных славянах и пристегнул его ко второй главе.

В заглавии второй главы сказано, что в ней будет идти речь о "древних славянах", на самом же деле вместо материала о раннем славянстве III - VI вв. в тексте главы содержится повествование о славянах VII - IX веков. В главе же восьмой, где в заглавии обещана история западных славян VII - IX вв., в действительности идет речь только о IX - XI вв., так как о славянах в VII - VIII вв. было сказано уже ранее. Вообще проблема славянства разработана в учебнике недостаточно отчетливо. Материал из "Истории западных славян" Любавского следовало бы осветить новыми исследованиями по первоисточникам.

Что касается кельтов, то здесь, на наш взгляд, нужно было бы в большей степени привлечь Цезаря и Тацита и последние данные археологии. Свидетельства античных писателей о древних германцах студент может еще найти в специальном сборнике, изданном под редакцией проф. Удальцова. Высказывания же античных писателей о кельтах никогда собраны не были и не издавались. В учебнике эти свидетельства необходимо было бы привлечь и при этом специально остановиться на друидизме, очень характерном явлении кельтского общества.

По своему содержанию и научным достоинствам третья глава учебника тесно примыкает к предыдущей и вместе с ней представляет самый удачный раздел в первой части курса. Автору этих глав проф. А. Д. Удальцову удалось с наглядной конкретностью изобразить процесс образования и смены варварских государств на фоне гибели Римской империи под сокрушающими ударами революции рабов. А. Д. Удальцов, руководствуясь указанием товарища Сталина относительно исторического значения революции рабов, сумел дать новое и, думается, правильное объяснение того сложного процесса внутреннего развития варварских государств, который принято обозначать термином "романизация". А. Д. Удальцов считает основным социально-экономическим содержанием "романизации" развитие частной собственности на землю и рост рабовладения; у готов своего рода "романизация" начинается, когда они находились еще в черноморских степях (стр. 55); усиленными темпами она развивается после


1 "Краткий курс истории Всесоюзной коммунистической партии, большевиков", стр. 120. Под редакцией Комиссии ЦК. 1938.

стр. 160

оседания германских племен на территории Рима, например у вестготов в испанский период их истории (стр. 62), у вандалов после захвата Северной Африки (стр. 64), хотя те и другие в борьбе с Римом имели своими союзниками восставших римских рабов и колонов (стр. 57, 59, 60, 63 и 72). Еще быстрее процесс "романизации" происходил у тех германских племен, которые выступали союзниками римских крупных землевладельцев и рабовладельцев. В таком положении оказались, например, остготы в Италии (стр. 67 - 69), государство которых потом погибает в результате восстаний рабов и колонов (стр. 70 - 71).

Особо надо сказать о десятой главе в I томе учебника. Все необходимые сведения из области культуры раннего средневековья изложены здесь чрезвычайно живо и просто. Студент получает четкое представление как о содержании, так и о происхождении средневековой культуры Европы. Анализ основных фактов культурной истории V - XI вв. показывает, каким образом "иерархический принцип в применении к вещам и отвлеченным понятиям, отражающий структуру феодального общества, пронизывает науку, искусство, литературу" (стр. 185), каким образом в обстановке феодализма мысль становится рабыней авторитета. В этой главе подчеркнуто и положительное значение для своего времени отдельных элементов средневековой культуры. К сожалению, в этой главе не нашло приложения глубокое замечание Маркса о том, что "в средние века главное средство, укреплявшее господство попов и угнетение мирян, состояло в том, что католическая церковь строила свою иерархию из лучших голов народа, не обращая внимания на сословие, происхождение и состоятельность"1 . Эту глубокую мысль Маркса можно было бы проиллюстрировать на выдающихся деятелях католической церкви и церковной культуры.

В четкой, хотя и сжатой форме в этой главе разоблачаются жалкие попытки фашистских фальсификаторов истории "обосновать" германское происхождение европейской средневековой культуры. Самым убедительным опровержением этой фашистской болтовни является, во-первых, подробная характеристика "каролингского ренессанса" и его значения; во-вторых, правильное подчеркивание романских основ даже тех скромных результатов, какие в области культуры имела деятельность Оттона I.

Слабым местом десятой главы является характеристика "блаженного" Августина. В учебнике правильно подчеркивается, что "блаженный" Августин "умело разрешает проблему примирения христианской морали с эксплуатацией высшими классами низших", правильно указывается на значение учения Августина о "государстве божьем" для теократических притязаний пап. Но при этом следовало бы подчеркнуть в учении Августина и другую сторону, которая не могла быть принята папской церковью. Это то внимание, которое Августин уделяет внутреннему миру человека. Такое дополнение показало бы, почему некоторые гуманисты и реформаторы старались найти в учении Августина опору для своей оппозиции католической церкви и институту монашества.

Во второй части I тома учебника (главы 14 - 34), как и следовало ожидать, видное место уделяется положению крестьян и крестьянским движениям. Последовательно проводится и на конкретном материале подтверждается мысль Энгельса о том, что развитие товарно-денежных отношений приводит к усилению феодального нажима на крестьян. В этом отношении больше всего внимания уделено Англии. Правильно указывается, что процесс усиления барщины и нажима на крестьян начинается еще в XIII в. (стр. 388), что, следовательно, "черная смерть" в середине XIV в. "не повернула развития английской деревни на новый путь, но она обострила те процессы, которые уже и до нее развивались в Англии" (стр. 394).

В отношении Франции недостаточно выделен период XII - XIII вв., как период временного улучшения положения крестьян. По отношению же к Германии этот момент вовсе игнорируется. На стр. 418 говорится: "В XII - XIII вв. в Германии наблюдается значительный рост производительных сил; но, несмотря на это, положение широких масс крестьянства ухудшается, и они частично лишаются своей земли". У Энгельса


1 К. Маркс "Капитал". Т. III, стр. 531.

стр. 161

же мы читаем: "Вообще около середины XIII столетия в положении крестьян наступил решительный поворот к лучшему... постепенно крепостное право стало ослабевать, и положение крепостных приблизилось к простой зависимости"1 . Дальше Энгельс говорит о том, что ухудшение положения крестьян в Германии начинается только с конца XIV века. Мысль Энгельса сводится к тому, что не возникновение денежных отношений, а их дальнейшее развитие и первые ростки капиталистических элементов приводят к процессу феодальной реакции. В первом же томе учебника, особенно в отношении Германии, говорится о сплошном ухудшении положения крестьян на протяжении всего средневековья. Как же после этого можно будет говорить о крепостном праве "второго издания" в XVI - XVIII вв., о чем речь должна идти во II томе учебника!

На стр. 418 - 419 образование мейерских дворов и широкая дифференциация крестьянства в Германии также приурочиваются к XII - XIII вв., в то время как в действительности этот процесс происходил более или менее заметно в XIV - XV веках.

На стр. 419 о положении германских крестьян на востоке говорится, что "с XIV века, а кое-где и ранее, начинается их закрепощение", что процесс "новой феодализации" приобретает здесь "особенно широкие размеры в XV - XVI веках". Хотя в основном это правильно, все же следовало бы подчеркнуть, что по сравнению с крестьянами Западной Германии положение германских крестьян-колонистов оставалось лучшим вплоть до крестьянской войны. История Жакерии изложена чересчур кратко (не больше одной страницы) и схематично.

Главы четырнадцатая и семнадцатая во второй части, посвященные городу, носят несколько конспективный характер в противоположность другим главам этой части, содержащим достаточное количество конкретного материала. Общие линии развития города намечены правильно. В главе о происхождении города (гл. XIV) не оттенены черты маркового устройства в городском строе на ранних стадиях городского развития. Характеристика патрициата недостаточна (стр. 277 - 278). Патрициат - это не просто богатая верхушка городского населения. Для этой верхушки характерно то, что представители ее не принимают непосредственного участия в производстве и не состоят членами ремесленных цехов.

В семнадцатой главе нет развернутой характеристики плебса. Самый термин этот в ней не употребляется. В главе упоминается только о "предпролетариате", который образуется из подмастерьев, превращающихся в постоянных рабочих, между тем городской плебс, или предпролетариат, рос не только за счет этого источника, он вообще не был однороден. Отличительная черта городского плебса заключалась именно в том, что он складывался из весьма пестрых элементов. Нельзя также считать, как это сделано в учебнике, что участие низов в классовой борьбе, происходившей в средневековом городе, ограничивалось их борьбой против эксплуатации со стороны цеховой верхушки, и что они не играли роли, например, в борьбе цехов с патрициатом.

В восемнадцатой главе основным вопросом является борьба пап с императорами так называемой Священной Римской империи. Причины возвышения папской власти в Западной Европе и основы так называемого Клюнийского движения изложены правильно и хорошо обоснованы. Хорошо показана здесь внутренняя разрозненность Германии XI - XII вв. и эфемерный характер "империи". На основании материалов этой главы нетрудно сделать вывод, что итальянские походы германских императоров были результатом не силы их, а внутренней слабости. Все же было бы лучше, если бы такой вывод был в учебнике сформулирован. Кроме того в этой главе следовало бы больше подчеркнуть значение внутренней разрозненности средневековой Германии, отсутствие в ней предпосылок к образованию национального государства. Авторы учебника утверждают, что большое влияние на судьбы Германской империи оказало усиление пап и их притязания на подчинение себе светских владетелей. Это, конечно, верно, но все же нельзя путать следствие с причиной: не деятельность пап определила особый характер "Священной Римской империи". Наоборот, особая актив-


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XV, стр. 640.

стр. 162

ность пап в "Священной Римской империи" объясняется тем, что в этой "империи" не было сильной власти, ибо не было достигнуто ни экономическое, ни политическое единство.

Глава двадцать третья - "Великая хартия вольностей и начало парламента" в Англии - написана очень хорошо, но в ней не дано критики концепции буржуазных либеральных историков "викторианской эпохи", усматривавших в Великой хартии вольностей общенациональный документ, облагодетельствовавший все классы. Недостаточно ярко показана и вторая баронская война (1258 - 1265), в частности участие в ней младших рыцарей. Автору главы проф. Косминскому следовало бы пополнить ее ценными фактами из недавно переведенной на русский язык книги Пти-Дютайи "Феодальная монархия во Франции и Англии X - XIII веков".

В главе двадцать четвертой - "Восстание Уота Тайлора, Ланкастеры, и Йорки" - неверно названо имя лидера йоркской партии, вождем которой был не Генрих, а Ричард (стр. 408 и 410), убитый в битве при Векфильде в 1460 году.

Глава двадцать седьмая - об Испании - начинается прямо с реконкисты. Между тем в учебнике другой, специальной главы об Испании нет. Поэтому в начале этой главы следовало бы дать очерк истории Испании до XI в., повторив кратко материал, разбросанный в разных главах (III и XIII). Во всяком случае необходимо было дать периодизацию истории Пиренейского полуострова (римский период, вестготы, арабы, реконкиста).

Неправильно в учебнике дана характеристика Допша, о котором проф. Косминский пишет: "Романистическая теория в несколько измененном виде нашла в наше время сторонников в лице А. Допша и его последователей" (стр. 241). С такой характеристикой нельзя согласиться. Прежде всего Допш - не романист. Проф. Удальцов в одиннадцатой главе первой части учебника на стр. 193 правильно характеризует этого предшественника фашизма. Вывод же проф. Косминского по отношению к Допшу сводится к тому, что "та картина развитого денежного хозяйства, которую Допш дает для раннего средневековья, не соответствует действительности. Он совершенно искажает историческую перспективу, рисуя города этой эпохи чертами, характерными для гораздо более позднего времени" (стр. 241). Такой вывод нельзя считать марксистской критикой Допша. Он мог бы быть сделан любым буржуазным историком, несогласным с некоторыми положениями Допша; такой вывод и делался неоднократно буржуазными историками в иностранной исторической литературе. Критикуя Допша, в этой части учебника нужно было указать хотя бы на то, что он пытается опровергнуть марксистское понимание социально-экономической формации. Очень жаль, что редакция по столь важному методологическому вопросу допустила такую несогласованность между двумя частями учебника.

В характеристике Маурера следовало бы дать высказывания о нем Маркса из переписки1 , где недостатки Маурера и положительное значение теории Маурера показаны ярко. О "вотчинной теории" в учебнике говорится, но не назван ни один представитель этого направления.

Вообще следует отметить неодинаковое отношение - отдельных авторов учебника к освещению взглядов буржуазных историков. В первой части учебника последним уделяется больше внимания чем во второй части, где излагаются только буржуазные теории происхождения городов. Между тем следовало бы разобрать теории буржуазных историков и по всем другим вопросам, где марксистской науке приходится бороться с укоренившимися традициями буржуазной историографии.

В заключение необходимо сказать несколько слов о литературном оформлении учебника, о его стиле. Общий вывод можно сделать такой, что содержание учебника выше его формы. Введение в учебнике начинается, например, следующей фразой: "У начала средних веков стоит событие крупнейшего исторического значения..." Конечно, событие "стоять" не может. Глава первая - "О Римской империи IV - V вв." - начинается словами: "Общественный строй Римской империи III - IV вв. характери-


1 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XXIV, стр. 28 - 29, 33, 599 - 601.

стр. 163

зуется ролью крупного землевладения". Остается неясным, о какой только роли крупного землевладения идет речь, выражение это определенно неудачное. Очень досадно, что такие редакционные промахи встречаются в ряде мест учебника.

Ошибочно в учебнике переведены некоторые арабские термины. Есть досадные опечатки как в хронологических датах, так и в географических названиях, например, вместо "Ирак" - "Иран".

Попадаются в учебнике термины и понятия, которые или совсем не объяснены, или же объяснены с недостаточной полнотой; например должность прокуратора (стр. 15), название и сущность богаудов, скамаров, агонистов или циркумцеллионов (там же). Едва ли читателя удовлетворит объяснение на стр. 17: "В каждой провинции существовали муниципии, отдельные города, с округами, которые носили название "паги". У читателя, мало знакомого с историей, естественно, возникнет вопрос, что же такое "паги": город вместе с окружающей его сельской территорией или только последняя входила в понятие "паги"? На стр. 29 указывается, что особый культ богини Нертус объединял мелкие племена, некогда жившие на территории нынешнего Шлезвиг-Гольштейна, но ни одного слова не сказано об особенностях этого культа. Конечно, существуют лекции профессоров и консультации, на которых студенты смогут получить разъяснение всех неясных им слов и вопросов, но учебник рекомендуется также и для лиц, занимающихся самообразованием. В интересах последних следовало бы пояснение всех новых слов и понятий дать в нем с предельной ясностью.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-ИСТОРИЯ-СРЕДНИХ-ВЕКОВ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

ЗУТИС, З. МОСИНА, СЕМЕНОВ, СМИРИН, "ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 24.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-ИСТОРИЯ-СРЕДНИХ-ВЕКОВ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - ЗУТИС, З. МОСИНА, СЕМЕНОВ, СМИРИН:

ЗУТИС, З. МОСИНА, СЕМЕНОВ, СМИРИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
1006 просмотров рейтинг
24.08.2015 (3139 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
2 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
"ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android