Иллюстрации:
Libmonster ID: RU-7181
Автор(ы) публикации: Е. РУБИНШТЕЙН

Девяносто лет назад, в феврале 1848 г., было опубликовано великое произведение основоположников коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса - "Манифест Коммунистической партии".

В этом важнейшем программном документе дано цельное и систематическое изложение основных принципов марксизма, главным стержнем которого является учение о всемирноисторической роли пролетариата как класса - создателя коммунистического общества, учение о превращении пролетариата в господствующий класс, то есть учение о диктатуре пролетариата.

В этом документе Маркс и Энгельс бросили в лицо всем силам старого мира гордые слова: "Коммунисты считают излишним скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существовавшего до сих пор общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед коммунистической революцией. Пролетариям нечего терять в ней кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"1 .

Маркс и Энгельс писали тогда о "призраке коммунизма", который "бродит по Европе"; в наше время коммунизм перестал быть призраком, а воплощается в действительность, входит в быт на одной шестой части земного шара.

Выдвинутые в "Манифесте" идеи, основы марксистского учения, были тогда, "в период юности международного рабочего движения" (Энгельс), достоянием лишь немногочисленных, наиболее передовых групп рабочего класса. Теперь воплощенное в "Манифесте Коммунистической партии" учение основоположников коммунизма одержало полную победу в нашей стране, где под руководством великой большевистской партии, партии Ленина - Сталина, построена первая фаза коммунизма, социалистическое общество.

Теперь под знаменем марксистско-ленинского учения, под знаменем коммунизма, миллионы рабочих и крестьян в капиталистических странах ведут свою борьбу за свержение буржуазии, за диктатуру пролетариата, за коммунизм. "Манифест" является одним из наиболее популярных и распространенных произведений марксистско-ленинской литературы среди миллионов рабочих во всем мире.

*

"Манифест Коммунистической партии" является научным произведением величайшей теоретической важности и одновременно - важ-


1 К. Маркс и Ф. Энгельс "Манифест Коммунистической партии", стр. 145, Партиздат. 1938.

стр. 3

нейшим политическим документом и мощным оружием рабочих в их борьбе против господствующих классов. "Манифест" был выработан в качестве программы "Союза коммунистов" по постановлению II съезда Союза, происходившего в конце ноября - начале декабря 1847 года. "Манифест" был создан в обстановке, когда важнейшие страны Европы находились в преддверии революции 1848 года. В январе 1848 г. началась революция в Италии, 24 февраля пало правительство Луи-Филиппа во Франции, и под давлением рабочих была провозглашена республика, 13 марта началась революция в Вене, 18 марта - революция в Берлине, в апреле 1848 г. развернулась новая волна чартистского движения в Англии. Но центр революционного движения перемещался тогда в Германию. Маркс и Энгельс писали в "Коммунистическом манифесте": "На Германию коммунисты обращают главное свое внимание, потому что она находится накануне буржуазной революции, потому что она совершает этот переворот при более прогрессивных условиях европейской цивилизации вообще, с гораздо более развитым пролетариатом, чем в Англии XVII и во Франции XVIII столетия. Немецкая буржуазная революция, следовательно, может быть лишь непосредственным прологом пролетарской революции"1 . Анализируя вопрос, "почему Россия стала очагом ленинизма, а вождь русских коммунистов Ленин - его творцом", товарищ Сталин писал: "С Россией и Лениным "случилось" тут приблизительно то же самое, что и с Германией и Марксом - Энгельсом в сороковых годах прошлого столетия. Германия была чревата тогда, так же как и Россия в начале XX столетия, буржуазной революцией... Иначе говоря, центр революционного движения перемещался в Германию. Едва ли можно сомневаться в том, что это именно обстоятельство, отмеченное Марксом в приведенной цитате, послужило вероятной причиной того, что именно Германия явилась родиной научного социализма, а вожди германского пролетариата - Маркс и Энгельс - его творцами"2 .

Маркс и Энгельс были, прежде всего, революционерами. Созданное ими революционное марксистское учение возникло на основе учета опыта всей борьбы классов, как в прошлом, так и в настоящем и в первую очередь на основе опыта рабочего движения.

Маркс и Энгельс уделяли большое внимание изучению истории вообще и в частности истории буржуазных революций: революции XVII в. в Англии и буржуазной революции конца XVIII в. во Франции. Но с особо пристальным вниманием Маркс и Энгельс изучали развитие классовой борьбы пролетариата, который все более решительно и все с большей настойчивостью выдвигал в борьбе против буржуазии свои собственные, классовые требования. Опыт чартистского движения в Англии, этого "первого широкого, действительно массового, политически-оформленного, пролетарски революционного движения"; первых рабочих восстаний в Лионе; восстания силезских ткачей в 1844 г. и т. д. - весь опыт рабочего движения был положен Марксом и Энгельсом в основу созданного ими великого революционного учения.

Говоря об учении Маркса и Энгельса, Ленин указывал, что в нем нет ничего похожего на сектантские, замкнутые, закостенелые теорийки, стоящие в стороне от всего развития человеческой науки, человеческой цивилизации. Учение Маркса и Энгельса "возникло как


1 К. Маркс и Ф. Энгельс "Манифест Коммунистической партии", стр. 143.

2 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 6 - 7. 1936, 10-е изд.

стр. 4

прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма"1 .

В "Манифесте Коммунистической партии" нашли свое воплощение основные составные части марксизма: основанное на философии диалектического материализма и на проработке огромного конкретного исторического материала материалистическое понимание истории, экономическое учение Маркса и Энгельса и основы научного социализма. Вся эта работа является образцом применения метода диалектического материализма к изучению развития общества.

Маркс и Энгельс были решительными и последовательными материалистами. Они глубоко изучили учения французских материалистов XVIII в., являвшихся представителями поднимающейся буржуазии накануне буржуазной революции во Франции конца XVIII века. Маркс и Энгельс преодолели основные недостатки прежнего материализма (как материализма буржуазных идеологов XVIII в., так и фейербаховского материализма).

Подвергнув резкой критике гегелевскую идеалистическую философию, Маркс и Энгельс взяли у нее то, что было в ней ценного, - диалектику, "учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде"2 , диалектику, которая "берет вещи и их мысленные изображения главным образом в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновении и исчезновении"3 . Маркс и Энгельс углубили и развили философский материализм; они совершили величайшее завоевание научной мысли, создав диалектический материализм; они распространили, наконец, материализм с познания природы на познание человеческого общества.

Рассматривая все развитие человеческого общества, всю историю человечества, Маркс и Энгельс увидели, что "экономическое производство и неизбежно вытекающее из него строение общества любой исторической эпохи образуют основу ее политической и умственной истории" и что "со времени разложения первобытного общинного землевладения, вся история была историей классовой борьбы, борьбы между эксплоатируемыми и эксплоатирующими"4 .

Эта глубочайшая и плодотворнейшая мысль, проходящая красной нитью через весь "Манифест Коммунистической партии", имеет огромное значение для всего развития науки о человеческом обществе; в своем предисловии к английскому изданию "Манифеста" в 1888 г. Энгельс указывал, что, по его мнению, эта мысль должна иметь для развития исторической науки такое же значение, какое имела теория Дарвина для биологии.

В. И. Ленин так оценивал значение этого великого открытия Маркса и Энгельса: "Люди сами творят свою историю, но чем определяются мотивы людей и именно масс людей, чем вызываются столкновения противоречивых идей и стремлений, какова совокупность всех этих столкновений всей массы человеческих обществ, каковы объективные условия производства материальной жизни, создающие базу всей исторической деятельности людей, каков закон развития этих условий, - на все это обратил внимание Маркс и указал путь


1 Ленин. Соч. Т. XVI, стр. 349.

2 Там же, стр. 350.

3 Ф. Энгельс "Развитие социализма от утопии к науке". К. Маркс. "Избранные произведения". Т. I, стр. 118. Партиздат. 1937.

4 К. Маркс и Ф. Энгельс "Манифест Коммунистической партии", стр. 17.

стр. 5

к научному изучению истории, как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости процесса"1 .

Проблески понимания борьбы классов как двигателя общественного развития имеются уже в трудах французских буржуазных историков - Гизо, Тьерри, Минье, писавших о заслугах буржуазии в борьбе против феодализма. Однако их понимание классовой борьбы оставалось буржуазно-ограниченным, лишенным последовательности: оно касалось прошлого, но не распространялось на современное буржуазное общество, не вскрывало его вопиющих противоречий, игнорировало новый революционный класс - пролетариат. Маркс и Энгельс, заявив в "Коммунистическом манифесте": "История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов"2 , - с революционной последовательностью впервые распространяют этот принцип и на буржуазное общество: "Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие стоящие друг против друга класса - буржуазию и пролетариат"3 .

Уже за несколько лет до того, как был написан "Манифест", Маркс и Энгельс уделяли много времени и внимания изучению экономических вопросов. Они изучили большое количество экономической литературы и в особенности работы лучших представителей буржуазной политической экономии в Англии - Адама Смита (1723 - 1790), Рикардо (1772 - 1823) и др. Основные контуры теории исторического материализма Маркс набросал уже в "Немецкой идеологии".

Уже в "Нищете философии", опубликованной в 1847 г., и в своих лекциях на тему "Наемный труд и капитал" Маркс излагает созданную им теорию прибавочной стоимости, которая является, по определению В. И. Ленина, "краеугольным камнем экономической теории Маркса"4 .

В "Манифесте Коммунистической партии" Маркс и Энгельс показывают условия возникновения капиталистического общества из недр феодального общества, вскрывают глубочайшие противоречия, возникающие в процессе его развития, и устанавливают неизбежность его гибели. Таким образом, "Коммунистический манифест" является наряду с соответствующими главами "Капитала" одним из важнейших исторических трудов Маркса, гениальным произведением, созданным на основе глубокого изучения громадного конкретного исторического материала.

В "Манифесте" показан огромный рост производительных сил в буржуазном обществе, возникшем из недр феодального общества, показано, как крупная промышленность вытесняет мелкую, показан процесс централизации средств производства и сосредоточения собственности в руках немногих, огромный рост городов, рост зависимости деревни от города и отсталых стран от стран капиталистических, показана прогрессивная для своего времени роль капитализма и буржуазии. В "Манифесте" показано, что "буржуазия не может существовать, не революционизируя постоянно орудий производства,


1 Ленин. Соч. Т. XVIII, стр. 13.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс "Манифест Коммунистической партии", стр. 65.

3 Там же, стр. 67.

4 Ленин. Соч. Т. XVI, стр. 351.

стр. 6

следовательно, производственных отношений, а стало быть - и всей совокупности общественных отношений"1 .

Капитализм смел со своего пути феодальные отношения, которые тормозили дальнейшее развитие производительных сил, но буржуазное общество, вызвавшее к жизни огромное, невиданное развитие производительных сил, "походит на волшебника, который не в состоянии более справиться с подземными силами, вызванными его заклинаниями"2 .

Данный Марксом анализ внутренних непримиримых противоречий капиталистического общества является образцом применения метода диалектического материализма к историческим процессам. Ярким проявлением противоречий капиталистического общества являются периодические экономические кризисы, потрясающие все капиталистическое общество; преодолевая эти кризисы путем уничтожения целой массы производительных сил, а также путем завоевания новых рынков и усиленной эксплоатации старых, буржуазия подготовляет еще более сильные, еще более разрушительные кризисы.

"Оружие, которым буржуазия низвергла феодализм, направляется теперь против самой буржуазии"3 .

Экономическое учение Маркса и Энгельса было развито ими в ряде их дальнейших работ и, особенно в фундаментальном труде К. Маркса - "Капитал".

Все дальнейшее развитие капитализма, и в особенности его развитие в эпоху империализма, являющегося последней фазой капитализма, неопровержимо доказало всю глубину и правильность анализа противоречий капитализма, данного Марксом и Энгельсом уже в "Манифесте Коммунистической партии".

Маркс и Энгельс жили в период господства домонополистического капитализма. Ленин в своем труде "Империализм, как высшая стадия капитализма" и в ряде других работ "дал обоснованный марксистский анализ империализма, как последней фазы капитализма, вскрыв его язвы и условия его неизбежной гибели"4 .

Вскрывая противоречия капитализма, Маркс и Энгельс показали в своем "Манифесте Коммунистической партии", что сам капитализм порождает тот класс, который явится его могильщиком, который несет с собой гибель капиталистическому строю: "Прогресс промышленности, невольным носителем которого является буржуазия, неспособная ему сопротивляться, ставит на место разъединения рабочих посредством конкуренции революционное объединение их посредством ассоциации. Таким образом, с развитием крупной промышленности из-под ног буржуазии вырывается сама основа, на которой она производит и присваивает себе продукты. Она производит, прежде всего, своих собственных могильщиков. Ее гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны"5 . Маркс и Энгельс показали также, что, борясь за свое собственное освобождение, пролетариат борется вместе с тем за освобождение всего общества, что победа пролетариата принесет раскрепощение всем эксплоатируемым и угнетенным: "Пролетарское движение есть самостоятельное движение подавляющего


1 К. Маркс и Ф. Энгельс "Манифест Коммунистической партии", стр. 73.

2 Там же, стр. 79.

3 Там же, стр. 81.

4 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 170.

5 К. Маркс и Ф. Энгельс "Манифест Коммунистической партии", стр. 95.

стр. 7

большинства в интересах подавляющего большинства. Пролетариат, самый низший слой современного общества, не может подняться, не может выпрямиться без того, чтобы вся надстройка из слоев, образующих официальное общество, не взлетела на воздух"1 . В "Коммунистическом манифесте" Маркс и Энгельс заявили также и о том, что только освобождение пролетариата и победа пролетарской революции принесут освобождение всем угнетенным нациям: "В той же степени, в какой будет уничтожена эксплоатация одного индивидуума другим, уничтожена будет и эксплоатация одной нации другой. Вместе с противоположностью классов внутри нации отпадут и враждебные отношения наций друг к другу"2 .

В. И. Ленин писал, что "великая всемирно-историческая заслуга Маркса и Энгельса состоит в том, что они указали пролетариям всех стран их роль, их задачу, их призвание: подняться первыми на революционную борьбу против капитала, объединить вокруг себя в этой борьбе всех трудящихся и эксплоатируемых"3 .

В "Манифесте Коммунистической партии" в ярких чертах нарисованы условия возникновения пролетариата и положение пролетариев в капиталистическом обществе. Здесь показана тяжелая эксплоатация, которой подвергаются рабочие при капитализме, показано, как капиталисты превращают рабочих в придаток машины, ставят их как рядовых промышленной армии под надзор целой иерархии унтер-офицеров и офицеров, заменяют мужской труд низкооплачиваемым женским и детским трудом. Но наряду с этим здесь нарисована яркая картина того, как рабочие сплачиваются в класс, как они образуют свои классовые организации, вплоть до организации своей политической партии. Если раньше рабочие, образующие "рассеянную по всей стране и раздробленную конкуренцией массу", часто выступают вместе с буржуазией против аристократии, против остатков абсолютной монархии и т. д., то по мере сплочения в класс они выступают уже не против "врагов своих врагов", а против самой буржуазии.

Все положение пролетариата в капиталистическом обществе обусловливает его революционную роль; только пролетариат является классом, которому "нечего терять кроме своих цепей".

Таким образом, "буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть, она породила и людей, которые будут сражаться этим оружием, - современных рабочих, пролетариев"4 .

Маркс и Энгельс "дали основные наброски идеи гегемонии пролетариата". Они показали, что только пролетариат является тем классом, который может объединить вокруг себя широчайшие слои эксплоатируемых и угнетенных для борьбы за свержение капитализма, за диктатуру пролетариата, за социализм. Маркс и Энгельс неоднократно подчеркивали огромную роль трудящегося крестьянства, как важнейшего союзника пролетариата в его борьбе. В своем "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" Маркс указывал, что крестьяне "находят себе естественного союзника и вождя в городском пролетариате, призванном ниспровергнуть буржуазный строй"5 . А в письме к Энгельсу в апреле 1856 г. он писал: "Все дело


1 К. Маркс и Ф. Энгельс "Манифест Коммунистической партии", стр. 91 - 93.

2 Там же, стр. 109.

3 Ленин. Соч. Т. XXIII, стр. 276.

4 К. Маркс и Ф. Энгельс "Манифест Коммунистической партии", стр. 81.

5 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. VIII, стр. 409.

стр. 8

в Германии будет зависеть от того, можно ли будет поддержать пролетарскую революцию вторым изданием крестьянской войны"1 .

Ленин "развил дальше и развернул эти наброски в стройную систему гегемонии пролетариата, в стройную систему руководства пролетариата трудящимися массами города и деревни не только в деле свержения царизма и капитализма, но и в деле социалистического строительства при диктатуре пролетариата"2 .

Товарищ Сталин, гениальный продолжатель дела Маркса - Энгельса - Ленина, развил учение о гегемонии пролетариата, разработав вопрос о путях социалистической переделки крестьянства под руководством пролетариата, вопрос о путях коллективизации сельского хозяйства и ликвидации кулачества как класса на основе сплошной коллективизации. Под руководством товарища Сталина, в непримиримой борьбе против презренных изменников родины, правотроцкистских агентов фашизма, рабочие и крестьяне Советского Союза разрешили величайшей исторической важности задачу - задачу преобразования индивидуального, основанного на частной собственности крестьянского хозяйства в крупное, коллективное, социалистическое хозяйство и тем самым добились победы социалистического строя не только в городе, но и в деревне.

Открыв закон движения капитализма, показав неизбежность его гибели и неизбежность победы коммунизма, Маркс и Энгельс доказали, что "мирный" переход от капитализма к коммунизму невозможен, что построение коммунизма возможно только путем пролетарской революции, путем насильственного низвержения власти буржуазии и установления диктатуры пролетариата.

Учение о диктатуре пролетариата является главным в марксизме. В "Манифесте Коммунистической партии" Маркс и Энгельс во всеуслышание заявляют о необходимости коммунистической революции, насильственного ниспровержения буржуазии, превращения пролетариата в господствующий класс.

Каковы же задачи пролетариата после завоевания им политического господства?

"Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил"3 .

В "Манифесте" подчеркивается необходимость "деспотических вторжений в право собственности и в буржуазные производственные отношения". Далее перечисляется ряд мероприятий, "неизбежных как средство для переворота во всем способе производства"4 .

В. И. Ленин в своих заметках по поводу приведенных мест "Манифеста Коммунистической партии" указывает на то, что хотя термина "диктатура пролетариата" Маркс и Энгельс здесь еще не употребляют, но "очевидно, что превращение пролетариата в "господствующий класс", его "организация как господствующего класса", его "деспотическое вмешательство в право собственности" и т. д., это и есть "диктатура пролетариата"...5 .


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XXII, стр. 139.

2 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 171.

3 К. Маркс и Ф. Энгельс "Манифест Коммунистической партии", стр. 113.

4 Там же.

5 Ленинский сборник XIV, стр. 283.

стр. 9

В 1852 г. на основе опыта революции 1848 г. Маркс в своем замечательном произведении "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" Делает тот дальнейший вывод, что пролетариат "не может овладеть готовой государственной машиной", что он должен "сломать", "разбить" буржуазную государственную машину. На основе уроков Парижской коммуны, где впервые в истории пролетарии низвергли господство буржуазии и взяли власть в свои руки, Маркс и Энгельс развили дальше свое учение о пролетарской революции и диктатуре пролетариата.

В предисловии к немецкому изданию "Манифеста Коммунистической партии", датированном 24 июня 1872 г., Маркс и Энгельс, развивая свое учение о диктатуре пролетариата на основе революционного опыта Парижской коммуны, подчеркивают, что в особенности коммуна доказала, что "рабочий класс не может просто овладеть готовой государственной машиной и пустить ее в ход для своих собственных целей"1 , и отсылают при этом читателя к "Гражданской войне во Франции", "где эта мысль развивается подробнее".

На протяжении десятков лет, до самой своей смерти, Маркс и Энгельс в борьбе против оппортунистов всех разновидностей отстаивали и развивали свое учение о пролетарской революции и диктатуре пролетариата. Учение Маркса и Энгельса о пролетарской революции и диктатуре пролетариата было извращено и опошлено оппортунистами II интернационала.

Ленин и Сталин в борьбе с ренегатами и фальсификаторами марксизма развили учение Маркса и Энгельса о пролетарской диктатуре и подняли его на высшую ступень. Ленин "открыл Советскую власть, как государственную форму диктатуры пролетариата", "раскрыл скобки в формуле диктатуры пролетариата под углом зрения проблемы о союзниках пролетариата, определив диктатуру пролетариата, как особую форму классового союза пролетариата, являющегося руководителем, с эксплоатируемыми массами непролетарских классов (крестьянства и пр.), являющимися руководимыми", "подчеркнул с особой силой тот факт, что диктатура пролетариата является высшим типом демократии при классовом обществе, формой пролетарской демократии, выражающей интересы большинства (эксплоатируемых), - в противовес демократии капиталистической, выражающей интересы меньшинства (эксплоататоров)"2 . Исходя из открытого им закона о неравномерности развития капитализма, Ленин доказал возможность построения социализма в одной, отдельно взятой стране.

Продолжатель Дела Маркса - Энгельса - Ленина, Сталин внес ценнейший вклад в марксистско-ленинское учение о диктатуре пролетариата, развив марксистско-ленинское учение о переходном периоде от капитализма к коммунизму, развив дальше учение Ленина о построении социализма в одной стране.

Под руководством товарища Сталина большевистская партия нанесла сокрушительный удар злейшим врагам народа, подлым правотроцкистским реставраторам капитализма, и привела народы СССР к полной победе социализма.

*

В "Манифесте" дана сокрушающая критика феодального и христианского социализма, мелкобуржуазного социализма, немецкого


1 К. Маркс и Ф. Энгельс "Манифест Коммунистической партии", стр. 13.

2 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 170.

стр. 10

или "истинного" социализма, консервативного или буржуазного социализма - критика, имевшая огромное значение в деле высвобождения рабочего класса из-под влияния реакционных - феодальных, буржуазных и мелкобуржуазных - элементов.

Большое внимание Маркс и Энгельс уделяют и критике утопического социализма. Утопический социализм, выдающимися представителями которого являлись Роберт Оуэн (1771 - 1858) в Англии, Шарль Фурье (1772 - 1837) и Сен-Симон (1760 - 1825) во Франции, возник в тот период, когда пролетариат еще не осознал себя как класс, когда он представлял собой лишь "зародыш нового класса и не был способен к самостоятельному политическому действию". "Незрелому капиталистическому производству, незрелым классовым отношениям соответствовали и незрелые теории"1 .

Социалисты-утописты резко критиковали буржуазный строй, который буржуазные идеологи рекламировали как "лучший", "разумный" строй; социалисты-утописты обнажали язвы капиталистического общества. Но социалисты-утописты не сумели вскрыть законы развития капитализма: они не видели той силы внутри самого капиталистического общества, которая станет творцом нового общественного строя, и являлись противниками политической борьбы и особенно всякой революционной деятельности.

"Утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества"2 .

Считая себя стоящими выше классовых антагонизмов и классовой борьбы, они рассматривали пролетариат лишь как наиболее обездоленный класс и обращались со своими проектами ко всему обществу и даже преимущественно к господствующим классам. Они выдвигали проекты организации новых, более совершенных систем человеческого общества, пытаясь "убедить" господствующие классы в преимуществах этих систем и стремясь на отдельных практических опытах показать эти преимущества. Как указано в "Манифесте", "они отвергают, поэтому всякую политическую, особенно всякую революционную деятельность; они хотят достигнуть своей цели мирным путем, и пытаются посредством мелких и, конечно, неудачных опытов, силой примера проложить дорогу новому общественному евангелию"3 . Маркс и Энгельс указывают в "Манифесте", что значение утопических систем находится в обратном отношении к историческому развитию: "В той же самой степени, в какой развивается и принимает всё более определенную форму борьба классов, лишается всякого практического смысла и всякого теоретического оправдания это фантастическое стремление возвыситься над нею, это фантастически-отрицательное к ней отношение"4 .

Величайшей заслугой Маркса и Энгельса является то, что они открыли законы развития капитализма и показали пролетариату его всемирноисторическую роль в деле создания коммунистического об-


1 Ф. Энгельс "Развитие социализма от утопий к науке". К. Маркс "Избранные произведения". Т. I, стр. 108 - 109.

2 Ленин. Соч. Т. XVI, стр. 352.

3 К. Маркс и Ф. Энгельс "Манифест Коммунистической партии", стр. 137.

4 Там же, стр. 139.

стр. 11

щества, что они вооружили пролетариат великой революционной теорией - научным коммунизмом.

"Манифест Коммунистической партии", теоретические положения которого ни в коей мере не были основаны "на идеях, на принципах, выдуманных или открытых тем или другим обновителем мира", а являлись "лишь общим выражением действительных отношений существующей ныне классовой борьбы, совершающегося на наших глазах исторического движения"1 , наносил удар по всем незрелым, знахарским панацеям и рецептам, сулившим "преобразование" капитализма без пролетарской революции, без диктатуры пролетариата.

*

"Манифест Коммунистической партии" был выработан как программа "Союза коммунистов" и сыграл огромную роль в борьбе Маркса и Энгельса за коммунистическую партию.

В "Манифесте" Маркс и Энгельс делают свои "наброски о партии, как передовом отряде пролетариата, без которой (без партии) пролетариат не может добиться своего освобождения ни в смысле взятия власти, ни в смысле переустройства капиталистического общества"2 , наброски, которые впоследствии, в эпоху империализма, в эпоху войн и пролетарских революций, были развиты Лениным и Сталиным в цельное и развернутое учение о партии.

В "Манифесте Коммунистической партии" сформулированы задачи коммунистов как авангарда рабочего класса. Коммунисты являются "самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран", а в теоретическом отношении на их стороне то преимущество, что они понимают "условия, ход и общие результаты пролетарского движения".

Коммунисты тесно связаны с рабочим классом: "у них нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата в целом". Особенностью коммунистов по сравнению с другими пролетарскими партиями является то, что "в борьбе пролетариев различных наций они выделяют и отстаивают общие, не зависящие от национальности интересы всего пролетариата", а с другой стороны, то, что "на различных ступенях развития, через которые проходит борьба пролетариата с буржуазией, они всегда являются представителями интересов движения в целом".

В "Манифесте" открыто перед всем миром, изложены взгляды, цели и стремления коммунистов. Коммунистическая партия должна содействовать росту организованности и сознательности пролетариата, руководить его борьбой за свержение буржуазии, за установление его господства, за построение бесклассового, социалистического общества, за коммунизм.

В "Манифесте" разоблачено все лицемерие буржуазных воплей о том, что коммунисты хотят уничтожить "личную", "добытую своим трудом" собственность, хотят уничтожить образование, семью, отечество и т. д. В нем показано, что буржуазная собственность зиждется на том, что девять десятых членов общества лишены ее; что буржуазная семья основана на капитале и частной наживе и находит свое естественное дополнение в проституции.


1 К. Маркс и Ф. Энгельс "Манифест Коммунистической партии", стр. 97.

2 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 172.

стр. 12

В "Манифесте Коммунистической партии" даны указания о том, какой тактики должны придерживаться коммунисты в ходе приближающейся революции: "Коммунисты повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя. Во всех этих движениях они выдвигают на первое место вопрос о собственности, как основной вопрос движения"1 .

Особое внимание в "Манифесте" обращено на Германию, которая находилась тогда на пороге буржуазной революции: "В Германии коммунистическая партия борется совместно с буржуазией, - поскольку буржуазия выступает революционно, - против абсолютной монархии, феодального землевладения и реакционного мещанства. Но ни на минуту не перестает она вырабатывать в среде рабочих возможно более ясное сознание враждебной противоположности между буржуазией и пролетариатом.., чтобы сейчас же после свержения реакционных классов в Германии началась борьба против самой буржуазии"2 .

Именно этой тактики Маркс и Энгельс, и их сторонники и придерживались в ходе революции 1848 г. в Германии в борьбе против оппортунистов всех разновидностей.

Эта тактика, выдвинутая накануне революции в "Манифесте Коммунистической партии", целиком оправдала себя. В своей статье "Маркс и "Новая Рейнская газета" Энгельс писал, что "никогда еще ни одна тактическая программа не оправдывалась в такой мере, как эта. Выдвинутая накануне революции, она выдержала испытание этой революции; с тех пор каждый раз, когда какая-нибудь рабочая партия отступала от нее в своей деятельности, она расплачивалась за каждое отступление. И ныне, почти сорок лет спустя, она служит руководящей нитью для всех решительных, сознательных рабочих партий Европы - от Мадрида до Петербурга"3 .

Говоря о судьбах "Манифеста Коммунистической партии", Энгельс отмечает, что они до известной степени связаны с судьбами самого рабочего движения.

Пролетариат потерпел поражение в июне 1848 г.; начинается разгул реакции; в 1852 г. "Союз коммунистов" прекращает свое существование - "Манифест" отступил на задний план" (Энгельс).

В 1864 г., когда рабочий класс достаточно окреп для нового наступления против господствующих классов, возникает "Международное товарищество рабочих", Первый Интернационал, вождями и организаторами которого были Маркс и Энгельс.

Первый Интернационал был построен таким образом, что в него не был закрыт доступ ни английским трэд-юнионам, ни прудонистам, ни лассальянцам. "Объединяя рабочее движение разных стран, стараясь направить в русло совместной деятельности различные формы непролетарского, домарксистского социализма (Мадзини, Прудон, Бакунин, английский либеральный трэдюнионизм, лассальянские качания вправо в Германии и т. п.), борясь с теориями всех этих сект и школ, Маркс выковывал единую тактику пролетарской борьбы рабочего класса в различных странах"4 . Опыт борьбы против капи-


1 К. Маркс и Ф. Энгельс "Манифест Коммунистической партии", стр. 143 - 145.

2 Там же, стр. 143.

3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVI. Ч. 1-я, стр. 166.

4 Ленин. Соч. Т. XVIII, стр. 7.

стр. 13

тала и неустанная борьба Маркса и Энгельса за разоблачение мелкобуржуазных, оппортунистических, сектантских лидеров в глазах рабочих неизбежно должны были со всей очевидностью показать рабочим массам всю негодность "всеисцеляющих знахарских средств", должны были привести и привели к тому, что "домарксовский социализм умирает" (Ленин).

Опыт героической борьбы парижских коммунаров, сделавших первую в истории попытку установления диктатуры пролетариата, с огромной наглядностью показал рабочим, что их освобождение из-под гнета буржуазии возможно только путем насильственного свержения буржуазии и установления диктатуры пролетариата.

Когда Первый Интернационал прекратил свое существование, то рабочий класс был уже, по словам Энгельса, совсем не тот, что в 1864 г., когда Интернационал был основан.

Учение Маркса одерживает победу, широко распространяется в рабочих массах; идеи, воплощенные в "Манифесте Коммунистической партии", которые в 1847 - 1848 гг. были достоянием лишь немногочисленного авангарда научного социализма, становятся понятными и доступными широким массам пролетариата.

В своем предисловии к английскому изданию "Манифеста Коммунистической партии" Ф. Энгельс писал, что "Манифест" "несомненно, является самым распространенным, самым международным произведением всей социалистической литературы, общей программой, признанной миллионами рабочих от Сибири до Калифорнии"1 .

Впервые опубликованный в Лондоне на немецком языке "Манифест Коммунистической партии" десятки раз издавался на языке подлинника. В своем предисловии к немецкому изданию 1872 г. "Манифеста Коммунистической партии" Маркс и Энгельс указывают, что уже до 1872 г. "Манифест" выдержал на языке подлинника, по крайней мере, двенадцать изданий, появившихся в Германии, Англии и Америке.

"Манифест Коммунистической партии" переведен на большинство языков мира. Уже в 1848 г. появились французский, польский и датский переводы "Манифеста". В 1850 г. "Манифест" был переведен на английский язык, а в 1871 г. в Америке появляются новые английские переводы его. В 1888 г. в Лондоне был опубликован просмотренный Ф. Энгельсом авторизованный перевод "Манифеста" на английском языке с предисловием и примечаниями Энгельса. В 60-х годах вышло первое нелегальное издание "Манифеста" на русском языке, а в 1882 г. появилось второе издание его в переводе Плеханова с предисловием, написанным Марксом и Энгельсом. За последнюю четверть XIX в. и за первые десятилетия XX в. "Манифест" был переведен на испанский, итальянский, венгерский, украинский, болгарский, японский, китайский и на ряд других языков.

Но больше всего изданий "Манифеста Коммунистической партии" появилось после Великой Социалистической революции в России. До настоящего времени вышло свыше ста изданий "Манифеста" на русском языке. Кроме того "Манифест" переведен на множество языков народов великого Советского Союза.

Таким образом, "Манифест" является одним из наиболее широко распространенных, одним из популярнейших среди пролетариата и


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. "Манифест Коммунистической партии", стр. 27.

стр. 14

широких масс трудящихся произведений и опубликован в огромном количестве изданий на большинстве языков мира.

Идеи, провозглашенные Марксом и Энгельсом в "Манифесте Коммунистической партии", были развиты и обогащены ими на основе всего дальнейшего хода классовой борьбы и, особенно на основе опыта Парижской Коммуны 1871 года. Маркс и Энгельс вели непрерывную борьбу на два фронта против всех видов оппортунизма, против всяких попыток искажения и опошления революционного марксизма.

После смерти Энгельса, с наступлением эпохи империализма, оппортунизм в партиях II интернационала все более и более поднимал голову и захватил господство во II интернационале. Оппортунисты всех разновидностей выхолащивали революционную, живую душу марксизма, извращали и опошляли марксизм. "Между Марксом и Энгельсом, с одной стороны, и между Лениным - с другой, лежит целая полоса безраздельного господства оппортунизма II Интернационала"1 .

Ленин на основе решительной борьбы против всех видов оппортунизма, как в российском, так и в международном рабочем движении "развил дальше учение Маркса применительно к новым условиям борьбы пролетариата в период империализма"2 . Идеи "Манифеста Коммунистической партии" нашли свое дальнейшее развитие в величайших программных документах коммунизма - в программе большевистской партии и в программе Коммунистического Интернационала. Под руководством партии Ленина - Сталина в октябре 1917 г. пролетариат России сверг господство помещиков и капиталистов и установил диктатуру пролетариата. Великая Социалистическая революция открыла новую эпоху в жизни человечества. Под руководством партии Ленина - Сталина трудящиеся нашей великой страны построили социализм, первую фазу коммунизма, и успешно продвигаются, вперед - к полной победе коммунизма.

Всемирноисторические победы, достигнутые народами Советского Союза под руководством большевистской партии, под руководством великого Сталина, запечатлены в Сталинской Конституции, которая является программой и знаменем международного пролетариата, оружием для борьбы против фашизма.

Фашисты беснуются, силясь "уничтожить марксизм", превратив свои страны в застенки фашистского террора, разжигая пожар империалистических войн, подготовляя войну против СССР, подсылая в Советский Союз диверсантов, шпионов, своих подлых троцкистских и правых наймитов.

Но Советский Союз непоколебимо противостоит капиталистическому миру. Рабочий класс Советского Союза, ударная бригада мирового пролетариата, и широчайшие массы трудящихся СССР под руководством большевистской партии Ленина - Сталина, под руководством великого Сталина крепко держат в своих руках знамя, водруженное основоположниками коммунизма - Марксом и Энгельсом.

Международный пролетариат под руководством Коминтерна, под знаменем Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина, сражаясь в передовых рядах единого народного фронта против фашизма, борется за осуществление во всем мире идей, провозглашенных девяносто лет назад в "Манифесте Коммунистической партии", за свержение буржуазии, за диктатуру пролетариата, за коммунизм. В этой борьбе победителем будет международный пролетариат. Коммунизм восторжествует во всем мире.


1 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 2.

2 Там же, стр. 173.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-МАНИФЕСТ-КОММУНИСТИЧЕСКОЙ-ПАРТИИ-К-ДЕВЯНОСТОЛЕТИЮ-СО-ВРЕМЕНИ-ЕГО-ОПУБЛИКОВАНИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Svetlana LegostaevaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Legostaeva

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Е. РУБИНШТЕЙН, "МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ" (К ДЕВЯНОСТОЛЕТИЮ СО ВРЕМЕНИ ЕГО ОПУБЛИКОВАНИЯ) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-МАНИФЕСТ-КОММУНИСТИЧЕСКОЙ-ПАРТИИ-К-ДЕВЯНОСТОЛЕТИЮ-СО-ВРЕМЕНИ-ЕГО-ОПУБЛИКОВАНИЯ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Е. РУБИНШТЕЙН:

Е. РУБИНШТЕЙН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Svetlana Legostaeva
Yaroslavl, Россия
936 просмотров рейтинг
18.08.2015 (3146 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
20 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
"МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ" (К ДЕВЯНОСТОЛЕТИЮ СО ВРЕМЕНИ ЕГО ОПУБЛИКОВАНИЯ)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android