Libmonster ID: RU-9193
Автор(ы) публикации: И. О. Щедрина

В современных философских и научно-гуманитарных (психологических, исторических, лингвистических) исследованиях возрастает интерес к литературному произведению как возможному источнику знаний о личности, обществе и гуманитарной реальности в целом. Этот интерес глубоко укореняется в исследовательских традициях, сложившихся в отечественной методологии гуманитарного знания. Речь идет о культурно-историческом подходе к гуманитарным феноменам, который восходит к трудам Г. Г. Шпета, Л. С. Выготского, М. М. Бахтина и др. Актуальность данной темы подтверждает и прошедший недавно круглый стол, посвященный проблемам взаимных отношений философии и литературы1. В процессе обсуждения поднимались вопросы о роли философии в осмыслении литературы, о взаимодействиях философских и литературных текстов и различиях в их структурах и методологических основаниях. Так, В. А. Лекторский, принципиально разводя философские и литературные произведения, тем не менее не исключает возможность методологического анализа литературного произведения как источника знаний о гуманитарной реальности. Он подчеркивает, что "литературное произведение может глубоко проникать в мир человека, делать "человековедческие открытия"... Философ может размышлять над литературным произведением и давать ему интерпретацию и оценку именно с философских позиций (как это делал, например, Л. Шестов в


1 Философия и литература: проблемы взаимных отношений (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 2009. N 9. С. 56 - 96.

стр. 144

отношении Достоевского, Толстого, Чехова или Хайдеггер в отношении Гёльдерлина)"2.

В данном контексте особую актуальность приобретает наследие Л. С. Выготского и его специфический методологический подход к литературному произведению как источнику психологических знаний о личности. В процессе работы мы будем опираться на работы Л. С. Выготского "Психология искусства" и "Исторический смысл психологического кризиса". Именно в "Психологии искусства" наиболее полно и основательно раскрывается идея культурно-исторического анализа литературного произведения и предпринимается попытка типизировать эстетические реакции личности. Замечу, что литературное произведение может быть объектом гуманитарного исследования (в данном случае: психологического и исторического) личности, если мы рассматриваем его как знаково-семиотический феномен в культурно-историческом контексте.

В работе "Исторический смысл психологического кризиса" Выготский проанализировал путь, проделанный в "Психологии искусства", и, что важно, свой собственный: "Я изучал не басни, не трагедии и еще меньше данную басню и данную трагедию. Я изучал в них то, что составляет основу всего искусства, - природу и механизм эстетической реакции. Я опирался на общие элементы формы и материала, которые присущи всякому искусству... И самый подзаголовок "Анализ эстетической реакции" указывает на то, что задачей исследования является не систематическое изложение психологического учения об искусстве во всем его объеме и во всей широте содержания (все виды искусства, все проблемы и т. д.) и даже не индуктивное исследование определенного множества фактов, а именно анализ процессов в его сущности"3. Выготский рассматривает литературное произведение как средство прояснения ситуации диалога. Он проводит аналогию между методами исследования ученого-историка и геолога: оба вначале воссоздают предмет своего изучения, потом подвергают его исследованию, также и психолог "вынужден обращаться чаще всего именно к вещественным доказательствам, к самим произведениям искусства и по ним воссоздавать соответствующую им психологию, чтобы иметь возможность исследовать ее и управляющие ею законы"4.


2 Философия и литература: проблемы взаимных отношений (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 2009. N 9. С. 57.

3 Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 тт. Т. 1. М., 1982. С. 405.

4 Выготский Л. С. Психология искусства М., 1987. С. 27.

стр. 145

При этом всякая система искусства рассматривается Выготским как система переживаний, которые изначально организованы с таким расчетом, чтобы вызвать эстетическую реакцию. Так же как и Шпет, исследующий предметность "эстетического восприятия"5, Выготский приходит к мысли об объективированности эстетической реакции. Она не будет отображать индивидуального психического процесса - это то, как реагирует эпоха. Таким образом, Выготский полагает, что можно рассмотреть природу эстетической реакции в ее чистом виде. Как психический феномен она независима от конкретного человека - и именно в такой форме становится предметом исследования у Выготского. Он исследует те структуры слова, которые вызывают ответную реакцию, исследует эти структуры как независимую социальность ("отрешенное бытие"). Сама реальность задает нам способы выражения эмоций, и наши реакции социальны, а не психологичны (т.е. индивидуальны). Личность в таком контексте рассматривается именно как социальный феномен. Для Выготского здесь важна объективность научных результатов. Искусство его интересует как предмет, который вызывает определенные эстетические реакции, а автор - как человек, владеющий набором приемов, вызывающих эту реакцию. Этот предмет - культурно-исторический, знаковый6. Выготский использует определенные знаки и символы, с помощью которых смотрит и анализирует реакцию человека на них - и это важная часть его метода. Он двигается от формы художественных произведений (басня, новелла, трагедия) и через функциональный анализ ее элементов и структуры (анализ безличностный) он рассматривает словесную структуру, изучает для чего она, а приходит к воссозданию эстетической реакции.

Исследуя басню как эстетический феномен, Выготский говорит о существовании двух теорий: Лессинга и Потебни. В теории


5 См.: Шпет Г. Г. Искусство как вид знания // Шпет Г. Г. Избранные работы по философии культуры. М., 2007. С. 316.

6 Примечательно, что попытки интерпретировать концепцию Выготского (в самых различных контекстах), определить взаимовлияние различных направлений в искусстве, эпохи и самого психолога не прекращаются и сегодня: "Автор не хотел бы отказываться и от жанра "художественной критики" или "импрессионистской критики", в котором, в частности, работал молодой Л. Выготский, находившийся под влиянием "символистской интерпретации искусства"". См.:Перельштейн Р. "Конфликт "внутреннего" и "внешнего" человека в киноискусстве". М., СПб., 2012. С. 17.

стр. 146

Лессинга сущность басни определяется следующим образом: "Если низвести всеобщее нравственное утверждение к частному случаю и рассказать этот случай как действительный, т.е. не как пример или сравнение, притом так, чтобы этот рассказ служил наглядному познанию общего утверждения, то это утверждение будет басней"7. У Потебни же басня является "быстрым ответом на вопрос, подходящей схемой для сложных житейских отношений, средством познания или уяснения каких-нибудь запутанных житейских, политических или других отношений"8. Таким образом, Выготский выделяет парадигмальный и нормативистский подходы в моральной функции басни на примере двух этих теорий. Лессинг все сводит к образцу - частному случаю, а Потебня в свою очередь стандартизирует и схематизирует басню как средство познания моральных норм, устройства социальной жизни. Эти теории - два разных способа познания мира в его социальном и моральном аспектах. Выготский утверждает, что для Лессинга басня скорее относится к области философии, а не поэзии.

Выготский говорит о противоречии в исследованиях басни - по историческому развитию и психологической сущности. Исследования Лессинга направлены на прозаическую басню, что и объясняет его нападки на поэтический тип.

И при всем при этом басня для Выготского остается наиболее простой формой искусства: "...Басня может служить одним из приемов развития мысли у оратора, но... служить значительным разъяснением сложных отношений, актом значительной мысли она никогда не может"9.

В конце концов Выготский выделяет общий тезис, объединяющий теории Лессинга и Потебни: "На басню не распространяются те психологические законы искусства, которые мы находим в романе, в поэме, драме"10. Свою же задачу психолог видит в прямо противоположном - в доказательстве принадлежности басни к поэзии и в распространении на нее всех законов искусства, которые обнаруживаются в более сложном виде в других формах искусства. Соответственно, говорит Выготский, метод исследования также будет совершенно иным: "если эти авторы шли в своих рассуждениях снизу вверх, от басни к высшим формам, мы поступим как раз обратным образом и попробуем начать анализ сверху, т. е.


7 Выготский Л. С. Психология искусства М., 1982. С. 84.

8 Там же.

9 Там же. С. 89.

10 Там же. С. 87.

стр. 147

применить к басне все те психологические наблюдения, которые сделаны над высшими формами поэзии"11.

Всякая басня развивается в двух планах одновременно (чем больше лести - тем больше издевательства) - и особенности этого заключены в самой структуре фразы. Литературный и структуралистский анализ дают возможность исследователю выявить как возможна эстетическая реакция в условиях данных приемов. В качестве примера можно привести противоречие - в ходе изложения становящееся основой эстетической реакции (ведь именно дихотомия в басне вызывает смех, плач, горечь и т. д.).

Помимо специальных приемов, Выготский выделяет момент, который называет "катастрофой басни". Он характеризует ее как "заключительное место, в котором объединяются оба плана в одном акте, действии или фразе, обнажая свою противоположность, доводя противоречия до апогея и вместе с тем разряжая ту двойственность чувств, которая все время нарастала в течение басни"12. Именно катастрофа басни вызывает эстетическую реакцию.

Таким образом, басня для Выготского - это зерно лирики, эпоса и драмы; поэзия у него становится способом выражения действительности, и метафора в ней направлена на усиление эстетической реакции. "Мы нашли, наконец, что аффективное противоречие и его разрешение в коротком замыкании противоположных чувств составляют истинную природу нашей психологической реакции на басню"13. Причем, найденный психологический закон действует также и в более высоких формах - психолог указывает на это, говоря о совпадении, "которое имеет найденный нами психологический закон с теми законами, которые многие исследователи уже давно указывали для высших форм поэзии"14.

От анализа басни Выготский переходит к новелле. С самого начала он говорит о том, что в художественном произведении заложено некое противоречие - например, между материалом и формой; два этих понятия составляют основу любого исследования, связанного с литературой, и работа Выготского - не исключение. Психолог характеризует форму и материал следующим образом: "под материалом ... следует разуметь все то, что поэт взял как готовое, - житейские отношения, истории, случаи, бытовую обстановку, характеры, все то, что существовало до рассказа и может


11 Выготский Л. С. Психология искусства М., 1982. С. 88.

12 Там же. С. 138.

13 Там же. С. 139.

14 Там же.

стр. 148

существовать вне и независимо от этого рассказа..."15. Формой же является "расположение этого материала по законам художественного построения"16. На примере буниновского "Легкого дыхания" он подчеркивает противоречие материала и формы, подобранное писателем. "Автор подбирает как бы нарочно трудный, сопротивляющийся материал, такой, который оказывает сопротивление своими свойствами всем стараниям автора сказать то, что он сказать хочет"17. И чем непреодолимее материал - тем он нужнее для автора, тем удобнее ему повернуть повествование нужной стороной, "заставить ужасное говорить на языке легкого дыхания"18.

Наиболее широкие возможности для исследования эстетических реакций предоставляет, по Выготскому, трагедия. Обращаясь к "Гамлету", он рассматривает его как уникальное литературное произведение, как синтез методологических возможностей для различных подходов исследования эстетических переживаний (социального, культурного, исторического и др.). Подходя с разных сторон к "Гамлету" как предмету исследования, мы, как полагает Выготский, в одном и том же изучаем разное, пытаемся ответить на множество вопросов. И тем не менее главным для Выготского остается вопрос: как возможно познание литературного произведения самого по себе? Может ли быть подобное исследование истинным? Ведь исследователь теряется в море контекстов, произведение "допускает неограниченное множество толкований, множество разных подходов, в неисчерпаемом богатстве которых - залог его неувядаемого значения"19. Если до этого Выготский анализировал конкретные эстетические реакции на вполне определенные формы литературных произведений, то в главе о Гамлете он исследует, как в принципе возможна эстетическая реакция на то или иное произведение (как психологический феномен). И при этом Выготский сам выражает свою эстетическую реакцию на Гамлета, пишет о ней, анализирует (объективирует собственную субъективность).

И разумеется, Выготский не может не затронуть критику произведения как феномен эстетической реакции, эстетического переживания. Возникающая у читателя критика, пишет Выготский, не личностная, а социальная, откровенно субъективная. "Эта критика питается не научным знанием, не философской мыслью, но непо-


15 Выготский Л. С. Психология искусства М., 1982.С. 140.

16 Там же.

17 Там же. С. 156

18 Там же.

19 Там же. С. 251.

стр. 149

средственным художественным впечатлением"20. В ней Выготский выделяет три особенности - отношение к автору произведения, к другим критическим токованиям того же произведения и к самому предмету исследования. Причем истолкование - не главное, говорит психолог, так как истолковать - значит исчерпать. Важность критики здесь не в выражении мыслей, а в выражении впечатлений (переживаний). Основываясь именно на этом, Выготский убирает все научные наслоения шекспироведения, интерпретации, биографический аспект творца, историографию, исторические аспекты (когда был Гамлет, где и т. д.). В исследовании Выготского нет извне поставленных вопросов, все внешние контексты оказываются сняты; остается читатель и его эстетическое переживание. В этот момент мне вспоминаются слова Л. Толстого, приведенные Выготским: "У меня мой Гамлет, а не Шекспира". Читатель "строит" своего Гамлета, и анализ произведения превращается у Выготского в анализ объективированной личности, психики читателя на основе его реакций. Литературное произведение в данном случае рассматривается как знаково-семиотический феномен. Пытаясь следовать предложенному Выготским методу, мы постепенно снимаем в ходе исследования все наслоения, все нанесенные культурой и социумом интерпретации - и рассматриваем именно психику человека, то, как на нее влияет автор через свое произведение. Не последнюю роль здесь играет самоанализ: ведь поскольку человек, читая Гамлета, вживается в него, он может исследовать структуру чувств на основе собственных ощущений. Структура переживаний Гамлета становится его собственной структурой, и в итоге у нас получается объективированный анализ психики читателя. Однако, пишет Выготский, до конца эстетическую реакцию выразить нельзя: "... Художественное восприятие есть "испугавшееся",прерванное восприятие, незаконченное; оно неизбежно приводит к иному - к восполнению слов трагедии молчанием"21. Исследователю нужно смириться с тем, что всегда будет оставаться сфера молчания.

Выготский старается найти ответ на вопрос: что делает произведение художественным, что превращает его в творение искусства? Он использует культурно-исторический подход: анализируя структуру художественного произведения, ее особенности, Выготский воссоздает структуру той реакции, которую оно вызывает. Он приходит к выводу, что содержание (то, что определяет специфи-


20 Выготский Л. С. Психология искусства М., 1982. С. 251.

21 Там же. С. 291.

стр. 150

ческий характер эстетического переживания, им вызываемого) не выстраивается, а созидается художником в процессе работы, и таким образом происходит влияние личности автора на собственное произведение. "Особенность художественно психологического анализа Выготского, - как полагает Нагибина, - состоит в тщательном изучении разных аспектов психологии художественного текста"22.

Культурно-исторический подход позволяет Выготскому вычленить эстетическую реакцию безлично, не касаясь в исследовании литературного произведения конкретного индивида, конкретной личности. "Мы пытаемся изучать чистую и безличную психологию искусства, безотносительно к автору и читателю, исследуя только форму и материал искусства. Поясним: по одним басням Крылова мы никогда не восстановим его психологии; психология его читателей была разная - у людей XIX и XX столетия и даже у различных групп, классов, возрастов, лиц. Но мы можем, анализируя басню, вскрыть тот психологический закон, который положен в ее основу, тот механизм, через который она действует, - и это мы называем психологией басни"23.

"Психология искусства" Выготского - это исследование эстетических переживаний. В ней нет места исследованию индивидуальности, в ней есть только поиск социально-значимых реакций субъекта, которые делают литературный текст произведением искусства в обществе.


22 Нагибина Н. Л., Артемцева Н. Г., Грекова Т. Н. Психология искусства: типологический подход. Электронный ресурс: (http://iidp.ru/paper/files/ book_typepodhod.pdf)

23 Выготский Л. С. Психология искусства М., 1982. С. 16.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-ПСИХОЛОГИЯ-ИСКУССТВА-Л-С-ВЫГОТСКОГО-СПЕЦИФИКА-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО-ПОДХОДА-К-ЛИТЕРАТУРНОМУ-ПРОИЗВЕДЕНИЮ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Diana FreshКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Fresh

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. О. Щедрина, "ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА" Л. С. ВЫГОТСКОГО: СПЕЦИФИКА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ЛИТЕРАТУРНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 16.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-ПСИХОЛОГИЯ-ИСКУССТВА-Л-С-ВЫГОТСКОГО-СПЕЦИФИКА-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО-ПОДХОДА-К-ЛИТЕРАТУРНОМУ-ПРОИЗВЕДЕНИЮ (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. О. Щедрина:

И. О. Щедрина → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Diana Fresh
Нижний Тагил, Россия
4065 просмотров рейтинг
16.09.2015 (3139 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
"ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА" Л. С. ВЫГОТСКОГО: СПЕЦИФИКА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ЛИТЕРАТУРНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android