Нальчик. 1946. 349 стр.
Рецензируемый сборник выпущен институтом в связи с 25-летием Кабардинской АССР, вскоре после тяжёлой войны и немецкой оккупации, нарушивших нормальную жизнь республики, разрушивших её хозяйство и культурные учреждения. Тем ценнее появление этого сборника, характеризующего размах научной работы в Кабарде. Сборнику предпослано введение акад. И. И. Мещанинова с характеристикой помещённых в нём статей.
Сборник начинается статьёй секретаря Кабардинского обкома ВКП(б) Н. П. Мазина "25 лет автономии Кабарды". В ней даётся краткая характеристика этнического состава республики и исторический очерк, позволяющий лучше оценить огромные изменения, происшедшие в Кабарде после Великой Октябрьской социалистической революция. Довольно полно освещен период гражданской войны и годы социалистического строительства, резко изменившие лицо когда-то отсталой Кабарды. В статье отражены тяжёлые дни фашистской оккупации и показан огромный ущерб, нанесённый за это время республике; освещена роль Кабарды в Великой Отечественной войне, наряду с другими республиками боровшейся за общее дело. Заканчивается статья характеристикой послевоенного восстановительного периода.
Первый раздел - истории, этнографии и археологии - содержит статьи проф. Г. А. Кокиева, доцента А. В. Мамонтовой и Е. И. Крупнова. Статья проф. Г. А. Кокиева "Из истории сношений России с Кавказом (IX - XIX вв.)" освещает один из интереснейших вопросов истории нашей страны - связь России с народами Кавказа. Автор не берёт обычной исходной точкой посольство кабардинских князей 1552 г. к Ивану IV, а обращается к более ранним сообщениям русской летописи о событиях 965 г., персидским и арабским известиям. В этой связи им затронут вопрос о Тмутаракани, которая познакомила Русь с народами Северного Кавказа.
Несомненно, что славяне довольно рано появились в Приазовье и на Тамани, доказательством чему служит, кроме упомянутых свидетельств, археологический материал, но, повидимому, их появление нельзя относить к IX веку, а следует датировать более ранним временем.
Автор правильно объясняет причину усиления роли русских на Тамани после похода 965 г. и падение власти русских князей, обусловленное межфеодальной борьбой, появлением на юге половцев и борьбой с касожскими князьями. Окончательное падение русского господства автор относит ко времени монгольского нашествия. Интересны страницы, посвященные связям Кабарды с Грузией я влиянию грузинской культуры.
Автор отмечает обычай аманатства, скреплявший политические связи между русскими и народами Кавказа и родственные связи князей, способствовавшие их более тес-
ному сближению с русскими. Нарушенные монгольским завоеванием связи Руси с Кавказом были восстановлены в XV веке. Автор отмечает установление с этого времени дипломатических отношений с Кабардино-Черкесией, дагестанскими князьями и Грузией. Он указывает, что ориентация на Русь вызывалась стремлением получить помощь в борьбе с ирано-турецкими захватчиками. Русь не оставалась безучастной к судьбе кавказских народов и в течение XV - XVIII вв. не раз оказывала им помощь и путём дипломатических переговоров и путём строительства на территории Кабарды и Дагестана военных укреплений.
Ориентация кавказских народов на Россию завершилась вступлением ряда народов Кавказа под протекторат России, что, как отмечает автор, следует рассматривать как наименьшее зло. В статье особенно детально разобраны отношения России с Кабардой, начиная с XVI в. показаны родственные связи, обычай аманатства, роль кабардинских князей на государственной службе в России, участие кабардинцев в Ливонской войне и в событиях Смутного времени, когда они выступали на стороне Московского государства. В статье подробно освещены русско-кабардинские отношения в XVIII веке.
Интересны страницы, касающиеся терско-гребенских казаков, истории их появления и отношений с горцами. Автор отмечает большое взаимное влияние в продолжение их трёхсотлетней совместной жизни.
В заслугу автору статьи нужно поставить широту привлечённого материала: он не ограничился связями России только с Кабардой, а дал картину её взаимоотношений со всеми народами Кавказа, излагая события в хронологической последовательности с самых ранних этапов. Это весьма ценная, строго научная работа, где документирован каждый вывод.
Статья доцента А. В. Мамонтовой "Социально-экономический строй у нижних черкесов (адыгов) накануне крестьянской реформы 1867 года" посвящена выяснению общественных отношений у черкесов в первой половине XIX века.
Автор разбирает разные точки зрения по этому вопросу и отмечает причины ошибок, обусловленных игнорированием анализа хозяйственной жизни горцев. В статье приведены данные о появлении записи адатов русскими. Интересны материалы о земледелии и землепользовании, детально и всесторонне разобранные автором. Немало материала приведено для характеристики скотоводства, в частности коневодства (излишне в этом случае цитирование стихов М. Ю. Лермонтова). Весьма интересны данные о ремесле, носившем преимущественно характер домашнего мастерства, и о выделении кузнецов и оружейников.
По вопросу обмена автор использовал работы Пейсонеля, Писарева и другие материалы, отметив меновой характер торговли. Весьма детально проанализирован вопрос об общине и её отношениях с князьями.
Анализ всех материалов позволил автору установить общественный строй у адыгейских племён в первой половине XIX века.
Распад родовых отношений, сложение феодализма, феодальный характер эксплоатации, право князя на труд зависимых людей, рабство выяснены и доказаны в статье весьма убедительно. Автор прав, говоря, что свободная народная община была лишь резервом для расширения и углубления феодализма у черкесов-адыге.
В статье проф. Г. А Кокиева "Военное воспитание у кабардинцев в прошлом" дана характеристика нравов горцев, известная по сведениям древних и позднейших писателей. На основе ряда материалов проф. Г. А. Кокиев указывает, что высокие военные качества кабардинцев сформировались в конкретных исторических условиях. Автор отмечает, что кабардинцы выработали свои методы ведения войны, придерживаясь в основном маневренной тактики, совершая налёты на коммуникации и тылы врага.
Вероятней всего, тактика кабардинцев не выработана имя, а явилась далёким отзвуком скифской.
В статье приведены весьма интересные данные о воспитании юношества. Здесь важную роль играли и аталычество и военные игры, в частности "диора", воспитывавшая в кабардинцах смелость, отвагу, находчивость и ловкость, игра в "шапки", призовая стрельба и др. Однако трудно согласиться с автором, что военная дворянско-крестьянская игра носила классовый характер и воспроизводила традиции классовой борьбы.
В целом статья весьма интересна и, несмотря на краткость, даёт полное представление о системе воспитания юношества у кабардинцев и черкесов.
Статья Е. И. Крупнова "К вопросу о хронологии кобанской культуры" посвящена одному из спорных вопросов в археологии - датировке кобанской культуры. В своём исследовании автор приводит историю изучения памятников этой культуры и справедливо отмечает, что она явилась основным компонентом в формировании последующих культур, связанных уже с народами, известными по историческим данным.
В статье приведены материалы, свидетельствующие о распространении этой культуры. Автор прав, выделяя в особую группу памятники Западной Грузии как колхидский вариант кобанской культуры. Нужно согласиться с автором, что именовать эти юго-западные комплексы культуры колхскими (по имени племён), как это делают грузинские учёные, преждевременно.
Разбирая различные типы погребений и вещевой материал, автор правильно видит в них не только местные особенности, но и разновременность, обусловившие своеобразие погребальных обрядов. Вместе с тем он справедливо отмечает, что в общих контурах все эти комплексы сохраняют главнейшие типичнейшие черты кобанской культуры, бытовавшей на Кавказе весьма длительное время.
Приведя в своей статье все взгляды, высказанные исследователями о датировке кобанской культуры, Е. И. Крупнов переходит к детальному анализу материала, используя при этом дневники старых исследователей. Для датировки кобанской культуры автор
использовал казбекский клад, датируемый VI - V вв. до н. э. - вещи, найденные у селения Верхний Баксан, - клад из Лечхума, датируемый VI в. до н. э. и погребения из могильника близ селения Каррас, исследованные Д. Я. Самоквасовым. Эти комплексы, так же как и кобанские погребения из могильника "Верхняя Рутха", кобанский могильник и ряд других материалов, давшие вещи типично кобанского облика, позволили автору придти к выводу, что наиболее ранними являются вещи, относящиеся к началу первого тысячелетия до н. э., а наиболее поздними - к первым векам до н. э. Для обоснования последней даты автор привёл исследование могилы, сделанное Г. Д. Филимоновым в 1877 году.
О том же времени (первые века до н. э.) свидетельствует и приведённый автором материал из раскопок грузинского археолога Г. Ф. Гобеджишвили у селения Геби, в Онийском районе, Грузинской ССР. Автор убедительно доказал, что эпоха расцвета кобанской культуры относится к VII - IV вв. до н. э.
Из всех исследователей, работавших по этому вопросу, Е. И. Крупнов ближе всех подошёл к правильному решению этой проблемы.
Следующий раздел языка, фольклора и литературы состоит из статей проф. Г. П. Сердюченко, Г. Ф. Турчанинова и С. А. Андреева-Кривич.
Статья проф. Г. П. Сердюченко "О переводах на кабардинский и другие языки Северного Кавказа" касается вопроса о двух направлениях в теории перевода: так называемом точном, или адекватном, и вольном, или интерпретирующем, допускающем упрощение и улучшение подлинника, изменение содержания и характеристик. Г. П. Сердюченко считает необходимым создание методик перевода применительно к отдельным языкам и языковым группам.
Вторая статья этого раздела - Г. Ф. Турчанинова "Материалы по диалекту моздокских кабардинцев" посвящена анализу диалекта, вопросу, почти не изученному. В статье дано описание гласных и согласных и отмечены особенности их употребления. В качестве приложения даны тексты с русским подстрочным и смысловым переводом.
Статья С. А Андреева-Кривича "Кабардино-черкесский фольклор в творчестве Лермонтова" разбирает вопрос о воздействии фольклора на творчество Лермонтова. Его ранние поэмы "Аул Бастунджи", "Измаил бей" и "Беглец" построены на сюжетах народных преданий. Автор привёл ряд доказательств в подтверждение того, что Лермонтов пользовался материалами Шоры Бекмурзина Ногмова, прекрасного знатока кабардинского фольклора.
В третьем разделе - материалы по кабардинскому фольклору - помещены кабардинские пословицы, собранные Х. Эльбердовым и переведённые А. Шогенцуковым, тексты, собранные М. Абитовым, А. Бичоевым и проф. Н. Яковлевым, и статья Б. А. Гарданова "К биографии Ш. Б. Ногмова". Фольклорный материал, опубликованный с русским подстрочным переводом, представляет большой научный интерес и важен как для литературоведа, так и для историка.
Статья Б. А. Гарданова "К биографии Ш. Б. Ногмова" посвящена выяснению ряда биографических данных знаменитого кабардинца и критическому разбору трудов его первых биографов - А. П. Берже, А. С. Пушкина и А. М. Шегрена.
Сборник заканчивается отделом критики и библиографии, содержащим две серьёзные рецензии: Б. А. Гарданова - Шора Ногмов (1844 - 1944) - "Сборник документации и статей к столетию со дня смерти" и Е. И. Крупнова - проф. Г. А. Кокиева "Некоторые сведения из древней историк идыгов (кабардинцев)".
В целом сборник интересен разнообразием тематики, отвечающей различным вопросам истории, языка и литературы, и вносит существенный вклад в науку о Кавказе.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |