Libmonster ID: RU-7809
Автор(ы) публикации: Н. ЕГОРОВ

Работа товарища И. В. Сталина "Марксизм и национальный вопрос" была написана в конце 1912 - начале 1913 года в Вене и впервые была напечатана за подписью К. Сталин в NN 3 - 5 большевистского журнала "Просвещение" за 1913 год под заглавием "Национальный вопрос и социал-демократия". В 1914 году работа эта была издана отдельной книгой под названием "Национальный вопрос и марксизм" в издательстве "Прибой" (Петербург).

Партия большевиков на всех этапах своей борьбы за диктатуру пролетариата и построение социалистического общества всегда подчеркивала исключительное значение национального вопроса. Свобода национальностей, за которую боролись большевики, была одним из основных моментов, собравших "...вокруг красного знамени русского пролетариата крестьян более чем двадцати национальностей необ'ятной России"1 .

Большевистская ленинско-сталинская национальная политика создала тот нерушимый союз народов, "...против которого оказались бессильными все и всякие "дипломатические" ухищрения и тщательно проводившиеся "блокады"2 . Мудрая ленинско-сталинская национальная политика, торжество которой отражено в Великой Сталинской Конституции, привела народы нашей страны к небывалому хозяйственному и культурному расцвету, к победе социализма.

Ленин и Сталин подчеркивали огромное значение национального вопроса для революционной борьбы во всем мире. Ленин писал: "Национальный вопрос - явление мировое"3 .

Опираясь на основные высказывания Маркса и Энгельса по национальному вопросу, Ленин и Сталин разработали учение о национально-колониальных революциях в эпоху империализма.

Исключительна роль товарища Сталина как в теоретической разработке национально-колониального вопроса, так и в руководстве борьбой за претворение в жизнь основных положений большевистской национальной программы. Еще задолго до революции в своей работе "Марксизм и национальный вопрос", написанной 25 лет тому назад, товарищ Сталин дал глубокое, марксистское обоснование большевистской программы по национальному вопросу.

Эта работа товарища Сталина, непосредственно примыкающая по своему содержанию к таким работам Ленина, как "Критические заметки по национальному вопросу"4 и "О праве наций на самоопределение"5 , представляет документ исключительной теоретической важности, имеющий выдающееся международное значение.

В. И. Ленин по поводу этой работы товарища Сталина в 1913 году писал: "В теоретической марксистской литературе ...основы национальной программы с. -д. уже были освещены за последнее время (в первую голову здесь выдвигается статья Сталина)"6 .

Работа товарища Сталина дает теоретическое обоснование большевистского решения национального вопроса: признания права наций на самоопределение, вплоть до государственного отделения. Она нанесла смертельный удар лозунгу "национально-культурной автономии", принятому австрийскими социал-демократами и перенятому от них бундовцами и ликвидаторами. Работа товарища Сталина


1 И. Сталин "Марксизм и национально-колониальный вопрос", стр. 87 Партиздат. 1937.

2 Там же, стр. 88.

3 Ленинский сборник XXX "Национальный вопрос", стр. 61.

4 В. И. Ленин. Соч. Т. XVII, стр. 129 - 159.

5 Там же, стр. 425 - 474.

6 Там же, стр. 116.

стр. 11

и сейчас имеет остро актуальное значение. Для борющихся за свою национальную независимость угнетенных империалистическими странами народов она является лучшим руководством в области национального вопроса.

1

Та международная и внутренняя обстановка, в которой писал товарищ Сталин "Марксизм и национальный вопрос", в еще большей степени подчеркивает ее исключительную роль в деле борьбы российского пролетариата и для международного революционного движения в целом. Статья написана в остро полемическом духе, направлена против националистических извращений национальной программы революционной социал-демократии как со стороны австрийской социал-демократии - Отто Бауэра, так и со стороны Бунда и троцкистов.

Борьба, развернувшаяся по национальному вопросу накануне мировой империалистической войны, не была отвлеченной теоретической борьбой. Конкретно-историческая обстановка, сложившаяся к этому времени в нашей стране и на международной арене, выдвигала на очередь дня революционное решение национального вопроса и беспощадную борьбу против оппортунистических, националистических искажений марксизма в этой области.

В своей статье "О праве наций на самоопределение"1 в начале 1914 года Ленин писал, что к этому времени в Западной Европе эпоха буржуазно-демократических революций, эпоха национальных движений и создания национальных государств уже миновала и для нее вопрос о самоопределении наций, поскольку в ней созданы национально-единые государства, не стоит.

Но в Восточной Европе и Азии эпоха буржуазно-демократических революций только началась в 1905 году.

"Революции в России, Персии, Турции, Китае, войны на Балканах - вот цепь мировых событий нашей эпохи нашего "востока". И в этой цепи событий только слепой может не видеть пробуждения целого ряда буржуазно - демократических национальных движений, стремлений к созданию национально-независимых и национально-единых государств. Именно потому и только потому, что Россия вместе с соседними странами переживает эту эпоху, нам нужен пункт о праве наций на самоопределение в нашей программе"2 .

Товарищ Сталин в своей работе "Марксизм и национальный вопрос", указывая на рост империализма в Европе, на рост колониальной эксплоатации как на факторы, с особенной актуальностью выдвигающие необходимость борьбы за право наций на самоопределение, писал: "Рост империализма в Европе - не случайность. В Европе капиталу становится тесно, и он рвется в чужие страны, ища новых рынков, дешевых рабочих, новых точек приложения. Но это ведет к внешним осложнениям и войне. Никто не может сказать, что Балканская война является концом, а не началом осложнений. Вполне возможно такое сочетание внутренних и внешних кон'юнктур, при котором та или иная на-

И. В. Сталин.


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XVII, стр. 427.

2 Там же, стр. 436.

стр. 12

циональность в России найдет нужным поставить и решить вопрос о своей независимости. И, конечно, не дело марксистов ставить в таких случаях преграды".

9 октября (26 сентября) 1912 года началась балканская война (между Болгарией, Сербией, Грецией и Черногорией - с одной стороны и Турцией - с другой), явившаяся прологом к мировой империалистической войне. Война эта еще больше обострила противоречия империалистов на Балканах и особенно остро выдвинула вопрос о борьбе балканских народов за национальную независимость.

Ленин писал: "Всеобщий интерес устремлен теперь на Балканы. И это понятно. Для всей восточной Европы бьет, может быть, час, когда скажут свое свободное и решительное слово сами народы"1 .

Победа балканских государств, по мнению Ленина, означала в первую очередь осуществление требования "Балканы - балканским народам", что представляло громадный шаг вперед в смысле разрешения национального вопроса.

"Несмотря на то, что на Балканах образовался союз монархий, а не союз республик, - писал Ленин, - несмотря на то, что осуществлен союз благодаря войне, а не благодаря революции, - несмотря на это, сделан великий шаг вперед к разрушению остатков средневековья во всей восточной Европе. И рано ликуете, господа националисты! Этот шаг - против вас, ибо в России больше всего остатков средневековья!"2 .

Широкая волна мощных демонстраций и митингов протеста против войны и вмешательства великих держав в балканские дела поднялась в Париже, Лондоне, Берлине и других городах. Международный пролетариат боролся за предотвращение мировой войны.

В разгар балканской войны состоялся Чрезвычайный конгресс II интернационала в Базеле (24 - 25 ноября 1912 года). Решения этого конгресса были целиком направлены против угрозы империалистической войны, нависшей над Европой. Только сплоченность пролетариата, его революционная борьба могли ее предотвратить. Базельский конгресс призывал пролетариат "придать своим общим планомерным действиям максимальную силу и энергию". Касаясь национального вопроса, конгресс призывал балканских социалистов "...противодействовать не только возобновлению прежней вражды между сербами, болгарами, румынами и греками, но и всякому угнетению тех балканских народов, которые ныне находятся в противоположном военном лагере ...противопоставить также разнузданному национальному шовинизму братство всех балканских народов, включая албанцев, турок и румын"3 .

Последующие события показали, что озверелый шовинизм взял верх. Вожди II интернационала и не собирались выполнять своих собственных решений и вести действительную борьбу против нараставшего звериного шовинизма, являвшегося идеологической подготовкой к надвигавшейся кровавой империалистической бойне. Не случайно, что именно в обстановке непосредственного кануна мировой империалистической войны усиленно пропагандировалась работа Отто Бауэра, представлявшая собой особо тонкое извращение марксизма в националистическом духе.

Борьбу против нарастающего шовинизма со всей решительностью повели большевики - единственная партия, всегда остававшаяся верной революционному знамени интернационализма и социализма, высоко державшая это знамя и тогда, когда война стала фактом.

2

Во внутренней обстановке России времени 1912 - 1913 годов был ряд моментов, придававших национальному вопросу особую остроту и актуальность.

Как известно, Россия была узловым пунктом противоречий капитализма, очагом невиданного политического гнета и хищнической эксплоатации. Она была "тюрьмой народов". Поэтому национальный вопрос в царской России имел всегда большое значение. Но в тот период, к которому отно-


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XVI, стр. 158.

2 Там же, стр. 175.

3 В. И. Ленин. Соч. Т. XVIII, стр. 409.

стр. 13

сится работа товарища Сталина, национальный вопрос встал с особой остротой.

Товарищ Сталин в самом начале своей статьи сжато и четко раз'ясняет, почему в России того времени национальный вопрос приобрел такое исключительное значение и почему серьезное и всестороннее обсуждение его стало необходимостью.

Первая и основная причина этого заключалась в том, что революция 1905 года привела к пробуждению национальностей.

"В том же направлении пробуждения национальностей, - пишет товарищ Сталин, - действовал установившийся за это время "конституционный режим" ...А поднявшаяся сверху волна воинствующего национализма, целый ряд репрессий со стороны "власть имущих", мстящих окраинам за их "свободолюбие", - вызвали ответную волну национализма снизу, переходящего порой в грубый шовинизм"1 .

Нарастающая волна национализма все больше угрожала захватить рабочие массы. Необходимо было "дать отпор национализму, оградить массы от общего "поветрия", что могла сделать только социал-демократия, противопоставив национализму испытанное оружие интернационализма, единство и нераздельность классовой борьбы".

Задача, ложившаяся в этом отношении на большевиков, была тем более ответственной и серьезной, что маскировавшиеся знаменем марксизма и социал-демократии бундовцы, ликвидаторы и троцкисты полностью и целиком скатились к национализму.

Бунд дошел до того, что во время избирательной кампании в IV" думу об'явил боевым пунктом своей платформы "празднование субботы" и "признание жаргона", а кавказские меньшевики-ликвидаторы во главе с Ноем Жордания выставили в качестве очередного требования "культурно-национальную автономию". Августовская конференция 1912 года, на которой был сколочен Троцким троцкистско-ликвидаторский блок из всякого антипартийного сброда, прямо нарушила партийную программу, признав, что национально-культурная автономия якобы не идет вразрез с точным смыслом принятой партией программы.

Совершенно неверную позицию в области национального вопроса заняла и Роза Люксембург, старавшаяся увлечь за собой польских социал-демократов. В большой статье "Национальный вопрос и автономия" (1908 - 1909 годы) она выступила с требованием: "Из'ять из нашей программы пункт о праве наций на самоопределение, как потерявший практический смысл". Она пыталась доказать, что будто бы национальный вопрос отжил свой век и отошел в прошлое и что поэтому требование права наций на самоопределение становится реакционным лозунгом. Ленин в своей работе "О праве наций на самоопределение" (т. XVII, стр. 427 - 447) дал подробный разбор многочисленных ошибок, допущенных Розой Люксембург и приводивших ее к полному разрыву с марксизмом. За ошибки Розы Люксембург крепко уцепился Троцкий, старавшийся вбить клин в партийные ряды и уже в то время показавший себя как заклятый враг большевизма.

"Никогда еще, - писал Ленин, - ни по одному серьезному вопросу марксизма Троцкий не имел прочных мнений, всегда "пролезая в щель" тех или иных разногласий и перебегая от одной стороны к другой. В данный момент он находится в компании бундовцев и ликвидаторов. Ну, а эти господа с партией не церемонятся" (т. XVII, стр. 469).

За эти же ошибки Розы Люксембург уцепились, как известно, в годы империалистической войны предатели и провокаторы, троцкистские пособники и подлые слуги фашизма Бухарин и Пятаков - эти давнишние сообщники по борьбе против Ленина и партии. Сокрушающую критику их антимарксистским установкам Ленин дал в статьях "О каррикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме" и "О рождающемся направлении "империалистического экономизма". В последней Ленин писал по поводу писаний троцкистского пособника, предателя и провокатора Бу-


1 И. Сталин "Марксизм и национально-колониальный вопрос", стр. 3.

стр. 14

харина, что они, по его "...глубокому убеждению, не большевизм и не марксизм, а маленький вариант того же старенького "экономизма"1 .

Уклон отдельных социал-демократических групп к национализму таил в себе угрозу организационному единству партии, так как неизбежно вел к федерализму, к размежеванию единой партии по национальностям. Учитывая эту сторону национального вопроса, Ленин писал: "Этот вопрос и в своей общепринципиальной постановке с точки зрения социализма, и в практически - организационном отношении (строительство нашей собственной партии) настоятельно требует обсуждения и решения всеми с. -д. организациями"2 .

Борьба с возрастающим национализмом, со всеми искажениями марксизма в национальном вопросе была настоятельно необходимой, особенно перед лицом нового революционного под'ема, начавшегося после ленских событий в апреле 1912 года.

Национальный вопрос становился одним из жгучих вопросов наступающей буржуазно-демократической революции.

Уже Пражская конференция 1912 года в резолюции "О современном моменте и задачах партии" подчеркивала, что, "оставаясь бессильным на почве мировой конкуренции современных капиталистических государств и будучи оттесняем все более на задний план в Европе, царизм в союзе с черносотенным дворянством и крепнущей промышленной буржуазией пытаются ныне удовлетворить свои хищнические интересы путем грубо-"националистической" политики, направленной против окраин, против всех угнетенных национальностей, против более культурных областей (Финляндия, Польша, Северо-Западный Край) в частности и путем колониальных захватов, направленных против ведущих революционную борьбу за свободу народов Азии (Персия, Китай)"3 .

Краковское совещание ЦК с местными работниками, состоявшееся в конце декабря 1912 года, в своем решении о "национальных" с. -д. организациях вновь призвало "...рабочих всех национальностей России к самому решительному опору воинствующему национализму реакции, к борьбе со всеми и всяческими проявлениями националистических) духа среди трудящихся масс"4 . Совещание призвало социал-демократических рабочих на местах к слиянию в единые организации РСДРП, ...ведущие работу на каждом из языков местного пролетариата и осуществляющие на деле единство снизу, как это ведется издавна на Кавказе"5 . На Кавказе, как известно, издавна работал товарищ Сталин, который бы организатором и основателем революционных большевистских организаций Закавказья и который сумел в сложнейшей обстановке многонационального Кавказа наладить социал-демократическую работу на основе подлинного пролетарского интернационализма и братства народов.

Необходимость теоретической разработки национального вопроса встала со всей актуальностью. И эту работу выполнил товарищ Сталин, который и приступил к ним в период краковского совещания, во время своего пребывания в Краков; и Вене (начало 1913 года). Именно эту работу товарища Сталина имел ввиду Ленин, когда писал Горькому: "Насчет национализма вполне с Вам согласен, что надо этим заняться покурьезнее. У нас один чудесный грузин засел и пишет для "Просвещение" большую статью, собрав все австрийские и пр. материалы. Мы на это наляжем"6 .

И товарищ Сталин налег. В короткий срок он дал работу, представляющую исключительно историческую ценность в смысле марксистской разработки национального вопроса.

3

Товарищ Сталин свою работу начинает с основного - с научного, марксистского определения нации. Отмечая, что "...нация - и расовая и не племенная, а исторически сложившая-


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XXX, стр. 256.

2 В. И. Ленин. Соч. Т. XVII, стр. 65.

3 В. И. Ленин. Соч. Т. XV, стр. 337 - 378.

4 В. И. Ленин. Соч. Т. XVI, стр. 234 - 235.

5 Там же, стр. 23.

6 Там же, сто. 328.

стр. 15

ся общность людей" (стр. 4), он подчеркивает устойчивость этой общности. Подробно разбирая основные признаки всякой нации, он отмечает в первую очередь общность языка. Но только одной общности языка недостаточно, чтобы составить нацию. Наряду с общностью языка должны быть налицо и другие характерные признаки всякой нации, а именно: общность территории, кроме того "внутренняя экономическая связь, спаивающая отдельные части нации в одно целое" (стр. 5), другими словами, "общность экономической жизни, экономическая связность" (стр. 6). Обязательность экономической связности, устанавливающейся в связи с развитием капитализма, товарищ Сталин иллюстрирует на примере с Грузией. "Грузины дореформенных времен, - пишет товарищ Сталин, - жили на общей территории и говорили на одном языке, тем не менее они не составляли, строго говоря, одной нации, ибо они, разбитые на целый ряд оторванных друг от друга княжеств, не могли жить общей экономической жизнью, веками вели между собой войны и разоряли друг друга, натравливая друг на друга персов и турок. Эфемерное и случайное объединение княжеств, которое иногда удавалось провести какому-нибудь удачнику-царю, в лучшем случае захватывало лишь поверхностно-административную сферу, быстро разбиваясь о капризы князей и равнодушие крестьян. Да иначе и не могло быть при экономической раздробленности Грузии... Грузия, как нация, появилась лишь во второй половине XIX века, когда падение крепостничества и рост экономической жизни страны, развитие путей сообщения и возникновение капитализма установили разделение труда между областями Грузии, вконец расшатали хозяйственную замкнутость княжеств и связали их в одно целое".

"То же самое, - продолжает товарищ Сталин, - нужно сказать о других нациях, прошедших стадию феодализма и развивших у себя капитализм" (стр. 6).

Здесь с исключительной четкостью и ясностью показано, что нация является исторической категорией, причем категорией, появляющейся только вместе с развитием капитализма.

Капитализму, как известно, свойственны две тенденции. "Развивающийся капитализм, - говорит Ленин, - знает две исторические тенденции в национальном вопросе. Первая: пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнета, создание национальных государств. Вторая: развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства капитала, экономической жизни вообще, политики, науки и т. д.

Обе тенденции суть мировой закон капитализма. Первая преобладает в начале его развития, вторая характеризует зрелый и идущий к своему превращению в социалистическое общество капитализм"1 .

Экономической основой первой тенденции является рост товарного хозяйства - рост внутреннего рынка. Уничтожая феодальную раздробленность, устраняя старые, средневековые сословия, узко местные перегородки, капитализм устанавливает новые формы связи, вовлекая в рыночные отношения всякого и каждого хозяина и хозяйчика, соединяя их как продавцов и покупателей. Так как язык является важнейшем средством человеческого общения, то совершенно естественно, что единство языка является одним из важнейших условий действительно свободного и широкого, то есть вполне соответствующего развитому капитализму, товарного оборота. В развитии внутреннего рынка мы находим об'яснение консолидации людей в нации. "Рынок, - очень метко замечает товарищ Сталин, - первая школа, где буржуазия учится национализму" (стр. 11).

Но то же самое развитие товарных отношений порождает и прямо противоположную тенденцию, а именно: перемалывание национальных различий, ломку национальных перегородок и создание интернационального единства капитала, единства экономиче-


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XVII, стр. 139 - 140.

стр. 16

ской жизни вообще, политики, науки и т. д. На этой основе складываются и развиваются принципы интернационализма в рабочем движении. Яркой иллюстрацией "перемалывания" национальных различий могут служить материалы переписи 1900 года по Соединенным штатам Америки, приведенные Лениным в его работе "Исторические заметки по национальному вопросу". Ленин пишет: "Штат Нью-Йорк, в котором было по той же переписи свыше 78 тыс. австрийцев, 136 тыс. англичан, 20 тыс. французов, 480 тыс. немцев, 37 тыс. венгерцев, 425 тыс. ирландцев, 182 тыс. итальянцев, 70 тыс. поляков, 166 тыс. из России (большей частью евреи), 43 тыс. шведов и т. д., - походит на мельницу, перемалывающую национальные различия. И то, что в крупных, интернациональных размерах происходит в Нью-Йорке, происходит также в каждом большом городе и фабричном поселке"1 .

Без учета этих двух тенденций нельзя разработать научно обоснованной программы по национальному вопросу. Наша национальная программа, принятая II с'ездом партии, отстаивает самоопределение наций, равноправие наций и языков, устранение каких бы то ни было привилегий в этом отношении в то же время последовательно приводит принцип интернационализма и требует непримиримой борьбы против заражения пролетариата буржуазным национализмом, в какой бы форме этот национализм ни проникал в ряды рабочего класса.

Итак, общность экономической жизни, экономическая связанность наряду с общностью языка и территории является также одним из основных признаков всякой нации.

Но приведенных выше трех признаков нации еще не достаточно. Необходимо учитывать и такой характернейший признак всякой нации, как "общность психического склада, сказывающаяся в общности культуры" (стр. 6).

После разбора каждого признака в отдельности товарищ Сталин дает свое классическое определение нации: "Нация - это исторически сложившаяся устойчивая общность языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры".

Причем здесь же подчеркивает, "что ни один из указанных признаков, взятый в отдельности, недостаточен для определения" наций. Более того: достаточно отсутствия хотя бы одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией" (стр. 6).

На этой гранитной марксистской основе товарищ Сталин показывает в своей работе все убожество потуг Шпрингера (Реннера) и Бауэра (социал-демократические теоретики национального вопроса в Австрии), пытавшихся создать свою теорию нации в защиту пропагандируемой ими "национально - культурной автономии". Товарищ Сталин приводит "полное" определение нации по Бауэру: "Нация - это вся совокупность людей, связанных в общность характера на почве общности судьбы" (стр. 8) - и тут же вышучивает его, показывая, что при таком понимании нации вообще ни о какой общности говорить не приходится.

"Точка зрения Бауэра, - замечает товарищ Сталин, - отождествляющая нацию с национальным характером, отрывает нацию от почвы и превращает ее в какую-то незримую, самодовлеющую силу... Бауэр, очевидно, смешивает нацию, являющуюся исторической категорией, с племенем, являющимся категорией этнографической" (стр. 9). Далее товарищ Сталин показывает, как Бауэр сам начинает противоречить себе и "тем самым нечаянно опрокинул свою собственную теорию, отрицающую общность территории, как один из признаков нации" (стр. 9).

Показывая процесс консолидации наций, пробуждение национальных движений, появление национального гнета, товарищ Сталин со всей силой подчеркивает, что национальная борьба "В существе своем она всегда остается буржуазной, выгодной и угодной главным образом буржуазии.

Но из этого вовсе не следует, что


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XVII, стр. 141.

стр. 17

пролетариат не должен бороться против политики угнетения национальностей" (стр. 13). Ограничение свободного передвижения, лишение избирательных прав, стеснение языка и другие репрессии в очень большой мере задевают рабочих, поэтому бороться с национальным гнетом необходимо. Товарищ Сталин раз'ясняет, что "Обязанности социал-демократии, защищающей интересы пролетариата, и права нации, состоящей из различных классов, - две вещи разные" (стр. 14) и что "Попытка Бауэра отождествить свою "эволюционно-национальную" политику с политикой "современного рабочего класса" является попыткой приспособить классовую борьбу рабочих к борьбе нации" (стр. 15). Разбирая лозунг "национальной культуры", который Бунд всячески хотел протащить в нашу программу, товарищ Сталин показал всю его несостоятельность, вскрыв основной принципиальный порок программы культурно-национальной автономии, заключающийся в том, что она пытается, по выражению Ленина, "...воплотить в жизнь самый утонченный и самый абсолютный, до конца доведенный национализм"1 .

Вслед за разбором буржуазной сущности принципа "культурно-национальной автономии" товарищ Сталин тщательнейшим образом подвергает критическому анализу ошибки бундовцев, грузинских меньшевиков и ликвидаторов, показывая всю вредность их, по сути дела, шовинистической агитации и отмечает прямую логическую связь между культурно-национальной автономией и организационным федерализмом в построении партии, которого требовали бундовцы. Сталин пишет: "Это не случайность, что национальная автономия и организационная федерация идут рука об руку. Оно и понятно. И та и другая требуют размежевания по национальностям. И та и другая предполагают организацию по национальностям. Сходство несомненно. Разница лишь в том, что там межуют население вообще, а здесь - с. -д. рабочих" (стр. 43 - 44).

Доказывая, что требование права нации на самоопределение не ослабляет, а усиливает интернациональное рабочее движение, борясь вместе с Лениным против всякой попытки разобщить пролетариат по национальностям, товарищ Сталин со всей силой подчеркивал, что "Сплочение на местах рабочих всех национальностей России в единые и целостные коллективы, сплочение таких коллективов в единую партию - такова задача" (стр. 44). Раз'ясняя роль интернациональных организаций пролетариата, накладывающих неизгладимую печать на всю духовную жизнь рабочих, товарищ Сталин пишет: "Рабочий живет жизнью своей организации, он там растет духовно и воспитывается. И вот, вращаясь в своей организации и встречаясь там каждый раз со своими инонациональными товарищами, ведя вместе с ними общую борьбу под руководством общего коллектива, - он глубоко проникается мыслью о том, что рабочие прежде всего члены одной классовой семьи, члены единой армии социализма. А это не может не иметь громадного воспитательного значения для широких слоев рабочего класса.

Поэтому интернациональный тип организации является школой товарищеских чувств, величайшей агитацией в пользу интернационализма" (стр. 44).

Утверждением принципа интернационального сплочения рабочих как необходимого пункта в решении национального вопроса заканчивает товарищ Сталин свою замечательную работу "Марксизм и национальный вопрос".

Решительно отстаивая необходимость сохранения в нашей программе пункта о праве наций на самоопределение, Ленин и Сталин неустанно раз'ясняли революционную сторону этого вопроса, совершенно закономерно возникающего в условиях нарастающей буржуазно-демократической революции. Они детальнейшим образом раз'ясняли, что последовательное революционное проведение требования о праве наций на самоопределение не только не угрожает принципу интернационализма, в духе которого должен воспитываться пролетариат, но, наоборот, содействует сплочению рядов и тем самым способ-


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XVII, стр. 144.

стр. 18

ствует осуществлению действительно единого интернационального действия рабочих масс.

На конкретном историческом материале Ленин и Сталин многократно раз'ясняли, что целью всех национальных движений является образование национального государства, что самые глубокие экономические факторы, действующие в условиях капитализма, неизбежно толкают в этом направлении, что не считаться с этими об'ективными факторами нельзя. Вот почему пролетариат не может оставаться в стороне от национальных движений, не может не ставить задачи использования революционной энергии демократических масс, т. к. "...в признании права на самоопределение всех наций есть максимум демократизма и минимум национализма"1 , пролетариат не может освободить себя, не борясь за освобождение трудящихся масс от национального гнета.

Признавая законность национальных движений, подчеркивая безусловную необходимость самым решительным образом отстаивать прогрессивное пробуждение масс от феодальной спячки и их борьбу с национальным гнетом, Ленин в то же время устанавливал и строгие границы для такого признания и поддержки. Он говорил, "чтобы это признание не превратилось в апологию национализма, надо, чтобы оно ограничивалось строжайше только тем, что есть прогрессивного в этих движениях, - чтобы это признание не вело к затемнению пролетарского сознания буржуазной идеологией"2 .

Буржуазные националисты и оппортунисты пытались представить дело так, что будто бы поддержка права нации на отделение увеличивает опасность "распада государства" и означает поддержку буржуазного национализма угнетенных наций. Нетрудно понять несостоятельность таких попыток. Признание права наций на отделение вовсе не равносильно требованию обязательного отделения нации при любых условиях. Ленин неоднократно раз'яснял эту азбучную истину. Он писал: "Мы за автономию для всех частей, мы за право отделения (а не за отделение всех!). Автономия есть наш план устройства демократического государства. Отделение вовсе не наш план..."3 .

Нетрудно понять, что массы населения по своему опыту превосходно понимают преимущества крупного государства и поэтому, если и бывают вынуждены идти на отделение, то лишь тогда, когда национальный гнет делает совместную жизнь совершенно невозможной и тормозит всякое хозяйственное и культурное развитие.

Поэтому признание права на отделение, будучи направлено своим острием против национального гнета, не усиливает, а уменьшает опасность "распада государства".

Пролетариат, борясь за самую широкую демократию, поддерживая демократические требования угнетенных наций, в то же время должен неустанно предостерегать массы от иллюзий, что будто бы он поддерживает обособленное развитие каждой нации, наоборот, "...он поддерживает все, помогающее стиранию национальных различий, падению национальных перегородок, все, делающее связи между национальностями теснее и теснее, все, ведущее к слиянию наций"4 . Условия для прочного и тесного союза национальностей могут быть созданы только диктатурой пролетариата, ею подготовляются и все условия для полного слияния наций, которые наступают в высшей стадии коммунизма.

4

Работой "Марксизм и национальный вопрос" не заканчивается теоретическая разработка товарищем Сталиным национального вопроса.

Все последующие выступления товарища Сталина по этому вопросу представляют исключительно большой теоретический интерес и являются ценнейшим вкладом в сокровищницу марксизма-ленинизма.

В статье "Еще раз к национальному вопросу" в 1925 году товарищ Сталин пишет: "...в постановке нацио-


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XVII, стр. 458.

2 Там же, стр. 145.

3 Там же, стр. 90.

4 Там же, стр. 146.

стр. 19

нального вопроса у русских большевиков надо различать две стадии: стадию дооктябрьскую, когда речь шла о буржуазно-демократической революции, а национальный вопрос рассматривался как часть общедемократического движения, и стадию октябрьскую, когда речь шла уже о революции пролетарской, а национальный вопрос превратился в составную часть пролетарской революции" (стр. 170).

Подробная характеристика этих периодов, помогающая уяснению всей сущности национального вопроса во всем его об'еме, дана товарищем Сталиным в его докладе на X с'езде партии "Очередные задачи партии в национальном вопросе".

"Первый период, - пишет товарищ Сталин, - это период ликвидации феодализма на Западе и победы капитализма. Складывание людей в нации приурочивается к этому периоду"1 . В тезисах к указанному докладу товарищ Сталин, касаясь этого вопроса, отмечал: "Современные нации представляют собой продукт определенной эпохи - эпохи подымающегося капитализма. Процесс ликвидации феодализма и развития капитализма является вместе с тем процессом складывания людей в нации"2 . Таким образом, нация и национальный вопрос являются категориями историческими. Они возникают и видоизменяются вместе с развитием капитализма. В борьбе с феодализмом и феодальной раздробленностью под влиянием развивающегося капитализма складывались отдельные нации и национальные государства. Этот процесс по-разному протекал в различных конкретно-исторических условиях в различных странах. Исторически дело сложилось так, что в Западной Европе образовались, как правило, однородные в смысле национального состава централизованные буржуазные государства (Англия, Франция, Испания, Германия, Италия и др.). Ирландия является исключением. В Восточной Европе этот процесс протекал иначе. Здесь процесс образования централизованных государств произошел раньше ликвидации феодализма, стало быть, раньше образования наций. Ввиду этого нации не развились еще и не могли развиться в национальные государства. В Восточной Европе образовалось несколько смешанных, многонациональных буржуазных государств, состоящих обычно из одной сильной господствующей нации и нескольких слабых, подчиненных. Таковы Австрия, Венгрия, Россия. Вот эти многонациональные государства Восточной Европы и послужили первоначальной родиной того национального гнета, который породил национальные конфликты, национальные движения и национальный вопрос.

Противоречия интересов господствующей нации с интересами подчиненных угнетенных национальностей раздирают многонациональные государства. Слабые попытки буржуазных партий разрешить эти противоречия путем реформ при сохранении капитализма, т. е. сохранении частной собственности и классового неравенства, кончаются, как правило, неудачей и новым обострением национальных столкновений. К иному результату они привести и не могут. Национальный вопрос в этот период является, так сказать, вопросом внутренним, касающимся только многонациональных государств.

Несколько иное значение приобретает национальный вопрос на высшей стадии капитализма - в эпоху империализма.

Вступлением капитализма в стадию монополистического капитализма, в стадию господства финансового капитала, открывается второй период в развитии национального гнета и способов борьбы с ним.

Рост капитализма в Западной Европе резко усилил борьбу за рынки сбыта, источники сырья, сферы вложения капитала, за хозяйственную территорию вообще. Передовые капиталистические страны устремились в отставшие в экономическом развитии страны, превращая их в свои колонии. К началу XX века территориальный раздел мира был закончен, "...когда весь мир оказался поделенным, - пишет Ленин, - наступила неизбежно эра монопольного обладания колониями, а, следовательно, и особенно обострен-


1 И. Сталин "Марксизм и национально-колониальный вопрос", стр. 73.

2 Там же, стр. 65.

стр. 20

ной борьбы за раздел и за передел мира"1 . Стремление к монопольному обладанию колониями обостряет противоречия в лагере империалистов, приводит к острым конфликтам - империалистическим войнам, и порождает новый ряд острых и непримиримых противоречий - противоречий между метрополиями и колониями. Переход к империализму резко усилил национальный гнет и расширил базу национальных движений. Империализм превратил прежде чисто национальные государства (Англия, Франция, Германия, Италия и др.), но ныне обросшие колониями, в многонациональные государства, и таким образом национальный вопрос из внутреннего вопроса многонациональных государств и превратился в международный вопрос, в национально-колониальный вопрос. Такова характерная особенность второго периода в развитии национального гнета и способов борьбы с ним. Сравнивая эти два периода, товарищ Сталин отмечает общую черту, присущую обоим периодам, а именно, "...что в оба периода национальности терпят гнет и порабощение, ввиду чего национальная борьба остается в силе, а национальный вопрос - не разрешенным"2 ; и подчеркивает различие, заключающееся в том, "...что в первый период национальный вопрос не выходит из рамок отдельных многонациональных государств и захватывает лишь немногие, главным образом, европейские национальности, между тем как во второй период национальный вопрос из вопроса внутригосударственного превращается в вопрос междугосударственный - в вопрос о войне между империалистскими государствами за удержание в своем подчинении неполноправных национальностей, за подчинение своему влиянию новых народностей и племен за пределами Европы. Таким образом, национальный вопрос, имевший раньше значение только в культурных странах, в этот период теряет свой изолированный характер и сливается с общим вопросом о колониях"3 .

В соответствии с этим национально-освободительное движение в колониях, будучи направлено против главного врага социалистического пролетариата - империализма, - ослабляет позиции империализма и тем самым облегчает победу пролетарской революции. Таким образом, фронт пролетарской борьбы с капитализмом расширяется. Трудящиеся массы колоний, борющиеся за свое освобождение, превращаются в глубокие резервы пролетарской революции.

Отмечая мировое значение Великой Октябрьской социалистической революции в области национального вопроса, товарищ Сталин подчеркивает, что октябрьский переворот, втянув угнетенные нации в общее русло победоносной борьбы с империализмом, перебросил "мост между социалистическим Западом и порабощенным Востоком, построив новый фронт революций от пролетариев Запада через российскую революцию до угнетенных народов Востока, против мирового империализма"4 . Широко развертывая знамя пролетарской революции, подчеркивает товарищ Сталин, мы с особой силой "соберем вокруг него сочувствие и доверие стран Востока, представляющего тяжелые резервы нашей революции и могущего сыграть решающую роль в будущих схватках пролетариата с империализмом".

Ленинизм доказал, а Великая Октябрьская социалистическая революция подтвердила, пишет далее товарищ Сталин, что "национальный вопрос есть часть общего вопроса о пролетарской революции, часть общего вопроса о диктатуре пролетариата", что основной пункт нашей программы по национальному вопросу перестал составлять часть общедемократического движения и превратился в составную часть общепролетарской, социалистической революции. "Третий период - это период советский, период уничтожения капитализма и ликвидации национального гнета, когда вопрос о господствующих и подчиненных нациях, о колониях и метрополии отходит в исторический архив, когда пе-


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XIX, стр. 171.

2 И. Сталин "Марксизм и национально-колониальный, вопрос", стр. 74.

3 Там же, стр. 74 - 75.

4 Там же, стр. 57.

стр. 21

ред нами на территории РСФСР (ныне СССР. - Н. Е. ) встают национальности, имеющие равные права, равную возможность развиваться, но сохранившие некоторое исторически унаследованное неравенство ввиду своей хозяйственной, политической и культурной отсталости" (стр. 74). Это было сказано товарищем Сталиным на X с'езде партии.

С тех пор произошли крупнейшие изменения. Многое из "исторически унаследованного неравенства" решительно устранено и навсегда отошло в прошлое. В нашей стране создано братство народов. В Сталинской Конституции как непреложный закон записано равноправие всех граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни страны (статья 123-я Конституции).

Культура, национальная по форме и социалистическая по содержанию, небывало растет и развивается.

Товарищ Сталин на XVI с'езде партии говорил: "Надо дать национальным культурам развиться и развернуться, выявив все свои потенции, чтобы создать условия для слияния их в одну общую культуру с одним общим языком. Расцвет национальных по форме и социалистических по содержанию культур в условиях диктатуры пролетариата в одной стране для слияния их в одну общую социалистическую (и по форме и по содержанию) культуру с одним общим языком, когда пролетариат победит во всем мире и социализм войдет в быт, - в этом именно и состоит диалектичность ленинской постановки вопроса о национальной культуре.

...Кто не понял этого своеобразия и "противоречивости" нашего переходного времени, кто не понял этой диалектики исторических процессов, тот погиб для марксизма" (стр. 195). Эти слова имеют исключительную теоретическую ценность.

В трудах товарища Сталина мы имеем развернутое изложение марксистских взглядов по национальному вопросу. Нация, являясь категорией исторической, имеет свое начало и конец. В работах товарища Сталина мы имеем исчерпывающее об'яснение как тех исторических условий, в которых зарождаются и появляются нации и национальные движения, так и тех, при которых они исчерпывают себя и сходят с исторической сцены, сливаясь в высшем единстве - мировом коммунистическом обществе.

Братство народов, существующее в нашем социалистическом государстве, было создано в непримиримой борьбе как с великодержавным шовинизмом, так и с местным национализмом.

Братский союз народов в СССР создан вопреки всем проискам злейших врагов народа, подлых двурушников, шпионов и диверсантов во главе с подлейшим из подлых Иудушкой-Троцким. Иезуит и презренный двурушник-провокатор Бухарин, злобный враг партии и народа Рыков, все главари антисоветских групп: троцкистов, правых, зиновьевцев, меньшевиков, эсеров и буржуазных националистов об'единились в преступных рядах "право-троцкистского блока" с целью поражения Советского Союза, с целью расчленения СССР и отрыва от него в пользу фашистских государств Украины, Белоруссии, Средне-Азиатских и Закавказских республик и Приморья на Дальнем Востоке. Они ставили себе целью свержение существующего в нашей стране социалистического строя и восстановление капитализма, восстановление власти буржуазии. Но они просчитались, карающая рука пролетарской диктатуры уничтожила этих годов. Ничто не остановит нашего победоносного шествия.

Под руководством славной, испытанной и закаленной в боях коммунистической партии, руководимой товарищем Сталиным, народы Советского Союза смело и уверенно идут вперед, к коммунизму, освещая трудящимся всего мира пути их освобождения от капиталистической эксплоатации и национального гнета.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/25-ЛЕТИЕ-СТАТЬИ-ТОВАРИЩА-СТАЛИНА-МАРКСИЗМ-И-НАЦИОНАЛЬНЫЙ-ВОПРОС

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. ЕГОРОВ, 25-ЛЕТИЕ СТАТЬИ ТОВАРИЩА СТАЛИНА "МАРКСИЗМ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/25-ЛЕТИЕ-СТАТЬИ-ТОВАРИЩА-СТАЛИНА-МАРКСИЗМ-И-НАЦИОНАЛЬНЫЙ-ВОПРОС (дата обращения: 25.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Н. ЕГОРОВ:

Н. ЕГОРОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
1739 просмотров рейтинг
26.08.2015 (3165 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, пейзажная лирика, дискотека 90х
Каталог: Разное 
3 часов(а) назад · от Денис Николайчиков
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
25-ЛЕТИЕ СТАТЬИ ТОВАРИЩА СТАЛИНА "МАРКСИЗМ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android