M. AGULHON. Penitents et Francs-Masons de Vancienne Provence. Essai sur la sociabilite meridionale. Evreux. Fayard. 1984. 454 p.
М. АГЮЛОН. Пенитанты и франкмасоны старого Прованса. Очерк южной социабильности.
Зарубежная историография последнее время все чаще использует при анализе социальных явлений термин "социабильность", под которым подразумевается присущий различным эпохам исторический феномен - стремление членов конкретного общества создавать какие-то ассоциации, чтобы, помогая друг другу, играть затем действенную роль в любых сферах жизни. Как именно рассматривается социабильность применительно к истории определенных ассоциаций, можно проследить по книге Мориса Агюлона, профессора современной истории в Сорбонне, автора ряда монографий по новой и новейшей истории Франции. Автор, избрав для исследования два примера таких ассоциаций: светскую - средневековые масоны ("вольные каменщики") и духовную - братство пенитантов (т. е. "кающихся"), основанное в 1583 г. королем Генрихом III, прослеживает в сопоставлении их путь. Начавшись со сходного стремления реформировать феодальную архаику, они потом разошлись. Пенитанты, преследовавшиеся во время Французской буржуазной революции конца XVIII в., при реставрации Бурбонов играли реакционную роль. Масоны же выступали против старого режима как сторонники буржуазных порядков.
Предшествующую историографию Агюлон использует в трех аспектах: по истории Прованса как региона, издавна обособленного от господствующего в стране Севера, что объясняет специфику ассоциаций; по истории непосредственно пенитантов и масонов; но истории социабильности как характерного явления. Автор опирается на материалы архивов Национального, трех департаментских, многих коммунальных и Грасского братства черных пенитантов. Касаясь местной специфики, он анализирует деятельность разнообразных ассоциаций XVIII в.: приходских, муниципальных, профессиональных; затем рассказывает об устройстве и функциях братства пенитантов, включая его разновидности (белые, черные, синие, оранжевые и пр.), мировоззрении его членов, их легальной и нелегальной работе, их проникновении в масонские ложи. После того, как революция конца XVIII в. положила конец прежним братствам, их традиции были частично использованы членами революционных клубов и полулегальных ассоциаций, активность которых при Директории сошла на нет. Агюлон прослеживает отличия между лангедокско-провансскими ассоциациями в Авиньоне, Монако, Тулузе и Монпелье, сопоставляет факты их истории со сходными явлениями в других провинциях Франции, а также в Англии и Италии и приходит к выводу, что социабильность Прованса была в Западной Европе одной из сильнейших. Эти традиции, сохранившись до новейшего времени, объясняют, на его взгляд, повышенную общественную активность провансцев.
На примере данной работы видны характерные черты популярного сейчас за рубежом историографического направления, уделяющего внимание таким явлениям и учреждениям, развитие которых можно проследить по хронологической вертикали с тем, чтобы подчеркнуть их историческую самоценность независимо от эпохи.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |