Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: RU-14296
Автор(ы) публикации: В. Г. КАРЦОВ

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

Средневековая Западная Европа была разделена на ряд независимых государств, часто противостоявших друг другу. Католическая же религия сближала их духовно не только посредством общей церкви во главе с папской курией, но также путем латинизации богослужения и науки. На Руси установилось единство государства и веры с богослужением на церковнославянском языке, что тоже в значительной степени содействовало сплочению народа, особенно при многонациональности населения. Созданию Русского централизованного государства сопутствовала соответствующая религиозная пропаганда, расширившаяся после падения Константинополя в 1453 г. и установления турецкого владычества на Балканах. Конец Византийской империи характеризовался как кара за "флорентийское вероотступничество" (Флорентийскую унию 1439 г. православной церкви с католической).

После свержения золотоордынского ига (1480 г.), с присоединением Казани (1552 г.), Астрахани (1556 г.) и с падением Сибирского ханства (1581 - 1584 гг.) стерлась былая восточная граница Руси и рухнула стена, веками не только ограничивавшая ее территориально, но и сжимавшая со стороны Востока. Для русского народа открылись пути продвижения на Дон, Волжское понизовье, на Урал и в Сибирь. Появилась возможность "отхода" без военной силы, самочинно, вольным казачеством, и народ двинулся. Никакое прикрепление к земле не могло удержать его. Путь, проложенный в 1581 г. ватагами Ермака к Иртышу, менее чем за 60 лет пролег через всю Сибирь, Дальний Восток и завершился в 1639 г. выходом казака Ивана Москвитина на побережье Тихого океана. Так из Волго-Окского междуречья, с центральных русских земель, издавна захваченных феодалами всех родов и рангов, уходил от растущего крепостнического гнета народ русский на вольные земли и закрепился на широких просторах Сибири.

В сознании народа "до бога было высоко, а до царя далеко", и царская власть в условиях огромной России не только в жизненной реальности, но и психологически являлась символом единства страны. Престиж царя был исключительно высок. В ту пору политический строй, в данном случае - монархический, являлся "религиозной сферой, религией народной жизни, небом ее всеобщности в противоположность земному существованию ее действительности"; но так как "не государственный строй создает народ, а народ создает государственный строй", то в ту пору складывание самодержавной власти было объективно "демократией несвободы" 1 . В ту эпоху образования общеевропейского рынка на Западе, XVI - XVII столетия стали временем бурного развития торговли. Массовый вывоз из России природных богатств, добытых подневольным трудом народа, сулил обогащение правительству и феодальной знати. Экспорт русских товаров, осуществлявшийся через Архангельск, давал ежегодно около 1 млн. руб., по тому времени весьма значительную сумму. А оживление европейского торга влекло за собой усиление крепостнического гнета в стране. И если Россия своим крестьянским лицом оставалась повернутой на Восток, то ее феодально-аристократическое лицо смотрело скорее на Запад.

Церковь и государство были связаны друг с другом единством задачи: сглаживание социальных противоречий, причем оба они в конечном итоге осуществляли свою деятельность с позиций и в интересах господствующего класса. Вместе с тем их единство было "единством противоположностей", ибо оба они претендовали на


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 1, стр. 252, 254.

стр. 121


приоритет. Бог, как тогда говорилось, всемогущ, и цари ходят под богом, но бог находился на небе, а царь - на земле. Одновременно с формированием и укреплением Русского централизованного государства, в связи с поляризацией двух основных классов феодального общества, складывались две достаточно четко обозначенные идеологические тенденции в сфере "общественно- географической": централизаторско-"прозападническая", дворянская, и "провосточная", крестьянская; а параллельно, в сфере религиозной, - два различных восприятия религиозных доктрин и поэтому два взгляда на церковную организацию, при царистской в целом идеологии масс. Но в народе уже зарождалось критическое отношение к власти: возникало понятие "хороший царь", которому, естественно, противопоставлялось понятие "плохой царь". Наконец, после того, как "Стоглав" при Иване Грозном решительно осудил как еретические все отклонения от установившихся в России религиозных доктрин, которые он и зафиксировал в своих решениях в качестве непререкаемого канона благочестия, и после войны 1654 - 1667 гг. за воссоединение Украины с Россией, а также в связи с укреплением контактов с братскими балканскими народами и греческой церковью встал вопрос о необходимости приведения русской церкви к единоверию с украинской и балканскими.

Так сложились экономические, социальные, политические и идейные предпосылки катаклизмов середины XVII в., когда вспыхнул ряд городских восстаний, затем последовала церковная реформа Никона2 и потрясла страну Крестьянская война под предводительством С. Т. Разина.

Новая, "никонианская" вера в ряде догматических положений разошлась со старой, обжитой веками и привычной. Сейчас эти расхождения нам представляются не имеющими принципиально никакого значения. Но в ту темную пору они казались кардинально значимыми. Тогда поборники старой веры готовы были за каждое из таких расхождений идти на костер и мученическую смерть, тем более что за религиозной символикой часто крылось социальное противоборство. Магическим знаком христианства является крест. Крестное знамение обозначалось пальцами, сложенными особым образом. В древнерусском перстосложении два осеняющих пальца символизировали двуединство Христа как бога и человека, а три согнутых - божественную Троицу. Идея воплощения бога в человеке была простому народу ближе и понятнее, нежели абстрактная идея троичности. Никонианство же приняло для крестного осенения трехперстное сложение ("щепоть", как язвили староверы), как бы отодвигая символ сына божия, пострадавшего за простых людей, на второй план. В соответствии с тем же принципом богослужение в честь Христа как "богочеловека" требовало сугубой аллилуйи, то есть дважды повторяемого славословия: "аллилуйя, аллилуйя!". Теперь же сугубая аллилуйя заменялась трегубой. Самое имя Христа получило новое написание: вместо "Исус" - "Иисус", что рассматривалось приверженцами старой веры в качестве прямого отречения от "истинного" сына божия. Принятое древнерусское изображение креста (не простое перекрестие - крыж, а как символ "страстей господних" - той искупительной жертвы, которую принес Иисус во имя спасения людей) было обязательно восьмиконечным - четыре конца распятия плюс концы перекладин: верхней, то есть доски с титлом Христа, и нижней, то есть подножия. Никонианство же вводило крест четырехконечный. Имел место и ряд других обрядовых новшеств: раньше при ряде священнодействий (например, обнесении крестимого ребенка вокруг купели, венчании вокруг аналоя) хождение шло "по солонь", то есть по солнцу, с востока на запад; в никонианстве же - наоборот, с запада на восток. Вскоре иконы старорусского письма было приказано изъять из употребления. Древнее церковное "знаменное" пение по "крюкам" (своеобразные нотные знаки) при монодии (одноголосице), когда пели в унисон, в никонианских церквах стало сменяться многоголосным пением хора по нотам.

Церковная реформа Никона вызвала широкий протест. В 1655 г. в Москве собрался церковный собор с участием антиохийского патриарха Макария. На нем сторонники двоеперстия были прокляты. Смятение охватило людей. Говорили: если двоеперстное знамение еретично, значит, все древние святыни церкви прокляты и все русские святые - еретики; тогда все покойные предки обречены на вечные муки


2 См. подробнее: О. Ф. Козлов "Дело Никона". "Вопросы истории", 1976, N 1.

стр. 122


адовы! Никон принял решительные меры для подавления религиозной оппозиции, и новый собор 1656 г. провозгласил отлучение от церкви всех староверов. Тогда-то в православной русской церкви и произошел раскол на официальную, никонианскую, и на отрешенную и гонимую, старообрядческую. Переход на новое богослужение и отрешение от церкви священнослужителей, державшихся староверия, вызвали ряд эксцессов. Когда, например, в Ниловой пустыни священник начал службу по-новому, на пяти просфорах, причт воспротивился, пономарь ударил попа кадилом, и раскаленные уголья разлетелись. В церкви началась общая свалка3 .

Раскольническое движение с самого начала стало принимать социальное звучание, хотя как открытая оппозиция на первых порах проявлялось главным образом среди низшего духовенства. Протестующие попы-фанатики, выступая против правительственных устремлений, нередко являлись факелом, воспламенявшим массы. Правительство это понимало. И именно поэтому в России запылали костры православной инквизиции. Признанный вождь староверия протопоп Аввакум писал о Никоне: "Епископа Павла Коломенского, муча, и в новгородских пределах огнем сжег; Даниила, костромского протопопа, муча много, в Астрахани в земляной тюрьме заморил; Гавриилу, священнику в Нижнем, приказал голову отсечь; Михаила же, священника, без вести погубил: перевел к тюрьме, да и не стало вдруг; двух священников, вологжан, безвестно же и где дел; со мной 60 человек у всенощного взял, муча и бив и проклиная, в тюрьме держал, малии в живых обретошася; а меня в Даурскую землю сослал... Жена моя, протопопица Настасья с детьми в земле же сидит... На Мезени из дому моего двух человек удавили никониане на виселице. На Москве старца Аврамия, духовного сына моего Исайю Салтыкова в костре сожгли. В Боровске Полиекта священника и с ним 14 человек сожгли. В Нижнем человека сожгли. В Казани 30 человек. В Киеве стрельца Иллариона сожгли"4 .

Для преодоления староверия было запрещено выбирать священников, как бывало ранее. Попов стали только назначать, не считаясь с желанием паствы. Показательно, что крепостным крестьянам воспрещалось принятие священнического сана5 . Дело в принципе заключалось не столько в обрядности, сколько в государственно-политическом аспекте. Ведь сам Никон в борьбе со староверием не видал особого греха ни в двуперстном сложении, ни в сугубой аллилуйе. При разговоре с покорившимся противником Иваном Нероновым он признал: "Те и другие добры; все равно, по каким хочешь, по тем и служишь". Действительно, соборы проклинали старообрядцев не за их веру, а за неповиновение6 . Но у Никона имелась еще и такая особенность, как черты не преодоленной им крестьянской, "провосточной" идеологической тенденции. Патриарх решительно боролся с дворянскими тенденциями к сближению с Западом. Укрепляя официальное православие в России, он стремился войти в контакт с православными церквами Востока для совместного противостояния латинскому Западу. Не раскрыть ворота на Запад стремился своей церковной реформой Никон, а, наоборот, воздвигал более мощный православный барьер, чтобы надежнее отграничиться от латинского мира и тем самым укрепить мощь самостоятельной русской церкви. Никону были близки черты крестьянской консервативности в общественной и государственной жизни. Не случайно он требовал выселения всех иностранцев, не принявших православия, за пределы московских городских стен, в Немецкую слободу, и приказывал уничтожать иноверческие храмы и мечети. По его приказанию видный иностранный промышленник в России Марселис был высечен кнутом за курение. Борясь с проникновением западноевропейской культуры, Никон отнял у бояр и сжег пять возов музыкальных инструментов. Узнав, что родственник царя боярин И. Н. Романов ввел в своем домашнем быту европейские костюмы и обстановку, Никон обманно заполучил одежду боярских лакеев и приказал изрезать ее на куски7 .


3 В. В. Андреев. Раскол и его значение в народной русской истории. СПБ. 1870, стр. 67.

4 "Житие протопопа Аввакума". М. 1934, стр 200 - 201. Подробнее см.: В. С. Румянцева. Огнепальный Аввакум. "Вопросы истории", 1972, N 11.

5 В. В. Андреев. Указ. соч., стр. 10.

6 В. О. Ключевский. Соч. Т. 3. М. 1957, стр. 307.'

7 В. В. Андреев. Указ. соч., стр. 50 - 52.

стр. 123


Но одновременно разгорелся царско-патриарший конфликт из-за верховной власти. После смещения Никона с поста патриарха, когда в продолжение восьми лет на его место никто не был избран, в народе с новой силой вспыхнули сомнения, которые укрепляли отмененное староверие, о чем свидетельствуют тогдашние никониане - архипастыри8 . Раскольников предали в 1666 г. новой анафеме, после чего они лишены были уже права и возможности надеяться на какую-нибудь сделку с церковной властью и "становились непримиримыми врагами существующего церковного строя, а вместе с тем и государственной власти"9 . Шел 1666 год. "666" - "звериное" число в полном мистических иносказаний "Апокалипсисе", символ Антихриста. Среди раскольников пошли толки, что Антихрист явился на Землю. Значит, сбывается пророчество: через два с половиной года должен наступить конец света, грядет страшный суд, и только тот, кто не отдаст свою душу Антихристу, унаследует царство небесное. И на следующий, 1667 г., заволновалось донское казачество, державшееся за староверие. Донскому войсковому атаману К. Яковлеву был прислан царский указ: "Божиим и нашим великого государя делом вам бы радеть и промышлять над теми отступниками и ворами, дав им страху; ратьими и разумными богобоязненными людьми приводить их к обращению"10 . Но казаки крепко держались за старую веру, "государеву указу чинились непослушны", а в 1668 г. сменили в Черкасске войскового атамана.

Одновременно крупные события произошли и у далекого Белого моря: Соловецкий монастырь тоже не признал нововерия. В Москву была послана челобитная: дозволить богослужение по старым книгам. В ответ монахи получили царскую угрозу: в случае упорства отобрать у Соловецкого монастыря его вотчины и не пропускать в него никаких припасов. Обитатели Соловецких островов, в свою очередь, отвечали: готовы принять царский меч! 11 . Началась подготовка к обороне. Монастырь окружали неприступные каменные стены, на них располагалось 90 пушек. Припасов могло хватить на ряд лет. Впоследствии подошла и подмога: до 500 человек мятежного -люда, в том числе с казацкого Дона. Осада монастыря царскими войсками началась в 1668 году. "Никон и царь - два рога антихристова", - говорили оборонявшиеся. Вожак восставшей братии Никанор, окропляя святой водой пушки, приговаривал: "Матушки наши, голланочки, надежда у нас на вас, вы нас обороните!" Сражения длились около десяти лет. В 1676 г. нашелся предатель, который указал осаждавшим отверстие в неприступной стене, заложенное камнями. Эта "соловецкая Илиада" началась за два года до Крестьянской войны под предводительством С. Т. Разина, а завершилась пятью годами позже. Прав был исследователь, отмечавший: "Соловецкое восстание очень ярко показало, что старообрядческое движение было движением не только против господствующей церкви, но и против правительства"12 .

Было ли движение раскольников связано с разразившейся в ту пору Крестьянской войной? Немного хронологии: 1654 - 1656 гг. - раскол русской православной церкви; 1666 г. - низведение Никона с патриаршего престола и одновременно анафема староверам; 1668 г. - начало религиозного восстания на Соловках; 1670 - 1671 гг. - Крестьянская война; 1676 г. - подавление Соловецкого восстания. Какова же связь между этими событиями? В. И. Лебедев, сопоставляя движение разинцев с Крестьянской войной 1525 г. в Германии, утверждал: "Для идеологии немецких крестьян характерна ее религиозная окраска; для идеологии восставшего крестьянства Российского государства - царистская направленность"13 . Ту же мысль развивает Н. П. Долинин: движению Разина присуща религиозная индифферентность, и это "составляло


8 "Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссией)". Т.5. СПБ. 1853, стр. 483; Макарий. История русского раскола. СПБ. 1855, стр. 172 - 174.

9 Н. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т. II. СПБ. 1895, стр. 215.

10 "Крестьянская война под предводительством С. Разина". Сборник документов. Т. 1. М. 1954, стр. 93 - 94.

11 Там же, стр. 120.

12 "Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII в.". М. 1955, стр. 323.

13 В. И. Лебедев. Крестьянская война под предводительством С. Разина. М. 1955,стр. 163.

стр. 124


характерную черту антифеодальных выступлений в России", причем "идеи раскольничества стали распространяться в народной массе" только "после неудачных открытых массовых народных выступлений"14 . По мнению И. З. Кадсона, "малоперспективными выглядят попытки связывать крестьянские войны с еретическими движениями... Особенно показательной в указанном смысле представляется синхронность таких крупных социальных движений, как раскол и восстание С. Разина. Оба имели антифеодальную направленность, но не соприкасались при этом практически ни в организационном, ни в идеологическом отношении"15 .

Вероятно, исходя из тех же соображений, А. Г. Маньков в своей работе по истории Крестьянской войны не отметил того факта, что наибольшей массовости народное движение на последних его этапах достигло в коренных районах религиозного раскола - Нижегородчине, и вообще игнорировал роль раскола как идейного знамени антифеодальной борьбы в Соловецком восстании 16 . А. И. Рогов и другие специалисты по истории раскола постоянно пишут о старообрядчестве в России именно со второй половины XVII в., особенно с 90-х годов17 . Но упускается из виду, что до 1650-х годов так называемое старообрядчество вообще было единой религией России в целом и, следовательно, не оно "стало распространяться в народе", как говорят эти авторы, а наоборот, старая вера изживалась официальной церковью, причем в течение весьма длительного времени.

Более прав А. Дмитриев, писавший: "Основную массу раскольников составляли закрепощенные крестьяне. Они не разбирались ни в сугубой, ни в трегубой аллилуйе, ни в других догматических тонкостях обряда и культа. Им не нужно было и попов. Им нужна была жизнь иная, лучшая, чем та, которую несла с собой московская вера вместе с непосильными налогами и закрепощением. И они под реакционным лозунгом "старой веры" выражали свой протест против господства крепостников. Этим и объясняется необыкновенная живучесть раскола в ту эпоху и тот ожесточенный кровавый поход, который предприняла против него церковь, опираясь на полное сочувствие и поддержку московского самодержавия"18 (в этом утверждении нам представляется неудачным лишь выражение о реакционном лозунге "старой веры", дающее повод полагать, будто лозунг "новой веры" был прогрессивным). Н. С. Чаев сформулировал ту же мысль более четко: расколу были сильно подвержены посадские люди и крестьянство, и он "отражал глубокое социальное недовольство угнетенных слоев населения. Народные массы, становясь на сторону "старой веры", выражали этим свой протест против феодального гнета, прикрываемого и освящаемого церковью"19 . В "Истории СССР с древнейших времен до наших дней" выдвинуто еще более точное положение: "Старообрядцы боролись против дворянского государства, и этого было достаточно, чтобы вызвать сочувствие извне"20 . К сожалению, эта мысль не нашла отражения в приводимом в этом многотомном издании конкретном материале о Крестьянской войне 1670 - 1671 годов.

Итак, достаточно беглого взгляда на историографию рассматриваемого вопроса, чтобы признать неразработанность проблемы взаимосвязи Крестьянской войны и религиозного раскола, этих одновременно разгоревшихся антифеодальных народных движений, нашедших проявление как в идеологии, так и в активных формах классовой борьбы.

Прежде всего посмотрим, был ли Степан Разин чужд религиозных вопросов? Нет. Иначе зачем он на протяжении ряда лет поддерживал связь с Соловецким монастырем, оплотом раскольнического движения? Он отправился туда "на богомолье", после смерти отца, в 1652 г., как раз в год вступления Никона на патриарший престол, время бурных споров в кругу ревнителей благочестия. Вторично (не известно,


14 "Вопросы истории", 1957, N2, стр. 129.

15 И. З. Кадсон. Антицерковная борьба народных масс в России в трудах советских историков. "Вопросы истории", 1969, N 3, стр. 152.

16 "Крестьянские войны в России XVII - XVIII вв.". М. -Л. 1966, гл. 2.

17 А. И. Рогов. Народные массы и религиозное движение в России второй половины XVII в. "Вопросы истории", 1973, N 4.

18 А. Дмитриев. Инквизиция в России. М. 1937, стр. 49.

19 "Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII в.", стр. 317.

20 "История СССР с древнейших времен до наших дней". Т. 3. М. 1966, стр. 105.

стр. 125


по какому поводу) Разин посетил тот же монастырь в 1661 г., когда и раскол уже произошел, и начались массовые гонения на раскольников, и Никон оказался в опале. Можно себе представить, как бурлили Соловки. Разин не стоял в стороне от резких раскольнических выпадов против порядков, царивших тогда в феодальной России. Раскол с его антифеодальными народными тенденциями противостоял властям, включая патриарха, но тот же патриарх по каким-то, неясным для народа причинам оказался отстраненным от дел. И в 1666 г. все смешалось: в открытой оппозиции властям оказался уже и Никон, низведенный при посредстве чужеземных патриархов с церковного престола и заточенный в глухой монастырь. Люди недоумевали. Староверы говорили нововерцам: "Если Никон, наставник ваш, правый путь вам указал, то зачем его изгоняете? Когда ученики на учителя своего ратуют? Если же Никон враг богу и богородице и святым его и вам, то зачем его пестрые законы держите?"21 . Веками органически сливавшиеся в сознании народа слова "царь" и "бог" пришли в некое противоречие. Создалась коллизия в народной психологии.

Именно в это время началось восстание во главе с Разиным. В 1668 г. Степан Тимофеевич посылал своих людей в Ферапонтов монастырь, где был заточен Никон. Казаки вели переговоры с низложенным патриархом и призывали его перейти на их сторону. Никон отказался. Впоследствии он сам подтвердил это в своих показаниях. А "распросные речи" о настроениях казачества сообщали: "Воровские казаки... Похваляют бывшего патриарха Никона: напрасно, де, бояре с Москвы его согнали, а он-де, Никон, им был отец. Л как де Стенька Разин будет в Казани или в Нижнем Новгороде, а он де, Никон, будет в Москве по-прежнему", после чего доносчики резюмировали: "А на что де было его, Никона, с Москвы изгонять; как бы его не изгоняли, и от Стеньки бы Разина такие смуты и не было"22 . В народе закрепилась мысль, что во всем виноваты ненавистные бояре и проклятые еретики. Они и веру замутили, и патриарха, богом поставленного, устранили. Не мог же царь с ними быть заодно? Ранние прокламации Разина так и писались, именем бога и государя: "Кто хочет богу и государю послужить... да и Степану Тимофеевичу", тем "изменников выводить"23 . Но шила в мешке не утаишь. Вскоре стало очевидно, что подавители крестьян и казаков действуют по воле царя. Тогда в народной памяти воскресло промелькнувшее за 60 лет до того явление "двух царей" и "двух патриархов" (старики еще помнили "Смутное время").

Тут в Москве нечаянно умер царевич Алексей Алексеевич. Вот и имя, подходящее для "хорошего" царя. "Нечай" - так прозвали восставшие мифического царевича в их лагере. А патриарх? Он, гонимый боярским царем, существует на самом деле, только отказался "прямить" народу. Но воспользоваться его именем тоже можно. Хорошо ли оно, плохо ли, однако нашумело, и все его знают. И вот быстро разнеслась весть: "Идет Нечай- царевич Алексей Алексеевич да Никон-патриарх... и люди всё то ставят в правду... и от того, государь, пущая беда и поколебание", - доносил керенский воевода в конце сентября 1670 года24 . Теперь Разин призывал черный народ целовать крест "государю царевичу Алексею Алексеевичу и батюшке нашему", гонимому Никону, то есть народному главе церкви25 . Самый факт принятия массами имени Никона в качестве знамени крестьянской антифеодальной борьбы свидетельствует о том, что в народе имела место большая неразбериха в вопросах раскола церкви. Ясно было одно: есть попы, идущие с властями, боярами, дворянами, это - новая государственная церковь; и есть попы же, но народу близкие, они обличают бар, а старая то церковь или новая, мужику все равно. Разинцы оборудовали две баржи. Одну выстлали красным сукном. На ней плыл в роли Нечай-царевича какой-то пленный кавказский князь. Другой убрали черным бархатом, для Никона26 . Среди казаков шла молва, что Никон к Разину писал на Дон, "чтобы он, Стенька, соб-


21 С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. Кн. VII. М. 1962, стр. 123.

22 "Крестьянская война под предводительством С. Разина". Сборник документов. Т. II, ч. 1. М. 1957, стр. 44.

23 Там же, стр. 65.

24 Там же, стр. 109.

25 Там же.

26 "Записки иностранцев о восстании С. Разина". Л. 1968, стр. 111.

стр. 126


равшись с воровскими казаками, шел на бояр к Москве, а его-де Никона, бояре согнали с Москвы напрасно" 27 .

Некоторые авторы, отбрасывая религиозный элемент в народном движении, представляют Разина чуть ли не атеистом либо человеком, к религии совершенно индифферентным. Но ведь Разин и его сподвижники были людьми своего времени. Лично у Разина имелся свой духовник поп Феодосии. В войске повстанцев тоже были попы" которые служили службы по убиенным28.

Встает другой вопрос: примыкал ли Разин к старообрядчеству? Если да, то чем объяснить его стремление привлечь Никона на сторону восставших? Видимо, и здесь нет ничего противоестественного. Церковный собор сложил с Никона патриарший сан. Следовательно, сама православная соборная церковь отвернулась от бывшего патриарха. Он был угнетаем и гоним властями и государственной церковью. Отсюда зарождалось стремление найти в лице Никона опору и поддержку. Вместе с тем Разин, как многие люди того времени, держался "старины" и противостоял государственной церкви, опиравшейся на собор, судивший бывшего патриарха. Об этом свидетельствует сопоставление формулировок церковных доктрин в прокламациях Разина, с одной стороны, а с другой - в правительственных грамотах, в обращениях Иоасафа, никоновского преемника на патриаршем престоле. От власть имущих раздавался призыв постоять "за святую соборную и апостольскую церковь и православную христианскую веру"29 . Противостоявшая формула из "прелестных писем" восставших - иная: стать "за дом пресвятыя богородицы и и за всех святых,., за всю православную христианскую веру"30 . Обе стороны "утверждали, что стоят за православие. Но одно дело "соборная и апостольская церковь", апробированная собором патриархов; другое - "дом пресвятой богородицы и всех святых", центр древнего, специфически русского православия: собор Успения пресвятой богородицы - Успенский собор московского Кремля, усыпальница русских митрополитов, хранитель мощей преподобного Филиппа и других основоположников старой веры.

Патриарх Иоасаф и царские власти инкриминировали С. Разину следующие религиозные преступления: он - "аспид", "вор", "клятвопреступник", "змий, из ложа своего поглощающий верных христиан", "забыв господа бога и святую соборную апостольскую церковь и православную христианскую веру, своровал ему, великому государю.., и прямых старых донских казаков, которые за святую соборную и апостольскую церковь и за его, великого государя... не щадя голов своих бивались.., многих перебил, перегубил и опозорил...". От этих общих положений власти переходят к более конкретным, частным: "И тот вор и изменник Стенька Разин с товарищами" обвиняются в следующем: "забыв страх божий... от святые соборные и апостольские церкви отступили" (то есть впали в раскол), "и про спасителя нашего Иисуса Христа говорит он, Стенька, всякие хульные слова" (то есть полагает переименование Исуса на Иисуса ересью)31 . Основываясь на этих обвинениях в адрес Разина, некоторые историки склонны приписывать казацкому атаману атеистические убеждения. С этим трудно согласиться.

Порою в литературе поводом для обоснования разинского вольномыслия служат следующие факты, поставленные в вину Степану Тимофеевичу в том же источнике "Наказная память воеводе П. Урусову": "На Дону церквей божьих ставить и никакого пения петь не велел... и священников с Дону сбыл,., и донским казакам венчаться у церквей не велел, а велел венчаться около вербы". Но о чем здесь идет речь? Все сказанное связано с одним и тем же эпизодом: в Черкасске погорело несколько церквей, их хотели восстановить. Разин, придя в донскую старшинскую столицу, запретил делать это, а попов новой веры прогнал. Что касается того факта, что он "никакого пения петь не велел", то речь идет не о бытовом пении, а о церковном многоголосии, которое с позиций староверия осуждалось как еретическое. Естествен-


27 "Крестьянская война...". Т. П, ч.1, стр. 31.

28 Н. Н. Фирсов. Разин - разинщина; Пугачев - пугачевщина. Казань. 1930, стр. 17.

29 "Крестьянская война...". Т. I, док. NN 111, 141, 143; т. II, ч. 1, док. NN 2, 67, 93 327

30 Там же. Т. I, док. N 184; т. II, ч. 1, док. NN 78, 207; т. II, ч. 2. М. 1959, док. N 60, стр. 74 - 75.

31 Там же. Т. I, стр. 196 - 197.

стр. 127


но, что с закрытием церквей возникал и вопрос, как вступать в брак. Здесь-то рассерженный атаман и сказал о безразличии, где венчаться, то ли в еретической церкви, то ли около вербы. Данная трактовка текста может быть подтверждена астраханским материалом, в котором ясно говорится: Разин "священникам не велел венчать по архиепископскому благословению" 32 , то есть обводить вступающих в брак в соответствии с новой догмой вокруг аналоя против движения Солнца, а не "по солонь", как было в старом богослужении.

Отмеченные в источниках обвинения затем были суммированы в приговоре, зачитанном при казни Разина 6 июня 1671 года33 . Ясно, что без учета реальной обстановки, которая сложилась тогда, в условиях церковного раскола, многие неожиданные повороты в сознании людей той эпохи будут непонятны. Например, на основе нескольких беглых замечаний только что разобранного нами источника, вне учета всей сложности идейной борьбы в период Крестьянской войны, одним из историков был сделан вывод, что "среди повстанцев вошло в практику свадьбы "играть" вокруг "вербы", как когда-то делали их далекие предки, а не совершать обычный церковный обряд венчания" 34 . Или еще: Н. И. Костомаров писал о Разине как о человеке, "некогда ходившем на богомолье в отдаленный Соловецкий монастырь, а впоследствии хулившем имя Христа и святых его"35 . В свете фактов религиозного раскола данные обстоятельства становятся легко объяснимыми. К тому же мы располагаем прямым свидетельством современника, говорившего о заинтересованности Разина в церковных делах: автор "Сообщения касательно подробностей мятежа, недавно произведенного в Московии Степаном Разиным", называл вождя Крестьянской войны "казацким папой" и прямо отмечал, что Разин "вмешивался в церковные дела" и прогнал "многих священников"36 .

О принадлежности Разина и значительной части его казаков к староверию свидетельствуют факты. Так, царские власти при проходе казаков с Каспия под Астраханью велели "их всех привести к вере в церкве, а приведчи к вере, всех их роздать, в Астрахани по московским стрелецким приказам". Но указаний этих местные власти выполнить не смогли, казаков пришлось поставить вне города, а "к вере их, воровских казаков, привесть не смели", так как они "великому государю вины свои принесли в Астрахани, а к вере не приважены ж"37 .

Рассмотренный материал убеждает в том, что Разин был истинным сыном своего времени и своего класса. Он не особенно разбирался в дебрях теологических разноречий и. смело выступал против феодального гнета, против всевозраставшей государственной политики закрепощения масс и в то же время вместе с народом, с присущей крестьянству консервативностью держался старины: не выдвинув никакой позитивной программы будущего, по мужицко- казачьи идеализировал прошлое с его общинными порядками и вольностями. В новой церкви он видел стремление к религиозному освящению надвинувшегося зла, а в старой - протест против него и освящение старых порядков. Этому нисколько не мешает то обстоятельство, что особой набожности у Разина не было. По свидетельству источников, он не придерживался постов и никогда не был святошей.

Тут возникает новый вопрос: участвовали ли раскольники в Крестьянской войне (помимо донцов и выступления на Соловецких островах)? После анафемы 1666 г. поток раскольников хлынул на Дон, в Тамбовщину и в Нижегородский край. По-своему толкуя туманные строфы "Апокалипсиса", они в 1669 г. ожидали светопреставления. Многие раскольники мастерили себе гробы и готовились к смерти, сами себя отпевая. Еще с осени крестьяне оставили обработку полей. Заброшенный скот жалобным мычанием вторил заунывному пению лежавших в гробах хозяев. Ясачная мордва, а вместе с ней и те русские люди, кто не поддался панике, угоняли беспризорных животных и подчас дочиста расхищали покинутые обывателями деревни38 .


32 "Записки иностранцев о восстании С. Разина", стр. 117.

33 Там же, стр. 116 - 119.

34 В. И. Лебедев. Указ. соч., стр. 174.

35 Н. И. Костомаров. Собрание сочинений. Т. 2, кн. I. СПБ. 1903, стр. 426.

36 "Записки иностранцев о восстании С. Разина", стр. 108.

37 "Крестьянская война...". Т. I, стр. 152.

38 П. И. Мельников. Полное собрание сочинений. Т. 13, ч. 1. СПБ. 1898, стр. 24 - 26..

стр. 128


1669 год кончился, а судный день не пришел. Расколоучители говорили: значит, ошиблись в расчетах. Видимо, к антихристову числу 666 сверх двух с половиной лет, предусмотренных "Апокалипсисом", следует прибавить еще 33 года жизни Христа. Если так, то второе пришествие наступит в 1702 году. Кстати, забежим вперед: это утверждение подготовило почву для провозглашения в будущем Петра I Антихристом. А пока вслед за "обманным" 1669 годом раскольничьи районы, где происходили описываемые события, стали районами ожесточенной Крестьянской войны 1670- 1671 годов. В раскольничьем Темниковском уезде, который был одним из центров Крестьянской войны, вдохновляли народное движение попы-староверы: Савва, непосредственно участвовавший в боях; Пимен, который пришел из Москвы, служил церковную службу без патриаршего благословения и по приказу повстанческого атамана Федора Сидорова "молил бога за бывшего патриарха Никона и воровских казаков"; отец Пимена поп Данила скрывался еще до начала восстания, и его разыскивали московские сыщики.

В Темников же пришла старица Алена, командовавшая у Разина двумя полками. После смерти мужа она постриглась. Что она держалась старой веры, о том сообщают официальные источники: "была во многих местах на воровстве и людей портила", а прибыв в Темников, и разинского атамана Федора Сидорова "учила ведовству"; и, видимо, научила, так как он отстранил проправительственного соборного протопопа Перфилия и поставил на служение в соборе Пимена39 . Алена, активная участница крестьянской борьбы, привлекала к себе сердца угнетенных и сплачивала их отряды. Ее Враги (подобно тому, как это было в отношении Жанны д'Арк) обвиняли Алену в том, что она "одерживает победу благодаря волшебству". С разгромом движения ее доставили в Арзамас к кн. Ю. Долгорукову. "Когда бы все воевали, как я, князь Юрий от нас навострил бы лыжи", - говорила народная воительница. Перед смертью она перекрестилась "на русский лад" и взошла на костер40 . Не случайно также, что в ходе войны гонители народных масс прежде всего требовали и от потерпевших поражение и от всего населения присяги, что они знают и помнят "святую соборную и апостольскую церковь и крестное целование"41 . Случалось, что после "приведения к вере" люди вновь примыкали к восстанию. Когда к тамбовским казакам и солдатам, после их вторичного перехода к восставшим, были присланы с уговором правительственные попы, те их схватили42 .

В то же время вместе с восставшими шло немалое число духовенства, не подчинившегося официальной церкви. Так, при приближении Разина к Саратову его встретили горожане во главе с игуменом Богородицкого монастыря; поп Алатырского уезда писал "воровские письма" и ходил с восставшими; отрядом восставших козьмодемьянцев в 3 тыс. человек вместе с атаманом П. Ивановым руководил соборный поп Михаил Федоров; в Ветлужской волости Галицкого уезда зачинщиками "воровского завода" были сельские попы и монахи; в Нижегородском уезде сотни патриарших крестьян, а также монастырский игумен и священник находились "в шатости", в Шацком и Кадомском уездах активным участником восстания был дьячок из села Алдалова; атаманом "воровских казаков" являлся вдовый поп Иван, а связным - дьячок Федор Попов; в Унже посадский поп Андроников скликал народ и оглашал "воровское письмо"; в отчине князя Одоевского "бунт заводили" поп Клим и дьячок Федор Федотов; во главе 15 тыс. восставших Козьмодемьянского уезда и в ряде других мест стоял разинский атаман Илья Иванов, сын Пономарев (он же Попов); игумен Троицкого монастыря Тамбовского уезда был вместе с восставшими, собравшимися в монастыре, и т. д.43 .

Районом наибольшего накала крестьянского движения в Нижегородском Поволжье стали села Лысково, Мурашкино, Ворсма, Павлово, Богородицкое. Их район впоследствии на протяжении двух столетий являлся одной из основных баз раскола. На Волге форпостом "нововерия" был Макарьев- Желтоводский монастырь, располо-


39 "Крестьянская война...". Т. II, ч. I, стр. 367.

40 "Записки иностранцев о восстании С. Разина", стр. 113.

41 "Крестьянская война...". Т. III. М. 1962, док. NN 114, 177; т. II, ч. 1, док. NN 123, 147, 176, 193, 273, 327

42 Там же. Т. II, ч. 1. док. NN 164, 167.

43 Там же, док. N 32, 91. 202, 215, 242, 244, 264, 270, 285, 288, 348.

стр. 129


женный на левом берегу реки, близ устья Еерженца, напротив села Лысково. Керженец хорошо известен в истории раскола. Его леса служили укрытием для раскольничьих скитов, которые после разинского восстания оказались всероссийским центром старообрядческой церкви и оставались им до середины XVIII в., когда уступили свою роль черниговскому Стародубью и Ветке, а затем южноуральскому Иргизу, связанным со староверами-пугачевцами. Не удивительно, что именно в этом районе Поволжья отряды восставших находили горячую поддержку. Их встречали с попами, иконами и хоругвями. Подобно тому, как правительственные войска осаждали Соловецкую обитель, поволжские крестьяне, благословляемые своим духовенством, бросались на неприступные твердыни Макарьевского монастыря. Когда штурм не удался, в монастырь пробрались с "воровским письмом" два попа, "воровские" же, как сообщает источник. Что произошло в монастыре, мы не знаем, но только с их появлением архимандрит и наиболее "верные" властям старцы бежали, о чем черный поп Лаврентий Гудок известил лысковских крестьян. Тут 6 тысяч восставших бросились на штурм и овладели монастырем.

При подавлении Крестьянской войны население этого и примыкающих к нему районов особенно пострадало. Местные жители укрывались в лесах, где "воровские люди, поделав себе крепости, жили с женами и детьми"44 . Их коренные села приказано было разорить и сжечь. Схваченных казнили, предварительно пытая огнем. После разгрома восстания в селе Мурашкине, например, было сожжено 394 двора и только 12 оставлено. Как истые раскольники, многие мурашкинские крестьяне с детьми и женами сами сжигали себя в срубах. Восстание на Волге горячо волновало заточенного Аввакума. Еще весной 1670 г. он писал к раскольнице Маремьяне Федоровой: "Как там братия наша, еще ли живы или все сожжены? Бог их, светов моих, благословит и живых и мертвых...". И, обращаясь к богу, взывал: "Собери нас под крыло свое, воедино всех наших! Удержи дьявола, да и ,не поглотит наших никого же!"45 . Вот почему именно в дни самой напряженной борьбы с восставшими, 14 апреля 1670 г., мятежный протопоп был посажен в земляную тюрьму в Пустозерске. Но и в темницу проникали слухи о поражении восставших: "А по Волге той живущих во градех, и в селах, и в деревеньках тысяща тысящами положено под меч нехотящих принять печати антихристовы ...упокой, господи, души раб своих, всех пострадавших от никониан", - писал после подавления восстания Аввакум46 .

После разгрома Крестьянской войны несколько сот разинцев бежали с Волги и Дона в Соловки. Влившись в ряды защитников Соловецкой обители, они вместе с ними продержались до 1676 года. Таким образом, соловецкая эпопея послужила как прологом, так и эпилогом Крестьянской войны. А в войске Донском вновь занял пост атамана К. Яковлев. С выражением покорности писал он царскому правительству: "Многие, государь, наши братья на истинный путь и в чувство пришли, и от воровства престали... и нам, холопем твоим, всему войску донскому вины свои они принесли. И животворящим, государь, крестом с нами знаменовалися на том, государь, что им с нами сопча за дом пресвятые богородицы и за московских чудотворцев и за тебя великого государя... стоять и служить по прежнему... на том, государь, животворящим крестом и знаменовались"47 . Мы уже знаем, что формула "за дом пресвятые богородицы и за московских чудотворцев" - формула староверов. Действительно, донское казачество в своей массе блюло старообрядчество долгое время.

Разинцы-астраханцы участвовали в Московском восстании 1682 г., а в 1688 г. донские казаки-раскольники "хотели... воровать, как Стенька Разин"48 . Позже они выступали под старообрядческим знаменем К. А. Булавина. Еще и при Александре I донской атаман М. И. Платов с казаками исповедовал старую веру. В свою очередь, "жестокость при подавлении восстания, разорение и перспективы усиления крепостничества благоприятствовали распространению раскола", - резюмировали


44 Там же, стр. 266, 294; "Записки иностранцев о восстании С. Разина", стр. 112.

45 "Житие протопопа Аввакума", стр. 239.

46 Там же, стр. (126.

47 "Крестьянская война...". Т. II, ч. 2, док. N 74.

48 В. И. Буганов. Степан Тимофеевич Разин. "История СССР", 1971, N 2, стр. 74.

стр. 130


А. А. Новосельский и Н. С. Чаев49 . С этим нельзя не согласиться. Говоря об антифеодальных средневековых движениях, Ф. Энгельс отмечал: "Если эта классовая борьба носила тогда религиозный отпечаток, если интересы, нужды и требования отдельных классов скрывались под религиозной оболочкой, то это нисколько не меняет дела и легко объясняется условиями времени"50 . Вместе с тем не следует и идеализировать крестьянские восстания, как бы ставя крестьян впереди их борьбы. "Крестьяне боролись не столько "за", сколько "против", не столько за ясную цель, сколько против врагов"51 . И все же они, расшатывая устои старого, объективно содействовали становлению нового.

49 "Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII в.", стр. 310 - 311.

50 Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии. М. 1952, стр. 33.

51 Б. Ф. Поршнев. Феодализм и народные массы. М. 1964, стр. 313 - 314.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/РАЗИНЦЫ-И-РАСКОЛЬНИКИ

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. Г. КАРЦОВ, РАЗИНЦЫ И РАСКОЛЬНИКИ // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 04.08.2017. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/РАЗИНЦЫ-И-РАСКОЛЬНИКИ (дата обращения: 20.10.2017).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. Г. КАРЦОВ:

В. Г. КАРЦОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
86 просмотров рейтинг
04.08.2017 (77 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
Игорный бизнес в Украине: казнить нельзя помиловать (авторский репортаж)
Каталог: Право 
11 часов(а) назад · от Россия Онлайн
Как показано в статье отрицательный результат опыта возник вследствие того, что теоретическое обоснование этого опыта проводили исходя из ошибочного предположения, что второй луч распространяется вдоль плеча интерферометра ММ1 .
Каталог: Физика 
14 часов(а) назад · от джан солонар
Реликтовое излучение можно рассматривать как элементарные волны возмущения эфирной среды, фотонов и гравитонов, состоящих из микроэлементарных частичек - реликтов и фононов, которые являются квазистабильными частицами, не распадающимися на более мелкие части
Каталог: Физика 
14 часов(а) назад · от джан солонар
Составляющими элементарных частиц электронов, протонов являются реликты, фононы, электрические диполи, которые находятся в в среде фононов, заполняющих объем частицы. имеют одинаковую структуру, в связи с этим, должны иметь одинаковую плотность фононов заполняющих их объем. Их свойства также как и в фононовой среде, будут определяться коэффициентами Больцмана и Планка
Каталог: Физика 
15 часов(а) назад · от джан солонар
Поскольку атмосферы планет определяются величинами «постоянных» Больцмана и Планка то все физические процессы , происходящие на этих планетах или вблизи них должны протекать при разных значениях этих физических коэффициентов но, очевидно, по одним и тем же физическим законам
Каталог: Физика 
15 часов(а) назад · от джан солонар
Составляющими элементарных частиц электронов, протонов являются реликты, фононы, электрические диполи, которые находятся в в среде фононов, заполняющих объем частицы. имеют одинаковую структуру, в связи с этим, должны иметь одинаковую плотность фононов заполняющих их объем. Их свойства также как и в фононовой среде, будут определяться коэффициентами Больцмана и Планка
Каталог: Физика 
3 дней(я) назад · от джан солонар
Поскольку фононовая среда в космическом пространстве не однородна то следова тельно, Постоянные Больцмана и Планка не являются постоянными величинами, а зависят от свойств фононной среды и имеют различные значения в разных зонах космического пространства..
Каталог: Физика 
3 дней(я) назад · от джан солонар
Свои опыты Козырев строил на следующем рассуждении: «Если некоторую систему вывести из обычного течения времени, то эта система сможет испытывать силы течения времени. Анализируя принцип причинности, можно прийти к заключению, что вращения тела является механическим способо Поскольку исследования Козырева Н.А. были связаны со свойствами реликтового излучения, эфирной среды, то вначале статьи приведен краткий анализ свойств этой среды.м вывода тела из обычного хода времени».
Каталог: Физика 
3 дней(я) назад · от джан солонар
Дитя физики Аристотеля, квантовая физика впала в жестокую ошибку: спутав с малым великое, она приняла за микрочастицу Луну как фотон и гравитон в одном лице. Quantum physics, child of Aristotle's physics, was cruelly mistaken: taking the small for the great, it taking the microparticle of the Moon for a photon and graviton in one.
Каталог: Философия 
3 дней(я) назад · от Олег Ермаков
Свои опыты Козырев строил на следующем рассуждении: «Если некоторую систему вывести из обычного течения времени, то эта система сможет испытывать силы течения времени. Анализируя принцип причинности, можно прийти к заключению, что вращения тела является механическим способом вывода тела из обычного хода времени».
Каталог: Физика 
3 дней(я) назад · от джан солонар

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
РАЗИНЦЫ И РАСКОЛЬНИКИ
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK