Libmonster ID: RU-14223
Автор(ы) публикации: Г. Ф. КИМ

М. Изд-во "Наука". 1975. 350 стр. Тираж 5500. Цена 1 руб. 62 коп.

Марксистская историография остро нуждается в монографических исследованиях, в которых были бы прослежены общие закономерности всемирной истории на материалах не только истории народов Запада, но и Востока. Особая актуальность этой задачи сегодня обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, с выходом в результате крушения колониальной системы на арену всемирной истории в качестве ее активных творцов народов Азии и Африки резко возросло число научных публикаций по различным периодам их истории и культуры. Иными словами, ныне уже накоплен богатейший конкретно- исторический материал, требующий теоретического обобщения. Во-вторых, в процессе научного познания все рельефнее вырисовывается диалектически взаимосвязанное явление: наряду с общими закономерностями истории всего человечества, открытыми еще основоположниками марксизма- ленинизма, ярче проступают многие специфические черты общественного развития Востока. Конкретно- исторический материал о странах Востока настолько велик, что возникла реальная опасность увлечения им и, стало быть, одностороннего его осмысления, вне связи с законами общечеловеческой, всемирной истории. Если в прошлом главным "пороком" был европоцентризм, то в настоящее время известное увлечение особенностями Востока может привести к своего рода "востокоцентризму", за что, например, ратуют пекинские идеологи. Мы не говорим уже об идейной борьбе вокруг афро-азиатских стран, их путей развития.

Определенным кругам как на Западе, так и на Востоке выгодно оживить стародавние идеи Ф. Лоренца или Р. Киплинга "о неисторичности" Востока, об особом его пути развития. Истинная подоплека этих попыток очевидна - внушить афро-азиатским народам, что опыт социального прогресса, уже накопленный человечеством, и прежде всего опыт мирового социализма для них непригоден, ибо они якобы идут по особому пути. Вряд ли стоит всерьез опровергать подобные измышления, служебная цель которых - ослабить союз мировых антиимпериалистических сил. Нельзя считать случайностью тот факт, что сейчас наиболее яростным атакам с разных позиций подвергается марксистско-ленинское учение об общественно- экономических формациях. Противники марксизма, стремясь опрокинуть учение о формациях, определяющей роли экономического фактора, законов классовой борьбы, нередко обращаются к материалам докапиталистической истории афро-азиатских стран. Именно в изучении ранних периодов их истории мы до сих пор сталкиваемся с трудностями, связанными с недостаточностью или неясностью источников.

Эти проблемы определяют научную значимость книги доктора исторических наук, старшего научного сотрудника Института Дальнего Востока АН СССР В. И. Никифорова, в которой автор, широко прибегая к историко-сравнительному методу (для сопоставления взяты факты из истории Азии, Африки, Европы и доколумбовой Америки), рассматривает вопрос об общественно-эко-

стр. 152


номических формациях в странах Азии и Африки.

Большое место в книге занимают размышления автора о рабовладельческом обществе на Востоке. И это надо приветствовать, ибо особенно усиленным нападкам со стороны наших идеологических противников подвергается марксистское понятие рабовладельческого общества. Поскольку из всех классовых формаций оно наиболее удалено от нас, а изучение его хуже обеспечено источниками, понятие рабовладельческого общества представляется буржуазным ученым слабым звеном в цепи учения о формациях. Отрицая существование рабовладельческого строя, они надеются опрокинуть все стройное здание материалистического толкования истории. Тем более отрицается ими рабовладельческий строй в странах Востока, где он имел свои особенности по сравнению с Европой. В то же время, буржуазными социологами ставится под сомнение и факт существования феодализма в Азии и Африке. В этой связи перед марксистами, в первую очередь советскими историками, стоит важная задача обобщения накопленного материала по докапиталистической истории внеевропейских стран, объективного установления общего и особенного в развитии этих стран.

Именно необходимость решения этой задачи вызвала дискуссии о докапиталистических общественных формациях, проходившие среди советских ученых в 20-х - 30-х годах, а затем вновь развернувшиеся в конце 50-х - начале 60-х годов в СССР и других странах1 . История стран Востока стояла при этом в центре внимания. В обстановке свободного творческого обмена мнениями были высказаны гипотезы, по- разному объясняющие основные этапы, пройденные восточными странами в докапиталистический период. Книга как бы подводит итог многому из того, что говорилось на дискуссиях. Первая часть ее посвящена анализу различных концепций, обсуждавшихся на этих дискуссиях, вторая - носит историографический характер, в ней показано, что проблема общественного строя стран Востока ставилась европейскими историками и философами еще с XVII в., но лишь основоположники марксизма смогли по-настоящему включить страны Востока в единую схему всемирно-исторического прогресса, поставив в этой связи вопрос об этапах собственной истории восточных стран. Выводы основоположников научного социализма по данному вопросу важны в современной идеологической борьбе и, как свидетельствовали материалы прошедших дискуссий, обобщенные в книге, служат ключом к "разгадке" многих тайн докапиталистической истории афро-азиатских народов.

В третьей части книги на примере главным образом Китая В. Н. Никифоров показывает, что факты, известные сегодняшней науке, служат подтверждением общности основных этапов докапиталистической истории восточных и западных стран. Специфические черты, встречающиеся в некоторых азиатских странах (касты в Индии, "ученое сословие" шэньши в Китае), не отменяют общих закономерностей, не означают, будто восточные страны не знали рабовладения и феодализма, которые у них заменяла якобы какая-то своя особая формация. Тем более, конечно, неверно говорить об определяющей будто бы роли в странах Востока неэкономических факторов, таких, как государство, религия и т. п.

Исследование В. Н. Никифорова может служить примером плодотворности применения для написания обобщающих трудов критико-историографического метода. В самом деле, сколько-нибудь ответственное извлечение из массы научной литературы общей концепции невозможно без предварительной критической оценки этой литературы. Историографический подход применяется в первой части книги для критического обобщения материалов недавней дискуссии, во второй части - для установления истоков современных концепций, в третьей - для извлечения из новейшей литературы сложившейся к настоящему времени картины развития стран Востока докапиталистического периода (безбрежность темы сделала вполне естественным, что эта картина набросана в третьей части книги только эскизно и требует, конечно, еще многих дополнений).

Наряду с историографическим методом автор прибегает, по мере необходимости, к другим исследовательским приемам. Так, в первой части книги он в ряде случаев от анализа научных трудов переходит к общесоциологическим построениям; во второй, разбирая некоторые места из произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, применяет, по существу, источниковедческий подход к их


1 См. "Общее и особенное в историческом развитии стран Востока". М. 1966; "Проблемы истории докапиталистических обществ". Т. I. М. 1968; "Проблемы докапиталистических обществ в странах Востока", М. 1971.

стр. 153


текстам; основные же разделы третьей части написаны в форме очерка конкретных социальных отношений; в отдельных ее разделах с картиной традиционного китайского общества бегло сравниваются (вновь в форме критического обзора литературы) известные сегодня науке основные факты об общественном строе разных стран. Автор специально выделяет Китай и некоторые другие государства, развивавшиеся в древности в относительной изоляции: такая выборочность помогает наглядней убедиться, что в странах, отдаленных друг от друга, почти не связанных, проявляются в принципе те же общие закономерности.

Лучшему усвоению трудных теоретических вопросов помогает довольно четкая структура книги, тщательно подобранные эпиграфы к отдельным частям, концовки глав. Хорошо, что автор попытался сформулировать ответ на некоторые вопросы, неясность которых вела нередко к теоретической путанице. Одним из первых в числе их следует назвать подчеркнутую в книге необходимость четко отличать рабовладельческую форму эксплуатации от феодальной (см. стр. 53 - 54). Трудность в том, что оба типа общественных отношений во многом сходны, особенно в неразвитом виде. И это сходство ведет к тому, что некоторые историки принимают за феодальные те примитивные формы зависимости, которые предшествовали, видимо, во всех странах развитому рабовладению (илотия в Спарте, аналогичные категории зависимости в республиках древней Индии, в государстве инков и т. п.). Автор возражает тем, кто ограничивает формы рабовладельческой эксплуатации трудом раба лишь непосредственно в доме хозяина. В этом пункте В. Н. Никифоров присоединяется к мыслям, высказанным в свое время еще В. В. Струве и С. И. Ковалевым и получившим затем отражение в работах И. М. Дьяконова, Г. Ф. Ильина и других исследователей. Он принимает также и последовательно развивает выдвинутый И. М. Дьяконовым тезис об отсутствии в странах Древнего Востока верховной государственной собственности на землю - тезис, выбивающий почву из-под теорий как особого развития азиатских стран, так и постоянного господства в этих странах (в древности и в средневековье) единой якобы феодальной ренты-налога.

Особое внимание В. Н. Никифоров обращает на постоянную взаимозависимость базиса и надстройки, фактическая недооценка которой служит, как правило, причиной многих неясностей. Сосредоточиваясь всецело на изучении экономического базиса, некоторые историки начинают в результате смешивать внешне сходные, но исторически различные экономические явления, присутствующие в разных формациях (илотия и крепостничество; наемный труд в древнем мире и в период новой истории, и т. д.). Между тем, хотя роль экономики является, в конечном счете определяющей, но без участия, например, политической надстройки невозможны ни переход от формации к формации, ни окончательное оформление нового строя (это положение не относится, конечно, к становлению первобытнообщинного строя). Переключая свое внимание с базиса общества исключительно на его надстройку, иные исследователи, напротив, начинают невольно игнорировать определяющую роль экономики, сводят все к роли государственных учреждений или идеологии. Между тем общественно-экономическая формация в действительности характеризуется нерушимым единством и постоянным взаимодействием базиса и надстройки. Каждой из них соответствует конкретный уровень развития производительных сил, хотя воздействие данного фактора на экономику (как хорошо показано в книге) нельзя толковать механически.

Рассматривая определение ведущего уклада, заимствованное автором у советского индолога В. И. Павлова2 , В. Н. Никифоров приходит к выводу, что это определение, выработанное на материале многоукладного общества с ведущим капиталистическим укладом, применимо и к другим общественно- экономическим формациям. Этим определением подчеркивается динамический характер ведущего уклада, решающая роль воздействия его на надстройку и на общество в целом, независимо от количественного, может быть, иногда внешне незначительного удельного веса данного уклада. По-видимому, такое положение, когда ведущий - рабовладельческий - уклад количественно не преобладает, типично для многих обществ на протяжении всей или большей части их древней истории; иными словами, перед нами требующая научного признания специфическая особенность рабовладельческой общественно- экономической формации. Такое признание позволило бы лучше объяснить реальные факты истории вос-


2 См. В. И. Павлов. Об условиях становления капитализма в афро-азиатском обществе. "Мировая экономика и международные отношения", 1973, N 10.

стр. 154


точных стран, тогда как огульное отрицание существования рабовладельческого строя на том только основании, что он не отвечает сложившимся у тех или иных ученых представлениям, оставляет конкретный ход истории вообще без объяснения (стр. 49 - 54).

К достоинствам книги можно отнести и то, что теоретические построения даются в ней, как правило, на базе обильного фактического материала, как историографического, так и конкретно-исторического. Отметим новые историографические моменты: впервые прослеживаемую автором на разных ее этапах оценку восточного общества мировой наукой до К. Маркса и Ф. Энгельса и непосредственно после них; влияние "открытия" общины на представления о взаимосвязи истории Востока и всемирной истории; роль И. В. Киреевского как первого пропагандиста "общинной" теории; ошибочные моменты во взглядах на традиционное восточное общества К. Каутского, Г. В. Плеханова, А. Богданова. Что касается дискуссий 30-х годов и истории создания концепции рабовладельческого общества на Востоке В. В. Струве, то о них автор пишет кратко, поскольку факты эти уже получили в какой-то мере отражение в литературе3 .

В конкретно-исторической части книги заслуживает внимания синхронический подход автора к рассмотрению основных этапов отдельно экономической, социальной и идеологической истории. В результате получается общий предположительный вывод о переломных моментах, разделяющих две различные докапиталистические общественные формации в Китае. В общем соответствуя тем этапам, которые намечались в работах ряда советских историков еще с середины 30-х годов 4 , они впервые обосновываются с такой полнотой теоретически.

Книга еще раз убеждает, что широта взгляда нередко позволяет тому или иному исследователю не только ясней выразить то, к чему его коллеги подходили эмпирически по частям, но и в отдельных случаях помогает скорректировать их точку зрения. Подобные примеры не единичны: например, Г. Ф. Ильин, не будучи формально исследователем Камбоджи, уточнил выводы специалистов о характере древнекамбоджийского общества 5 . Ю. В. Качановский убедительно возражал знатоку средневековья А. Я. Гуревичу по вопросу о структуре феодального общества6 . Широта общетеоретического подхода и владение методом сравнительного анализа позволяют автору, например, высказывать обоснованные соображения об общественном строе докапиталистических государств Африки, расходящиеся с выводами многих африканистов (см. стр. 255 - 258); в трактовке основных этапов истории Ирана в связи со всемирной историей автор, в основном принимая концепцию Н. В. Пигулевской, расходится с ней по вопросу о хронологическом рубеже между рабовладельческой и феодальной формациями (он относит его предположительно ко времени арабского завоевания). Все эти соображения автора представляются нам убедительными.

Проблема, трактуемая в книге, неизбежно касается не только многих стран и многих веков их истории, но и областей, находящихся в "ведении" смежных наук: философии, политэкономии, государства и права. Нечего и думать, что В. Н. Никифоров в состоянии был один достаточно глубоко разобраться во всех поставленных вопросах, и в то же время созданное им обобщающее исследование, стоящее на стыке различных общественных наук, отвечает острейшей потребности времени. Возникает противоречие, выход из которого - в кооперации усилий многих специалистов разного профиля. В применении к рецензируемой книге это значит, что желательно как можно более широкое ее обсуждение историками, философами, политэкономами, специалистами в области государства и права. И сам полемический тон книги, по всей вероятности, вызовет широкую дискуссию вокруг поставленных автором важных, но еще не решенных проблем исторического развития стран Азии и Африки. Во всяком случае, выход в свет книги В. Н. Никифорова даст новый импульс изучению узловых проблем всемирной истории и ее основы - формационной теории.


3 См. Н. М. Постовская. Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе (1917 - 1959). М. 1961; см. также: "Очерки истории исторической науки в СССР". Т. IV. М. 966; В. Н. Никифоров. Советские историки о проблемах Китая. М. 1970.

4 См. А. Мишулин. Очерк о Китае в античную эпоху, "Борьба классов", 1936, N 1 - 2; см. также: "Китай. История, экономика, культура, героическая борьба за национальную независимость". М. -Л. 1940.

5 См. Г. Ф. Ильин. Классовый характер древнеиндийского общества. "Проблемы докапиталистических обществ в странах Востока", стр. 164.

6 См. Ю. В. Качановский. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства? М. 1971, стр. 67 - 71.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/В-Н-НИКИФОРОВ-ВОСТОК-И-ВСЕМИРНАЯ-ИСТОРИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Serge GareliusКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Garelius

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Г. Ф. КИМ, В. Н. НИКИФОРОВ. ВОСТОК И ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 16.07.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/В-Н-НИКИФОРОВ-ВОСТОК-И-ВСЕМИРНАЯ-ИСТОРИЯ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - Г. Ф. КИМ:

Г. Ф. КИМ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Serge Garelius
Orenburg, Россия
2157 просмотров рейтинг
16.07.2017 (2447 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
9 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
В. Н. НИКИФОРОВ. ВОСТОК И ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android