Libmonster ID: RU-14742
Автор(ы) публикации: П. П. Черкасов

Кризисные явления, обнаружившиеся в колониальной империи Франции в 20 - 30-е годы 1 , получили развитие во время второй мировой войны, ставшей своеобразным ускорителем национально-освободительного движения угнетенных и зависимых народов. Уже в 1945 г. оно одержало победы в Ливане, Сирии, Вьетнаме, Камбодже и Лаосе. Война, оказавшая глубокое влияние на взаимоотношения колоний и метрополии, вызвала необходимость серьезной перестройки колониальной политики Франции. Именно в эти годы были подготовлены условия для первой структурной реформы колониальной империи Франции, завершившейся в 1946 г. созданием Французского Союза. Все это позволяет говорить о самостоятельном, специфическом этапе в колониальной политике Франции в 1939 - 1945 годах. При этом необходимо учитывать существенное отличие этой политики до и после капитуляции Франции в июне 1940 года. К тому же с лета 1940 г. следует говорить о двух колониальных политиках - вишистского правительства и созданной Ш. де Голлем организации "Свободная Франция" (с июля 1942 г. - "Сражающаяся Франция"), превратившейся в 1944 г. во Временное правительство Франции.

В настоящей статье анализируется эволюция колониальной политики "Свободной Франции", выявляются ее особенности и характер. Выбор данной темы объясняется, помимо ее слабой разработанности в советской историографии 2 , тем обстоятельством, что эта колониальная политика получила дальнейшее развитие после окончания второй мировой войны. Принципы, сформулированные де Голлем в военные годы, в большей или меньшей степени определяли колониальную политику Франции вплоть до конца 50-х гг., когда в этой политике начался новый этап.

Вторая мировая война оказала глубокое и противоречивое воздействие на взаимоотношения Франции и ее колоний. С одной стороны,


1 О колониальной политике Франции в межвоенный период см.: Черкасов П. П. Франция и ее колониальная империя накануне второй мировой войны. В кн.: французский ежегодник 1980. М. 1982.

2 В советской историографии данная проблема затрагивалась преимущественно в исследованиях о движении Сопротивления во Франции, а также в работах биографического характера, посвященных генералу Ш. де Голлю (см. Молчанов Н. Н. Внешняя политика Франции 1944 - 1954. М. 1959; его же. Генерал де Голль. М. 1972; Смирнов В. П. Франция во время второй мировой войны. М. 1961; его же. Движение Сопротивления во Франции в годы второй мировой войны. М. 1974; его же. Новейшая история Франции. 1918 - 1975. М. 1979; Ибрашев Ж. У. Политическая концепция Ш. де Голля. Алма-Ата. 1971. Можно отметить также книгу советского правоведа Л. М. Энтина. "Крушение империи" (М. 1965). Во французской литературе по изучаемой проблеме выделяются: Sirlex-Hertriche. Empire au combat. P. 1945; Martin du Card M. La carte imperiale. Histoire de la France Outre-mer 1940 - 1945. P. 1949.

стр. 81


война стимулировала резкое усиление колониальной эксплуатации: метрополия требовала от колоний широкой материальной поддержки для ведения войны (контингенты для армии, промышленное сырье, продовольствие, использование стратегических баз и т. д.). С другой - ситуация, сложившаяся во французской колониальной империи после поражения Франции в 1940 г., привела к значительному ослаблению хозяйственно-экономических связей империи и метрополии. В ряде случаев французские позиции в колониях (Индокитай, страны Леванта) были серьезно подорваны. Ослабление экономических связей вследствие войны усугублялось падением политического престижа и влияния Франции в колониях, где в ходе войны развернулось национально-освободительное движение. Но все это обнаружилось к концу войны, а в ее начале метрополия возлагала большие надежды на свою колониальную империю 3 .

Уже в первые сентябрьские дни 1939 г. Франция очень остро ощутила стратегическое значение своего колониального тыла. Под трехцветные знамена осенью 1939 г. было призвано 216 тыс. алжирцев (в том числе 123 тыс. арабов) и 80 тыс. солдат из Черной Африки 4 . По требованию французского правительства колонии значительно увеличили поставки сырья и продовольствия в метрополию. Одни только африканские владения за два военных года увеличили производство каучука в 6, производство хлопка - в 2, добычу золота - в 3 и алмазов - в 5 раз 5 . Война послужила мощным толчком для промышленного и сельскохозяйственного развития колоний, которое, разумеется, служило прежде всего интересам метрополии и сопровождалось резким усилением колониальной эксплуатации. Так, в Камеруне до середины 30-х гг. золото вообще не добывалось; в 1940 г. его было добыто уже 544 кг., а в 1942 г. - 711 килограммов. Добыча ценнейшего стратегического сырья-титана во французских владениях увеличилась со 159 т в 1938 г. до 3 тыс. т в 1943 году 6 . Добыча графита на Мадагаскаре возросла с 13,4 тыс. т в 1938 г. до 73 тыс. т в 1944 г.; производство пальмового масла в Камеруне за тот же период выросло с 5 тыс. т до 12 тыс. тонн 7 . В значительной степени за счет резкого увеличения вывоза сельскохозяйственной продукции из колоний Франция смогла преодолеть острый продовольственный кризис, возникший в стране к концу войны. Об этом пишет де Голль, указывающий, что весной 1944 г. в заморских территориях было накоплено запасов продовольствия для метрополии на сумму 10 млрд. франков 8 .

Широкая материальная поддержка со стороны заморских территорий при всем ее значении не могла, конечно, компенсировать общую слабость III Республики перед лицом держав "оси", во многом объяснявшуюся духом капитулянтства и пораженчества ее политического


3 К началу второй мировой войны Франция располагала крупнейшей, после Британской, колониальной империей. Она занимала территорию в 12 млн. кв. км, а численность проживавшего на ней населения приближалась к 70 млн. человек. Колониальная империя Франции включала Северную Африку (Алжир, Тунис, Марокко), Западную и Экваториальную Африку, Мадагаскар, Берег Сомали, Сирию и Ливан, Индокитай (Камбоджа, Лаос и территория нынешнего Вьетнама), 5 городов в Индии, острова Полинезии, Новую Каледонию, Новые Гебриды (франко-британский кондоминиум), острова Гваделупа, Мартиника, Сен-Пьер и Микелон, часть Гвианы, а также ряд более мелких островных владений (см.: Atlas des colonies francaises, protectorats et territoires sous mandats de la France. P. 1934; Annuaire statistique de l'Union Francaise Outre-mer 1939 - 1949. 3eme ed. P. 1951).

4 Yacono X. Les Etapes de la decolonisation francaise. P. 1975, p. 46.

5 Laurentie H. L'Empire au secours de la Metropole. P. 1945, p. 28.

6 Annales de L'Assemblee Consultative Provisoire. Documents. Tome unique. Du 7 novembre 1944 au 3 aout 1945. P. 1951. Annexe N 246, p. 201.

7 Deveze M. La France d'Outre-mer. De l'Empire colonial a l'Union francaise 1938 - 1947. P. 1948, p. 173.

8 Де Голль Ш. Военные мемуары. Т. 2. Единство 1942 - 1944. М. 1960, с. 213.

стр. 82


руководства на всем протяжении 30-х годов. Менее полутора месяцев понадобилось вермахту для того, чтобы разгромить французскую армию и, без единого выстрела вступив в Париж, принудить правительство Петэна подписать 22 июня 1940 г. унизительные условия Компьенского перемирия, обрекавшие Францию на частичную оккупацию, ограбление и позор коллаборационизма. Именно в тот момент колонии вновь, как и в 1914 - 1918 гг., были призваны на помощь метрополии. Заморские территории стали отправной платформой, с которой началось освобождение и возрождение страны. Об этом напоминал в июне 1942 г. де Голль 9 . О роли заморских территорий неоднократно говорилось и на заседаниях Временной консультативной ассамблеи 10 .

По условиям Компьенского перемирия колониальные владения Франции, как и метрополия, должны были немедленно прекратить военные действия против Германии и Италии. Губернаторы всех колоний получили на этот счет указания Виши. Однако разгром Франции в июне 1940 г. не означал прекращения борьбы со стороны французских патриотов. Если внутри страны в 1940 - 1941 гг. происходило оформление движения Сопротивления, в котором ведущая роль принадлежала Французской коммунистической партии (ФКП), то за ее пределами сгруппировались патриотически настроенные буржуазные элементы, во главе которых стал до тех пор мало кому известный бригадный генерал Шарль де Голль. Введенный в состав правительства в качестве заместителя министра национальной обороны за восемь дней до падения Парижа, он еще до Компьена рассматривал возможность продолжения войны с территорий империи.

"Если нами проиграна война 1940 года, мы можем победить в другой войне, - говорил де Голль премьеру П. Рейно 6 июня 1940 г. - Не прекращая борьбу в Европе, пока это возможно, необходимо в то же время решиться на продолжение войны в наших заморских владениях и подготовиться к ней" 11 . Он предлагал правительству перебазироваться в Северную Африку вместе с оставшейся частью армии и в союзе с Англией продолжать борьбу. "Население Северной Африки решительно требовало продолжения войны против Гитлера. Там находилась французская армия численностью в 300 - 400 тыс. человек, с 1800 самолетами, причем французское правительство имело полную возможность перебросить в Африку необходимые сухопутные и воздушные силы из метрополии" 12 . Однако предложения де Голля были тогда отвергнуты капитулянтами. Идея опоры на колониальную империю ради достижения победы над врагом вновь прозвучала в обращении де Голля к французскому народу 18 июня 1940 г.: "Для Франции ничто не потеряно. Мы сможем в будущем одержать победу теми средствами, которые причинили нам поражение. Ибо Франция не одинока! Она не одинока! Она не одинока! За ней стоит обширная империя" 13 .

"Свободной Франции" вначале нужно было привлечь администрацию колоний на свою сторону, побудив ее порвать с правительством Виши. 19 - 27 июня 1940 г. де Голль обращается к губернаторам, верховным комиссарам и командующим войсками французских колоний. В то время на его призыв откликнулись лишь генерал-губернатор Индокитая генерал Ж. Катру 14 и командующий французскими войсками


9 Там же. Т. 1. Призыв 1940 - 1942 годы. М. 1957, с. 814.

10 См., например, Annales de L'Assemblee Consultative Provisoire, Annexe N 246, p. 199.

11 Де Голль Ш. Ук. соч. Т. 1, с. 80 - 81.

12 Смирнов В. П. "Странная война" и поражение Франции (сентябрь 1939 г. - июнь 1940 г.). М. 1963, с. 340 - 341.

13 Де Голль Ш. Ук. соч. Т. 1, с. 331.

14 См. General Catroux. Deux actes du drame indochinois. Hanoi: Juin 1940. Dien Bien Phu: Mars 1954. P. 1959.

стр. 83


в Сомали генерал Лежантийом. Но они немедленно были сняты Петэном со своих постов. В Виши стремились не допустить распространения голлистского влияния на колонии, которые "союзники" Виши - Германия, Италия и Япония намеревались подчинить своим военно-стратегическим интересам. Идя на поводу у фашистских агрессоров, вишистские власти, по существу, способствовали германо- итало-японскому проникновению во французские владения 15 . При прямом содействии Виши Германия и Италия укрепились в Северной Африке и на Африканском Роге, а Япония - в Индокитае.

В сентябре 1940 г. генерал-губернатор Индокитая адмирал Ж. Деку принял японский ультиматум с требованием свободного пропуска через территорию Аннама (Центральный Вьетнам) японских войск к китайской границе, а также о предоставлении права использования Японией французских военных и военно- морских баз в Индокитае. Одновременно были значительно снижены таможенные тарифы на японские товары, которые вскоре наводнили индокитайский рынок. 29 июля 1941 г. адмирал Ж. Дарлан и японский посол в Виши подписали договор о "совместной обороне Французского Индокитая", по которому Япония получала право размещать свои войска на всей его территории. Она фактически превращалась в японский плацдарм в Юго-Восточной Азии. Правительство Петэна обязалось ежемесячно выделять из бюджета Индокитая 4,5 млн. пиастров на содержание японских войск 16 . Под давлением Японии Виши отменило прежний таможенный закон и с 1 июля 1941 г. предоставило Индокитаю "таможенную автономию", что открыло перед японским капиталом неограниченные возможности в этом районе. К концу войны Франция была полностью вытеснена Японией из индокитайской торговли 17 . Индокитай был превращен в склад сырья и продовольствия для японской армии.

Вишистская политика в колониальном вопросе характеризовалась крайней реакционностью 18 . 10 июля 1940 г. т. н. конституционный закон, призванный заменить в вишистском "государстве" конституцию III Республики, был распространен и на территории французских владений 19 . Одновременно ликвидируется министерство колоний, существовавшее с 1894 года. Место его занял Государственный секретариат по делам колоний, преобразованный в 1943 г. в Государственный секретариат по делам флота и колоний, подчинявшийся военному министру 20 . Колониальные ресурсы были поставлены вишистами на службу фашистским агрессорам. В колониях, подчинявшихся Виши, ликвидируются даже зачатки самоуправления в виде существовавших кое-где выборных совещательных органов. Их полномочия передаются губернаторам и другим представителям колониальной администрации. Взамен распущенных выборных совещательных органов создаются консультативные комиссии, комплектовавшиеся путем назначения.


15 См. по этому вопросу: Смирнов В. П. Начало сотрудничества правительства Виши с фашистской Германией. В кн.: Французский ежегодник 1963. М. 1964; Г pa к В. Н. Империалистические противоречия на Ближнем Востоке после капитуляции Франции (июнь-сентябрь 1940 г.). В сб.: Балканы и Ближний Восток накануне и в начале второй мировой войны. Свердловск. 1968; его же. Франко-германское сотрудничество на Ближнем Востоке в период англо-иракского вооруженного конфликта. В сб.: Балканы и Ближний Восток в новейшее время. Сб. 2. Свердловск. 1973.

16 Лаврищев А. А. Индокитайский вопрос после второй мировой войны. М. 1960, с. 26.

17 George A. Autonomie economique, cooperation Internationale et changements de structure en Indochine. P. 1954, pp. 76 - 77.

18 См. по этому вопросу: Энтин Л. М. Ук. соч., с. 38 - 42; Yacono X. Op. cit., pp. 46 - 51.

19 И. С. Киссельгоф. История Франции в годы второй мировой войны. М. 1975, с. 41.

20 Annuaire du Ministere de la France d'Outre-mer et du Ministere d'Etat charge des relations avec les Etats Associes. P. 1951, p. 23.

стр. 84


Предательская и пособническая политика Виши встречала растущее сопротивление не только в метрополии, но и среди колониальной администрации. С конца лета 1940 г. губернаторы колоний постепенно начинают переориентироваться на "Свободную Францию". 22 июля 1940 г. о присоединении к де Голлю объявил комиссар-резидент франко-британского кондоминиума Новые Гебриды А. Сото 21 . Большое значение для "Свободной Франции" имело присоединение к ней ряда африканских владений, начало кэторому положил 26 августа 1940 г. чернокожий губернатор колонии Чад Ф. Эбуэ. "Губернатор Чада и командующий войсками территории, - говорилось в его декларации, - убежденные, что восстановление французского величия и независимости требует того, чтобы заморская Франция продолжила борьбу совместно с Великобританией, приняли решение провозгласить присоединение территории и войск, которые ее защищают, к Свободным французским силам генерала де Голля, немедленно наладить тесное экономическое сотрудничество с соседними британскими колониями и обратиться с призывом к другим частям Французской Африки" 22 .

Присоединение Чада к "Свободной Франции" вызвало приступ ярости у Гитлера, понимавшего стратегические последствия этого события 23 . Территория Чада была превращена в удобную базу союзнических ВВС, наносивших оттуда бомбовые удары по германо-итальянским войскам в Северной Африке и в Средиземноморском бассейне. Со своей стороны, де Голль усматривал в присоединении Чада обнадеживающее начало на пути к овладению другими колониями в Африке. "В самом деле, - отмечал он в своих мемуарах, - Франция могла на обширных пространствах Африки возродить свою армию и свой суверенитет в ожидании того периода, когда участие в войне новых союзников, наряду со старыми, изменит соотношение сил. В этом случае Африка, расположенная вблизи Апеннинского, Балканского и Пиренейского полуостровов, служила бы отличным исходным рубежом, находящимся в руках французов, для возвращения в Европу" 24 .

Овладение африканскими колониями было важно для деголлевского Комитета и с морально-политической точки зрения, как свидетельство первого вклада "Свободной Франции" в дело победы. "Участие французских территорий в битве за Африку, - писал де Голль, - свидетельствовало бы о том, что определенная часть Франции снова вступила в войну. Это означало непосредственную защиту своих владений от врага. Это помешало бы, в пределах возможности, Англии и, вероятно, в будущем Америке захватить эти владения во имя ведения войны и в собственных интересах. Это помогло бы, наконец. Свободной Франции возвратиться из изгнания и начать осуществлять суверенные права на национальной территории" 25 . Как показали дальнейшие события, беспокойство де Голля относительно намерений Англии и США было вполне обосновано. В ряде случаев (в Сирии и Ливане, Алжире, на Мадагаскаре, позднее в Индокитае) союзники стремились устранить Францию и занять ее место.

Вслед за Чадом о присоединении к "Свободной Франции" заявили Камерун (27 августа), Французское Конго (28 августа) и Габон (29


21 В своих воспоминаниях А. Сото подробно излагает причины, побудившие его присоединиться к де Голлю (Sautot H. Grandeur et decadence du gaullisme dans Ie Pacifique. Melbourne-Lnd. 1949, p. 12). Не вызывает сомнений, что если бы Сото не присоединился к "Свободной Франции", то тихоокеанские владения Франции были бы оккупированы войсками союзников, как это имело место на Мадагаскаре, в Северной Африке и в ряде других колоний, признавших правительство Виши.

22 Цит. по De Ia Roche J. Le Gouvernement general Felix Eboue. 1884 - 1944. P. 1957., p. 126.

23 См. Ibid., p. 219.

24 Де Голль Ш. Ук. соч., т. 1. с, 232.

25 Там же, с. 133.

стр. 85


августа) 26 . К сентябрю 1940 г. "Свободная Франция" располагала Французской Экваториальной Африкой, генерал- губернатором которой в дальнейшем был назначен Ф. Эбуэ. До переезда в г. Алжир после его занятия войсками союзников столицей "Свободной Франции" становится г. Браззавиль. С осени 1940 г. начинается новая волна присоединений к "Свободной Франции" 27 . Долгое время не удавалось добиться присоединения Французской Западной Африки. Попытка высадить десант в Дакаре, предпринятая в сентябре 1940 г. "Свободной Францией" при поддержке англичан, успеха не имела, хотя она и вызвала определенные опасения в Берлине 28 . Сохранялся вишистский режим в Алжире, Тунисе и Марокко.

Высадка союзников в Северной Африке в ноябре 1942 г. имела следствием ликвидацию вишистской администрации как в странах Магриба, так и в Западной Африке, и переход юрисдикции над ними в руки Французского комитета национального освобождения (ФКНО). Таким образом, к середине 1943 г. все французские владения, за исключением Индокитая, присоединились к ФКНО. 27 октября 1940 г. в Браззавиле де Голль издает манифест, учреждающий Совет обороны империи. "Этот совет, - говорилось в документе, - осуществляет всестороннее общее руководство военными действиями в целях освобождения родины и ведет переговоры с иностранными державами по вопросам, относящимся к защите французских владений и французских интересов" 29 .

Закрепившись в Экваториальной Африке, "Свободная Франция" начала формирование новой французской армии, первые подразделения которой в декабре 1940 - мае 1941 г. успешно участвовали в боевых действиях в Ливии, Эфиопии и Итальянском Сомали, где было нанесено поражение итальянской армии. Моральное значение этих побед было тем более значительно для "Свободной Франции", что на всех других фронтах и участках войны державы "оси" имели несомненный перевес. "Победы английских вооруженных сил, войск "Свободной Франции" и Бельгийского Конго над фашистскими агрессорами в Северной и Северо-Восточной Африке были первыми и единственными на этом этапе второй мировой войны" 30 . Характеризуя значение и роль империи в первых успехах "Свободной Франции", генерал Ф. Леклерк писал: "Империя стала театром первых побед нашей возрождающейся силы. Она была также одним из участников этих побед, поскольку ее ресурсы позволили нам начать воссоздание французской армии" 31 .

Темнокожие солдаты составляли значительную часть вооруженных сил "Свободной Франции". Только из Черной Африки в их составе в середине войны числилось более 55 тысяч солдат 32 . Африканцы


26 Обстоятельства присоединения колоний Французской Экваториальной Африки к "Свободной Франции" подробно освещены в мемуарах генерала А. Сисе (см. Sice A. L'Afrique equatoriale francaise et Ie Cameroun au service de la France. P. 1946).

27 Таити и о-ва Океании - 2 сентября 1940 г.; владения в Индии - 9 сентября 1940 г.; Новая Каледония - 24 сентября 1940 г; Сирия и Ливан - июнь-июль 1941 г.; Сен-Пьер и Микелон - сентябрь 1941 г.; Уоллис и Футуна - 27 мая 1942 г.; Реюньон - 28 ноября 1942 г.; Французское Сомали - 28 декабря 1942 г.; Мадагаскар - 14 декабря 1942 г.; Гвиана - 17 марта 1943 г.; Антильские о-ва (на Мартинике находился золотой запас Французского банка, перешедший к ФКНО) - июнь-июль 1943 года.

28 В беседе с французским генералом Хюнтцингером, состоявшейся вскоре после дакарской операции "Свободной Франции", представители германского командования недвусмысленно заявили: "Если вы - французы (имеется в виду вишистское правительство. - П. Ч .) не способны защитить Французскую Африку, то мы в самое ближайшее время перенесем военные действия на этот континент" (цит. по: Baudoin P. Neuf mois au gouvernement (Avril - decembre 1940).P. 1948, p. 398.

29 См. Де Голль Ш. Ук. соч. Т. 1, с. 37У.

30 История второй мировой войны 1939 - 1945. Т. 3. М. 1974, с. 154.

31 Из предисловия генерала Леклерка к книге: Dehon E. La Nouvelle politique coloniale de la France. P. 1945, p. 5.

32 Annales de l'Assemhlee Consultative Provisoire, Annexe N 246, p. 199.

стр. 86


и арабы, одетые во французскую военную форму, приняли самое активное участие в освобождении Франции. В 1-й армии генерала Ж. де Латтра де Тассиньи, высадившейся летом 1944 г. на побережье Франции, четыре дивизии (из семи) были полностью укомплектованы солдатами из Северной и Тропической Африки 33 . Кроме того, 150-тысячный контингент колониальных войск на всем протяжении войны обеспечивал охрану французских заморских территорий и их "внутреннюю стабильность". В целом, по признанию де Голля, "примерно на две трети французские войска состояли из африканцев" 34 .

Колониальные проблемы занимали важное место в деятельности ФКНО и его главы. 28 июля 1942 г. Совет обороны империи был преобразован в Комиссариат по экономике, финансам и колониям, который, в свою очередь, после ряда реорганизаций с 10 сентября 1944 г. стал министерством колоний во Временном правительстве Французской республики. Первым комиссаром, а затем и министром колоний стал Р. Плевен 35 . Главнейшей целью ФКНО, а затем Временного правительства в колониальной политике являлось сохранение целостности империи и поддержание в ней внутренней стабильности. Без империи де Голль и его окружение не представляли себе сильной Франции в послевоенном мире. "Сила Франции, - писал в 1943 г. бывший министр колоний Ж. Стерн, - прежде всего в ее владениях, поставляющих ей необходимые экономические ресурсы" 36 . На всем протяжении войны ФКНО и де Голль пытались пресекать, в той мере как им это позволяли возможности, попытки Англии и США ликвидировать или хотя бы ущемить французский суверенитет над колониями. Так было в 1941 г. на о-вах Сен- Пьер и Микелон, в 1942 г. - на Мадагаскаре, в 1941 - 1945 гг. - в Сирии и Ливане, в 1943 г. - в Северной Африке, в 1945 г. - в Индокитае.

В то же время ФКНО сумел извлечь определенные уроки из опыта колониальной политики 20 - 30-х годов, когда не было предпринято никакой серьезной реформы французской колониальной империи, управление которой осуществлялось устаревшими методами. Решающим фактором, определившим новый подход ФКНО к колониальной проблеме, явился подъем национально-освободительного движения колониальных и зависимых народов, начавшийся в ходе второй мировой войны. Наиболее дальновидные и реалистически мыслящие представители буржуазии, к каковым принадлежал де Голль, понимали необходимость приспособиться к новым историческим реальностям 37 .

Стратегическая установка де Голля и возглавляемого им ФКНО, а затем Временного правительства состояла в том, чтобы попытаться совместить непреложный факт национального пробуждения колониальных народов с сохранением основ колониальной империи Франции под новой, более либеральной вывеской "Союза" или "Сообщества"; пойти на определенные уступки (местами даже значительные) законным социально-экономическим, а отчасти и политическим требованиям колоний ради спасения главного - французского политического господства над ними. Во время переговоров с президентом США в Вашингтоне летом 1945 г. де Голль заявил Г. Трумэну: "На мой взгляд, приближается новая эпоха достижения ими (колониальными странами. - П. Ч .) независимости... Мы намерены направлять зависимые от нас народы к самоопределению. Для некоторых из них это может произойти быстро, для


33 3-я североафриканская, 2-я и 4-я марокканские, 9-я колониальная дивизии (см. De Gaulle Ch. Memoires de guerre. Т. 3. Le Salut 1944 - 1946. P. 1959, p. 133).

34 De Gaulle Ch. Discours et messages 1940 - 1946. P. 1946, p. 457.

35 Annuaire du Ministere de la France d'Outre-mer et du Ministere d'Etat charge des relations avec les Etats Associes 1951, pp. 25 - 26.

36 Stern J. Les Colonies francaises. Passe et avenir. N. Y. 1943, p. 346.

37 См. Де Голль Ш. Ук. соч. Т. 2. с. 42.

стр. 87


других - не скоро. Судить об этом может только Франция" 38 . Характеризуя взаимоотношения метрополии и колоний к концу второй мировой войны, французский исследователь Ж.-Ж. Покэн отмечает: "Метрополия не могла вернуться к ошибкам довоенного времени. Ее первая забота, судя по всему, состояла в том, чтобы тотчас же дать некоторое удовлетворение политического характера населению этих территорий" 39 .

У де Голля в тот период не было какой-либо законченной программы в области колониальной политики. Она формировалась исподволь, под влиянием конкретных событий и складывавшихся обстоятельств в течение всех военных лет. Отправным пунктом колониальной политики "Свободной Франции", несомненно, было официальное заявление представителя де Голля в Сирии и Ливане, сделанное 8 июня 1941 г. (в день, когда подразделения "Свободной Франции" совместно с английскими и австралийскими войсками заняли Дамаск и Бейрут и отстранили там от власти вишистскую администрацию), о предстоящей отмене мандатного режима и признании независимости двух арабских государств 40 . Правда, сроки получения ее при этом не уточнялись. Подразумевалось, что формально и фактически это произойдет не ранее окончания войны. Тем не менее в сентябре-ноябре 1941 г. в Сирии и Ливане были сформированы правительства, действовавшие под контролем новой французской администрации.

Объясняя мотивы, по которым "Свободная Франция" пошла на признание независимости Сирии и Ливана, де Голль пишет в своих мемуарах: "Обосновавшись в Дамаске и Бейруте, мы не смогли бы сохранить там "статус-кво". Катастрофа 1940 г., капитуляция правительства Виши, действия держав оси вызвали такие потрясения, что Свободная Франция должна была занять по отношению к государствам Леванта новую позицию, отвечающую происшедшим изменениям и новым обстоятельствам. Мы к тому же полагали, что после окончания войны Франция не сохранит мандат на эти страны. Если бы она даже захотела это сделать, этому, несомненно, помешало бы движение в арабских странах и требования международной обстановки. Поэтому только независимость реально и по праву могла прийти на смену мандата" 41 . Как видно из слов де Голля, он не видел никаких возможностей сохранить мандатный режим в Сирии и Ливане и вынужден был принять решение о его отмене, хотя и затягивал под предлогом продолжавшейся войны конкретное выполнение этого решения.

Второй вехой в новой колониальной политике можно считать назначение 12 ноября 1942 г. уроженца Французской Гвианы, выпускника "Эколь колониаль" Ф. Эбуэ на пост генерал- губернатора Французской Экваториальной Африки. Этот факт сам по себе имел большое значение, т. к. до тех пор ни один туземец не занимал столь ответственного поста в колониальной администрации. Назначение, произведенное лично де Голлем, означало, что отныне Франция намерена гораздо шире опираться на местную элиту, привлекая ее представителей к управлению колониями 42 . Одновременно был взят курс на ускорение социально- экономического развития колоний. В новых условиях приходилось считаться и с возросшим национальным самосознанием колониальных народов. Первоначально новые веяния затронули лишь часть африканских вла-

38 De Gaulle Ch. Op. cit., Т. 3, p. 213.

39 Poquin J.-J. Les Relations economiques exterieures des pays d'Afrique Noire de l'Union francaise 1925 - 1955. P. 1957, p. 37.

40 События того периода подробно описаны в мемуарах Ж. Катру (см. General Catroux. Dans Ie bataille de Mediterranee. Egypte - Levant-Afrique du Nord 1940 - 1944. P. 1949).

41 Де Голль Ш. Ук. соч. Т. 1, с. 210.

42 См. Brunschwig H. La Colonisation francaise. Du pacte colonial a L'Union francaise. P. 1949, p. 266.

стр. 88


дений, находившихся под контролем ФКНО. Опыт, накопленный там, позднее был распространен на все другие французские колонии.

Следующей вехой в колониальной политике ФКНО стало заявление де Голля об Индокитае от 8 декабря 1943 г., в котором впервые прозвучала мысль о будущей перестройке колониальной империи. В заявлении говорилось о намерении Франции после окончания войны предоставить странам Индокитайского союза "в составе французского содружества новый политический статус, по которому в рамках федеральной организации будут расширены и законодательным путем закреплены свободы, предоставляемые различным частям Союза; по которому предусматривается усиление либерального характера органов управления при сохранении всех проявлений индокитайской цивилизации и индокитайских традиций; по которому, наконец, индокитайцам будет предоставлен доступ ко всем видам государственной службы" 43 . Председатель ФКНО обещал также расширить таможенную и налоговую автономию Индокитая. Обещание заменить старый колониальный статут новым, более либеральным, было очевидной уступкой национально-освободительному движению народов Индокитая, боровшихся в то время против японской оккупации.

12 декабря 1943 г. в речи в г. Константина де Голль объявил о проведении реформы голосования в Алжире 44 . До тех пор все его население делилось на две избирательные курии: первую составляли французские поселенцы и натурализовавшиеся арабы, вторую - вся масса мусульманского населения. Первая курия имела подавляющее большинство в муниципальных и генеральных советах и была представлена во французском парламенте. По реформе, объявленной де Голлем, элита арабо-берберского населения Алжира (более 60 тыс. человек) 45 , или "дееспособные", по выражению генерала, мусульмане независимо от своего гражданства были отнесены к первой курии. Все остальные голосовали во второй. Пропорция депутатов, избираемых последней в представительные органы, включая французский парламент, уравнивалась с первой курией. Глава ФКНО объявил также о проведении ряда "мероприятий, направленных к абсолютному и относительному улучшению жизненных условий алжирского населения" 46 . Реформа в Алжире, представлявшая вынужденную уступку коренному населению, имела целью ослабить национально-освободительное движение. Де Голль признавал, что проведенная реформа вызвала недовольство французских колонистов, ревниво оберегавших свои социально-политические и экономические привилегии в Алжире.

Очередным важным этапом в формировании новой колониальной политики явилась имперская конференция в Браззавиле (30 января - 8 февраля 1944 г.). Формально она носила региональный (африканский) характер, но ее решения имели общеимперское значение. "Конференция, - отмечал де Голль, - имела целью обмен мнениями и опытом - она желала установить, на каких конкретных основах может быть постепенно создано французское сообщество, охватывающее все территории Черной Африки, взамен существующей системы прямого управления ими" 47 . В конференции приняли участие 44 делегата и наблюдателя, в том числе: комиссар ФКНО по делам колоний Р. Плевен (председатель конференции), генерал-губернатор Французской Экваториальной Африки Ф. Эбуэ, генерал-губернатор Французской Западной Африки П. Курнари, генерал- губернатор Мадагаскара П. де Сен-Мар, 16 гу-


43 Текст заявления см.: Де Голль Ш. Ук. соч. Т. 2, с. 431 - 432.

44 Там же, с. 653 - 65?.

45 См. Hardy G. Histoire sociale de la colonisation francaise. P. 1953, p. 235.

46 Де Голль Ш. Ук. соч. Т. 2, с. 655.

47 Там же, с. 216.

стр. 89


бернаторов, представители Временной консультативной ассамблеи, наблюдатели из Алжира, Туниса и Марокко 48 .

Открывая конференцию, де Голль признал, что старая система колониального управления изжила себя и уже к началу войны стала очевидной острая необходимость ее глубокого реформирования. "Если есть в мире колониальная держава, которой следует извлечь уроки из происходящих событий, то такой державой является именно Франция", - заявил генерал 49 . Он призвал участников конференции разработать рекомендации и предложения, которые могли бы быть использованы его правительством для "превращения империи во Французский союз" 50 . На конференции в Браззавиле вновь проявились две тенденции, издавна соперничавшие во французской колониальной идеологии, - ассоциации и ассимиляции колоний, представлявшие два варианта колониализма 51 . Приверженцы ассоциации во главе с Ф. Эбуэ настаивали на сохранении самобытности и индивидуальности туземных цивилизаций при ускоренном социально-экономическом развитии колоний с помощью метрополии. Этот путь представлялся им более перспективным в плане обеспечения господства Франции над колониями. Сторонники ассимиляции требовали максимально тесного сближения колоний с метрополией не только в политическом и экономическом отношениях, но и в социально- культурном, что было чревато для народов колоний утратой своего лица. Главным лозунгом "ассимиляторов" стало создание под главенством Франции "Федерации заморских территорий", управляемой по законам метрополии и представленной в ее парламенте как французские департаменты. В результате был достигнут компромисс. Все вопросы конституционного характера решено было оставить на рассмотрение Учредительной ассамблеи, которая должна была собраться в Париже после окончания войны.

Рекомендации конференции носили характер компромиссных предложений, сочетавших "ассоциаторские" и "ассимиляторские" идеи 52 . Прежде всего она решительно исключила "всякую идею автономии, любую возможность развития (колоний. - П . Ч .) вне французского имперского блока"; "введение в колониях самоуправления, даже в отдаленной перспективе, отклоняется", - зафиксировано в преамбуле итогового документа конференции. Сторонникам "ассимиляции" удалось добиться включения в этот документ предложения о создании "Французской федерации" в составе метрополии и колоний, которые должны быть представлены в законодательном и других государственных органах республики "более широко и эффективно, чем в прошлом". Конференция высказалась за учреждение специального "колониального парламента", или "предпочтительно федеральной ассамблеи", которая бы гарантировала "жизнь и местную свободу территорий, составляющих блок Франция - колонии, или, если согласятся с этим термином, - Французская Федерация". Приверженцы "ассоциации" добились принятия своих требований в отношении внутренней политической организации колоний и их социально-экономического развития. Конференция рекомендовала ФКНО и будущему правительству заменить действовавшие консультативные органы в колониях новыми "представительными ассамблеями" с расширенным участием местных элит. Эти ассамблеи уполномочивались обсуждать и принимать бюджет колонии и руко-

48 Dehon E. Op. cit., p. 12.

49 Де Голль Ш. Ук. соч. Т. 2, с. 664.

50 Там же, с. 217.

51 См.: Deschamps H. Les Methodes et les doctrines coloniales de la France (du XVI siecle a nos jours). P. 1953, pp. 180 - 182; Deveze M. Op. cit., p. 182.

52 Документы Браззавильской конференции опубликованы в сборнике: H. Michel, B Mirkine-Guetzevitch. Les Idees politiques et sociales de la Resistance 1940- 1944. P. 1954, pp. 339 - 357.

стр. 90


водить программами работ по их развитию. Во всех других вопросах они должны были быть консультативным органом при губернаторах. Способом формирования "представительных ассамблей", должны стать всеобщие выборы 53 .

В области социальных проблем конференция рекомендовала более широкое и энергичное содействие "развитию коренного населения" с помощью ресурсов метрополии и местных возможностей. Во владениях Франции должны быть введены 8-часовой рабочий день, еженедельный отдых и право на получение пенсий. Учреждались трудовые инспекции по контролю за условиями труда, а также поощрялось создание профсоюзов. По предложению Эбуэ, конференция высказалась за сохранение традиционных институтов с целью более гибкого регулирования местной жизни. В то же время было указано на необходимость быстрейшего изживания старых обычаев и традиций, борьбы с полигамией, изменения положения женщин и др. 54 . Было обращено внимание на необходимость повсеместного расширения сети медицинских учреждений и подготовки медицинского персонала, введения массового образования в колониях без различия пола, а также подготовки местных кадров для промышленности, сельского хозяйства и сферы культуры. Однако развитие образования предлагалось строить на базе французской культуры. "Преподавание должно осуществляться на французском языке; использование в преподавании местных диалектов должно быть категорически запрещено, как в государственных, так и в частных школах" 55 . В этом требовании отразились пожелания сторонников "ассимиляции".

Важное место в работе конференции занимали экономические проблемы. В принятом ею документе говорилось о "развитии производственного потенциала и обогащении наших заморских территорий", об индустриализации колоний, развитии современных форм сельского хозяйства (между прочим, рекомендовалось направить в Советский Союз специальную комиссию с целью изучения опыта колхозов). Конференция высказалась за увеличение "вклада европейцев" в развитие заморских владений, определив их как "место сожительства европейцев и туземцев" 56 .

При всей двойственности и неоднозначности рекомендаций Браззавильской конференции, переданных руководству ФКНО, на ее решения наложил отпечаток дух пробуждения и возросшего самосознания народов колоний, все более настойчиво стремившихся к самоутверждению и политической независимости. Для этих народов уступки, полученные в Браззавиле, были шагом вперед на долгом и тернистом пути к независимости. Для французских правящих кругов решения конференции являлись вынужденными, продиктованными суровой необходимостью уступками, сделанными ради спасения колониальной империи. Если для народов колоний Браззавиль был в какой-то мере обнадеживающим началом на пути к политической самостоятельности, то для колониалистских кругов Франции, как, во всяком случае, им тогда представлялось, это был предел возможных уступок. "Браззавильская конференция, - говорил председатель Комиссии по делам заморской Франции Временной консультативной ассамблеи Г. Моннервиль, - это не начало; это-завершение. Это своего рода конкретизация давних устремлений и идей... в области колониальных проблем... Речь идет о том, чтобы увеличить французскую мощь в мире" 57 .


53 Ibid., pp. 339, 340, 341.

54 Ibid., pp. 347, 343 - 344.

55 Ibid., p. 346.

56 Ibid., pp. 350, 341.

57 Debats de L'Assemblee Consultative Provisoire, Т. 2. Du 6 fevrier au 31 mars 1945. P. 1945, Seance du 19 mars 1945, p. 561.

стр. 91


Подобную же трактовку значения Браззавильской конференции дал другой французский политический деятель, Э. де Буаламбер, говоривший с трибуны Временной консультативной ассамблеи: "Политическая власть Франции должна по-прежнему осуществляться на всех землях, которые от нее зависят, но нужно также, чтобы колонии пользовались бы как можно более широкой административной и экономической свободой" 58 .

Резюмируя итоги Браззавиля и позицию правящих кругов Франции, ориентировавшихся на де Голля, современный французский исследователь К. Яконо отмечает: "Проведение либеральных мероприятий, но в тесных рамках французского суверенитета; экономические, социальные и административные реформы, но в политической области - никаких обещаний потрясения основ, напротив, - священное уважение колониального порядка. В начале 1944 г. деколонизация была еще непостижимой для французского ума; все еще сохранялся идеал, что французский африканец превратится однажды в африканского француза" 59 .

Несмотря на обстановку военного времени, ФКНО, а с 3 июня 1944 г. - Временное правительство Французской республики приняли ряд мер по реализации решений Браззавильской конференции. 7 марта 1944 г. был опубликован ордонанс, предоставивший, как это было обещано 12 декабря 1943 г., права французского гражданства 60 тыс. арабов (т. н. французам-мусульманам) 60 . 14 ноября 1944 г. этот ордонанс был распространен на 20 тыс. алжирцев, постоянно проживавших на территории метрополии 61 .

В соответствии с рекомендациями Браззавильской конференции еще до окончания войны были осуществлены отдельные мероприятия в Черной Африке. В Камеруне создается Бюро труда и Трудовая инспекция, которые занялись вопросами трудоустройства местного населения и регламентацией условий производственной деятельности. В июле 1944 г. вводится единый для всех африканских владений Уголовный кодекс и отменяются обязательные работы ("барщина"). В июле же в Дакаре проводится конференция по проблемам развития образования во Французской Западной Африке, принявшая перспективный план работ на 20 лет. 7 августа 1944 г. последовало разрешение о создании и деятельности профсоюзов во всех африканских владениях. В апреле 1945 г. на Мадагаскаре формируется Представительный совет в составе 60 членов (30 французов и 30 мальгашей) для решения местных проблем. Одна треть этого совета была избрана населением острова 62 .

Чем ближе было окончание войны, тем настойчивее становились требования народов колоний о политической автономии и экономическом возмещении понесенных материальных затрат. "Война, поднявшая значение заморских территорий, - отмечали авторы исследования "Экономика Французского союза", - в то же время сформировала у населения этих территорий убеждение в их политической и социальной значимости и побуждала его требовать от метрополии финансовых и иных средств, которые позволили бы им создать современную экономику" 63 . Временное правительство вынуждено было идти навстречу этим требованиям в той мере, в какой это не противоречило стратегическим расчетам французских правящих кругов. Оно увеличило мест-


58 Annales de L'Assemblee Consultative Provisoire, Annexe N 246, p. 199.

59 Yacono X. Op. cit., p. 59.

60 Текст ордонанса см.: Де Голль Ш. Ук. соч. Т. 2, с. 666 - 668. См. также: Hardy G. Op. cit., р. 235; Deschamps H. Op. cit., p. 182.

61 См.: Annales de L'Assemblee Consultative Provisoire, Annexe N 165, pp. 34 - 35.

62 Deveze M. Op. cit., p. 186.

63 L'Econornie de l'Union Francaise d'Outre-mer. P. 1952, p. 188.

стр. 92


ные бюджеты колоний. Так, бюджет Французской Гвианы был увеличен с 3,604 млн. фр. в 1944 г. до 29,461 млн. в 1945 году 64 . Начиная с 1945 г. было ликвидировано ранее существовавшее жесткое разделение бюджетов колоний и метрополии. Колониальные расходы, в том числе на экономическое и социальное развитие, в 1945 г. впервые были включены в государственный бюджет Франции 65 . Оживил свою деятельность Фонд колониальной солидарности, созданный в 1940 г., но не подававший признаков жизни почти до окончания войны. Временное правительство субсидировало этот фонд в 1945 г. в размере 40 млн. франков 66 .

Была осуществлена реорганизация министерства колоний, которое занялось составлением долгосрочных планов "оснащения и реконструкции" заморских владений. Появились проекты индустриализации этих владений, которые, правда, большей частью так и остались благими пожеланиями. "Колониальная экономика, - говорил де Буаламбер, - должна быть соединена с экономикой метрополии, дополнить ее с тем, чтобы создать мощный французский экономический блок"67 . В то время не было недостатка в громких заявлениях. Многие французские политические деятели провозглашали конец "эры колониализма". Однако за подобными заявлениями отчетливо просматривалась самая серьезная озабоченность за судьбу колониальной империи и намерение французского капитала вновь, как это уже было после первой мировой войны и кризиса 1929 г., выйти из военных потрясений с экономической и морально- политической помощью своих заморских владений. "Франция может считаться великой державой только в рамках ее 107- миллионного сообщества", - утверждалось в резолюции Временной консультативной ассамблеи от 13 февраля 1945 года 68 . По убеждению французских политиков, империя была необходима Франции для послевоенного возрождения.

Именно этим соображением в значительной степени руководствовалось Временное правительство, взяв курс на интенсификацию эксплуатации колоний. "Горькой правдой является тот факт, - говорил де Голль 2 марта 1945 г., -что мы не извлекаем всего возможного из обширных ресурсов метрополии и империи. Наша Северная Африка способна ускорить свой значительный сельскохозяйственный прогресс благодаря ирригации, тракторам, удобрениям и общей индустриализации, открывающей широкие перспективы. Наша Западная и Экваториальная Африка, наши Индокитай и Мадагаскар, наши Антилы и Гвиана, по освоению которых уже проведена большая работа, но где еще многое нужно сделать, призывают Францию к новым усилиям" 69 . Новый курс пришелся не по вкусу колониальной администрации на местах, привыкшей к старым методам управления и не принимавшей либеральных новаций де Голля - Эбуэ. Перемены в колониальном административном аппарате, проведенные де Голлем в годы войны, затронули лишь верхний его слой. В основной же своей массе колониальная администрация стремилась работать "по старинке" и по возможности блокировала все начинания Временного правительства. Об этом откровенно говорилось в докладе Комиссии по делам заморской Франции 13 февраля 1945 г., сопровождавшем проект резолюции Временной консультативной ассамблеи. "Что мы видим сегодня? - отмечалось в докладе.


64 Annales de l'Assemblee Consultative Provisoire, Annexe N 246, p. 210.

65 L'Annee politique 1944 - 1945. P. 1946, p. 172.

66 См. Debats de I'Assemblee Consultative Provisoire. T. 2, Seance du 19 mars 1945, pp. 563, 599.

67 Annales de l'Assemblee Consultative Provisoire, Annexe N 246, p. 202.

68 Ibid. Documents, p. 372.

69 Debats de I'Assemblee Consultative Provisoire. T. 2, Seance du 2 mars 1945, p. 266.

стр. 93


За редким исключением администрация (в колониях. - П . Ч. ) подвержена склерозу и отказывается что- либо менять, как в своих идеях, так и в практических действиях; ее сила инерции противодействует всякому обновлению и открыто стремится к повторению всех ошибок прошлого" 70 .

В союзе с колониальной администрацией, препятствовавшей реализации Браззавильских рекомендаций, действовал и частный капитал, привыкший к неограниченному хозяйничанью в колониях и не желавший отказываться от традиционных, откровенно грабительских методов деятельности в заморских владениях. Г. Моннервиль вынужден был признать этот факт в Консультативной ассамблее. "Концепции отжившего свое эгоизма, - говорил он, - характерные для колониального пакта, еще существуют. Многие частные предприятия, озабоченные сохранением своих капиталовложений и получением прибылей, ни в коей мере не думают об общих интересах" 71 . Частный капитал скептически относился к новой колониальной политике Временного правительства и не желал участвовать в реконструкции колоний. Одной из главных причин этого, несомненно, являлись страх перед национально- освободительным движением и опасения потерять инвестиции. Что касается Временного правительства, то у него, по понятным причинам, было слишком мало финансовых средств и возможностей для реализации программы освоения колоний. К тому же вопрос об искренности намерений правящих кругов Франции в этом отношении представляется, по меньшей мере, спорным.

Близость окончания войны усиливала тревогу французских правящих кругов за судьбу колониальной империи. Эта тревога имела двоякую направленность: с одной стороны, и прежде всего, их пугал подъем освободительного движения в колониях, а с другой - попытки Англии и особенно США "поживиться" за счет французских владений, поощряя там буржуазно-националистические круги и разжигая антифранцузские настроения. Открыто подобные попытки предпринимались в форме критики старого - "меркантильного" - колониализма. Одобрив 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско Хартию Организации Объединенных Наций, Франция приняла на себя обязательство "способствовать политическому, экономическому и социальному прогрессу населения территорий под опекой, его прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости" 72 . Вместе с тем идеологи французской буржуазии и политические деятели настойчиво пытались доказать мировому общественному мнению необходимость сохранения колониальных империй как фактора "равновесия" в послевоенном мире, не допустить превращения колоний в независимые государства. "Британская и Французская империи, - писал в 1943 г. Ж. Стерн, - стали политической и экономической необходимостью. Неужели, - вопрошал он, - повторят ошибку Версальского мирного договора, подтолкнув крайнее развитие ожесточенного национализма? Неужели вновь расширят список слабых народов, плохо подготовленных к самостоятельному управлению и к защите своих интересов и территорий? Будущая мирная конференция должна... установить между нациями моральные и экономические связи, попытаться создать федерации, аналогичные Французской и Британской империям, вместо того, чтобы... создавать формальное число новых наций". Отвечая на американскую критику французского колониализма, бывший министр колоний довоенной Франции не без сарказ-


70 Annales de L'Assemblee Consultative Provisoire, Annexe .N 298, p. 372.

71 Debats de L'Assemblee Consultative Provisoire. T. 2, Seance du 19 mars 1945 p. 561.

72 Цит. по: Организация Объединенных Наций. Сборник документов, относящихся к созданию и деятельности. М. 1956, с. 52.

стр. 94


ма напоминал американцам о судьбе "индейского народа, полностью исчезнувшего с Североамериканского континента" 73 .

Опасения правящих кругов в отношении будущности колониальной империи Франции были вполне обоснованными. Колонии вышли из войны совсем не теми, что были до ее начала. Многие из них, например, Сирия, Ливан, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, государства Магриба, прямо ставили вопрос о полной политической независимости. Одним из важнейших следствий войны явилось значительное ослабление торгово- экономических связей метрополии и колоний. В 1945 г. доля Франции во внешней торговле ее владений сократилась до 20% в импорте (в 1939 г. -62%) и до 51% в экспорте (в 1939 г. - 64%) 74 . Ослабление хозяйственно-экономических связей с метрополией не могло не иметь политических последствий для французских владений, где за годы войны окрепла национальная буржуазия, все более настойчиво выдвигавшая политические требования.

В целом колониальная политика "Свободной ("Сражающейся") Франции" в годы второй мировой войны характеризовалась активностью. Смысл всех мероприятий, осуществленных в 1940 - 1945 гг. в колониях, заключался в подготовке структурной реформы французской колониальной империи, переживавшей глубокий политический кризис. Старые формы угнетения и эксплуатации, практиковавшиеся французским колониализмом с XIX в., перестали соответствовать новым условиям, когда происходило повсеместное пробуждение национального самосознания народов колониальных и зависимых стран. Это осознавали те круги, которые ориентировались на де Голля. Народы многих французских владений, вовлеченные в антифашистскую борьбу, прошли школу ускоренного политического воспитания. Практически все они выдвинули те или иные политические требования к метрополии, в том числе и о предоставлении политической независимости.

Индокитай, по существу, был утрачен Францией еще до окончания второй мировой войны. Уже в 1941 г. Франция вынуждена была объявить об отмене мандатного режима в Сирии и Ливане, а в 1944- 1945 гг. признать независимость этих арабских государств. На качественно новую ступень поднялось национально-освободительное движение в Марокко, Тунисе и других африканских владениях Франции. В мае 1945 г. вспыхнуло стихийное вооруженное восстание в Алжире, подавленное колониальными властями. В этих условиях главная стратегическая цель французских правящих кругов в области колониальной политики состояла в том, чтобы не допустить полного крушения колониальной империи Франции. Речь шла о спасении основ колониального господства Франции над ее заморскими владениями путем смены вывески ("Союз" вместо "Империи") и частичных уступок законным требованиям народов французских колоний". Только этим и можно объяснить курс правительства де Голля в области колониальной политики. Реформаторские тенденции в ней в годы войны сами по себе свидетельствовали об обострении кризиса этой политики.


73 Stern J. Op. cit., pp. 26, 41 - 42.

74 Annuaire statistique de l'Union Francaise Outre-mer 1939 - 149. Т. I, pp. 332, 326, 329.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КОЛОНИАЛЬНАЯ-ПОЛИТИКА-ФРАНЦИИ-В-ГОДЫ-ВТОРОЙ-МИРОВОЙ-ВОЙНЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

П. П. Черкасов, КОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 30.05.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КОЛОНИАЛЬНАЯ-ПОЛИТИКА-ФРАНЦИИ-В-ГОДЫ-ВТОРОЙ-МИРОВОЙ-ВОЙНЫ (дата обращения: 19.04.2024).

Автор(ы) публикации - П. П. Черкасов:

П. П. Черкасов → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
3965 просмотров рейтинг
30.05.2018 (2151 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
21 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
КОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android