М.: ЗАО "Издательство "Экономика"", 2006. - 367 с.
В последние годы в экспертной среде резко возрос интерес к развитию постсоветского региона как некой совокупности суверенных государств со сложными международными политико-экономическими взаимосвязями. Это связано с целым рядом обстоятельств: страны СНГ дают много информации для изучения и сравнения различных стратегий осуществления рыночных реформ, а географическая близость, исторически обусловленные экономические взаимосвязи крайне важны для формирования внешней и внутренней политики России. Несмотря на это, ощущается явный недостаток исследований, посвященных всестороннему анализу процессов, протекающих на постсоветском пространстве. Монография А. Либмана и Б. Хейфеца призвана отчасти восполнить данный пробел. В ней рассматривается инвестиционная деятельность российских корпораций в государствах Содружества - одна из наименее изученных тем в отношениях бывших советских республик.
Рецензируемая монография во многом находится "на перекрестке" различных направлений экономических исследований. С одной стороны, значительный интерес представляет предложенный авторами в качестве "прелюдии" к собственно исследовательской части работы обзор существующих теорий ТНК. С другой - излагаются концепции менеджмента в транснациональном бизнесе с учетом социологических и политологических составляющих. Важно отметить, что интеграция разнообразных направ-
стр. 148
лений анализа базируется на теории экономической власти, внимание к которой в России все еще остается недостаточным. На основе такого теоретического анализа авторы детально показывают особенности формирования корпоративных стратегий российского бизнеса в странах СНГ.
До сих пор масштабы проникновения российского капитала в экономику постсоветских стран остаются предметом дискуссий: согласно официальной статистике, в большинстве государств СНГ среди иностранных инвесторов корпорации России находятся на вторых ролях. Опираясь на обширный фактический материал "за пределами" официальной статистики с использованием данных корпораций, аналитиков и средств массовой информации, А. Либмани Б. Хейфец демонстрируют значительные масштабы проникновения российских капиталовложений в экономику стран СНГ. Вместе с тем в монографии уделено внимание разнообразным "барьерам" на пути осуществления инвестиций российскими корпорациями, включая конкуренцию с корпоративными структурами других регионов. Авторы не умалчивают и о наличии эндогенных факторов: просчетов и неверных инвестиционных решений, связанных как со спецификой государственной политики, так и с внутренними проблемами корпоративных структур.
В монографии предлагается конкретный анализ этапов становления транснационального предпринимательства в России, когда на первом этапе отрабатываются общие инвестиционные стратегии на рынках, наиболее близких российскому с точки зрения географии, экономики и культуры. В странах СНГ реализуется множество форм внедрения российского капитала, подробно описанных в рецензируемой работе, - от приобретения акций компаний у местных акционеров и на приватизационных конкурсах до аутсорсинга и других "мягких" форм. Осуществление инвестиций российскими корпорациями зависит от множества факторов: большое внимание в работе уделяется потенциалу национальных экономик, правовому регулированию иностранных инвестиций.
В рецензируемой монографии детально анализируются препятствия, с которыми сталкивается зарубежная экспансия российских компаний в СНГ. Среди главных проблем отмечаются: политизированность инвестиционного сотрудничества; борьба национальных элит за ценные активы в процессе их приватизации; различия в национальных системах регулирования бизнеса; несовершенство системы регулирования зарубежных инвестиций; слабая поддержка инвестиций компаний со стороны государственных структур; недостаточная предпринимательская активность российских компаний и недооценка выгод от экспансии в страны СНГ. Особое внимание уделяется растущей конкуренции на рынках Содружества. Рассматриваются различные срезы такой конкуренции: с национальными компаниями страны экспансии, с компаниями третьих стран, с другими российскими компаниями. Авторы справедливо указывают на роль интересов национальных элит, которые за лозунгами рационального протекционизма фактически оказывают поддержку "привилегированному" национальному бизнесу. Это позволяет сделать вывод о существовании в странах СНГ экономического национализма, который отрицательно сказывается на конкурентоспособности их экономик. К сожалению, не способствует облегчению трансграничного перетока инвестиций и медленная работа по созданию согласованного инвестиционного законодательства в рамках действующих в СНГ интеграционных объединений, и прежде всего в ЕврАзЭС.
В работе раскрываются особенности региональной экономической интеграции в современном мире. Как известно, глобализация прирастает региональными интеграциями, о чем, в частности, свидетельствует растущее число зарегистрированных в ВТО интеграционных региональных объединений. Не менее важный аспект, как правило остающийся за рамками анализа состояния дел на пространстве СНГ, связан со спецификой развития экономических связей на микроуровне, где формируются "неформальные" интеграционные сообщества. Исследование А. Либмана и Б. Хейфеца, пожалуй, первая попытка анализа подобной "интеграции снизу". Авторы отмечают как преимущества, так и недостатки таких интеграционных стратегий, оказывающие большое влияние на экономику в целом. "Интеграция снизу" может обладать различными эффектами, в частности способствовать повышению благосостояния лиц, занятых на "интегрированных" фирмах, обеспечивать конкурентоспособность не только на
стр. 149
национальном, но и на мировых рынках, формировать адекватную институциональную среду и т. п.
Авторы убедительно показывают, что корпоративная интеграция на микроуровне является серьезным фактором развития экономик стран постсоветского пространства, содействуя установлению более эффективных хозяйственных взаимосвязей и тем самым "преодолевая" дефицит формальной макроэкономической интеграции. В то же время "институциональные ловушки", с которыми сталкивался российский бизнес в ходе своего развития, "спрос на плохие институты" могут стать серьезными негативными факторами эволюции экономических систем постсоветских стран, в том числе и самой России, за счет усиления конкуренции юрисдикции на постсоветском пространстве. Авторы показывают картину противоречивого поведения бизнес-структур России в странах СНГ, что позволяет объективно оценить все его преимущества и недостатки, а также сформулировать набор практических рекомендаций. Анализ инвестиционных решений и потенциала отдельных государств СНГ представляет значительный интерес при выработке корпоративной политики.
Постановка вопроса о создании модели региональной интеграции "снизу" и ее воздействии на траектории экономического развития может сыграть важную роль как в формировании общей государственной политики в отношении интеграционных объединений на постсоветском пространстве, так и в регулировании зарубежных инвестиций российского бизнеса. В работе предлагаются два варианта соответствующих рекомендаций, каждый из которых выступает целостной моделью государственной политики. Первый исходит из обеспечения стабильной институциональной среды для открытой и добросовестной конкуренции, основанной на нормах конкуренции между корпорациями на рынках товаров и услуг и между государствами за мобильный капитал. Второй вариант опирается на реалии постсоветского пространства, политические и экономические интересы, их совпадения и противоречия. Сочетание этих двух вариантов, по мнению авторов, позволит добиться оптимального результата в условиях изменяющейся обстановки в регионе СНГ.
Монография А. Либмана и Б. Хейфеца - серьезный вклад в исследование положения на постсоветском пространстве, что позволяет рекомендовать ее широкому кругу читателей.
Н. Баутина, д. э. н., профессор
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |