Libmonster ID: RU-7485

Б. В. Скитский, Социальный характер движения имама Мансура (Известия 2-го Северокавказского педагогического института им. Гадиева, т. IX, г. Орджоникидзе 1932 г., стр. 97 - 126).

Б. В. Скитский, Классовый характер мюридизма в пору имамата Шамиля (Известия Горского педагогического института, т. VII, Владикавказ 1930 г., стр. 113 - 139).

Б. В. Скитский, К истории общественного движения среди мусульманского населения Северного Кавказа в 1876 - 1877 гг. (материалы). (Сборник научного общества этнографии, языка и литературы при Горском педагогическом институте, т. I, Владикавказ 1929 г., стр. 3 - 12).

Три работы Б. В. Скитского охватывают важнейшие этапы в истории национально-освободительного движения горцев северо-восточного Кавказа в XVIII - XIX вв.: движение шейха Мансура рисует первое из массовых чеченских восстаний в ту эпоху, когда царизм лишь приступал вплотную к завоеванию северо-восточного Кавказа (конец XVIII в.), шамилевский имамат дает картину наиболее мощного восстания из эпохи кавказской войны и, наконец, материалы к истории 1876 - 1877 гг. показывают подготовку одного из самых крупных выступлений горцев (восстание Чечни и Дагестана 1877 - 1878 гг.) того периода, когда они уже находились под ярмом национально-колониального гнета царской России. В сумме эти работы характеризуют основные моменты всей истории северо-восточного Кавказа с конца XVIII до последней четверти XIX в.

Эпоха, исследованием которой занялся Скитский, имеет громадное значение для дальнейшей истории горцев и, особенно для истории Октября и гражданской войны на Тереке и в Дагестане. Без правильного анализа колониальной эксплоатации горцев паризмом нельзя понять своеобразия предпосылок Октябрьской революции у горских народов Северного Кавказа.

Этим определяется политическая ответственность марксистско-ленинского исследования национально-освободительного движения у горцев конца XVIII и начала XIX в.

Основная идея, проводимая Скитским во всех 3 работах, - обусловленность всех событий описываемого им времени ростом торгового капитала и наступлением эпохи "торгового капитализма" у горцев северо-восточного Кавказа. О последнем он прямо говорит в своей работе, посвященной мюридизму шамилевских времен: "Не будучи знаком, с образцами классово родственной политической организации, Шамиль, тем не менее, очень талантливо закладывал в Дагестане и Чечне основы такого ясе самодержавно-бюрократического строя, каким характеризуется вообще государственный строй эпохи торгового капитала"1 .


1 Б. В. Скитский, Классовый характер мюридизма, стр. 133.

стр. 99

Тоже повторяет он, говоря о стремлении Шамиля перевоспитать всех подданных, обратив их "к поведению, свойственному укладу торгового капитализма"2 . В соответствии с этой основной идеей Скитский очень много занимается проблемой развития торговли у горцев, придавая этому развитию и вообще роли торговли крайне преувеличенное значение. В работе, посвященной первой половине XIX в., он говорит: "Торговля при всем своем мелком ремесленном характере становилась основным фактором жизни"3 . Подобных цитат можно привести очень много. Правда, автор со свойственным ему эклектизмом не везде выражается достаточно четко и определенно.

Взгляды Скитского на характер военно-феодальной колониальной политики царизма тесно связаны с его оценкой исторической роли "торговых связей". Эта политика, по Скитскому, является политикой торгового капитала. "Принципы этих военно-политических успехов России, - пишет он, - коренились с одной стороны, в развитии русского торгового капитала на Кавказе, с другой - во внутренней классовой борьбе среди горцев"4 , и "русское начальство прекрасно учитывало всю важность покорения этого немирного края для русского капитала"5 . Столкновение двух торговых капиталов, с одной стороны, горского, с другой - русского, и определило собой все национально-освободительное движение: "Буржуазные вожди горской независимости хорошо сознавали политическую опасность тяготения горского населения к русским товарам и хотели разорвать все сильнее стягивавшую их петлю русского торгового капитала"6 .

Идея, положенная Скитским в основу своих работ, достаточно ясна. К 20-м годам XIX в. "во все поры жизни стали просачиваться основы нового денежного хозяйства"7 , развитие торговли в горах порождает торговый капитализм. В этот момент приходит на Кавказ русский торговый капитал, и столкновение двух капиталов составляет основное содержание кавказской войны и определяет движущие силы массового национально-освободительного движения XVIII - XIX вв.

Как подобает истерику, больше полагающемуся на Вебера и Зомбарта, чем на Маркса и Ленина, Скитский совершенно игнорирует основное - способ производства и отношения эксплоатации. Он подменяет его понятием "натуральное" и "денежное" хозяйство. Большая проблема, которой уже начали заниматься горские историки-марксисты, - это проблема своеобразия докапиталистических отношений у горцев. От разрешения этой проблемы зависят определение той ступени социального развития, на которой находились отдельные горские народы в XVIII - XIX вв., и правильный, действительно марксистско-ленинский подход к анализу классовых корней, характера и движущих сил, массовых национально-освободительных движений. Выявить подлинное классовое лицо мюридизма совершенно невозможно, пока не вскрыты те отношения, которые существуют между эксплоататорами и эксплоатируемыми внутри горских обществ, и Скитский должен был бы понять это. На деле мы видим совсем другое. Для Скитского совершенно неважно, имеет ли он перед собой раба или крепостного крестьянина. Вот, например какую путаницу допускает он в определении понятия "холоп" применительно к горским условиям: "Поток убегающих из Кабарды в Моздок холопов усилился, и перед владельцем стала во всей


2 Б. В. Скитский, Классовый характер мюридизма, стр. 136.

3 Там же, стр. 116.

4 Б. В. Скитский, Социальный характер движения имама Мансура, стр. 98.

5 Б. В. Скитский, Классовый характер мюридизма, стр. 117.

6 Там же, стр. 124.

7 Там же, стр. 115. Формулировка - "новое денежное хозяйство". Не случайно он привлек Вебера и Зомбарта для характеристики "мещанского духа" новой морали, которую энергично внедрял Шамиль, проводя "культурную революцию" и перевоспитание "своего общества в духе эпохи первоначального накопления" (стр. 137).

стр. 100

остроте опасность остаться без рабской рабочей силы, без холопов"8 . Как будто бы ясно - холоп рассматривается как раб. Но немного дальше мы видим уже другое: "Что действительно к концу века с ростом торговли положение крепостных крестьян ("холопов" по русской терминологии) ухудшилось, доказывает демагогическая заботливость русской власти о кабардинских "рабах"9 . Это уже верх путаницы. В первой половине этой цитаты "холоп" выступает в роли крепостного крестьянина, что резко противоречит первоначальному толкованию его как раба, а в конце опять появляется раб, но уже в кавычках. Кем же бил холоп? Это очевидно неясно и самому автору10 . Анализируя способ производства у горцев Северного Кавказа, исследователь неминуемо придет к заключению о господстве здесь феодальных и в ряде случаев раннефеодальных отношений, переплетенных с рабскими как "укладом", на всем протяжении XIX в., а Скитскому необходимо доказать, что у горцев феодализм уже сменяется "торговым капитализмом"11 . И он отбрасывает и замазывает все, что может выявить истинный характер сложившихся в горах социальных отношений.

Не стесняется он в этом отношении и с колониальной политикой царизма. Давно уже известен феодально-крепостнический характер этой политики; можно считать окончательно доказанной деградацию угнетенных царизмом народов и разоблаченным миф о прогрессивной роли русского завоевания. Но все это Скитского не касается. У него своя точка зрения: "Завоевание России12широко распахнуло в горы дверь торговому капиталу"13 . "Для упрочения нового экономического строя14 завоеватели энергично внедряли новые начала буржуазной морали". И, наконец: "В обстановке зарождения торгового капитала складывались нравы, характерные для эпохи первоначального накопления"15 . Одним словом, царизм принес горцам ту новую, более высокую ступень хозяйственного развития, за которую боролся, но потерпел поражение Шамиль, в царизм вводил ее вопреки упорному реакционному сопротивлению горцев. Скитский оказался на тех позициях великодержавного шовинизма, представители которого усиленно доказывали, что горцы - дикари и что царизм несет им культуру и цивилизацию. Внутри горского общества, по Скитскому, был только один класс, стремившийся к тому, чтобы горцы перешли на следующую, более высокую ступень, - это горская торговая буржуазия, апологетом которой выступает Скитский. Его нисколько не смущает то обстоятельство, что "горцев, занимающихся торговлей, было очень немного, и они производили ее в самых небольших размерах: от 30 до 150 рублей годового оборота"16 . Он обходит полным молчанием следующее свидетельство Броневского, подтверждаемое всеми источниками, которое достаточно ясно говорит о чисто феодальном характере торговли с ее обременительными внутренними пошлинами и с "рыцарскими" набегами на торговые караваны. Скитскому нужна торговая буржуазия "нового времени", и вопреки фактам он выдвигает ее на первое место: "Перед политическим сознанием нарождающейся горской буржуазии носились идеалы независимого горского государства, установления собственной


8 Б. В. Скитский, Социальный характер движения имама Мансура, стр. 102.

9 Там же.

10 Вслед за царскими офицерами и чиновниками, у которых "холоп" действительно покрывал все социальные группы горских эксплоатируемых масс.

11 "Сам Шамиль великолепно понимал, что вся его моральная реформа является "истинным путем" в царство торжествовавшего капитализма", (Классовый характер мюридизма" стр. 138).

12 То-есть Кавказа Россией.

13 Б. В Скитский, К истории общественного движения, стр. 3.

14 Очевидно "торгового капитала".

15 Б. В. Скитский, К истории общественного движения, стр. 4.

16 Б. В. Скитский, Классовый характер мюридизма, стр. 116.

стр. 101

диктатуры в рамках национально обособленного политического быта"17 . Когда же попытка этого "установления собственной диктатуры" не удалась и царизм завоевал северо-восточный Кавказ, то, по Скитскому, оказалось, что горская торговая буржуазия явилась только предтечей цивилизаторской политики царизма. "Пребывая уже в плену и оглядываясь на свою прежнюю деятельность" Шамиль констатировал, что он подготовил почву для тех форм жизни, которые нес торговый русский капитал"18 .

При этих условиях поминание в рецензируемых работах о массах и о массовых движениях имеет определенный характер, сводящий роль угнетенных до роли "пассивных зрителей" или же даже "союзников" царизма. Тщательно затушевывая действительные классовые противоречия, являющиеся основными в истории всякого феодального общества, противоречия между феодалами и крепостным крестьянством и крестьянством сельских общин, низводящимся на ступень крепостного, Скитский только случайно может вспомнить о крестьянстве и его программе. В его концепции крестьянству как одному из двух классов феодального общества места нет. Но, с другой стороны, роль крестьянства в движении периода имамата слишком велика, слишком бросается в глаза, чтобы о ней можно было просто умолчать. И автор пускает в ход довольно простой прием: часть крестьянства объявляется "буржуазным элементом", а роль остальных сводится (в работе "Классовый характер мюридизма") к пассивному следованию за передовыми слоями: "Являясь выразителем интересов буржуазных элементов: крепкого крестьянства, старавшегося расширить свое земле владение, ремесленников, торговых людей, он в качестве союзника тянул за собой и крепостное крестьянство, маня его идеалом свободы, хотя по существу шамилевская революция не была движением крепостного крестьянства. Это было движение мелкобуржуазных кулацких элементов, которые тянулись вверх, которые хотели перерасти в крупнобуржуазную силу"19 . Скитский, как видим, легко освобождается от крестьянского характера именно массового движения и глубоких классовых противоречий между шамилевским мюридизмом и угнетенными массами. Перечислив "ведущую" часть крестьянства в мелкую буржуазную и кивнув на стремление мелкой превратиться в крупную, автор пристегивает в качестве хвоста к кулачеству и другим "буржуазным элементам" основную массу горского крепостного и полукрепостного крестьянства.

В других работах Скитский пошел дальше и превратил "низы" в союзника и опору царизма.

Так, в статье о движении. 1876 - 1877 гг. он утверждает: "Если верхи были настроены сепартистски, то низы в силу вражды к своим верхам, а также в силу ослепления демагогической политикой русской власти, больше тянули в сторону русских и готовы были предать своих же повстанцев"20 . Конечно между "верхом" и "низом" он поместил "середину". "Они ("представители средней прослойки общества" - Н. Л. и Н. П. )21 в материальном и политическом отношении колебались между верхами и низами. Отсюда проистекает расхождение между их словами и делами; рыцарские порывы к самовластию соединялись с трусливой пассивностью забитой крестьянской массы"22 . Кто же эти по Скитскому, "верхи", боровшиеся с царизмом? Феодальная знать? Средняя прослойка? Видимо, низшее дворянство и торговый элемент (четкой формулировки Скитский не дает). А "низы"? Это крестьянство. "Широким народным массам чужды быль политические тенденции знати. Масса была аполитична,


17 Б. В. Скитский, Классовый характер мюридизма, стр. 125.

18 Там же, стр. 138.

19 Там же, стр. 126.

20 Б. В. Скитский, К истории общественного движения, стр. 5.

21 Формулировка Скитского.

22 Б. В. Скитский, К истории общественного движения, стр. 11.

стр. 102

жаждала прекращения феодальной анархии"23 . Порядок же давал ей царизм, ну, она и поддерживает его против носителей "анархии". Читатель спросит: а куда же делся горский торговый капитал, возглавлявший борьбу с царизмом в "пору имамата"? Так как он был разгромлен царизмом, то роль его как "демиурга" горской истории, выводящего народ на новую, высшую ступень хозяйственного развития, стал играть победитель - русский торговый капитал. Отсюда - смычка с последним масс и выдвижение в авангард борьбы с царизмом старой реакционной феодальной знати. Напрасно подумают, что мы утрируем взгляды Скитского. Вот его основной вывод из анализа характера и движущих сил событий 1876 - 1877 гг.: "В таких судорогах угасали последние остатки старого уклада жизни кавказских горцев. С поражением Турции (поддерживавшей старофеодальную знать - Н. Л. и Н. П. ) иссякла последняя внешняя опора сепаратистских устремлений горцев, и интересам русского капитала и русификаторской государственности уже ничто не могло противостоять"24 . Ясно, что, по Скитскому, основным содержанием движения 1876 - 1877 гг. была реакционная борьба "остатков старого уклада" феодальных верхов. И разгром движения царизмом был прогрессивным явлением, так как русский торговый капитал бил отжившее старое во имя нового, прогрессивного. А где же быть массам в этом поединке "старого" с "новым"? Ясно, что "тянуть к русским", так как масса забита и ей "надоела феодальная анархия". Где же выход? Скитский дает его: "Нужно было пройти суровую школу капитализма и русского абсолютизма, чтобы народились и консолидировались новые социальные силы, способные бороться с царизмом, "но уже не во имя свободы общественной верхушки, а во имя свободы культурного и политического развития тех безгласных масс, которые оставались пассивными и терпеливыми зрителями в прежней чуждой им борьбе высших классов"25 . Открытая апология прогрессивной миссии русского царизма на Кавказе и фактическое отрицание революционного характера всего национально-освободительного движения горских масс XIX в.! После анализа Скитского движение 1876 - 1877 гг. должно быть сброшено со счетов революционно-освободительного движения.

Все это искажение действительно революционного содержания освободительного движения горских народов, фальсификация роли основной движущей силы его - угнетенного крестьянства - и одновременно обоснование прогрессивной цивилизаторской роли царской России на Северном Кавказе носят явно великодержавный характер.

Невероятная путаница, мешанина, сбивающая в нераспутываемый клубок все сложные классовые отношения у горцев северо-восточного Кавказа, явились результатом того, что гнилой эклектизм и отрывки буржуазных идей Вебера и Зомбарта подменили в исследованиях у Скитского марксистско-ленинскую методологию. Идя по стопам буржуазных и мелкобуржуазных псевдомарксистов, прикрывавшихся именем Маркса, чтобы протащить идеи Богданова, Скитский извратил своей торгово-капиталистической концепцией всю историю порабощения горцев царизмом.

Конечно, неверно в схеме Скитского утверждение, будто торговля играет основную роль в экономике гор. Мы указали выше на категорические заверения источников о небольшом сравнительно развитии торговли. Если же мы обратим внимание на господствующую у горцев систему эксплоатации, то увидим, что основной формой порабощения оказывается крепостничество. Сомнения могут быть лить в отношении Чечни. Что же касается Дагестана, то здесь противостоят друг другу два класса: феодал (хан или бек), с одной стороны, и крепостной (с рабом) или полукрепостной крестьянин - с другой. Между этими двумя классами и идет борьба в горах еще в конце XVII в. Об этом


23 Б. В. Скитский, К истории общественного движения, стр. 10.

24 Там же, стр. 12.

25 Там же.

стр. 103

с достаточной ясностью говорят хотя бы восстания в шамхальстве Тарковском, об этом свидетельствует и высвобождение из-под власти аварских ханов койсубулинских селений и даже чеченские восстания середины XVIII в. против кумыкских князей (еще до движения Мансура).

В классовой борьбе определенную роль играет и зажиточная верхушка аула, та часть крестьянства, имевшая крепостных и рабов, которую обычно царские историки и официальные документы характеризуют как "уважаемые фамилии" и которая стремится устранить старую аристократию только для того, чтобы самой стать на ее место. Эти "уважаемые фамилии" используют в числе других средств эксплоатации ростовщичество и торговлю. Но в большей части Дагестана, особенно в тех его частях, где развернулось мюридистское восстание, торговцев как особого слоя населения мы почти не найдем. Поэтому нет, конечно, никакой возможности выделить в горах в эту эпоху торговую буржуазию, оформившуюся как класс, да еще с руководящим значением. Скитский сам к этому подходит вопреки своей концепции: когда дело доходит до фактов, он выдвигает вместо крупной буржуазии ту же аульскую верхушку ростовщиков и крепостников, называя ее мелкой буржуазией, и тем еще сильнее запутывает вопрос.

Исказив, таким образом, классовые отношения в горах в эпоху мюридизма, Скитский дает совершенно ложную картину самой сущности взаимоотношений этих классов с царизмом. Дворянско-крепостническая колониальная политика царизма превращается у него в "демагогические обольщения русского правительства, двурушно выступавшего в роли защитника угнетенных против угнетателей (чтобы напугать и сломить их автономистские стремления)"26 . А "ставшие жизненно-необходимыми для горцев" торгово-промышленные связи с Россией вели якобы к тому, что эта политика царизма раскалывала горское крестьянство, порождая в среде его колебания и неустойчивость. Это целиком увязывается с его великодержавной концепцией о сущности и роли колониальной политики царизма.

Все это, разумеется, не имеет ничего общего с действительностью.

Вся история завоевания Кавказа достаточно четко говорит о постоянной, систематической поддержке царизмом местных горских феодалов в их борьбе с крестьянской массой. Эту политику проводили все кавказские наместники. Ермолов, например, подавлял крестьянские восстания в шамхальстве. Восстание в Нагорном Дагестане в 1834 г., закончившееся убийством аварских ханов, было подавлено царизмом, немедленно восстановившим ханскую власть. Князь Бебутов предложил генералу Клюки фон Клугенау "восстановить шамхала Тюрковского во всех его правах, которыми пользовался он до настоящих событий"27 (восстания 1843 г. - Н. Л. и Н. П. ). Царское правительство вмешалось в ту классовую борьбу, которая происходила в горах, используя в полной мере поддержку местных феодалов. На них опирался царизм и в дальнейшем в проведения своей крепостнической колониальной политики.

Нам хотелось бы отметить еще один момент, общий всем трем работам. Автор вовсе не желает считаться с неодинаковой степенью "ханственного" развития горцев. Только относительно Чечни в одной из работ имеется беглая оговорка, говорящая о том, что чеченцы не прошли феодального развития. Но это не мешает автору в остальном совершенно не отличать Чечни от Дагестана, от кумык и даже кабарды. В результате - автор оперирует чрезвычайно туманным собирательным понятием - "горцы". Это совершенно понятно: не разбираясь в сущности процессов, происходящих в горах, искажая эти процессы в угоду великодержавному шовинизму, Скитский не может учесть в своей концепции особенностей развития отдельных горских народов. Учет особенностей


26 Б. В. Скитский, Социальный характер движения имама Мансура, стр. 104.

27 О причинах восстания 1843 г. в Дагестане", т. VI, Кавказ, стр. 37.

стр. 104

той же Чечни сразу же разрушит картину "победного шествия" капитализма у горцев. И Скитский пускает в ход все средства, чтобы доказать, что и в "не прошедшей феодального развития Чечне" условия те же, что и в феодальном Дагестане: факты притягиваются за уши для оправдания взглядов автора. Итак, в работах Скитского имеются:

1) применение богдановской концепции исторической роли торгового капитала к исследованию социально-экономического развития горских народов эпохи кавказской войны и начала колониального периода;

2) антиленинская оценка характера и движущих сил революционно-освободительного движения горских народов с конца XVIII по XX в., искажение роли крестьянства как движущей силы революционно-освободительных войн и превращение его в союзника и опору царской России (теория "верхов" и "низов");

3) великодержавная сценка социального содержания колониальной политики самодержавия и "цивилизаторской" прогрессивной роли русского завоевания на Северном Кавказе.

Совершенно ясно, что эти взгляды не просто обесценивают работу Скитского. Работы Скитского вредны, так как они фальсифицируют историю горских народов, дают антиленинскую схему этой истории.

Этим дан ответ на вопрос о ценности впервые публикуемых отрывков из архивных материалов, на основе которых написаны Скитским работы о Мансуре и движении 1876 - 1877 гг.28 . Эти документы использованы автором для извращенной, антиленинской оценки освободительного движения. Поэтому историк-марксист, исследующий охваченные Скитским проблемы, обязан будет снова обратиться к архивам и пересмотреть те дела, на которые ссылается Скитский. Все три работы опубликованы Горским (позже II северокавказским) педагогическим институтом. И только по поводу одной из них редакция сочла нужным сделать оговорку: "Автором при написании настоящей статьи использованы неопубликованные ранее материалы. Недостаточность этих материалов, а также вообще недостаточность разработки вопроса о социально-экономическом развитии горцев Северного Кавказа во второй половине XVIII в. делает некоторые выводы автора спорными, дискуссионными"29 . Только некоторые? И только спорными? А с общей антиленинской концепцией автора, последовательно проведенной в трех рецензируемых работах, редакция согласна?


28 Кизлярский комендантский архив и объединенный горский исторический архив в г. Орджоникидзе.

29 Б. И. Скитский, Социальный характер движения имама Мансура, стр. 97.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОТИВ-ВЕЛИКОДЕРЖАВНОГО-ШОВИНИЗМА-В-ИЗУЧЕНИИ-ИСТОРИИ-ГОРСКОГО-НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО-ДВИЖЕНИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. ЛИХНИЦКИЙ, Н. ПОКРОВСКИЙ, ПРОТИВ ВЕЛИКОДЕРЖАВНОГО ШОВИНИЗМА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ГОРСКОГО НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОТИВ-ВЕЛИКОДЕРЖАВНОГО-ШОВИНИЗМА-В-ИЗУЧЕНИИ-ИСТОРИИ-ГОРСКОГО-НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО-ДВИЖЕНИЯ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Н. ЛИХНИЦКИЙ, Н. ПОКРОВСКИЙ:

Н. ЛИХНИЦКИЙ, Н. ПОКРОВСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
968 просмотров рейтинг
22.08.2015 (3142 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
22 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПРОТИВ ВЕЛИКОДЕРЖАВНОГО ШОВИНИЗМА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ГОРСКОГО НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android