Libmonster ID: RU-7971
Автор(ы) публикации: И. ИВАНЦОВ

Великий украинский поэт, революционер-демократ, Тарас Григорьевич Шевченко гениально соединял в себе поэта, художника и ученого. Все эти области его деятельности тесно связаны между собой, и все они вдохновлялись одним источником, одной идеей, одной мыслью - высоким и самоотверженным служением народу и непреклонной борьбой за свободу.

Еще знаменитый русский критик В. Белинский высказал мысль, что великие поэты должны быть и мыслителями, так как без живой и современной науки "немощно вдохновление, бессилен талант..."

Такими поэтами были А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, В. В. Маяковский; таким поэтом был великий кобзарь Т. Г. Шевченко.

Создавая свои крупные исторические поэмы, Тарас Григорьевич предварительно проводил большую, напряженную и кропотливую научную работу, требуя от себя конкретного знания эпохи, событий и лиц. Воспоминания. А. Чужбинского, хорошо знавшего поэта, дают нам сведения о том, как готовился Тарас Григорьевич к созданию крупнейших своих произведений - "Кавказа" и "Ивана Гуса":

"Шевченко рассказывал мне, что прочел все источники о гуситах и эпохе, им предшествовавшей, какие только можно было достать, а чтобы не наделать промахов против народности, не оставлял в покое ни одного чеха, встречавшегося в Киеве или других местах, у которых расспрашивал топографические и этнографические подробности"1 .

То же было при работе над "Кавказом".

"Долго мы беседовали о горцах, - рассказывает Чужбинский, - его все занимало, он расспрашивал о малейших подробностях тамошнего быта"2 .

Глубоким историзмом проникнуты эти революционные и глубоко интернациональные поэмы, как и произведения Шевченко, отражающие вековую борьбу украинского народа с польскими панами ("Гайдамаки", "Тарасова ночь").

Кроме работы в области истории, необходимой спутницы его литературных и художественных занятий, Шевченко непосредственно вел научные изыскания в области археологии, истории и этнографии. Об интересе его к научным изысканиям мы узнаем не только из его произведений и из воспоминаний лиц, близко знавших его, но и из его практической деятельности в этом направлении, А. Козачковский в своих воспоминаниях говорит, что Т. Г. Шевченко в 1845 году предполагал провести "путешествие по Днепру в обществе нескольких личностей, к участию в котором приглашал меня, с целью изучения края в археологическом, историческом и этнографическом отношениях"3 .

Основная научная деятельность Шевченко протекала в области археологии; хронологически эта работа относится главным образом к периоду его службы в Киевской временной комиссии для разбора древних актов, или, как многие ее называли, Археографической комиссии (под этим названием она фигурирует в записях и произведениях самого Т. Г. Шевченко, так и мы ее будем называть в дальнейшем изложении).

В произведениях Т. Г. Шевченко мы встречаем много названий отдельных археологических памятников, обширные историко-археологические описания многих местностей Украины и СССР (Средней Азии, Поволжья и др.). Шевченко проявлял большой интерес к памятникам старины и как художник, отразив многие из них в своих рисунках.

1

Историко-археологическая деятельность. Т. Г. Шевченко началась еще до его службы в Археографической комиссии.

Во время своего путешествия по Украине в 1843 году Шевченко побывал во многих местах, известных своими памятниками старины, и сделал несколько рисунков на исторические темы для своего издания "Живописная Украина". Программу этого издания Шевченко развил в своем прошении в "Общество поощрения художников", куда он обратился с просьбой о денежной помощи для задуманного издания. В этом прошении Шевченко пишет: "Желая сделать более известными достопримечательности родины моей, богатой воспоминаниями историческими... я предпринял издание, названное мной Живописная Украина, которое разделяю на 3 следующие части:

1 А. Чужбинский "Воспоминания о Т. Г. Шевченко", стр. 13. СПБ. 1861.

2 Там же, стр. 14.

3 А. Козачковский "Из воспоминаний о Т. Г. Шевченке". Газета "Киевский телеграф" от 26 февраля 1875 года (подчеркнуто мной. - И. И. ).

стр. 89


Т. Г. Шевченко, автопортрет.

Харьковская галлерея картин Т. Г. Шевченко.

1-ое. Виды примечательные по красоте или историческим воспоминаниям. 2-ое. Народный быт настоящего времени. 3-е. Исторические события. Издание будет выходить отдельными выпусками в количестве 12-ти эстампов ежегодно"1 .

В 1844 году первый выпуск "Живописной Украины" вышел и начал распространяться в России и на Украине. В нем было 6 рисунков Шевченко, некоторые из них на исторические темы: ""Судна рада", "Дары Богдану в Чигирине в 1649 году", "Печерская криница в Киеве".

В 1844 году Шевченко опять путешествовал по Украине, посетил Субботов, зарисовал субботовскую церковь, построенную Хмельницким, и остатки дома Богдана Хмельницкого2 . Рисунки предназначались, очевидно, для "Живописной Украины".

В этот же период Шевченко вел обширную переписку со знакомыми с целью широкого распространения своего издания и привлечения сотрудников. Однако издание это, как видно из переписки, не имевшее финансовой базы, после первого выпуска прекратило свое существование.

В конце марта 1845 года Шевченко получил от Академии художеств звание неклассного художника и разрешение на право поездки на Украину для художественных занятий. Через Москву, Тулу и Орел (см. художественное описание этой поездки в его повести "Капитанша") Шевченко направился в Киев, куда он прибыл в конце апреля. Отсюда в мае он отправляется путешествовать по Правобережной Украине по маршруту: Киев, Васильков, Белая Церковь, Тараща, Лысянка и др. В конце июня он возвратился в Киев. Это свое путешествие Шевченко описал в повести "Прогулка с удовольствием и не без морали" ("Киевская старина", тт. XVIII, XIX. 1887).

Шевченко в первую очередь интересовали те места, те памятники старины, которые были связаны с героической борьбой украинского народа против польских панов, против социального и национального гнета. О Лысянке он пишет: "Это родина отца знаменитого Зиновия Богдана Хмельницкого, Михаила Хмиля. И еще замечательна, если верить туземным старикам, своей вечерней, не хуже сицилийской вечерни, которую служил здесь ляхам Максим Железняк в 1768 г."3 .

Шевченко описывает и чисто археологические памятники, могилы и городища, которые он видел возле Лысянки, причем для сравнения вспоминает городища на Черниговщине:

"...на горизонте райского поля вырисовывались два кургана, и на одном из них торчал какой-то пирамидальный маяк. За двумя большими курганами открылось еще несколько могил меньшего размера, а у самой опушки темного леса, в котором прятался наш извилистый проселок, показалось небольшое земляное четыреугольное укрепление. Точно такой формы и величины, как на поле около Листвена, близ Чернигова, где Мстислав Удалой резался с единоутробным братом своим Ярославом, с тою разницею, что лиственское укрепление засевается хлебом, а в этом забытом историей бастионе догадливый хозяин сложил в скирды собранный с поля хлеб. Прежде боевая ограда теперь служит оградою плодов трудолюбивого земледельца. Отрадное превращение!"4

В Киеве Шевченко пробыл недолго и снова поехал по Украине: побывал в Ромнах, на знаменитой Ильинской ярмарке, о чем он вспоминал по дороге из ссылки в 1857 году, и в других местах.

Интерес к старине, к историко-археологическим памятникам никогда не оставлял Шевченко. Но для путешествий нужны были средства, которых у Шевченко не было. Из воспоминаний А. Чужбинского мы видим, что летом 1845 года они с Шевченко "мечтали о поездке по Днепру в дубе на Запорожье, потом до Лимана, по-

1 Т. Шевченко "Переписка", стр. 22. Госиздат Украины. 1929.

2 Оригиналы зарисовок хранятся в рукописном отделе Института литературы АН УССР, альбом, инв. N 144.

3 "Киевская старина". Т. XVIII, стр. 293. 1887.

4 Там же, стр. 590.

стр. 90
искать остатков старины, исчезающих уже от исследователей; но так как у нас обоих не хватало средств, то мы и откладывали это до более благоприятного времени"1 .

Отсутствие средств на издание "Живописной Украины" и на историко-археологические экскурсии по Украине, желание всесторонне изучить прошлое и настоящее Украины и отражать все это в своих литературных произведениях и рисунках, желание иметь непосредственные связи с народом, изучать его настроения и вести революционную пропаганду было, очевидно, причиной того, что Шевченко решил поступить на службу в Киевскую археографическую комиссию.

2

К этому времени (вторая половина XIX века) русские буржуазные историки начали большую и ценную работу по изучению славянских древностей, памятников письменности и археологии древней Руси. Русская наука о древних славянах и древней Руси начала постепенно обогащаться письменными и археологическими материалами, что способствовало развитию приемов научной критики источников и созданию вспомогательных исторических дисциплин (палеография, нумизматика, геральдика и др.) и давало возможность делать широкие выводы об историческом прошлом России.

В этот период появляется ряд научных исторических обществ, археографических и археологических комиссий. В числе их была образована в 1843 году и Археографическая комиссия в Киеве, называвшаяся Временной комиссией для разбора древних актов.

До организации Киевской археографической комиссии изучение древностей на Украине производилось отдельными любителями из дворянской интеллигенции и помещиков. В условиях царской России, вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции, археология представляла собой занятие для аристократов. Ею занимались люди, располагавшие временем и личными средствами для археологических раскопок. Раскопки производились липами, часто не имевшими не только археологической подготовки, но и достаточного образования. Археология носила кладоискательский, антикварный характер, ибо люди, занимавшиеся археологическими раскопками, в большинстве своем не могли делать правильных и широких исторических выводов и, естественно, интересовались больше всего вещами, ценностями.

Даже некоторые археологические экспедиции, организованные Археографической комиссией, еще носили характер обыкновенного кладоискательства. Так например, в 1845 году сотрудник Комиссии В. Сивицкий производил раскопки в гор. Коростене, где он искал, как видно из его отчета, представленного в Комиссию, древлянских сокровищ, которые, по народному преданию, были закопаны там древлянами во время осады Коростеня княгиней Ольгой. Раскопки велось в каком-то колодезе, вода начала заливать раскопки, и Сивицкому так и не удалось добить древлянские сокровища2 .

В конце 1835 года при Киевском университете был организован Временный комитет для изыскания древностей в Киеве, в который вошли некоторые профессора университета. В 1837 году Комитет открыл при университете Музей древностей, базой для которого послужила археологическая коллекция Лохвицкого, который и был первым хранителем музея.

Среди ученых возникло стремление к научному исследованию местных материалов. Мысль об организации в Киеве научно-исторического общества нашла широкий отклик среди тогдашнего научного мира.

Это начинание подхватил и генерал-губернатор Бибиков с целью сделать это общество вспомогательным орудием политики самодержавия на Украине. В 1843 году при канцелярии генерал-губернатора была создана Киевская археографическая комиссия. 19 ноября 1843 года состоялось учредительное заседание Комиссии, а на следующем заседании, 3 декабря. Комиссия приступила уже к практической деятельности.

Археографическая комиссия развернула деятельную работу по разысканию и собиранию по всему краю архивных документов, а через 8 месяцев после своего учреждения приступила уже к печатанию I тома своих "Памятников", который вышел в 1845 году.

В мае 1845 года Бибиков получил "высочайшее соизволение" на закрытие Временного комитета для изыскания древностей в Киеве и передачу его функций и средств Археографической комиссии3 .

Комиссия немедленно приступила к исполнению своих новых обязанностей. Взяв на себя функции ликвидированного Комитета для изыскания древностей в Киеве, Комиссия не только продолжила разведки и раскопки, которые начал было Комитет, но занялась также систематическим собиранием сведений о памятниках старины. При собирании этих сведений необходимо было записывать рассказы и предания, связанные с памятником, а так-

1 А. Чужбинский. Цит. соч., стр. 14.

2 КЦАДА, фонд Археографической комиссии, N 82, л. 303 - 307.

3 Там же, л. 201.

стр. 91

Церковь, построенная Б. Хмельницким в Субботове.

Акварель Т. Г. Шевченко.

же зарисовывать и чертить. Нужны были люди, которые могли все это делать.

Чрезвычайно нужным и ценным с этой точки зрения человеком для Комиссии оказался Шевченко, который осенью 1845 года, после своих летних экскурсий по Украине, прибыл в Киев. В Киеве Шевченко непосредственно сблизился и подружился с Сенчилло-Стефановский, художником Комиссии, который еще в 1844 году распространял в Киеве "Живописную Украину" Шевченко. Возможно, Сенчилло-Стефановский и рекомендовал Шевченко Археографической комиссии. Шевченко подал официальное прошение о зачислении его на службу в Археографическую комиссию, очевидно, в конце августа 1845 года и, не ожидая зачисления, выехал на Полтавщину.

3

Сначала Шевченко поехал в Переяславль, где он сделал зарисовки церкви Петра и Павла, оттуда он поехал в родную Кирилловну, а затем в Киев.

В первой половине ноября Шевченко посетил Прилуки, где зарисовал несколько видов Густынского монастыря (эти зарисовки сохранились до наших дней) и сделал ряд записей, очень интересных с точки зрения историко-археологической. Свою экскурсию Шевченко описал в автобиографической повести "Музыкант".

В марте 1846 года Бибиков послал чиновника своей канцелярии Тарасевича в Полтавскую и Черниговскую губернии с такой инструкцией:

"По известности Вам Черниговской и Полтавской губерний, предписываю отправиться в эти губернии и там разведать в каких именно местах и какие находятся курганы, древние развалины или местности и урочища, замечательные по известным историческим событиям; собрать сведения о народных преданиях, рассказах и легендах, относящихся к разным местностям, постараться достать от местных лиц и доставить в Комиссию для списания и напечатания некоторые письменные памятники, относящиеся к времени древнего быта Малороссии, козацких войн, переписке замечательных лиц и пр. Все подлинные документы будут возвращаемы в совершенной целости Вам же для вручения по принадлежности. И, наконец, если представится случай, приобрести на счет Комиссии древние акты, древние вещи и старопечатные книги"1 .

Очевидно, такую же инструкцию получил и Шевченко 28 ноября 1845 года, будучи командирован в Полтавскую губернию. Ему как художнику дано было также задание зарисовывать памятники старины.

После выезда Шевченко в командировку, 10 декабря 1845 года, Комиссия приняла журнальное постановление и официально зачислила Шевченко своим сотрудником. В этом постановлении читаем: "Временная Комиссия, рассуждая о средствах к успешнейшему ходу занятий, находя необходимым сделать из этого некоторые изменения в своем составе, постановила "просить генерал-губернатора о приглашении свободного художника Академии Тараса Шевченко в звание сотрудника Комиссии для снимков с предметных па-

1 КЦАДА, д. N 101, О. Левицкий "Археологические экскурсии Т. Г. Шевченко". "Киевская старина." Т. 44, стр. 235 - 236. 1894.

стр. 92
мятников с назначением ему жалования по 150 руб. в год"1 .

Трудно точно установить, какие места посетил Шевченко в декабрьскую свою командировку 1845 года. Очевидно, далеко он не ездил. Во время этой командировки он сделал зарисовки некоторых переяславских церквей (Михайловская, Вознесенская), казенного креста на реке Альте, а также детальные описания разных старинных вещей, которые Шевченко специально осматривал в переяславских церквях. С описания старины Переяславля начинаются чрезвычайно интересные и ценные историко-археологические записи Шевченко, которые, к счастью, сохранились в его бумагах, отобранных при аресте2 .

Описания древностей Переяславля и его окрестностей содержат большой исторический и археологический материал и являются прекрасным комментарием для многих русских повестей Шевченко ("Наймычка", "Близнецы", "Музыкант").

Для характеристики этих записей приведем некоторые места:

"Переяслав. В цитадели древней крепости или в вышнем городе церковь Успения пресвятыя богородицы. Та самая, в которой присягал Богдан Хмельницкий на верность Московскому царю. Сгорела и на том месте в 1760 году построена новая по образцу древней. Деревянная о девяти византийских куполах, с крещатыми окнами на фронтонах, а при Феодосии преосвященном Переяславском в 1825 году возобновлена, внутренность осталась в прежнем виде, а наружность, к сожалению, до варварства искажена. Невозможно смотреть на нее, а не только рисовать"3 .

Дальше идет описание разных церковных древностей, представляющих художественную ценность.

Археологические записи Шевченко о Переяславле прекрасно отражены им в повести "Близнецы".

Довольно обстоятельно описаны и чисто археологические памятники в окрестностях Переяславля: "Переяслав и его окрестности были бы чрезвычайно интересны своими укреплениями и курганами, но о них сохранились только названия и почти никаких преданий в народе. По киевской дороге в пяти верстах от Переяслава над самой дорогой три высокие кургана, называемые "Три братии могилы". По золотоношской дороге в семи верстах от города высокий курган, называемый Богданова могила. И тут же недалеко впадает в древнее русло Днепра бесконечный вал, неизвестно когда и для чего построенный"4 .

Эти могилы упоминаются в "Близнецах" Шевченко: "...в тот же понедельник, поздно вечером, молодая женщина возвращалась в

Развалины дома Б. Хмельницкого в Субботове.

Акварель Т. Г. Шевченко.

1 Журнал Комиссии за 1843 - 1848 годы, л. 205.

2 Рукописный отдел Института литературы имени Т. Г. Шевченко АН УССР, папка N 106, инв. N 1455.

3 Рукописный отдел, папка N 106, л. I и на обороте.

4 Рукопись, папка N 106, л. 4.

стр. 93

Вертикальный разрез кургана Перепетовка.

Рисунок Т. Г. Шевченко.

город П.(ереяслав) по киевской дороге и, не доходя до города версты четыре, как раз против "Трехбратных" могил свернула с дороги и скрылась в зеленом жите"1 .

Подробно описывает Шевченко и другие археологические памятники по дороге от Переяславля на Яготин. Эти описания также отражены в его произведениях.

Вслед за этим Шевченко описал Пирятин, Лубны и Солоницу, где взят в плен гетман Наливайко", Лукомье, Хорол и Миргород.

Многие из историко-археологических записей Шевченко встречаются в художественных произведениях, в значительно расширенном и дополненном виде2 .

Из Полтавской губернии Шевченко, очевидно, возвратился в Киев и принимал участие в подготовке к изданию 1-го выпуска "Древностей". В конце 1845 - начале 1846 года Комиссия занята была подготовкой этого издания. Это первое археологическое издание на Украине было напечатано очень роскошно, каждая страница украшена сложным орнаментом в красках, а в конце приложено 11 хромолито-графированных таблиц, на которых зарисован курган Перепетовка (упоминаемый в дарственной грамоте Андрея Боголюбского) до раскопок, разрез раскопанного кургана и вещи, найденные в нем. На этих же таблицах нарисованы вещи, найденные в селе Успенском (имение Бибикова под Москвой), а также вещи, найденные проф. Иванишевым в Киеве в 1845 году. Текст "Древностей" составлен на двух языках: русском и французском3 .

Несмотря на технические трудности, как видно из переписки Комиссии по этому делу, в 1846 году вышло роскошное издание в количестве 600 экземпляров.

Нет никакого сомнения, что и Шевченко принимал участие в художественном оформлении этого издания, но вопрос о том, какие именно таблицы им пополнены, до сих пор не разрешен. Установлено лишь, что две таблицы нарисованы Шлейфером, а из остальных девяти часть - Сенчилло-Стефановским, а часть - Шевченко. Очевидно, Сенчилло-Стефановский работал над более простыми рисунками, поскольку квалификация его была ниже, чем Шевченко и Шлейфера, окончивших Академию художеств.

4

В начале 1846 года Шевченко отправился для археологических исследований на Черниговщину. Сведения об этой его экскурсии мы имеем в воспоминаниях А. Чужбинского, который рассказывает, что в феврале 1816 года Тарас Григорьевич заехал к нему в село Исковцы, на Переяславщине, и пригласил его вместе путешествовать по Украине. Шевченко предполагал зарисовывать памятники древности по церквам, монастырям и пр. Вместе с Чужбинским Шевченко отправился сначала в Лубны, а оттуда через Прилуки и Нежин - в Чернигов.

1 "Киевская старина" Т. XVI стр 200, 1886.

2 См. "Киевскую старину". Т. XVI стр. 579 - 580. 1886.

3 См. "Древности, изданные Временной комиссией для разбора древних актов". Киев. 1846.

стр. 94
Очевидно, 28 ноября 1845 года Шевченко получил командировку в Полтавскую и Черниговскую губернии. Об этом в документах Шевченко не говорится, но в такой же командировочной инструкции чиновнику Тарасовичу от 16 марта 1846 года упоминаются обе эти губернии.

Историко-археологические записи Шевченко, о которых мы уже сказали выше, полностью подтверждают высказанное нами мнение, что путешествие Шевченко должно было охватить и Полтавскую и Черниговскую губернии. Записи начинаются с подробного описания исторических древностей Переяславля, потом его окрестностей по дороге на Золотоношу; дальше идут описания других, более значительных пунктов Полтавской губернии. Заканчиваются записи описанием историко-археологических памятников Чернигова. В Чернигове и его окрестностях Шевченко прожил около 2 месяцев.

Историко-археологические записи его о Чернигове очень подробны и интересны. Характер записей такой же, как и по Переяславлю, хотя во многих местах эти записи шире как по количеству об'ектов, так и по описанию их1 .

В конце апреля 1846 года Шевченко возвратился в Киев. В Киеве он, по воспоминаниям Чужбинского, задумал зарисовать все замечательные виды Киева, внутренний вид старинных церквей, в частности Лавру, а также окрестности Киева. Очевидно, срисовывание древностей и видов Киева было не только личным желанием самого Шевченко, но также соответствовало программе Комиссии, на службе которой он числился.

Основываясь на успехах археологической деятельности в 1845 году, в марте 1846 года Комиссия выработала широкую программу работы на текущий год.

Исходя из этих планов, Комиссия, очевидно, и поручила Шевченко зарисовать в Киеве памятники старины и замечательные виды. Шевченко привлек к этой работе также своего товарища по Академии, художника Сажина, и они вместе ежедневно работали с самого утра: зарисовывали Лавру, развалины "Золотых ворот" и пр.

Летом 1846 года проф. Н. Д. Иванишев продолжил раскопки курганов, указанных в грамоте Андрея Боголюбского.

Из этих курганов в 1845 году раскопана была только Перепетовка, а остальные, в том числе громадный курган Перепет (в 10 верстах от м. Фастова Киевской губ.), оставались нераскопанными.

В начале июля 1846 г. Шевченко вместе с другими сотрудниками Комиссии выехал на раскопки кургана Перепет. Во время раскопок Тарас Григорьевич собирал народные предания и рассказы и делал зарисовки. К сожалению, тетрадь с записями Шевченко и его девять рисунков с раскопок не сохранились.

Курганы возле Седнева на Черниговщине.

Рисунок Т. Г. Шевченко.

1 "Украина" N 1 - 2, стр. 69 - 72. 1925.

стр. 95

Выдубецкий монастырь XI века в Киеве.

Рисунок Т. Г. Шевченко.

Как видно из записей Шевченко в альбоме1 , на месте раскопок он оставался до конца июля. После возвращения с раскопок, 21 сентября 1846 года, Шевченко получил распоряжение-инструкцию такого содержания:

"Сотруднику Временной Комиссии для разбора древних актов Шевченко.

Поручаю Вам отправиться в разные места Киевской, Подольской и Волынской губерний и постараться собрать следующие сведения:

1-е. О народных преданиях, местных повестях и сказаниях и песнях и всему, что Вы узнаете, составить описание, а песни, рассказы и предания сколько можно списать в том виде, как они есть.

2-е. О замечательных курганах и урочищах, где и в каком месте они есть и какие на счет собственно их существуют на месте предания и рассказы, а также и исторические сведения. С этих курганов снять эскиз на счет их формы и величины и описать каждый по собранным сведениям.

3-е. Посмотреть замечательные монументальные памятники и древние здания и составить им описания, чтобы можно было распорядиться снять с них в будущем году рисунки. Если бы где Вы имели возможность достать какие-либо древности, письменные грамоты и бумаги, то таковые доставить ко мне, или, узнав, где они находятся, о том донести.

4-е. Кроме сего отправьтесь в Почаевскую Лавру и там снимите: а) общий наружный вид Лавры, б) внутренность храма и в) вид на окрестности с террасы.

Все собранные Вами сведения, описания и рисунки по возвращении Вашем в Киев представить ко мне.

Подорожную и примерно на прогоны и кормовых 150 руб. серебр. при расходной тетради Вы получите из моей канцелярии"2 .

Кроме этой инструкции Шевченко получил открытое письмо, а также пакеты к гражданским губернаторам и архиепископам Подольской и Волынской губерний с просьбой содействовать Шевченко в исполнении возложенного на него поручения3 .

Получив командировку, Шевченко сначала отправился в Подольскую губернию и в начале октября посетил Каменец-Подольск. Оттуда Шевченко поехал в Почаев, где выполнил ту часть данной ему ин-

1 Рукописный отдел Института литературы АН УССР, инв. N 1453, лл. 39, 52.

2 "Киевская старина", т. 44, стр. 239 - 240. 1894.

3 Киевский областной исторический архив (К. О. И. А.), л. 46.

стр. 96
струкции, которая касалась зарисовок видов Почаевской лавры. Об этом свидетельствуют опубликованные зарисовки: Почаевская лавра с юга, с запада, а также внутренний вид1 .

По дороге из Почаева Шевченко зарисовал церковь в селе Вербки, недалеко от Ковеля, где был похоронен князь А. М. Курбский, а также церковь в селе Секуни.

Как свидетельствует об этом Н. Шугуров, все рисунки Шевченко сдал в Комиссию, но издан был только рисунок церкви в селе Вербки - в приложениях к изданию Археографической комиссии "Жизнь князя Андрея Михайловича Курбского в Литве и на Волыни". Т. II. Табл. I.

Путешествие по Подолии и Волыни обогатило Шевченко новыми сведениями о памятниках старины на Украине, о тяжелом положении крестьянства и т. д. Сравнивая сведения о памятниках старины в разных районах Украины, он делает чрезвычайно глубокие выводы об ее историческом прошлом. В художественной форме Шевченко дает такой анализ археологических памятников:

"На полях Волыни и Подолии Вы часто любуетесь живописными развалинами древних массивных замков и палат, некогда великолепных, как, например, в Остроге или Корце. В Корце далее церковь, хранилище бальзамированных трупов фамилии графов Корецких, сама собою в развалины превратилась. Что же говорят, о чем свидетельствуют эти угрюмые свидетели прошедшего? О деспотизме и рабстве! О холопах и магнатах! Могила или курган на Волыни и Подолии - большая редкость. По берегам же Днепра, в губерниях Киевской, Полтавской, вы не пройдете версты поля, не украшенного могилой, а иногда и десятками могил, и не увидите ни одной развалины на пространстве 3 губерний, кроме разве у богатого затейника-помещика, нарочно развалившийся в саду деревянный, размалеванный храм Весты a la ротонда Тиволи. Что же говорят пытливому потомку эти частые темные могилы на берегах Днепра и грандиозные руины дворцов и замков на берегах Днестра? Они говорят о рабстве и свободе. Бедные, малосильные Волынь и Подолия, они охраняли своих распинателей в неприступных замках и роскошных палатах. А моя прекрасная, могучая, вольнолюбивая Украина туго начиняла своим вольным и вражьим трупом неисчислимые огромные курганы. Она своей славы на "поталу" не давала, ворога деспота под ноги топтала и свободная, нерастленная умирала. Вот что значат могилы и руины"2 .

Какую ненависть к "благородным" угнетателям украинского народа, панам Корецким и др., и какой глубокий патриотизм и любовь к своей родине мы видим в этих строках прозы Шевченко! Каждый материальный памятник для него жил и вызывал все новые и новые мысли о борьбе с угнетателями.

Весь декабрь 1846 года Шевченко был в Киеве. Вместе с некоторыми членами Кирилло-Мефодиевского братства 25 декабря 1846 года он был на вечеринке у члена братства учителя Гулака, произносил там горячие "бунтарские" речи и читал свои стихи. Они были подслушаны соседом Гулака Петровым, по доносу которого были позже арестованы члены братства, а вместе с ними и Шевченко.

9 января 1847 года Шевченко выехал в Черниговскую губернию. О. Левицкий утверждает, что Шевченко отправился туда не по поручению Комиссии, а по собственной инициативе с целью собрать свои рукописи, оставленные у разных знакомых, так как поэт как будто бы собирался в заграничное путешествие, а также ожидал назначения на должность учителя рисования в университете3 .

Из переписки Шевченко мы видим, что он действительно очень хотел поступить на должность учителя рисования в университете, но при этом совсем не думал оставлять службу в Археографической комиссии. В письме к Бибикову по этому вопросу он писал, что "с тем вместе, я желаю оставаться сотрудником Археографической Комиссии..."4 .

Но вскоре якобы за самовольную отлучку из Киева Шевченко был уволен со службы.

В делах Комиссии есть постановление Комиссии об увольнении Шевченко:

"1847 г. марта 1-го дня. Временная Комиссия для разбора древних актов, имея в виду, что сотрудник Комиссии Шевченко без всякого согласия Комиссии отлучился из Киева и по Комиссии не занимается, определили: исключить его из числа сотрудников Комиссии с прекращением производившегося ему жалованья, по 12 р. 50 коп. серебром в месяц". Подписи: Председатель Н. Писарев, члены: Б. Чехович, Ал. Ставровский, А. Селин, Делопроизводитель Н. Иванишев".

Этот документ опубликован впервые

1 О. Новицкий "Шевченко як маляр". Львив - Москва. 1914. Рисунки в приложениях на стр. 39 - 41.

2 "Киевская старина", т. XVIII, стр. 591. 1887.

3 "Киевская старила", т. 44, стр. 241 - 242. 1894.

4 Т. Г. Шевченко "Переписка", стр. 26.

стр. 97

Раим.

Рисунок Т. Г. Шевченко.

еще в 1882 г. Ив. Новицким с коротеньким комментарием: "после его ареста состоялось такое журнальное постановление Комиссии".

После опубликования этого документа известный русский писатель Лесков напечатал короткое свое сообщение-воспоминание под названием "Оффициальное буффонство", в котором сообщает о ходивших в 1849 году в Киеве рассказах по поводу увольнения Шевченко со службы уже после его ареста1 .

В действительности дело было, конечно, не в "манкировании" служебными обязанностями, а в "политической неблагонадежности" Шевченко. В делах Комиссии сохранился черновик приведенного выше постановления Комиссии об увольнении Шевченко, на котором, на левой стороне, на белом поле есть пометка чернилами: "27 марта 1847 г. N 60"2 .

Эта пометка на документе свидетельствует о том, что причиной, вызвавшей это постановление, было, очевидно, распоряжение об аресте Шевченко. Как известно, донос Петрова на Кирилло-Мефодиевское братство был подан 3 марта 1847 года. Немедленно начались аресты членов братства. Шевченко не был арестован лишь потому, что не находился в это время в Киеве. Вот тогда-то Комиссия, должно быть, по распоряжению Бибикова, и написала задним числом свое постановление об исключении Шевченко со службы в Комиссии с 1 марта 1847 года, и, следовательно, причиной увольнения была не "самовольная отлучка", а политическая деятельность Шевченко.

5

В течение своей службы в Археографической комиссии Шевченко сделал много историко-археологических записей, рисунков и чертежей, записал много народных рассказов и преданий о памятниках старины на Украине, но после его ареста большинство этих материалов пропало и только часть осталась для истории.

Шевченко, как и другие сотрудники Археографической комиссии, собирал также архивные документы. Среди бумаг Шевченко, забранных у него во время ареста, было "несколько подлинных древних бумаг, большею частью начала XVIII века. Здесь есть выписки о крепостных людях и землях разных владельцев, просьбы и другие акты. Вероятно Шевченко хранил эти бумаги как редкости или образцы древней письменности"3 . Наличие этих архивных документов у Шевченко об'ясняется, очевидно, не тем, что он сохранял их как "редкости или образцы древней письменности", а его служебными обязанностями, с одной стороны, и громадным интересом к истории и социальным отношениям - с другой.

Шевченко интересовался историей и историческими древностями не только украинского, но и других народов, в частности русского народа. Этот интерес сопровождал его и в ссылке и после нее. Находясь в ссылке, в письме к княгине В. М. Репниной от 24 октября 1847 года Шевченко просит прислать ему "если можно Чтение Московского Археологического Общества, издаваемое Бодянским"4 .

Шевченко интересуется в ссылке памят-

1 "Исторический вестник". Т. IX, стр. 441 - 443. 1882.

2 КЦАДА "Дано Археографической комиссии" N 91, л. 25.

3 Рукописный отдел Института литературы АН УССР, инв. N 1614.

4 Т. Шевченко "Переписка", стр. 29.

стр. 98
никами старины Средней Азии и делает несколько зарисовок такого характера, как "Раим", где на первом плане даны развалины древней каменной постройки и т. п. В течение всей своей жизни Шевченко глубоко любил и уважал великий братский русский народ. Он не только хорошо знал русский язык и писал на нем, не только уважал гениальных русских писателей А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и др., но любил и изучал историю и исторические памятники русского народа. Записи в "Дневнике" свидетельствуют о том, что читал Шевченко по дороге из ссылки. Здесь же, в "Дневнике", приведены историко-археологические описания памятников древности в городах, где останавливался Шевченко.

Рядом с чтением "Богдана Хмельницкого" Костомарова, летописи Величко, "Записок о Южной Руси" Кулиша Шевченко разыскивает и читает ряд книг по истории России. В "Дневнике" его читаем: "По слухам знаю и о существовании книги под названием "Описание города Астрахани". Но о приобретении ее здесь, на месте и помышлять нечего"1 .

И дальше: "Нужно будет прочитать... в "Русском Вестнике" Турецкую войну при царе Федоре Алексеевиче. Мне теперь нужно много прочитать"2 .

В Нижнем Новгороде Шевченко читает книгу Н. Храмцовского "Краткий очерк истории и описание Нижнего-Новгорода" и записывает: "Книга хорошая и достаточно знакомит с историею края и города. Жаль, что г. Храмцовский об архитектурных памятниках и вообще о памятниках старины говорит слишком экономно"3 .

И в Астрахани, и по дороге к Нижнему Новгороду, и в Нижнем Новгороде Шевченко рисует памятники старины и записывает исторические сведения о них. В Нижнем Новгороде он, например, записывает: "...окончил вчера начатый рисунок Архангельского собора. Оригинальное, красивое и самое древнее, прекрасно сохранившееся, здание в Нижнем-Новгороде. Собор этот построен во время великого князя Нижегородского Юрия Всеволодовича в 1227 году"4 .

Подобные историко-археологические записи сделаны и о других памятниках древности в Нижнем Новгороде, причем Шевченко везде делает упор на творчество народа, интересуется работой местных мастеров, особенно выходцев из народа. По поводу постройки собора в Астрахани Шевченко сделал такую, глубоко патриотическую запись: "На вопрос мой, кто был архитектором этого колоссального и прекрасного собора, отец Гавриил отвечал - простой русский мужичек. Не мешало бы Константину Тону поучиться строить соборы у этого русского мужичка"5 .

Интерес Шевченко к археологическим памятникам не оставлял его до последних дней жизни. Близкая знакомая его Л. В. Тарновская в письме к своему сыну из Петербурга в Киев 17 ноября 1860 года писала: "...Шевченко тебе кланяется и скубе за ухо за то, что ты сбрехал, обещал ему прислать рисунок могил между Городней и Ольшаной, да слово твое тепле"6 .

Историко-археологические записи Шевченко, как сведенные в его материалах к отчету (рукопись N 1455), так и разбросанные в его многочисленных произведениях, особенно в прозе и в "Журнале", представляют собой еще и теперь ценный материал для истории, особенно для археологии, и могут быть использованы при составлении археологической карты УССР. Богатый историко-археологический материал, которым насыщены произведения Шевченко, его рисунки свидетельствуют об его большой научной историко-археологической деятельности и подтверждают его любовь к исторической науке, к археологии, нашедшую выражение в записи, сделанной Т. Г. Шевченко в "Дневнике": "Я люблю археологию. Я уважаю людей, посвятивших себя этой таинственной матери истории"7 .

1 Т. Г. Шевченко "Дневник", запись от 9 августа 1857 г.

2 Там же, запись от 5 сентября 1857 г.

3 Там же, запись от 9 октября 1857 г.

4 Там же, запись от 12 октября 1857 г.

5 Там же, запись от 11 августа 1857г.

6 Записки Историко-филогичного виддилу УАН, кн. VII-VIII, стр. 378. Киев. 1926.

7 Т. Г. Шевченко "Дневник", запись от 13 августа 1857 г.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Т-Г-ШЕВЧЕНКО-ИСТОРИК-АРХЕОЛОГ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. ИВАНЦОВ, Т. Г. ШЕВЧЕНКО - ИСТОРИК-АРХЕОЛОГ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Т-Г-ШЕВЧЕНКО-ИСТОРИК-АРХЕОЛОГ (дата обращения: 25.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. ИВАНЦОВ:

И. ИВАНЦОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
1489 просмотров рейтинг
28.08.2015 (3163 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Т. Г. ШЕВЧЕНКО - ИСТОРИК-АРХЕОЛОГ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android