Libmonster ID: RU-9923

Институт истории АН СССР в 1942 году

*

С первых же дней великой отечественной войны нашего народа против гитлеровской Германии Институт истории перестроил свою научную работу, поставив ее всецело на службу борьбы нашей героической Красной Армии с разбойничье-фашистскими ордами.

В первый год отечественной войны научные сотрудники Института написали ряд брошюр, освещающих героическую борьбу наших великих предков и русского народа за свою родину и независимость со всякого рода захватчиками. В брошюрах была показана вековая героическая борьба славянских народов с немецкой агрессией.

В 1942 г. перед Институтом, являющимся одним из ведущих участков идеологического фронта, стоит огромная задача - вместе со всей страной под руководством партии помочь нашей героической Красной Армии выполнить историческую задачу окончательного разгрома немецко-фашистских захватчиков. Воя тематика плана на 1942 г. построена в этом направлении. План Института состоит из 8 основных разделов.

Первый раздел посвящен 25-летию Великой Октябрьской социалистической революции; в него входят следующие работы: "25 лет советской власти" (проф. Б. М. Волин), "25 лет социалистического строительства в Узбекской ССР" (А. М. Гуревич), "Советская историческая наука за 25 лет" - сборник под редакцией акад. Б. Д. Грекова, Е. В. Тарле, членов-корреспондентов АН СССР А. М. Панкратовой, И. И. Минца и А. В. Ефимова, д-ра исторических наук Л. И. Зубока, канд. исторических наук М. А. Коростовцева; "Борьба за власть советов" (И. П. Кучкин), "Минский совет в 1917 г." (Богданов, под редакцией А. М. Панкратовой).

Эти работы должны показать, как создалось мощное советское государство и как было достигнуто морально-политическое единство в нашей стране, которое обеспечит окончательную победу над врагом.

Второй раздел плана посвящен истории народов СССР с древнейших времен до наших дней и состоит из следующих работ: "История Казахской ССР" (учебник для средней школы и партактива), подготовляется и издается в Алма-Ата коллективом историков Института истории АН СССР и Казахским филиалом АН под руководством отдела пропаганды ЦК КП(б)К; "История узбекской ССР" - три тома (учебник для высших учебных заведений), подготовляется и издается в Ташкенте Институтом истории АН СССР и Узбекским филиалом АН под руководством отдела пропаганды ЦК КП(б)Уз.; "Героическая борьба узбекского народа в великой отечественной войне" (летопись) под ред. акад. Б. Д. Грекова; "Героическая борьба казахского народа в великой отечественной войне" (летопись), составлена Казахским филиалом ИМЭЛ при участии историков Института истории АН СССР.

Эти работы покажут исторический путь казахского и узбекского народов от бесправного, колониального состояния до национального освобождения и превращения их в мощные советские социалистические республики, борющиеся рука об руку с братским русским народом против немецких оккупантов, за свободу, за независимость, за любимую родину.

Третий раздел плана посвящен великой отечественной войне советского народа против гитлеровской Германии. Институт истории подготовляет к изданию сборник "История русского военного искусства" (три части) под ред. полковника Таленского и проф. А. Л. Сидорова. Первая часть сборника охватывает развитие военного искусства русской армии, начиная с Киевской Руси и кончая русской стратегией Суворова; вторая часть - развитие национального русского военного искусства, начиная с Кутузова и кончая историей стратегии русской армии в 1914 - 1918 гг.; третья часть сборника посвящена Красной Армии, ее выдающимся полководцам, стратегическому гению великого полководца Сталина, советско-финляндской войне и великой отечественной войне против гитлеровской Германии.

Следующий сборник этого раздела - "Партизанская борьба в истории освободительных войн советского народа" - под ред. И. И. Минца покажет героическую борьбу партизан в истории освободительных войн: Отечественной войны 1812 г.,

стр. 88

партизанской войны против немцев, против Колчака, Деникина, против интервентов - а завершится общим очерком партизанской войны советского народа против немецко-фашистских оккупантов. В этот же раздел входит сборник "История партизанской борьбы на Западе" под ред. акад. Е. В. Тарле. Сборник обобщит опыт партизанской борьбы на Западе: гуситские войны, гёзы в борьбе за независимость Нидерландов, партизанские методы борьбы американцев за свою независимость, гверильясы Испании в борьбе против наполеоновского вторжения, "тысяча" Гарибальди в борьбе против угнетателей итальянского народа, роль франтиреров в франко-прусской войне, комитаджи Болгарии в борьбе за свою независимость и др.

В четвертый раздел плана - "Война и мир" - включаются следующие работы: "Тридцатилетняя война и вестфальский мир" (проф. Р. Л. Вайнштейн); "Семилетняя война" (акад. Ф. А. Ротштейн); "Тильзитский мир" (акад. Е. В Тарле); "Разгром Германии в 1918 г." (проф. Ф. О. Нотович). Некоторые из этих работ будут закончены только в 1943 году. Работы должны ответить на вопрос о том, как соответствующие условия войны подготовили и соответствующие условия мира.

Пятый раздел плана - "Разоблачение фашизма" - состоит из трех крупных работ; "Кто такие национал-социалисты?" под ред. акад. Е. В. Тарле, профессоров В. П. Потемкина, Л. И. Зубока и Ф. О Нотовича; в работе широко освещается положение о фашистах, высказанное товарищем Сталиным 6 ноября 1941 г. на торжественном заседании Московского совета депутатов трудящихся. Работа покажет причеты возникновения фашизма в Германии, основные этапы развития фашизма: фашизм у власти, война германского фашизма за мировое господство, крах фашизма; "Против фашистской фальсификации истории" - сборник под ред. чл. -корр. АН СССР А. Д. Удальцова; "Единство происхождения " развития народов мира и фашистская фальсификация истории" (А. Д. Удальцов).

Шестой раздел плана - "История славянства" - включает две работы: "Очерки по истории славянских народов" (Польши, Чехии, Сербии, Черногории, Болгарии, Хорватии, Словении, Македонии, прибалтийских стран и др.) под ред. чл.-корр. АН СССР В. И. Пичеты, профессоров З. Р. Неедлы и Д. И. Влахова; "Славянство в борьбе с немецкой агрессией" под ред. проф. З. Р. Неедлы и кандидата исторических наук Р. К. Караколова.

Эти работы должны показать этапы германской агрессии на славянский Восток, полабских славян, героическую борьбу славянских народов против германской агрессии с древних времен вплоть до нынешней борьбы с фашизмом.

Седьмой раздел плана содержит работы: "Англо-русские отношения с XVI до XVIII в." (акад. Ю. В. Готье и чл. -корр. С. В. Бахрушин); "Культурные связи России и Англии в XVIII-XIX вв." (чл.-корр. АН СССР Е. А. Косминский); "Война на Тихом океане" - сборник под ред. проф. Г. Н. Войтинского; "Пять лет национальной освободительной войны китайского народа" (проф. Г. Н. Войтинский и канд. исторических наук Л. В. Симоновская).

Восьмой раздел плана - "Преподавание истории". Под ред. членов-корреспондентов АН СССР А. М. Панкратовой, А. Д. Удальцова и Е. А. Косминского разработано историческое пособие "Преподавание истории в условиях великой отечественной войны" (методическое пособие по древней, средней, новой истории и истории СССР). Работа выйдет в свет к новому учебному году на узбекском и русском языках.

План - большой, напряженный и ответственный по задачам и срокам, но он будет выполняться не только научными силами Института истории: к выполнению намеченных работ Институт привлекает научные кадры историков нашей страны, работающих не только в Москве, но и на периферии. Объединить и направить работу всех историков - одна из важнейших задач Института истории.

Работники исторического фронта в "решающий год борьбы с гитлеровской Германией должны создать работы, которые еще больше укрепят мужество, непоколебимость и уверенность нашего народа в неизбежности и скорой победе над гитлеризмом. Работы историков должны быть достойны наших великих дней борьбы.

П. Алефиренко

*

Алмаатинская группа Института истории, состоящая из 10 старших научных сотрудников, за 6 месяца" проделала большую работу. В феврале этого года она выпустила в свет методическое, пособие для учителей средних школ - "Преподавание истории в условиях Великой отечественной войны"1 (16 печатных листов). Пособие состоит из вводной статьи, написанной А. М. Панкратовой, и двух выпусков методических разработок наиболее актуальных тем: по новой европейской история 15 тем и по истории СССР 24 темы. Редакторы пособия: А. М. Панкратова (ответственный редактор), А. П. Кучкин, А. Ф. Миллер, Ф. В. Потемкин.


1 Пособие переиздается в Ташкенте под ред. А. М. Панкратовой, Е. А. Косминского и А. Д. Удальцова с дополнительными главами, написанными А. Ф. Миллером я Ф. О. Нотовичем.

стр. 89

Группа заканчивает редактирование учебника по истории Казахской ССР, предназначенного для старших классов средней школы. В составлении учебника приняла участие и алмаатинские историки. Учебник состоит из 23 глав и охватывает все этапы развития исторического процесса на территории Казахстана, начиная с древнейших времен и кончая участием казахского народа в великой отечественной войне против гитлеровской Германии. В состав редакционного коллектива от группы входят: А. М. Панкратова, А. П. Кучкин, М. И. Вяткин.

В связи с войной группа изучала вопросы теории и истории войн в свете учения классиков марксизма. Ф. В. Потемкин разработал тему "Учение К. Клаузевица о войне". Доклад на эту тему был сделан авторам в апреле в Ташкенте на сессия, посвященной вопросам теории и истории войн. На проведенной в мае исторической научной сессии группы Ф. В. Потемкин сделал доклад на тему "Учение Ленина - Сталина о войнах справедливых и несправедливых".

Ф. О. Нотович разработал тему "План Шлиффена и авантюристическая стратегия гитлеровской Германии". Доклад на ту же тему был прочитан им в Ташкенте и в Алма-Ата.

Н. М. Дружинин разработал тему "Народ и армия в отечественной войне 1812 г. и в великой отечественной войне против гитлеровской Германии" и прочитал доклад по этому же вопросу. Д. А. Баевский разработал тему "Сталинское искусство побеждать врага". Доклад прочитан на научной сессии группы 4 июня 1942 года. Р. А. Авербух разработала тему "Италия в первой и второй мировых войнах". На эту тему ею написана научно-популярная брошюра. С. И. Ленчнер и Ф. О. Нотович подготовляют главы коллективной работы Института "Очерки истории германского фашизма".

Написаны и сданы в издательство брошюры Ф. В. Потемкина "Теория войн в трудах Клаузевица и марксистско-ленинское учение о войнах" и Ф. О. Нотовича "От первой ко второй мировой войне" и "Первое вероломное нападение Германии на Советскую республику в 1918 г.". Я. Я. Зутис написал брошюру "Немецкие бараны на службе царизма". Подготовляются брошюры Д. А. Баевского "СССР - единый боевой лагерь", А. П. Кучкина "Борьба за власть советов", Ф. О. Нотовича "Захватнические планы германского империализма в первой и второй мировых войнах".

А. П. Кучкин и Д. А. Баевский принимают активное участие в составлении летописи "Казахстан в великой отечественной войне". Работа ведется Казахским филиалом Института Маркса - Энгельса - Ленина.

За истекший период научные сотрудники алмаатинской группы Института историй поместили более 20 исторических статей в журналах и газетах, прочитали в различных аудиториях (перед республиканским: активом, в военных частях, госпиталях, высших учебных заведениях, средних школах и пр.) более 150 лекций, преимущественно на военно-исторические темы, провели большую рецензентскую я консультационную работу и продолжают работать над начатыми ими ранее крупными монографиями. Так, Р. А. Авербух пишет исследование на тему "Революционное движение в Вене в 1848 - 1849 гг."; Н. М. Дружинин написал новую главу своей работы "Государственные крестьяне и реформа Киселева"; Ф. О. Нотович собрал материал для своего исследования "Первая империалистическая война 1914 - 1918 гг."; Ф. В. Потемкин дал новую главу своей монография "Промышленная революция во Франции"; А. Ф. Миллер и Я. Я. Зутдас работают над своими докторскими диссертациями.

А. Кучкин

-----

Работа исторических факультетов педагогических институтов Иркутска, Горького, Казани

Кафедра истории Иркутского педагогического института перестроила свою учебную и научно-исследовательскую работу соответственно задачам военного времени. Учебные замятия посвящены разоблачению лженаучной фашистской историографии, выяснению исторических корней возникновения и развития немецкого империализма; особое значение придается изучению отечественных войн и военных традиций русского народа, воспитанию в студентах чувства патриотизма путем глубокого освещения мужественных образов наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова. Значительно расширены программы по истории славянских народов в курсах древней, средней и новой истории и истории СССР. Намечен специальный курс по истории славянства. По курсу истории колониальных и зависимых стран особое внимание уделено колониальной политике Германии и Италия, истории тихоокеанских стран (Китая, Индонезии, Индокитая, Таи и др.). Как правило, лекционные курсы по новой истории, истории СССР и истории; колониальных я зависимых стран доводятся до текущего момента включительно.

Коренным образом изменилась тематика научно-исследовательских работ кафедры. Кандидат исторических наук, доцент, завкафедрой А. Ф. Остальцева работает

стр. 90

над докторской диссертацией "Англо-русский договор 1907 года". Автор поставил своей задачей на основе русских и иностранных источников осветить один из важнейших этапов борьбы России и Англии с Германией. Кандидат исторических наук доцент М. А. Гудошников продолжает работать над своей докторской диссертацией "История общественной мысли в Сибири в XIX веке", где будет показан процесс формирования и развития общественной мысли в Сибири, в первую очередь под влиянием политических ссыльных. Старший преподаватель С. В. Шостакович работает над кандидатской диссертацией "Война в древнем мире", основные проблемы которой разрешаются в плане рукописи Маркса "Формы, предшествовавшие капиталистическому производству". На одном из последних заседаний кафедры обсуждался доклад Шостаковича "Античный патриотизм и античная героика". Доклад этот переработан в статью - в помощь преподавателям истории средней школы. Для той же цели написаны им две другие статьи; "Против прогерманской трактовки вопросов древней истории" и "Колониальная политика Германии и Италии в школьном освещении". Старшим преподавателем истории СССР В. И. Дуловым написаны статья "К участию Сибири в Отечественной войне 1812 года" (опубликована в "Историческом журнале" за 1942 г. N 3- 4) и популярная брошюра "Партизанское движение в фашистском тылу". Кроме того он подготовляет совместно с Ф. А. Кудрявцевым брошюру о высоких боевых качествах солдат-сибиряков, проявивших себя особенно ярко в русско-японскую войну, в первую мировую войну, в дни Октябрьской революции и в годы гражданской войны. В последнем разделе брошюры рассказывается о боевых подвигах сибиряков - участников великой отечественной войны.

Старший преподаватель истории средних веков О. И. Кашик готовит вводную главу своей кандидатской диссертации "Польская историческая литература о борьбе польского народа против германской экспансия в XV веке".

За истекший период воины научными работниками кафедры истории было прочитано до 150 лекций на самые разнообразные темы: "Текущий момент великой отечественной войны", "Кто такие национал-социалисты", "Единый фронт славянских народов в борьбе с гитлеризмом", "Советские партизаны", "Война на Тихом океане", "Отечественная война 1812 г." и др. Работники кафедры активно сотрудничают и в местной печать.

Почти половина лекций была прочитана в воинских частях и госпиталях; несколько лекций и консультаций состоялось в иркутском гарнизонном Доме Красной Армии, остальные - на предприятиях, в учреждениях и в городском партийном кабинете, а также в колхозах. 10 лекций и бесед передано по радио.

Написан ряд статей для армейской газеты "На боевом посту". Опубликованы статьи: А. Ф. Остальцева "Кто такие национал-социалисты", В. И. Дулова "Защита родимы - завет наших великих предков", беседы о Минине, Пожарском, Кутузове и др.

Во всех кампаниях помощи Красной Армии и Флоту преподавательский состав и студенты исторического факультета принимают самое активное участие.

В истекшем учебном году работники кафедры сделали несколько инструктивных и методических докладов для учителей иркутских школ, оказав им серьезную помощь в перестройке своей преподавательской работы соответственно задачам военного времени.

В. Дулов

II

Война с фашистской Германией внесла коренные изменения в жизнь исторического факультета Горьковского педагогического института. Центр внимания и деятельность его коллектива, естественно, переместились в широкую рабочую массу, в части Красной Армии. Работники факультета стали публицистам, лекторами-массовиками и агитаторами.

Кафедра истории СССР совместно с городским агитационным пунктом организовала два историко-литературных вечера. Первый был посвящен 330-летию со дня выхода Нижегородского народного ополчения на спасение Москвы; второй вечер был посвящен 700-летию разгрома Александром Невским псов-рыцарей на Чудском озере.

Члены кафедры всеобщей истории С. И. Архангельский, А. С. Самойло, В. Г. Дядькин, Н. М. Сафонова прочли в воскресном университете цикл исторических лекций: "Борьба западных славянских народов с германской империей"; "Экспансия германских феодалов в Прибалтику"; "Борьба Польши с Тевтонским орденом"; "Участие Пруссии в польских разделах XVIII в."; "Отношения Чехии с германской империей в XI-XIV вв."; "Чехия под властью Габсбургов в XVI-XVII вв."; "Национальные движения среди славянских народов в половине XIX века". В этих лекциях были подробно освещены: положение славян в Австро-Венгрия, захватнические планы германского империализма накануне кадровой войны 1914 - 1918 гг., план "Средней Европы", судьбы балканских славян в конце XIX и начале XX в., мировая война 1914 - 1918 гг. и крах захватнических планов германского империализма, провал украинского и прибалтийского планов, возникновение и этапы развития фашизма, расовая теория, роль Гитлера как продолжателя захватнических планов Вильгельма, борьба славянских народов с гитлеризмом и др.

Война потребовала внести серьезные коррективы в преподавание, программы и учебные планы высшей и средней школ.

стр. 91

Соответственно этим новым задачам старший преподаватель факультета А. И. Кочина разработала тематику и методику преподавания истории в средней школе.

Во всех лекционных курсах заострено внимание на борьбе с фашистскими извращениями истории. В курсах всеобщей истории расширен фактический материал по истории славян и их борьбе с германской империей за сбою независимость. По курсу средних веков введен практикум по истории борьбы западных славян с германской империей. В курсе новой истории также расширен раздал, истории западных славян, чехов и поляков, введены такие темы, как: возрождение славянства в 20 - 30-х гг. XIX в.; роль славянских народов в революции 1848 г.; борьба польского населения в Познани против онемечивания во второй половине XIX века. В курс истории колониальных и зависимых стран введен раздел о колониальных захватах Японии (Корея, Манчжурия) и разработана тема о подготовке войны на Тихом океане, об агрессии Японии в Китае. По курсам истории СССР дополнительно прочитаны лекции о многовековой борьбе восточных славян за свою независимость, о Куликовской битве и ее историческом значении, о великом русском полководце Суворове, Семилетней войне, Брусиловском прорыве в войну 1914 года.

Для студентов-выпускников были дополнительно прочитаны лекции о Семилетней войне, партизанском движении 1812 г., Брусиловском прорыве, разгроме немецких оккупантов в 1918 г., о внешней политике СССР.

Кабинетом истории факультета были организованы выставки материалов о фашизме, о героическом прошлом русского народа за период от Ледового побоища до войны 1812 года.

Работают над своими диссертациями: К. Г. Селезнев - о партизанской борьбе с японской интервенцией в Сибири; Н. М. Добротвор - об обороне Порт-Артура; старший преподаватель П. И. Шульпин - о столыпинской реформе в Нижегородской губернии; А. И. Парусов - по истории Сормова во вторую половину XIX в.; В. П. Кусто - Балканы накануне империалистической войны 1914 г.; старший преподаватель Ю. И. Копелова - о чехословацкой конституции после первой мировой войны. Старший преподаватель Ф. В. Чебаевский защитил кандидатскую диссертацию "Реформа 1861 г. в Нижегородской губернии".

Из диссертационных тем, подготовляемых аспирантами Института, отметим следующие: "Коммунистические субботники в годы гражданской войны" (аспирант С. М. Зайцев). "Народное ополчение 1812 г." (аспирант Е. Ф. Селиванова) и "Марокканский кризис начала XX века" (аспирант В. И. Глейбер). В связи с исполняющимся в текущем году трехсотлетием Английской революции кафедрой всеобщей истории выполнены следующие работы: С. И. Архангельский прочитал доклад о международной политике Англии в эпоху Английской революции 1649 - 1655 годов. Доклад этот представляет собой часть исследования, выполненного по поручению Института истории АН СССР для издаваемой серии "Всемирная история". Автор этой работы продолжает изучать внешнюю политику Англии периода 1655 - 1660 годов. На тему "Колониальная политика Английской буржуазной революции XVII века" пишет докторскую диссертацию А. С. Самойло. Первая глава - о Вест-индской экспедиции Кромвеля - была зачитана автором в Институте истории АН СССР и на кафедре всеобщей истории Горьковского педагогического института и принята к опубликованию в сборнике, посвященном 300-летию Английской революции. Тема примыкает к целой группе работ русских историков, посвятивших себя изучению истории Английской революции (Косминский, Архангельский, Лавровский, Семенов и др.).

Кафедра всеобщей истории заслушала и обсудила два доклада преподавателя горьковской средней школы П. И. Соколова (сдавшего кандидатский минимум по истории средних веков), да темы "Исторический процесс у Тюрго" и "Воззрение Тюрго по вопросам теория исторического познания".

В. Т. Илларионов работает над книгой по историографии палеолита Африки, Европы, Азии, Австралии и Америки. В Академию наук СССР им ранее представлен "Опыт историографии палеолита СССР" (40 печ. л.), трактующий историографию палеолита Восточной Европы (СССР и некоторые прилегающие страны) и Северной Азии (Сибирь). Эта книга В. Т. Илларионова одобрена Академией наук к изданию. В истекшем семестре он сделал кафедре всеобщей истории доклад "Расовая теория в историографии палеолита СССР".

Во время войны вышли в свет книги: Анри Пиренна "Средневековые города и возрождение торговли"1 и В. Т. Илларионова "Ископаемый человек в историографии палеолита СССР"2 . Кафедра истории СССР подготовляет к изданию сборник "Минин и Пожарский".

Увеличился объем библиографической работы кабинета истории. Кабинет приступил к составлению новых картотек по разделам: великая отечественная война советского народа против германского фашизма, по истории славян - западных, южных, восточных, по их борьбе с немецкой агрессией, внешние сношения Англии и России с XVI по XX в., по внешней политике России в XVIII-XX веках.

В. Илларионов


1 Перевод и предисловие С. И. Архангельского. Издание Горьковского пединститута, г. Горький. 1941. 127 стр. 7 руб.

2 Архив палеолита СССР, Вып. I, г. Горький. 1941. 160 стр. 10 руб.

стр. 92

III

Многие студенты и преподаватели исторического факультета Казанского педагогического института с первых же дней войны находятся на франте и героически сражаются с ненавистным аратом. Среди них кандидат исторических наук доцент А. Х. Рафиков, заведующий кафедрой истории СССР Е. И. Устюжанин, старшие преподаватели А. М. Файт, И. М. Ионенков, Яхин и др. Весь коллектив исторического факультета, оставшийся в Казани, три тяжелых зимних месяца работал на строительстве военных укреплений. Важное правительственное задание было выполнено ими досрочно. Командование занесло бригаду факультета на доску почета и премировало денежной премией.

Теперь студенты и научные работники Института с большим подъемом снова взялись за учебу и научную работу. В этом году факультет значительно пополнился крупными научными силами. В стенах института читали лекция академики Б. Д. Греков, Е. В. Тарле, члены-корреспонденты АН СССР проф. А. В. Ефимов, Е. А. Косминский и др. При их содействии факультет сумел быстро перестроить учебные планы и всю свою работу в соответствии с требованиями отечественной войны. Факультет сумел добиться ряда успехов в области научно-исследовательской работы. Вышел в свет IV выпуск "Ученых записок". Сотрудники кафедры принимают участие в оборонном антифашистском сборнике, в котором будут напечатаны статьи профессора А. В. Ефимова, доцента Юровской, доцента Бушмакина, профессора Дитякина. Некоторые работники кафедры заняты составлением курса "Истории Татарии" (Гимади и др.).

В апреле состоялась научная сессия Института, были заслушаны доклады профессора Дитякина "Развал итальянского фашизма", доцента Морозова "Ленин и Сталин о единстве тыла и фронта", старшего преподавателя Гимади "Борьба народов Среднего Поволжья против монгольского ига", старшего преподавателя Тагирова "Татары в отечественной войне 1812 г", доцента Юровской "Секретная дипломатия во время Семилетней войны" и др. Доцент Бушмакин защитил кандидатскую диссертацию на тему "Внешняя политика Генриха IV". Близка к окончанию кандидатская работа тов. Тагирова на тему "Русская секция I Интернационала".

Преподаватели Института выступают с докладами в госпиталях, воинских частях и на рабочих собраниях, опубликовали ряд статей в местной печати.

Недавно состоялись выпускные экзамены на историческом факультете. Страна получила 10 новых преподавателей истории средних школ.

Х. Гимади

-----

Полководец М. Кутузов (выставка в Доме ученых)

В Москве, в Доме ученых, открылась выставка, посвященная жизни и деятельности великого русского полководца - Михаила Илларионовича Кутузова.

Перед посетителями встает яркий образ великого полководца, одного из передовых военных деятелей своего времени, неразрывно связавшего свою жизнь с героической борьбой русского народа за свою независимость.

Экспонаты сгруппированы по темам. Здесь выделены основные этапы биографии полководца: первые этапы жизни Кутузова, участие его в войнах с Турцией, в войне с Наполеоном (1805 - 1807) и Отечественной войне 1812 года.

Выставка открывается словами товарища Сталина, сказанными им на Красной площади 7 ноября 1941 г.: "Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова".

Первый раздел выставки освещает ранний период жизни великого полководца. Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов родился 16 сентября 1745 г.1 в Петербурге. В 1761 г., по окончания военно-инженерной школы, Кутузов начал службу в армии командиром роты в Астраханском полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов. У Суворова Кутузов проходил первую школу военной и боевой учебы.

Следующий раздел посвящен участию Кутузова в войнах с Турцией 1768 - 1774 и 1787 - 1791 годов. Во время первой войны Кутузов находился в составе Дунайской армии Г. А. Румянцева. Здесь под руководством Румянцева, блестяще знавшего военное дело, бесстрашный Кутузов приобрел большой боевой опыт. Выдающееся участие привял Кутузов во второй войне с Турцией. 12 октября 1787 г. в сражении под Кинбурном Кутузов, выступая в качестве командира разведки, обеспечил русским войскам победу. Затем он участвует в горячих схватках с татарскими наездниками и в штурме укреплений у Алушты, где был тяжело ранен. Решающей операцией войны было взятие Измаила 11 декабря 1790 года. Во время штурма Кутузов командовал шестой колонной, шедшей


1 Все даты даются по новому стилю.

стр. 93

на левом фланге. Давая высокую оценку действиям М. И. Кутузова, Суворов писал: "Он шел на моем левом крыле, но был моей правой рукой".

Портреты Кутузова, Суворова, Румянцева, Потемкина радом с гравюрами, картинами, планами и картами, посвященными главнейшим событиям войны с Турцией, отражают этот период жизни и деятельности Кутузова. Укажем на наиболее интересные из относящихся сюда экспонатов: "Сражение под Кинбурном 12 октября 1787 г." (с современной гравюры Иоганна-Мартина Билля); "Штурм крепости Очаков в 1788 г."; "Штурм и взятие Измаила в 1790 г." (по рисунку Шуберта, грав. Гейзер).

На выставке представлены и наградные медали: медаль, выбитая в честь Суворова за взятие Измаила; офицерский крест за взятие Измаила в 1790 г.; медаль для нижних чинов за взятие Измаила.

Следующий раздел посвящен участию Кутузова в войне с Наполеоном (1805 - 1807).

На выставке по этому разделу представлены карты военных действий, картины и гравюры, изображающие замечательные моменты главнейших событий войны 1805 - 1807 гг.: "Утро сражения под Аустерлицем" (с гравюры Шарона, сделанной с картины Лорье); "Свидание императора Александра I с Наполеоном на Немане в 1807 г." (с гравюры Лимо, сделанной с рисунка с натуры Лорье); "Парад в Тильзите 28 июня 1807 г. в присутствии Александра I и Наполеона" (гравюра Бовине с картины Знебаха). Здесь же представлены портреты полководца Кутузова (гравюра Корделли), генерала Савари (гравюра начала XIX в.) и др.

Центральное место на выставке отведено деятельности Кутузова в Отечественной войне 1812 года. И это понятно, ибо в войне 1812 г. талант русского полководца развернулся во всем своем величии. Война с Наполеоном - вершина военного искусства великого русского полководца, опиравшегося на творческие силы и героизм народных масс, поднявшихся на борьбу за свою независимость.

Раздел "Кутузов в Отечественной войне 1812 года" имеет ряд подтем: "Вторжение Наполеона в Россию"; "Смоленск"; "Бородинское сражение"; "Москва"; "Отступление наполеоновской армии и ее разгром". Материалы подтем этого раздела выставки подробно иллюстрируют в хронологической последовательности важнейшие этапы Отечественной войны 1812 года. Портреты Кутузова и его сподвижников в сочетании с гравюрами и картинами, схемами, планами и картами выдающихся сражений и военных операций Отечественной войны 1812 г. отражают этот раздел выставки. Здесь же приведены интересные тексты ив произведений крупнейших русских писателей: Льва Толстого, Пушкина, Лермонтова и др. Как живые смотрят на нас с витрин исполненные Доу портреты Кутузова, Барклая, Багратиона, Неверовского, Ермолова, Давыдова и др. На выставке представлены и работы очевидцев, участвовавших в рядах французской армии, в рисунках художника Адама; "Смоленск 18 августа", "Атака батареи Раевского"; в литографиях с рисунков Фабер де Фора: "У семеновских флешей", "На Бородинском поле 26 августа", "Пожар Смоленска в ночь на 18 августа" и др.

Укажем наиболее интересные из относящихся сюда экспонатов. Картины П. Гесса "Сражение под Смоленском 5 августа 1812 года" - на картине воспроизведена бомбардировка города 5 августа; "Сражение при Бородине 26 августа 1812 года" - на картине воспроизведен трагический момент боя за Семеновские флеши - ранение Багратиона. Картина Кившенко "Военный совет в Филях 13 сентября 1812 года". Картины Верещагина "Перед Москвой", "Ожидание депутации бояр", "Пожар в Кремле", "Сквозь пожар", "Партизаны", "Атака" и др.

Особое место в этом разделе отведено изображениям Наполеона и его маршалов. Здесь выставлены портреты Наполеона работы Жерара, Киля, Верещагина; портреты маршалов: Мюрата, Даву, Бертье, Сульта, Нея, Лаяна и др. Показаны, с одной стороны, знаменитые маршалы-начальники авангардов французских войск: Ней, Лани, Мюрат, - с другой стороны - сподвижники Суворова, его ученики: Кутузов, Багратион, Дохтуров, Милорадович, Ермолов.

Специальная витрина отведена партизанскому движению, отразившему народный характер войны 1812 года. Здесь, помимо текстового материала, картин и иллюстраций, выставлены портреты лучших руководителей партизанских отрядов: подполковника Давыдова, капитана Фигнера, Сеславина и др. Здесь же помещены портреты: старостихи Василисы Кожиной, народного героя Курина и др.

Заключительный раздел выставки посвящен последнему периоду жизни Кутузова.

Выставка материалов о жизни и деятельности Кутузова является ценнейшим пособием для изучения славных боевых традиций великого русского народа в борьбе за независимость родины, так блестяще усвоенных нашей доблестной Красной Армией. Трудящиеся, интеллигенция и воинские части Москвы с волнением, радостью и гордостью за величественные победы русского народа знакомятся с историческими документами и материалами, собранными в заде выставки.

А. Иванов


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Хроника-ИСТОРИЧЕСКАЯ-НАУКА-В-СССР-2015-09-28

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander KerzКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kerz

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Хроника. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В СССР // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Хроника-ИСТОРИЧЕСКАЯ-НАУКА-В-СССР-2015-09-28 (дата обращения: 18.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Kerz
Moscow, Россия
841 просмотров рейтинг
28.09.2015 (3125 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
Вчера · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
7 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Хроника. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В СССР
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android