Libmonster ID: RU-12570

Советская историческая наука на протяжении 50 лет своего существования выдвинула сотни и тысячи талантливых ученых, выдающихся педагогов, крупных общественных деятелей. Значительный отряд советских историков трудится в настоящее время в научно-исследовательских учреждениях, высших учебных заведениях, музеях, архивных учреждениях. Многие из советских историков завоевали своими научными исследованиями широкое признание и популярность как в нашей стране, так и за рубежом. К их мнению внимательно прислушиваются не только специалисты, работающие в различных областях исторических знаний, но и все, кто интересуется историей и любит ее. Новые труды наших ученых всегда ожидаются с большим нетерпением и неизменно становятся большим событием для советской исторической науки, в жизни всей нашей общественности.

Вот почему журнал решил открыть рубрику "Наши интервью", где будут публиковаться беседы с видными представителями советской исторической науки. Мы хотим познакомить широкие круги читателей с творческими планами ученых, с ближайшими и отдаленными перспективами их работы, узнать о других направлениях их научной, педагогической, общественно- политической деятельности. С просьбой дать интервью мы обратились к одному из видных советских историков, долгие годы работающему над проблемами истории Октября, члену бюро Отделения истории АН СССР, председателю Научного совета Академии наук СССР по комплексной проблеме "История Великой Октябрьской социалистической революции", академику Исааку Израилевичу Минцу.

Вопрос . Вы завершили огромную работу - трехтомник по истории Великой Октябрьской социалистической революции. Расскажите, пожалуйста, как и когда определилась у вас тема этого исследования.

Ответ . В. И. Ленин говорил, что революция - это праздник. Справедливость ленинских слов ощущает, конечно, каждый, что хоть как-то коснулся революции, дышал ее воздухом. Такое не забывается. Праздничный настрой остается на всю жизнь. Я участвовал в гражданской войне. Видел массовый энтузиазм, героизм. Хотелось найти его первопричину. Как политический комиссар того времени, я явственно осознавал колоссальную роль освободительной идеи. Той идеи, что дал нашим людям Великий Октябрь,

стр. 182

Партийная работа в Красной Армии - такова основная причина, породившая и определившая научные интересы. И у меня зародилась мысль, что надо хорошо знать события Октябрьской социалистической революции. Очень хорошо знать!

Эта мысль с годами вызревала все больше и больше. А когда я окончил Институт Красной профессуры и стал историком-профессионалом, то по- настоящему понял, что победа пролетарской революции в России - это грандиозный сдвиг в истории всего человечества, подлинное начало новой эры в жизни всех решительно народов земли. И еще больше укрепилось мое желание изучать Великий Октябрь.

Вопрос . Были, очевидно, у вас какие-то этапы подхода к самой теме?

Ответ . Да, конечно. Первая моя статья по этой проблеме была напечатана к 10-й годовщине Октября в "Правде". В статье рассматривался вопрос о создании революционной армии, армии Октябрьской революции. Затем я много лет работал в редакции "Истории гражданской войны в СССР". По первоначальному проекту этого издания все изложение начиналось с Великой Октябрьской революции. А когда был написан первый том, стало ясно, что нельзя понять Октябрь без Февральской буржуазно-демократической революции.

Февральские же события нельзя понять без первой мировой войны. Потому я занялся изучением империалистической войны 1914 - 1918 гг., истории Февральской революции. И все это время меня не покидало желание написать большую работу об Октябре. В этом желании меня еще укрепил и А. М. Горький. Он познакомился с главами, написанными мною для томов "Истории гражданской войны". Я писал о событиях империалистической войны 1914 - 1918 гг., о ходе октябрьских боев в Питере, Москве...

А. М. Горькому, видимо, понравились эти главы. Он обратил мое внимание "а то, что буржуазные историки уже выпустили в свет многочисленные труды по истории нашей революции. В США вышло двухтомное сочинение Чемберлина. Выходили объемистые работы в Германии. Мутным потоком шла белоэмигрантская литература. А. М. Горький советовал побыстрее завершать "Историю гражданской войны в СССР" и серьезно браться за большое, широкое исследование об Октябрьской революции.

Вопрос . Когда и как вы вплотную приступили к разработке темы?

Ответ . Сразу же после окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году. Период работы в редакции "Истории гражданской войны" был для меня временем подготовки. Я собирал материал. За двадцать лет накопилось много. Задача состояла в том, чтобы организовать, систематизировать, по- новому осмыслить все имеющиеся источники. Разумеется, следовало найти и недостающие звенья. Я продолжал поиски в архивах, в литературе. И, конечно, составил план. С этого, собственно, всегда и начинается работа.

Все зависит от продуманности плана. Правда, по ходу работы его приходится менять. Требуются коррективы, дополнения. Но план всегда должен быть. Он определяет пропорции частей любой монографии, развитие ее основной мысли, последовательность изложения.

Выписки свои организую исходя из плана. Необходимые данные наношу на карточки, которые делаю из четвертушек стандартного писчего листа. Каждой карточке даю название применительно к готовому плану. Во втором томе моей монографии "История Великого Октября" более 5 тысяч сносок. Все они предварительно были расписаны на соответствующих карточках. Кстати, в США я видел исключительно разнообразные формы подготовительных карточек, всевозможные для них конверты, коробки и коробочки. Однако я давно уже убедился, что чем больше вспомогательных средств, тем меньше времени для науки. Ведь непременно запутаешься во всех этих пакетах, ящичках. Для любого исследования в нашей области нужны простые методы.

Вопрос . Чему вы придаете особое значение в историческом исследовании?

Ответ . Прежде всего изучению фактов в тесной связи с основными, ведущими событиями и явлениями прошлого. Добиваюсь расположения материала в строго хронологическом порядке. Иначе есть риск придать какому- то факту несвойственное ему место, неправомерно выделить его из ряда других. Беда, когда один факт заслоняет другие. Вторая важная задача исторического исследования - это поиски закономерностей, обобщений. Нельзя только, скажем, констатировать, что стачки рабочих были осенью 1917 г. и летом того же года. Надо выявить, чем отличались летние забастовки от осенних.

стр. 183

Исключительно много дает историку обращение к Сочинениям В. И. Ленина. Здесь черпаешь самую методологию. Я, например, никогда ничего не пишу, не перечитав соответствующих работ В. И. Ленина. Не следует никогда забывать, что Владимир Ильич не только вдохновитель Октябрьской революции, но и ее организатор. Непосредственный организатор. Главный организатор. Душа и мозг Октябрьского вооруженного восстания.

Наконец, я придаю существенное значение и подаче материала, образности изложения, простоте, доступности. Следует избегать длинных предложений, в которых читателю трудно найти подлежащее или сказуемое. Я сторонник четких, энергичных фраз. Обычно начиная что-либо писать - пусть даже небольшую статью, - предварительно прочитываю произведения кого-либо из классиков художественной литературы. А когда пишу большую работу, то параллельно с конструированием ее перечитываю любимые беллетристические произведения. Обращаюсь к Пушкину, Лермонтову, Тургеневу, Лескову, Салтыкову-Щедрину. Часто прибегаю к Бальзаку, Флоберу, Гёте, не говоря уже о Шекспире - величайшем мастере исторических драм и трагедий. Впечатление от прочитанного остается столь прочное, что уже поневоле задумываешься над собственным стилем, работаешь над ним. Требовательность классиков к языку учит и нас требовательности. Между прочим, у меня есть обыкновение выписывать удачные фразы, точные реплики, пословицы. Накопилось много таких записей, большущая тетрадь. Интересные поговорки, выражения отсюда использую в собственных работах, не забывая, конечно, указывать источник.

Многолетнее общение с А. М. Горьким не могло также не сказаться на моем отношении к языку любого научного трактата. Помню как-то А. М. Горький просматривал рукопись одного из авторов "Истории гражданской войны в СССР". Прочитав только первые страницы, он поморщился. А кончив все, сказал:

- Слишком много тут "вшей" да "ужей".

"В чем дело?" - спросите вы. Да дело в том, что автор, который так раздосадовал Алексея Максимовича, злоупотреблял деепричастиями. На каждой странице у него пестрели слова: "встретивший", "сказавший" и т. п. В другом же случае автор все время "козырял" оборотами: "я уже говорил", "я уже сказал" и т. д. Этот предметный урок со "вшами" и "ужами" запомнился мне на всю жизнь.

Проблемы стиля наших работ по истории меня вообще волновали давно. Однажды я настолько осмелел, что хотел написать статью о стиле Пушкина. Задумал проанализировать "Историю Пугачева" с точки зрения того, как писатель дает здесь характеристику общего положения страны и яркие, красочные характеристики отдельных исторических персонажей. Я подготовил такое сообщение и выступал с ним перед сотрудниками редакции "Истории гражданской войны в СССР". Доказывал тогда, что историку недостаточно привлечь интересный материал. Надо хорошо написать. Так, чтобы все читали. На сем стою и ныне!

Я советую нашим молодым, да и не только молодым, историкам писать так, как писали М. Н. Покровский, В. О. Ключевский - увлекательно, живо, с думой о читателе. Кстати, хочется сказать всем товарищам: избегайте повторений, друзья, не переносите сказанное однажды в свои новые работы.

Конечно, трудно искать и находить новое. Но ведь это прямая обязанность каждого, кто берется за перо, чтобы поведать "своей страны минувшую судьбу". Когда я работал над трехтомной монографией о Великом Октябре, я столкнулся с такой дилеммой: как мне писать о том, о чем я уже однажды рассказал на страницах "Истории гражданской войны в СССР"? И я твердо решил: ничего - решительно ничего! - из ранее написанного не вносить даже в видоизмененной форме в новый текст. Обязательно выявлять новый материал, расширять представления о знакомых сюжетах, искать новые образы, слова, приемы. В какой мере удались мои поиски, судить будет "высший судия" - читатель.

Вопрос . Расскажите, пожалуйста, вкратце о содержании третьего тома вашей монографии.

Ответ . Известно, что том первый посвящен социально-экономическим предпосылкам Октябрьской революции и характеристике революции Февральской. Второй - периоду перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В ней рассматриваются события вплоть до II съезда Советов. Третий же том посвящен

стр. 184

распространению социалистической революции по всей стране. У нас порой забывают, что победа Октябрьского вооруженного восстания и переход власти в руки Советов - это только начало революции. Необходимо отчетливо представлять себе, как устанавливалась Советская власть на территории всей необъятной России. Поэтому в томе III есть большой раздел, в котором дана картина утверждения власти Советов в Москве, на местах, в многомиллионной армии. Значительная часть третьего тома, таким образом, посвящена триумфальному шествию Советской власти. У нас, между прочим, триумфальное шествие многие понимают только как мирный переход власти к Советам, но ведь в этот период были и восстания. Я условно разбил всю страну на 12 районов, связанных какими-то общими признаками: социальными, национальными, историческими традициями и т. д. Даю характеристику каждому такому району, а потом останавливаюсь на особенностях проведения здесь революции. Разумеется, читатель все время будет иметь в виду, что страна в целом была уже готова к такому грандиозному социальному сдвигу. Неправильно думать, что если в каком-нибудь районе не созрели все предпосылки революции, то из-за этого надо было откладывать вооруженное восстание. Нет! И изучать положение на местах нужно не только для того, чтобы ответить на вопрос, созрели ли там условия для революции, но и для того, чтобы отметить особенности общественного развития в данном районе.

Большой раздел третьего тома посвящен "Брестскому периоду". Известно, что В. И. Ленин выделял его как самостоятельный отрезок истории. Я рассматриваю в этом разделе политику Коммунистической партии и молодого Советского государства во всех сферах общественной жизни. Каково было состояние российской экономики в целом; что из себя представляли тогда промышленность, сельское хозяйство, транспорт, финансы, какие мероприятия проводились в области культуры и просвещения.

Новым в III томе будет также специальный раздел, посвященный положению в оккупированных кайзеровскими войсками районах. Обычно когда у нас говорят о триумфальном шествии Советской власти, то почти не касаются вопроса о том, что делалось в зоне, находившейся под пятой иностранных захватчиков, - на Украине, Белоруссии, в Прибалтике и Закавказье. А разве на этой территории не действовали идеи Великого Октября, не шла борьба за них? И еще какая борьба!

Вопрос. В какой степени тема Октябрьской революции может считаться исчерпанной? Освещены ли уже все основные вопросы этой темы?

Ответ . Далеко нет. Я вижу еще безбрежные просторы для новых и новых исследований. Проблема далеко не исчерпана. Наша социалистическая революция охватила огромную страну, населенную примерно 150 млн. человек. Октябрь оказал влияние буквально на весь мир, дал новые импульсы развитию всего человечества. Нельзя найти ни одной страны, которая не испытала бы на себе влияния освободительных идей Великой Октябрьской революции. Естественно, что ряд вопросов просто трудно было изучить. К таким вопросам, скажем, относится национально-освободительное движение. Как тут не вспомнить и про 10-миллионную российскую армию, которая в 1917 г. находилась на фронте и особенно в тыловых гарнизонах. От поддержки этой многонациональной армии зависела судьба нашей революции. А разве можно думать, что переход власти в руки народа был одинаков и на Северном и на Кавказском фронте? Особенно велика была роль местных гарнизонов. Сила большевиков как раз в том и состояла, что они вели огромную работу среди солдатских масс, завоевывали их на свою сторону задолго до Октября.

Из числа проблем, требующих дальнейшего изучения, можно назвать вопрос о деятельности Советов рабочих и солдатских депутатов, Советов крестьянских депутатов. После Февральской революции в России возникло крайне сложное и редкое явление - двоевластие. Власть находилась в руках Временного правительства, но она тогда же находилась и в руках Советов. При характеристике этого положения мы, как правило, ограничиваемся показом власти Временного правительства, подробно рассказываем о его деятельности, доказываем антинародность его законодательства и т. д. Зато работ, посвященных показу Советов как власти, показу деятельности Военных комитетов в армии, новой, истинно демократической власти, у нас мало. Очень мало. В лучшем случае мы ограничиваемся рассмотрением вопроса о продовольственной политике Советов, говорим о борьбе за введение 8-часового рабочего дня, о создании Красной

стр. 185

гвардии. А той гигантской деятельности, которая подготовила Советы к тому, чтобы они взяли всю полноту власти в свои руки, мы почти не рассматриваем.

Мне кажется, что к проблемам, требующим дальнейшего изучения, относится и вопрос о деятельности партии большевиков. Как ни много вышло книг на эту тему, у нас все же нет даже точных данных о численности партии в 1917 году. Я уже не говорю, что недостаточно выявлена огромная работа большевиков по завоеванию самых широких масс на сторону революции, не показано, как блестяще осуществили большевики политику изоляции мелкобуржуазных партий.

Есть еще, разумеется, и другие пробелы. Я хотел бы отметить, что много пишут о теоретической деятельности Ленина, но мало исследуют его организаторскую работу. Мы совершенно справедливо утверждаем, что Октябрь проведен по ленинскому плану, но до сих пор нет настоящего анализа ленинского плана вооруженного восстания.

Здесь названы только некоторые основные проблемы Октября. Нерешенных, неразработанных вопросов еще очень много. Разве можно, например, сказать, что изучена достаточно полно и всесторонне проблема международного положения нашей революции? В какой, собственно, международной обстановке происходила Октябрьская революция? К сожалению, на эту тему серьезных трудов нет. Все, что проделано советскими историками к 50-летию Октябрьской революции, следует считать определенным подведением итогов. Несомненно, это важный процесс. Да, итоги подведены. И потому ясней раскрываются теперь перед нами перспективы дальнейшего изучения победоносной социалистической революции.

Следует учитывать, что дальнейшее изучение проблем Октября диктуется и необходимостью борьбы с фальсификаторами истории. Они активизировались на Западе, особенно в последние годы. Действуют организованно. Имеют свои центры, базы. Книжные рынки США, ФРГ, Франции, Англии и других капиталистических стран буквально наводнены литературной продукцией этих деляг от науки. Они выворачивают историю наизнанку, искажают все события нашей революции. И нам надо знать, какие вопросы подвергаются наибольшей фальсификации. Мы должны разоблачать все происки своих идеологических врагов, должны помочь иностранному читателю узнать всю правду о Советской стране.

Вопрос. Чем объясняется, что ваша первая монография по истории гражданской войны была посвящена изучению английской интервенции и северной контрреволюции? Почему тогда - в конце 20-х и начале 30-х годов - объектом своего исследования вы избрали именно Север?

Ответ . Мое обращение к изучению контрреволюции на Севере было отнюдь не случайным. Если говорить откровенно, мне очень тогда хотелось заняться гражданской войной на Украине, где я начал свою деятельность в рядах Красной Армии, но я боялся, что личные впечатления, личное знакомство с событиями могут оказать какое-то влияние на мою объективность как исследователя. Поэтому я решил начать с района, о котором имел представление только географическое. И я не сожалею о таком шаге. Главным образом потому, что мне пришлось познакомиться с проблемой вооруженной интервенции. Это помогло мне понять идею Б. И. Ленина о том, что без вооруженной интервенции гражданская война в России была бы непродолжительной и не потребовала бы такого напряжения всех сил советского народа. А отсюда, кстати, я перешел к проблематике 1917 года. Вот, между прочим, почему в I и II томах моей монографии об Октябрьской революции так много материала о международном положении. Мне хотелось здесь показать, как обе враждующие группировки - и Антанта и блок центральных держав, - исходя из своих корыстных интересов, боролись против революции, искры которой из России попадали на Запад, падали на хорошо подготовленную почву. Мне хотелось показать, как постепенно, под угрозой дальнейшего развертывания русской революции и для искоренения ее, обе враждующие группировки отложили на какое-то время свои раздоры, чтобы совместно выступить против первого в мире социалистического государства.

Вопрос . Как вы пришли к истории, у кого учились этой науке?

Ответ . Историей как наукой я всегда интересовался и до революции. Но во время революции и особенно во время гражданской войны сама политическая работа в армии потребовала определенной исторической подготовки. Без нее невозможно было разобраться в крайне сложных текущих событиях.

стр. 186

На меня особенно большое впечатление произвела аргументация В. И. Ленина в пользу Брестского мира. Как известно, в статьях той поры Владимир Ильич часто останавливался на событиях прошлого, делал интереснейшие сопоставления, сравнения, извлекал поучительные уроки из истории международных отношений, истории отдельных стран. Вот это-то все и привело меня к решению непременно продолжить свое образование. Я решил заняться историей, и прежде всего революцией, гражданской войной. Стал постоянно следить за литературой, стремился быть в курсе достижений историков. У кого Я учился? Из сказанного ранее многое уже ясно. Методологию, обобщения, анализ общественных явлений я черпал из идейного наследия Маркса, Энгельса, Ленина, из резолюций и решений ЦК и съездов Коммунистической партии. Но нужны были и методика и определенные навыки изучения различных типов источников. Вот этому я учился прежде всего у М. Н. Покровского. От него мы получали, конечно, не мировоззрение. Все те, кто пришел в Институт Красной профессуры, были уже сложившимися марксистами. Но от М. Н. Покровского мы получали систему подбора, обработки и подачи материала. Я вообще придерживаюсь того мнения, что историк складывается из ряда сложных компонентов, что профессия историка очень трудна. Из требуемых для историка компонентов я бы выделил по меньшей мере три основных. Во- первых, историк должен знать, много знать. Во-вторых, историк должен уметь накопленный материал анализировать, освещать теоретически. Без мировоззрения не может быть историка. И, в-третьих, человеку, который посвящает себя нашей науке, надо уметь найденное, изученное и проанализированное довести до сведения широкого читателя. Словом, для овладения искусством исторического исследования нужны, как воздух, три "т": труд, теория, талант. Это не только каламбур. Я полагаю, что для историка необходим прежде всего труд, упорный, систематический. История очень трудоемкая наука. Занятие ею предполагает широкую философскую подготовку, умение обобщать. История, как говорил Пушкин, должна быть результатом "ума высоких наблюдений". Нужны, конечно, способности. Это только три, на мой взгляд, наиболее важных компонента. Нужно живописное слово, как говорил А. М. Горький, имея в виду писателей. Вот М. Н. Покровский был мастером живописного слова. Я часто думал, что если бы он не был историком, то обязательно стал бы писателем. Нам, слушателям Института Красной профессуры, было у кого учиться.

Известную помощь оказал нам В. П. Волгин - чрезвычайно требовательный и очень искусный аналитик. Он занимался наиболее трудной частью истории - анализом общественных идей. С удовольствием могу вспомнить и Н. М. Лукина, который отличался большой требовательностью к своим трудам и серьезные требования предъявлял к нам, своим подопечным.

Вопрос . В ваших исследованиях чувствуется большой интерес к психологии. Как сложился ваш интерес к этой стороне исторического исследования?

Ответ. Началось все с практической работы в армии. Мне хотелось понять, почему наш боец не только пошел за большевиками, дрался за идеи большевиков, но и, когда требовала обстановка, отдавал свою жизнь за эти идеи. Объяснить такое сложное явление общими славами просто-напросто было невозможно. Надо было понять, как классовые интересы проявлялись через мышление того или иного человека, через его психологию. Большую роль играло здесь и непосредственное общение с массами, необходимость отвечать на множество разнообразных вопросов, постоянно что-то разъяснять, растолковывать, убеждать людей.

Позже, когда я уже стал историком, мне несколько раз доводилось разговаривать с Н. К. Крупской. Однажды она обратила мое внимание на то, что во многих работах пишется о массах так, как будто бы они деревянные солдатики. Но надо же знать настроение и убеждения масс. Надо следить за изменением их настроения. Она обратила внимание на искусство партии оперативно переходить, когда это нужно, когда диктуют условия, обстановка, от одного лозунга к другому. Большевики выдвигали лозунги, которые отвечали насущным интересам того или иного исторического момента. Классический пример тому - судьба в 1917 г. лозунга вооруженного восстания.

Не могу не отметить, что отношение к психологии у молодежи, пришедшей в науку без опыта политической борьбы, было уже иным. Появились рассуждения, что изучение психологии масс - это не дело историка. Историки же моего поколения прида-

стр. 187

вали огромное значение именно массовой психологии. В этом смысле благотворное влияние на нас оказали работы Н. К. Крупской по педагогике. Мы очень внимательно их изучали. Под их влиянием мы ввели в Институте Красной профессуры специальный курс психологии и требовали от слушателей ознакомления со всеми положениями этой науки. Вот, собственно, откуда у меня в исследованиях такой интерес к психологии.

Между прочим, проблемы этой науки занимают сейчас видное место на Западе. В университетах США, например, самые большие кафедры - как раз кафедры психологии.

Вопрос . Кроме исследовательской работы, вы всегда занимались и преподаванием. Что дает вам педагогическая деятельность как исследователю?

Ответ . Педагогическая работа приучает ученых доводить до абсолютной ясности те или другие обобщения. В студенческой аудитории я проверяю доходчивость своих мыслей. Если здесь не доходят мои доводы, то я перестраиваю свои характеристики и обобщения. Общение со студентами приучает к простоте, ясности. Если студент невнимателен на лекции, то я не считаю, что всегда виноват он, а полагаю виновным и себя. Почему он невнимателен? Или он устал, или я плохо читаю. Вот тогда я стремлюсь обогатить рассказ историографией вопроса, рисую борьбу мнений вокруг этого вопроса. И такое углубление темы вызывает, как правило, интерес. Иногда я позволяю себе рассказывать какой-либо анекдот, близкий к описываемым событиям, вспоминаю какой-нибудь случай из личной жизни. Общение со студентами - это, таким образом, своеобразная форма проверки не только тех вопросов, которыми мы занимаемся как исследователи, но и тех больших проблем, которые преподаются вообще. Я никогда не читаю одну и ту же лекцию из года в год, когда веду общий курс. Каждый раз я стремлюсь прочитать курс по-новому. У меня нет записей лекций, которые я из года в год мог бы повторять. Я каждый год, например, провожу вводную лекцию. В прошлом году я читал о том, как проблема роли народных масс решалась во всех классовых группировках историков. Потом у меня попросили эту лекцию повторить. Пришлось ее серьезно пересмотреть и добавить новое. Я взял уже не только роль народных масс, но и сделал введение о том, что такое история как наука. И вот это короткое введение стало в моем сознании все более и более разрастаться. Оно требовало какого-то выхода на бумагу. Я набросал план новой работы. Это будет, очевидно, книга в 8 - 10 печатных листов, где я поставлю вопрос о закономерностях в истории, о повторяемости в истории и т. п. Мне мыслится, что я расскажу об историческом подходе к явлениям прошлого, о том, что с марксистской точки зрения важно не только поставить те или иные события в исторические рамки, а показать, как данное явление возникло и как оно развивалось. История ведь - это в какой-то мере и предвидение, нет истории без предвидения. В. И. Ленин указывал, что марксизм требует ставить все вопросы "на ту же историческую почву, не в смысле одного только объяснения прошлого, но и в смысле безбоязненного предвидения будущего..." (В. И. Ленин. Соч. Т. 21, стр. 56).

Вот так из практики преподавания вырастает исследовательская работа. Тут происходит взаимообогащение.

Вопрос . Известно, что вы председатель Научного совета Академии наук СССР по комплексной проблеме "История Великой Октябрьской социалистической революции", член главной редакции многотомной истории КПСС, заведующий кафедрой истории СССР Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина, заместитель председателя правления общества "Знание" (РСФСР), член ученого совета ряда институтов, член редакционной коллегии журнала "История СССР". Как же вам удается организовать свое время так, чтобы всюду успевать, чтобы столь интенсивно отдаваться творчеству? У вас есть, очевидно, какие-то особые методы, приемы работы?

Ответ . Никаких особых приемов нет. Когда задаются такие вопросы, я вспоминаю рассказ из хрестоматии Л. Н. Толстого, изданной им для школьников Ясной Поляны. Лисица, встретившись, с кошкой, рассказывала, какие она применяет разнообразные методы, чтобы спастись, от охотников. Кошка добродушно слушала и заметила, что у нее самой всего лишь один метод. Когда напали охотники, лисица стала применять свои многочисленные методы, кошка же вскочила на дерево и была такова. А лисица стала жертвой охотников. Нет, у меня нет никаких особых приемов.

стр. 188

Еще в сравнительно молодом возрасте я заставлял себя работать ежедневно не менее 5 часов над вопросами науки. Если в какой-то день я не мог выполнить эту норму по каким-либо причинам, то на следующий день работал уже не 5 часов, а 10. Так поступаю и ныне. И этот простейший прием означает, что, сколько бы я ни был занят, я должен выполнить намеченную для себя норму. При любых условиях.

Вопрос . Значит, вы работаете и в праздничные дни и в воскресенья, если не выполнили норму предыдущих дней?

Ответ . Да, конечно.

Вопрос . А когда и как вы отдыхаете?

Ответ . Мой отдых - это художественная литература. Книги любимых авторов я постоянно перечитываю. Слежу за всеми "толстыми" журналами, выписываю "Новый мир", "Москву", "Октябрь" и т. д. Регулярно посещаю театры. Стараюсь не пропустить ни одной новой постановки. Конечно, бываю на выставках, вернисажах. В летнее время меня одолевает "охота к перемене мест". Есть такая таджикская поговорка: "Путешествия продлевают жизнь". И я много путешествую по стране. Почти каждый год плаваю по Волге. Люблю эти красивые места! Исходил я и все Подмосковье. Вообще регулярно занимаюсь ходьбой. Почти ежедневно совершаю хоть небольшие пешие прогулки. Регулярно делаю гимнастику. Увлекаюсь гребным спортом. А в дождливую или холодную погоду переключаюсь на выпиливание. У меня есть специальный станок, набор инструментов. Я делаю вещи, которые могут пригодиться. У меня есть собственного производства полки, рамки, даже целый абажур. Выполняю заказы внука - выпиливаю для него из дерева различные образцы оружия: мечи, сабли, ружья, пистолеты. И такая работа требует внимания. Настоящего внимания. Стоит отвлечься, как ломается пилочка, а для меня это весьма ценная вещь. Поэтому когда я выпиливаю, то стараюсь ни о чем постороннем не думать. Так и отдыхаю.

Пробовал было отдыхать за рулем автомобиля. Несколько лет тому назад окончил школу водителей, получил права. Но оказалось, что во время вождения машины я продолжал обдумывать свои статьи, книги, выступления. Какое же здесь отвлечение? Того и гляди угодишь в аварию. Пришлось бросить это дело. Теперь машина стоит в гараже, а права лежат у меня в кармане.

Для научного работника правильная, рациональная организация отдыха - это дело первостепенное. Думается, я немало успеваю потому, что не забываю и об отдыхе.

Беседу провел А. Б. Мельников


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/АКАДЕМИК-И-И-МИНЦ-ОТВЕЧАЕТ-НА-ВОПРОСЫ-ЖУРНАЛА-ВОПРОСЫ-ИСТОРИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander KlepatskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Klepatski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

АКАДЕМИК И. И. МИНЦ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ЖУРНАЛА "ВОПРОСЫ ИСТОРИИ" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 01.11.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/АКАДЕМИК-И-И-МИНЦ-ОТВЕЧАЕТ-НА-ВОПРОСЫ-ЖУРНАЛА-ВОПРОСЫ-ИСТОРИИ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Klepatski
Arzamas, Россия
971 просмотров рейтинг
01.11.2016 (2704 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
9 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
АКАДЕМИК И. И. МИНЦ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ЖУРНАЛА "ВОПРОСЫ ИСТОРИИ"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android